Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Российская модель социального аудита

irina_k200 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2020
Аудит выполняет сразу несколько важных функций: экспертную, аналитическую, управленческую, консультативную, производственную и информационную. Благодаря всем этим функциям аудит, играющий важнейшую функцию в экономике, поможет не только улучшить финансовое состояние любого предприятия, но и избежать различных рисков возникших из-за искажения бухгалтерской документации. Социальный аудит — процесс оценки, подготовки отчёта, повышения эффективности функционирования и стиля работы организации, средство измерения её воздействия на общество в целом. При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности. Им оцениваются прежде всего формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов. Подобно внутреннему финансовому аудиту, социальный аудит требует чёткой постановки критериев исследования: каких результатов компания стремится достичь, мнение каких групп общественности влияет на успех её бизнеса и в каких показателях будет измеряться её эффективность. Цель работы изучить Российскую модель социального аудита. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы: - изучить сущность и понятие социального аудита; - рассмотреть содержание и виды социального аудита; - проанализировать технологию проведения социального аудита; - выявить особенности социального аудита в России; - проанализировать социальный аудит: зарубежный опыт; - изучить современный этап развития социального аудита в России.
Введение

На сегодняшний день предприятия с различными организационно-правовыми формами и различными формами собственности имеют возможность самостоятельно организовывать производство и реализацию любой продукции, выбирать подходящую именно им систему оплаты труда, методы ведения налогового и бухгалтерского учета и многое другое. Но не стоит думать, что государство не осуществляет контроль над всеми этими предприятиями. Важное значение в такой ситуации имеют финансово-экономический контроль и обязательные аудиторские проверки. Под аудитом принято понимать независимую проверку предприятия для выражения достоверности его бухгалтерской и финансовой отчетности. В связи с тем, что аудит как вид практической деятельности является неотъемлемой частью рыночной экономики любого государства, именно аудиторская деятельность играет важную роль в системе финансового контроля и условиях рыночной экономики. Роль аудита в экономике настолько важна, что без него практически невозможно принять правильные решения, которые позволят в будущем эффективно вести бизнес. Одним словом вовремя проведенная аудиторская проверка позволит объективно оценить деятельность предприятия и разработать необходимый план действий для его дальнейшего успешного развития.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА 5 1.1 Сущность и понятие социального аудита 5 1.2 Содержание и виды социального аудита 10 1.3 Технология проведения социального аудита 17 2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА В РОССИИ 27 2.1 Особенности социального аудита в России 27 2.2 Социальный аудит: зарубежный опыт 30 2.3 Современный этап развития социального аудита в России 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Список литературы

Монография, научная и учебная литература 1. Бычкова, С. М. Аудит: Учеб. пособие / С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова; Под ред. Я.В. Соколова. - Москва : Магистр, 2019. - 463 с. 2. Воронина, Л. И. Аудит: теория и практика: Учебник: В 2 частях Часть 2: Практический аудит / Л.И. Воронина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 344 с. 3. Заббарова, О. А. Аудит: Учебное пособие / О.А. Заббарова. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 216 с. 4. Касьянова, С. А. Аудит: Учебное пособие / С.А. Касьянова, Н.В. Климова. - Москва : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. - 175 с. 5. Парушина, Н. В. Аудит: Практикум: Учеб. пособие / Н.В. Парушина, С.П. Суворова, Е.В. Галкина. - 2-e изд., перераб. и доп. - Москва : ИД ФОРУМ, 2016. - 288 с. 6. Савин, А. А. Аудит: Учебное пособие / А.А. Савин, И.А. Савин. - Москва : КУРС: НИЦ Инфра-М, 2017. - 512 с. 7. Свободин В.А., Актуальные проблемы учета, анализа и аудита в социальной сфере: сборник международной конференции научных работ аспирантов и профессорско-преподавательского состава по итогам научно-практической конференции «Актуальные проблемы учета, анализа и аудита в социальной сфере» / сост. : д.э.н., профессор В.А. Свободин, к.э.н., доцент Л.В. Васюткина. - Москва : РГСУ, 2015. - 231 с. 8. Федоренко, И. В. Аудит: Учебник / И.В. Федоренко, Г.И. Золотарева. - Москва : НИЦ Инфра-М, 2015. - 272 с. 9. Филипьев, Д. Ю. Аудит: Учебное пособие / Филипьев Д.Ю., Пислегина Н.В. - Москва : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 179 с. Электронные ресурсы 10. Аудит : учебник для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и для подготовки бакалавров по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» (профиль «Управленческий и финансовый учет») / Р. П. Булыга, А. К. Андронова, Н. Д. Бровкина [и др.] ; под редакцией Р. П. Булыги. — 3-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 431 c. — ISBN 978-5-238-02425-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81615.html 11. Аудит : учебник для бакалавров / А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин [и др.] ; под редакцией А. Е. Суглобов. — Москва : Дашков и К, 2016. — 368 c. — ISBN 978-5-394-02458-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60383.html 12. Гордеева, О. Н. Аудит : учебное пособие / О. Н. Гордеева. — Волгоград : Волгоградский институт бизнеса, 2019. — 189 c. — ISBN 978-5-9061-7280-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11306.html 13. Скачкова, Р. В. Аудит : учебник для вузов / Р. В. Скачкова, Ю. В. Мездриков, Д. А. Дуденков. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 180 c. — ISBN 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1079.html 14. Шредер, Н. Г. Аудит : практическое пособие / Н. Г. Шредер. — Москва : Экзамен, 2017. — 212 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/959.html
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА 1.1 Сущность и понятие социального аудита История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, пожертвования, волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs) . Таким образом, к началу XXI века в индустриально развитых странах социальный аудит выделяется в самостоятельное теоретическое и практическое направление предпринимательской деятельности и становится непременным элементом экономики. В этих странах формируется и успешно реализуется организационно-правовая основа социального аудита, создающая необходимые условия для работы социальных аудиторов. Сущность социального аудита заключается в предоставлении заказчику аудита независимой и адекватной информации, полученной в результате анализа проблем, очерченных заказчиком. Социальный аудит позволяет выявить существующие риски в социально-трудовой сфере на уровне предприятия и разработать меры по их устранению . Более того, в условиях стремительного процесса глобализации социальный аудит как осознанная социально-экономическая необходимость начал выходить за границы индустриально развитых государств и начал распространяться по всему миру. Создаются институты социального аудита в Алжире, Люксембурге, Марокко, Сенегале и в Тунисе. Большой интерес к социальному аудиту начинают проявлять в Китае. Что касается развития социального аудита в России, то с 2000 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». С 2004 г. конкурс, по решению Правительства РФ, стал ежегодным. По заявлению оргкомитета кон­курса, в нем ежегодно принимают участие более тысячи компаний. Участие в конкурсе платное, регистрационный взнос составляет 18 тыс. руб. Для организаторов конкурс стал прибыльным бизнесом, а участники в доверительных беседах жалуются на «добровольно-принудительный» характер мероприятия и выражают сомнения в объективности выбора победителей. Под социальной эффективностью, по мнению организаторов конкурса, следует понимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации . Отчеты о социальной поддержке работников и местных сообществ принимаются в произвольной форме (присылайте все, что есть, а мы посмотрим) и оцениваются по не вполне понятным критериям. Сам факт проведения подобного конкурса говорит о том, что государство хочет и будет оценивать социальную эффективность компаний. Вопрос в том, как оно будет это делать. Бизнес-сообщество, признавая необходимость объективной оценки «социальных инвестиций» компаний, не спешит разрабатывать встречные предложения. Позиция простая: пусть власть сама решит, что такое социальная ответственность бизнеса. Будет закон, будет новая форма отчетности, тогда и будем отчитываться . В то же время действующие механизмы функционирования российской модели корпоративной социальной ответственности бизнеса как важнейшей составляющей современной социально-экономической системы и социально-трудовых отношений не обеспечивают эффективной реализации интересов общества. Функции государства по регулированию корпоративной социальной ответственности используются не эффективно и не обеспечивают создание благоприятной среды для ее развития. К настоящему времени государство в отношениях с бизнесом и обществом не нашло приемлемой модели взаимоотношений и зачастую решает проблемы развития корпоративной социальной ответственности административными методами. Бизнес как источник социальной ответственности не находит понимания у государства и не получает с его стороны должной поддержки в решении стратегических проблем развития. Социальный аудит – это способ всесторонней и объективной оценки состояния социальных отношений на различных уровнях (корпоративном, муниципальном, отраслевом, региональном, национальном), позволяющий выявить потенциальные угрозы ухудшения социального климата, вскрыть резервы развития человеческих ресурсов. Более того, результаты аудиторского обследования – хорошая предметная база для диалога социальных партнеров, который является единственной альтернативой конфронтации . Иными словами, социальный аудит – инструмент регулирования социоэкономических отношений посредством добровольного социального диалога всех сторон, заинтересованных в достижении социального консенсуса. Суть социального аудита это диагностика проблемных ситуаций, возникающих па предприятии, в отрасли или в регионе, а также оценка их важности, поиск путей их разрешения и формирование конкретных рекомендаций для заинтересованных сторон . Другими словами, социальный аудит – это анализ факторов социальных рисков и выработка предложений по снижению их воздействия. Основная цель социального аудита – оценка результатов работы по реализации планов, соглашений и договоров, направленных на повышение эффективности трудовой деятельности, снижение текучести кадров, повышение удовлетворенности условиями труда и социальной жизнью работников и т.п. Объект социального аудита – социоэкономические отношения в области разработки, принятия и реализации трех- и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой . Предмет социального аудита – достоверная и объективная социоэкономическая информация, поступающая со всех уровней обследования путем анализа существующей нормативно-правовой документации, а также используя данные полевых исследований, опросов, интервью, мониторинга, статистических данных. Обычно социальный аудит понимается как процедура диагностирования социальных отношений на предприятии, которая может носить общий или частичный характер. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат . Действительно, чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, т.е. к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности Существуют разные подходы в понимании социального аудита. Прагматический подход, например, характерен для большей части собственников и менеджеров, которые рассматривают социальный аудит преимущественно как инструмент увеличения добавленной стоимости. Действительно, СА может способствовать предотвращению острых социальных конфликтов, что неизбежно связано с потерями рабочего времени . Важной целью СА становится и формирование положительного имиджа, привлекательного «лейбла» в глазах потребителей и общества. При подобном подходе широко используются международные стандарты, связанные с социальной ответственностью бизнеса, качеством продукта, условиями труда и защитой окружающей среды. Свою специфику имеет аудит, когда он заказывается организацией, которая интересуется состоянием дел у своих партнеров (поставщиков, потребителей), готовится войти в долю или хочет приобрести другое предприятие. Таким образом, социальный аудит, как и социоэкономика, является достаточно молодым явлением. Его основная цель – оценить социальный климат системы различного уровня организации. Применение социального аудита характерно для развитых стран, хотя он начинает набирать обороты в развивающихся странах, в том числе и в России. Социальный аудит направлен на изучение и оценку поведения работников внутри организации, и как следствие, место данной компании в социально – экономических отношениях на уровне государства . При этом, как и любая форма проверки и мониторинга, данный вид аудита требует четкой постановки задач и структуры их решения путем проведения всестороннего анализа. На макроэкономическом уровне социальный аудит позволяет выявить пути справедливого регулирования воспроизводства и трудовых ресурсов. 1.2 Содержание и виды социального аудита Социоэкономические отношения как объект социального аудита - это совокупность отношений в обществе на той стадии его развития, когда социальный фактор становится решающим условием воспроизводства человеческих ресурсов, имеющим своей целью устойчивое и долговременное развитие . Современные социоэкономические отношения достаточно широкое понятие: оно включает в себя трудовые, деловые отношения, а также отношения между производителями и потребителями, между хозяйствующими субъектами и органами власти и т.д. Социальный аудит в каждой из этих сфер социоэкономических отношений имеет свои особенности и свое определение. В зависимости от сроков, характера, целей и других параметров социальный аудит классифицируется следующим образом. Таблица 1 – Классификация социального аудита В зависимости от характера объектов управления социальный аудит проводится • – в целом по стране (на уровне национального хозяйства) • – в отраслях • – в регионах • – в организациях, на предприятиях По роли социального аудита в управлении социоэкономическими процессами - внутренний социальный аудит (составная часть управленческого учета, обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства) - внешний социальный аудит (проводится агентствами социального аудита, составная часть социоэкономической отчетности, обеспечивает соответствующей информацией не только руководство предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства, но и внешних пользователей, в том числе социальных партнеров) По периодичности проведения • – перспективный социальный аудит, направленный на разработку прогнозов социального развития предприятия, отрасли, региона • – оперативный социальный аудит, проводимый в определенные сроки • – текущий социальный аудит, который проводится в период подведения итогов деятельности предприятия, отрасли, региона за тот или иной период По субъектам управления социальными процессами социальный аудит проводится • – совместно с руководством, профсоюзами, бизнес-сообществом • – руководством предприятий, отраслей, регионов, национального хозяйства профсоюзами предприятий, отраслей. • – регионов, национального хозяйства • – бизнес-сообществом, предпринимателями • – агентствами социального аудита по поручению руководства, профсоюзов, бизнес-сообществ По содержанию и полноте изучаемых вопросов • – полный, в случае исследования всей социоэкономической деятельности предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства • – локальный, когда исследование проводится только в отдельных подразделениях предприятия, на отдельных предприятиях отрасли, региона, отдельных регионов национального хозяйства • – тематический, когда исследуются отдельные блоки социоэкономической системы По функциональному содержанию выполняемых процедур • – социальный аудит соответствия, когда оценивается соответствие практических действий, реализуемых на объекте социального аудита, определенным эталонам – нормам, правилам, планам и предписаниям • – социальный аудит эффективности – изучение не только достигнутых результатов, но и всего спектра процедур, посредством которого они были достигнуты; происходит оценка соответствия методов внутреннего управления объекта социального аудита его целям и возможности их совершенствования • – стратегический социальный аудит – выявление степени согласования социоэкономической политики с целями объекта социального аудита его глобальной и социальной стратегиями, а также установление степени связи социоэкономической политики со спецификой предприятия, отрасли, региона и внешними условиями По обязательности • – обязательный • – добровольный Можно сделать вывод, что социальный аудит стал довольно устойчивой системой, с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими проблемами и методами их решения и анализа нефинансовой отчетности. Разработка, конструирование любой социальной технологии, в том числе, и социального аудита, имеет несколько этапов : – теоретический: определение цели, объекта технологизации; расщепление социального объекта на составляющие и выявление социальных связей; – методологический: выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации; – процедурный: организация практической деятельности по разработке социальных технологий. Суть социального аудита, в конечном итоге, сводится к следующему: на основе собранной информации и последующего сравнения, сопоставления социоэкономических показателей конкретных предприятий, отрасли или региона с определенными эталонами, провести анализ фактического состояния этих показателей, выявить их динамику (положительную или отрицательную), определить воздействие на результаты деятельности объекта социального аудита, сформулировать выводы и рекомендации. В качестве эталонов достижения социоэкономических показателей могут выступать : – лучшие результаты, достигнутые самим объектом социального аудита в прошлые периоды времени; – плановые (рекомендуемые) уровни достижений, закрепленные в соответствующих документах (коллективном договоре, тарифном соглашении, плане социального развития предприятия или отрасли и пр.); – нормативные уровни показателей; – средние или лучшие результаты: для предприятия – у аналогичных предприятий в отрасли, регионе, стране; для отрасли в других отраслях и в стране; для региона – в других регионах и в стране; – оптимальные величины достижений у других объектов, аналогичных объекту социального аудита, т.е. те пределы, при достижении которых на этих объектах была получена наибольшая эффективность; – соответствующие нормы Международной организации труда; – подтверждение соответствия социоэкономических показателей действующему законодательству РФ. Проведение подобного сравнения с определенным эталоном имеет цель проследить динамику того или иного социоэкономичсского показателя, выявить и охарактеризовать его взаимосвязь со всей системой показателей, определить влияние на те или иные социоэкономические процессы, происходящие на объекте социального аудита, а в конечном итоге, оценить его с точки зрения влияния на всю деятельность объекта социального аудита. Эта оценка является базовой в системе и последовательности дальнейших возможных аналитических процедур социального аудита : – рассмотрение каждого социоэкономического показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данного предприятия, отрасли, региона; – выявление факторов, повлиявших на величину конкретных социоэкономических показателей, и расчеты возможных изменений этих показателей при модификации того или иного фактора; – прогнозирование необходимых величин социоэкономических показателей на перспективу и установление способов достижения этих величин; – выявление взаимозависимости показателей социоэкономического состояния и обеспечения целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности в целом предприятия, отрасли, региона; – обоснование гипотез развития социоэкономических показателей и состояния предприятия, отрасли, региона при соответствующем изменении условий их деятельности. Технология проведения социального аудита, вне зависимости от используемых методов, имеет логическую систему последовательности действий и состоит из следующих шагов. Как правило, на предприятиях, в отраслях и регионах должен использоваться внешний аудит. Руководство обращается к агентству социального аудита с приглашением провести экспертизу социального характера, например, при необходимости кардинального решения социальных вопросов при внедрении новой технологии, перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем, выявлении причин недовольства сотрудников и пр. Социальный аудитор, осуществляющий такую работу, должен хорошо ориентироваться не только в социальной политике, но и в финансовых вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, знать трудовое и административное право . При непосредственном проведении социального аудита основными этапами деятельности социального аудитора являются: – знакомство с поставленной задачей (задачами); – определение границ своих действий; – изучение социального баланса и другой документации самого объекта социального аудита (предприятие, отрасль, регион) и нормативных документов; – составление вопросников и анкет; – подготовка детализированной рабочей программы; – реализация работы; – составление отчета. Такая экспертиза одного или нескольких однопрофильных предприятий может потребовать, например, от одного до нескольких месяцев при работе команды социальных аудиторов из нескольких человек с привлечением по отдельным проблемам необходимых специалистов . Социальный аудитор должен начать проверку с изучения и исследования результатов деятельности предприятия, отрасли или региона, чтобы с помощью справочных материалов и нормативных документов обнаружить все отклонения от норм и стандартов, если таковые имеются. Сравнение, как уже отмечалось, может быть проведено с лучшими достижениями, имеющимися у других предприятий, регионов, в целом по стране. Особое внимание при этом уделяется нефинансовой и социальной отчетности, финансовым и бухгалтерским документам, данным аналитического и синтетического учета, результатам анкетирования, опроса, а также расходам на содержание персонала, на решение экологических проблем, на развитие социальных программ и т.п.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 95 страниц
1140 руб.
Курсовая работа, Социология, 96 страниц
1152 руб.
Курсовая работа, Социология, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Социология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Социология, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Социология, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg