Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проектирование игровой деятельности детей дошкольного возраста

irina_k200 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2020
Цель работы: изучение влияния проектирования игровой деятельности на образовательный процесс детей дошкольного возраста. Объект исследования – проектирование игровой деятельности. Предмет исследования – организационные аспекты проектирования игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО. Задачи исследования: 1. Раскрыть психолого-педагогическую сущность игры и её влияние в детском возрасте. 2. Раскрыть особенности предметно игровой среды в дошкольных учреждениях. 3. Рассмотреть как, посредством игры проводится диагностика детей дошкольного возраста. 4. Рассмотреть организационные аспекты проектирования игровой деятельности. 5. Разработать проект игровой деятельности и методические рекомендации по проектированию. Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, конспектирование, цитирование, библиографическое описание.
Введение

Современные изменения в обществе приводят к тому, что современные дети с раннего возраста должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому забота педагогов заключается в выборе наиболее эффективных средств воспитания и обучения. С детства взрослые знакомят детей с окружающей реальностью, в процессе общения, они передают ему некоторый опыт и знания в отношении действий с объектами, и в отношениях с людьми. Укрепление элементарного опыта, отражение первых идей происходит в игре, что чрезвычайно важно для полного развития детей дошкольного возраста. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что перед педагогами стоит задача консолидации позиций независимости, активности, инициативы, систематизации информации, использования ЗУН . Деятельность по проектированию образовательного процесса в дошкольных учреждениях организуется в различных формах, но ведущей деятельностью является игра. С детства используются ролевые, игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику игрового проекта с дошкольниками. Проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, краткосрочными, долгосрочными. Проектная деятельность начинается с вопросов: что я уже знаю об этом? Чего же я хочу? Что вам нужно для этого сделать? Где я могу найти информацию? Затем воспитатели и дети начинают проектировать игровую деятельность. Задачи проектной деятельности для каждого возраста различны. Для раннего дошкольного возраста: - записывать детей в игровой ситуации (ведущая роль учителя). - активизация жилания искать решения проблемной ситуации (вместе с учителем). В более раннем возрасте ребята берут на себя определенные роли из-за их характера и содержания. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные персонажи, т.е. придуманные ситуации. Степень творчества в таких проектах высока, но доминирующие виды деятельности по-прежнему играют определенную роль.
Содержание

Введение 3 Глава1. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 5 1.1. Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и её развития в детском возрасте 5 1.2. Предметно-игровая среда в ДОУ для детей дошкольного возраста. 8 1.3. Игра как метод диагностики развития детей 12 Вывод к 1 главе 13 Глава 2. Технология проектирования игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДО 15 2.1.Требования к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста 15 2.2. Разработка проекта игровой деятельности детей дошкольного возраста 18 2.3. Методические рекомендации по проектированию и организации игровой деятельности 23 Вывод к 2 главе 28 Заключение 31 Список литературы 33
Список литературы

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бабунова. — М.: ТЦ Сфера. 2007. 2. Болотина, Л.Р., Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Т.С. Болотина, С.П, Баранов, Т.С. Комарова. — М.: Академический проект, 2008. 3.Виноградова, Н.А., Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Н.А. Виноградова , Н.В. Микляева, С.Н. Толстикова [и др.] — М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2016. 5. Новоселова, С.Л., О новой классификации детских игр: пособие / С.Л. Новоселова// Дошкольное воспитание. — 2018. — № 3. — С. 84-87. 6. Пастюк, О.В., Формируем у педагога новый взгляд на ребенка / О.В. Пастюк, И.А, Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №11. — С. 31-47. 7. Шулешко, Е.Е., Социоигровые подходы в педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. — Красноярск.- 2017. —116 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 1.1. Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и её развития в детском возрасте Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой. Игра имеет большое значение для развития ребенка. Он покорять свое поведение определенным правилам, что без полноценной игры у него не будет такого главного качества, как произвол его деятельности. По словам известного психолога Л. И. Божовича игра представляет собой механизм, который переводит потребности взрослого в потребности ребенка. Игра заключается не только в практическом мастерстве «будущих», взрослых отношений, но и в результате хорошей игры. В этапе игровой деятельности создается реальное взаимодействие со своими сверстниками: умение вести переговоры, слушать другого, и так же идти на компромисс, чтобы игра продолжалась и, чтобы было интересно для всех. [7] Существуют и другие, нужные компоненты , которые формируются в детском раннем возрасте. Чтобы поддерживать интересную, увлекательную игру, ребёнок нужн6о использовать всё свое воображение, чтобы достичь наивысшей цели, в зависимости трудностей. Ребенок, который берёт опыт через игру, перенесет его во взрослую жизнь, и сможет найти любой подход к решению данной ситуации. Форма игры делает многие задачи интересными для ребенка, которые часто используются дидактикой, но, как ни странно, это не главное. Во-первых, происходит по инициативе ребёнка, формирует умственные качества, без которых дальнейшее образование будет совсем невозможно. Во-вторых, в игре дети получают возможность использовать свои знания на практике, а это значит, что им также нужно понимать и учиться. Без этой практики каждое знание становится абстрактным, ненужным и забытым. Игра представляет сложное собой явление. Его функции можно различать следующим образом: 1. Функция обучения - развитие общеобразовательных навыков, таких как память, внимание, и т. д. 2. Функция развлечения - создание благоприятной атмосферы в коллективе, трансформация занятий, другие формы общения взрослых с ребенком от скучного события к захватывающим приключениям. 3. Коммуникативная функция - Ассоциация детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование коммуникативных навыков. 4. Релаксационная функция - устранение эмоционального (физического) напряжения, вызванного стрессом на нервной системе ребенка с интенсивным обучением, работой. 5. Психо-техническая функция - умение развивать умственное и физическое состояние для более эффективной работы 6. Функция самовыражения - желание ребенка реализовать в игровых творческих способностях, полностью раскрывать их потенциал. 7. Компенсационная функция - создание условий для удовлетворения личных устремлений, которые невозможно (трудно выполнять) в реальной жизни. Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. На основе характеристик типа игры, задач, которые могут быть решены в ней, уровня формирования деятельности детей, учитель определяет меру его участия в нем. [4] Направляя игру в сторону решения образовательных задач, всегда следует помнить, что это своего рода самостоятельная деятельность дошкольника. В игре у ребенка есть возможность проявить независимость больше, чем в любой другой деятельности: он выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Игра позволяет детям в первые годы жизни использовать свои собственные формы общения. Во время игры между детьми существуют два типа отношений: Первый тип: отношения, определяемые содержанием, правилами игры; Второй тип: реальные отношения, которые возникают в игре (сговор в игре, распределение ролей, из конфликта, возникшего между игроками, установление правил). Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, и на протяжении всей жизни ребёнка в саду. Чувствуя симпатию к кому-то, ребёнок стремится к общению: он разговаривает и играет с ним. Из-за симпатии интерес к ребенку-сверстнику может отказаться от игрушек, заняться менее привлекательной ролью, т. е. Жертвовать своими интересами ради общения с партнером. Таким образом, на основе различных отношений лети в разном возрасте развивают качества «общественности»: способность поступать в группу детей, играющих, действовать определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Другими словами, качества «общественности» позволяют ребёнку успешно выстраивать отношения с детьми. В благоприятных условиях дети приобретают навыки социального поведения. Однако без помощи взрослого метод формирования поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей у каторых есть проблемы с развитием (дети застенчивы, агрессивны, неактивны и т. д.). Влияя на поведение детей, на их взаимоотношения друг с другом, учитель или воспитатель должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но всех детей различного возраста надо поощрять, и надо учить быть независимыми, формировать навыки, которые действительно обеспечивают независимость.[2] Поэтому, в качестве формы организации жизни и деятельности детей игра должна иметь своё особое место в повседневной жизни ребёнка и в педагогическом процессе в целом. В дневном режиме должно быть время, когда дети могут безопасно развернуть игру, зная, что они не будут отвлекаться. Воспитатель или педагог должен подумать о том, что процесс режима может быть осуществлен игривым способом, чтобы вызвать наибольший интерес у детей дошкольного возраста, увеличить их активность, и вызвать повышенные эмоции. 1.2. Предметно-игровая среда в ДОУ для детей дошкольного возраста. Предметная среда - это система материальных объектов которые окружают ребенка, функционально моделируют содержание развития его духовного и физического состояния. План и тактика построения игровой среды определяются особенностями индивидуально ориентированной модели обучения. Его функции заключаются в следующем: 1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» 2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности. 3. Это предполагает решение следующих задач: • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к окружающему миру • Радости существования (психологическое здоровье) • Формирование начал личности (базис личностной культуры) • Развитие индивидуальности ребёнка. • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности. 4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. 5. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Предметно-игровая среда создается с учетом возраста детей и имеет свою специфику. Тематическая деятельность – является ведущей, она имеет все возможности для реализации психофизического и психоэмоционального благополучия состояния ребёнка. Именно в нем ребенок открывает функции объектов. Взрослый помогает ему понять способ и цель использования вещей. Особенностью субъектной деятельности в раннем возрасте является сотрудничество ребенка и взрослого человека, когда взрослый играет роль наставника. [5] Субъективно развивающаяся среда включает создание благоприятных условий, предназначенных для того, чтобы заложить необходимые основные качества будущей деятельности у ребёнка. Выбор игрушек и игрового оборудования так же должно быть дифференцировано по возрасту ребёнка. Оборудование должно отвечать стандартам и потребностям ребенка в совместной деятельности со взрослыми, чтобы создать единое наиболее интересное игровое поле. Этот период (1-1,5 - 1,5-2) интенсивное накопление сенсорного опыта, освоение простейших методов действий, обобщенные представления о цвете, размере, форме. Практические значения имеют дидактические наборы (шарики, кольца, кубы, цилиндры, колонны и т. д.), качалки, сенсорно-дидактический стол, сухой бассейн (развитие координации), кубики (с изображениями животных, фруктов и т. д.), пирамиды разных размеров. [6] На 3-м году жизни вводят сюжетные игрушки для показа деятельности (кормление, уход, курящие куклы). Наборы для игр в больницу, магазин, парикмахерскую, которые обогащают тему игры. К тому же , в предметно-развивающей среде маленькие дети нуждаются в преимуществах для проведения предметно-инструментальных действий (способствуют формированию визуально-эффективного мышления): наборы для уборки дома - щетка, совок, метла, тряпка; наборы для работы в садовых граблях, лейке, лопате и т. д. тематические наборы: «чьи дети?», «курочка Ряба». Игрушки также необходимы для развития движений: коляски, автомобили от малого до большого, мячи и шары разных размеров). Общие педагогические условия использования предметов и игрушек: - периодические обновления игрушек; - разнообразный мир предметной игры; - выбор предметов для развития ребенка (речь, сенсорность, овладение методами действия); - педагогическая поддержка во всех аспектах использования предметов; - разработка содержания предметной деятельности. Правильно организованная сюжетная среда помогает взрослым обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально позитивную атмосферу в группе, организовать и провести игры, занятия и тем самым научить детей играть уверенность в себе с постепенно увеличивающимся содержанием. [2] Окружающая среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей играть. Игровая комната имеет различные зоны, специально предназначенные для этой цели. Зона для девочек - на столе присутствуют игрушечные блюда, положенные углы для приготовления пищи, купания и укладки игрушек для сна. В некоторых местах размещаются автомобили и строительные материалы, комплекты игрушек для тематических игр. Игровое пространство должно быть удобным для детей, чтобы дать им возможность играть как самостоятельно, и в группе. Все игрушки находящие в помещение должны быть доступны для игровой деятельности. [6] В организации окружающей среды важно учитывать возрастные особенности развития детей различного возраста, уметь развивать проявления своего «я», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность: - все предметы должны быть пропорциональны росту, ручным и физиологическим возможностям детей; - предоставление ребенку права изменять окружающую среду; - размещение материалов должно быть функциональным, а не «витриной»; - каждый субъект должен выполнять информационную функцию о мире, стимулировать деятельность ребенка; - обеспечение свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки); - учет половой дифференциации. Пространство группового зала должно быть: - становятся многофункциональными (материалы могут использоваться для различных видов деятельности). Так как, место для организации игровой деятельности детей должна быть оборудована различными типами и видами игрушек. Одна из них - реалистичные игрушки, которые воспроизводят действия людей, животных, особенностей реальных объектов; например, куклы с ресницами, закрывающие глаза и движущиеся части тела, посуда и мебель, включая детализированные детали их частей, например, плиту с горелками и открывающую печь и т. д. Другой вид игрушек - только для опытных образцов воспроизводя детали объекта, например, куклу с окрашенным лицом или пластину, на которой нарисованы горелки, и т. д. Третий вид игрушек - заменит предметы, которые не похожи на настоящую вещь, но проста в использовании в обычном смысле. В качестве заменителей можно использовать палочки, кубики, шарики, детали дизайнеров, гальки, пуговицы, раковины и т. д. Их следует хранить в коробке возле угла с игрушками для заготовок, чтобы ребенок не тратил много времени на поиск и не отвлекались от игры. 1.3. Игра как метод диагностики развития детей В диагностике развития детей большое значение имеют игры с правилами. В этих играх отрабатывается механизм воспитательной деятельности. В любой дидактической игре, задача в том, что ребенок должен понять, принять (узнать, какие предметы больше, меньше, удалить ненужные, подобрать недостающие, найти одинаковые и т. д.) чтобы её решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т. д.). Поведение игры также определяется правилами (нельзя подглядывать за ведущим, задавать какие-то вопросы или говорить определенные слова, нужно точно следовать порядку: "сначала опиши игрушку - потом получишь её"). С помощью игр с правилами можно выявить наличие произвольного поведения у детей и общения со взрослыми и сверстниками, способность сохранять внимание, осуществлять элементарный самоконтроль. Предметом внимания педагога должно быть поведение детей в ситуации принятия решений в играх с правилами. Опыт показывает, что если педагог учит брать ребенка задание в полном объеме, наблюдать его в процессе выполнения и контролировать себя, то дети с нарушениями в обучении будут вывялятся раньше, и коррекционная работа начнётся своевременно. Важно определить, насколько осознанно ребенок принимает поставленную собой цель, направления её достижения, руководствуется ли педагог разъяснениями, адекватен ли его результат, способен ли он оценить её с точки зрения установленных требований, как он относится к своей работе и её результату.[7] При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно: 1) четко и выразительно разъяснять задачу и правила игры детям; 2) варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания; 3) осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил. Таким образом, диагностика знаний и умений, при помощи игры позволяет выявить слабые и сильные стороны воспитанника в той или иной области. Вывод к 1 главе Таким образом, игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Субъектом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных социальных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий определенные правила в своей деятельности. Главное изменение в поведении заключается в том, что желания ребенка отходят на второй план, а выполнение правил игры выходит на первый план. Для ребенка игра - способ самореализации и самовыражения. У каждого малыша свой мир игры, и, попадая в общество сверстников, он открывает для себя «миры» других детей. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью состоит в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам, и именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Поэтому игра-это практически единственная сфера, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность . Глава 2. Технология проектирования игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДО 2.1.Требования к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста В различных познавательных системах игры всегда уделялось особое место. И это связано с тем, что игра очень созвучна характеру ребенка. Игра для него-это не просто интересное времяпрепровождение, а способ имитации взрослого мира, его взаимоотношений, получения опыта общения и ЗУН. С вступлением в силу 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобранауки РФ от 17.10.2013 г. №1155, введенного в действие с 1 января 2014 г. определил новые цели образования, обеспечивающие достижение не только предметных, но и личных результатов, при этом ценность игры увеличивается. [1] Игра является сквозным механизмом развития ребенка (п. 2.7. ФГОС), посредством которых реализуется содержание пяти образовательных направлений: " социально-коммуникативное развитие"; " когнитивное развитие"; " речевое развитие"; "художественно-эстетическое развитие"; "физическое развитие". Рассмотрим критерии развития игровой деятельности: I. Условия возникновения и развертывания детских игр: 1. Воспитатели создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые можно использовать в игре 2. Они поощряют детей к развертыванию игры (обратитесь к детям: «Смотрите, у зайки болят ноги, давайте вылечим его», поощряйте детей брать на себя роль и отдавать ее партнеру и т.д.). 3. Как непосредственные участники игры, воспитатели предлагают детям образцы различных игровых действий (педагог заботится о кукле, привлекает детей к игре, показывает, как построить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами и т. д.). 4. Соблюдайте баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: отделите время, предназначенное для игры, не заменяя его занятиями, это обеспечивает плавный переход от игры к моделям режима.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg