Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Толкование норм права, современные аспекты

irina_k200 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2020
Объектом данной работы являются нормы права. Предметом – толкование этих норм. Цель данной работы – проанализировать разные мнения по поводу определения толкования норм права, его видов и способов реализации. Следовательно, из поставленной цели мы можем выделить две задачи: 1 Определить: понятие, цели и способы толкования норм права; 2 Рассмотреть виды и акты толкования норм права. Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные методы: формально-логические методы (анализ, абстрагирование, моделирование, синтез, обобщение, индукция, дедукция), системный и структурно-функциональный методы.
Введение

Толкование права составляет значительный объём деятельности большинства юристов. Оно связано с повседневным решением конкретных правовых вопросов в практической работе многих государственных органов, в особенности судебных и прокуратуры. В конечном счете, толкование как юридическая деятельность служит задачам обеспечения законности и повышения эффективности правового регулирования. В современных условиях его актуальность значительно возросла. Это объясняется тем, что в последние годы законодательство значительно обновилось, в нём появились новые нормы и целые отрасли, разделы права (например, частное право). Правотворчество теперь осуществляется на иных принципах, применяются новые юридические термины и конструкции, совершенно иной тип регулирования. В этих условиях толкование и должно сыграть свою роль как важнейший инструмент познания, реализации и совершенствования права. Эффективность реализации предписаний права, содержащихся в нормативно-правовых актах непосредственно зависит от выяснения их содержания и правильного его понимания. Неточное объяснение юридического текста, то есть ложная интерпретация, как правило, приводит к негативным последствиям. Толкование норм права имеет огромное значение в юридической науке и практике. Поэтому эта тема исследуется многими учёными, такими как: А.Ф. Черданцевым; А.С. Пиголкиным; Н.Н. Матузовым; Ю.В. Недилько; Б.А. Осипяном; Н.Е. Таевой; А.Ю. Сафоновым и др .
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1 Основные аспекты толкования норм права 7 1.1 Понятие, значение и состав толкования норм права 7 1.2 Способы толкования норм права 10 2 Правовая характеристика толкования норм права 14 2.1 Виды толкования норм права 14 2.2 Понятие и разновидности актов толкования норм права 19 2.3 Проблематика толкования норм права судами РФ 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Список литературы

Нормативные правовые акты 1 О Верховном суде Рос. Федерации ст. 2, п. 7, пп. 1 : федер.конституц. закон от 5 февр. 2014 г. №3-ФКЗ // Российская газета. 2014. 7 февр. 2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301. 3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410. 4 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Судебно следственная практика 5 О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 окт. 1995 г. №8. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант». 6 По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Рос. Федерации [Электронный ресурс] : постановление Конституционного суда Рос. Федерации от 16 июня 1998 г. №19-П. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». Научная и учебная литература 1 Абдурасулов Е.Б. Практика толкование закона в странах СНГ в переходный период/ Е.Б. Абдурасулов// Правоведение.- 2012.- №4.- 326 с. 2 Алексеев С.С. Общая теория государства и права/ С.С. Алексеев.- М.: Юридическая литература, 1982.- 703 с. 3 Венгеров А.Б. Теория государства и права/ А.Б. Венгеров.- М., 2015.-410 с. 4 Емельянов Б.М. Теория государства и права: учебный курс (учебно-методический комплекс, часть 2/ Б.М. Емельянов, С.А. Правкин.- М., 2012.- 742 с. 5 Карасев М.Н. Некоторые аспекты толкования норм права/ М.Н. Карасев // Журнал российского права. - 2016.- №11.- С. 17 - 25. 6 Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов, изд. 2-е/ М.Н. Марченко.- М., 2015.- 547 с. 7 Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций/ Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2014.-342 с. 8 Недилько, Ю. В. Толкование правовых норм и его значение / Ю. В. Недилько // История государства и права. 2018. № 1. 9 Осипян, Б. А. Проблемы толкования конституционных положений / Б. А. Осипян // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 7. 10 Пиголкин А.С. Нормы советского права и их толкование: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук/А.С. Пиголкин.- М.,1996.- 263с. 11 Прецедент: подсказка или указка? : интервью с Т.Г. Морщаковой //ЭЖ-Юрист. 2010. №15. 12 Сафаев, Ф. Х. Толкование международных и национальных уголовных норм / Ф. Х. Сафаев // Право: теория и практика. 2018. № 9-10. 13 Сафонов, А. Ю. Понятие логического толкования норм права / А. Ю. Сафонов // Адвокатская практика. 2018. № 1. 14 Таева, Н. Е. Пределы толкования конституционно-правовых норм Российской Федерации / Н. Е. Таева // Государство и право. 2016. № 12. 15 Черданцев, А.Ф. Теория государства и права/ А.Ф. Черданцев.- М.: Юрайт.- 1999.- 432 с.
Отрывок из работы

1 Основные аспекты толкования норм права 1.1 Понятие, значение и состав толкования норм права Процесс уяснения норм права называется толкованием. «Толкование норм права – это деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, специалистов-практиков или ученых, направленная на установление содержания норм права, раскрытие выраженной в них воли законодателя» . Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (нормативном акте). Под процессом толкования правовых норм следует понимать совершение определенным субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленных и доведенных до сведения адресатов правовых предписаний. Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования норм права, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими нормативными положениями. Толкование норм права неизбежно при реализации правовых норм органами общих и арбитражных судов, прокуратуры, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д. Цель толкования – правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, установление его подлинной сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Зачастую только тесное переплетение толкования закона и исследования фактических обстоятельств дела, подлежащего решению, дает возможность до конца понять смысл отдельных правовых положений и терминов, их применимость к отдельной категории дел. Например, такие термины, как «стечение личных и тяжелых семейных обстоятельств», «причины уважительные», «особо злостный характер», «крупные размеры» и т.д. По поводу определения и содержания толкования права в литературе существуют различные мнения: одни ученые определяют толкование как уяснение смысла правовой нормы (А.П. Денисов, С.И. Вильнянский, Б.В. Щетинин), другие считают, что толкование норм права – это разъяснение их содержания (С.А. Голунский, М.С. Строгович, Ю.Г. Ткаченко), третьи – полагают, что толкование есть не что иное, как единство того и другого, т. е. это процесс уяснения и разъяснения смысла правовых норм (Н.Г. Александров, П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин и др.) [3, с. 396]. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало-М, 2002. – Т. 2.– 518 с Предпочтительней выглядит третья точка зрения т.к. толкование права - специальный вид юридической деятельности, включающий в себя два этапа: 1 Уяснение смысла правового предписания (для себя); 2 Разъяснения смыслового содержания нормы (для других) . Толкующий субъект вначале уясняет содержание и смысл правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам. По своей сути первый вид толкования является познавательным, второй правоприменительным. Уяснение – внутренний мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления знаний и смысла терминов и выражений, заключенных в нормативных актах. Этот мыслительный процесс не выходит за сознание самого интерпретатора, оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. Толкование уяснение характеризует познавательную природу толкования норм права. Уяснение имеет творческий характер, и оно тем успешней, чем выше правовая культура субъектов, осуществляющих толкования. Вторая сторона толкования – это разъяснение содержания норм права, при нем осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Разъяснение выступает в форме суждений, понятий, умозаключений. Его цель – раскрыть смысл нормы права и обеспечить правильное единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении . При применении права лицо или орган, применяющие юридические нормы, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой права уяснения преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение – раскрыть смысл того или иного термина, объяснить на кого распространяет свое действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими близкими по смыслу нормами и т.д. Уяснению подлежат все нормативные акты, разъяснению – лишь те, по поводу которых возникают сомнения или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев для правильного правоприменения достаточно только уяснить смысл закона. В данном разделе мы определили понятие толкования норм права, его объект/предмет и цели. Также, мы выяснили, что толкование имеет определённую структуру, которая включает в себя: уяснение смысла предписания и разъяснение смыслового содержания нормы. 1.2 Способы толкования норм права Историческое толкование С помощью исторического толкования выясняется содержание соответствующей статьи закона (подзаконного акта), института, отрасли, всей законодательной системы с точки зрения характера тех общественных отношений, которые их породили, условий места и времени их создания и введения в действие. Иначе говоря, необходимо проследить, как то или иное нормативно-правовое установление возникло, как развивалось, какие изменения или дополнения претерпело в своей истории. Иногда эти исторические обстоятельства указаны в самом законе (в частности, в его преамбуле), и тогда понять их не составляет особого труда. При очевидной исторической обусловленности того или иного нормативно-правового акта нет надобности и в его толковании. Но когда эти обстоятельства не описаны, когда они отсутствуют, то необходимо обратиться к их изучению по соответствующим документам и литературным источникам (в частности, обоснование инициатора соответствующего законопроекта, стенограмма его обсуждения, протокол голосования, историко-правовые исследования и т.д.). При этом следует иметь в виду, что применению подлежит закон (подзаконный акт), а не мотивы его создания и принятия, не намерения законодателя, а сам закон. Важно также сравнить толкуемую статью закона с соответствующими статьями, ранее принятыми (особенно по тому же предмету правового регулирования), что позволит провести сравнительный анализ и определить преимущества новой и старой статей нормативно-правовых актов . Подобный анализ целесообразно проводить и с аналогичными статьями иных (зарубежных) законодательных систем. При этом следует понимать, что историческим толкованием не исчерпывается понимание соответствующих нормативно-правовых актов. Поэтому необходимо использовать и другие приемы толкования. Систематическое толкование Систематическое толкование, вытекающее из системности законодательства, предполагает выяснение положения (места) статьи закона (подзаконного акта) в системе самого закона и законодательной системы в целом, сопоставление, соотношение и взаимодействие с другими статьями данных систем. Иначе говоря, систематическая связь должна быть установлена и между статьями, имеющимися в иных законах и подзаконных актах, в том числе и зарубежных. Изолированное толкование одной статьи, вне ее связи с другими статьями определенной законодательной системы может породить искаженное представление о смысле толкуемой статьи, тогда как ее сопоставление с другими статьями легко устраняет ошибочность такого представления. Систематическое толкование может также обнаружить наличие пробелов в законодательстве. Если эти пробелы невозможно восполнить путем аналогии закона и аналогии права (в тех отраслях законодательства, где они допустимы), то остается информировать об этом законодателя (иной правотворческий орган) или выступить с соответствующей законодательной инициативой. Следует также иметь в виду, что в законодательстве есть как общие, так и специальные правила. Специальные правила ограничивают или конкретизируют общие статьи. Наряду с отмеченным в законодательстве встречаются отсылочные статьи, что требует привлечения к анализу той статьи, к которой делается отсылка. Грамматическое толкование Грамматическое толкование позволяет соблюдать правильное пользование словарным фондом и его развитием. Оно заключается в установлении содержания статьи закона (подзаконного акта) путем анализа ее словесного выражения на основе грамматических правил, разбора расположения и связи слов, связи между подлежащим и сказуемым, знаков препинания и т.д. В тех случаях, когда смысловое значение слов и выражений изменилось, им должно придавать то значение, которое они имели в момент создания статьи. Иногда одним и тем же словам, употребленным в статьях, придается нетождественное значение (например, «имущество» или «трудоспособность»). В этих случаях следует из смысла той или иной статьи понять, какое именно значение придано слову. При этом необходимо обращать внимание на союзы (соединительные и разделительные), на правильность использования глаголов и причастных оборотов. Юридической наукой выработан ряд правил грамматического толкования: 1 Словам и выражениям закона следует предавать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для их иной интерпретации; 2 Если в нормативном акте дано определение того или иного понятия, то именно в этом значении и следует его понимать, несмотря на его значение в обыденном языке; 3 Значение термина, установленное правотворческим органом для одной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли; 4 Если в законе не определено значение термина, то следует ему предавать тот смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике; 5 Нельзя придавать без достаточных оснований разным терминам одно значение; 6 Недопустимо такое толкование, при котором отдельные слова закона трактовались бы как лишние. Логическое толкование Логическое толкование – это применение к анализу нормы права правил и законов формальной логики . При данном способе выясняется, прежде всего, внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трех ее элементов – гипотезы, диспозиции и санкции; устраняются возможные логические противоречия, когда одно утверждение исключает другое; анализируются и оцениваются иносказания, переносный смысл, соотношение духа и буквы толкуемого правила. В этой части логическое толкование тесно связано с грамматическим. Ведь в языке тоже есть логика. Важно правильно понять не только то, что сказал, но и то, что хотел сказать законодатель, его логику. Это достигается: 1 Путем логического анализа правовых понятий (например, в постановлениях Пленумов Верховного суда зачастую дается анализ понятий, используемых законодателем); уголовное право оперирует понятием «холодное оружие». «Холодное» опять же не в прямом смысле слова («негорячее»), а в значении неогнестрельное и негазовое. 2 Посредством мысленного преобразования текста акта для четкого уяснения его смысла (например, законодатель в ст. 214 УК РФ, закрепляя положение о том, что «Вандализм ... наказывается ...», имеет в виду наказание не самого вандализма, а лица, который совершает данное преступление); Отмеченные приемы толкования нельзя рассматривать как самостоятельные, изолированные и независимые друг от друга. Они используются одновременно, в их системной взаимосвязи и тесном единстве. Только при таком использовании этих приемов обеспечивается правильное, всестороннее толкование статей закона и статей иных подзаконных актов. При толковании нормативного акта к ним всегда приходится прибегать одновременно и параллельно. Они дают положительные результаты лишь в совокупности, в своем взаимном проникновении; нельзя успешно толковать нормативный акт только с помощью одного какого-либо приема. 2 Правовая характеристика толкования норм права 2.1 Виды толкования норм права Толкование – разъяснение может быть классифицировано по различным основаниям: По юридической силе выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и казуальное и судебное Нормативное толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование. Неофициальное толкование подразделяется на доктринное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное. По объему выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное. В результате буквального толкования устанавливается точное содержание статьи закона (подзаконного акта), выраженное в ее тексте. Буквальное толкование призвано установить выражение статьи, т. е. не уже и не шире ее текста. Распространительное толкование придает словам и выражениям статьи более широкое значение, чем это вытекает из нее самой. Иначе говоря, распространительное толкование используется тогда, когда по смыслу статьи ее применение должно охватывать и те аналогичные общественные отношения, которые не вытекают из ее буквального текста. Чаще всего распространительное толкование используется в случаях, когда в статье закона (подзаконного акта) представлен незавершенный перечень субъектов, обстоятельств и др., выраженный в словах «другие», «иные», «так далее». При исчерпывающих перечнях распространительное толкование исключается. Ограничительное толкование предусматривает сужение буквального текста статьи, т. е. статья толкуется в более узком смысле, чем буквально следует из ее текста. Это толкование используется в тех случаях, когда формулировка статьи шире, чем ее смысл, и поэтому эта формулировка ограничивается по сравнению с буквальным текстом статьи. Иначе говоря, ограничительное толкование свидетельствует о том, что толкуемую статью следует применять к более узкому кругу судебных и административных дел, чем это вытекает из буквального смысла ее текста. Недопустимо ограничительное толкование законченных перечней в статье закона (подзаконного акта). Буквальное толкование статей закона и иных нормативно-правовых актов является основным, а распространительное и ограничительное толкования являются дополнительными и используются лишь в исключительных случаях, когда иные, близкие по смыслу статьи корректируют содержание толкуемой статьи. По субъекту выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия. Официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, а также соответствующие органы. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. Толкование актов Правительства осуществляется в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Одним из подвидов официального толкования является нормативное толкование. Оно «предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов» . Нормативное толкование правовых актов дается на основе широкого изучения и обобщения юридической практики. Оно не «привязывается» к одному какому-либо случаю. Оно подается в общей форме, практически в виде новой нормы. Субъект нормативного разъяснения, основываясь на собственном убеждении, учитывая имеющиеся мнения и сложившуюся практику, преследует цель обеспечения в дальнейшем единообразного понимания и применения толкуемой нормы. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда – по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п. Одновременно акты нормативного толкования не обладают свойствами нормативно-правового акта. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действия этой нормы и т.д. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения. Для его отмены не требуется принятия специальных решений. Они утрачивают силу с того момента, как официально признаются недействующими толкуемые нормативно-правовые акты.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 78 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
312 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg