Глава 1. Значение и функции юридических документов
1.1. Понятие и виды юридических документов
Юридический документ – это имеющий юридическое значение документ, вовлеченный в процесс правового регулирования посредством практической деятельности участников правовых отношений.
Он содержит ряд признаков: регуляция общественных отношений, печатная/электронная форма, соответствие всем правилам оформления документа по юридической технике, обязывающий характер, составляется компетентными лицами, создается в процессе юридической деятельности, данные, значимые для юриспруденции, основание создания и публикации: законодательство РФ, волеизъявление граждан, юридических лиц.
Юридические документы опосредуют все стадии правового регулирования (правотворчество, действие норм права, их реализацию, возложение юридической ответственности).
Понятие «юридические документы» юридическая практика рассматривает с позиции их разнообразного предназначения. Нельзя определить единый критерий их классификации, поскольку их большое количество .
Виды юридических документов:
1. Фиксация фактов-доказательств. Обоснование каких-либо фактов, обладающих юридическим значением, но по своей сущности никоим образом не являющихся юридическими. К примеру, процессуальная документация.
2. Фиксация юридических фактов. Самая многочисленная категория, которая делится на такие составляющие виды документов:
– фиксация фактов, которые определяют правовые статусы (удостоверения личности, паспорта, свидетельства о рождении, браке и т. п.);
– фиксация фактов, которые задают правовой режим (использование земельных угодий для строительства жилого здания или для сельскохозяйственных надобностей);
– фиксация фактов волеизъявления (доверенность, сделка, договор и так далее).
3. Документы с индивидуальными решениями, влекущие последствия, властно-обязательные по характеру. Возникновение, изменение, прекращение прав и/или обязанностей: приказы руководителей, решения ответственных лиц, приговоры судов и тому подобное.
4. Правовая нормативная документация так или иначе содержит в себе правовые нормы. Они устанавливают, видоизменяют или вовсе прекращают действие юридических правил. Создаются только компетентными органами, обязательны к исполнению .
Также можно классифицировать по субъекту, по назначению, способу создания и прочее.
Виды юридических документов в соответствии с субъектом создания делятся на:
– официальные документы (создаются органами государственной власти, реализующими свои властные полномочия);
– неофициальные (создаются частными лицами в рамках компетенции, которую определяют правовые нормы).
В соответствии со своим назначением (выполняемым функциям) юридические документы классифицируют на:
– нормативные документы, включая правовые акты: законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты в виде стандартов, правил, регламентов (могут содержать в себе нормативные предписания длящегося характера, которые направлены на определенную категорию лиц и устанавливают их объективные права и обязанности);
– правоприменительные документы, включая распоряжения и приказы, судебные документы (приговор, решение, определение и др.), постановления органов исполнительной власти (являются средством, с помощью которого уполномоченные субъекты исполняют нормы права; содержат указания на конкретные субъективные права и обязанности определенных индивидуально лиц);
– правоустанавливающие, включая договоры и соглашения, текстовые оферты и акцепты, завещание, нотариальный протест и др. (посредством воли частных лиц определяют или подтверждают их взаимные субъективные права и обязанности);
– инициирующие, включая жалобы, ходатайства, предложения, письма (содержат инициативу уполномоченных субъектов, которые совершают юридически значимые действия);
– организационные, включая должностные инструкции, уставы, штатное расписание (определяют порядок работы предприятий, функциональные взаимоотношения сотрудников и структурных подразделений);
– информационно-справочные, включая справку, служебную записку, акт, протокол (содержат достоверную информацию, которая необходима для совершения определенных юридически значимых действий);
– учетно-расчетные или бухгалтерские документы, включая баланс, платежные поручения, счета-фактуры (с их помощью происходит оформление бухгалтерских операций, что должно соответствовать правилам бухгалтерского учета).
В зависимости от способа создания юридические документы могут быть: рукописными, машинописными, типографскими (печатными), электронными, овеществленными.
В соответствии с доступностью для ознакомления документы могут быть:
– общедоступными (не содержат тайны и предполагают возможность ознакомления с ними неограниченного перечня субъектов);
– различной степени секретными (содержат определенный вид тайны, включая государственную, коммерческую, личную; с ними может быть ознакомлен только строго определенный перечень лиц).
По степени подлинности:
– подлинники (официальные документы), являющиеся первым или единичным экземпляром официальных документов;
– дубликат (повторный экземпляр подлинника, обладающий юридической силой);
– копия (носитель информации, который полностью воспроизводит сведения подлинника, включая все его внешние признаки или часть их; не имеет юридической силы);
– заверенная копия (копия, на которой проставлены необходимые реквизиты в соответствии с установленным порядком, они придают копии юридическую силу) .
Таким образом, правовая, или же юридическая, документация – это бумаги, обязательно включающие в себя правовую информацию. Значение правовых документов состоит в следующем: с их помощью средства правового регулирования становятся объективированными и доступными для других субъектов права, также они позволяют достичь определенности, стабильности в отношениях между людьми, прочности их правового положения и благодаря им юридическим действиям придается официальный характер. Классификация документов призвана объединить все их разветвленное разнообразие в четко структурированные группы, актуальные в любой деятельности, рассматривая с позиции их разнообразного предназначения.
1.2. Функции юридических документов
Функции юридического документа – основные направления воздействия юридического документа на общественные отношения и его внешнее проявления в системе общественных отношений.
Виды функций юридических документов:
1. Общие (присущие всем документам):
– Информационная;
–Историко-культурная (опыт);
–Коммуникативная (средство общения);
–Социальная (удовлетворение социальных потребностей).
Данные назначения показывают общую цель. Информационная функция документа является ключевой. Именно она обуславливает потребность существования категории для хранения, передачи и воспроизведения разной по своему типу информации.
Многие юридические документы используются в юридическом процессе десятки, а то и сотни лет. Это позволяет сделать вывод о том, что документы могут выполнять историко-культурную функцию .
Социальная функция документа подчеркивает его исключительную важность для общества. Иными словами, категория не только координирует социальные отношения, но еще и порождает новые. Таким образом, документ занимает важное место в обществе и государственной деятельности.
Коммуникативная функция свидетельствует о том, что документ является своеобразным примером людского взаимодействия. С его помощью происходит ускоренный обмен информацией любого типа .
2. Частные (присущие большей части документов):
– Политическая;
– Идеологическая;
– Символическая;
– Воспитательная;
– Объяснительная;
– Управленческая;
– Доказательная.
Политическая функцияюридических документов проявляется в том, что они имеют дело с устройствами государственной власти, власти на местном уровне, определяют их задачи и цели, закрепляют основные политические институты. К таким юридическим документам относятся Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, уставы муниципальных образований, международные договоры и иные документы, наполненные юридическим содержанием.
Любое государство имеет определенную идеологию, а юридические документы, которые принимаются участниками юридической практики, проводят в жизнь те или иные идеологические взгляды, убеждения. Юридические документы современной России должны отражать такие идеологические позиции, как гуманизм, справедливость, взаимное уважение, соблюдение основ правопорядка, равноправие и др.
Некоторым юридическим документам участники правовых отношений придают особую значимость, и они приобретают статус символа. Таким образом, можно отметить символическуюфункциююридического документа. Общепринятыми символами в ряду юридических документов являются Конституция РФ, паспорт, удостоверение. Они имеют ценность для каждого человека и несут в себе особый смысл.
Важной функцией является воспитательная функция юридических документов. Воспитательная функция юридических документов состоит в формировании правосознания и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности. Это проявляется в виде профилактического, предупредительного влияния юридических документов на участников юридического процесса.
Объяснительная функция свойственна многим юридическим документам. Например, в исковом заявлении гражданин объясняет, какие факты послужили основанием для подачи искового заявления. Вместе с тем не все юридические документы выполняют объяснительную функцию. Многие из них имеют констатирующий характер .
Управленческая функция проявляется в том, что юридический документ является инструментом управления, способствует координации деятельности членов общества и оптимально ее организует. Наличие этой функции позволяет говорить о правовых актах управления. Такие акты могут исходить как от органов государственной власти и местного самоуправления, так и от иных субъектов управления.
Доказательственная функция юридического документа состоит в том, что он может служить доказательством по делу либо фиксировать доказательства. В том случае, когда какой-либо документ, первоначально не являющийся юридическим документом, вовлекается в юридический процесс в качестве доказательства по делу, он приобретает статус юридического документа. Это могут быть и бухгалтерские, и медицинские документы, которым в соответствии с определенными процедурами придан статус доказательств.
3. Собственно-юридические (характерны только для юридических документов):
–Правоустановительная;
– Правореализационная;
– Правоохранительная;
– Удостоверительная;
– Учредительная;
– Контрольно-надзорная.
Правоустановительная функция юридических документов свойственна нормативным правовым актам. Она заключается в том, что положения федеральных законов и законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов министерств, актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления закрепляют определенные правила.
Правореализационная функция связана с правоустановительной функцией. Юридические документы составляются во исполнение положений, которые закреплены в нормативных правовых актах. Тем самым происходит реализация норм права. Реализация правовых норм ? это практическое осуществление их предписаний в правомерном поведении людей, должностных лиц и других субъектов права .
Реализация права может проявляться в его охране. В связи с этим особую роль приобретаетправоохранительная функция юридических документов. Эта функция реализует основное социальное назначение права ? упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних факторов. Правоохранительная функция юридических документов заключается в том, что, охраняя право, они действуют комплексно. Ряд юридических документов содержит положения по предупреждению правонарушений различного уровня.
Удостоверительная функция заключается в том, что юридический документ подтверждает личность или статус какого-либо лица, удостоверяет определенные события. Такими документами являются: паспорт, свидетельство о рождении. Удостоверение событий, фактов, статуса субъектов, его личности может иметь огромное юридическое значение.
В результате юридической деятельности учреждаются различные организации, поэтому некоторые юридические документы выполняют учредительную функцию. К ним относятся уставы, учредительные договоры, положения о деятельности юридических лиц. Но учредительная функция не является основополагающей для юридических документов. Это в большей степени функция только ограниченного круга документов, но исключаться она из круга функций не должна.
Контрольно-надзорная функция имеет различные проявления. Юридические документы, издаваемые на различных уровнях власти, подлежат контролю со стороны специальных контролирующих организаций, например прокуратуры. Этот контроль позволяет избежать нарушений, которые могут быть в юридических документах. Контролирующие органы в свою очередь также издают юридические документы надзорного характера. Так, прокурор своим представлением может предписать устранить нарушения, допущенные в актах органов государственной или местной власти .
Общая характеристика этапов работы по созданию юридических документов.
Первая стадия – создание юридического документа (сбор необходимой информации, анализ собранных данных, создание проекта будущего юридического документа, согласование юридического документа, доработку и дальнейшее согласование, удостоверение юридического документа, опубликование).
Вторая стадия – исполнение юридического документа (реализация положений юридического документа).
Третья стадия – контроль за исполнением юридического документа (постановка на контроль, проверка своевременного доведения документа до исполнения, предварительный контроль, предупредительный контроль, аналитический контроль, снятие документа с контроля).
Четвертая стадия – хранение документа (при необходимости) .
Таким образом, основные функции юридического документа можно разделить на несколько блоков. В первом собраны целевые назначения, которыми наделены категории любой из существующих отраслей, то есть абсолютно все источники информации. Данный блок имеет название «общие функции документа». Функции, которые выполняются исключительно юридическими документами, носят название собственно юридических функций: правоустановительная, правореализационная, правоохранительная, удостоверительная, учредительная, контрольно-надзорная.
Юридичесие документы создаются и совершенствуются при помощи особого вида техники – юридической.
Глава 2. Особенности юридической техники
2.1. Сущность и принципы юридической техники
Характерной особенностью правовой системы России является активное развитие и совершенствование действующего законодательства, что можно расценивать как одну из основных закономерностей общественного развития. Между тем правовое регулирование может быть эффективно только тогда, когда оно является технически совершенным. Критерием высоких качественных характеристик правовых актов является, с одной стороны, соблюдение правил юридической техники, а также уровень ее подготовленности и богатство ее средств, а, с другой стороны, – умение пользоваться технико-юридическим арсеналом .
Термин «юридическая техника» (от лат. juris – право, techne – искусство, ремесло) представляет собой отрасль знаний о правилах ведения юридической работы и создания в ее процессе различного рода юридических документов.
Данный термин был введен выдающимся немецким правоведом девятнадцатого века Рудольфом фон Иерингом, который посвятил этой теме большое одноименное исследование.
Основной целью использования юридической техники является реализация полного и точного соответствия формы нормативных правовых актов (документов) их содержанию.
К основным принципам юридической техники относятся:
а) общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов);
б) принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений действующего законодательства;
в) принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых правоотношений: адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как официального юридического документа.
Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно, чтобы содержание (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности .
Предметом юридической техники являются наиболее общиезакономерности осуществления юридической деятельности, в процессекоторой составляются юридические документы.
Методология юридической техники – это совокупность исходныхнаучных подходов, способов и приемов исследования юридическойдеятельности, результатом которой является составление юридическихдокументов.
Задачи юридической техники:
1. Структурирование правового материала;
2. Совершенствование языка права и языка законодательства.
Классификация юридической техники.
1. По профессиональному критерию: полицейская, юридическая техника, судебная юридическая техника, следственная юридическая техника, нотариальная юридическая техника и другое;
2. По субъектам юридической деятельности (по наличию властных полномочий): техника властной юридической деятельности (характерна для лиц служащих в государственных органах и наделенных властными полномочиями) и техника невластной юридической деятельности;
3. От ориентации технико-юридических приемов и правил (на внутреннюю и внешнюю стороны):
– Техника совершенствования формы права (языковые, стилистические, графические правила составления документов, способы повышения эффективности юридических процедур, средств обеспечения понятности и доступности права);
– Техника совершенствования содержания права (отвечает за выбор оптимальных средств и способов правового регулирования, адекватное установление предмета регламентации, отсутствие в праве пробелов и коллизий, согласование интересов сторон правоотношения, эффективное разрешение юридических конфликтов;
4. По форме юридической деятельности: письменнаяи устная техника;
5. По юридической природе составляемого акта:техника нормативно-правовых актов и техника индивидуально-правовых актов;
6. По способу издания:техника актов, принимаемых коллегиально (односторонних, совместных (договорных) актов итехника актов, принимаемых единолично;
7. По масштабу действия:техника международных актов,федеральных актов, региональных актов, муниципальных актов, локальных актов;
8. От стадии создания правового акта:техника формулирования идеи акта,техника создания концепции акта,техника осуществления правотворческой инициативы,техника планирования правотворческой деятельности,техника составления текста акта,техника его обсуждения и принятия,техника проведения экспертизы,техника санкционирования, утверждения, регистрации,техника опубликования правового акта, введение его в действие,техника обжалования, опротестования, пересмотра правового акта,техника учета, внесения изменений и дополнений,техника мониторинга правового акта;
9. По отраслевой принадлежности:общая юридическая техника (правила и приемы, применимые во всех отраслях права) и отраслевая юридическая техника (материально-правовая, процессуально-правовая);
10. От содержания юридической деятельности:правотворческая, правоприменительная,интерпретационная,конкретизирующая, систематизирующая,техника невластной реализации права, договорная .
Таким образом, под юридической техникой понимается совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов. Юридическая техника имеет целью оптимальное регулирование общественных отношений, обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала, адекватное словесное выражение воли законодателя. В целом юридическая техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию. Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Овладение ею, профессиональное использование позволяют создать эффективно действующее законодательство.
2.2. Законодательная и правоприменительная техника
В литературе принято подразделять юридическую технику на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.
Законодательная техника включает в себя:
1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.
2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.
3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т.д .
Различают:
а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории –«семья», «жилое помещение», «родители и дети» и прочее;
б) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»;
в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и другое.
Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических конструкций – построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридической конструкцией является юридический состав правонарушения.
К категории средств формулирования норм права относят правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоциональное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн государства, мантия судьи и др.
С точки зрения юридической техники правовая норма должна содержать все ее структурные элементы – гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной, единообразной для применения.
4. Язык и стиль нормативного правового акта, во многом определяющие эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:
а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;
б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например референдум, кредит, конвенция;
в) формулирование норм в форме долженствующе-предписывающего и констатирующе-предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. При этом чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.
5. Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и других соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Между тем международные договоры играют ключевую роль в защите прав и свобод человека.
Данные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.
6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов - их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.