Актуальность исследования обусловлена стремительно меняющимися социальными, экономическими, экологические условиями жизни, которые оказывают влияние и на все стороны жизни современного человека. В условиях таких стремительных перемен обостряются проблемы всех социально незащищенных групп населения, поскольку устоявшиеся механизмы их защиты оказываются малоэффективными, а новые пока еще не разработаны.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Однако данная проблема достаточно широко решается пока только на социально-медицинском уровне, что несомненно является очень важным для данной категории детей и их семей. Так, Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» определены меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Важнейшими из них являются такие, как обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов.
Актуальной остается проблема культурной интеграции детей с ограниченными возможностями в социум, поскольку инвалидная среда по-прежнему рассматривается как специфическая сфера социализации и самореализации личности. Социально-культурная деятельность в данном контексте представляется одним из наиболее перспективных направлений в работе с людьми с ограниченными возможностями в целом и с детьми-инвалидами в частности.
Данная проблема не является новой в психолого-педагогической науке. Изучением основных вопросов социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли такие ученые, как М.А. Ариарский, И.М. Болотников, А.Ф. Воловик, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, А.П. Марков, В.Н. Орлов, И.А. Новикова, Э.В. Соколов и другие российские ученые. Основные проблемы социализации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья в целом и детьми в частности раскрываются в научных трудах таких педагогов, как Д.И. Азбукин, П.П. Блонский, А.В. Владимирский, Л.С. Выготский, В.А. Гандер, Е.К. Грачева, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Б.И. Коваленко, Н.К. Крупская, Н.М. Лаговский, С.С. Преображенский, В.А. Селихова и другие.
Социально-культурный аспект интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум отражен в научных исследованиях Л.И. Акатова, Л.В. Василенко, О.Г. Злобиной, Ю.С. Моздоковой, Н.С. Морозовой, Л.П. Храпылиной, Н.Б. Шабалиной, Д.В. Шамсутдиновой и др.
Зарубежный опыт по социальной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья отражен в исследованиях Д. Вернера, Н.Ф. Дементьевой, Е.И. Холостовой. Такие исследователи, как Н.В. Дубовцева, Е.Т. Лильин, И.Н. Новоселова, С.А. Якубовский и др. пристальное внимание уделяют терапевтическому ресурсу методик и технологий. Существенный вклад в изучении вопросов взаимодействия личности инвалида с окружающей его культурной средой внесли С.Н. Иконникова, Л.Н. Коган, Ю.А. Лукина и др.
Однако, несмотря на большое количество научных исследований особенностей социально-культурной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, данная проблема остается неразрешенной.
В связи с этим выявлено противоречие между возрастающей потребностью в оптимизации процесса реабилитации и всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья и однообразием и традиционностью используемых методов и приемов на практике.
Вышеизложенные противоречия привели к формулировке проблемы, суть которой заключена в следующем: какие средства социально-культурной деятельности целесообразно использовать для организации досуга среди детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости определения эффективных форм социально-культурной деятельности по организации досуга среди детей с ограниченными возможностями здоровья, что обусловило выбор темы исследования.
Цель работы заключается в теоретическом изучении особенностей организации досуга детей с ограниченными возможностями средствами социально-культурной деятельности и разработке программы проекта по развитию указанной категории детей.
Объект работы: организация досуга детей с ограниченными возможностями.
Прeдмeт работы: социально-культурная деятельность, направленная на организацию досуга среди детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
? уточнить содержание понятия социально-культурной деятельности в целом и по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья ;
? проанализировать особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
? изучить практику деятельности социально-культурных учреждений по работе с детьми с ограниченными возможностями;
? провести опытно-экспериментальную работу по выявлению основных проблем детей с ограниченными возможностями;
? разработать программу, направленного на организацию досуга среди детей с ограниченными возможностями средствами социально-культурной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, беседы с психологом, врачами и родителями, анкетирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что методические материалы разработанной программы проекта "Все вместе" могут быть полезны педагогам, психологам и родителям для организацию досуга среди детей с ограниченными возможностями средствами социально-культурной деятельности.
База исследования: исследование проблем детей с ограниченными возможностями проходило на базе оздоровительно-реабилитационных санаториев, таких как «Металлург» в г.Златоуст, «Дальняя дача» в г. Кыштым.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
?