Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Малое предпринимательство в системе социально-экономического развития (на примере Российской Федерации)

irina_k200 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2020
Объект исследования – малое предпринимательство как вид предпринимательства, осуществляемый в рамках национальной экономики. Предмет исследования – тенденции, факторы и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Цель выпускной квалификационной работы - выявить основные проблемы малого бизнеса и предложить меры по дальнейшему развитию малого предпринимательства в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи: • исследовать теоретические аспекты малого предпринимательства; • проанализировать и обобщить практический опыт становления малого предпринимательства в РФ; • раскрыть роль государства в поддержке и развитии малых форм предпринимательства; • выработать рекомендации по совершенствованию механизма управления малым предпринимательством в Российской Федерации. Методы исследования: анализ и сравнение, моделирование, обработки данных (изучения и анализа документации, измерения показателей), качественный и количественный методы оценки. Структура работы. Работа состоит из введения, основной части (трех глав), заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В первой главе даются основные понятия осущности, значении, организационно-правовых формах малого бизнеса, определяются основные этапы становления и развития малого бизнеса в России. Во второй главе проводится анализ состояния малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе, выявляются проблемы, а также определяется роль государственного регулирования малого бизнеса. В третьей главе рассматриваются основные направления развития малого предпринимательства в России, реализация государственных, региональных и муниципальных программ государственной поддержки малого бизнеса и перспективы их развития.
Введение

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики. Малые предприятия как наиболее мобильная форма бизнеса оперативно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, способствуют быстрому насыщению рынка товарами, создают новые рабочие места, способствуют быстрому освоению достижений НТП, формируют конкурентную среду. Именно поэтому государства всех стран оказывают, поддержку малому предпринимательству, предоставляя таким предприятиям налоговые льготы, оказывая кредитную, финансовую, организационную, научно-техническую помощь. Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие малого предпринимательства является одним из важнейших стратегических приоритетов современной экономической политики России. Поддержка малого предпринимательства должна способствовать решению ряда экономических задач: • обеспечить конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; • наполнить рынок товарами и услугами; • создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы; • сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности. Вопрос по государственной поддержке малого бизнеса остается на повестке дня правительства РФ. Образное выражение Д. А. Медведева «не надо кошмарить бизнес» стало крылатой фразой в предпринимательской среде. Тем не менее, несмотря на высокий потенциал малого предпринимательства, этот важнейший сектор экономики пока не оказывает существенного влияния на социальное и экономическое развитие страны вследствие несовершенства механизмов взаимодействия предпринимателей и органов власти различного уровня. Теоретической базой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых по развитию малого бизнеса, законодательные и нормативные документы о государственном регулировании развития малого бизнеса, материалы статистических сборников Росстата, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет – ресурсы. Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций, которые могут быть использованы субъектами малого бизнеса в целях совершенствования менеджмента и реализации управленческих функций социально-экономического развития.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в современных условиях……………………....7 1.1. Малый бизнес: сущность, значение, организационно-правовые формы, особенности…………………………………………………………7 1.2. Становление и этапы развития малого бизнеса в России…….…..20 Глава 2. Анализ состояния малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе………………….…….28 2.1. Основные показатели и современные проблемы малого бизнеса в России……………………………………………………………………….28 2.2. Роль государственного регулирования малого бизнеса в РФ………………………………………………………………………...….40 Глава 3. Перспективные направления совершенствования государственной поддержки развития малого предпринимательства в России…………………………………………………………………….54 3.1. Проблемы реализации программ государственной поддержки малого бизнеса и перспективы их развития…………………………………..…..54 3.2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса………………………………………………………………………68 Заключение …………………………………………………………..……86 Список использованных источников и литературы…………………90 Приложения
Список литературы

Нормативные правовые акты и нормативные документы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ Статья 66.3. Публичные и непубличные общества (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) (ред. от 16.12.2019, действует с 01.01.2020) (Электронный ресурс) // URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=350935#h9441 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) (Электронный ресурс) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ 3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) (Электронный ресурс) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ 4. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 13.07.2015 N 246-ФЗ (в действующей ред.) (Электронный ресурс) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182622/ 5. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (в действующей ред.) "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", ст.97 - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162608/ 6. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Электронный ресурс) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/ 7. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 08.03.2015 N 45-ФЗ (последняя редакция) (Электронный ресурс) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176154/ 8. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) (Электронный ресурс) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ 9. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Электронный ресурс) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ 10. Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. 03.07.2018) (Электронный ресурс) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78582/ 11. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02.04.2014 N 52-ФЗ (ред. 29.12.2017) (Электронный ресурс) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161213/ 12. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 29.11.2014 N 382-ФЗ (в действующей ред.) (Электронный ресурс) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171490/ 13. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 29.06.2015 N 156-ФЗ (в действующей ред.) (Электронный ресурс) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181758/ 14. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (ред. от 18.09.2019) "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (вместе с "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", "Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства") (в действующей ред.) (Электронный ресурс) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172109/ 15. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (Электронный ресурс) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ 16. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2014 N 740-р <О создании ОАО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий"> // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=585986#05094937048588462 17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") (Электронный ресурс) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ Монографии, сборники, учебники и учебная литература 18. Иванова С. Государство и малый бизнес в России. Проблемы гармонизации законодательства и практики его применения //Издательство:Прометей. – 2019 19. Гришин В.И., Силин Я.П. Экономика предприятия. Учебник // Издательство:КноРус. – 2019. 20. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие/В.Я. Горфинкель, С.В. Земляк, О.М. Маркова и др. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. 21. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2019. 22. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебник / Лапуста М.Г. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. 23. Ларионов И.К. Предпринимательство. Учебник // Издательство:Дашков и К. – 2019. 24. Мамедова Н.А. Малый бизнес в рыночной среде / Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019 25. Медведев А. Малый бизнес / Артем Медведев. // Издательство. - М.: Книга по Требованию,2016. 26. Магера И. Малый и средний бизнес в России: / Ирина Магера. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,2016. 27. Основы функционирования малого бизнеса. Учебник и практикум для бакалавров // Издательство:Дашков и К. – 2017. 28. Рубин Ю.Б. Основы предпринимательства. Учебник // Издательство:Университет Синергия. – 2020. 29. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства (18-е изд.) / Л.Н. Череданова. – Издательство:Академия, 2018.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в современных условиях 1.1. Малый бизнес: сущность, значение, организационно-правовые формы, особенности Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие. Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Комиссия европейских сообществ (КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 7,5 млн. евро. В отдельных европейских странах размер численности занятых в малом бизнесе значительно колеблется. Во Франции малыми считаются предприятия, численность занятых на которых не превышает 500 человек, а годовой оборот не превышает 20 млн. евро; отнесение к группам предприятий по численности персонала дифференцируется в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие. Так, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Франции фирмы с численностью занятых свыше 200 человек считаются крупными, а в отрасли, производящей оборудование, предприятия с численностью занятых до 500 человек относятся к малым. В Великобритании к мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 23 человек, к малым - от 24 до 99. В обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с числом занятых менее 200 человек. Иная градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым - от 25 до 99, к промежуточным - от 100 до 499 человек, к крупным - от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота. В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины уставного капитала и численности работающих, причем в добывающей, обрабатывающей промышленности и в строительстве численность работающих не должна превышать 300 человек, в оптовой торговле — 100, в розничной торговле и индустрии услуг — 50 человек. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства вРоссиирегулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели В соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Малые предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности. Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица. Основными организационно-правовыми субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в различных отраслях экономики. Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества: ­ полные товарищества, ­ товарищества на вере (коммандитные), ­ общества с ограниченной ответственностью, ­ публичные и непубличные акционерные общества, ­ производственные кооперативы, ­ индивидуальные предприниматели, ­ крестьянские (фермерские) хозяйства. Ниже приводится краткая характеристика отдельных организационно-правовых форм малых предприятий как субъектов предпринимательской деятельности. Полное товарищество. Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ). Важной особенностью полного товарищества является положение о том, что его участники солидарно несут полную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество. Полное товарищество не играет существенной роли в экономике. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2018 г. функционировало всего 2899 полных товариществ, что составляет 0,32 % всех хозяйственных товариществ и обществ. Товариществом на вере признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Важное значение для успешного функционирования ООО имеет формирование уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его участников; он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы кредиторов. Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФФедеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, отменили организационно-правовые формы открытых и закрытых акционерных обществ. Вместо привычных ранее ЗАО и ОАО акционерные общества теперь делятся на публичные и непубличные. С 1 сентября 2014 г. разделение на закрытые и открытые акционерные общества перестало существовать . По новым правилам акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные. Публичное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки. Акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц. Закон № 99-ФЗ не обязывает АО срочно вносить изменения в учредительные документы. Перерегистрировать ОАО и ЗАО в связи с вступлением в силу новых положений ГК РФ не требуется (п. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу поправок и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются таковыми вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Таким образом, открытые акционерные общества, чьи акции обращаются на рынке ценных бумаг, после 1 сентября 2014 г. признаются публичными акционерными обществами. С этой же даты такая организационно-правовая форма, как ЗАО, исчезла из корпоративного законодательства. Однако те ЗАО, которые зарегистрированы до 1 сентября, могут продолжать действовать по-прежнему впредь до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). В дальнейшем ЗАО может существовать в виде непубличного акционерного общества или реорганизоваться в ООО. Сейчас, безусловно, организационно-правовая форма в виде ООО заметно превосходит по популярности ЗАО, поскольку теперь к акционерным обществам закон выдвигает новые требования, которые обязательно приведут акционеров к дополнительным расходам на содержание компании. Раньше регистрировалось большое количество акционерных обществ, однако их учредители часто не учитывали, что регистрация ЗАО должна сопровождаться выпуском акций и ведением реестра акционеров. Сейчас существование таких компаний усложнилось тем, что реестр акционеров должна вести специальная компания-регистратор, которая на это имеет лицензию. Эта услуга подразумевает абонентскую оплату в месяц, что предполагает увеличение финансовой нагрузки на акционерное общество. Но существуют проблемы и более кардинальные. Например, в свое время многие акционерные общества просто не считали нужным регистрировать выпуск ценных бумаг, а сегодня ни один регистратор такую компанию на обслуживание не возьмет, так как без зарегистрированных акций обслуживать регистратору по факту нечего. Дополнительные финансовые расходы будут у АО связаны еще и с привлечением аудиторских организаций для проведения ежегодного аудита. Даже компания с мизерным оборотом, где единственный акционер является ее директором, обязана привлекать теперь аудитора, что окажется весьма накладно, а для кое-кого и просто не посредствам. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольноеобъединение граждан на основе членства для совместной производственной илииной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием. Индивидуальным предпринимателемможет быть любой дееспособныйгражданин Российской Федерации. В Конституции РФ определены гарантии для занятий предпринимательской деятельностью, выбора любого предмета деятельности, незапрещенного законом. Следует подчеркнуть, что для занятия отдельными видамидеятельности необходимо иметь специальное среднее или высшее образование, получить специальное разрешение (лицензию) и иметь квалификационный аттестат. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом в соответствии с законодательством предпринимательская деятельность может быть как основной, так и дополнительной деятельностью. Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять наем работниковна основе договоров гражданско-правового характера. Крестьянское (фермерское) хозяйствопредставляет собой объединениеграждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку иреализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином. Приэтом имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членамна праве совместной собственности. В состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства могут входитьземельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другиесооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и другие техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления его деятельности имущество, плоды и произведенная продукция. Наиболее распространенными формами для осуществления предпринимательской деятельности субъектами малого бизнеса являются следующие организационно – правовые формы: - Общество с ограниченной ответственностью; -регистрация физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя и крестьянские (фермерские) хозяйства. По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными. В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли. По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия. По характеру деятельности выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия. По структуре деятельности предприятия подразделяются на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках. По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия. Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином, стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли. Малые предприятия — это небольшие по размеру предприятия, находящиеся в тесных кооперационных связях с другими звеньями общественного производства. Среди функций малого предприятия можно выделить экономические и социальные. Экономические функции определяются его ролью как работодателя, производителя продукции и услуг, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщика. Не менее значимы социальные функции. Малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости. Через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В малом бизнесе часто используется труд социально уязвимых групп населения (женщины, учащиеся, молодые специалисты, инвалиды, пенсионеры, беженцы и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Анализ особенностей малого бизнеса позволяет выделить такие его преимущества перед средним и крупным бизнесом, как: - быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; - высокая степень независимости в действиях; - гибкость и оперативность в принятии в принятии управленческих решений; - способность быстро воспринимать новые идеи; - относительно невысокие расходы на управление бизнесом; - оперативная реакция на изменения конъюнктуры рынка; - способность обходиться меньшими капиталовложениями в расчёте на одного работающего; - собственники малых предприятий более склонны к сбережению, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха. В то же время субъектам малого предпринимательства присущи и определённые недостатки, в частности: - высокий уровень предпринимательского риска, что предопределяет определённую неустойчивость их положения на рынке; - зависимость от крупных компаний; - нехватка финансовых ресурсов и сложности, связанные с привлечением внешних источников финансирования. Сфера деятельности малого бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято также значительное число малых предприятий. Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Важно учесть, что малые фирмы занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как: - доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе; - доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий; - доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе; - доля малого бизнеса в экспорте продукции; - доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине; - доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе; - доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны. Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике развитых стран. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве — 80%, в оптовой торговле — 86%, в сфере обслуживания — 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников — 80,6%, по объему продаж в розничной торговле — 80,4%. В Российской Федерации малый бизнес вносит сравнительно небольшой вклад в экономику по сравнению с другими странами. В России на малый и средний бизнес в настоящее время приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. Доля сектора малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте в России находится на уровне 20-21%. Доля занятых в малом секторе России –25%. Важность мощного сектора малого предпринимательства в экономике любого развитого государства не ставится под сомнение. В полной мере это можно отнести и к экономической системе России. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предполагается увеличить долю малого бизнеса в ВВП страны с нынешних 20% до 50%. В целом, динамика развития малого и среднего предпринимательства в России положительная, в том числе и благодаря государственной поддержке. Хотя существуют очень серьезные проблемы, мешающие этому развитию. Безусловно, развитие малого предпринимательства должно быть одной из приоритетных задач, как на федеральном, так и на региональном уровне. 1.2.Становление и этапы развития малого бизнеса в России Формирование среднего класса в современной России становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности российского общества. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства, которое способствует формированию рыночной структуры экономики, снижает остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг. Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится 20% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП. Причина столь значительного отставания в том, что развитие малого предпринимательства в Российской Федерации имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство как образ жизни миллионов людей не имеет глубоких исторических корней, а его уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность широких слоев общества «изначально» возникла не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономических преобразований «сверху», разрушения централизованной плановой экономической системы государства. И это несмотря на то, что исторически предпринимательство возникло еще в Древней Руси - в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства пришлось на годы правления Петра I (1689-1725), когда по всей России создавались мануфактуры и бурное развитие получили такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. На начало 1917 года в России действовало около 50 тысяч кооперативов и трудовых артелей. Однако после двух революций, Февральской и Октябрьской, в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - НЭП (1921-1926). Однако с конца 1920-х предпринимательство вновь было свернуто. В СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, предприниматели уходили в тень, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. Вместе с тем, надо отметить, что в недрах России и республиках Советского Союза задолго до начала политического и экономического кризиса зарождались ростки малого и среднего бизнеса. Это проявлялось прежде всего в появлении нелегальной на тот момент коммерческой и предпринимательской деятельности, которая реализовывала дефицитные виды товаров на так называемых «черных» рынках. Надо отметить, что в Советском Союзе эта деятельность, определяемая как спекулятивная, преследовалась по закону. Начало формированию легального малого бизнеса в России были положено во второй половине 80-х гг. с переходом на рыночные отношения на основе создания кооперативов и разрешения индивидуальной трудовой деятельности. В 1985 г вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности, по которому личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобрела производительный характер и стала составлять определенную долю в производстве ряда товаров и услуг. Прообразом малых предприятий явились кооперативы. Этап «кооперативного движения» предусматривает расширение сферы деятельности малого бизнеса, увеличение количества людей, принимающих в нём участие, насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап позволил обрести начальные знания и навыки работы малого предприятия. В это время были созданы привилегированные условия кооперативам (отсутствие платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников). Число кооперативов из года в год росло. Это подтверждалось объемами производства, продажи товаров и оказания услуг. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. — 6,1 млрд. руб., в 1989 г. — 40,3 млрд. руб. За два года он увеличился в 122 раза, в том числе в 1989 г. — в 6,6 раз. Кооперация, начав почти с нуля, к концу 1989 г. дала около 4% процентов всего национального продукта страны. В октябре 1990 г. был принят Закон "О собственности в РСФСР", в декабре 1990 г. - Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg