Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ УЧИТЕЛЕЙ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА КОНЦА XIX – начала XX вв.

shahov_2020 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 102 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2020
Различные модернизированные процессы второй половины XIX в., Кавказская война в России, на самом деле, оказали существенное влияние на состояние народного просвещения. В особенности на умы интеллигенции, под которой в данном исследовании мы понимаем учителей.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время к истории повседневности, являющейся одной из перспективных и новых отраслей современной исторической, науки наблюдается рост интереса. Это объясняется повышенным вниманием в современной действительности к отдельному человеку как основному звену социума: его духовному миру и жизненным практикам, окружающей его материальной среде, а также интересом историков, психологов, философов и социологов. К изучению повседневности такой интерес не случаен, так как данная область раскрывает сущность жизненного мира каждого человека в истории и тесно взаимодействует с социальной, экономической и политической сферами общества в целом. Повседневность можно объяснить, как привычные, окружающие нас явления и потому малозаметные от того, что становятся обыденными. Но реконструировать повседневность не так просто, потому что эта сторона действительности очень широка, всеобъемлема. У историка часто нет источников (или их большое количество, что одинаково осложняет дело), относящихся только к ней, а эмоциональные реакции на бытовые и малозначимые факты зачастую восстановить куда трудней, чем сами факты. Также, сложность изучения и анализа истории повседневности обусловлена тем, что в разных исторических школах определяются свои границы повседневного. Поэтому на сегодняшний день очень важно изучение повседневной стороны жизни учителей дореволюционного периода комплексно, чтобы составить общую картину того, как проходила жизнь кубанского учителя, его бытовая, рабочая и материальная повседневность. В данной работе мы выделяем из привычной обыденной повседневности еще и материальную сторону . Бродель Ф. ввел в научный оборот области исторического знания понятие «повседневность» . Помимо этого, А. Лодке считал, что сам термин «далеко не идеальное обозначение» сущности повседневной истории, «принятое за неимением лучшего», тем не менее подмечал, что, с другой стороны, оно являет собой «краткую и содержательную формулировку, полемически заостренную против той историографической традиции, которая исключала повседневность из своего видения» . А. Хеллер трактует нам повседневность в качестве сферы «реальности в себе», которая, в свою очередь, состоит из: 1) норм и правил обыденного языка и его употребления; 2) особых предписаний для использования и манипуляции объектов, в первую очередь, сотворённых руками человека; 3) моральных правил, традиций, обычаев и других норм человеческого общения. Данные правила и нормы взаимодействуют между собой, так как дают нужный нам смысл только в контексте друг друга . Б. Т. Гатаева даёт определение истории повседневности как системе практических знаний, которая содержит знание и понимание норм поведения и общепринятой, в дан¬ной социокультурной среде, последовательности действий в той или иной ситуации, с целью достижения того или иного результата . Повседневная жизнь представляется объектом исследования для целого ряда дисциплин гуманитарной направленности, а среди них нет даже согласия в трактовке самого понятия «повседневность», поэтому, на наш взгляд, исследование феномена повседневности с точки зрения научности подразумевает его всесторонний анализ: материальной стороны, духовной области, трудовой и бытовой. В свою очередь, материальная повседневность – это область, которая представляется взаимосвязанными между собой элементами: финансовая составляющая и материальный быт. Объектом исследования избрана история народного образования в Кубанской области во второй половине XIX начале XX вв. Предметом исследования значится повседневная жизнь учителей Кубанской области во второй половине XIX начале XX вв. Территориальные рамки. В качестве территориальных рамок данной работы взята территория Кубанской области во второй половине XIX начале XX вв. Хронологические рамки обусловлены второй половиной XIX – начале XX вв. Нижней границей являются 1860-е гг., когда реформы в области народного образования придали новый импульс развитию системе начального, среднего и специального образования в Кубанской области. Верхние границы связаны с революционными событиями и Гражданской войной, когда прежняя система образования была сломана социальными потрясениями. Степень изученности темы. В дореволюционной историографии П. Зажаев, например, посвятил этой теме своё сочинение 1907 года «Прошлое и настоящее Кубанской школы». В своём труде он рассматривает бытовую и материальную повседневность учителей Кубанской области с точки зрения опредмеченного мира, то есть состояние школ и их финансирование, размер жалования учителя, степень подготовленности учительских кадров к педагогической деятельности, развитие школьной сети и появление учительских семинарий. Богатейший историко-педагогический опыт северокавказских народов также может помочь нам в решении проблем изучения повседневности кубанского учителя. Использование новых подходов особенно актуально сегодня, когда обновление российского общества требует выработки новых взглядов на «феномен повседневности». В советской историографии, например, в исследованиях автора А. О. Хоретлева по истории дореволюционной школы основным акцентом является тенденция к усилению политизации истории, сама же живая творческая деятельность педагогов оставалась нераскрытой . Краевед, народник, поэт и историк Щербина Ф. А в «Истории Кубанского казачьего войска» (1913 г.), приводя в пример Запорожскую Сечь, проводит с ней параллель и выражает, как в ней проходили процессы с доступностью образования и с каким фундаментом в Кубанскую область переселялись запорожцы; касаясь дела развития школьной сити, достаточно отводит в работе место трудам исторических личностей, например, атаманам Ф. Я. Бурсаку, Г. А. Рашпилю, войсковому протоиерею Россинскому; показывает тяготение населения образовывать своих детей любыми способами, указывает на то, что поддержка просвещения была скудна со стороны центральной власти и отсутствовал стабильный источник из которого бы выделялись средства на содержание преподавателей и школ. Ф. А. Щербины в своей работе не провел анализ уровня образования педагогического состава и, в целом, кадровый состав дирекции народных училищ, к несчастью, остался неосвященным, а также не затронут социальный состав учащихся учебных заведений . Одним из выдающихся просветителей Кубанской области, а также историком, кавказоведом, кубановедом, статистом, картографом, общественным деятелем был Е. Д. Фелицын. В трудах и заботах проходили дни кубанского историка, который внес большой вклад в развитие культуры и образования на Кубани (например, на базе своих исследований Фелицын скомпилировал археологическую карту Кубанской области в 20-вёрстном, которая была издана в 1882 году Московским археологическим обществом). В 1878?1879 годах им был совершён ряд археологических экспедиций по Кубанской области, в Мaйкопский и Баталпашинский отделы. Произвёл множество раскопок курганов . Увлекался исследованием дольменов или, так нaзываемых, «богатырских хат». Исследовал и дал описание более 700 мегaлитическии гробницам. Более значимые находки Фелицын отпрaвлял в Кaвказский музей в Тифлисе, в Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Российский исторический музей в Москве. В Эрмитаж были переданы найденные предметы IV века до н. э. из бронзы, золота и серебра. А в 1878 году в Москве Фелицын основал характерный отдел Кубaнской облaсти для выставки Имперaторского обществa любителей естествознaния, антропологии и этнографии, где были предстaвлены собрaнные им экспонaты . Все это, в свою очередь, помогало развитию народного образования, так как его исследованиями и трудами могли пользоваться кубанские учителя, развивая себя, углубляя свои знания и повышая свою квалификацию. В работе Е. В. Манузина, который посвятил данной теме свой труд «Образование и воспитание Кубанского казачества в XIX - начале ХХ века», составленный в 2007 году, проглядывается материальная повседневность учителей Кубанской области. Автор детально рассматривает быт учителей, а специфика данной работы, на наш взгляд в том, что эта детализация утрирует окружающую среду учителей, выставляя ее чересчур угнетающей. Работы по истории повседневности учителей. Например, такая работа как Егоровой М.В. «Повседневная жизнь учащихся и учителей Урала в XIX–начале XX вв.» 2008 года, где в первом параграфе работы автор рассматривает состояние зданий учебных заведений Урала, которое, как она описывает, было весьма печальным: «...входные двери были одинарными, и в холодное время года это никак не способствовало сохранению тепла в здании. Крыша учебного корпуса во многих местах прохудилась...» . Во втором параграфе автор детально рассматривает обустройство школы от учебного оборудования вплоть до «отхожих мест» . Используя ее работу также можно сделать анализ повседневной жизни учителей, но более работа, на наш взгляд посвящена повседневности учащихся. В работе Р. Р. Сайфулловой «Трудовая повседневность народных учителей Российской империи во второй половине XIX начале XX вв. (на материалах Казанской губернии).» рассматривается подход к повседневности с точки зрения «постоянного и «привычного», так как большую часть времени своей жизни учитель проводит на работе, то, как утверждает автор, не стоит исключать из «феномена повседневности» трудовой аспект . Была изучена работа А. Г. Данилова «Интеллигенция Юга России в конце XIX – начале ХХ века. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ. – 2000.», где анализируется жизнь казачьей интеллигенции Юга, учителям, а так же уделяется место рассмотрению таких вопросов как финансирование школ и размер жалований их работников, создание обществ, например таких как «Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим Кубанской области и Черноморской губернии» . В середине 80-х годов Е. И. Кукушкина в своих публикациях и диссертации впервые представила нам обыденное сознание как универсальную основу всех форм познавательной активности, обладающую характерной структурой и выполняющую очень активную роль . По итогу этого, был сделан значимый шаг к рождению истории повседневности. Также можно упомянуть работу Трёхбратова С.А. «Генезис народного просвещения на Кубани конца XVIII – начала XX вв.», в которой прослеживается развитие сети учебных заведений, становление народного образования в целом . Зарубежная историография. Когда приходится анализировать повседневную жизнь, то само собой внимание так же отводится материальной составляющей, как и в известной работе «Цивилизация средневекового Запада» Жака Ле Гоффа. Автор видит материальные аспекты времени и пространства самостоятельно диктующими параметры любой культуры. Говорит о том, что изучать ее необходимо в комплексе с экономикой, чертами быта, техникой, «ибо люди в процессе истории строят жилища, питаются, одеваются и вообще функционируют» . Ле Горфф, проводя обстоятельный анализ повседневной жизни европейского общества, приходит в своих выводах к тому, что характер всей исследуемой им эпохи зависел от экономического роста, а вернее его недостаточности, который вызывался несовершенным техническим оснащением. Поэтому автор в своем умозаключении описывает средневековый Запад как «универсум голода», мир «неустойчивого развития», «находящемся на крайнем пределе» . Также, по утверждению Ле Гоффа, на повседневную культуру общества оказывают влияние такие факторы: доходы населения, сельскохозяйственное производство, демографические данные, качество почвы, пища, разнообразие и доступность товаров, существующие болезни, а вместе с тем и состояние медицины и другое. Если Бродель составную часть элементов материальной культуры показывает нам как ясно дифференцированную и структурированную, то Ле Гофф видит эти элементы только в совокупности и их прямом взаимодействии. Мартин Хайдеггер в своей работе «Бытие и время» 2003 года рассматривает фундаментальные особенности повседневности с точки зрения философии, конкретнее об этом он говорит в 27 параграфе, который называется «Повседневное бытие самости и люди». Также, в целом, в труде проводится и психологический разбор повседневных событий . По представлению Ф. Броделя мaтериальная жизнь – это люди и вещи, вещи и люди. Он говорит о том, что единственным способом и путем к ощущению повседневного существования является изучение таких вещей: пища, жилища, одежда, предметы роскоши, орудия, денежные средства, плaны деревень и городов, в общем все, что окружает человека . Таким образом, анализ составных элементов термина «повседневность» как в совокупности, так и по отдельности дает нам возможность проводить углубленное и детальное исследование повседневной жизни учителей. Но такой подход (изучение лишь материально-вещественной стороны) будет односторонним и не сможет помочь нам реконструировать культуру повседневности и не предоставляет возможности увидеть ее полную картину. Поэтому мы считаем необходимым привлечение фундаментальных исследований о бытие, а использование работ, основанных на философской социологии и психологии, тем более. Основой жизненного строя как простых людей, так и видных деятелей является, кроме присущей эпохе, хозяйства, бытового уклада и традиционных форм развлечений, еще и семейное воспитание, мировоззрение, представления о религии и общественные нормы поведения. Историография проблемы дает нам сделать вывод, что никто из исследователей комплексно не изучал историю повседневной жизни кубанского учительства. Целью данного исследования является характеристика особенностей повседневной жизни учителей Кубанской области во второй половине XIX – начале ХХ вв. В рамках обозначенной цели нами решаются следующие задачи: – дать характеристику системе народного орбразования в Кубанской области во второй половине XIX – начале ХХ вв. на примере начального, среднего и специального образования, а также подготовки кадров учителей; – рассмотреть аспекты материальной повседневности учителей Кубанской области; – исследовать вопросы социальной и духовной повседневности учителей Кубанской области. Методологической основой работы является принцип историзма, позволяющий рассматривать явления и процессы в контексте эпохи, в становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Нами применялся историко-системный метод, позволящий рассматривать систему народного образования в Кубанской области как целостную систему, в которой все блоки и элементы (структура учебных заведений, учителя и учащиеся, российское законодательство и нормативные документы, материальная и духовная повседневность и др.) являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Для характеристики повседневной жизни учителей задействованы антропологические методы из арсенала истории повседневности: выявление обыденного, повседневного, бытового на примере службы и досуга, жалованья и материального обеспечения учебных заведений, просветительской и и научной деятельности учителей. Источниковая база диссертации состоит из следующих групп источников: 1 Законодательные акты и нормативные документы. Циркуляр г. Директора народных училищ Кубанской области, в котором, например, есть заметки о том, что учительницы и учителя сельских, станичных и аульских училищ принимали активное участие во время возникшей в крае эпидемии дифтерии в 1880 году, помогая работе санитарных отрядов , Инструкция учителям и учительницам народных училищ, где прописывались конкретные действия учителей, которых они должны были придерживаться, например, если были замечены детские шалости, то нельзя было кричать и при любых обстоятельствах оставаться спокойным. В воспитательной части инструкция гласила: «внушать трудолюбие, бережливость, религиозное чувство, уважение к закону, преданность государю, стремление к знаниям, любовь к ближнему» . «Положение о начальных народных училищах 14 июля 1864 г.», в котором расписаны цель, различные виды начальных народных училищ и учение в них, заведывание начальными народными училищами. 2 Делопроизводственная документация. Нами были изучены документы Государственного архива Краснодарского края, в частности: фонд 427 «Смотритель училищ в войске Черноморском дирекции училищ Кавказской области и коллекция документов попечителя Кавказского учебного округа»: циркуляры Министерства народного просвещения и попечителя Кавказского учебного округа, отчеты попечителя об обследовании училищ Кавказской области за 1839, 1840, 1843 годы, о состоянии и деятельности учебных заведений Кубанской области за 1881 год, программы 2-й мужской гимназии города Екатеринодара и Тихорецкого церковно-приходского училища на 1909/1910 учебный год, уставы низших ремесленных школ и железнодорожных телеграфных курсов. Использовались также дела фонда 470 «Дирекция народных училищ Кубанской области Министерства народного просвещения»: приказы и циркуляры Министерства народного просвещения, попечителя Кавказского учебного округа, начальника Кубанской области и директора народных училищ Кубанской области по вопросам учебной работы и другой деятельности, законопроекты о реорганизации Министерства народного просвещения и Временное положение о заведовании делом народного образования 1917 года, журналы заседаний Кубанского областного правления, протоколы заседаний педагогических советов уездных городских и начальных училищ по учебно-воспитательным вопросам. Кроме того, привлекались материалы фонда 469 «Кубанская войсковая женская гимназия»: циркуляры канцелярии императрицы Марии о порядке приема учениц в Мариинское женское училище и переписка с прокурором Екатеринодарского окружного суда и попечителем Кавказского учебного округа об увольнении учителей, обвиняемых в революционной деятельности, приказы по Кубанской войсковой женской гимназии по учебным и хозяйственным вопросам, а также фонда 472 «Инспекторы дирекции народных училищ Кубанской области Кавказского учебного округа Министерства народного просвещения». 3 Материалы периодической печати представлены публикациями в газете «Кубанские областные ведомости», например, статьей Д. Д. Орловой «Общедоступность начального народного образования», вышедшей в нескольких номерах. В газете печатались постановления о жалований учителей различных категорий . Одним из интересных журналов, издававшихся в исследуемый нами период, являлся общественно-педaгогический журнал «Кубанская школа», выходивший в 1906 и 1914 – 1918 г. г., в котором публиковались не только педагогические материалы, но и статьи о культурных учреждениях Екатеринодара, о кубанских просветителях, о благотворительных организациях. Также журнал Министерства народного просвещения, который выходил с 1834-го по 1917, являющийся официальным периодическим журналом об успехах просвещения в России. Журнал публиковал Высочайшие повеления, министерские распоряжения и отчеты по министерству народного просвещения. В неофициaльной части журнaла мaтериалы располагались по рубрикам: «Словесность и науки», «Известия об ученых и учебных зaведениях в России», «Известия об иностранных ученых и учебных зaведениях», «История просвещения и гражданского обрaзования», «Новости и смесь: путешествия, новые иностранные книги, журнaлистика, разные известия» и т.д. 4 Источники личного происхождения. Нами привлечены воспоминания Ф. А. Щербины, который родился в середине XIX века, где он рассказывает о своем личном быте и событиях с ним происходящих, о его трудностях в «дорожной жизни» и суровых ночлежках. В данных воспоминаниях мы можем также просмотреть революционную деятельность на Кубани . 5 Энциклопедические данные и словари. Нами были использованы материалы «энциклопедического словаря по истории Кубани с древнейших времён до октября 1917 года». В частности, материалы по отдельным личностям, которые занимались учительским делом и были участниками революционно-общественной жизни. Так же словарь русского языка Ожегова С. И., в котором даётся толкование слов. Положения, выносимые на защиту. 1 Материальная повседневность учителей Кубанской области дореволюционного периода была тяжелей, а разрыв между пожеланиями самих учителей и оценкой их труда государством весьма разнился. Дело было не только в жаловании, которое они получали за свой труд, но и в окружающей среде: людях, а особенно тех, кто командовал над ними, важным было и состояние школ, в которых они проводили свою трудовую повседневность, а это состояние, как показало исследование, создавало угнетающую обстановку и подвергало здоровье учителей опасности (сырые и холодные помещения, нахождение школ в одном здании с арестантами и т.п.), значение имело и развитие инфрастуктуры, которая окружала учителя и вовсе не удовлетворяла их потребностям (особенно важны были льготы на медицинскую помощь и санаторно-курортные поездки). 2 Можно отметит, что в дореволюционный период на Кубани встал вопрос о подготовленности учительского состава к педагогической деятельности. Решалась эта проблема путем учреждения учительских семинарий, создания курсов и съездов для учителей, где они могли получить теоретические знания, а потом использовать их на практике, также учителя отправлялись в другие регионы страны на повышение своей квалификации. 3 Подводя итоги революционной и общественной жизни кубанских педагогов следует отметить, что во второй половине 70-х гг. На территории Черноморского побережья и Кубанской области в XIX веке развивается стойкое революционное подполье. В то же время народнические группировки закладывают фундамент последующему развитию революционного движения, а одними из основных участников общественно-революционной деятельности выступали учителя, которые тайно собирались в подвальных помещениях гимназий и выступали на митингах с антиправительственными речами. Очагом популяризации радикальных идей в регионе и его столице выступала Кубанская войсковая гимназия, которая формировала радикальные взгляды кубанской молодежи. За ее границы стремительно вышла революционная пропаганда, свидетельствует тому учреждение самообразовывающихся кружков и распространение нелегальных издaний. Близкие контaкты с группировками Юга России прослеживались в пропаганде среди рабочих и учащейся молодежи города . 4 В просветительской сфере жизни необходимо выделить таких деятелей как: У. X. Берсея, А. Н. Лаврова, А. М. Рутина. XIX век тоже подвергся воздействию некоторых социально-идеологических настроений, которые, однако, не стали препятствием горским писателям-просветителям сформировать научную и теоретически обоснованную мысль устного творчества всего народа и перенаправить ее на их духовно-нравственные и социальные потребности. В этом и заключалась их относительная свобода. Новое время истории - время «освобождения» народов, провозглашающее справедливость высоким своим качествам в нарастании общественного развития, с точки зрения логики, должно было содействовать тому, чтобы фольклорная наука адыгов 20-30-х годов, усваивая и обдумывая результаты ученых-просветителей предшествующего века в данной сфере, вступила на новый уровень научного мышления. Апробация работы. Результаты данного исследования были апробированы на практике в виде публикаций статей и участия в научных конференциях: «Проблемы цивилизационного развития России: анализ, факторы и пути решения», IV Международной конференции «Диалогическая этика», II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей. По теме исследования имеются три публикации: «К вопросу о повседневной жизни учителей и учеников Кубани второй половины XIX века» , «Повседневная жизнь учителей Кубанской области дореволюционного периода на примере города Армавира» , «Материальная повседневность учителей Кубанской области в конце XIX - начале XX в.» . Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения, списка использованных источников и литературы.
Содержание

Введение..............................................................................................................3 1 Становление системы народного образования в Кубанской области во второй половине XIX - начале XX вв…………………………………….17 1. 1 Начальные школы……………………………………………………..17 1. 2 Средние и специальные учебные заведения………………………….32 1. 3 Подготовка кадров учителей…………………………………………..37 2 Материальная повседневность учителей Кубанской области во второй половине XIX - начале XX вв……………………………………………………54 2. 1 Обеспеченность учебных заведений помещениями и учебными материалами……………………………………………………………………...54 2. 2 Жалование и материальный быт учителей………………………….62 3 Духовная и социальная повседневность учителей Кубанской области..69 3.1 Просветительское подвижничество и педагогическое наследие…..69 3. 2 Научная и краеведческая деятельность……………………………..73 3. 3 Участие в общественной и революционной деятельности…………81 Заключение…………………………………………………………………….92 Список использованных источников и литературы…………………………95
Список литературы

Источники: Государственный архив Краснодарского края 1 Ф. 418, оп. 1, д. 3701, л. 1. 2 Ф. 470. Оп.2. Д. 707. Л. 67-71; Ф. 249. Оп.1. Д. 2780. Л.2 3 Ф 427. Д.23, Л 6-7, Д. 50. Л. 1 4 Ф. 470. Оп.2. Д.524. Л. 138-142 5 Ф. 470 Д. 687. Л. 4, д. 1458. Л.2 6 Ф. 470. Оп.2. Д. 964. Л.1-3 7 Ф. 552. Оп. 1. Д. 77. С. 142об. 8 Ф. 470. Оп. 2. Д. 657. - С. 1 9 Ф. 454. Оп. 2. Д. 3506. Л.1-4 об., 8-8 об., 12-12 об. Законодательные акты и нормативные документы 10 Высочайшее повеление // Кубанские областные ведомости. – 1877. – 20 августа. 11 Инструкция учителям и учительницам народных училищ // Кубанские областные ведомости. – 1880. – 22 ноября. 12 Положение о начальных народных училищах 14 июля 1864 г. 13 Циркуляр директора народных училищ Кубанской области от 28 марта 1880 г. – № 820 // Кубанские областные ведомости. – 1880. – 5 апреля. Источники личного происхождения 14 Щербина Ф. А. Собрание сочинений. Серия I. Неизданные сочинения: в 6 т. – Т. I. Пережитое, передуманное и осуществленное: в 4 т. – Т. I. / Сост., науч. ред., вступ. ст. В. К. Чумаченко. – Каневская; Краснодар; Москва, 2008. – 504 c. Материалы периодической печати 15 Журнал Екатеринодарской городской думы. - Екатеринодар, 1911. - № 21. С. 13-14 16 Журнал Министерства народного просвещения, 1894. СПб. Изд.: Тип. В.С. Балашева С. 424 17 Кубанские войсковые ведомости. 1868. № 31. 10 августа. 18 Кубанские областные ведомости. 1900. № 47. 19 Кубанские войсковые ведомости. 1868 год. № 30. 3 августа. 20 Школа и жизнь (Екатеринодар). – 1907. - № 8. С. 22-23 Словари и энциклопедии 21 Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов: под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1987. – С. 197. 22 Энциклопедический словарь по истории Кубани [Текст] : С древнейших времен до окт. 1917 г. / Администрация Краснод. края; Трехбратов Б. А. - Краснодар : Реклам.-изд. фирма «Эдви», 1997. - 557 с. Литература: 23 Акоева Н. Б. Повседневная жизнь кубанского учителя во второй половине XIX начале XX вв. (по материалам краевых газет) / Н. Б. Акоева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - С. 15 24 Анфимов Н. Из прошлого Кубани. – Краснодар, 1958. – 92 с. Выправить все работы Списка по ГОСТУ: Анфимов, Н. Из прошлого Кубани / Н. Анфимов. – Краснодар, 1958. – 92 с. 25 Бардадым В. П. Ратная доблесть кубанцев. — Краснодар: Северный Кавказ, 1993. - 174 с. 26 Блюдов Н.Ф. Начальное народное образование в Кубанской области // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1883. - 95 с. 27 Богданов А. П. Московская антропологическая выставка. — М.: Тип. М. Н. Лаврова и К°, 1879. — Т. 3, Ч. 2. — 28 с. 28 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель. – М.: Весь мир, 2007. – 592 с. 29 Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. в 3-х т. - М., 1986. - Т.1. 621 с 30 Буренок И.И. Опыт Кубанской учительской семинарии в подготовке учителей начальных классов к трудовому обучению // Материалы научно-практической конференции. - Славянск-на-Кубани, 1997. – С. 36. 31 Галушко Ю. Казачьи войска России. – М., - 1993. 231 с. 32 Гатаева Б. Т. Концепции повседневности в зарубежной культурологии // Россия - Запад - Восток: компаративные проблемы современной философии: Сб. ст. / Науч. ред. А. С. Колесников. 2004. URL: http://anthropology.ru/ru/ texts/gataeva/russia_09.html (дата обращения: 30.10.2018) 33 Давитлидзе Г. Г. Формирование сети учебных заведений дореволюционной Кубани: историко-аналитический аспект / Г. Г. Давитлидзе // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - 11 с. 34 Давитлидзе Г. Г., Куценко И.Я. Учителя и учащиеся Кубани в освободительном движении начала ХХ века / Г. Г. Давитлидзе, И. Я. Куценко // Социально-гуманитарный вестник. Межвузовский сборник научных статей, выпуск 1, 2009. - 16 с. 35 Данилов А. Г. Интеллигенция Юга России в конце XIX – начале ХХ века. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ. – 2000. - 358 с. 36 Егорова М. В. Повседневная жизнь учителей и учащихся Урала в XIX начале XX в.: М.: Памятники исторической мысли, 2008.- 215 с. 37 Екатеринодар-Краснодар. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях. Материалы к Летописи. / Под ред. И.Ю. Бондарь. – Краснодар, 1993. – 798 с. 38 Зажаев П. Прошлое и настоящее Кубанской начальной школы. – Екатеринодар, 1907. – 32 с. 39 История адыгейской литературы в 2-х томах. Т.1./ Под ред. Р. Г. Мамий, Х. Г. Тлепцерше. – Майкоп.: АРИГИ, 1999.- 523с. 40 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. – 490 с.. 41 Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М., 2004. - 430 с. 42 Колесников В. А. Донцы на Кубани. К 200-летию со дня основания Григориполисской, Темнолесской и Воровсколесской станиц. – Ставрополь: Южно-рус. комм. изд-во, 1995. – с. 92 43 Колесников В.А. Былое Невинного мыса. К 185-летию переселения Хопёрского казачьего полка на Кубань и Куму и основания станицы Невинномысской. – Ставрополь: ЮРКИТ, 2011. – 673 с. 44 Константинов Н., Струминский В. Очерки по истории начального образования в России. – М., 1953. - 272 с. 45 Королева В., Манаенко О. Ранние шаги просвещения. // Кубань, 1987. - № 2. – 215 с. 46 Ктиторов С. Н. История Армавира : (досоветский период: 1839-1918 гг.) / С. Н. Ктиторов. - Армавир, 2002. - 384 с. 47 Кубанский календарь. 1904. Екатеринодар. том 10. - 415 с. 48 Кубанское Александровское реальное училище в Екатеринодаре (1880-1917 гг.) //Матвеев О.В. Краснодару – 200 лет: Тезисы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 1993 г. - 20 с. 49 Кукушкина Е.И. Гносеологический анализ обыденного сознания как способа отражения действительности. Автореф. дисс… д-ра филос. наук. М., 1986. - 156 с. 50 Кукушкина Е.И. Обыденное сознание, обыденный опыт, здравый смысл // Философские науки. 1986. N 4; 51 Куценко И. Я. Кубанское казачество / И. Я. Куценко. - 2-е изд., доп. - Краснодар : Кн. изд-во, 1993. - 583 с. 52 Лабышена Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (XIX – начало XX веков). – М., 1998. – 584 с. 53 Ле Гофф Ж. Предисловие к русскому переводу / Ж. Ле Гофф // Цивилизация средневекового Запада. – Екатеринбург: У-Фактрия, 2007. – 558 с. 54 Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М., 1999. - 268 с. 55 Лях В. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. - Краснодар, 1997. – 445 с. 56 Манузин Е. В. Образование и воспитание Кубанского казачества в XIX - начале ХХ века: Монография. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. – 135 с. 57 Матвеев В. Слово о кубанском казачестве. – Краснодар, 1995. – 460 с. 58 Матвеев О. В. История народного образования населения Кубанско-Лабинского междуречья в дореволюционный период / О. В. Матвеев // Образование перед лицом современных вызовов. 2016. - 20 с. 59 Матвеев О. В. Учитель и краевед Ф. Ф. Арканников / О. В. Матвеев // Проблемы единства славянского мира: исторический, культурный и языковой аспекты. - 2019. - 18 с. 60 Мелехин В. В. Кубань и Черноморье в истории русского народничества (1860-1890 -е гг.). Специальность 07.00.02 – Отечественная история. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Мелехин Владимир Владимирович.- Краснодар, 2015. - 269 с. 61 Официальный сайт Кубанского казачьего войска. URL: http://www.slavakubani.ru/ (дата обращения: 10. 10. 2019) 62 Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год./ Под общ. ред. В. Н. Ратушняка.- Краснодар: «Советская Кубань», 1996.- 654 с. 63 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конец ХIХ – начало ХХ вв. / Под. ред. . - М., 1991. - 445 с. 64 Поборина М. Ю., Мингалев Я.М., Кадыгроб Н.А., Бережная И.А. Развитие народного образования на Кубани (начало XIX – начало XX веков). – Краснодар, 1993. – 247 с. 65 Полевые материалы I Кубанской интернациональной фольклорноэтнографической экспедиции. Динамика традиционной культуры ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края (1882 – 1967 гг.) (В помощь работникам учреждений культуры края, идеологическому активу) / авторы-составители Н.И. Бондарь, В.Ю. Креминская. – Краснодар: КНМЦ, 1989. – 335 с. 66 Полякова Н. В. Складывание российской системы образования / Н. В. Полякова // Социально-политический журнал. – 1998. № 3. – 14 с. 67 Полякова Н.В. Складывание российской системы образования. // Социально-политический журнал. – 1998. № 3. – С. 12. 68 Попко И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту / И.Д. Попко – М.: Книга по Требованию, 2011. – 315 с. 69 Ратушняк Т.В. Развитие краеведения на Кубани (конец XVIII – первая треть ХХ в.). – Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2013. – 267 с. 70 Саблиров М. З. П. Стригуненко – выпускник Кубанской учительской семинарии // Научно-творческое наследие Федора Андреевича Щербины и современность: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2005. - 296 с. 71 Сайт Баталпашинского городского казачьего общества. URL: http://pashinka.ru (дата обращения: 25.06.2019) 72 Сайфуллова Р. Р. Трудовая повседневность народных учителей Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ вв. (на материалах Казанской губернии) / Р. Р. Сайфуллова // Историческая этнология. 2018. Т. 3, № 1. - 7 с. 73 Трехбратов Б. А. История Кубани. – Краснодар, 2000. – 437 с. 74 Трёхбратова С. А. Зарождение и развитие народного образования на Кубани (конец XVIII – начало XX вв.): монография. – Краснодар, 2005. – 201 с. 75 Фелицын Е.Д. Памятная книжка Кубанской области. – Екатеринодар, 1881. – 675 с. 76 Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503 с. 77 Хатит Ф. Р., Агошкова О. В. Педагогический потенциал литературно-творческой деятельности У. Х. Берсея / Ф. Р. Хатит, О. В. Агошкова // Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2013. - 4 с. 78 Хашхожева Р. X. Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980. - 188 с. 79 Хоретлев Аскер Османович. Влияние России на просвещение в Адыгее. (XIX в. - начало XX в.) / Адыг. науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории. - Майкоп : Адыг. кн. изд-во, 1957. - 102 с. 80 Хрестоматия по истории Кубани. Т. 1. Краснодар, 1975. - 406 с. 81 Хрестоматия по истории педагогики: Для высш. педагог. учеб. заведений / Под общ. ред. С. А. Каменева. - Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1936. - 4 т. - 526 с. 82 Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска / сост. Ф. А. Щербина. - Екатеринодар, 1910-1913. - 2 т. - 848 с. 83 Электронный журнал «Управление школой» № 17, 2001. URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200101702 (дата обращения: 20.06.2019) 84 Heller, A. Can Everyday Life be Endangered? // Heller A. Can Modernity Survive. – T.J. Press Ltd, Padstow, Cornwall, 1990. – Р.46
Отрывок из работы

1 Становление системы народного образования в Кубанской области во второй половине XIX - начале XX вв. 1. 1 Начальные школы Уделяя внимание вопросу развития школьной сети, открытию гимназий и училищ на Кубани в период с 1860 по 1917 гг., существует необходимость заметить, что вторая половина XIX века предстала для казачества Кубани совершенно новым этапом жизни. В ноябре 1860 года Александр II подписывал Указ о создании новой административной единицы империи – Кубанской области, в состав которой включались земли Черноморского казачества и шести бригад Кавказского линейного казачьего войска, а также Закубанье. Из казаков Черноморского войска и 6 бригад, двух конных батарей Кавказского линейного войска, пешего батальона было организовано единое Кубанское казачье войско. Эти годы обозначены происшествиями, которые оказали благотворное влияние на положение дела народного просвещения. В данный период стал важным вопрос всеобщем начальном образовании и расширении школьной сети. Царское правительство в 1864 году утверждает «Положение о начальных народных училищах», где установлена их главенствующая цель: «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные сведения» . В открытии школ участвовали представители духовенства, станичные атаманы, командиры бригад и полков. С 1864 по1874 г. на Кубани уже действовали более 200 станичных школ. К тому же времени относится шаги к переходу обучения ко всеобщему и обязательному. Часто учредителями выступали правления и станичные круги. Первые школы принадлежали казачьему начальству, а уже в 1871 г. они были переданы в ведение министерства народного просвещения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg