Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Поведение фирмы в условиях монополии. Антимоно-польное регулирование.

irina_k200 276 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 23 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, ?а?овы основные причины возни?новения монополий, что представляет собой монопольная власть и ?а?ова социальная цена её власти, ?а?ова оцен?а роли монополии в развитии рын?а. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд сопутствующих задач: Рассмотреть э?ономичес?ие источни?и монопольной власти и суще-ствующие виды монополий; Рас?рыть оцен?у роли монополии в развитии рын?а; Проанализировать поведение чистой монополии. Цели и задачи обусловили стру?туру ?урсовой работы, ?оторая состоит из введения, двух глав, за?лючения, спис?а использованной литературы и приложений. В первой главе приведем общий обзор монополии ?а? несовершенной ?он?уренции в современной э?ономи?е. Рассмотрены основные понятия, источни?и и виды. Во второй главе рассматривается анализ поведения фирмы в условиях монополии, ?оторый дополнен примерами и Российс?ой пра?ти?ой ОАО «Газпром». Задачей является рассмотрение поведения ОАО «Газпром» в условиях монополии, рассмотрение реформ предпринятых данной ?омпанией. За?лючение является общением выводов о сути поведения фирмы в условиях монополии. А та? же влияние монополии на общество.
Введение

Данная работа посвящена исследованию темы «Поведение фирмы в условиях монополии». Проблема данного исследования носит а?туальный хара?тер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Рассмотрение монополизма а?туально для э?ономи?и любой страны, в силу того, что ?аждый стал?ивается с этой проблемой в той или иной степени. Та? же а?туальность данной темы исходит и из тог, что в нынешнее время появляется все больше монопольных объединений, вследствие чего государство принимает а?тивные меры по регулированию их деятельности. Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не толь?о теоретичес?ое, но и пра?тичес?ое значение. Например, для России в промышленности ?оторой более 30 % наименования выпус?аемой проду?ции производится одним предприятием, проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в э?ономичес?ом анализе. Поэтому изучение проблем ми?роэ?ономичес?ого хара?тера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность.
Содержание

Введение 1. Поведение фирмы в условиях монополии 1.1 Анализ поведения чистой монополии 2. Антимонопольная полити?а 2.1. Антимонопольная полити?а и ее ?лассифи?ация 2.2 Основные приемы в борьбе с монопольными объединениями За?лючение Списо? литературы
Список литературы

«Ми?роэ?ономи?а. Теория и Российс?ая пра?ти?а»./под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова – М.: ?НОРУС – 2007. «Ми?роэ?ономи?а.» /под ред. М. Н. Голи?ов – М.: ?НОРУС – 2007 «Э?ономичес?ая теория: Учебни?» /Под общ. Ред. А?ад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003 «Э?ономи?а:Учебни?»/под ред. Г.П. Журавлева - М.: Юристъ, 2001. «Ми?роэ?ономи?а»/под ред. А.С. Селищев - СПб.: Питер, 2002 «Ми?роэ?ономи?а»/под ред. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенни?ов, А.И. Леус-с?ий – М.: Юрайт-Издат-2009. «Ма?роэ?ономи?а»/под ред. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенни?ов, А.И. Леус-с?ий – М.: Юрайт-Издат-2007. «Э?ономичес?ая теория»/под ред. M. А. Сажина, Г. Г. Чибри?ов. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: Норма, 2007. «Ми?роэ?ономи?а»/под ред. Гальперина В. М., Игнатьева С. М., Моргуновой В. И. - в 2-х томах. Институт "Э?ономичес?ая ш?ола", Сан?т-Петербург, 2004. «?урс ми?роэ?ономи?и»/под ред. Нуреева Р. М. – М.: Норма -2005. «Введение в э?ономичес?ую теорию»/под ред. Бедрина Е.Б., ?озлова О.А - Е?атеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. «Ми?роэ?ономи?а»/под ред. Иваш?овс?ий С.Н. - 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2002. «Ми?роэ?ономи?а. Э?ономи?а предприятия (фирмы)»/ под ред. Чечевицына Л.Н. - Ростов н/Д: Фени?с, 2000. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Магистр,2001г. Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева. 2000 г. Вечканова Г.С., Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Вечканова Г.С., 2000 г. Мартыненко Г.И. Российское конкурентное законодательство. Новый закон о защите конкуренции.// Право и экономика. 2007г Окрепилова И.Г. Организационно-экономические основы антимонопольного регулирования в России: / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. - СПб., 1999г Статья «Связь времён» от 18.02.2001. Авторский сайт Павла Романца. Экономика: справочник. М. Финансы и статистика. 2006г. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы. // Вопросы Экономики №5, 2005. – С. 117.
Отрывок из работы

1. Поведение фирмы в условиях монополии 1.1 Анализ поведения чистой монополии «Современная западная э?ономичес?ая теория тра?тует монополию ?а? ситуацию, при ?оторой на рын?е существует толь?о одна фирма». Из этого следует, что понятие фирма и отрасль становятся тождественными. В данной главе мы детально проанализируем поведение фирмы в условиях чистой монополии, равновесие фирмы-монополиста в ?рат?осрочном периоде и прибыль и потери фирмы-монополиста. ?а? правило, в современной э?ономичес?ой теории под чистой моно-полией принято понимать та?ую ?он?урентную рыночную ситуацию, ?ото-рая отвечает следующим ?лассифи?ационным призна?ам: 1. В отрасли фун?ционирует толь?о одна фирма, поэтому понятия "фирма" и "отрасль" являются равнозначными. 2. Пос?оль?у произведенная фирмой проду?ция представляет собой все предложение товаров отрасли, фирма обладает полным и абсолютным ?онтролем над ценами, или рыночной властью. Это означает, что фирма может поднять цены на свою проду?цию и не потерять при этом спроса на нее. Та?ая фирма может считаться ценодателем в отличие от фирмы-ценополучателя при совершенной ?он?уренции. 3. Доступ в отрасль для всех прочих фирм бло?ирован. Это достигается ?а? административно-правовыми, та? и э?ономичес?ими методами. Например, в ?ачестве барьеров на пути "чужих" ?апиталов могут служить: патенты, дающие ис?лючительное право одному производителю вы-пус?ать данный проду?т или применять не?оторую технологию; государственные лицензии или франшизы, разрешающие данный вид деятельности лишь одной фирме; владение ред?им сырьевым ресурсом. В ?ачестве примера может служить ?омпания De Birs, ?оторая является мировым монополистом по производству бриллиантов, та? ?а? владеет большей частью добычи алмазов. Другим примером может послужить Алюминиевая ?орпорация Амери?и (АЛ?ОА), ?оторая в первой половине XX ве?а ?онтролировала пра?тичес?и 100% мировых залежей бо?ситов и благодаря этому являлась до 1940 г. абсолютным монополистом в производстве алюминия. большая ?апиталоем?ость и э?ономия масштаба. Не?оторые виды производства требуют для их начала ?рупных первоначальных инвестиций и являются рентабельными толь?о при значительных объемах выпус?а проду?ции. Одна?о дале?о не ?аждый потенциальный ?он?урент располагает та?ими ?апиталами и может освоить ?рупномасштабное производство. Иногда большие издерж?и связаны не с самим производством, а со сбытом, с ре?ламой и пр. Например, производство хлопьев вполне по силам и мел?им фирмам, но они не в состоянии выдержать соревнование в дорогостоящей и масштабной ре?ламной войне, поэтому проигрывают знаменитым на весь мир торговым мар?ам. 4. Проду?т фирмы/отрасли не имеет близ?их заменителей и в не?отором роде уни?ален. Наиболее типичным примером являются бриллианты. 5. ?ривая спроса фирмы/отрасли имеет отрицательный на?лон. Исследуя поведение фирмы-монополиста, можно сделать следующие допущения: фирма стремится ма?симизировать прибыль; монополист-производитель по?упает ресурсы на ?он?урентных рын?ах; фирма не может производить ценовую дис?риминацию; фирма в состоянии построить ?ривую спроса на свою проду?цию, та? ?а? обладает достаточной информацией, чтобы предс?азать реа?цию потре-бителей на изменение цены товара. «Сегодня ?рупные фирмы проводят широ?омасштабные мар?етинго-вые исследования и достаточно точно определяют спрос в целом и отдельные его сегменты. Зная ?ривую спроса, монополист может определить, ?а?ая ?омбинация объема выпус?а и цены обеспечит ему ма?симальную прибыль» . Обратим внимание и на то, что монополист не может назначить ?а?ую угодно цену на свой товар. ?а? правило, ?аждому уровню цены на рын?е соответствует определенное ?оличество проду?та, ?оторое потребители готовы ?упить в данное время. Поэтому монополист не та? всесилен, ?а? это иногда представляется. Если он назначает объем выпус?а, ?ривая спроса подс?ажет ему предельную цену, ?оторую примет потребитель. Если монополист назначает цену, он должен ограничить предложение тем объемом, ?оторое ему ди?тует потребительс?ий спрос. Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение по объему выпус?а и цене, т.е. выбрать не?оторую их ?омбинацию, исходя из особенностей ?ривой спроса. Из этого следует, что монополист не имеет своей ?ривой предложения, независимой от ?ривой спроса на его проду?цию. Фирма выбирает лишь одну точ?у на ?ривой спроса, в ?оторой ей надлежит быть. Выше мы детально рассмотрели поведение фирмы в условия чистой монополии, далее мы проанализируем равновесие фирмы-монополиста в ?рат?осрочном периоде. В большинстве случаев, монополист, ?а? и любая другая фирма, будет производить, по?а предельный доход не станет меньше предельных издерже?. Точ?а пересечения ?ривых MR и MC есть точ?а равновесия фирмы (рис.1.5). Рис. 1.5. Равновесие фирмы-монополиста ?а? мы видим, положительная разница между этими по?азателями со-ставляет ее предельную прибыль. Сово?упная прибыль будет увеличиваться, по?а MR больше MC. А вот ?огда MC превысит MR, сово?упная прибыль начнет со?ращаться. Их этого следует, что условие ма?симизации прибыли достигается при MR = MC. Пос?оль?у для монополиста предельный доход меньше цены, то в точ?е равновесия предельные издерж?и меньше цены: MC < P. Та?им обра-зом, при монополии не выполняется условие алло?ативной эффе?тивности, т.е. ресурсы не распределены в обществе наиболее рациональным и опти-мальным способом. Точ?а равновесия фирмы определяет равновесный объем производства и равновесную цену. На рис.1.5. равновесный объём выпус?а обозначен QE. Что же ?асается равновесной цены, то она будет установлена фирмой, исходя из возможностей спроса. ?ривая спроса по?азывает, ?а?ую цену потребители готовы заплатить за данное ?оличество проду?та, предложенное на рын?е. Фирме нет смысла назначать цену ниже Рр пос?оль?у потребители готовы заплатить больше. Фирма не может назначить цену выше P, та? ?а? рыно? не примет столь?о товаров по более высо?ой цене. Следовательно, цена РЕ будет равновесной ценой, ма?симизирующей прибыль монополиста. Рассмотрев равновесие фирмы-монополиста в ?рат?осрочном периоде, далее будет правильным проанализировать прибыль и потери фирмы-монополиста. Ита?, если при равновесном объеме производства цена монополии о?азывается выше средних издерже?, то положительная разница между ними составит среднюю прибыль фирмы. Умножив эту прибыль на ?оличество выпущенной проду?ции, мы получим общий объем монопольной прибыли. Рис. 1.6. Прибыль фирмы-монополиста ?он?уренция монополия прибыль На рис. 1.6. средняя прибыль монополии представлена верти?альным отрез?ом АX, а общая прибыль — площадью прямоугольни?а KLMPE. «Монопольное положение на рын?е не означает, что фирма обязательно и в любом случае получает прибыль. Монополия, ?а? и ?он?урентная фирма, может нести э?ономичес?ие убыт?и» . Та?, если при равновесном объеме производства равновесная цена ни-же средних издерже?, но при этом превышает средние переменные издерж?и, фирма может получать операционную прибыль и тем самым минимизировать свои убыт?и. Это может произойти, если ?ривая АC проходит выше ?ривой спроса, а ?ривая АVC- частично, ниже ?ривой спроса. Та?ой случай изображен на рис. 1.7. Рис. 1.7. Минимизация убыт?ов фирмы-монополиста благодаря операционной прибыли Верти?альный отрезо? MN иллюстрирует среднюю операционную прибыль, а прямоугольни? PЕMNS — общую прибыль от производства. Верхний прямоугольни? KLMPЕ соответствует величине э?ономичес?их убыт?ов и равен части постоянных издерже?, ?оторые не могут быть ?ом-пенсированы столь низ?ой ценой. Если ?ривая спроса на проду?цию монополии лежит ниже не толь?о ?ривой АC но и ?ривой средних переменных издерже?, равновесная цена монополии ни?огда не сможет побудить фирму ? производству (рис. 1.7). Следовательно, производство будет пре?ращено, а фирма-монополист понесет убыт?и в размере постоянных издерже? (площадь прямоугольни?а KLNPЕ на рис. 1.8). Рис 1.8. Точ?а за?рытия производства в ?рат?осрочном периоде Что же ?асается прибыли и объема производства монополии в долго-срочном периоде, то отличие между ?рат?осрочным и долгосрочным периодом не столь важно для монополии. Если в ?рат?осрочном периоде монополия получает э?ономичес?ую прибыль, это не приведет ? увеличению числа фирм в отрасли, пос?оль?у существуют жест?ие барьеры на пути новых ?апиталов. Сама же монополия не увеличит и не снизит объема производства, та? ?а? иначе ее прибыль снизится. Поэтому и в долгосрочном периоде фирма будет получать э?ономичес?ую прибыль, а равновесная цена ее проду?та не опустится до минимальной точ?и долгосрочных средних издерже?. 2. Антимонопольная полити?а 2.1. Антимонопольная полити?а и ее ?лассифи?ация Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, ?оторая осуществляется на основании и в пределах, допус?ае-мых действующим за?онодательством, по установлению и реализации пра-вил ведения э?ономичес?ой деятельности на товарных рын?ах с целью защиты добросовестной ?он?уренции и обеспечения эффе?тивности рыночных отношений. Антимонопольная полити?а государства, запрещающая анти?он?урентное поведение и предотвращающая образование монопольных стру?тур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой ?рупными фирмами. Основными целями антимонопольной полити?и являются: а) запрещение анти?он?урентной деятельности, в?лючающей соглашения о фи?сировании цен или разделе территорий, ценовой дис?риминации, а та?же связывающие соглашения, и б) разделение монопольных стру?тур. В современной юридичес?ой теории та?ими стру?турами являются те, ?оторые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рын?а), а та?же осуществляют анти?он?урентные действия. ?роме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное за?онодательство предотвращает образование слияний, ?оторые могут снизить уровень ?он?уренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источни?ом для беспо?ойства, а ? верти?альным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и ?онгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо. На антимонопольную полити?у в большой степени повлияло развитие э?ономичес?ой мысли за последние два десят?а лет. В результате антимонопольная полити?а 1980-х гг. была сфо?усирована почти полностью на повышении эффе?тивности, и игнорировала популистс?ие беспо?ойства по поводу ?рупных размеров фирм ?а? та?овых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной э?ономи?е - с интенсивной ?он?уренцией с иностранными производителями и в нерегулируемых отраслях - антимонопольная полити?а должна главным образом ?онцентрироваться на предотвращении сговоров, та?их, ?а? например, сговор о фи?сировании цен. Для того, чтобы лучше понять вопросы, связанных с антимонопольной полити?ой, а ?он?ретно, с её проведением в России, нужно в общих чертах понять суть самой монополии. Монополии - это ?рупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, а?ционерной или групповой) и осуществляющие власть над отраслями, рын?ами и ма?роэ?ономи?ой в целом, целью ?оторых является установление монопольно высо?их цен и извлечения высо?их прибылей. Существуют два вида антимонопольной полити?и: антимонопольная поли-ти?а в отношении естественных монополий и антимонопольная полити?а в отношении ис?усственных монополий. В пределах этой теории монополия рассматривается через призму трёх эле-ментов: 1. С точ?и зрения рыночной стру?туры 2. С точ?и зрения рыночного поведения 3. С точ?и зрения рыночных итогов. Рассматривая ?аждый из этих аспе?тов в отдельности следует с?азать, что опираясь на рыночную стру?туру, даётся следующее определение: монопо-лия – это форма рын?а, в условиях ?оторой весь объём предложения приходится лишь на одного производителя. Изучая монополию та?им образом большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рам?ах ?оторых определяется господство этого производителя. Та?ое пространство принято называть отраслью. Тем самым монополия – это ?огда в отрасли господствует толь?о одна фирма и границы отрасли и фирмы совпадают. Рассматривая определение монополии с точ?и зрения рыночного поведения, теория монополии изучает применение субъе?том основных инструментов (та?их, ?а? ре?лама, цена ). При монополии производитель использует эти инструменты, не учитывая ?он?уренцию, а значит, и интересов ?он?урентов. Существуют та?же призна?и монополии: 1. Монополистичес?ий рыно? представлен одним производителем и массой по?упателей. 2. Производимая проду?ция является уни?альной (отсутствуют товары-заменители). 3. Вход новых фирм на рыно? пра?тичес?и невозможен из-за высо?их барьеров. Существуют различные причины наличия та?их барьеров, например: · ?рупные размеры фирмы и э?ономия от размеров производств. · Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, ?оторое связанно с производством ис?лючительного блага (например бриллианты). · При естественной монополии значение имеют сами условия производства и хара?тер блага. · Система лицензий на выполнение отдельных видов работ, ?оторое может выдаваться правительством. · Недобросовестная ?он?уренция, то есть влияние на по?упателей нечестны-ми по отношению ? соперни?у способами за счёт большого бюджета и мас-штабов предприятия в целом. 4. Сложность в получении полной информации обо всём рын?е. Существует три вида монополии: за?рытая, естественная и от?рытая. За?рытая монополия – это монополия, ?оторая защищена от ?он?уренции юридичес?ими ограничениями, институтом авторс?их прав, патентной защитой и т. д. Примером является монополия почтовой службы в США на достав?у почты первым ?лассом. Естественная монополия возни?ает в отрасли, в ?оторой долгосрочные из-держ?и достигают минимума, ?огда одно предприятие удовлетворяет спрос всего рын?а в целом. В данной отрасли минимальный эффе?тивный масштаб производства близо? ? ?оличеству или даже превосходит то, на ?оторое рыно? предъявляет спрос по любой цене, достаточной для по?рытия издерже? производства. В данной ситуации разделение выпус?а между двумя или большим ?оличеством фирм приведёт ? тому, что масштабы производства будут неэффе?тивно малы. С естественными монополиями, в основе ?оторых лежит э?ономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уни?альными природными ресурсами, о чём говорилось выше.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 30 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 33 страницы
320 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 42 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 31 страница
3500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg