Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные положения

irina_k200 120 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 12 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2020
Проблемы финансирования образования, размера зарплат учителей, дошкольного образования и обучения в сельских школах, вопросы о качестве обучения, - это вопросы даже не современности, их решают уже не один год. Нужно развивать современные технологии, дабы не проиграть международную конкуренцию и не провоцировать отток из России самую большую ценность – интеллектуальный и человеческий потенциал. Поэтому новая образовательная политика нужна России как воздух. А обеспечить ее может только закон. Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого. Положения закона РФ "Об образовании" касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. Закон не только сохраняет существующие государственные гарантии прав граждан на образование, но и создаёт новые. В нем нашли отражение лучшие образовательные практики и технологии, а также международный опыт.
Введение

29 декабря 2012 года был принят Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ. В силу он вступил 1 сентября 2013 года. Исключение составляет ч. 6 ст. 108, вступившее в силу со дня официального опубликования закона. Положения, касающиеся изменений в вопросах финансирования, вступили в силу с 1 января 2014 года. Тема принятия нового закона в сфере образовании интересна и актуальна. Ведь необходимость его принятия появилась уже давно. Вообще идея совершенствования любого законодательства возникает из изменяющихся жизненных реалий. Одним словом, всему виной прогресс. И сфера образования не исключение. В последнее десятилетие законодательная база Российской Федерации стала сильно отставать от правоприменения. Система развивалась, возникали новые институты и модели взаимодействия между участниками образовательных отношений. Законы за этим не поспевали. Действовавший закон не позволял развивать систему в целом, можно сказать, даже играл негативную роль из-за содержащихся в нем неоправданных барьеров. Особо явственно эта проблема обозначилась в период реализации национальных проектов в сфере образования. Как следствие, большое количество внесенных в действующий Закон об образовании изменений привело к кардинальному изменению его концепции.
Содержание

Введение 3 1. История закона «Об образовании 4 2. Обзор закона и его новшеств 5 2.1. Об основных определениях и понятиях 5 2.2. Задачи и принципы закона 8 2.3. Уровни образования 8 2.4. Формы получения образования и формы обучения 10 2.5. Информационная открытость образовательной организации 10 Заключение 11 Список используемой литературы 13
Список литературы

1. Белогубова Н. Ф. Доклад на тему «Закон об образовании в РФ» // Интернет ресурс: nsportal.ru 2. Вавилова А.А. Комментарий к основным положениям Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Нормативные документы образовательного учреждения. — 2013. — №4. — с. 3—4. 3. Марина Лукашевич. Новый закон об образовании: секреты и слагаемые юридической техники//Интернет ресурс: raspinews.ru 4. Усанов В.Е. Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (поглавный) . — Институт научной и педагогической информации Российской академии образования, Москва, 2013. — 475 стр 5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Интернет ресурс: ivo.garant.ru
Отрывок из работы

1. История закона «Об образовании» Первые указы, регулирующие сферу образования, появились в Российской империи в XVIII веке. Открывались новые для нашей страны учебные заведения: университеты и корпуса, училища и школы. Все это требовало особого законодательного управления. Образование было преимущественно сословным, платным и позволить его могли лишь немногие граждане России. Переломными стали 20-е годы XX века, когда в Конституции нового советского государства впервые было провозглашено всеобщее право на бесплатное образование. Статья 45 утверждала обязательное среднее образование молодежи, развитие профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, развитие заочного и вечернего образования, предоставление государственных стипендий и льгот, бесплатную выдачу школьных учебников и пр. Несколько десятков постановлений советского правительства регулировали разные сферы педагогической и управленческой деятельности на всех уровнях. При этом СССР добился значительных успехов за несколько десятков лет: в стране почти 100% грамотность населения и одна из лучших систем образования в мире. Образование в новой России регулировалось законом «Об образовании», который был принят в июле 1992 года. Чуть позже, в 1996 году, вышел и другой закон — «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для своего времени эти документы считались весьма прогрессивными: образовательные учреждения получили свободу, избавились от «штампованных» советских программ. Но почти за 20 лет законы неоднократно «перекраивали»: с 2002 года было внесено более 200 поправок, объем которых превзошел текст самих документов. По мнению экспертов, существующие законы устарели и перестали соответствовать преобразованиям в стране, особенно после вступления России в Болонский процесс. В результате рабочая группа под руководством Минобрнауки подготовила первый вариант закона «Об образовании в Российской Федерации». Исходный текст был опубликован в мае 2010 года на сайте Министерства образования и науки РФ и обсуждался среди образовательного сообщества в течение полугода в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе и Союзе ректоров России. Отредактированный вариант законопроекта решено было открыть для общественного обсуждения на специальном сайте (zakonoproekt2010.ru). В результате обсуждение документа растянулось на несколько лет. К авторам документа с поправками обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных обращений. 31 декабря 2012 года, спустя почти три года, новый закон был официально опубликован. В силу он вступит с 1 сентября 2013 года. 2. Обзор закона и его новшеств Текст представлен в 111 статьях, которые объединены в 15 глав, многие положения которых являются новшествами в сфере образования. Глава 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" посвящена определению общих положений законодательства об образовании - описывает предмет регулирования закона, содержит ключевые понятия, принципы правовой политики в сфере образования, фиксирует право на образование, распределяет полномочия в сфере образования и т. п. 2.1 Об основных определениях и понятиях Новый закон вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий. В ст. 2 Закона "Об образовании в Российской Федерации" образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, вводится новое понятие уровня образования – это завершенный цикл образования, характеризующийся единой совокупностью требований. Выделение уровней образования становится основой для пересмотра типологии и видологии образовательных организаций. В Законе "Об образовании в Российской Федерации" даются определения как образовательной программе, так и примерной основной образовательной программе. При этом примерные условия образовательной деятельности включают в себя примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы, что имеет ключевое значение в условиях новых механизмов финансирования. Статьей 2 вводится понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Другими словами, для отнесения ребенка к обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) необходимо дождаться решения компетентной комиссии. В законе приводится большое число понятий, непосредственно связанных с организацией образовательного процесса, – учебный план (с учетом возможного модульного построения обучения), индивидуальный учебный план, практика, профиль образования, средства обучения и воспитания, инклюзивное образование, а также адаптированная образовательная программа (программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ). Одним из принципиальных определений закона можно считать понятие качества образования. Качество образования понимается как степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) и федеральным государственным требованиям (далее – ФГТ), а также (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Таким образом, принят двоякий подход к качеству – с одной стороны, качество понимается как соответствие ФГОС и ФГТ, официально принятым, отражающим позицию профессионального разработчика в вопросах качества образования. С другой стороны, качество понимается как удовлетворенность потребителя полученным образованием – устраивает ли обучающегося, его работодателя то образование, которое было получено, соответствует ли оно их субъективным целям и ожиданиям. Помимо собственно образования, в законе определяется такая сопутствующая услуга, как присмотр и уход за детьми. Это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Данное определение является значимым для организаций, осуществляющих не только образовательную деятельность, но и оказывающих услуги по содержанию ребенка (теперь – присмотр и уход). Оно будет учитываться в ходе выбора методики расчета нормативных затрат на оказание соответствующей услуги. Важнейшие понятия закона – организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Новый закон, как и старый, исходит из того, что образовательная деятельность должна осуществляться некоммерческими организациями. Ранее терминология была довольно простой – были образовательные учреждения (как основной вид образовательных организаций) и образовательные организации иных организационно-правовых форм, которые должны были работать по тем же правилам. Сейчас, в первую очередь, учитывается различие организационно-правовых форм образовательных организаций. В качестве родового вводится понятие образовательной организации, к которому относятся и образовательные учреждения, и автономные некоммерческие организации, фонды и иные некоммерческие организации, которые ведут образовательную деятельность. Согласно закону образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, т. е. требование о некоммерческом характере организации, а также о том, что образование должно быть основной целью ее деятельности – сохранено. Именно регулированию правового статуса образовательных организаций и посвящено подавляющее большинство норм закона. Отдельные нормы посвящены конкретно образовательным учреждениям (т. е. распространяются только на них, и не распространяются, например, на фонды), однако таких норм крайне немного. Закон учитывает и современные реалии, в частности, тот факт, что большие образовательные ресурсы сформированы у коммерческих и иных организаций, которые в качестве основного вида деятельности имеют не образование, а что-то другое. Например, на базе современных производств профессиональное обучение, повышение квалификации может быть зачастую куда эффективнее и современнее, чем на базе образовательных учреждений с устаревшей материально-технической базой, в отсутствие владеющих современными технологиями специалистов и т. п. Кроме того, закон вводит новое понятие организации, осуществляющей обучение. Это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности. Вместе с тем далеко не любую образовательную деятельность разрешено вести организациям, осуществляющим обучение, – отдельным видам организаций разрешено реализовывать вполне конкретные программы. Так, коммерческие структуры ограничены профессиональным обучением и дополнительным образованием, а также дошкольным, и не могут открыть, например школу. Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, называются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. При этом к таким организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. Законом разделяются понятия «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования». Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Второе понятие шире, к участникам отношений в сфере образования относятся участники образовательных отношений, а также, помимо них, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения. 2.2. Задачи и принципы закона Основные задачи нового закона об образовании: Создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики; Расширение образовательных возможностей граждан; Комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; Обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 12 страниц
230 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 19 страниц
90 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 19 страниц
190 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 14 страниц
140 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 17 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg