Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

shahov_2020 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2020
Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка. Общение – решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок, и от уровня развития коммуникативных навыков. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – с взрослым и со сверстником.
Введение

Еще Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция общения. Способность к общению затрагивает сферу социальных отношений и самым естественным образом имеет выход на личностные качества ребенка, позволяющие ему с той или иной мерой успешности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практических результатов. Своеобразие речевого развития, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то они вызовут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток – взрослый», то есть приведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учится и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Каждый ребенок уникален и способы взаимодействия с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Здесь очень важно соблюдать правило – «быть рядом, но чуть-чуть спереди» – общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а его поднимаете до своего уровня). Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с ОНР, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений. В то же время актуальным в частности с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении с родителями, педагогами, сверстниками приходит становление человеческой личности, нравственной сферы, мировоззрения. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального ребенка. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных навыков детей с ОНР является одной из приоритетных задач специальных образовательных учреждений по коррекционной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков субъектов общения. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Цель исследования: Проанализировать проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи Объект исследования: Коммуникативное развитие дошкольников с ОНР. Предмет исследования: Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОНР. Задачи исследования: - рассмотреть развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в норме. - изучить сущность и причины ОНР, выделить классификации ОНР. - сделать краткую психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР. - проанализировать исследования по коммуникативному развитию дошкольников с ОНР. - изучить процесс коммуникативного развития детей с ОНР. - рассмотреть направления коррекции коммуникативного развития у дошкольников с ОНР. - сделать выводы.
Содержание

Введение.………………………………………………………………..…………3 Глава 1. Анализ теоретических основ проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Развитие коммуникативных навыков в норме………………………….6 1.2. Общее недоразвитие речи. Определение, этиология, психолого- педагогическая классификация………………………………………………...19 1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР……………31 Выводы по 1 главе…………………………………………………………….....37 Глава 2. Анализ исследований по коммуникативному развитию дошкольников с ОНР 2.1. Процесс коммуникативного развития детей с ОНР……..……………..39 2.2. Направления коррекции коммуникативного развития у дошкольников с ОНР………………………………………………………………………..……..41 Выводы по 2 главе…………………………………..…………………..……….47 Заключение………………………………………………………...……………..48 Список использованной литературы.………………………… ………….........50
Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2014. 400с. 2. Бавыкина, Г.Н. Речевое развитие дошкольников / Г. Н. Бавыкина, М. М. Тулейкина. Комсомольск-на-Амуре: Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2015. 160 с. 3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2014. 512 с. 4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада./ В.В. Гербова. М.: Просвещение, 2016. 89 с. 5. Гойхман, О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / под ред. проф. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2015. 272 с. 6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2017. 224 с. 7. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 8. – С. 118-122; 8. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКОМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 1. – С. 186-189; 9. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: монография. – М.: Финита; Нижний Новгород: Мининский универститет, 2017. – 136 с. 10. Дмитриева Е.Е. Социально-личностное развитие как условие успешной школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3 (7). – С. 3. 11. Дудьев В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи. 2015. С. 12-16 12. Дудьев В.П.// Логопедия. 2016. № 2. С. 22-26. 13. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2018. 336 с. 14. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 2014. 15. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития. 2018. 321 с. 16. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. 2015. № 3. С. 2-6. 17. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 2014. – 368 с. 18. Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2015. - 365 с. 19. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2015. 214 с. 20. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 2014. 384 с. 21. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2015. 194 с. 22. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: 2016. 144 с. 23. Лисина, М.И., Сарториус, Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2017. 169 с. 24. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 2014. С. 87-90. 25. Матросова, Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи / Т.А. Матросова // Логопедия. 2017. № 4. С. 35-37. 26. Менг К. Секвенции коммуникативных действий для обеспечения понимания / К. Менг, К. Краузе // Общение. Текст. Высказывание. - М., 2016. - С.83 - 88. 27. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР / В.Б. Никишина. М. Сфера, 2018. 253 с. 28. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2015. № 3. С12-16. 29. Переслени, Л.И., Мастюкова, Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2016. № 1. С5-8. 30. Подъячева, И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с ЗПР / И.П. Подъячева. М.: Просвещение, 2015. 169 с. 31. Развитие общения дошкольников со сверстникам / под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2014. 216 с. 32. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М: педагогика, 2014. 269 с. 33. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Изд-во Гном и Д, 2015. – 128 с. 34. Чиркина Г.В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография. – Архангельск: Поморский университет, 2016. – 401 с. 35. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2016. – 384 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Анализ теоретических основ проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Развитие коммуникативных навыков в норме Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие значение и сущность формирования коммуникативных навыков и умений в развитии детей дошкольного возраста. В основе большого количества публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.А. Леонтьевым [18], А.В. Запорожцем [29] Д.Б. Элькониным [35], и др. Основываясь на этой концепции, А.Г. Рузская [31], М.И. Лисина [21], рассматривали общение как коммуникативную деятельность. Во многих исследованиях выделяется, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста (М.И. Лисина [23], А.В. Запорожец [28], А.Г. Рузская [31]), оказывают воздействие на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин [35]). Значение сформированности коммуникативных навыков и умений становиться более явным на этапе перехода детей к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к увеличению тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно улучшение и рост коммуникативности является главным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, важным условием успешности учебной деятельности, приоритетным направлением социально-личностного развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 40 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg