Актуальность исследования.
Расширение запаса слов у детей - одна из важнейших задач воспитания.
Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И. А.
Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребёнка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь.
Лексический запас ребенка развивается постепенно в процессе знакомства с окружающим миром и в ходе обоюдного речевого общения с социумом.
В процессе неосложненного речевого развития значение слова претерпевает ряд изменений: словарный запас систематизируется и обогащается, лексемы организуются в семантические поля [1].
По данным А.Н. Гвоздева, к старшему дошкольному возрасту у детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т.п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нём представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной [2].
Однако, уровень развития речи старших дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается; у третьих отмечается неточное употребление многих слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Именно поэтому встаёт проблема своевременного выявления особенностей словаря у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи.
Многие исследователи (В. К. Воробьева, Б. М. Гриншпун, Н. С. Жукова , В. Н. Еремина, В. А. Ковшиков , И. Ю. Кондратенко, Е. М. Мастюкова,
Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичевева ,С. Н. Шаховская , и др.) выделяют в своих работах , что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.
Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в логопедии.
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение (Н.С.Жукова, 1994; Р.Е.Левина, 1986; Л.Ф.Спирова, 1980; Т.Б.Филичева; Г.В.Чиркина, 1999).
Трудности, возникающие у детей с общим недоразвитием речи в овладении словарем, тормозят процесс развития связной речи, что ведет к нарушению коммуникативной направленности речи в целом.
Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).
Однако эта проблема очень сложна и поэтому нуждается в дальнейшем изучении, что и определило выбор темы данной дипломной работы.
Объектом нашего исследования являются особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровень речевого развития.
Предмет исследования – процесс формирования активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, III уровень.
Проблема исследования представляет собой выявление уровня сформированности активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития и определение оптимальных путей логопедической работы по формированию активного и пассивного словаря у детей данной категории. Гипотеза: Мы предполагаем наличие сложностей формирования словаря у детей с ОНР 3 уровня, которые могут быть с корригированы в ходе специально организованной логопедической работы.
Цель исследования изучение состояния активного и пассивного словаря и определение наиболее эффективных мер его формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Анализ общей и специальной литературы с целью определения методологических положений лежащих в основе нашего исследования по проблеме , активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследования состояния активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи .
Разработка программ логопедической работы и доказательств её эффективности.
Методы исследования
В процессе исследования использовались следующие методы:
Организационные: сравнительный, комплексный;
Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент;
Биографические (сбор и анализ анамнестических данных),
Метод диагностических заданий (тесты, беседы);
Интерпретационные: анализ полученных данных.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическое значение исследования заключается в обобщении имеющихся материалов по проблеме исследования в специальной педагогике, в выделении развития словаря как одной из задач словарной работы.
Практическое значение заключается в разработке и апробации комплекса коррекционно-развивающих игр и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на коррекцию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и активизацию их словарного запаса.
Исследование проводилось на базе ГБОУ ЦО № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова города Москвы.В исследовании принимало участие 10 детей подготовительной группы в возрасте 6 лет.
Этапы работы:
Первый этап – поисково-теоретический. В процессе анализа научной литературы были определены проблема, объект, предмет, задачи, методы, гипотеза.
Второй этап – опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал.
Третий этап – заключительно-обобщающий. Был посвящен разработке технологии коррекционной работы, письменному оформлению выпускной квалификационной работы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников информациии приложения. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами и рисунками.