Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Взаимодействие с семьей как средство воспитания чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

irina_k200 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2020
Объект исследования: процесс воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников Предмет исследования: взаимодействие с родителями как средство патриотического воспитания старших дошкольников Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать, разработать комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями дошкольников «Семейная гостиная» и проверить его влияние на воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: организация взаимодействия с родителями дошкольников в рамках Семейной гостиной, включающей в себя коллективные творческие дела, семейные проекты, мероприятия досуговой деятельности позволит повысить уровень воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Задачи выпускной квалификационной работы: 1. Изучить основные аспекты проблемы формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать особенности влияния взаимодействия с родителями на формирование чувства патриотизма у старших дошкольников. 3. Определить уровень воспитания чувства патриотизма у детей. 4. Разработать комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями и реализовать его на практике. 5. Проанализировать влияние реализации комплекса на формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Теоретической основой дипломной работы являются труды авторов Т.А. Марковой, Л.В. Виноградовой, Т.А. Данилиной, Е.С. Евдокимовой, и др. о формах и методах плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи; исследования региональных авторов М.М. Прокопьевой, А.А. Григорьевой и др. о культуре воспитания и социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация); практические (анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности); методы наглядного представления материала (таблицы, схемы). Исследование состоит из введения, двух глав (шести параграфов), выводов между главами, заключения, списка литературы, приложения.
Введение

Анализ теоретических источников показывает, что одним из важнейших требований, которому сегодня должен отвечать современный детский сад является обеспечение целостного развития личности ребенка – развитие конструктивного взаимодействия с семьей. В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» одной из основных задач является привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты [5, с. 11]. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов: в «Концепции дошкольного воспитания», в Семейном кодексе РФ, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [4; 1; 2; 3]. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [2,]. Автор М.М. Прокопьева рассматривает, что именно на родителях лежит ответственность за воспитание детей [26, с. 23]. Семья как самоорганизующаяся педагогическая система остается главенствующим звеном при формировании личности ребенка, его социализации. Взаимодействие ДОУ и семьи основывается на взаимном уважении, признании важности интересов ребенка [18, с. 11]. Е.А. Кудрявцева, Н.В. Додокина, Е. С.Евдокимова считают, что важной формой взаимодействия детского сада и семьи – совместную деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников [32, с. 11] . В системе «педагоги родители дети» определяющей целью будет являться удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития: потребность в любви, одобрении, стремление к овладению социальными способами взаимодействия с другими людьми. взаимодействие ДОО и семьи.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста ……………………………………….7 1.1. Чувство патриотизма как категория дошкольной педагогики………….........................................................................................7 1.2. Организация совместной деятельности педагогов и родителей с детьми в условиях реализации ФГОС ДО…………………………………..14 1.3. Методика организации семейной гостиной в дошкольной образовательной организации как средство воспитания чувства патриотизма ….……………………………………………………………….22 Выводы по первой главе……………………………………………………...30 Глава 2 Эмпирическое исследование воспитания чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности воспитателя и семьи дошкольника…………………………………………………………….……33 2.1. Констатирующий этап исследования воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников…………………………………………………….33 2.2. Реализация программы «Семейная гостиная» как средства воспитания чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………… 40 2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытной работы………………………………………………………48 Выводы по второй главе…………………………………………………….56 Заключение……………………………………………………………………58 Список использованной литературы……………………………………….60 Приложение
Список литературы

1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст] / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. - М: ТЦ Сфера, 2009. – 128с. 2. Аммосова В.В. Первые шаги к сотрудничеству [Текст] / В.В. Аммосова // Дошкольное воспитание, 2010, №11. – 83 с. 3. Башлакова - Ласминская Л.Н. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы [Текст] /Методические рекомендации/ Л.Н. Башлакова - Ласминская, С.А. Брыскина— М, 2011. 4. Буйлова, Л.Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Л.Н. Буйлова // Молодой учёный, 2012, № 5. - С. 405 - 412. 5. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с. 6. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи [Текст]: учебное пособие для педагогов/ В.В. Буткевич. – Минск: НИО,2017. – 280 с. 7. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А.К. Быков // Педагогика. - 2006.- №2.- С. 37-42. 8. Валеева, Г.X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики [Текст]: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук: 13. 00. 01 / Г. X. Валеева; Челябинский гос. Пед. Ун-т. – Магнитогорск, 2006. – 23 с. 9. Виноградова Л.В. Воспитателю о работе с семьей [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.В.Виноградова. — М.: Просвещение, 2011. 10. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст]: О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер– М., 2013.- 345 с. 11. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т.А Данилина // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 1. — 48 с. 12. Дронь А.В. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» [Текст] / Программа «Ребенок – педагог – родитель» / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк.- М.: Детство- Пресс, 2011.- 45с. 13. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья [Текст]: методика работы с ролителями / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика Синтез, 2007. – 345 с. 14. Емельянова М. От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству [Текст]: взаимодействие педагогов с родителями воспитанников / М. Емельянова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – 45 с. 15. Запорожец И.Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду [Текст] / И.Ю.Запорожец – М.: Скрипторий 2003, 2010. – 60 с. 16. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями [Текст] / О.Л. Зверева // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2012, - №4, -100 с. 17. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ [Текст] / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова.- М.: Айрис Пресс, 2006. – 114 с. 18. Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ [Текст]: / учебное пособие/ Т.Н. Зенина. – М., Центр педагогического образования, 2014. - 160 с. 19. Козлова В.А. Работа ДОУ с семьей [Текст] / Методические рекомендации / В.А.Козлова, Р.П.Дешеулин.- М.: Творческий центр, 2007. – 50 с. 20. КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 5. - 10 с. 21. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: Учебник для студ. сред.и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с. 22. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : учеб. Пособие / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2009. – 426 с. 23. Лопатина О.Г. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы [Текст] / О.Г. Лопатина, М.Ю. Медведева // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2011, - №4, 93 с. 24. Лосева, А. Ю. Как помочь ребенку полюбить родной город / А. Ю. Лосева // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 3. – С. 90-94. 25. Макаренко, А.С. Избранные педагогические труды: В 2-х т. Т.1 [Текст] / А.С. Макаренко, Акад. пед. наук СССР; под. ред. И. А. Каирова ; ред. коллегия В. Н. Столетов [и др.]. - М.: Педагогика, 1977. - 400 с. 26. Маркова Т.А. Детский сад и семья [Текст] / Т.А.Маркова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2012.- 176 с. 27. Микляева Н. В. Семейный и родительский клубы в детском саду [Текст]: / Методические рекомендации / Н.В. Микляева, Т. Е. Иванова, Н. Ф. Лагутина. – М.: Сфера, 2012. – 128 с. 28. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа [Текст] / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013. – 64с. 29. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. - 368 с. 30. ОТКРЫТИЯ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Е. Г. Юдиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с. 31. Пасечник Л. Семья и проблемы воспитания. Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. 2010. - № 1., - 45 с. 32. Петрова, Л.А. Формирование патриотизма [Текст] / Л.А. Петрова // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3.- С.14-18. 33. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее [Текст] / Б.Н. Попов. - Якутск, 2000. - 64 с. 34. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» [Текст]: / Под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой. М.А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.- 368 с. 35. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». [Текст] // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно - деятельностной педагогики, 2014. - 383 с. 36. Прокопьева М.М. Психология семьи [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М. Прокопьева, М.Д. Находкина. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 144 с. 37. Прокопьева, М. М. Работа с родителями в ДОУ [Текст]: метод.пособие / М.М. Прокопьева ;– Якутск : Изд-во ЯГУ, 2002. – 96 с. 38. Прохорова А.Г. Взаимодействие с родителями в детском саду [Текст] / А.Г. Прохорова – М.: Айрис-Пресс, 2009. - 37 с. 39. Пушкарева, И.А. Гуманистические идеи в системе патриотического воспитания В. А. Сухомлинского [Текст] / И.А. Пушкарева // Всё для администратора школы. №4. 2012. С. 23-26. 40. Радищев, А.Н. Полн. собр. соч.: в 3 т. [Текст] / А.Н. Радищев - М.; Л., 1938. - Т. 1. - 496 c. 41. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ЗАКОНЫ. СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Текст]: федер. закон: принят Гос. Думой 29 дек. 1995 г.: по состоянию на 1 окт. 2015 г. – 63 с. 42. Cметанина В.Н. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада [Текст] / А.А. Григорьева, В.И. Cметанина. М.: Аcademia, 2011. – 155 с. 43. Суслова, Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников [Текст] / Э.К. Суслова // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 3. - С. 5-14. 44. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х тт. Т. 1 [Текст] / В. А. Сухомлинский ; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - Москва: Педагогика, 1979.- 560 с. 45. Тимофеева, И.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом [Текст] / И.В. Тимофеева, Л.Б. Тимченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 57-62. 46. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — 71-74 с. 47. Ухарских Т. В. Традиционные и вариативные формы взаимодействия семьи и школы [Текст] / Т. В. Ухарских // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — 106-109 с. 48. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). [Текст] / К.Д. Ушинский - М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. - 461 с. 49. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ [Текст]: [приказ Минобрнауки России г. Москва № 1155 от 17.10.2013 г.] 50. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» [Текст]: [федер.Закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012г.] – Новосибирск; Норматика, 2013.- 128 с. 51. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» [Текст] / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика 2012, - №7. – 70 с. 52. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. [Текст] / И.В. Штанько // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
Отрывок из работы

1.1. Чувство патриотизма как категория дошкольной педагогики Патриотизм – это эмоциональное отношение к прошлому и будущему Страны, когда человек горд оттого, что он здесь родился. Слово «патриотизм» переводится c греческого как «Отечество», в общепринятом понимании означает чувство, суть которого – в любви к своей стране, уважении к ценностям, традициям, культуре, людям. Для того, чтобы определить, что такое патриотизм, обратимся к словарю и учебной литературе. Слово «патриотизм» в Толковом словаре русского языка определено как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [35, c. 496]. Возникновение понятия «патриотизм» уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще до существования государства у первобытных людей, он проявлялся на физиологическом и психологическом уровне как попытка защитить собственность и других членов племени. Позже Платон высказывал аргументы в пользу того, что Родина дороже отца и матери. Более развёрнутое понятие о любви к Отечеству, как о высшей ценности, описали в своих трудах такие мыслители, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте. В XVIII веке к проблеме человека, как к гражданину и патриоту, имеющему обязанности перед своей Родиной, обращались русские просветители - М.В. Лoмоносов, Н. И. Новиков, А.Н. Радищев. Проблема воспитания преданных сынов, граждан Отечества занимала важное место в педагогической мысли начала XIX века (Н.М. Карамзин, В. А. Жуковский, декабристы). Н. М. Карамзин утверждал: «Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Патриотизм требует рассуждения - и потому не все люди имеют его». [18, с.34] Он не считал патриотизм лишь чувством любви к Родине, привязанности к месту рождения или людям, с которыми вместе росли. Для него патриотизм - это «великая добродетель», она выражает разумно-деятельную сущность его жизни. Значительный вклад в рассмотрение проблем патриотизма и патриотического воспитания был сделан В.Г.Белинским, Н.А.Добрoлюбовым, Н.П.Огаpевым, А.И.Герценом. По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше [18]. В педагогических исследованиях достаточно много работ разных лет, посвященных патриотизму: Я.А. Коменский, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский , А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский , И.С. Марьенко , Д.А. Гусев , Л.А. Петрова, С.Е. Матушкин и многие др. Анализ работ позволяет сделать вывод о том, что патриотизм рассматривается авторами как качество личности. Для доказательства данного высказывания приведем примеры понятия патриотизма некоторых авторов разных лет. Ян Амос Коменский (XVII век) под патриотизмом понимает «всеобъемлющее понятие, связующую нить разных поколений»[29]. У великого дидакта понятие определяется через любовь к Родине, верность героическим традициям, знание истории своего народа . А.Н. Радищев (XVIII век) рассматривал патриотизм как чувство благородства, совести, мужества и самопожертвования в интересах Родины. Писатель главным считал формирование чувства долга перед Отечеством, готовности отстаивать честь и достоинство своей страны [41]. К.Д. Ушинский (XIX век) сравнивает патриотизм с себялюбием и считает это качество «некоторой данностью, благодаря которой становится возможным воспитательное воздействие на личность ребенка. Педагог говорит о воспитании национальной гордости, любви к Родине, гуманности, ответственности, любви к труду, воли [47]. А.С Макаренко (20-е годы XX века) под патриотизмом понимал умение жить интересами народа. Основой воспитания чувства патриотизма педагог считал общественный труд и рассматривал патриотизм как качество личности, включающее в себя работу над собой и воспитание в себе трудолюбия, дисциплинированности, мужества, скромности [32]. В.А. Сухомлинский (50-е годы XX века) рассматривает патриотизм как внутреннее чувство человека, не выставляемое напоказ, включающее в себя любовь к своей семье, своему народу, родной природе, городу, родному слову, чувство долга, ответственность по отношению к своей Родине [45]. И.С. Марьенко (80-е годы XX века) рассматривал патриотизм как нравственное качество с позиции единства сознания, чувств и поведения, включающее в себя уважение к своей семье, своему народу, истории, традициям, заботу об интересах Отечества [33]. Д.А. Гусев (начало XXI века) содержание понятия раскрывает через привязанность к месту, где человек родился и вырос, уважение к языку, гордость за культурные и национальные достижения, знание истории, соблюдение традиций, посвящение совей деятельность на благо и процветание Родины [20]. Изучение современных исследований показывает, что существуют разные подходы к пониманию воспитания патриотизма. Исследователи в данном процессе выделяют три важнейших направления: 1. Распространение, внесение в сознание дошкольников идей патриотизма. Здесь главную роль играет государственная идеология и система образования. 2. Формирование патриотических чувств, поскольку патриотизм как социальное качество укореняется в сознании личности как единство рационального и эмоционального. Неслучайно говорят о сознании и чувстве патриотизма, сознании и чувстве долга, сознании и чувстве принадлежности к российскому народу. 3. Развитие гражданской ответственности за будущее своей страны. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, многие исследователи отмечают его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, физическим, эстетическим, экологическим и др.), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. В рамках педагогической науки приоритетным считается мнение о том, что в содержании патриотического воспитания необходимо выделять конкретные духовно-нравственные ценности, позволяющие образовывать целостную структуру патриотического воспитания: - гражданственность; - общенациональность; - патриотизм, преданность своему Отечеству; - самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений; - гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; - социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права . По мнению Р. Илющенко, в аспекте патриотического воспитания необходимо акцентировать внимание на понятии «патриотизм» как основе патриотического воспитательного процесса. В то же время патриотизм подразделяется на следующие структурные компоненты: 1. эмоциональный компонент; 2. интеллектуальный компонент; 3. деятельностный компонент; 4. потребностно-мотивационный компонент; 5. волевой компонент . Для А.Н. Леонтьева в патриотическое воспитание входят мотивы, как отдельные структурные элементы. С его позиции выделяются следующие классы мотивов: - мотивы - цели (терминальные, смыслообразующие мотивы, идущие от системы ценностей личности); - мотивы - средства (инструментальные, выражающие предпочтения тому или иному образу действий, свойствам личности и связанные с чувственными переживаниями, желаниями, стремлениями, интересами) [30]. Мы предполагаем, что в дошкольном возрасте о полной сформированности данного качества говорить рано, и согласны с такими авторами как Т.Е. Вежевич [15], Д.А. Гусев [20], С.Е. Матушкина [34], которые доказывают, что в дошкольном возрасте необходимо говорить о чувстве патриотизма, а не о качестве личности. Д.А. Гусев считает, что патриотизм применительно к детям старшего дошкольного возраста можно охарактеризовать, как потребность дошкольника активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявление любознательности, сопереживания ему [20, с.171]. Л.Н. Ильина, анализируя исторический аспект формирования патриотизма у детей дошкольного возраста, отмечала, что ещё до революции эта проблема была актуальна. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, анализируя содержание понятия патриотизм, выделяли несколько направлений воспитания гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости [25, с.49]. Исследователи акцентируют внимание на необходимости воспитывать чувство патриотизма, начиная с самого раннего возраста. Проанализируем понятие «чувство патриотизма», обращаясь к воззрениям Д.А Гусева, отраженным в работе «Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников» [20], и И.В. Тимофеевой «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом» [46]. Д.А. Гусев, анализируя чувство патриотизма, указывает на необходимость его воспитания, начиная с ранних лет жизни. На воспитание данного чувства влияют, по его мнению, социальные условия, такие как образ жизни, семья, работа в дошкольной образовательной организации, школе, коллективе. Данное чувство в содержательном плане включает любовь к Родному краю, привязанность к месту, где ты родился и живешь, к истории Отечества [20,c.172]. Чувство патриотизма, как указывает И.В. Тимофеева, многогранно по содержанию, смысл данного понятия охватывает любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны» [46, с. 58]. На основе анализа работ Д.А. Гусева, Л.Н. Ильиной, С.Е. Матушкина, И.В. Тимофеевой можно предположить, что в содержание понятия «чувство патриотизма» входят: ? любовь и привязанность к Родному краю, дому, семье; ? проявление доброты, справедливости, терпимости; ? привязанность к родным местам, желание приумножить и сохранить богатства своей Родины; ? неприятие лжи, несправедливости, жестокости [46]. Можно согласиться с Ю.Х. Бахтиным и И.А. Пономарёвой [7], что задачами патриотического воспитания старших дошкольников выступают: 1. Формирование системы знаний о своей Родине и жизни своего народа, его быте, культуре, истории; 2. Воспитание интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, воспитание любви к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества; 3. Формирование у детей навыков и умений по отражению накопленных знаний, художественной и трудовой деятельности, участия в общественном труде, бережному отношению к природе, результатам труда других, общению со взрослыми и сверстниками. 1.2 . Организация совместной деятельности педагогов и родителей с детьми в условиях реализации ФГОС ДО Совместная деятельность - это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимодоверии, взаимопознании и взаимовлиянии [12, с. 54]. Только тесный контакт и сотрудничество родителей, воспитателя и ребенка дает положительный результат в его обучении и воспитании. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: - родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; - единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; - помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; - знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; - постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов [14, с. 67]. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. В то же время преобладающая часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе ищут наиболее эффективные способы решения этой проблемы. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи [27, с.32]. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начинаем работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей меньшинство. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь, которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Педагоги должны создавать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. Совместная деятельность является основой сотрудничества ДОУ и семьи. Сотрудничество в совместной деятельности педагогов и родителей осуществляется в основном через: - приобщение родителей к педагогическому процессу; - расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; - пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; - создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей; - информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой; - разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; - объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; - появление терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; -уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [8, с. 43]. Продуктивное совместное с родителями воспитание дошкольника – это взаимодействие семьи и детского сада по предупреждению и решению актуальных проблем воспитания при обоюдной активности и ответственности воспитывающих взрослых, включающее: - изучение обеими сторонами (детским садом и семьей) воспитательных возможностей – основного условия успешной социализации и воспитания ребенка; - совместное со специалистами выявление достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка; - совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем воспитания; - совместное создание и последующая реализация плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализация [22, с. 7]. В процессе работы по организации совместной деятельности с семьями воспитанников руководствуются следующими принципами: - принцип информативности предполагает понимание родителями воспитанников сути деятельности дошкольного учреждения, поэтому педагоги ДОУ обязаны донести до них цели, задачи, содержание и результаты работы по воспитанию и образованию дошкольников; - принцип научности предполагает, что педагог в своей работе с родителями применяет только научно обоснованную информацию и методические приемы; - принцип доступности предусматривает учет возможностей родителей воспитанников в освоении предусмотренного программой учебного материала; - принцип сотрудничества подразумевает, что педагог видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров в воспитании детей дошкольного возраста; - принцип системности предполагает систему организации работы с родителями, который реализуется через комплекс различных совместных мероприятий; - принцип позитивизма предполагает построение взаимодействия педагогов с родителями на положительных примерах; - принцип гуманистичности предполагает построение взаимодействия педагогов с родителями на положительных примерах; - принцип индивидуализации предполагает построение взаимодействия педагогов с родителями на положительных примерах; - принцип непрерывности и эффективности обратной связи предполагает осуществление педагогом корректного и тактичного контроля за ходом и качеством проведения работы по образованию в семье. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если: - дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; - осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности; - создаются ситуации свободного выбора участниками видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе; - отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности [20, с. 43]. Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом – это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей, не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников. Рассмотрим подробно формы организации совместной деятельности педагогов и родителей с детьми. Важная форма взаимодействия детского сада и семьи – совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников. Совместной принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги родители дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития: - потребность в любви, одобрении; - стремление к овладению собственным телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми; - потребность в удержании освоенных действий через их постоянное воспроизведение; - потребность в ознакомлении с окружающим миром [22, с. 76]. Рассмотрим наиболее популярные формы взаимодействия дошкольного учреждения и родителей. Проведение в детском саду вечеров музыки и поэзии является хорошим средством объединения детей и взрослых в контексте искусства. Их тематика может быть самой разнообразной: «В гостях у детства», «Песни наших бабушек и дедушек», «Зимний вечер» и др. Главное, чтобы произведения, звучащие на вечере, пробуждали высокие чувства прекрасного, объединяли поколения прародителей, родителей и детей, способствовали развитию родительских чувств. Важно, чтобы на таких вечерах исполнялись как произведения, воспоминания известных композиторов, поэтов, писателей, так и детские сочинения, воспоминания родителей (прародителей), педагогов. Вечера могут быть как запланированными, так и незапланированными мероприятиями совместными детского сада и семьи. Проектирование и проведение концертов воскресного семейного абонемента в малом городе может проходить с учетом традиций, достижений детей, педагогов детского сада, детской школы искусств, творческих коллективов. И воспитывающие взрослые, и дети в этой культурно исторической образовательной ситуации получают яркие впечатления, стимулирующие потребность в размышлении и совместном обсуждении. События, входящее в семью благодаря усилиям педагогов и специалистов, вносят разнообразие в жизнь детей и взрослых, дают повод для эстетического общения. Прекрасную возможность встречи с искусством предоставляют семье учреждения искусства и культуры, организующие концерты по заранее составленным программам воскресного семейного абонемента [32, с. 50]. Акция - это действие, предпринимаемое для какой либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.). Инициаторами акции в детском саду могут быть как сотрудники детского сада, так и семьи воспитанников. Семейная гостиная - это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов «Гостиная», в зависимости от задач общения, может быть поэтической, музыкальной, театральной. Гости рассказывают какие то веселые истории, вспоминают события, происходившие с ними. Совместное пребывание детей с родителями или другими членами их семьи на таком мероприятии, сближает, сплачивает коллектив детей, родителей и педагогов. День семьи - особая дата в календаре, акцентирующая внимание общества на здоровой, полноценной, нравственно сильной семье, которая воспитывает достойных детей, самостоятельно разрешает свои проблемы и успешно преодолевает возникающие препятствия. День семьи предоставляет прекрасный повод поговорить об этнических семейных традициях, поскольку в детском саду воспитываются дети разных национальностей. Межнациональная толерантность должна пронизывать взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса, как на уровне «педагог ребенок», так же и «педагог родитель», «родитель родитель». Семейный клуб - один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей и педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду. Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого либо события. Организация семейных праздников - одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов. Совместные выезды на природу, посещение театра, музея детьми, педагогами и родителями воспитанников сплачивают, способствуют неформальному открытому взаимодействию. Цель таких мероприятий – не только совместный отдых, увеселение, но и опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско взрослой деятельности, показ средств налаживания контактов и путей выхода из сложных педагогических ситуаций [32, с. 64]. Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка, как в семье, так и детском саду. Проектирование меняет роль специалистов (руководителей, воспитателей) в управлении детским садом, развитии партнерских отношений с семьей: они выступают активными участниками процесса, способными решать актуальные задачи дошкольного воспитания. У педагогов и родителей вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания детей, умение выбирать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели. Семейный театр - это творческое объединение нескольких семей и педагогов детского сада, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров, и развитие воспитательного потенциала семьи. Семейный театр является творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи; приобщения к миру театра, художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями [10, с. 34]. Таким образом, интересные формы совместной деятельности педагога, родителей и детей, позволяют родителям научиться взаимодействовать с ребенком в игре, встать на его позицию, через совместную деятельность понять его чувства и переживания. В процессе таких встреч у ребёнка появляется чувство единения с родителем и воспитателем, появляются более доверительные отношения. 1.3. Методика организации семейной гостиной в дошкольной образовательной организации
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg