Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КРЕДИТ

Ликвидация и реорганизация кредитной организации.

irina_k200 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2020
Цель работы - создание более полного представления о процессе реорганизации и ликвидации кредитных организаций. Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач: - дать определение понятию кредитных организаций; - рассмотреть порядок ликвидации и реорганизации кредитных организаций; - проанализировать особенности прохождения данных процессов в России. Предметом исследования являются правовые отношения, связанные с формированием системы научных воззрений на особенности правового положения кредитных организаций, их места в банковской системе России. Объект исследования — теория и практика функционирования кредитных организаций как субъектов правоотношений, прежде всего гражданских. Правовую основу составляют: - Конституция РФ - ФЗ «О банках и банковской деятельности» - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» - ФЗ «О ЦБ РФ» - ГК РФ и другие. В данной курсовой работе мы рассмотрим такой важный вопрос, связанный с кредитными организациями, как правовой аспект ликвидации и реорганизации кредитных организаций, трудности, связанные с подготовкой и проведением процесса ликвидации кредитной организации, вопросы возникающие при этом. Так же, в курсовой работе была предпринята попытка представить кредитные организации как единую гиперсистему, охватывающую все сферы жизни общества. Это позволяет, с одной стороны, развить у читателей системное мышление, расширить его кругозор, а с другой, сосредоточиться, глубже изучить методику и практику функционирования различных категорий связанных с данным понятием.
Введение

Кредитные организации, прежде всего, банки, являются основой двухуровневой банковской системы России. Именно банки, выступая в качестве финансовых посредников, обеспечивают взаимосвязь финансового и промышленного секторов экономики, предоставляют средства платежа и посредничают в кредите. Это требует разработки гражданско-правовых проблем правового положения кредитных организаций, которые ранее не были объектом комплексного юридического анализа. Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с колебаниями рыночной конъюнктуры, ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг и снижающейся доходностью банковских операций требует от менеджмента профессионализма, уточнения стратегии и тактики, изменения организационного поведения. Банк - это кредитная организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное предназначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Они составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Будучи в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире, имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль. Отечественным банкам не повезло во многих отношениях. На протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. Важнейшим принципом, на котором базируется деятельность кредитных организаций, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. В процессе своей деятельности перед кредитными учреждениями порой встает вопрос, касающийся реорганизации или даже ликвидации. Этому и посвящена данная курсовая работа. В курсовой работе "Ликвидация и реорганизация кредитной организации» наиболее подробно рассмотрены основные понятия, связанные с данной тематикой, а именно: определено понятие кредитных организаций, их виды, порядок их ликвидации и реорганизации, и особенности прохождения данных процессов в РФ. Ликвидация и реорганизация кредитных организации является одной из актуальных тем на сегодняшний день.
Содержание

Введение……….……………………………………………….…………………3 Глава 1. Понятие и виды кредитной организации…………………………………………………………………….….6 Глава 2. Основания и порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации…..………………………………………………………………......10 2.1. Порядок ликвидации кредитных организаций на территории РФ……………………………………………………….………………………...10 2.2. Порядок реорганизации кредитных организаций на территории РФ…………………………………………………………………………………16 2. 3. Несостоятельность как основание ликвидации кредитной организации………………………………………………………………………25 Заключение……………………………………………………………………... 34 Список использованной литературы…………………………………………...38
Список литературы

1. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон Российской Федерации от 18.03.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №43. 2. Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 4 ноября 2019 года. 3. Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" от 27 декабря 2019 года. 4. Федеральный Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 27 декабря 2019 года. 5."Банковское право Российской Федерации: особенная часть" В 2 тт.; т.1. / под редакцией Г.А. Тосуняна. М.: "Юристъ", 2010 - 560 с. 6. Банковское дело: учебник для вузов / ред. О. И. Лаврушин. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2008. - 766 с. 7. Банковское дело: учебник для вузов / ред. О. И. Лаврушин. - Изд. 4-е, стер. - М.: КноРус, 2006. - 766 с. 8. Банковское дело: учебное пособие для вузов / ред. Г. Н. Белоглазова; ред. Л. П. Кроливецкая. - СПб. [и др.]: Питер, 2004. - 374 с. - (Учебники для вузов). 9. Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / Г. Н. Белоглазова; Л. П. Кроливецкая. - М.: Высш. образование, 2008. - 422 с. - (Университеты России). 10. Витрянский В. Банкротство отсутствующих должников и прекращение недействующих юридических лиц: проблемы применения соответствующих законоположений / В. Витрянский // Хозяйство и право. - №2. - 2007. - С. 44-51. 11. Дардик В. Б. Банковское дело: учебник / В. Б. Дардик; Н. В. Кондакова. - М.: КолосС, 2007. - 247 с. - (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). 12. Жарковская Е. П. Банковское дело: учебник / Е. П. Жарковская. - М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003. - 440 с. 13. Ключников М. В. Коммерческие банки: экономико-статистический анализ / М. В. Ключников; Р. А. Шмойлова. - М.: Маркет ДС, 2004. - 245 с.: ил. 14. Лаврушин О. И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие для вузов / О. И. Лаврушин; О. Н. Афанасьева; С. Л. Корниенко; ред. О. И. Лаврушин. - М.: КноРус, 2005. - 256 с. 15. Мальцев А. А. Кредитные организации: ликвидация или банкротство? / А. А. Мальцев; В. Ю. Шипицын // Закон. - №9. - 2005. - С. 26-33. 16.Петрова, Е. А. Особенности банкротства ликвидируемой кредитной организации / Е. А. Петрова // Банковское право. - №1. - 2006. - С.16-20. 17. Пулова Л. В. Процессуальные особенности рассмотрения дел о признании несостоятельной (банкротом) ликвидируемой кредитной организации / Л. В. Пулова // Закон. - №10. - 2007. - С. 109-117. 18. Садвакасов К. К. Коммерческие банки: управленческий анализ деятельности, планирование и контроль / К. К. Садвакасов. - М.: Ось-89, 1998. - 160 с. 19. Тавасиев А. М. Банковское дело: управление кредитной организацией: учебное пособие / А. М. Тавасиев. - М.: Дашков и К', 2007. - 667 с. 20. Ткачев В. Н. Признаки и критерии несостоятельности (банкротства) ликвидируемых и отсутствующих должников как особой категории субъектов конкурсного права / В. Н. Ткачев // Закон. - №7. - 2007. - С. 62-70. 21. Тютюнник А. В. Банковское дело / А. В. Тютюнник; А. В. Турбанов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 607 с.: ил.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие и виды кредитной организации Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Кредитная организация, помимо банковских операций, может осуществлять следующие сделки: 1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; 2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; 4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; 6) лизинговые операции; 7) оказание консультационных и информационных услуг. 8) иные сделки в соответствии с законодательством РФ. Кредитные организации могут подразделяться на банки и небанковские кредитные организации. Банк – это такая кредитная организация, которая имеет исключительное право на основании лицензии Банка России осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц(ст. 1 Закона о банках). Банки можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от осуществляемых банковских операций банки подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные банки выполняют все или большинство банковских операций, предусмотренных законом. Специализированные – предоставляют отдельные банковские услуги (например, ипотечные банки) или обслуживают преимущественно какую-либо одну отрасль экономики (например, земельные банки). В настоящее время в России все банки универсальные. По форме собственности банки делятся на государственные, муниципальные и частные. Необходимо подчеркнуть, что в России сегодня все банки (независимо от формы собственности), кроме Банка России, являются коммерческими, так как основная цель их деятельности – извлечение прибыли. В зависимости от организационно-правовой формы банки подразделяются на акционерные общества открытого типа, акционерные общества закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью. Большинство банков в настоящее время функционируют в форме акционерных обществ. С точки зрения величины собственных средств различаются банки мелкие, средние и крупные. Однако данный критерий является субъективным, так как объективных критериев в России официально не установлено. Банки можно классифицировать и по иным основаниям: например, региональные (действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ) и федеральные (действуют в большинстве или во всех субъектам РФ); российские (зарегистрированы в Российской Федерации) и иностранные (зарегистрированы в ином государстве), и т. п. Небанковская кредитная организация – это такая кредитная организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ч. 1 ст. 5 Закона о банках. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. На данный момент Банк России своими нормативными актами допускает существование двух видов небанковских кредитных организаций: 1) депозитно-кредитных НКО; 2) расчетных НКО. Депозитно-кредитные НКО могут осуществлять только следующие виды банковских операций: – привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); – размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; – купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (только от своего имени и за свой счет); – выдача банковских гарантий. Расчетные НКО могут осуществлять только следующие банковские операции: – открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; – осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; – инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; – купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме; – осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредители кредитной организации – физические лица должны быть: – право– и дееспособными; – иметь достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации. Финансовое положение физических лиц – учредителей кредитной организации определяется в соответствии с Положением Банка России от 19 апреля 2005 г. № 268-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц – учредителей (участников) кредитной организации». Учредитель кредитной организации – юридическое лицо должен: – иметь устойчивое финансовое положение; – иметь достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации; – осуществлять деятельность в течение не менее трех лет; – выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и соответствующим местным бюджетом за последние три года. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, осуществляет взаимодействие по вопросам их государственной регистрации с Федеральной налоговой службой, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, ведет реестр выданных лицензий, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций. Глава 2. Основания и порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации 2.1. Порядок ликвидации кредитных организаций на территории РФ Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация, которая не способна выполнять требования кредиторов, как правило, подлежит ликвидации. Под ликвидацией понимается прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей другим юридическим или физическим лицам. В соответствии с ч.2 ст.23 Закона о банках кредитная организация может быть ликвидирована: - по инициативе её учредителей (участников); - по инициативе Банка России. - по решению суда. Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании статьи 20 настоящего Федерального закона принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Ликвидация кредитной организации по инициативе её учредителей (участников) является добровольной формой ликвидации. Процедура добровольной ликвидации кредитной организации начинается с того, что совет директоров / наблюдательный совет (если это акционерное общество) или орган исполнительной власти (если это общество с ограниченной ответственностью) выносит на решение общего собрания участников (акционеров) кредитной организации вопрос о её ликвидации для принятия такого решения и назначения ликвидационной комиссии. Общее собрание участников (акционеров) кредитной организации принимает решение о её добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (п.2 ст.21 Закона об акционерных обществах, п.2 ст.57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; в случае добровольной ликвидации кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью такое решение может быть принято и по предложению участника кредитной организации; см. ч.1 п.2 ст.57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Об этом незамедлительно в письменной форме сообщается в Банк России, который должен внести в Книгу государственной регистрации кредитных организаций запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации (п.1 ст.62 ГК РФ). Принятие этого решения входит в исключительную компетенцию общего собрания участников (акционеров) кредитной организации (п.3 ст.48 Закона об акционерных обществах; пп.11, 12 ст.33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Решение о добровольной ликвидации кредитной организации и о назначении ликвидационной комиссии принимается: -при ликвидации кредитной организации в форме акционерного общества - большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п.4 ст.49 Закона об акционерных обществах); -при ликвидации кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью решение о ликвидации принимается всеми участниками общества единогласно, а решение о назначении ликвидационной комиссии - простым большинством голосов, если иное (квалифицированное большинство и т.п.) не установлено Уставом общества (п.8 ст.37 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Т.е учредители (участники) кредитной организации, которые приняли решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов. Первое действие ликвидационной комиссии состоит в публикации в "Вестнике Банка России" сообщения о ликвидации кредитной организации, о порядке и сроке заявления требований её кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Затем ликвидационная комиссия выявляет кредиторов организации и в письменной форме уведомляет их о ликвидации кредитной организации, а также устанавливает дебиторскую задолженность кредитной организации (п.1 ст.63 ГК РФ). После окончания установленного срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс выносится на рассмотрение общего собрания участников (акционеров) кредитной организации и по согласованию с Банком России утверждается. Если у ликвидируемой кредитной организации окажется недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, то имущество этой организации будет продано ликвидационной комиссией с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса и в соответствии с ним ликвидационная комиссия начинает выплачивать денежные суммы кредиторам кредитной организации в порядке очерёдности, установленном ГК РФ (пп.1-4 ст.63). Добровольная ликвидация кредитной организации завершается тем, что Банк России на основании ходатайства кредитной организации принимает решение аннулировать её лицензии на осуществление банковских операций. Затем кредитная организация в течение 15 дней с момента принятия этого решения возвращает указанную лицензию в Банк России. После этого Банк России аннулирует запись о регистрации ликвидируемой кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций и в месячный срок публикует сообщение об этом в "Вестнике Банка России". С внесением указанного изменения в Книгу государственной регистрации завершается процедура ликвидации кредитной организации, и она прекращает своё существование, т.е. перестаёт быть участником гражданского оборота (ст.23 Закона о банках). Согласно Гражданскому кодексу и специальному банковскому законодательству РФ, основаниями для обращения Банка России в суд и принятия судом решения о ликвидации кредитной организации могут быть: - выявленные нарушения закона или иных правовых актов, допущенные при создании кредитной организации, если эти нарушения носят неустранимый характер (например, установление недостоверных сведений, на основании которых была выявлена лицензия; п.2 ст.61 ГК РФ); - осуществление кредитной организацией банковских операций, на выполнение которой у неё нет соответствующей лицензии банка России (ч.7 ст.13 Закона о Банках; п.4 ст.75 Закона о Банке России); - выполнение кредитной организацией деятельности, запрещённой законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (п.2 ст.61 ГК РФ); - неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ в соответствии с федеральным законом; - невыполнение кредитной организацией, действующей в форме общества с ограниченной ответственностью, требования ст.7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. В соответствии с п.3 этой статьи, если число участников общества превысило 50, то оно должно преобразовываться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если это требование не будет выполнено в указанный срок или число участников не уменьшиться до 50, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России; - нарушение требования ст.23.1 Закона о банках. Согласно этой статье, в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, должна быть создана в течение одного месяца ликвидационная комиссия (или в отношении её должны применяться процедуры банкротства). Если эта норма не выполняется, то Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от её финансового состояния. Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. 2.2. Порядок реорганизации кредитных организаций на территории РФ Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что требует от менеджмента высокого профессионализма, уточнения стратегии и тактики, изменения организационного поведения. Можно выделить причины, побуждающие кредитные организации к реорганизации. К числу таких причин нужно отнести глобализацию экономики, ужесточение требований органов надзора во всем мире к капитальной базе кредитных институтов и оценке ее достаточности, амбициозность намерений собственников, побуждающих менеджмент проводить агрессивную политику, направленную на завоевание конкурентных преимуществ. Эти и некоторые иные причины дают импульс развитию процессов, связанных с реорганизацией. В нашей стране реорганизация кредитных организаций в форме слияния и присоединения осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственной регистрации юридических лиц", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), "О банках и банковской деятельности", Инструкцией Банка России "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" № 75-И; организаций, находящихся в процессе реорганизации,- с учетом норм Положения № 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения", Инструкцией Банка России № 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации", учредительными документами банка и нормативными актами Федеральной антимонопольной службы. Банк России, рассматривая вопросы о реорганизации кредитных организаций (слияние или присоединение) требует представления согласия антимонопольного органа на проведение сделки. Антимонопольный контроль позволяет установить, приведет ли сделка к доминированию вновь созданной кредитной организации на рынке банковских услуг или ограничению конкуренции. В российском законодательстве, к большому сожалению, понятие "реорганизация" не раскрывается, в нормативных актах выделены лишь формы ее проведения. Например, в ГК РФ, федеральных законах и инструкциях Банка России есть указания на то, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Согласно законодательству реорганизация кредитной организации в форме слияния или присоединения рассматривается в качестве меры предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Очевидно, что такая реорганизация проводиться не только как принудительная мера воздействия со стороны органа надзора, но и осуществляться по инициативе собственников коммерческого банка, о чем свидетельствуют международный опыт и российская практика. Под реорганизацией следует понимать изменение структуры организации при сохранении направленности ее развития. В банковской системе реорганизация - это изменение организационной структуры и юридического статуса коммерческого банка при условии сохранения выполняемых им функций и операций. В России реорганизация кредитных организаций проходит, как правило, в форме присоединения, хотя законодательством предусмотрены и иные формы. В зарубежной практике наряду с термином "слияние" используется термин "поглощение", указывающий на недружественный, насильственный характер реорганизации. В Федеральном законе "Об акционерных обществах" определено, что под слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением деятельности последних. Присоединение - это прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу - присоединяющему. Иными, при слиянии оба банка перестают быть юридическими лицами, на их базе создается новая организация; при присоединении один из банков сохраняет свой юридический статус. При реорганизации в форме слияния юридические лица считаются реорганизованными с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. С правовой точки зрения слияние двух и более юридических лиц представляет собой такой процесс взаимоотношений между ними, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической и применительно к банковскому сектору это будет означать появление нового банка вместо двух или более ранее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новый банк должен пройти государственную регистрацию и лицензирование. В отличие от этого присоединение одного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому лицу (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения - переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; с организационно-экономической точки зрения применительно к банковскому сектору - аннулирование лицензии присоединяемого банка (банков) и его (их) ликвидация как самостоятельного юридического лица (лиц) и одновременно сохранение присоединившего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии, с экономической (финансовой) точки зрения суть слияния банков и присоединения банка к другому банку одинакова - укрупнение банков в форме централизации банковских капиталов (данный процесс часто называют концентрацией капитала, но это неверное употребление термина). К общим процедурным характеристикам процессов реорганизации банков можно отнести следующие положения. При реорганизации, которая предполагает создание нового банка (банков), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ему (им) новой лицензии. При этом он принимает во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные банки. К новому банку обычные для вновь создаваемых банков требования к размеру уставного капитала не предъявляются: 1. Если участниками нового банка становятся прежние участники реорганизуемых банков и их вклады в уставный капитал в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, то Банк России не будет дополнительно проверять, правомерно ли были оплачены эти вклады. 2. Документы, необходимые для государственной регистрации нового банка, представляются в территориальное учреждение Банка России, как правило, в течение 1-го месяца со дня принятия решения о реорганизации банка. За регистрацию банка, созданного в результате реорганизации, взимается сбор в размере 0,01% от объявленного уставного капитала. Если на основе реорганизующегося банка открывается филиал, сбор за его открытие составляет сумму, равную 100 МРОТ. 3. Перерегистрация внутренних структурных подразделений, располагающихся вне мест нахождения головных контор реорганизующихся банков (операционных касс вне кассовых узлов, обменных пунктов, дополнительных офисов), во внутренние подразделения нового банка проводится по его заявлению без повторного направления в Банк России документов, представлявшихся ранее для открытия указанных подразделений. 4. Банкам, которые реорганизуются рекомендуется принять на общем собрании участников каждого из них решение о назначении аудиторской фирмы (аудитора), который будет контролировать соответствие проведения процедур реорганизации требованиям законодательства. Аудиторская фирма (аудитор), в частности, может готовить к совместному общему собранию участников реорганизующихся банков отчеты о прибылях и убытках банков, заключения о возможности выполнения пруденциальных норм деятельности и о соответствии законодательству проведенных банками реорганизационных процедур. 5. Информация о реорганизации банков публикуется в "Вестнике Банка России". В Положении Банка России № 12 обозначены следующие основные этапы реорганизации банков в форме слияния или присоединения: 1. подготовка договора о слиянии или присоединении; 2. уведомление территориального учреждения (учреждений) Банка России о предстоящем слиянии или присоединении; 3. проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков; 4. проведение общих собраний участников реорганизующихся банков;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Кредит, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Кредит, 55 страниц
660 руб.
Курсовая работа, Кредит, 27 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg