Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-психологическая профилактика компьютерной зависимости подростков

irina_k200 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2020
Целью исследования является создание и апробация эффективной программы социально-психологической профилактики компьютерной зависимости подростков. Объект исследования: компьютерная зависимость. Предмет исследования: профилактика компьютерной зависимости подростков. Гипотеза исследования состоит в том, что социально-психологическая профилактика компьютерной зависимости среди подростков будет эффективна если: ? учитывать результаты первичной диагностики; ? формировать у подростков представление о социальных и психологических последствиях компьютерной зависимости; ? создавать условия для формирования навыков общения у подростков со сверстниками; ? создавать в процессе тренингового занятия условия, способствующие формированию адекватного отношения к компьютеру. Задачи исследования: 1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) Исследовать особенности компьютерной зависимости у подростков; 3) Разработать и апробировать программу социально-психологической профилактики компьютерной зависимости у подростков; 4) Оценить эффективность разработанной программы. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, эмпирические (тестирование с применением методики К. Янг и опросника «Шкала – Интернет зависимости» А.Е. Жичкиной, скрининговая диагностика компьютерной зависимости Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот), методы математической статистики. Эмпирической базой исследования выступают МБОУ Денисовская Владимирской области. В качестве исследуемой группы были выбраны учащиеся подросткового возраста (14-15 лет) в количестве 29 человек, среди которых 18 мальчиков и 11 девочек. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов, педагоги смогут использовать в своей работе программу социально-психологической профилактики компьютерной зависимости подростков, а также осуществлять консультирование родителей по проблеме компьютерной зависимости. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, которая делится на теоретическую основу темы и эмпирическое исследование, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

В настоящее время с развитием компьютерных технологий наблюдается их широкое распространение и использование. Основную массу пользователей составляет молодое поколение. Компьютеры и цифровые технологии предоставляют широкий спектр всевозможных видов деятельности. Благодаря им человек может общаться с неограниченным количеством людей в сети Интернет, проходить обучение по различным направлениям, получать образование, совершать разнообразные покупки, создавать продукты интеллектуального труда, осуществлять трудовую и игровую деятельность и многое другое. Возможности компьютерных технологий значительно упрощают жизнедеятельность людей, но в то же время есть и обратная сторона процесса компьютеризации. Неотъемлемое присутствие компьютерных технологий в повседневной жизни ведёт к постоянному увеличению время нахождения за компьютером. Человек с каждым днём становится всё более зависимым от компьютерных технологий. Увеличивается время его общения с виртуальными друзьями, пребывания в игровой реальности, использования компьютера как средства проведения досуга и приобретения онлайн-покупок. У индивида постепенно формируется психологическая зависимость. Актуальность нашего исследования обуславливается тем, что в силу своих возрастных особенностей наиболее подверженными к формированию компьютерной зависимости являются подростки. В пубертатный период они эмоционально неустойчивы, склонны к группированию со сверстниками, им необходимо общение, признание их достижений. Подростки находятся в поиске своего «места в жизни», они экспериментируют с внешним видом, с различными видами деятельности, со стилем поведения. Именно компьютерные технологии предоставляют неограниченные возможности для их самореализации, оказывая тем самым непосредственное влияние на развитие личности подростков. Исследованием проблемы компьютерной зависимости занимались такие зарубежные исследователи, как А. Голдберг, К. Янг, М. Шоттон, Ш. Текл и другие. Их работы направлены на изучение признаков, этапов, симптомов, причин формирования компьютерной зависимости. В отечественной науке особая роль в изучении компьютерной зависимости принадлежит А.Е. Войскунскому, Т.Ю. Больбот, Л.Н. Юрьевой, В.А. Лоскутовой и другим. Проблема исследования заключается в том, что компьютерная зависимость как явление широко представлена среди подростков и в значительной мере влияет на развитие их личности, что требует разработки конкретных мер помощи подросткам.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ…………………..……6 1.1 Понятийно-терминологический аппарат исследования…………..…..6 1.2 Проблема компьютерной зависимости в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………..…14 1.3 Проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте и ее профилактика……………………………………………………………22 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ………………………………………………...35 2.1 Организация и методы исследования…………………………………35 2.2 Исследование компьютерной зависимости подростков……………..38 2.3 Разработка и реализация программы по профилактике компьютерной зависимости…………………………………………………………………41 2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования………………...47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..52 ПРИЛОЖЕНИЕ А
Список литературы

1) Войскунский, А.Е., Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета [Текст] / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – №1. – С. 90-100. 2) Симатова, О.Б., Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной средней школы / О.Б. Симатова. – Чита: ЗабГГПУ, – 2011. – 172 с. 3) Галяутдинова, С.И., Ахмадеева, Е.В., К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями [Текст] / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. – 2013. – №1. – С. 232-235. 4) Подопригора, С.Я., Краткий психологический словарь [Текст] / С.Я. Подопригора. – 2-е изд., испр. – М.: Феникс, 2012. – 317 с. 5) Репина, М.А., Федоров, А.Ф., Проблема интернет-зависимости среди подростков [Текст] / М.А. Репина, А.Ф. Федоров // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 662-664. 6) Ахрямкина, Т.А., Ребёнок и компьютерная зависимость [Электронный ресурс] / Т.А. Ахрямкина. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Samara/IX/IX-0-2.html (13.11.2019) 7) Свенцицкий, А.Л., Краткий психологический словарь [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2015. – 512 с. 8) Симатова, О.Б., Профилактика зависимого поведения у детей и подростков / О.Б. Симатова. – Чита: ЗабГГПУ, 2017. – 152 с. 9) Даулинга, С., Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / С. Даулинга. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 240 с. 10) Гоман, В.А., Гефнер, О.В., Современная молодежь и компьютерная зависимость [Текст] / В.А. Гоман, О.В. Гефнер // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2018. – Спецвыпуск №5. – С. 1-4. 11) Бэрон, Р., Керр, Н., Миллер, Н., Социальная психология группы: процессы, решения, действия. [Текст] / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. - СПб.: Питер, 2013 – 272 с. 12) Ильин, Е.П., Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2002. – 512 с. 13) Семке, В.Я., Аддиктивная личность в зеркале персонологии [Текст] / В.Я. Семке // Наркология. – 2012. – №1 – С. 27-34. 14) Руководство по аддиктологии [Текст] / под ред. проф. В.Д. Менделевича. – СПб: Речь, 2008. – 768 с. 15) Змановская, Е.В., Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки «Клиническая психология», «Педагогика и психология девиантного поведения», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная работа» [Текст] / Е.В. Змановская. – 6-е изд. – М.: Академия, 2018. – 286 с. 16) Короленко, Ц.П., Донских, Т.А., Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Новосибирск: Наука. – 1990. – 224 с. 17) Друзин, В.Н., Проблема профилактики игровой компьютерной аддикции подростков [Текст] / В.Н. Друзин // Инновации в образовании. – 2011. – № 5. – С. 5-82. 18) Федоров, А.Ф., Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков [Текст] / А.Ф. Федоров // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 785-789. 19) Курек, Н.С., Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте [Текст] / Н.С. Курек. СПб: Алетейя, 2011. – 225 с. 20) Багдасарян, А.А., Саргсян, М.Э. Влияние компьютеров и интернета на младших школьников [Текст] / А.А. Багдасарян, М.Э. Саргсян // Наука и образование сегодня. – 2019. – №1. – С. 78-81. 21) Максс, В.А., Компьютерная зависимость у подростков [Текст] / В.А. Максс // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 272-274. 22) Фролов, В.А., Педагогические условия профилактики виртуальной аддикции старших школьников [Текст] / В.А. Фролов. – М.: Центр Современных образовательных технологий. – 2011. – 198 с. 23) Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю., Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография [Текст] / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с 24) Венгер, А.Л., Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития [Текст] / А.Л. Венгер. – М.: АСТ.- 2011. – 320. 25) Войскуновский, А.Е., Интернет – новая область исследований в психологической науке / А.Е. Войскуновский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. – Москва, 2002 - № 1. – 3-10 с. 26) Шкрябко, И.П., Развитие личностных ресурсов как профилактика компьютерной зависимости подростков [Текст] / И.П. Шкрябко // Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»». – 2017. – С. 149-151. 27) Василенко, Н.А., Гемблинг-зависимость учащихся СОШ от компьютерных игр: опыт реализации программы социально-педагогической профилактики [Текст] // Н.А. Василенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 2(11). – С. 13-16. 28) Мураткина, Ю.Н., Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков [Текст] / Ю.Н. Мураткина. – Сургут. - 2010. – 26 с. изд. – С. 154. 29) Пушкина, Т.Ф., Некоторые вопросы профилактики компьютерной зависимости у подростков [Текст] / Т.Ф. Пушкина // Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». – 2018. – С. 447-450. 30) Ермакова, О.В., Профилактика и коррекция компьютерной зависимости школьников как одно из направлений здоровьесберегающей работы в школе [Текст] / О.В. Ермакова // Вестник научных конференций. – 2015. – С.44-46. 31) Бабаева, Ю.Д., Эмоции и проблемы классификации видов мышления [Текст] / Ю.Д. Бабаева // Вести МГУ. – 2011 - №2. - С. 91-96. 32) Гавриченкова, Е.А., Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни [Текст] / Е.А. Гавриченкова // Молодой ученый. – 2018. – №18. – С. 157-161., 33) Яковлева, Е.Л., Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития [Текст] / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 2009 – №4 – 20-27 с. 34) Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смслова. – М.: Можайск-Терра, 2000г. – 431 с. 35) Мананникова, А.В., Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости в образовательных учреждениях [Текст] / А.В. Мананникова // Инновационное развитие. – 2015. - №11. – С. 44-46. 36) Реан, А.А., Психология подростка: учебник [Текст] / под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2006. ? 480 с. 37) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.12.2007 N 06-1965 "Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_98609 (15.11.2019) 38) Войскунский, А.Е., Феномен зависимости от Интернета [Текст] // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М, 2008.— С 100–131 39) Войскунский, А.Е., Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития [Текст] / А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2009. – 279с. 40) Бородаева, Л.Г., Попова, И.И., Особенности профилактики компьютерной зависимости подростков [Текст] / Л.Г. Бородаева, И.И. Попова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – 2016. - №24. – С. 246-249. 41) Мухина, B.C., Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 606с. 42) Москаленко, В.Д., Зависимость: семейная болезнь [Текст] / В.Д. Москаленко. – М.: ПЕР СЭ. - 2013. – 351 с. 43) Краснова, С.В., Как справиться с компьютерной зависимостью [Текст] / С.В. Краснова. – М.: Эксмо, 2008. - 223 с. 44) Сирота, Н.А., Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский // Обзор психиатрии и медицинской психологии. – 1993. – №1. - С. 53-60. 45) Ахрямкина, Т.А., Зависимое поведение: теория и практика [Текст] / Т.А. Ахрямкина. – Самара: СФ МГПУ, – 2008. – 96 с. 46) Васильев, А.Н., Игровая компьютерная зависимость: сродни наркомании и алкоголизму [Текст] / А.Н. Васильев // ОБЖ. – 2008. – №9. – С. 27-28. 47) Боярова, К.В., Кибер-аддикция: еще один вид зависимости [Текст] / К.В. Боярова // Вестник Харьковского Национального Университета. – 2006. – С. 41-46. 48) Зайцев, В.В., Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? [Текст] / В.В. Зайцев // Вестник психотерапии. – 2011. – №40. – С. 24-32. 49) Лоскутова, В.А., Феномен интернет-зависимости и психотерапевтические ресурсы [Текст] / В.А. Лоскутова. – М.: ОППЛ, 2001. – С. 21-26. 50) Солдаткин, В.А., Дьяченко, А.В., Мавари, Д.Ч., Концепции формирования компьютерной зависимости [Текст] / В.А. Солдаткин, А.В. Дьяченко, Д.Ч. Мавари // Социальная и клиническая психиатрия. – 2013. – №3. – С.104-108. 51) Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В., Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга. – 2009. – 460 с. 52) Евдокимова, И.А., Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения [Текст] / И.А. Евдокимова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 956-958. 53) Мулик, Е.О., Коломиец, А.А., Мулик, Ю.В., Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости [Текст] / Е.О. Мулик, А.А. Коломиец, Ю.В. Мулик // Материалы научного симпозиума. – 2013. – С. 73-74. 54) Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета [Текст] / А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская // Труды по социологии образования. – 2000. – №7. – С. 34-40. 55) Леонтьева, А.Н., Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 87-89 56) Загвязинский, В.И., Социальная педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. // – М.: Издательство Юрайт. – 2012. – 405 с. 57) Мехтиханова, Н.Н., Психология зависимого поведения: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 122 с. 58) Антилогова, Л.Н., Лазаренко, Д.В., Психологические особенности аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 2. – с. 40-43. 59) Варашкевич, С.А., История конверсии компьютерной игры [Текст] / С.А. Варашкевич. – М.: ИП РАН, 2005. – 287 с. 60) Воронов, Д.И., Социально-психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика [Электронный ресурс] / Д.И. Воронов – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/773988732 (02.12.2019) 61) Давыдова, А.А., Особенности психолого-педагогической профилактики компьютерной зависимости в средней школе [Текст] / А.А. Давыдова // ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского". – 2015. - №5. – С. 345-352. 62) Евстафьева, С.В., Программа профилактики компьютерной зависимости «Жизнь в реальном мире» [Электронный ресурс] / С.В. Евстафьева - Режим доступа: https://infourok.ru/programma-profilaktiki-kompyuternoy-zavisimosti-2417605.html (02.12.2019) 63) Макушина, О.П., Методы психодиагностики зависимого поведения: учебное пособие [Текст] / О.П. Макушина. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. – 79 с. 64) Жмуров, В.А., Большая энциклопедия по психиатрии / В.А. Жмуров. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с. 65) Бодалев, А.А., Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во Когито-Центр, 2015. – 541 с. 66) Шишкин, С.М., Ролевая игра как один из видов упражнений на начальной ступени обучения // «Система упражнений для обучения говорению на иностранном языке в средней школе». Сборник научных трудов. — Москва: Министерство Просвещения РСФСР Научно-исследовательский Институт Школ, 2010. — С. 167-172. 67) Кричевский, Р.Л., Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская – М., 1991. – 235 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ 1.1 Понятийно-терминологический аппарат исследования В век высоких технологий компьютер является обязательным компонентом существования человека. Даже не смотря на то, что компьютер очень сильно упростил жизнь людям, общество столкнулось с таким серьезным последствием, как компьютерная зависимость. Зависимое поведение личности является серьезной социальной проблемой, так как может служить проявлению негативных последствий, таких как конфликты с социальным окружением, потеря работоспособности, проявление агрессивности, проблемы со здоровьем [1]. Феномен компьютерной зависимости психолого-педагогической литературе рассматривается в следующих категориях: «зависимость», «зависимое поведение», «компьютерная зависимость», «профилактика» и «социально-психологическая профилактика». Изначально, зависимость была медицинским термином и определялась как «навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами» [2]. Термин «зависимость» был введен ВОЗ в 1964 году. Зависимость – состояние, проявляемое во влечении, эмоциональной и физиологической потребности человека к конкретному виду деятельности, которая впоследствии доставит удовольствие, снимет у человека напряжение, что выразится в разрушающемся поведении [3]. Зависимость представляет собой поиск идентичности, поддержки, защиты и (или) разрешения извне. Объектом зависимости может являться другой человек, социальная организация, например, расширенная семья, общественная, религиозная группа, трудовой коллектив и т. д. [4]. А. Голдберг под зависимостью понимал поведенческую аномалию, в которой преобладает сниженный уровень самоконтроля и вероятность разрушения нормальной жизни [5]. Т.А. Ахрямкина определяет зависимость как несовершенный способ приспособления к слишком сложным для индивида условиям деятельности и общения [6]. Зависимость в психологическом словаре А.Л. Свинцицкого трактуется как состояние физиологической и психологической зависимости от наркотиков и некоторых видов деятельности, например, игровой [7]. Н.С. Курек, Г.Д. Соколовский определяют психологическую зависимость как эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике или в совершении определенных действий с целью получения эффекта, связанного с его употреблением, либо с целью снятия негативных ощущений, вызванных злоупотреблением им [8]. Исходя из вышеперечисленных определений, можно сделать вывод о том, что зависимость – это поведенческая аномалия, в которой преобладает сниженный уровень самоконтроля и вероятность зависимого поведения. Проблема зависимости возникает, когда желание уйти от действительности, начинает преобладать в мыслях, становясь главной идеей и приводящей к погружению в виртуальную реальность. В специальной литературе употребляется понятие «аддиктивное поведение», что является синонимом зависимому поведению. Понятие «аддиктивное поведение» ввели В. Миллер и М. Ландри. Они понимали этот термин как чрезмерное употребление веществ, меняющих психическое состояние и приводящих тем самым к формированию зависимости [9]. Дж. Томер описывает аддиктивное поведение как централизованность внимания в узкой сфере деятельности при избегании остальных и устремленность к уходу от обыденной реальности в мир иллюзий [10]. По мнению С. Даулинга, аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, что выражается в стремлении к уходу от реальности и проблем путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на определённых предметах или видах деятельности, сопровождающееся развитием интенсивных эмоций [11]. Е.П. Ильин под аддиктивным поведением понимает поведение, обусловленное «вредными привычками подростков и юношей», что приводит к некоторому замешательству, так как у подростков не существует каких-либо стойких психических привычек, а напротив происходит значительная ломка временных норм поведения, установок и стереотипов [12]. В.Я. Семке считал, что зависимое поведение – это способ сбежать от реального мира путем изменения психологического состояния за счёт поддержания конкретных видов деятельности и уровня интенсивности эмоций путем приёма некоторых веществ [13]. В.Д. Менделевич определяет аддиктивное поведение как один из типов отклоняющегося поведения, которое характеризуется формированием стремления человека к уходу от действительности путем неестественного изменения психического состояния благодаря приёмам некоторых веществ или заострением внимания на некоторых видах деятельности с целью поддержания эмоций [14]. Зависимое поведение по Е.В. Змановской – это одна из форм девиантного поведения, связанная со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции и адаптации [15]. Ц.П. Короленко трактует зависимое поведение как стремление ухода от реальности путем изменения своего психического состояния, во время которого человек останавливается в своем личностном развитии [16]. И.В. Дубровиной дается следующее определение термину «аддиктивное поведение» – поведение, включающее такие вредные привычки, как алкоголизм, наркомания, зависимость от азартных и компьютерных игр т.е. адиктивное поведение по своей сути является ущербно-адаптивным в усложняющихся условиях современной жизни. [17]. По А.Ф. Ускову аддиктивное поведение – это глубокая, рабская зависимость от некоей власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая требует от человека полного повиновения. Такое поведение выглядит как добровольное подчинение [18]. На основе анализа вышеуказанных определений, можно сделать вывод, что аддиктивное поведение – это стремление ухода от реальности путем изменения своего психического состояния, во время которого человек останавливается в своем личностном развитии. Аддикция и аддиктивное поведение связано с вредной привычкой, от которой избавиться без тяжёлых последствий для человека можно, но в то же время зависимость – это больше, чем привычка, так как последствия от зависимости более серьёзны и опасны для человека больше, чем последствия от вредной привычки [19]. Одним из видов аддиктивного поведения, получивших распространение в последнее время, является компьютерная зависимость. В трудах М. Шоттон, Ш. Текл и других зарубежных ученых в 80-х годах появились первые упоминания о компьютерной зависимости. Авторы утверждали о потребности необходимого ухода от реальности [20]. Термин «компьютерная зависимость» означает чрезмерное желание человека проводить время за компьютером [21]. Э. Фромм считал, что компьютерная зависимость – это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером [22]. А. Голберг под компьютерной зависимостью понимал расстройство поведения в результате использования компьютера [23]. А.Л. Венгер рассматривает компьютерную зависимость как пристрастие к занятиям, которые связаны с использованием компьютера [24]. По мнению таких авторов как П.Д. Шабанов, А.Е. Войкунский, И.П. Короленко, Ю.М. Бабаева компьютерная зависимость – это одна из форм аддиктивного поведения, которая имеет место быть в действиях любого рода занятий с использованием компьютера, что приводит личность к снижению социальной активности и любым другим видам деятельности [25]. И.П. Шкрябко рассматривает компьютерную зависимость как пристрастие человека к проведению времени за компьютером [26]. А.Г. Шмелев под компьютерной зависимостью понимает нездоровое увлечение, при котором пользователь берет на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, чувствуя себя в реальности дискомфортно [27]. М. С. Иванов определяет зависимость от компьютера как интерес к занятиям с данной технологией, что приводит к резкому сокращению остальных видов деятельности [28]. Т.Ф. Пушкина определяет компьютерную зависимость как обсессивное (одержимое) пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности) [29]. О.В. Ермакова в своей статье «Профилактика и коррекция компьютерной зависимости школьников как одно из направлений здоровьесберегающей работы в школе» определяет компьютерную зависимость как пристрастие к занятиям на компьютере, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми [30]. Из выше рассмотренных определений следует, что компьютерная зависимость – это форма аддиктивного поведения, которая имеет место быть в действиях любого рода занятий с использованием компьютера, что приводит личность к снижению социальной активности и любым другим видам деятельности. Анализ работ Ю.Д. Бабаевой позволяет сделать вывод о том, что понятия «компьютерная зависимость» и «Интернет-зависимость» отличаются друг от друга. Интернет-зависимость рассматривается больше, как доступ к сетевой информации и видов деятельности, например, скачивание программ, игр, общение в социальных сетях [31]. Компьютерная зависимость характеризуется продолжительным времяпрепровождением за компьютером, отказом от других видов деятельности, что приводит к нарушению общения, коммуникации и социального взаимодействия [32]. О.Н. Шмелев акцентирует внимание на навязчивом желании включать компьютер и неспособности его выключать [33]. Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войкунский выделяют три вида компьютерной деятельности – получение информации, развлечение, общение [34]. Познавательный вид деятельности характеризуется стремлением познавать сферу программирования, телекоммуникаций, хакерства и т.п. [там же]. Игровая деятельность представляет собой увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета [там же]. Коммуникативная деятельность определяется как увлечение сетевым общением [там же]. Злоупотребление данными видами компьютерной деятельности может постепенно привести к пристрастию и необходимости как можно больше времени проводить за компьютером. Так же зависимые индивиды могут достаточно часто испытывать дискомфорт в одном из пяти сфер: социальной, профессиональной, учебной, физической. [28] Данные проблемы являются последствием зависимости от компьютера и игнорирование различных сфер жизни взамен на виртуальный мир. При компьютерной зависимости имеет место быть деградация социальных связей человека, которая развивается в результате полной замены реальности на виртуальный мир и приводит к возникновению агрессивности и различных видов антисоциального поведения. Влияние компьютерной зависимости так же влияет на социальные качества человека, например, на дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания [35]. Состояние проблемы компьютерной зависимости в настоящее время требует необходимых мер по её предупреждению и преодолению. В связи с этим целесообразно проводить профилактическую работу. В кратком психологическом слове дается следующее определение профилактики – «Профилактика представляет собой комплекс мер социально-психологического, педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении» [7, с. 70]. Профилактикой также являются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или cоциокультурных столкновений у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей [там же]. Профилактика, по мнению А.А. Реана – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении индивидов [36, с.294] Профилактика способствует превращению общественных норм в личностные, формирует чувство ответственности, требовательности к себе адекватную оценку своего поведения, тормозит стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу. Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот рассматривают первичную, вторичную и третичную профилактику компьютерной зависимости. Первичная направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями [23]. Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента [там же]. Третичная профилактика включает в себя комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение возобновления девиантного поведения человеком, его прекратившим [там же]. Из выше сказанного следует, что профилактика – это комплекс мер социально-психологического, педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Одним из возможных вариантов профилактической работы является социально-психологическая профилактика, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, что зафиксировано в письме Министерства образования Российской Федерации от 28.12.2007 N 06-1965 «Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» [37]. Таким образом, обобщая точки зрения авторов на проблему аддиктивного поведения можно утверждать, что наиболее общепринятым определением является определение предложенное В.Д. Менделевичем о том, что аддиктивное пoвeдeниe – это один из типов отклоняющегося поведения с формированием стремления человека к уходу от действительности путем неестественного изменения психического состояния благодаря приемам некоторых веществ или заострением внимания на некоторых видах деятельности с целью поддержания эмоций. Компьютерная зависимость определяется как одна из форм аддиктивного поведения, которая имеет место быть в действиях любого рода занятий с использованием компьютера, что приводит личность к снижению социальной активности и любых других видов деятельности. Профилактику можно определить как комплекс мер социально-психологического, педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Социально-психологическая профилактика компьютерной зависимости заключается в предупреждении социальной дезадаптации учащихся и появления у них социально-психологических проблем, возникающих в результате чрезмерного увлечения компьютерной деятельностью. 1.2 Проблема компьютерной зависимости в зарубежной и отечественной литературе Особенности зависимого поведения исследовали такие зарубежные ученые, как К. Янг, М. Орзак, А. Шень, А. Голдберг, М. Шоттон, Ш. Текл и другие. Впервые существование зависимости отметили американские ученые М. Шоттон, Ш. Текл. Они утверждали, что становление компьютерной зависимости определяется не только уходом от реальности или личными проблемами, но и личными характеристиками, например, особенностями характера [38]. Такие авторы как К. Янг, А. Шень, А. Голдберг выделяют следующие причины формирования зависимости от компьютера, как попытки человека уйти от действительности, скрыться от реально существующих проблем, отстраниться от людей, от семьи и/или попробовать себя в роли другого человека, нежелание брать на себя какую-либо ответственность, возможность лёгкого исправления ошибок в виртуальной реальности. Перечисленные причины зависят в большей мере от негативных установок личности на себя и отрицательных переживаний в различных сферах жизнедеятельности [38]. Если говорить о характерных особенностях зависимостей различного типа, то ими являются: стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей [39]. М. Орзак рассматривает зависимое поведение путем анализа психологических и физических симптомов зависимого поведения. Психологические симптомы: счастье, восторг или приподнятое настроение за компьютером; утрата контроля времени при работе за компьютером; близкие люди и сверстники оказываются на втором плане; сниженное настроение, невозможность получать удовольствие, чувство гнева, недовольство, озлобленность при отвлечении от компьютера (или при отсутствии его); не понимание, что человек стал зависимым, непринятие этого; проблемы в учебной или профессиональной деятельности; излишняя агрессивность [25]; Физические симптомы: синдром запястного канала (поражение нервных стволов руки из-за перенапряжения мышц в течение долгого времени); напряжение в глазах; продолжительная головная боль; боль от нижней части шеи до поясницы; расстройство пищевого поведения; невнимательность к соблюдению гигиенических правил; расстройство сна, изменение режима сна, потеря сна; хроническая усталость [там же]; Все перечисленные признаки приводят к утрате человеком способности приспосабливаться к условиям социума, изолируют человека от окружающих его людей, приводят к проблемам в учёбе и общении с окружающими людьми, депрессии. К. Янг считает, что компьютерную зависимость характеризуют следующие признаки: навязчивое желание деятельности за компьютером; постоянное ожидание следующей работы за компьютером; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени за компьютером; жалобы окружающих на то, что человек расходует слишком много денег на Интернет, на работу компьютера [23]. Ш. Текл рассматривает компьютерную зависимость через следующие показатели компьютерной зависимости, как: забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах в процессе работы за компьютером; нежелание отвлекаться от работы или игры за компьютером; пренебрежение собственным сном, здоровьем, социальными отношениями ради времени за компьютером; раздражение при вынужденном отвлечении от работы за компьютером [40]. На основе выше перечисленных точек зрения авторов можно сделать вывод, что для компьютерной зависимости характерны негативные установки личности на себя и отрицательные переживания в различных сферах жизнедеятельности, проблемы в учебной или профессиональной деятельности; излишняя агрессивность; усталость; утрата человеком способности приспосабливаться к социальному окружению. По мнению чешского психолога Т. Новака компьютерная зависимость развивается через ряд последовательных этапов: ? На первом этапе появляется «точка кристаллизации» в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при определенном действии, возникает понимание, что существует вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние [41]. ? Второй этап характеризуется установлением зависимого ритма, который выражается в определенной последовательности обращений к средствам зависимости [там же]. ? Специфика третьего этапа заключается в формировании зависимости как составляющей части личности. Проявляется в том, что постепенно методом выбора при встрече с реальными требованиями жизни зависимый стиль вытесняет естественный, и становится частью личности. ? Этап полного доминирования зависимого поведения, которое полностью определяет стиль жизни, отношения с окружающими, характеризуемое погружением человека в зависимость, его отчуждением от общества. У игроков на этом этапе игра становится стилем жизни, главной её целью [там же]. Анализ зарубежных исследователей показал, что становление компьютерной зависимости определяется не только уходом от реальности или личными проблемами, но и личными характеристиками, причины развития зависимости от компьютера зависят от негативных установок личности на себя и отрицательных переживаний в различных сферах жизнедеятельности, психологические и физиологические симптомы приводят к утрате человеком способности приспосабливаться к условиям окружающего мира, изолируют человека от окружающих его людей, приводят к проблемам в учёбе и общении с окружающими людьми, депрессии. Среди наиболее известных отечественных исследователей проблемы зависимости можно назвать Ц.П. Короленко, Е.В. Змановскую, А.Е. Войскунского, В.Д. Москаленко, Т.А. Донских, Ю.Д. Бабаеву, Н.А. Сироту, В.М. Ялтонского и других. По мнению А.Е. Войкунского, в основе зависимости лежит желание доминирования над компьютером как выдающимся и умным противником, компенсируя тем самым невозможность контроля над другими сферами в жизни, прежде всего – социальными отношениями [39]. А.Е. Бобров высказывает мнение, что человек получает больше эмоций, проводя время за компьютером, чем в жизненных ситуациях, где проявление эмоций может быть неприемлемым, например, агрессия, контроль, соперничество и т.д., вследствие чего у личности происходит иллюзорное обретение нового «Я», противоположное реальному «Я» [28]. Л.Н. Юрьева и Т.Ю. Больбот считают, что чрезмерное времяпровождение за компьютером может привести к нарушениям когнитивной и поведенческой сфер [23]. Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева отмечают, что важное отличие компьютерной зависимости от других – это отсутствие борьбы мотивов [там же]. В.Д. Москаленко выделяет следующие причины появления компьютерной зависимости [42]: недостаток умения контролировать самодисциплину. Человек не способен держать под контролем собственные эмоции; неумение самостоятельно организовывать свой досуг; нехватка общения в реальной жизни; незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером; стремление заменить общение с близкими людьми виртуальным миром; желание сбежать от трудностей реального мира в виртуальный мир; заниженная самооценка и отсутствие уверенности в своих силах, зависимость от мнений окружающих. С.В. Краснова в своей работе подчеркивает, что компьютерная зависимость ухудшает подростковые демонстративные протесты, как один из видов аддиктивного поведения, что чревато индивидуальными преобразованиями: высокой обидчивостью, конфликтностью, недоверчивостью, стремлением к обману, избегание ответственности в важных вопросах, поиску оправдательных доводов, стереотипностью действий, высокой тревожностью. В качестве одной из предпосылок формирования подчиненного действия у школьников можно отметить довольно незначительный уровень самодостаточности и независимости в выборе действий, присущий для некоторых подростков и высокую чувствительность к внешнему воздействию, определенного характера [43]. В качестве факторов зависимого поведения А.Ю. Акопов, Е.В. Змановская, И.С. Кон рассматривают внешние условия физической среды, внешние социальные условия, внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки, внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения [44]. А.Е. Войкунский предполагает, что определяющую роль в становлении компьютерной зависимости играет убежденность самих лиц, в том, что они больны [39]. Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. С.В. Краснова выделяет четыре этапа формирования данной зависимости [43]. Первый этап – это стадия легкой увлеченности. Когда человек несколько раз поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться графика, музыка, факт имитации реальной жизни. Компьютер позволяет подростку осуществлять свои мечты. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Таким образом, желание играть за компьютером постепенно начинает становиться целенаправленным, но, к сожалению, подросток этого не осознает. Однако эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформировалась, процесс игры для человека не имеет существенного значения [45]. Второй этап называется «стадия увлеченности». При переходе на эту стадию у подростка формируется потребность – играть в компьютерные игры. Желание играть – это мотивация, которая опосредована потребностями ухода от реальности и принятия роли. Игра на данном этапе принимает систематический характер. Если у подростка не получается удовлетворить потребность в игре, он прибегает к различным действиям для достижения своей цели [46]. На третьем этапе – стадии зависимости – происходят значительные изменения в ценностно-смысловой сфере подростков, а именно изменение самосознания и самооценки, игра полностью вытесняет реальный мир. В.С. Косарецкая выделяет две формы, в которых проявляется зависимость: социализированная и индивидуализированная. При социализированной форме компьютерной зависимости подросток поддерживает социальный контакт с обществом, даже если в основном с такими же игроками, как и он сам. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику подростка, чем следующая форма. Разница заключается
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Психология, 56 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg