Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционное право на социальное обеспечение (анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 26 мая 2015 г. № 11-П)

irina_k200 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2020
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации. Предмет исследования – конституционно-правовые нормы и положения, содержащиеся в правовых актах федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, регламентирующие отношения реализации конституционного права на социальное обеспечение, правовые позиции Конституционного Суда РФ в данной сфере. Цель работы состоит в раскрытии содержания конституционного права граждан на социальное обеспечение, разработке предложений, направленных на обеспечение эффективности и доступности реализации гражданами своих конституционных прав в социальной сфере. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: 1) рассмотреть исторический аспект становления конституционного регулирования права на социальное обеспечение в Российской Федерации; 2) определить понятие и принципы конституционных социальных прав человека на социальное обеспечение; 3) проанализировать законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение человека; 4) провести анализ Постановления Конституционного Суда Рф от 26.05.2015 года №11-П. Методом исследования является анализ и оценка проблем системы социального обеспечения. Нормативной основой данной работы стали: международные акты о правах человека; Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации. Методологическая и информационная основа исследования. Методологической основой курсовой работы послужили общенаучные и часто научные методы исследования: диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический, структурно-системный и другие, широко применяемые в гуманитарных науках. Теоретической базой работы являются труды российских ученых-правоведов по общей теории права, а также по отраслевым правовым наукам и, в первую очередь, по праву социального обеспечения России. Социальное обеспечение как гарантия конституционных прав и свобод человека в сфере социальной защиты Российской Федерации исследовалось такими известными учеными в области права социального обеспечения как А.А. Плотниковым, Т.К. Мироновой. В.М. Жуйковым, Г.В. Игнатенко и Ю.И. Скоропуповым, Н.А. Бобровой и др. Эмпирическую основу исследования составляют: международные правовые акты, массив правовых норм права социального обеспечения, регулирующих отношения по социальному обслуживанию. Работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя по два параграфа, заключения и списка источников и литературы.
Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что провозглашение Российской Федерации социальным государством в части первой статьи 7 Конституции Российской Федерации предопределяет обязанность государства обеспечивать социальную защиту своих граждан, для чего необходимо качественное социально-обеспечительное законодательство, соответствующее положениям Конституции Российской Федерации. Законодательство о социальном обеспечении является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского законодательства. Однако в процессе его формирования возникают различные дефекты – нестабильность, непоследовательность, противоречивость, отсутствие преемственности и др. Ошибки законодателя, не просчитанные социальные и экономические последствия социальных реформ, пренебрежение социально-экономическими реалиями и общественным мнением влекут за собой сильный негативный эффект для всего общества, служат одной из причин социальной нестабильности в государстве. Важная роль в формировании надлежащего качества федерального и регионального законодательства, обеспечения его единообразного понимания и применения отводится конституционному правосудию. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации рассматривают значительное количество обращений, связанных с нарушениями прав граждан в сфере права социального обеспечения. Довольно часто органы конституционного правосудия выносят решения, касающиеся качества федерального и регионального законодательства о социальном обеспечении. В отсутствие долгосрочной стратегии развития законодательства о социальном обеспечении в текущей законотворческой деятельности все чаще возникают концептуальные ошибки, исправлять которые помогает конституционное правосудие. В этой связи необходимо указать ряд проблем, существующих на современном этапе: 1. Неопределенность правового понятия «социальное обеспечение» требует конкретизации в действующем законодательстве. 2. Конституция РФ в должной мере не учитывает сущность и содержание конституционного права на социальное обеспечение, нуждающегося в первоочередной защите и наделении конституционными и законодательными гарантиями, со стороны государства. 3. Отсутствие кодифицированного акта о социальном обеспечении. Отсутствие концептуального подхода к формированию отраслевого законодательства обусловливает многочисленные дефекты правовых нормативных актов, их низкую эффективность, что на практике приводит к нарушениям прав граждан на социальное обеспечение. Существует и ряд таких нерешенных проблем, как: - высокая степень «огосударственности» системы социального обеспечения, - слабая заинтересованность и информированность гражданского общества и населения в вопросах социального обеспечения; - ведомственная разобщенность, дублирование сходных функций различными структурами; - отсутствие завершенной и управляемой по вертикали государственной системы социального обеспечения; - отсутствие четкого контроля за обоснованностью контингентов получателей социального обеспечения; - незавершенность правового разграничения полномочий органов государственной власти различного уровня в социальной сфере. В таких условиях трудно добиться желаемых результатов и не допустить нарушений конституционных прав граждан на социальное обеспечение. Многие конституционные положения расходятся с действительностью. Поэтому основные усилия законодателя должны быть направлены определение минимальных стандартов в области социального обеспечения, соответствующих стандартам современного цивилизованного общества и обеспечивающих достойный уровень жизни.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 1.1.Историко-правовой аспект становления конституционного регулирования права на социальное обеспечение в Российской Федерации 7 1.2. Понятие и принципы конституционных социальных прав человека на социальное обеспечение 17 ГЛАВА 2.РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 24 2.1. Законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение человека 24 2.2. Анализ Поставноления Конституционного суда РФ от 26.05.2015 №11-П 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). "Российская газета", № 67, 05.04.1995. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291. 4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004). (Вместе с Протоколом № 1 (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)). 5. Конституция Российской Федерации". (принята всенародным голосованием 12.12.1993). (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 6. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1(ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 27, ст. 351. Документ утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. 7. Закон РФ "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву" от 21.05.1993 № 5001-1 (последняя редакция). (утратил силу). 8. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). Российская газета, № 84, 06.05.1996. 9. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). Российская газета, № 84, 06.05.1996. 10. Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 23.05.2018) "О погребении и похоронном деле". Российская газета, № 12, 20.01.1996. 11. Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 23.05.2018 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 № 283-ФЗ. "Российская газета", N 3, 11.01.2013. 12. Декрет СНК РСФСР от 15.11.1921 "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом". СУ РСФСР, 1921, № 76, ст. 627. Утратил силу в связи с изданием декретаСНК РСФСР от 03.04.1923. 13. Декрет СНК РСФСР от 08.12.1921 "О социальном обеспечении инвалидов". СУ РСФСР, 1921, № 79, ст. 672. Утратил силу в связи с изданиемдекрета ВЦИК, СНК РСФСР от 11.10.1926. 14. Декрет СНК РСФСР от 09.12.1921 "О социальном обеспечении членов семейств, трудящихся в случае смерти кормильца семьи". СУ РСФСР, 1921, № 79, ст. 681. Утратил силу в связи с изданиемдекретаВЦИК, СНК РСФСР от 11.10.1926. 15. Декрет СНК РСФСР от 09.12.1921"О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве". СУ РСФСР, 1921, № 79, ст. 682. Документ утратил силу в связи с изданиемПостановления ВЦИК, СНК РСФСР от 25.01.1928. 16. Декрет СНК РСФСР от 09.12.1921 "Об обеспечении семей лиц, призванных в ряды Красной Армии и Флота". СУ РСФСР, 1921, № 79, ст. 680. Утратил силу в связи с изданиемдекретаВЦИК, СНК РСФСР от 11.10.1926. 17. Декрет ВЦИК от 22.12.1917"О страховании на случай болезни". СУ РСФСР, 1918, № 13, ст. 188. Утратил силу в связи с изданиемдекретаСНК РСФСР от 03.04.1923. Акты судебных органов: 18. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 № 20-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 года". Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5878. Основная литература: 19. А.А. Плотников. Конституция РСФСР 1918 года (историко-правовое исследование) [Текст]: /А.А Плотников,// автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.-М.,2016-5.c. 20. Т.К. Миронова. Право социального обеспечения и социальное право // Трудовое право, 2018, № 12. С. 81-85. 21. В.М. Жуйков. Права человека и власть закона. Вопросы судебной защиты 2-е изд., доп. и испр. Издательство:Изд-во РПА МЮ РФ.-Москва, 2017 – 284 с. 22. Г.В. Игнатенко. Международное право: учебник для вузов / отв. Ред. Проф. Г. В. Игнатенко, проф. О. И. Тиунов. 4-е изд., перераб. И доп. - Москва, 2016. - 720 с 23. Ю.И. Скоропупов, канд. юрид наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. Научная статья. Защита прав человека и гражданина – главная функция государства. –Тула, 2017. 24. Н.А. Боброва. Конституционное право как инструмент управления будущим -2016 [Текст] / Н. А.Боброва// Конституционное и муниципальное право. - 2017. -№ 1. - С. 45-48. - Библиогр.: с. 48 (9 назв.) . - ISSN 1812-3767
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Историко-правовой аспект становления конституционного регулирования права на социальное обеспечение в Российской Федерации Закрепление в Конституции 1993 года права граждан на социальную защиту не означает, что до этого времени гражданин в Российской Федерации не имел никаких социальных гарантий и не мог рассчитывать на помощь со стороны государства. Еще с глубокой древности берет свое начало оказание помощи людям в удовлетворении их социальных потребностей. Такая помощь способствовала приспособлению человека к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранению целостности и преемственности культуры. В нашей стране социальная защита населения имеет долгую и содержательную историю развития (с 1918 г.). Однако различные формы защиты граждан со стороны государства применялись в течение десяти веков. Началом организации социальной деятельности формально можно считать договор 911 года «Об искуплении пленных» между киевским князем Олегом и греками. По договору устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, в какой бы стране они ни находились, и отправлении их на родину. Этот договор – первый документ – свидетельство заботы государства о тех своих гражданам, которые в ней (заботе) нуждаются. В Древнерусском государстве IХ века основным направлением социальной помощи была княжеская благотворительность. Следует отметить, что позитивную роль на Руси сыграло и принятие христианства в 988 году. Под влиянием православного учения, призывающего заботится о ближнем, быть милосердным, князь Владимир, помимо раздачи милостыни, «кормления» нуждавшихся, в 996 году издает Устав (закон), в котором общественное призрение поручалось попечению и надзору духовенства в лице Митрополита и подчиненных ему структур. Князь Владимир активно строил церкви, так же в этот период появляются первые больницы. Первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы, является «Русская Правда» князя Ярослава. Она стала основой последующих сводов законов. Таким образом, в российской юридической практике с самого начала утверждались основы социальной политики. Конституционное закрепление системы социальных прав началось с победой в социалистической революции, так как данный процесс прямо отражает классовую борьбу и революционные преобразования не только в политической, но и, прежде всего, в экономической и социальной сферах. А так как этот процесс носил длительный характер, то столь же длительным был и период становления конституционной системы социальных прав. Первая советская Конституция достаточно своеобразно закрепляла конституционные права и свободы граждан. Во-первых, они носили ярко выраженный классовый характер и предоставлялись только трудящимся. Во-вторых, Конституция закрепляла те права и свободы, которые должны обеспечиваться советским государством: ? свобода выражения своих мнений, для чего рабочему классу и крестьянской бедноте предоставляются все технические и материальные средства для издания всех видов печати и свободного их распространения; ? свобода собраний, митингов, шествий, для чего трудящимся предоставляются пригодные помещения; ? свобода союзов, для чего рабочим и беднейшим крестьянам оказывается всяческое материальное и иное содействие; ? доступ к знаниям, для чего ставится задачей предоставить трудящимся полное, всестороннее и бесплатное образование (остальные слои населения должны были учиться за свой счет); ? действительная свобода совести, для чего церковь отделяется от государства и школа – от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами; ? равные права всех граждан независимо от расовой и национальной принадлежности, недопустимость угнетения национальных меньшинств или ограничения их равноправия. 11 мая 1925 г. на XII Всероссийском Съезде Советов была утверждена новая Конституция РСФСР. Указанная Конституция РСФСР состояла из шести разделов. В статьях 4, 5, 6, 7 и 8 Конституции РСФСР 1925 г. содержались следующие права и свободы граждан: ? свобода совести. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделялась от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. Однако, данный пункт был введен в Конституцию только 18 мая 1929 г; ? свобода выражения своих мнений. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожила зависимость печати от капитала и предоставила в руки рабочего класса и крестьянства все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивала их свободное распространение по всей стране; ? свобода собраний. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавала права граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляла в распоряжение рабочего класса и крестьянства все пригодные для устройства народных собраний помещения; ? свобода союзов. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывала рабочим и крестьянам содействие для их объединения и организации; ? право на образование. В Конституции РСФСР были закреплены нормы о предоставлении гражданам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики полного, всестороннего и бесплатного образования. Исходя из равенства прав граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, Российская социалистическая федеративная советская республика объявляла совершенно несовместимым с основными законами Республики какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия, а равно установление или допущение каких бы то ни было (прямых или косвенных) преимуществ для отдельных национальностей и признавала за всеми гражданами РСФСР право и обеспечивала им полную возможность свободного пользования родным языком на съездах, в суде, школе, управлении и общественной жизни. Также, РСФСР предоставляла право убежища всем иностранцам, подвергшимся преследованиям за революционно-освободительную деятельность. Таким образом, Конституция РСФСР 1925 г. предоставляла гражданам только некоторые политические, личные, социальные и культурные. Также, необходимо отметить, что статья 14 Конституции РСФСР закрепила лишение отдельных лиц и отдельных групп гражданских прав, которыми они пользовались в ущерб интересам социалистической революции. В 1937 г. Важнейшим шагом вперед стало установление равенства прав всех граждан на пенсионное обеспечение. Согласно Конституции РСФСР 1937 г. пенсии рабочим и служащим по старости и инвалидности назначались на одинаковых условиях. Принятая в 1978 г. Конституция РСФСР закрепила права граждан на материальное обеспечение в старости в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права. В 1987 г. были внесены некоторые изменения в деятельность отделений социальной помощи. Более четко был определен контингент лиц, подлежащих надомному обслуживанию, а также предусматривалось, что лица, получающие пенсию в максимальных размерах, вносят плату, составляющую 5% пенсии. Таким образом, на момент распада СССР сформировались практически все основные виды социального обеспечения граждан, которые продолжают развиваться в новой России с учетом изменившейся социально-экономической ситуации, новых социальных приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие годы, не отступая от позитивных начал, заложенных прежним законодательством о социальном обеспечении. Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» . Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом изменились условия назначения пенсии и порядок определения их размеров. Так, размер пенсии увязывался со стоимостью жизни и оплатой труда. 1 февраля 1998 г. Пенсии подлежали исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. Закон РФ от 21 мая 1993 № 5001-1 «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» предусматривал право родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, на пенсионное обеспечение. Существенные изменения произошли в системе пособий. Так, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» лица, считающиеся безработными, приобрели право на получение соответствующего пособия. Принят Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в связи с рождением и воспитанием). Федеральный закон от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», закрепил право лиц, осуществляющих похороны, на получение пособия либо бесплатные услуги по погребению (соразмерно). Позже, существенным шагом в развитии российской системы социального обеспечения явилось страхование целого ряда компенсационных выплат: ? матерям или другим родственникам, фактически осуществляющих уход за ребенком; ? лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы; ? лицам, достигшим 80-летнего возраста; ? престарелым гражданам, нуждающимся в уходе по заключению врача; ? студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; ? неработающим женам военнослужащих, проживающих вместе с мужьями в местностях, где они не могут трудоустроиться; ? на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье; ? беженцам и вынужденным переселенцам; ? на питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Итак, социальное обеспечение, носит приоритетное значение для благосостояния граждан, работников, их семей и всего общества. Право на социальное обеспечение - это фундаментальное социально-экономическое право человека, реализация которого приводит к согласию в обществе, является основой социального мира, также дает возможность участвовать в жизни общества всем группам населения. Для развития гарантий реализации этого права необходимо определить основные направления совершенствования законодательства в этой сфере. Неслучайно законодательство любого социального государства в качестве важнейшей цели ставит защиту прав и интересов граждан. 1.2. Понятие и принципы конституционных социальных прав человека на социальное обеспечение Личные конституционные права и свободы человека необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Эти права связаны с индивидуализацией личности, частной жизнью человека. Важным является право на защиту и охрану достоинства личности. Одним из обязательных признаков социального государства является конституционное закрепление социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту. Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Безусловно, пенсии и пособия – основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения – социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы. Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы: ? право на пенсионное обеспечение; ? право на социальные пособия и компенсации; ? право на социальное обслуживание; ? право на медицинскую помощь; ? право на предоставление льгот. В связи с этим корректнее было бы говорить о праве на различные виды социального обеспечения. В практическом аспекте «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане. Учитывая сущность и содержание конституционного права на социальное обеспечение, нуждающегося в первоочередной защите и наделении конституционными и законодательными гарантиями, со стороны государства, предлагается внести изменения в части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, изложить их в следующей редакции: 1. Каждый имеет право на социальное обеспечение при наступлении социальных рисков, связанных с достижением возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, беременностью и родами и в иных случаях, установленных федеральным законом. 2. Государственные пенсии, социальные пособия устанавливаются законом. Размер пенсии в совокупности с иными видами социального обеспечения не может быть ниже установленного законом прожиточного минимума». Социальные права представляют собой составную часть всей системы конституционного регулирования положения личности, как в социальной сфере, так и во всех остальных областях человеческой жизни, их необходимо рассматривать в органическом единстве и взаимосвязи с другими правами, то есть в единой системе прав и свобод личности. Осуществление личных (гражданских) и политический прав может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовлетворения основных жизненных потребностей. Социальные права человека – совокупность конституционных прав человека или гражданина, которые дают ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях различных материальных благ. К социальным правам человека относят: право социального обеспечения, право на труд, свободный выбор места работы, на защиту от безработицы, на справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд, право на образование, право на защиту здоровья и медицинскую помощь, особые права инвалидов и детей, право на жилище. В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в ст. 38-41 Конституции РФ от 12.12.1993 г. В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражданина. Права человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.). Права гражданина – это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина РФ: 1) права и свободы граждан РФ предоставляются им на основании гражданства РФ, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства; 2) права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ. Классификация основных прав и свобод может осуществляться в зависимости: а) от субъекта (принадлежащие любому человеку или только гражданину); б) от характера субъекта (индивидуальные и коллективные); в) от содержания (личные, политические, экономические, социальные, культурные). В Конституции Российской Федерации реализована концепция прав человека в зависимости от содержания, в соответствии с которой сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы. Именно такая последовательность имеет место во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 10 декабря 1948 г . В части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Определим конституционные принципы – это основополагающие начала, которые провозглашают ценности, защищаемые государством, и определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования. К принципам конституционного права относятся основополагающие идеи, такие принципы отличаются повышенной нормативностью, что означает их первоочередное значение в деятельности всего государства. Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг . В конституционной норме употреблена формулировка - «каждому гарантируется социальное обеспечение». Ее содержание означает, что право на социальное обеспечение не может ограничиваться, например, по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам дискриминационного характера, запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Доступность выражена тем, что обеспечение происходит по месту учебы, работы, службы или по месту жительства обеспечиваемого, то есть система защиты максимально приближено к человеку. Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения, предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются (все стороны жизни человека) в виде: денежном, натуральном, так же в виде услуг и льгот. Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей. Государственные средства на социальное обеспечение формируются из двух источников: средств бюджетов всех уровней и средства государственных внебюджетных социальных фондов (государственное социальное страхование). Оно включает в себя пенсионное, медицинское, социальное (по болезни) страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
310 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
384 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg