Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Учреждения как субъекты гражданского права

irina_k200 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2020
Объектом исследования является законодательство, регулирующее общественные отношения с участием учреждений. Предметом исследования является правовое регулирование участия учреждений как субъектов гражданского права в гражданских правоотношениях. Задачи: - анализ истории и теории возникновения и развития учреждений; - характеристика учреждений как субъектов гражданских прав и его характеристика; - анализ правоспособности учреждений и выявление его влияния на режим предоставленных ему прав; - разработка классификации учреждений и обоснование ее значения; - анализ правового режима закрепленного за учреждением имущества; - выявление особенностей правового режима имущества, приобретаемого учреждениями от разрешенной предпринимательской деятельности; - установление особенностей гражданско-правовой ответственности учреждения и субсидиарной ответственности их учредителя. Методологическая основа данной курсовой работы составляет общенаучный диалектический метод познания и частно-научные методы: системно-структурный, сравнительно-правовой, технико-юридический, а так же анализ действующего законодательства.
Введение

Актуальность исследования. Переход российского государства к рыночной организации хозяйства вызвал серьезные изменения во всех сферах жизни общества, заставил по-новому взглянуть на правовые формы наиболее эффективного использования таких распространенных организационно-правовых форм юридических лиц как учреждения. Активное вовлечение в гражданский оборот учреждений, которые, с одной стороны, в основном, осуществляют функции некоммерческого характера, а с другой стороны, являются активными участниками имущественного оборота, заставляет по-новому оценивать правовой статус этих субъектов гражданских правоотношений. Учреждение является наиболее распространенной организационно-правовой формой юридического лица и играет весьма важную роль в обеспечении интересов государства и общества. Будучи изначально организацией, нацеленной на решение управленческих задач, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, учреждение становится участником предпринимательских отношений. Цель исследования состоит в выявлении и анализе теоретических и практических проблем правового положения учреждений как субъектов гражданского права, определения условий и возможностей их дальнейшего функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Использования данной организационной формы обуславливает необходимость установить и обосновать для неё оптимальные границы правомочий владения, пользования, распоряжения имуществом; обосновать наиболее целесообразные пределы вмешательства со стороны собственника; определить систему учреждений; попытаться наметить пути разрешения имеющихся проблем; исследовать состояние правовой базы такого регулирования и выработать предложения по совершенствованию гражданского законодательства, определяющего правовое положение учреждений в гражданском обороте
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. Общая характеристика учреждений как участников гражданских правоотношений и их место в системе юридических лиц 5 1.1 История возникновения и развития учреждений как субъектов гражданского права 5 1.2 Понятие учреждения и его признаки как юридического лица 8 1.3 Классификация учреждений и её значение 9 ГЛАВА 2. Особенности правового режима имущества учреждений 12 2.1 Правовой режим имущества учреждений, основанный на праве оперативного управления 12 2.2 Правовой режим имущества учреждений, приобретаемого от разрешенной предпринимательской деятельности 13 ГЛАВА 3. Гражданско-правовая ответственность учреждения 17 3.1 Понятия и основания наступления гражданско-правовой ответственности учреждения 17 3.2 Особенности договорной и внедоговорной ответственности учреждений 22 3.3 Субсидиарная ответственность учредителя учреждений 23 Заключение 27 Библиографический список 28
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) / Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31 4. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 № 223-ФЗ 5. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ 6. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ 7. Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 № 174-ФЗ 8. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ 9. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ 10. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. 11. Александрова Е.А. Казенные учреждения - новый тип государственных (муниципальных) учреждений / Е.А. Александрова. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ. – 2015. – 50-52 с. 12. Андреев В. К. Об автономных учреждениях/ В. К. Андреев. – М.: Российская юстиция, 2007. – 10-11 с. 13. Баранова А.Н., Гусева Т.А. Принудительная ликвидация юридических лиц/ А.Н. Баранова. – М.: Юстицинформ, 2011. – 120 с. 14. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление/ И.А. Василенко. – М.: Издательств Юрайт, 2010. – 416 c. 15. Гусейнова С. Ф. Понятие и признаки конституционно-правовой ответственности /С. Ф. Гусейнова. – М.: Статут, 2017. – 675-677 с. 16. Евецкий, А.А. О юридических лицах/ А.А. Евецкий. – М.: Российское право: образование, практика, наука, 2009. – 879 c. 17. Ершов, В. А. Государственное и муниципальное управление/ В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. – 256 c. 18. Залесский В. В. Новое юридическое лицо (автономное учреждение)/ В. В. Залесский. – М.: Юстицинформ, 2007. – 61-69 с. 19. Иванова С.П., Земляков Д.Н., Баранников А.Л. Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: учебное пособие/ С.П. Иванова – М.: Юстиция, 2018. – 62 с. 20. Микрюков В.А., Микрюкова Г.А. Введение в гражданское право: Учебное пособие для бакалавров/ А.В. Микрюков. – М.: Статут, 2016. – 40 с. 21. Черкун Е. В. Принципы гражданско-правовой ответственности/ Е.В. Черкун – М.: Волтерс Клувер, 2018. – 680 – 682 с. 22. Ячменев, Ю. В. Гражданско-правовая защита имущественных прав граждан и организаций / Ю.В. Ячменев. – М.: ИВЭСЭП, 2015. – 116 c. 23. Ячменев, Ю. В. Гражданско-правовая ответственность/ Ю.В. Ячменев. – М.: ИВЭСЭП, 2016. – 176 c. 24. Кириченко О.О. Казенные, бюджетные и автономные учреждения: сходства и различия /О.О. Кириченко.– М.: Издательств Юрайт. – 2010. – 28-34 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЙ КАК УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 1.1 История возникновения и развития учреждений как субъектов гражданского права Первые исторические упоминания о возникновении учреждений и других некоммерческих лиц можно встретить в памятниках римского права. Понятие «учреждение» было в то время не известно. Для достижения общественных целей и задач в юриспруденции долгое время не существовало самостоятельных организаций: «те или другие цели (призрение бедных, насаждение просвещения и т. д.) могут выходить далеко за пределы индивидуальной жизни определенного физического лица. Позднее это достигается созданием учреждений: для постоянного служения указанной цели назначается имущество и определяются те органы, которые будут эксплуатировать его соответственно назначению. Возникновение учреждений было обусловлено выполнением целей и задач, поставленных собственником. Исследование правового статуса учреждений того времени позволило сделать определенные выводы. Церковные учреждения были наделены имущественной правоспособностью, имели привилегии, приобретали имущество по завещаниям, выступали стороной в суде. Впоследствии правоспособными стали признаваться частные благотворительные учреждения (госпитали, приюты и пр.), которые находились (создавались) под наблюдением церквей. Следующий период, который оказал влияние на последующее развитие учреждений, - период феодальной раздробленности. В этот период крупным феодалом была церковь (выступающая в качестве учредителя (собственника)). Имущество, предоставленное благоугодным заведениям церковью, было неотчуждаемо. Правовое регулирование учреждений в западноевропейском праве (ХП-ХГУ) регламентировалось, преимущественно, каноническим правом. В средневековый период развития юридических лиц, помимо обществ и компаний, стали появляться и развиваться некоммерческие организации. Так, считается, что первый институт был создан в г. Болонья в 1088 г. Он представлял собой корпорацию студентов, которая сама приглашала профессоров, определяла их обязанности и порядок занятий. В дальнейшем по такому образцу были основаны университеты юга Франции, Испании, Италии. Таким образом, уже в Средневековой Европе в имущественном обороте участвовали не только коммерческие, но и не коммерческие лица. Средневековые юристы также не выработали понятие учреждения. Университеты и другие учебные заведения рассматривались в это время в качестве корпораций. Правовой статус высших образовательных учреждений (университетов), их права и обязанности определялись также уставами. В России развитие учреждений происходило сначала под влиянием Византийского права, а впоследствии под влиянием права Германии. Необходимо отметить хозяйственную самостоятельность церковных учреждений. В период феодальной раздробленности самостоятельность учреждений ограничивалась; хозяйственная деятельность учреждений облагалась налогами и некоторыми ограничениями правоспособности по совершению сделок. Представляется возможным сделать вывод о том, что церковные организации фактически являлись самостоятельными субъектами, но вместе с тем имущество принадлежало им на вещном праве, близком к нынешнему праву хозяйственного ведения. Собственником в период феодальной раздробленности был Великий князь, который распоряжался своим имуществом (предоставление земель) по своей воле. С развитием и укреплением российского государства и права в середине XIX века в России появились организации, выполняющие функции, сходные с функциями такой ныне существующей организационно-правовой формы как учреждение. Речь идет, прежде всего, о всевозможных земских учреждениях, получивших свое закрепление в Положении 1864 года; это были местные органы власти, осуществлявшие управление практически всеми сферами жизни населения на местах. Земские учреждения пользовались правами юридического лица. В качестве представителя земских учреждений выступали управы, они могли приобретать и отчуждать имущество, заключать договоры, выступать в суде и т.д. Земские собрания могли назначить способ осуществления той или иной хозяйственной операции, а при отсутствии указаний избрание такого способа предоставлялось самой улраве. Однако, несмотря на все сходства земских учреждений и учреждений настоящего времени, нельзя сказать, что земские учреждения были похожи на такой ныне существующей организационно-правовой формы юридического лица, как учреждение; это только первая попытка создания подобных юридических лиц. Бурное развитие экономики середины - конца XIX в Европе дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке и других. И.А. Покровский писал: «Юридические лица были в течение всего XIX века одной из излюбленнейших тем в цивилистической литературе». В российском законодательстве о юридических лицах XIX столетия учреждения (земские, богоугодные заведения, ученые и учебные заведения) указываются как самостоятельные лица. Наибольший интерес к институту юридического лица проявился к XX веку. Это связано не столько с ростом экономики, хотя это является одной из причин, сколько с расширением вмешательства государства в экономику, усложнением инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности. В связи с этим увеличился объем законодательства о юридических лицах, в результате чего изучению этой проблемы придавалось огромное значение, что в итоге послужило повышению его качества. В нашей стране определение сущности юридического лица осуществлялась середина XX века. Исследованием юридической личности занимались видные ученые в области права Братусь С.Н., Венедиктов A.B., Грибанов B.JL, Иоффе О.С., Красавчиков O.A., Толстой Ю.К. и другие. Социалистический период государственности ознаменовался отменой частной собственности, сосредоточением всего имущества в собственности социалистического государства. Учреждение стало одним из самых распространенных юридических лиц. 1.2 Понятие учреждения и его признаки как юридического лица В соответствии со ч. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Признаки учреждения: ? вид некоммерческой организации; ? обладает правом юридического лица; ? деятельность финансируется собственником (полностью или частично); ? обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество; ? создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера; ? отвечает по обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении; ? собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности имущества учреждения. ? 1.3 Классификация учреждений и её значение Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение. Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Будучи закрепленной законом, она исключает появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение данной классификации, и тем самым препятствует появлению среди участников оборота непонятных, сомнительных образований (типа разного рода "фирм", "центров" и т.п.). Поэтому в интересах всех участников оборота закон устанавливает исчерпывающий закрытый перечень видов юридических лиц, которые могут создаваться лишь в прямо предусмотренных им формах. Во-вторых, такая классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Согласно классификации, предусмотренной ч. 1, ст. 123.22 ГК РФ, среди таких организаций выделаются: ? частное учреждение; ? муниципальное учреждение; ? государственное учреждение. Критерием разделения является статус учредителя (собственника переданного имущества). К первым принадлежат любые частные лица, а ко вторым и третьим публично-правовые образования. Особенности частных учреждений Этот тип организаций не имеет каких-либо больших особенностей, отличающих его от общих положений об учреждении. Оно создается в целях реализации социально-культурных функций. Требования к числу участников также дублируют общие положения и не допускают более одного учредителя. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Если у собственника возникнет необходимость привлечь в частное учреждение дополнительные ресурсы, он может преобразовать его в автономную некоммерческую организацию или фонд. Особенности учреждений, создаваемых публично-правовыми образованиями Такие виды учреждений, как муниципальные или государственные создаются решениями уполномоченных органов власти. В ч. 1, ст. 123.22 ГК РФ, можно рассмотреть категорию «вид учреждения», а так же «тип муниципального или государственного учреждения». Государственное или муниципальное учреждение может быть: ? казенное; ? бюджетное; ? автономное. Казенные учреждения. Определение казенного учреждения дает бюджетное законодательство. Ст. 6 БК РФ понимают под ним организацию, оказывающее государственные или муниципальные услуги, либо исполнение соответствующих функций в целях, связанных с реализацией полномочий публично-правового образования, имеющее бюджетное финансирование. Бюджетные учреждения. Бюджетные учреждения описаны в п. 1 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях». Ими признаются юридические лица, создаваемые публично-правовыми субъектами для реализации полномочий в сферах науки, образования и культуры, а также здравоохранения, соцзащиты, спорта, занятости граждан и в иных сферах, действующие на основании государственных или муниципальных заданий, с правом оказания платных услуг сверх них. Они не вправе распоряжаться недвижимостью и полученным за счет собственника ценным имуществом. Однако, если последнее приобретено на собственные доходы, то оно может быть реализовано. Автономные учреждения Автономные учреждения описаны в ст. 2 и 3 закона «Об автономных учреждениях». Автономным учреждением является некоммерческая организация, созданная публично-правовым субъектом для реализации своих функций в различных сферах, обладающая правом распоряжаться переданным имуществом, за исключением недвижимых вещей и ценных движимых предметов. Правоспособность автономного учреждения предполагает совершение сделок с имуществом собственника. В качестве ограничений выступает недвижимость и ценные предметы. ГЛАВА 2. Особенности правового режима имущества учреждений 2.1 Правовой режим имущества учреждений, основанный на праве оперативного управления Право оперативного управления имуществом — это право осуществлять в установленных законом пределах, в соответствии с целями деятельности владение, пользование и распоряжение заданиями собственника и назначенным им имуществом. Предоставляется казенным предприятиям, учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие имеет право отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за предприятием или учреждением, возникает у последних с момента передачи им имущества. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения. Прекращение права оперативного управления имуществом происходит по основаниям и в порядке, предусмотренным законом для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Оперативное управление — ограниченное вещное право. Характерно только для гражданского права постсоветских стран. Казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. 2.2 Правовой режим имущества учреждений, приобретаемого от разрешенной предпринимательской деятельности Самостоятельное распоряжение имуществом осуществляется в рамках субъективного права оперативного управления. Имущество, находящееся во владении учреждения и приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности, подчиняется особому правовому режиму, исключающему для собственника возможность изымать его и фактически не ограничивающему возможность распоряжаться им самостоятельно. Исходя из содержания, при характеристике названного явления следует отдельно затронуть распоряжение денежными средствами учреждений и иным (натуральным) имуществом. Самостоятельное распоряжение денежными средствами, полученными от приносящей доход деятельности, характеризует правовое положение частных, бюджетных и автономных учреждений (ст. 298 ГК РФ). Доходы, полученные казенным учреждением от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 298 ГК РФ), следовательно, говорить о самостоятельном распоряжении ими нельзя. Относительно средств, полученных бюджетным или автономным учреждением от деятельности, приносящей доход, необходимо заметить, что они находятся в более свободном распоряжении, чем средства, полученные от собственника, во всяком случае, по направлениям использования таких средств законодатель не ставит жестких границ. Вместе с тем Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а для бюджетных учреждений еще и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлен ряд процедурных особенностей заключения соответствующих договоров. Распоряжение иным (кроме денежных средств) имуществом государственными и муниципальными учреждениями, когда оно приобретено от приносящей доход деятельности, подчиняется разным правилам для бюджетных и автономных учреждений. Анализ незначительно отличающихся по содержанию норм ч.1 ст. 298 ГК РФ о распоряжении имуществом с согласия собственника дает основания утверждать, что автономные учреждения распоряжаются любым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доходы деятельности, самостоятельно, а бюджетные, если речь идет о недвижимости, приобретенной за счет доходов от разрешенной деятельности, - только с согласия собственника. Получается таким образом, что руководитель недофинансируемого учреждения получает (в виде стимула к рациональному использованию имущества и иного "коммерческого потенциала" учреждения) расширение компетенции по распоряжению частью имущества учреждения. Зависимость такова: практика недофинансирования учреждений со стороны собственников является причиной допущения возможности осуществлять приносящую доход деятельность, а самостоятельное распоряжение имуществом служит стимулом к экономической эффективности и увеличению числа случаев реализации права на занятие деятельностью, приносящей доход. В соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, полученное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Следовательно, наименование права, возникшего на доходы, - "право оперативного управления".
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
320 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg