Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Изобретательство и рационализация в повышении инновационной активности фирмы

irina_k200 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.09.2020
Объектом исследования является компания Tesla inc., одна из новаторских организаций в мире, совмещающей высокие расходы на исследования, разработки и экспериментальные опыты для наращивания экономического потенциала. Предметом исследования является определение роли изобретательства и рационализации в экономической деятельности компании Tesla inc. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд следующих последовательных задач в курсовой работе: 1) Раскрыть сущность изобретательства и рационализации как способов повышения инновационной активности организаций; 2) Раскрыть сущность методов и способов оценки эффективности изобретательства и рационализации в инновационной активности организаций; 3) Исследовать влияние изобретательства и рационализации на инновационную активность компании Tesla inc. и определить их экономическую эффективность; 4) Сформулировать выводы и подвести итоги проведенной работы.
Введение

На современном этапе развития экономики в Российской Федерации все более актуальным ставится вопрос о направлениях и тенденциях инновационного потенциала отдельно или совместно действующих экономических субъектов для достижения устойчивого экономического роста. Таким образом изобретательство и рационализация являются наиболее перспективными и эффективными способами для наращивания конкурентоспособности фирм через снижение себестоимости производимых товаров и услуг, оптимизации производственных и трудовых процессов, повышение эффективности выполняемых операций в различных сегментах и подразделениях фирмы, что в конечном итоге способствует росту чистой прибыли организации, которую в последствии посредством перераспределения внутреннего экономического капитала фирма направляет на последующие модернизацию, реновацию, реконструкцию производственных фондов, разработку инновационных товаров или услуг, а также методов их производства. Учитывая, что изобретательство и рационализация являются не только материальными достижениями совместного приложения человеческих трудозатрат, производственных и денежных ресурсов, а также могут являться предметами интеллектуальной собственности, в данном случае фирм, то спектр их применения в экономической деятельности предприятий крайне широк и применим к различным отраслям производства и воспроизводства экономических благ. Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование сущности изобретательства и рационализации, а также их роли в инновационной активности фирм.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические аспекты изобретательства и рационализации как видов инновационной деятельности фирмы. 1.1 Понятие и сущность изобретательства и рационализации, как способов повышения инновационной активности организаций………………5 1.2 Методы оценки эффективности изобретений и инноваций, как объектов, повышающих инновационную активность организаций…………...9 1.3 Проблематика инновационной активности организаций в РФ………………………………………………………………………………....16 Глава 2. Определение порядка оценки эффективности изобретательства и рационализации в повышении инновационной активности организаций на примере Tesla inc. 2.1 Экономические показатели и характеристика компании Tesla inc…………………………………………………………………………………22 2.2 Порядок и методы определения оценки эффективности инновационной деятельности компании Tesla inc…………………………….26 2.3 Направления повышения инновационной активности организаций в РФ…………………………………………………………………………………29 Заключение……………………………………………………………………….33 Список литературы………………………………………………………………34
Список литературы

1) Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г.№ 127-ФЗ 2) Решение Роспатента и Минпрома России от 25.06.1996 г.№ 6/7 «О Методических рекомендациях по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации» 3) Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О науке и государственной научно-технической политике" 4) Балыбердин В.А., Белевцев А.М., Бендерский Г.П. Прикладные методы оценки и выбора решений в стратегических задачах инновационного менеджмента 5) Белкин В. Н., Лузин Н. А. Совершенствование управления инновационным потенциалом промышленного предприятия. Екатеринбург: Изд-во Ин-та экономики УрО РАН, 2014. 137 с. 6) Джестон Д. управление бизнес процессами. Практические руководство по успешной реализации проектов /Д.Джестон, Й. Нелис. – М.:Символ, 2015. – 512 с 7) Ильин, А.И. Экономика предприятия : учеб. пособие / А.И. Ильин [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2019. 8) Инновационный менеджмент: Учебник для академического бакалавриата / под общ. Ред. Гончаренко. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2015 – 487с. – серия : Бакалавр Академический курс. 9) Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – Москва: Проспект, 2015. – 424с. 10) Карпей, Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства / Т.В. Карпей. - Минск, 2017. 11) Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.:Велби, 2018. 424 с. 12) Лукичева Л. И. Управление интеллектуальным капиталом. М.: Омега-Л, 2010. 239 с. 13) Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под ред. Л.Н. Нехорошевой. - Минск, 2018. 14) Портер М. Передовые подходы к стратегии бизнеса. – М.:Альпина Бизнес – Букс, 2017. – 246 с. 15) Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин. – М.Манн. 2019 – 512 с 16) Руденко, А. И. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / А.И. Руденко. 2-е изд. - Минск: Новое знание, 2018. - 474 с. 17) Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие / под ред. Градова А.П. – Спб, специальная литература, 2018. -572 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изобретательства и рационализации как видов инновационной деятельности фирмы. 1.1 Понятие и сущность изобретательства и рационализации, как способов повышения инновационной активности организаций. Научно-технический потенциал, включая в себя также результат исследований и разработок, измеряется проектным и плановым эффектом завершенных исследований, в первую очередь изобретений и рационализаторских предложений. Изобретением,которому предоставляется правовая охрана, признается техническое решение, являющееся новым, имеющее изобретательский уровень и промышленное применение. Изобретениями признаются технические решения (конструкторские и технологические), рецептуры и химические составы веществ и материалов, новые методики измерений (кроме методов организации и управления, отвечающие следующим критериям: . оригинальности (по сравнению с запатентованными или общественными аналогами, с соблюдением приоритета по авторству патентуемых объектов); . нетривиальности (в том числе основанности на результатах специально приведенных исследований и разработок); . выраженной практической полезностью по четко названным областям применения. Формой охраны собственности на изобретения является патент, который удостоверяет государственное признание новизны технического решения, потенциальной пригодности изобретения для общества и закрепляет за его владельцем (патентообладателем) монопольное право на это изобретение на определенный срок. Право на изобретение охраняется государством и удостоверяется патентом, который подтверждает приоритет изобретения и исключительное право на использование. Патент действует с даты подачи заявки в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь в течение двадцати лет. Заявка на изобретение должна содержать: заявление о выдаче патента с указанием автора (соавторов) изобретения и лица (лиц), на имя которого (которых) испрашивается патент, а также его (их) местожительства или местонахождения;о писание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления; формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании; чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения; реферат. Изобретение является новым, если оно не является частью уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других сферах деятельности. Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы, ему принадлежат личные неимущественные' и связанные с ними имущественные права. Если изобретение, полезная модель, промышленный образец созданы совместным творческим трудом двух и более физических лиц, они признаются соавторами. Расходы на рационализацию и изобретательство включаются в общепроизводственные (заводские накладные) расходы. Для активизации инновационных процессов на предприятии необходимо уделять внимание изобретательской и рационализаторской деятельности. Рационализаторским предложением признается техническое решение, предусматривающее создание или изменение конструкции изделия, технологии производства и применяемой техники, состава материала, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано, а также новое для него организационное решение, дающее экономию трудовых, сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов или иной положительный эффект. Оно должно обладать местной или ограниченной новизной, которая определяется в масштабе предприятия или организации, одной или нескольких отраслей. В федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г.№ 127-ФЗ понятие инновации трактуется следующим образом: инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях . Также в учебном пособии «Менеджмент инноваций и технологий в производственной среде» Шичкова А.Н. понятие инновации трактуется как конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде экономически целесообразного продукта, технологического процесса, организации производства в инженерном бизнесе. В этом смысле инновационный процесс является инструментом для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности инноваторов, имеющих рыночную стоимость, их авторов и возможность отчуждения. В соответствии с организационными условиями развития рационализаторства, определенными Решением Роспатента и Минпрома России от 25.06.1996 г.№ 6/7 «О Методических рекомендациях по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации»: Рационализаторским предложением признается техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано, либо организационное и управленческое решение, направленное на экономию трудовых, сырьевых, топливно-энергетических и других материальных или финансовых ресурсов, а также на улучшение условий труда и экологии. Объектами рационализаторского предложения могут быть: устройство, конструкция изделия, технология производства, способ, состав материала (вещества). Рационализаторское предложение - любое внесенное гражданами предложение по совершенствованию применяемой на предприятии техники и технологии, организации работы и управления предприятием и его подразделениями, являющееся новым и полезным для предприятия, в котором оно подано. Рационализаторским предложением может быть признано техническое, организационное или управленческое решение. Техническое рационализаторское предложение - решение по совершенствованию применяемой на предприятии техники, технологии, изменению конструкции устройств, изделий, состава сырья, материалов (вещества) и т. д. или применение их по новому назначению, улучшающее качество продукции, технологии и т. п. Процесс генерации и подачи новых идей - одна из важнейших составляющих инновационной активности предприятий. Многие передовые организации сегодня имеют механизмы аккумулирования творческих идей и предложений, обеспечивающие вовлечение сотрудников в активную творческую деятельность. 1.2 Методы оценки эффективности изобретений и инноваций, как объектов, повышающих инновационную активность организаций. На этапе разработки изобретений и рационализаторских решений осуществляется оценка их экономической эффективности. Оценка эффективности инноваций должна проводиться на всех стадиях и этапах инновационного процесса – начиная с эскизного проектирования и кончая освоением и реализацией новшеств. Методы оценки и система расчетных показателей для всех стадий и этапов инновационного процесса могут быть одинаковыми, едиными, но исходные данные для расчетов различаются по степени полноты информации, уровню достоверности и неопределенности, разнообразию источников. Это приводит к тому, что показатели эффективности инноваций различаются по уровню точности и объективности. Это дает возможность регулировать инновационный процесс, внося изменения научно-технического, экономического, информационного и аналитического характера. Применяемые в настоящее время методы оценки основаны на соотношении результатов и затрат, т. е. на сопоставлении полученного эффекта и затрат. Соотношение результатов (эффекта) и затрат может быть выражено в стоимостных и натуральных величинах. Отметим, что эффективность в инновационном процессе – это всегда соотношение, относительная величина. При внедрении (реализации) новшеств (инноваций) могут быть получены следующие виды эффекта:10 экономический, научно-технический, социальный и экологический. Каждый вид эффекта характеризуется комплексом показателей. Например, экономический эффект характеризуется прибылью, приростом объема продаж, улучшением использования ресурсов; социальный эффект – увеличением числа рабочих мест, повышением степени безопасности работников, улучшением условий труда; экологический эффект – снижением выбросов в атмосферу и воду вредных веществ, улучшением экологичности выпускаемых новшеств и др. Различают потенциальный и фактический (коммерческий) эффект. В зависимости от временного периода оценивается эффект за расчетный период и годовой эффект. Расчетный период зависит от следующих факторов: продолжительности инновационного процесса, точности исходных данных, срока использования новшеств, ожиданий инвесторов. В настоящее время в практике расчетов эффективности инноваций в основном определяется и учитывается лишь экономический эффект. Другие виды эффекта из-за отсутствия четких методических рекомендаций, недостаточности и недостоверности исходной информации, за редким исключением, количественно не оцениваются. Рассмотрим некоторые методы и систему показателей оценки эффективности инноваций, нашедшие практическое применение. В отечественной практике при оценке инновационных проектов в основном применяют «Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования», утвержденные Госстроем России, Министерством экономики, Министерством финансов РФ и Госкомпромом России, от 31 марта 1994 г., и «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)», утвержденные Минэкономики, Минфином России, Госкомитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике, от 21 июня 1999 г. Эти методические рекомендации предлагают учитывать следующие обобщающие показатели эффективности проекта: народно-хозяйственную экономическую эффективность, бюджетную эффективность и коммерческую эффективность. Народно- хозяйственная экономическая эффективность отражает эффективность инновационно-инвестиционного проекта для всего федерального хозяйства, отдельных его субъектов (регионов) и отраслей. Бюджетная эффективность учитывает влияние результатов реализации проекта на расходную или доходную часть федерального (регионального) бюджета. Коммерческая эффективность оценивает финансово-экономические последствия для предприятий и организаций, участвующих в реализации проекта. В зависимости от значимости, длительности и масштабов инновационного проекта (темы) коммерческая эффективность может быть определена лишь для одного предприятия или научно-производственного комплекса. Например, в тех случаях, когда крупные предприятия, имеющие мощную научно-техническую базу, и научно-производственные объединения могут осуществлять весь инновационный цикл «наука – производство – потребление» без участия других организаций. При оценке экономической эффективности инноваций всех участников, независимо от размера предприятий (научно-производственный комплекс или малая инновационная фирма) и форм собственности, в первую очередь интересует коммерческая эффективность проекта (темы). Это вполне объяснимо с точки зрения финансового положения предприятия (организации), его финансовой устойчивости и в конечном счете его выживаемости. При этом необходимо учесть и следующее: большинство инновационных разработок, осуществляемых на отдельных предприятиях и в организациях, невелики по масштабам, ограничены по объемам затрат (инвестиций) и направлены на создание и освоение новшеств (продуктовых, технологических и др.), нацеленных на рынок. Они в отдельности не могут оказать непосредственное влияние на показатели народно-хозяйственной экономической и бюджетной эффективности, рассчитываемые лишь для крупных инновационных проектов (целевых программ, мегапроектов, международных проектов). Поэтому мы ограничимся рассмотрением показателей, которые применяются (или могут быть применимы) для оценки коммерческой эффективности инноваций. В основе оценки эффективности инноваций, как уже отмечалось, лежит сопоставление эффекта (доходов или денежных потоков) и затрат (инвестиций). Период жизненного цикла инноваций, инфляция, изменения процентных ставок и налогов приводят к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов (денежных потоков). Это требует приведения их в сопоставимый вид. Задача сопоставимости решается приведением затрат и результатов к одному моменту, например, к году начала реализации инноваций. Это называют методом приведенной стоимости,илидисконтированием.Дисконтирование основано на том, что сумма, которая будет затрачена или получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. Дисконтированием учитывается фактор времени. В практике, для того чтобы отразить разность между будущей и текущей стоимостью, используетсякоэффициент дисконтированияа, который рассчитывается по формуле сложных процентов: 17 ?=(1+E/100)t; гдеЕ– норма дисконта (процентная ставка), %;I– порядковый номер временного интервала реализации проекта инноваций. При приведении к году начала реализации инноваций формула принимает следующий вид: ?=1/?(1+E/100)?^t Норма дисконта (дисконтирования)рассматривается как норма прибыли на вложенный капитал, т. е. как процент прибыли, который предприятие (организация) или инвестор планирует получить от реализации инноваций. Норма дисконта иногда в финансовых вычислениях принимается равной банковской процентной ставке. Коэффициент дисконтирования должен учитывать факторы инфляции и риска (научно-технического и коммерческого). Если они не учтены в норме прибыли и процентной ставке, то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 октября 1997 г. «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации» и «Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» факторы риска и инфляции рекомендуется учитывать при помощи расчетов приведенного (скорректированного) коэффициента дисконтирования. Коэффициент дисконтирования с учетом инфляции(но без учета риска) определяется по формуле ?=1/?(1+E/100)?^t гдеЕ– процентная ставка (устанавливается Центральным банком РФ), %;і– темп инфляции на текущий год (устанавливается Правительством РФ), %; – норма дисконта с учетом инфляции. При отсутствии инфляции(і= 0) процентная ставка равна норме дисконта, т. е.Е = Е1. С учетом поправки на риск норма дисконта (Е2) составит: E_2=E_1+P/100 гдеР– поправочный коэффициент, учитывающий риск, %. Величина поправочного коэффициентаРзависит от степени риска (низкий, средний и высокий) и рекомендуется при расчетах в пределах от 3 до 20 %. Общий коэффициент дисконтированияс учетом инфляции и риска определяется по формуле ?_общ=(1+E_2)t В настоящее время для оценки коммерческой эффективности инновации могут быть применены различные системы показателей, основанные на учете дисконтирования и без дисконтирования. К показателям эффективности инноваций без дисконтирования относятся коэффициент эффективности инвестиций, минимальные приведенные затраты, срок окупаемости дополнительных инвестиций и коэффициент сравнительной эффективности. К показателям эффективности инноваций, основанным на учете дисконтирования, относятся чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности и дисконтированный срок окупаемости инвестиций. Вторая группа показателей дает возможность более объективно оценить инновационный проект. Отметим, что в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в зарубежной практике при оценке эффективности инноваций применяются в основном показатели второй группы. Рассмотрим более подробно эти показатели. Чистый дисконтированный доход(ЧДД) представляет собой величину разности результатов (доходов) и затрат (капитальных и текущих) на инновации с учетом дисконтирования. Расчет чистого дисконтированного дохода можно представить в следующем формализованном виде: ЧДД=?_(t=1)^(Т_р)-?(Э_t-З_t)?_t ? гдеЭt– эффект (результаты) вt-м годуЗt – затраты в t-м году, руб; Тр– расчетный период (срок реализации проекта), годы;t– номер временного интервала;at – коэффициент дисконтирования. Инновационный проект экономически эффективен при ЧДД > 0. Чистый дисконтированный доход имеет и другие названия: чистая текущая стоимость (net present value, NPV), чистый приведенный эффект и интегральный эффект. Индекс доходности(ИД) представляет собой отношение разности доходов и текущих затрат к капитальным инновационным вложениям с учетом дисконтирования и рассчитывается по формуле ИД=(?_(t=1)^(Т_р)-?(Э_t-З_t)?_t ?)/(?_(t=1)^(Т_р)-?K_t ?_t ?); Зтек.t– текущие затраты вt-м году руб; Кt– капитальные вложения в инновационный проект вt-м году руб. Инновационный проект считается эффективным рентабельным при ИД > 1. В этом случае сумма дисконтированных текущих доходов по инновационному проекту превышает величину дисконтированных капитальных вложений(инвестиций). Индекс доходности иногда называют так же индексом рентабельности (profitability index, p.i.) или индексом прибыльности. Внутренняя норма доходности(ВНД)(internal rate of return, IRR) – это такая норма дисконта (Евн), при которой величина приведенного эффекта (дохода) в процессе реализации инновации равна дисконтированным капитальным вложениям. Другими словами, внутренней нормой доходности является ставка дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход по инновационному проекту равен нулю. Внутренняя норма доходности или норма дисконта (Евн) определяется по формуле IRR=?_(t=1)^(Т_р)-(Э_t-З_(тек.t))/?(1+E_вн)?^t Внутренняя норма доходности характеризует предельно допустимую величину денежных средств, которые могут быть привлечены предприятием для финансирования инновационного проекта. Проект считается эффективным, еслиЕвн равна или больше ожидаемой инвестором нормы дохода на капитал (нормы рентабельности). При финансировании проекта инноваций за счет кредита банка значение Евн определяет верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки. Расчет внутренней нормы доходности можно использовать в качестве первого этапа количественного анализа инновационных инвестиций. В зарубежной практике по этому показателю выбирают те инновационные проекты, ВНД которых составляет не ниже 15 %. В практике расчетов внутренняя норма доходности встречается и под другими названиями: норма рентабельности, норма возврата инвестиций, внутренняя норма прибыли и внутренняя норма окупаемости. Решение об эффективности инновационного проекта (темы) принимается с учетом значений всех показателей и интересов участников инновационного проекта, а также его социальных и экологических последствий. 1.3 Проблематика инновационной активности организаций в РФ В настоящее время руководством нашей страны в полной мере осознается необходимость перехода России, а, следовательно, и всех промышленных предприятий на инновационный путь развития, им осуществляется ряд практических мер по реализации данного курса. Но, несмотря на все проводимые мероприятия, промышленные предприятия до сих пор не проявили активности в вопросах инновационного развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Инновационный менеджмент, 39 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Инновационный менеджмент, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Инновационный менеджмент, 42 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Инновационный менеджмент, 31 страница
320 руб.
Курсовая работа, Инновационный менеджмент, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Инновационный менеджмент, 36 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg