Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование гражданской позиции старших подростков в условиях военно-патриотического клуба

irina_k200 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2020
Цель исследования: разработать программу формирования социально-одобряемых ценностей подростков, склонных к аддиктивному поведению. Объект исследования: ценностные ориентации подростков. Предмет исследования: формирование ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению. Гипотеза исследования: формирование ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению, будет успешным, при соблюдении следующих условий: - выявление предпочитаемых ценностей и ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению; - информирование подростков о социально-одобряемых ценностях; - включение в ролевую игру, участие в которой формирует ценности и ценностные ориентации подростков. Задачи: - провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ценностей и ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению. - выявить склонность к аддиктивному поведению и ценностные ориентации подростков на диагностической основе. - разработать и апробировать программу по формированию ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению и оценить ее эффективность Методы исследования: теоретический анализ литературы; тестирование, с применением методик: С.С. Бубновой «Опросник ценностных ориентаций», А.Н. Орла «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению», И.Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей»; методы математической статистики. Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ № 40 г. Владимира, в исследовании принимали участие подростки в возрасте 15-16 лет, учащиеся восьмых классов, в количестве 30 чел.; из них 18 девочек, 10 мальчиков. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе социального педагога, педагога-психолога по формированию ценностей и ценностных ориентаций у подростков, склонных к аддиктивному поведению, а также применяться психологом-педагогом школы, для планирования учебно-воспитательной работы с подростками и консультирования их родителей.
Введение

Психологическое содержание ценностных ориентаций тесно связано с мотивационно – потребностной сферой личности. Человек в различных жизненных ситуациях, так или иначе, опирается на систему ценностных ориентаций, благодаря которой способен взвешивать ситуации, принимать решение о своих действиях. Подростковый возраст является наиболее сензитивным для образования ценностных ориентаций как устойчивой черты личности. Именно в этом возрасте складывается новая социальная ситуация развития, происходит усвоение моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения в группе и обществе. Аддиктивное поведение препятствует критическому суждению и самоопределению подростка. Ценностная система на данном этапе еще неустойчивая и гибкая, но уже начинает в полной мере определять поведение подростка. С одной стороны, такие особенности, присущие подростковому периоду, как эмоциональная неустойчивость, незрелость личности, проблемы социальной адаптации, неизбежно будут подталкивать его к «бегству» в безопасное пространство, которым может стать одна из аддикций, например, табакокурение. С другой стороны, аддиктивное поведение будет значительно влиять на дальнейшее формирование его ценностно - ориентационной сферы. Изучение особенностей ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению позволит расширить представление о феномене аддиктивности, поможет выяснить особенности формирования ценностей и ценностных ориентаций и будет полезным для разработки программ формирования ценностных ориентаций для подростков, склонных к аддиктивному поведению. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в отечественной психологии рассматривается в различных концепциях, системообразующей характеристикой которых выступает направленность личности. В работах Л. В. Занкова, В. П. Зинченко, Т. В. Корниловой, Д. А. Леонтьева, Б. Г. Мещерякова, С. В. Яковлева, и других общим является вывод о том, что в направленности личности выражаются субъективные ценностные отношения к различным сторонам действительности. В зарубежной литературе, проблемой ценностей и ценностных ориентаций занимались такие ученые как Э. Дюркгейм, Д. Майерс, Г. Оллпорт, Т. Парсонс, М. Рокич, В. Франкл, Ш. Шварц, и другие, исходя из их определений, можно сделать вывод о том, что ценности и ценностные ориентации рассматриваются как базовая характеристика личности. В современной российской действительности существует большое количество аддикций в поведении молодёжи. Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами. По данным центра социологических исследований Минобразования и науки Российской Федерации суммарные расходы несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет на приобретение наркотических средств, алкогольных напитков и табачных изделий в 2003 г. составили 251 млрд. 278,9 млн. руб. или 8 млрд. 816,7 млн. долл. США, что свидетельствует об увеличении количества аддиктивных подростков [1]. Проблемы, связанные с аддиктивным поведением подростков, привлекают особое внимание ученых и постоянно рассматриваются как в отечественных, так и в зарубежных научных работах. В зарубежной литературе, такие авторы как Л. М. Додс, М. Ландри, Д. . Меерс, В. Миллер, под «аддиктивным поведением» понимают период злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость. В отечественной литературе А. О. Бухановский, Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко, В. Д. Меделевич, Е. Б. Усова и другие, исследующие проблему аддикции, относят аддиктивное поведение к одной из форм деструктивного (разрушающего) поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния. Формирование системы ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению, является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Ценностные ориентации личности являются внутренним регулятором поведения человека, поэтому для эффективного формирования адекватных ценностных установок у подростков, склонных к аддиктивному поведению, необходимо изучить ценностные ориентации с отклонениями в поведении и учитывать их характер при составлении социально-психологических программ формирования ценностных ориентаций. Проблема исследования заключается в необходимости выявления эффективных способов формирования структуры ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…….....7 1.1. Понятийно-терминологический анализ проблемы исследования…..….....7 1.2. Ценности и ценностные ориентации: основные концепции……...……...17 1.3. Ценностные ориентации и их формирование у подростков, склонных к аддиктивному поведению ………………………………………………………24 Выводы по главе 1……………………………………………………..………...35 ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХК АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ............38 2.1. Организация и методы исследования…………………………….……...38 2.2. Исследование ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению……………………………………………………….45 2.3. Разработка и апробация программы по формированию ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению …………….47 2.4. Оценка эффективности программы по формированию ценностных ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению……………..54 Выводы по главе 2………………………………………………………………. Заключение………………………………………………………………………. Список литературы………………………………………………………………60 Приложения……………………………………………………………………....
Список литературы

1. Гришко, И.В. Специфика молодежного аддиктивного поведения в современной России / И.В. Гришко / Общество и право, 2016. – 251 с. 2. Попов, В.А., Кондратьева О.Ю., Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. 1999. – С. 96 3. Корнилова, Т.В. Риск и мышление / Психологический журнал, Том 4, №4, 2017. – С. 20–31. 4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика–Пресс, 1999. – 440 с. 5. Занков, Л. В. Организационная психология / Л. В. Занков. – М.: Изд. «Флинта» МПСИ, 2016. –569 с. 6. Федоришкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Праблемы выхавання. – 2006. - № 6. – С. 9-11. 7. Калматова Г.М. Формирование ценностных ориентаций в образовательном пространстве вуза. 8. Смелзер Н. Социология. М., 1994. 9. Яковлев, С.В. Воспитание ценностных оснований личности: монография — 2–е изд., доп. — М.: ИНФРА–М, 2017. — 148 с. 10. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев / Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2017. – № 4. – С. 35 – 43. 11. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учеб. для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 64–77. 12. Выжлецов Г. П. Ценность и экзистенция в современной аксиологии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2013. Сер. 17. Философия. Вып. 4. С. 78–82. 13. Елишев Сергей Олегович Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. 2011. №2 (11). 14. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 544 с. 15. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей / Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: Сб. науч. трудов. – Горький, 2016. 16. Э. Дюркгейм, Социология. Ее предмет, метод предназначение – М.: Канон, 2018. – 287 с. 17. Оллпорт, Г. Личность в психологии. М.; СПб., 2016. – 157 с. 18. Франкл, В. Человек в поисках смысла. М., 2017. – 288 с. 19. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с. 20. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Обзор, психиатр, и мед. психол, 1917. — № 1.— С. 8–15. 21. Бухановский, А. О. Зависимое поведение: клиника динамика систематика, лечение, профилактика. Ростов–на–Дону, 2016. – 60 с. 22. Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2016. – 192 с. 23. Меделевич, В.Д. Наркозависмость и коморбидные расстройства поведения/ В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс–информ, 2015. – 34 c. 24. Истомин, И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения / И.Н. Истомин / Психологические механизмы регулирования социального поведения. – М., 2019. – 189 с. 25. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2017. – 164 с. 26. Даулинга, С. Психология и лечение зависимого поведения. М.: Независимая фирма «Класс», 2018. – 240 с. 27. Доддс, Л. М. Психическая беспомощность и психология аддикции. / Л.М.Доддс / Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С.Даулинга / Пер. с англ. P.P. Пер. Муртазина. — М: Независимая фирма "Класс", 2015. – 240 с. 28. Фурманов И.А. Профилактика нарушений поведения в чреждениях образования: учеб.-метод. пособие / И.А. Фурманов, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Минск : РИВШ, 2011. – 250 с. 29. Гегер, А.Э, Гегер, С.А. Изучение ценностных ориентаций: специфика разных подходов / Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 13–17. 30. Дюркгейм, Э. Ценностные и реальные суждения / Социология. М., 2016. – 356 с. 31. Вебер, М. Основные социологические понятия / Избранные произведения. Пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 2016. – 412 с. 32. Парсонс, Т., Шилз, Э., Олдс, Д. Ценности, мотивы и системы действия. О структуре социального действия. М., 2017. С. 90. 33. Парсонс, Т. Система современных сообществ. М., 2015. – 270 с. 34. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория действия: Культура, личность и место социальных систем// Американская социологическая мысль. Тексты. / Сост. Е.И. Кравченко; Под общ. Ред. В.И. Добренькова. М.: МУБУ, 2016. – 358 с. 35. Профилактика аддиктивного поведения в образовательных учреждениях начального профессионального образования: работа педагога–психолога со старшими подростками: Учебно–методическое пособие. – Уфа: ИРО РБ, 2016. – 104 с. 36. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 544 с. 37. Оллпорт, Г. В., Вернон, П.Е., Линдзей, Г. Иерархия ценностей. Бостон: Хаутон, 2016. – 142 с. 38. Клакхон, К. ценности и ценностные ориентации в теории действия / Американская социологическая мысль. Тексты. / Сост. Е.И. Кравченко; Под общ. Ред. В.И. Добренькова. М.: МУБУ, 2016 – 216 с. 39. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / Американская социологическая мысль. Тексты. / Сост. Е.И. Кравченко; Под общ. Ред. В.И. Добренькова. М.: МУБУ, 2016. – 278 с. 40. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 2017. – 446 с. 41. Занков, Л. В. Организационная психология / Л. В. Занков.– М.: Изд. «Флинта» МПСИ, 2015. – 647 с. 42. Здравомыслов, А.Г., Ядов, В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / Социология СССР. М.: Мысль, 2017. Т. 2. С. 195–202. 43. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии / Под. Ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 2015. – 398 с. 44. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 2016. – 264 с. 45. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. – М.: 2016. – 199с. 46. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании. Методика изучения ценностных ориентаций / Психологическое обозрение №1, 2015. С. 27–33. 47. Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. – М., 1979. 48. Мясищев, В.Н. Психология отношений. М. – Воронеж, 2015. – 356 с. 49. Ковалев, А.Г. Психология личности. Л.: Просвещение, 2016. – 391 с. 50. Зинченко, В.П. Психологический словарь. М.: ООО «Издательство Астрель», 2018. – 479с. 51. Фещенко Е. М., Горюнова О. И. Изучение жизненных ценностей подростков, попавших в опасное социальное положение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 49–55. 52. Данилюк, А.Я. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2016. – 23 с. 53. Дорошенко, О. М., «Административное и муниципальное право», 2008, N4 С. 5. 54. Шилова, Т.А. Социально–психологическая реабилитация аддиктивной личности подростка. – М.: МГУССТИ, 2017.–72 с. 55. Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения учебно-методический комплекс/ Е. Б. Усова. – Минск: МИУ, 2018. – 180 с. 56. Соловьева, С.Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 06.03.2020). 57. Мамедова, Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. / Ж.С. Мамедова / Педагогика. –2016.– №6.– С. 121–132. 58. Барабанщиков, Б.А. Системная организация и развитие психики / Психологический журнал. – 2017.– №1.– С.28–38. 59. Фернхем, А. Личности и социальное поведение / А. Фернхем. – СПб.: Питер, 2016. – 368 с. 60. Пустобаева Е.И. Развитие ценностных ориентаций подростков в процессе тренинга // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(22). 61. Яцыщин, С.М. Комплексная медико-психо-социальная реабилитация наркозависимых подростков: уч.-метод. пособие / С. 136 – Новороссийск, 2002. 62. Вачков И. В. Психологические сказки о лидерстве для подростков. – М., 2009. 63. Безменова, И. К. Ценностные ориентации. Психология. / центр информационных технологий РФ. – М.: Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. http://www.psychology.ru – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 05.11.2019). 64. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) / Социологические исследования. – 2018. – № 8. – С. 118–122. 65. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / Пазашкольнаевыхаванне. – 2017. – № 9. – С. 23–27. 66. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Образование и воспитание. – 2016. – №10. – С. 49–54. 67. Ванюхина, Н.В., Исмагилова, Р.Р. Программа формирования ценностных ориентаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. https://cyberleninka.ru– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 01.11.2019). 68. Фещенко, Е. М., Горюнова О. И. Изучение жизненных ценностей подростков, попавших в опасное социальное положение / Научно–методический электронный журнал «Концепт». Режим доступа: http://www. http://e–koncept.ru– Заглавие с экрана. (дата обращения: 16.10.2019) 69. Основы знаний о профилактике аддиктивного (зависимого) поведения Методическое руководство для специалистов – Режим доступа: http://www. http://edunyagan.ru – Заглавие с экрана. (дата обращения: 20.10.2019) 70. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 362-370 71. Бубнова С. С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. М., 1995
Отрывок из работы

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ. 1.1. Понятийно-терминологический анализ проблемы исследования Проблема ценностных ориентаций подростков в современных условиях является динамичным образованием и подвержена влиянию современного общества. Изучение этого феномена показывает, что имеется достаточно большое разнообразие точек зрения на проблему ценностей и ценностных ориентаций в отечественной литературе. По мнению В.А. Попова истоки отклоняющего поведения заключаются в «примитивности чувств и эмоций части подростков и молодежи, что является в значительной мере продуктом молодежной субкультуры, воспроизводящей неразвитые потребности и ценности, которые могут быть не связаны с общепризнанными ценностями и нормами» [2]. Т.В. Корнилова в определении ценностных ориентаций утверждает, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился [3]. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, считают, что «ценности – это базовые представления о том, что определённые идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим» [4, С. 440]. Ценность, являясь продуктом жизнедеятельности социальных групп и общностей, а также человечества в целом, преломляется через призму социальной жизнедеятельности. Представляя собой один из источников мотивации поведения личности, ценности в форме личностных ценностей входят в психологическую структуру личности. Так как личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивидов, то для них характерна высокая осознанность [Там же]. Л.В. Занков характеризует ценность как базовое представление о том, что определённые идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т. д. Ценности являются нравственным представителем индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим [5, С, 569.]. Ценностные ориентации представляют собой сложный социально-психологический феномен, который характеризует направленность и содержание активности личности и который определяет общий подход человека к миру, к себе. Данный феномен придает смысл и задает вектор личностным позициям, поведению, поступкам. Ценностные ориентации как система имеют многоуровневую структуру. Верхнюю позицию занимают ценности, связанные с жизненными целями индивида, а также с идеализацией того или иного явления [Там же]. П.И. Смирнов утверждает, что «ценностью считается любое материальное или идеальное явление, имеющее значение для человека, ради которого он действует, тратит силы, ради которого он живет». Ученый подчеркивает, что личность реализовывает свой потенциал только с опорой на ценностные ориентации и объект остается один и тот же — поведение личности, а через него — сама жизнь [6]. А.Н, Максимов считает, что ценность является первичной формой предмета реальности, в которой он предстает перед сознанием через ценностное отношение человека к этому предмету. Он убежден в том, что «встреча с любым предметом сразу же предполагает включение механизма оценки, ценностного отношения» [7]. Н.И. Лапин дал следующее определение этому понятию: «Ценности — это обобщенные цели и средства их достижения, играющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях» [8]. С.В. Яковлев считает, что система индивидуальных потребностей является частью ценностно-потребностной сферы личности, которая формируется на основе врожденных или приобретенных в течение жизни потребностей, которые, организуются в блоки, соответствующие исторически сложившимся и социально одобряемым, морально-этическим нормам. Нормы вырабатываются в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, которые отличаются своей индивидуальностью и неповторимостью [9]. Д.А. Леонтьев рассматривал ценностную ориентацию как ориентир для дальнейшей деятельности индивида, проявляясь в различных формах: целях, нормативных представлениях, запретах и т.д. Ориентир позволяет человеку оценивать окружающий его мир с позиции добра и зла, правды и лжи, справедливого или несправедливого. Человек может закладывать в себе основы потребностей, которых раньше у него не было, путем приема от окружающих людей взгляда на что-либо как ценность, которая достойна того, чтобы на нее можно было ориентироваться в своем поведении и деятельности [10]. В современной отечественной литературе свой вариант классификации ценностей предлагает С.Б. Ерасов: 1) витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; 2) социальные - семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; 3) политические - гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; 4) моральные - добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п. 5) религиозные - Бог, Священное Писание, вера и пр.; 6) эстетические - красота, стиль, гармония и др.[11]. Г.П. Выжлецов выделяет четыре класса ценностей: 1) духовные (в религии, нравственности, искусстве), 2) социальные (политические, правовые, моральные), 3) экономические и 4) материальные [12]. Классификация ценностей происходит по разным основаниям. По сферам общественной жизни (выделяются материальные, духовные, нравственные, религиозные ценности и т.д.), предметному содержанию (экономические, политические, эстетические, и т.д.), базовые ценности (основа ценностного сознания человека, формирующиеся в процессе первичной социализации личности), по характеру ориентиров поведения человека (терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства их достижения)), по функциональному основанию (одобряемые, отрицаемые), по уровню социокультурной системы (традиционные, либеральные (современные), общечеловеческие) и т.д. В зависимости от содержания ценностей различаются и критерии их оценки. Существуют различные шкалы ценностных оценок с направленностью от общего к частному, от минимума к максимуму, от положительного к отрицательному, от «своего» к «чужому» [13]. В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации рассматривались как отражение сознания личности. Т. Парсонс, определяет ценностную ориентацию как индивидуальное или групповое регулирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и способов их достижения. Являясь важнейшим элементом сознания личности, ценностные ориентации преломляют эстетические, нравственные, политические, правовые, экономические, экологические, представления и убеждения, мировоззренческие знания [14]. В понимании Д. Майерса ценностные ориентации являются отражением в сознании человека тех ценностей, которые признаются им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [15]. Э. Дюркгейм в своих работах считает, что «всякая ценность предполагает оценку, осуществляемую субъектом в тесной связи с определенным состоянием чувств» [16, с. 287]. Ценность, в понимании Г. Оллпорта, - это некий личностный смысл. С его точки зрения, источником большинства ценностей является мораль, при этом этические правила и ценности, усваиваясь и поддерживаясь посредством внешнего подкрепления, являются средствами достижения внутренних ценностей, которые представляют собой цели личности. Превращение внешних ценностей во внутренние или преобразование средств в цели, как считает Г.Оллпорт, проявление «функциональной автономии» личности, которая представляет процесс трансформации «категорий знания» в «категории значимости». Интериоризация внешних ценностей, то есть возникновение «категорий значимости» возможно лишь при осознании личностью смысла полученных извне «категорий знания» [17]. В. Франкл под ценностями личности понимает «универсалии смысла» - объективные смыслы, присущие всему человечеству на протяжении его исторического развития [18, c.288]. Универсальный характер ценностям придает их осмысленность личностью, а значимость ценности, по мнению В. Франкла, определяется принятием ответственности за ее реализацию. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Он разделяет два класса ценностей – терминальные и инструментальные [19]. Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться? Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств [Там же]. Таким образом, ценности занимают особое место в структуре личности каждого субъекта, так как являются продуктом социальных групп и жизнедеятельности общества. Они являются автономными источниками смыслообразования, по отношению к потребностям (по психологическим законам, формированию и феноменологии). Ценности «подключают» жизнедеятельность конкретного индивида к жизнедеятельности общества. Со временем или с самого начала развития индивида ценностно-ориентировочная сфера может искажаться. Причины могут быть абсолютно разные. Неблагоприятная социальная среда, низкая адаптация подростка к условиям образовательного учреждения и т.п., все это способствует развитию аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение в отечественной психологи рассматривалось как одна из форм деструктивного поведения, то есть причиняющий вред человеку и обществу. По версии Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, аддиктивное поведение – это замещающее поведение, в котором реальные эмоциональные отношения с людьми замещаются суррогатными активностями или объектами [20]. Они выделяют следующие виды аддикций: алкогольные, наркотические, лекарственные, токсикомания, табакокурение, игровые аддикции, трудоголизм, компьютерная и пищевая зависимость [Там же]. А.О. Бухановский считает, что суть аддиктивного поведения раскрывается в способности определенного вида деятельности вызывать интенсивные эмоциональные переживания, что приводит в последствии к возникновению потребности в периодическом изменении своего актуального психического состояния. Аддиктивное поведение приобретает характер доминирования, становясь дезадаптивным, что способствует к нарастающему отрыву от реальности [21]. Е.Б. Усова описывает аддиктивное поведение как одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций [22]. В.Д. Меделевич рассматривает аддиктивное поведение как «один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности, путём искусственного изменения своего психического состояния, посредствам применения некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания различных интенсивных эмоций» [23, c. 34]. По происхождению аддиктивного поведения В.С. Битенский выделяет следующие виды: - химические – табакокурение, наркомания, токсикомания, злоупотребление спиртным; - нехимические – компьютерная зависимость, зависимость от интернета, видео- и азартных игр, трудоголизм, шопоголизм, сексуальная зависимость и т.п.; - нарушения пищевого поведения – аддиктивное голодание или переедание; - патологическая увлеченность каким-либо видом деятельности, приводящее к полному игнорированию или усугублению имеющихся жизненных трудностей – сектантство, религиозный фанатизм и т.п. [24]. Большинство зарубежных исследователей рассматривали аддиктивное поведение как предвестник зависимости. По мнению Д. Р. Меерса «аддикция - это следствие извращения нормальности» [25, С.164]. В. Миллер и М. Ландри под аддиктивным поведением подразумевают период злоупотребления веществами, которые изменяют психическое состояние до формирования зависимости от них [26]. Л.М. Доддс определяет аддикцию как компульсивно побуждаемую активность, характеризующуюся интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго (включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе) [27, с. 164]. Переход аддиктивного поведения в зависимое происходит под влиянием множества разнообразных факторов, таких как социальные, социально-психологические, психологические и биологические. Значимыми социальными факторами являются: • нестабильность общества, • доступность ПАВ, • отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, • контрастность уровней жизни, • интенсивность и плотность миграции • мода, • степень грозящей ответственности, • влияние группы. К социально-психологическим факторам относятся: • высокий уровень коллективной и массовой тревоги, • разрыхление поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, • романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, • отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров. Среди психологических факторов следует выделить такие как: • незрелость личностной идентификации, • слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, • низкая переносимость психологических стрессов, • высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов, • привлекательность возникающих ощущений и переживаний, • выработка гедонических установок, • отсутствие социальных интересов, • стремление к самоутверждению. Биологическими факторами, способствующими переходу аддиктивного поведения в зависимое, являются: • индивидуальная толерантность, • нарушение процессов детоксикации в организме, • изменяющиеся системы мотиваций и контроля за течением заболевания, • отягощение наследственности, • органические поражения мозга, • хронические болезни, • природа употребляемого вещества. Аддиктивное поведение следует отличать от обычного увлечения. Характерные признаки аддиктивного поведения в этом смысле – это: 1) наличие жизненной установки с ориентацией на сиюминутное получение удовольствия любыми средствами; 2) наличие иллюзии контроля своей деятельности в рамках формирующейся аддикции («Брошу курить, как только захочу»); 3) возможность легкого перехода к разным формам аддикции (от табакокурения к алкоголизму, от алкоголизма к азартным играм и т.д.). 4) возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (вплоть до страданий) при ограничении или невозможности удовлетворить потребность в предмете аддикции [28]. Можно сделать вывод о том, что аддиктивное поведение представляет собой своеобразный уход от реальности, путем замещения реальных эмоций каким-либо суррогатом, одним из которых является табакокурение. Обычно зависимое поведение воспринимается как пограничное состояние между патологией и нормой. В случае ситуации с подростками дело обстоит сложнее, так как эта грань особенно тонка. В зависимости от происхождения формы аддиктивного поведения довольно различны, но все они сигнализируют о том, что человеку необходима помощь. Таким образом, на основе анализа литературы ценностные ориентации рассматривались большинством авторов как нравственное представление индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, ценности – осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим. В процессе изменения поведения ценности могут искажаться. Аддиктивное поведение рассматривается большинством авторов, как одна из форм девиантного, отклоняющегося от нормы поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Стремлению к измененному состоянию приводит злоупотребление различными химическими веществами, самой распространенным среди них является зависимое поведение в форме табакокурения, случайного, периодического и постоянного характера. ? 1.2. Ценности и ценностные ориентации: основные концепции Актуальность изучения ценностей определяется той значимой ролью, которую они играют как в регуляции поведения отдельно взятого индивида, так и в координации деятельности больших и малых групп, культуры и нации в целом [29]. Ценностные ориентации не только тесно связаны с поведением субъекта, но еще их важность состоит в том, что они управляют поведением как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой основу, базисную характеристику и социальное свойство личности. В зарубежной психологии проблема ценностей и ценностных ориентаций рассматривались рядом авторов. Работы Э. Дюргейма посвящены обстоятельной разработке проблемы ценностей. Он считал, что цивилизации базируются и формируются на важных ценностных идеалах. С точки зрения Э. Дюргейма объективные и субъективные компоненты органически слиты в ценностях. С одной стороны, он утверждал, что «ценностям присуща та же объективность, что и вещам», а с другой, что «всякая ценность предполагает оценку, осуществляемую субъектом в тесной связи с определенным состоянием чувств». Э. Дюркгейм исходил из необходимости построения определенной иерархии ценностей, поскольку существуют различные типы ценностей - нравственные, эстетические, религиозные, метафизические, в силу чего «религия, мораль, право, экономика, эстетика суть не что иное как системы ценностей» Выведенные из этих систем ценностные суждения выступают, в конечном счете, в качестве ценностных ориентиров индивидуальных и коллективных действий людей. Они действуют как интегрирующая сила развития общества, проявление его единства [30]. Одним из первых проблему ценностей рассматривал М. Вебер. Он ввел понятие ценности, которое стало одним ключевых в этой области знания. М. Вебер утверждает, что ценностную мотивацию поступков необходимо рассматривать в качестве одной из четырех основных мотивов социального действия. М. Вебер исходил из того, что тот, кто, не взирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о достоинстве, долге, красоте или важности предмета любого рода, действует ценностно-рационально [31]. Т. Парсонс рассматривал ценности в качестве главного связующего элемента культурной и социальной систем. Он считал, что элемент общепринятой символической системы, который выступает в качестве некого стандарта или критерия для выбора уже из имеющихся альтернатив ориентации, может быть назван ценностью [32]. Т. Парсонс в своей концепции о системах современных обществ подчеркивал, что одной из четырех функциональных потребностей любого общества, наряду с функциями адаптации, интеграции и достижения целей, является воспроизводство образца. Эта функция реализуется как «поддержание основного образца институциализированных в обществе ценностей» [33]. Т. Парсонс в концепции социальных систем и социального действия отмечает, что понятие ценности взаимосвязано с понятием ценностной ориентации. Он считает, что в этом смысле понятие ценностной ориентации является логическим средством для формулировки одного из центральных аспектов выражений культурной традиции в системе действия [34]. Представляет интерес изучение ценных ориентаций в психоаналитической концепции Э. Фромма. Учёный отмечает, что моральные ценности связывают индивида с обществом, помогают обрести смысл жизни. Через ценностные ориентации личность определяет свою принадлежность к какой-либо социальной общности [35]. Г. Мюнстерберг, разрабатывая концепцию, построил ее как систему ценностей. Она включает в себя структуру, в которой отражены 24 ценности. Условно они разделены на две группы: жизненные и культурные. Так же эти группы автор, в свою очередь подразделяет с одной стороны на ценности внутреннего мира, ближайшего окружения и внешнего мира, а с другой на этические, эстетические, логические и метафизические [36]. Э. Шпрангер утверждал, что существует шесть основных типов ценностей, которые присущи в разной мере всем людям. Он выделил следующие типы: социальный, политический, религиозный, эстетический, теоретический, экономический. Э. Шпрагнер считал, что ни одному человеку не присуща исключительно какая-либо одна ценность из основных. Он исходил из того мнения, что эти ценности комбинируются в каждом конкретном индивиде [Там же]. В своих работах Г. Олпорт в построении своей концепции опирается на модель Э. Шпрангера. Она позволяет выявлять иерархию значимости для личности шести классов вышеперечисленных ценностей. [37]. Вслед за Г. Олпортом, Т. Парсонс и К. Клакхон публикуют свои статьи, в которых они дифференцировали понятия «ценности» и «ценностной ориентации» [38]. М. Рокич относит ценности к разновидности убеждений. Он определяет их как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее личной или социальной точек зрения, чем противоположный способ поведения, либо конечная цель существования» [39]. М. Рокич разделяет ценности на два класса: терминальные, определяя их как убеждение в том, что индивиду стоит к ней стремится, т.е. это какая-либо конечная цель индивидуального существования как с личной, так и с общественной точек зрения, а ко второму классу он относит инструментальные ценности, подразумевая под ними убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. С точки зрения М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [Там же]. В отечественной психологии проблема ценностей и ценностных ориентаций разрабатывалась в контексте отношения личности к объекту окружающей действительности. Б.Д. Парыгин разработал концепцию умонастроения. Он объединил в более общую категорию сознательные и эмоциональные компоненты направленности личности. Направленность Б.Д. Парыгин характеризует как важнейшую сторону личности, определяющую ее социальную и нравственную ценность. Это тот интегральный феномен, раскрывающий тенденциозность поведения и характеризующий личность как субъекта отношений [40]. А.Ф. Лазурский в своей концепции рассматривает такое понятие как «экзопсихика», определяя ее как отношение личности к объектам среды. Он характеризует систему отношений личности к среде как малоподвижную и мало поддающуюся внешним воздействиям на протяжении всей жизни [41]. А.Ф. Лазурский утверждал, что именно от психического уровня развития личности зависит содержание ценностей. Он выделил три уровня психического развития личности, определяющиеся уровнем одаренности и влиянием внешних условий, в частности воспитанием и образованием. А.Ф. Лазурский считал, что человек подвергается в большей степени влияния среды и ее сознательной переработке в соответствии с особенностями темперамента, характера, т.е. эндопсихики [Там же]. Л.В. Занков, определяя ценность как базовое представление, считал, что определенные формы поведения, идеи, цели, институты являются индивидуально, либо социально предпочтительнее других форм поведения, идей, целей и т.д. В ценностях закладываются нравственные представления индивида о том, что характеризуется как правильное, желательное, положительное, т.е. эти представления есть интуитивный или осознанный нравственный выбор того, что этот человек считает для себя стоящим и важным [42]. В.А. Ядов и А.Г. Здравомыслов были первыми в отечественной психологии, кто исследовал ценностные ориентации. Они считали, что ценностные ориентации являются установкой личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Именно этот компонент структуры личности представляет собой некую ось осознания. Согласно их мнению, вокруг этой оси вращаются чувства и помыслы человека и с ее точки зрения решаются многие жизненные вопросы [43].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg