Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

arina_pal 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.03.2018
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика). Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико- фонематического и грамматического строя речи.
Введение

Актуальность исследования. Расширение запаса слов у детей - одна из важнейших задач воспитания. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И. А. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребёнка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Лексический запас ребенка развивается постепенно в процессе знакомства с окружающим миром и в ходе обоюдного речевого общения с социумом. В процессе неосложненного речевого развития значение слова претерпевает ряд изменений: словарный запас систематизируется и обогащается, лексемы организуются в семантические поля [1]. По данным А.Н. Гвоздева, к старшему дошкольному возрасту у детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т.п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нём представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной [2]. Однако, уровень развития речи старших дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается; у третьих отмечается неточное употребление многих слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Именно поэтому встаёт проблема своевременного выявления особенностей словаря у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Многие исследователи (В. К. Воробьева, Б. М. Гриншпун, Н. С. Жукова , В. Н. Еремина, В. А. Ковшиков , И. Ю. Кондратенко, Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичевева ,С. Н. Шаховская , и др.) выделяют в своих работах , что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в логопедии. Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение (Н.С.Жукова, 1994; Р.Е.Левина, 1986; Л.Ф.Спирова, 1980; Т.Б.Филичева; Г.В.Чиркина, 1999). Трудности, возникающие у детей с общим недоразвитием речи в овладении словарем, тормозят процесс развития связной речи, что ведет к нарушению коммуникативной направленности речи в целом. Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.). Однако эта проблема очень сложна и поэтому нуждается в дальнейшем изучении, что и определило выбор темы данной дипломной работы. Объектом нашего исследования являются особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровень речевого развития. Предмет исследования – процесс формирования активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, III уровень. Проблема исследования представляет собой выявление уровня сформированности активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития и определение оптимальных путей логопедической работы по формированию активного и пассивного словаря у детей данной категории. Гипотеза: Мы предполагаем наличие сложностей формирования словаря у детей с ОНР 3 уровня, которые могут быть с корригированы в ходе специально организованной логопедической работы. Цель исследования изучение состояния активного и пассивного словаря и определение наиболее эффективных мер его формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: Анализ общей и специальной литературы с целью определения методологических положений лежащих в основе нашего исследования по проблеме , активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Исследования состояния активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи . Разработка программ логопедической работы и доказательств её эффективности. Методы исследования В процессе исследования использовались следующие методы: Организационные: сравнительный, комплексный; Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент; Биографические (сбор и анализ анамнестических данных), Метод диагностических заданий (тесты, беседы); Интерпретационные: анализ полученных данных. Теоретическая и практическая значимость Теоретическое значение исследования заключается в обобщении имеющихся материалов по проблеме исследования в специальной педагогике, в выделении развития словаря как одной из задач словарной работы. Практическое значение заключается в разработке и апробации комплекса коррекционно-развивающих игр и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на коррекцию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и активизацию их словарного запаса. Исследование проводилось на базе ГБОУ ЦО № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова города Москвы.В исследовании принимало участие 10 детей подготовительной группы в возрасте 6 лет. Этапы работы: Первый этап – поисково-теоретический. В процессе анализа научной литературы были определены проблема, объект, предмет, задачи, методы, гипотеза. Второй этап – опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал. Третий этап – заключительно-обобщающий. Был посвящен разработке технологии коррекционной работы, письменному оформлению выпускной квалификационной работы. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников информациии приложения. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами и рисунками.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6 1.1. Развитие словаря в онтогенезе 6 1.2. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 14 1.3. Особенности словаря дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 37 1.4. Обзор методик коррекционной работы формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 38 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 47 2.1. Методика констатирующего эксперимента 49 2.2 . Анализ результаты констатирующего эксперимента 61 ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 64 3.1. Организация работы по развитию словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 72 3.2. Результаты контрольного эксперимента ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 128 с. 2. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 2008. – 335 с. 3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ, 2006. – 319 с. 4. Белошеина Е.А. Занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ОНР, ЛГНР) // Ребенок в детском саду. – 2008. - №1. – С. 20-25. 5. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - III уровня. I год обучения. - Волгоград: ИТД «Корифей». -2010, C.-96 6. Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 2007. - С.З07-324. 7. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40 8. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2008. – 144 с. 9. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2006. – 70 с. 10. Волковская Т.Н. Юсупова Г.Х. « Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи» М 2008 - с.35. 11. Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. - М., 2007. – 224 с. 12. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собрание сочинений. – М., 2006. – 208 с. 13. Выготский Л.С. Развитие устной речи.// Детская речь. - М., 2006. Ч. 1. С. 51-78. 14. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.- Центр гуманитарной литературы «Рон», 2006. – 128 с. 15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 2006.-470с. 16. Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007.- 471с. 17. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Практическая психология и логопедия №4, 2006. С. 22-25. 18. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования : межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. – Выпуск 23. – Калининград : Изд-во КГУ, 2009. – С. 56-60. 19. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. – С. 36-38. 20. Елисеева М.Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста. // Логопед в детском саду. М., 2006. - № 1. – 10 с. 21. Жукова Н. С. Логопедия : преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2006. – 320 с. 22. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 2007. – 135 с. 23. Июдина Л. В. Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. В. Июдина // Логопед в детском саду. - 2008. - № 7 - С. 37-43. 24. Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки.//Дефектология. – № 6. – 2007. - С 41 – 48 25. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы.- М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2007- 120 с. 26. Коновалова С. Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / Коновалова С. Н. // Логопед в детском саду. - 2010. - № 6-7. - С. 5-7. 27. Коновалов С. Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / Коновалов С. Н. // Логопедия сегодня. - 2010. - № 3. - С. 16-17. 28. Коррекционная педагогика/Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Наука, 2007. – 269 с. 29. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста, СПб, 2008.- 80 с. 30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб., 2006. — 160 с..( стр.20)http://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml 31. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. Санкт-Петер. И.Союз. 2006, 218 с. 32. Лапковская В.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР / В.П. Лапковская, Н.П. Володькова. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 56с. 33. Лебедева, Л.В. Обучение пересказу детей с ОНР // Ребенок в детском саду. – 2008. - №1. – С. 26-28. 34. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 2008. 35. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов/Л.с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 1. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 680 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. 1.1. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ Исследованием словаря в онтогенезе занимались такие учёные, как Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, А.Н. Гвоздев, А.В. Захарова, Л.Н. Ефименкова и другие. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова и др. Многие исследователи (Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Л.В. Лопатина и другие) отмечают скачкообразное развитие активного словаря, в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением [3]. В онтогенезе речевой деятельности пассивный словарь значительно преобладает над активным и служит пополнению активного словаря за счет актуализации находящихся в его составе слов. Лексический запас ребенка развивается постепенно в процессе знакомства с окружающим миром и в ходе обоюдного речевого общения с социумом. В процессе неосложненного речевого развития значение слова претерпевает ряд изменений: словарный запас систематизируется и обогащается, лексемы организуются в семантические поля. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова считают, что развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления, психических процессов и всех компонентов речи. Формирование начального детского лексикона многосторонне рассматривается в работах таких авторов как М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, А. Н. Гвоздев, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. М. Кольцов, С. Н. Цейтлин. Первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта, с окружающим миром. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно с взрослым, в связи, с этим общение носит ситуативный характер Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова подчёркивают, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей. С окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи обогащения словаря является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. В связи развития лексики зачастую определяется общественной средой, где воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного возраста существенно колеблются.В зависимости от социального уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком. В процессе общения. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова отмечают, что в конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 97 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg