Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Понятие правовых режимов информации

irina_k200 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2020
Цель исследования. Целью исследования является разъяснение теории правового режима информации, для того чтобы сформировать концепцию правового режима информации. Так же в работе целью являлось провести параллель между правом и информацией, понять то, как они влияют друг на друга, и как это отображается в правовом режиме. Так же были сформированы следующие научные задачи, которые позволяют определить структуру работы: • определить границы информации в нормативно-правовых актах; • определить роль информации, выступающей как объект правоотношений; • определить свойства информации, влияющие на общественные отношения, где информация выступает как объект; • обозначить содержание правового режима информации; • классифицировать правовые режимы информации; • характеризовать в общих чертах правовые режимы информации; Объект исследования: информация, являющаяся объектом общественных отношений. Предметом исследования: законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты, документы, которые контролируют общественные отношения, где информация выступает объектом. Методологическая основа: общенаучные методы познания, юридические методы познания. Теоретическая основа исследования: Теоретическая основа была сформирована из работ в области общей теории права российских ученых, таких как: А.Б. Агапов, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С. Вельский, А.Б. Венгеров, А.П. Герасимов, В.Б. Исаков, А.П. Крамолицкий, Б.П. Курашвили, В.В. Лазарев, A.B. Малько, Н.И. Матузов, Л.А. Морозова, С.М.Петров, А.С.Пиголкон, , В.Б. Рушайло, М.С. Студеникина, Б.Н. Топорнин, Л.С. Явич и другие ученые. Эмпирическая база: Конституция Российской Федерации, а также федеральные конституционные законы, подзаконные нормативные правовые акты в части, законодательные и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые затрагивают информационную сферу. Теоретическая значимость: развитие теории информационного права, углублении и структуризация знаний о правовых режимах информации. Практическая значимость: возможность применить результаты для улучшения законодательства, затрагивающего информацию. Так же результаты можно использовать в учебном процессе. Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Введение

Актуальность исследования. Данная тема является достаточно актуальной, так как информация и технологии, связанные с ней, право на информацию, все эти понятия тесно связаны с нашей жизнью. Все технологии в области телекоммуникаций способствую более обширному распространению информации, которая на данный момент сильно влияет на общество во всех его сферах. Так как информация особенно сильно влияет на общество, то для государства информация является главным ресурсом. А главное задачей государства является обеспечить верный доступ к той или иной информации, так как данный ресурс очень важен для социального и экономического развития государства. И именно поэтому информацию и что с ней связано изучают разные науки, в том числе и юридическая
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Понятие и содержание правовых режимов информации………………...5 1.1 Понятие правового режима информации…………………………………....5 1.2 Правовой режим информации как инструмент правового регулирования…………………………………………………………………9 Глава 2. Разновидности правовых режимов информации………………………..15 2.1 Режим свободного доступа……………..…………….................................15 2.2 Режим ограниченного доступа…………….................................................18 Заключение…………………………………………………………….....................23 Список использованных источник………………………………………………...25
Список литературы

Законодательные акты Российской Федерации 1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. 2. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР - 1991. - № 52. - Ст. 1865. 3. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2277 4. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 7,- Ст. 300. 5. О безопасности: Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 15. Ст. 769. // Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» // СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2. 6. О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных: Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3523-1 // Российская газета. - 1992. - 20 октября. // Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-Ф3 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5497. 7. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1//СЗ РФ. - 1997. -№41. -Ст.8220. 8. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 № 15-ФЗ, часть первая//СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. 9. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ// СЗ РФ. - 1995. - № 8. - Ст. 609 // Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч.1). - Ст. 3448. 10. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ, часть вторая // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410. 11. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002 № 1- ФЗ // Российская газета. - 2002. - 12 января. // Документ утрачивает силу с 1 июля 2012 года в связи с изданием Федерального закона от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи» // СЗ РФ.-2011. -№ 15. - Ст. 2036. 12. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. -2006. - № 31. - Ст. 3448. 13. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 29 июля. 14. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СЗ РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 776. 15. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 // СЗ РФ. -2011. - № 1. - Ст. 48. 16. Об электронной подписи: Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-Ф3 // СЗ РФ. -2011. - № 15.-Ст. 2036. Специальная научная литература 17. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс лекций в 2-х томах. - М.: Юридическая литература. Т.1. 1981. - 359 е.; Т.2. 1982. -360 с. 18. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., Норма, 2002. 19. Волчинская Е.К. Информационные технологии и право. Проблемы развития законодательства. В сборнике Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. Под ред. М.М. Карелиной. // РПА Минюста России. 1996. - стр. 17. 20. Городов O.A. Информационное право. Учебник. М., изд-во «Проспект», 2007. С. 30. 21. Демин A.B. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1997. - 93 с. 22. Исаков В. Б. Информация и информационные технологии в процессе законотворчества.// НТИ. - М., 1999. - Сер. 1 - № 8. - С. 7. 23. Кураков Л.П. Информация как объект правовой защиты. - М.: «Гелиос», 1998.-240 с. 24. Лопатин В.Н. Информационная безопасность в системе государственного управления (теоретические и организационно-правовые проблемы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Санкт-Петерб. Юрид. Институт МВД России, Санкт- Петербург, 1997.-28 с. 25. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999. 208 с. 26. Полякова Т.А. Информационная безопасность в условиях построения информационного общества. Монография. М. РПА МЮ РФ, 2007, с. 89-92. 27. Рассолов М.М. Информационное право: Учебное пособие. - М.: «Юристъ», 1999.-400 с. 28. Рушайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в сфере обеспечения общественной безопасности: Монография. - М.: Спутник-Плюс, 2003. - 153 с. 29. Стрельцов A.A. Правовое обеспечение информационной безопасности России: теоретические и методологические основы. Минск, Белл1тфонд, 2005, С. 291.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие и содержание правовых режимов информации 1.1 Понятие правового режима информации Правовой режим информации - режим объекта, который позволяет обеспечить комплексность воздействия с помощью комплекса регулирующих, охраняющих, процессуальных средств, характеризующих особую комбинацию разрешительных, запретительных и обязательных к исполнению действий. Правовой режим информации обладает следующими особенностями: • правовой режим устанавливается для того, чтобы был достигнут планируемый социальный эффект; • сущность и содержание правового режима представлены в правилах, выполнение которых обеспечивает достижение желаемого результата; • правила, которые устанавливает государство, носят обще-обязывающий характер; • данные правила выражаются в системе, где отражаются запреты и разрешения, обязательства. В.Б.Рушайло справедливо отмечает, что «эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для этого режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых общественных отношений, поскольку правовые режимы относятся к уровню уже сложившихся правовых форм и являются важнейшей составляющей их частью» . Правовой режим информации является одним из результатов правового регулирования, включающего в себя потребности общества, а также гражданина и государства, относительно информации. Так как происходит развитие общества, данные потребности изменяются, следовательно и правовой режим должен претерпевать изменения в ходе данного развития. Особенно ярко это выражено в момент перехода к информационному обществу. Каждый теперь имеет право на получение доступа к информации, а следовательно основная цель государства создать необходимые условия для этого. Правовой режим информации можно разделить по двум группам, характеризующимся по обязательности: императивный и диспозитивный режим. Характер режима зависит от того, на сколько являются обязательными его правила поведения. Если участник правоотношений не имеет возможности изменить правила поведения по своему желанию, то режим является императивным. Если такая возможность существует, то режим является диспозитивным. Содержание режима состоит из того, на что он нацелен, то есть его целевое назначение. Характером деятельности, а также особенностями, на которую он действует, особенностями объекта данного режима. Действующее на данный момент законодательство определяет только некоторые параметры содержания правового режима, но в полной мере его не раскрывает. Но несмотря на то, что существует много видов правовых режимов, для всех них существуют общие элементы, которые определяют содержание правового режима в общем. Необходимо выделить такие элементы в содержании, как: • его целевое назначение; • объект правового регулирования; • правовое положение субъектов правового режима; • комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия. Целевое назначение выражается в том, что устанавливаются права и обязанности субъектов в области информации, для их защиты и создания информационной безопасности. Так же уравновешиваются интересы государства и личности, а также общества. Создание таких условий, которые смогут обеспечить безопасность субъектов в области информации не нарушая баланс интересов, является основой для выбора того или иного режима. Это распространяется как на специальные режимы, так и на режим свободного доступа к информации. Объектом правоотношений является информация, которая имеет как общие свойства, относящиеся к любому виду информации, так и такие свойства, которые относятся к отдельным видам, может являться объектом в публично правовых отношениях, так и в частных. Субъект является важным составляющим правового режима информации. Так же важным моментом является их юридическое положение, выраженное в равенстве. Так как информация является объектом как в публично-правовых, так и частноправовых отношений, то существует два положения субъектов: равное и неравное. Существует большое количество субъектов правового режима информации: физические, юридические лица, а также государственные органы и органы местного самоуправления. Государство тоже будет являться таким субъектом. Но в случае установления правового режима информации, не всегда будут задействованы все субъекты. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» так определяет субъектов: положения Закона «обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне». Правильно определить всех субъектов крайне значимо, так как это дает возможность определить, кто обязан обеспечить данный режим, кто обязан соблюдать требования и кто ответственный в случае нарушения. Главными способами правового регулирования являются позитивное обязывание, а также запрещение и дозволение. Данные способы возможно применить и для того, чтобы установить правовой режим информации, а также поддерживать его в необходимых рамках. Они выражены в юридических нормах. Состав этих средств и правил, их сочетание изменяется в зависимости от режима, который установлен на данный момент, и определяет уровень жестокости данного режима. Представляется уместным привести классификацию режимов по степени понижения свободы выбора поведения и усиления управленческого воздействия, предложенную А.В.Деминым: • явочный - режим государственного невмешательства, свобода выбирать свое поведение; • регламентационный - государство формирует правовое пространство, в рамках которого - также свобода выбирать свое поведение; • уведомительный - предусматривающий информирование государства о выбранном поведении; • договорный - поведение строится в соответствии с условиями соглашения; • регистрационный - предусматривающий обязанность зарегистрировать выбранное поведение; • разрешительный - предусматривающий обязанность получить разрешение на выбранное поведение; • распорядительный - поведение строится на основании прямых указаний государственных органов; • запретительный - режим государственной монополии либо запрет определенных видов поведения. 1.2 Правовой режим информации как инструмент правового регулирования Все чаще понятие правовой режим используется в разных областях законодательства, а не только в юридической. Изначально данная категория была свойственна административному праву, но на данный момент она используется как для частноправовой, так и для публично-правовой отрасли права. Используя правовой режим, можно определить правовое состояние объектов права, государственное состояние, а также особенности его правового статуса. То есть, правовой режим необходим для того, чтобы регулировать общественные отношения в различных сферах. По мнению В.Б.Рушайло это обусловлено тем, что правовой режим позволяет обеспечить достижение желаемого социального результата с наименьшими затратами сил, средств и времени . Правовые режимы используют в большом количестве законодательных актов для регулирования общественных отношений. Но не во многих раскрывается понятие и содержание данного режима. Земельный кодекс РФ обозначает правовой режим земель. Данный режим зависит от того, к какой категории принадлежит земля, и от того, как можно использовать эти земли в соответствии с экономическими, экологическими и другими факторами. В Налоговом Кодексе РФ то же встречается такое понятие, как правовой режим. В статьях находится информация о том, что существует возможность установки специальных налоговых режимов. Их сущность заключается в том, что они освобождают от уплаты некоторых налогов. В российском законодательстве так же существуют некоторые правовые режимы ЧП и военного положения. Для их ввода существует предусмотренный законом порядок . В ряде других законодательных актов указывается на определенный правовой режим без каких-либо уточнений относительно его содержания (например, в Трудовом кодексе Российской Федерации упоминаются режимы рабочего времени и времени отдыха (ст.57), режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели (ст.74), Семейный кодекс Российской Федерации при характеристике имущества супругов также использует категорию правового режима: законным режимом имущества супругов установлен режим их совместной собственности (ст.ЗЗ). Исходя из выше описанных примеров, следует то , что правовой режим имеет возможность регулировать и обычную жизнедеятельность, обычное состояние прав объектов правоотношений, но так же возможны исключения из этих правил. Так же существует другой способ характеристики режима и его содержания. Вводится обычное состояние правового режима, а отклонения от него уже являются специальными режимами. Что же представляет собой правовой режим? Ответ на этот вопрос важен для уточнения общего понятийного аппарата настоящего исследования, а также позволит дать более четкую правовую характеристику правового режима такого объекта правоотношений, как информация. Не существует общего понятия правового режима, так же как и нет определения на уровне закона. Сложившееся положение отчасти вызвано многозначностью самого понятия «режим». В энциклопедиях, толковых словарях мы можем найти следующие значения этого слова: 1) государственный строй, метод правления, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) точно установленный распорядок жизни, работы, отдыха, питания, сна; 3) совокупность норм и требований, созданных для определенной деятельности; 4) состояние, либо же статус объекта . Такая многозначность термина «режим» характерна не только для русского языка. Оксфордский английский словарь содержит несколько его понятий, близких к приведенным выше: 1) форма правления, особенно авторитарная; 2) систематический или упорядоченный образ действия, жизни; 3) условия, совокупность правил, требований, в рамках которых должны происходить определенные процессы. World English Dictionary указанные значения дополняет еще двумя: это контролирующая или управляющая группа, а также установленная система или порядок деятельности . В юридической литературе категории «режим», «социальный режим», «правовой режим» изначально изучались в рамках общей теории права. С.С. Алексеев дает следующее определение: «Под юридическим режимом понимается особая, целостная система регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами правового регулирования - особым порядком возникновения и формирования прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм» . Справедливо отмечая, что такая характеристика правовых режимов чрезмерно широка, стирает грань между известными категориями права и затрудняет выделение специфических признаков правового режима, Ю.А.Тихомиров предлагает следующее определение: «Правовые режимы представляют собой особый вид регулирования, в рамках которого создается и используется специфическая комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения того или иного государственного состояния» . Отметим, что представляется неоправданным сужение сферы правовых режимов исключительно обеспечением того или иного государственного состояния. Приведенные выше примеры показывают, что правовые режимы законодатель использует не только в сфере государственного управления. В последнее время отраслевые юридические науки активно включились в изучение понятия и содержания правовых режимов. Приведем несколько определений. Бахрах Д.Н., обращая внимание на то, что к изучению права возможен статутный подход, подход с точки зрения субъекта и режимный подход, систематизация норм по признаку объекта, под правовым режимом понимает систему норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов . Анализируя специальные административно-правовые режимы, В.П. Рушайло приходит к выводу, что «правовым режимом является основанная на единых правовых принципах и установленная законодательством система правового воздействия, использующая специфические юридические формы и методы воздействия на общественные отношения» . Большое внимание правовым режимам в своих исследованиях уделяет В.Б. Исаков. Как справедливо было им отмечено, «регулирование социального процесса нельзя свести к упорядочению отдельных составляющих его ситуаций. Оно требует специфических правовых форм, в их числе - правовые режимы» . Законодательство вводит правовые режимы для того, чтобы была возможность вести учет особенных групп общественных отношений. Создаются особые методы регулирования областей, которые нецелесообразно контролировать в общем порядке. Но правовые режимы могут использоваться не только для схожих групп общественных отношений, а могут применяться комплексом, что указано в некоторых актах . Обращая внимание на увеличение числа объектов и предметов, не способных действовать без правового режима, создающих для их функционирования условия, В.Б. Рушайло приходит к выводу, что «режимы позволяют объединить и дифференцировать административно-правовые средства в зависимости от характера регулируемых общественных отношений, целей и задач, стоящих перед правоприменителем, органично соединить их с иными политическими, экономическими, организационными мерами» . Исходя из сказанного, для целей нашего исследования важно подчеркнуть следующие характеристики правового режима: • для режима характерна системность используемых правовых средств; • режим представляет собой целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами правового регулирования; • режимный подход может обеспечивать систематизацию норм по признаку объекта; • режим позволяет создать условия, обеспечивающие заданное состояние объекта; • комплексность режима является отражением комплексного характера объекта регулирования; • режим устанавливается законодательством для того, чтобы была возможность вести учет особенных групп общественных отношений, а также для того, чтобы создать методы для регулирования сфер, которые нецелесообразно контролировать в общем порядке. Правовой режим представляет собой специфический механизм правового регулирования, позволяет сформировать адекватный юридический инструментарий для регулирования определенной группы отношений. Анализируя правовой режим того или иного объекта, нужно иметь представление о целях его конструирования. Основная цель правовых режимов регламентация особым образом конкретных областей общественных отношений по поводу определенных объектов права. Правовой режим во всех случаях призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, показывая путь к подобному результату и способ, ведущий к нему. В рамках конкретного правового режима могут использоваться различные способы правового регулирования в различном сочетании. Но один из способов, как правило, является определяющим, создающим специфику в регулировании этой группы общественных отношений. Глава 2. Разновидности правовых режимов информации 2.1 Режим свободного доступа Наиболее часто в нормативных правовых актах информация определяется таким образом: • открытая информация; • общедоступная информация; • открытая и общедоступная информация; • информация особой социальной значимости; • информация, являющаяся общественным достоянием. Отсюда вытекает вопрос о том, как раскрываются данные понятия. Вопрос этот не праздный, так как от результата зависит то, какие права будет иметь субъект относительно доступа к информации. Три первых понятия указывают на то, что отсутствует секретность данной информации и что доступ к ней открытый. Два последних понятия, из указанных выше пяти понятий информации, дают нам возможность понять о том, какое значение для общества несет данная информация. В следствии это определяет необходимый правовой режим. Однако возникают вопросы: почему законодатель в одних случаях определяет информацию как открытую, в других - как общедоступную, в третьих - как открытую и общедоступную одновременно; имеются ли отличия в правовом режиме между открытой и общедоступной информацией и если да, то в чем они заключаются? Легальных определений открытой информации и общедоступной информации нет, видимо, эти термины рассматриваются как общеупотребительные. Одна из существующих характеристик делит информацию относительно свободного доступа, выделяя общедоступную и не общедоступную. Общедоступность делится по качественности, которая зависит от тех лиц, которые имеют доступ к ней, и этот круг не может быть ограничен. К общедоступной информации каждый свободно имеет доступ. Кроме того, доступ не только открыт каждому, но и в соответствии с не ограничивается никаким образом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 21 страница
252 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
672 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 20 страниц
240 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg