Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Анализ и оценка внутренних и внешних факторов инновационного развития региона (на примере Московской области)

irina_k200 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
Целью исследования курсовой работы является проведение анализа и оценка внутренних и внешних факторов инновационного развития региона Московской области. В качестве объекта исследования выбрана Московская область. Предметом настоящего исследования выступает оценка внутренних и внешних факторов влияния на инновационное развитие объекта исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - дать характеристику объекта исследования; - определить внешние и внутренние факторы инновационного развития Московской области; - определить метод исследования поставленной цели; - провести анализ результатов исследования с использованием современных математических методов. В связи с поставленными задачами курсовая работа будет состоять из двух глав. В первой главе изложены теоретические и методологические аспекты исследования, приведена характеристика Московской области как объекта исследования. Вторая глава посвящена анализу Московской области на основе рейтинговых оценок для регионов. Для анализа с использованием современных математических методов использована рейтинговая оценка регионов. В основе рейтинговых оценок лежит оригинальная система количественных и качественных показателей инновационного развития регионов, которая опирается на результаты многолетних исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и отвечает современным статистическим стандартам, применяемым как в российской государственной статистике, так и в практике ведущих зарубежных стран и международных организаций (ОЭСР, Евростата и др.). В ее состав также интегрированы индикаторы, используемые в аналогичных разработках Европейской комиссии (Regional Innovation Scoreboard)[1].
Введение

Инновационная активность в сочетании с результативностью практического внедрения передовых научно-технических и организационных решений, на сегодняшний день является мировым трендом развития конкурентоспособной экономики. В связи с повышенным интересом к анализу инновационной деятельности в российских регионах, на протяжении последних двух десятилетий отечественными учеными было разработано большое количество экономико-математических моделей, характеризующих уровень инвестиционного, научно-технологического, образовательного и кадрового потенциала экономических систем. Так как эффективность реализации региональной инновационной политики взаимосвязана с различным числом факторов, и зачастую имеет индивидуальные особенности, проблема разработки единой системы оценки инновационного потенциала регионов до сих пор является актуальной [2].
Содержание

Введение 3 1 Глава. Теоретические аспекты исследования инновационного развития региона 1.1. Методические аспекты оценки инновационного развития региона и мониторинг результатов инновационной деятельности 5 1.2. Характеристика объекта исследования на основе SWOT-анализа инновационного развития региона (на примере Московской области) 7 2 Глава. Проведение анализа результатов исследования с использованием современных математических методов 2.1. Алгоритм проведения анализа инновационного развития региона (на примере Московской области) 15 2.2. Расчет и результаты исследования с использованием современных математических методов 17 Заключение 24 Список использованных источников 26
Список литературы

1. European Commission (2016) Regional Innovation Scoreboard 2016. http://ec.europa.eu/DocsRoom/documents/17824 (дата обращения: 21.03.2020). 2. Бортник И.М. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России / Бортник И.М., Сенченя Г.И., Михеева Н.Н. и др. // ИННОВАЦИИ. – 2018. – №9 (167). – С. 48–61. 3. Гохберг Л.М. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга.–4–е изд.–М.:НИУ ВШЭ, 2016. – 248 с. 4. Драгун Е.А. Анализ методик оценки инновационного развития на примере самарской области/ Выпуск № 6(60) Июнь 2017, Экономические науки 5. Желтова В. Научно-технологический форсайт РФ: региональный аспект. Некоторые выводы исследования [Электронный ресурс] / В. Желтова // сайт центра стратегических разработок «Северо-Запад». – URL: http://www.csr-nw.ru/files/csr/file_categorypdf (дата обращения: 19.03.2020). 6. Закон «О стратегии социально-экономического развития Московской области до 2025 года» // СПС «Гарант» 7. Лисин Б.К. Межгосударственное социально-экономическое исследование инновационного потенциала // Инновации. — 2016. – № 7. – с. 62 – 68. 8. НИУ «Высшая школа экономики //Рейтинг инновационного развития субъектов РФ [Электронный ресурс]/URL:https://issek.hse.ru/data/2017/06/09/1170533818/RIR2018.pdf 9. НИУ «Высшая школа экономики //Рейтинг инновационного развития субъектов РФ [Электронный ресурс]/URL:https://www.hse.ru/primarydata/in 10. Отчёт Правительства о результатах деятельности за 2018 г. — URL: http://government.ru/news/27338/, (Дата обращения: 29.02.2020) 11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // офиц. сайт федеральной службы гос. статистики Р.Ф. – URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.03.2020).
Отрывок из работы

1 Глава. Теоретические аспекты исследования инновационного развития региона 1.1. Методические аспекты оценки инновационного развития региона Инновационная экономика–качественная характеристика национальной экономики, имеющей качественно новый базис для интенсивного роста. Инновационность экономики достигается не путем выполнения отдельных KPI, а системной и комплексной работой по формированию инновационного потенциала и стимулировании инновационной активности. Приведем обзор [2] российских методик инновационного развития регионов России (Табл.1.1) Таблица 1.1. Индикаторы инновационного развития регионов России (обзор российских методик) Организации-разработчики Блоки Характеристики Ассоциация инновационных регионов Россиии Минэкономразвития (17 показателей) Потенциал в создании инноваций Наличие в регионе человеческого капитала для создания инноваций Потенциал в коммерциализации инноваций Финансовые и производственные возможности для расширения выпуска инновационной продукции в регионе Результативность инновационной политики Нацеленность региональных органов власти на модернизацию экономики региона Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (6 показателей) Инновационная восприимчивость Характеризует фондоотдачу, производительность труда и экологичность производства Инновационная активность Характеризует выпуск инновационной продукции на душу населения, затраты на исследования и разработки и технологические инновации на 1 занятого Высшая школа экономики (35 показателей) Социально-экономические условия инновационной деятельности Основные макроэкономические показатели, образовательный потенциал населения, развитие информационного общества Научно-технический потенциал Финансирование научных исследований и разработок, кадры, публикационная и патентная активность, создание передовых производственных технологий, торговля технологиями Инновационная деятельность Активность в сфере технологических и нетехнологических инноваций, малый инновационный бизнес, затраты на технологические инновации, результативность инновационной деятельности Качество инновационной политики Качество нормативно-правовой базы и организационного обеспечения инновационной политики, затраты консолидированного бюджета Открытое правительство (17 показателей) Интегральные показатели эффективности инновационного развития Характеризуют показатели: доля высокотехнологичной продукции в ВВП; баланс экспорта и импорта высокотехнологичной продукции; доля выпускников российских вузов, принятых и успешно завершивших обучение по магистерским и докторским программам в ведущих мировых вузах(первая сотня глобальных рейтингов); международные публикации и цитируемость российских ученых; количество международных патентов, зарегистрированных российскими физическими и юридическими лицами. Сегментированные показатели эффективности инновационного развития Характеризуют показатели: инновации в экономике; инновации в образовании и науке; инновации в общественной жизни Большинство разработанных экономико-математических моделей оценки региональных инновационных процессов имеют ряд существенных недостатков. Многие модели включают в себя ряд показателей, которые не публикуются на официальных порталах и сайтах государственной и региональной статистики. Методология построения некоторых моделей и перечень используемых индикаторов, авторами не раскрывается (пример, модель НАИРИТ). В связи с этим оценить эффективность инновационных процессов, используя инструментарий данных моделей, является проблематичным. Расчет оценок и показателей по многим моделям проводится нерегулярно и не для всех регионов России. Вопросы оценки региональной инновационной активности, представлены в работах И.М. Бортника, Г.И. Сенчея, Н.Н.Михеевой [1], Моностырного Е.А., Спицына В.В., Грика Я.Н. [2] и Мирюшкиной Ю.В. [3]. В своем исследовании будут использованы данные Статистического сборника «Индикаторы науки». Сборник посвящен различным аспектам развития науки и инноваций в Российской Федерации. Приводятся статистические данные о составе организаций, выполняющих исследования и разработки, кадрах и финансировании науки, ее материально-технической базе. В отдельных разделах содержатся сведения об интеллектуальной собственности, коммерциализации и использовании технологий, инновационной деятельности, общественном восприятии науки; представлены данные международных сопоставлений. В сборнике использованы сведения Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейской комиссии, Евростата, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Национального научного фонда США, а также собственные методологические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ[8]. Также при анализе будут использованы материалы НИУ «Высшая школа экономики. Шестое издание аналитического доклада, подготовленного Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в рамках деятельности Россий-ской кластерной обсерватории, посвящено анализу инновационного развития российских регионов на основе ком-плекса рейтинговых оценок.Исследование базируется на системе показателей, характеризующих социально-экономические условия иннова-ционной деятельности, научно-технический потенциал, уровень инновационной активности, качество региональной инновационной политики. Используемые показатели отвечают российским и международным статистическим стан-дартам, применяемые методологические подходы соответствуют практике построения региональных инновационных индексов и формирования соответствующих рейтингов под эгидой Европейской комиссии и других международных организаций[4] 1.2. Характеристика объекта исследования и SWOT-анализ инновационного развития региона (на примере Московской области) Сейчас Московская область - высокоразвитый промышленный регион России. В отраслевой структуре промышленного производства ведущее место занимают пищевая промышленность, машиностроение, химическая, электроэнергетика, производство строительных материалов. В области развито тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение, производят станки, высокоточные приборы, изделия авиационной и космической промышленности, а также военного назначения. Научные разработки новых технологий, машин, приборов, лекарств, селекционных сортов сельскохозяйственных культур проводятся в лабораториях и НИИ крупных наукоградов - Дубне и Королёве, Сколково, а также в научных центрах, размещённых в других городах и посёлках области[9]. По объёму промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе место (после Москвы), в области работают десятки предприятий общероссийского значения. Промышленность региона использует преимущественно привозное сырьё; она основывается на мощной научно-технической базе и высококвалифицированных трудовых ресурсах; тесно связана с промышленностью Москвы[9]. Также на территории Подмосковья расположены крупные высшие учебные заведения, в том числе Московский физико-технический институт, Московский государственный областной университет, Российская международная академия туризма, Московский государственный университет культуры и искусств. Действуют в области и филиалы московских университетов — наиболее широкую сеть филиалов имеют Российский государственный гуманитарный университет (12 отделений в различных городах региона) и Московский государственный университет приборостроения и информатики (7 отделений). Всего же в Московской области действует свыше 450 высших учебных заведений[9]. Важнейшие проблемы системы образования Московской области — низкие темпы роста заработной платы, кадровый дисбаланс. Московская область обладает развитым, одним из крупнейших в России научно-техническим комплексом. Научные организации области относятся преимущественно к государственному сектору развития науки, причём более половины из них входят в оборонно-промышленный комплекс страны; всего действует десять государственных научных центров, а также международная организация «Объединённый институт ядерных исследований» в Дубне — всемирно известный центр фундаментальных физических исследований. В Пущино и Черноголовке действуют региональные научные центры РАН. Около 50 предприятий работают в сфере нанотехнологий. Проект создания Инновационного Центра реализуется Фондом «Сколково» (полное название – Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий). Миссия Фонда «Сколково» - создание Экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях: энергоэффективность и энергосбережение (ЭЭТ), ядерные технологии (ЯТ), космические технологии и телекоммуникации (КТиТК), биомедицинские технологии (БМТ), стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение (ИТ) [9]. Со своей стороны, региональные власти стараются способствовать и контролировать развитие инновационной деятельности в МО. В частности, закон МО «О научной деятельности и научно - технической политике Московской области» определяет основные цели государственной научно - технической политики МО: а) развитие и эффективное использование научного, научно - технического и образовательного потенциала Московской области для социально - экономического развития и повышения уровня жизни населения Московской области; б) создание инновационной среды, обеспечивающей превращение научных достижений организаций научно - производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию; в) привлечение инвестиций в научно - производственный комплекс для подъема производства и создания новых рабочих мест, в том числе на основе развития технологий двойного применения и конверсии; г) удовлетворение потребностей Московской области в высококвалифицированных научных и инженерно - технических кадрах на основе интеграции науки и образования. Пути осуществления государственного регулирования научной, научно - технической и инновационной деятельности органами государственной власти МО: а) бюджетного финансирования научной, научно - технической и инновационной деятельности; б) предоставления финансовой помощи субъектам научной, научно - технической и инновационной деятельности за счет средств областного бюджета; в) введения системы налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области; г) участия органов государственной власти Московской области в качестве учредителей (соучредителей) научных организаций, организаций инфраструктуры, обеспечивающих деятельность организаций научно - производственного комплекса, с закреплением в их пользовании объектов, находящихся в областной собственности, и предоставлением дополнительных ресурсов; д) участия в формировании государственных программ Российской Федерации в научно - технической сфере, затрагивающих интересы Московской области; е) контроля за соблюдением государственных норм и стандартов; ж) инициирования в соответствии с законодательством процессов банкротства и перевода на внешнее управление научных организаций, имеющих систематические задолженности перед бюджетом Московской области; з) аккредитации научных организаций, находящихся в ведении Московской области; и) государственной экспертизы научных, научно - технических и инновационных проектов, а также результатов проведенных в рамках данных проектов работ, финансируемых за счет средств бюджета Московской области; к) государственных гарантий Московской области инвесторам и содействия инновационной деятельности; л) принятия нормативных правовых актов в сфере научной, научно - технической и инновационной деятельности и осуществления иных полномочий, предусмотренных законодательством[7]. Эффективная стратегия развития региона - это стратегия, реализация которой преумножает потенциал территории и укрепляет ее положение на межрегиональном и международном рынке [6]. Выбор эффективной стратегии развития региона обусловлен сочетанием сильных и слабых сторон, характеризующих социально-экономическое положение области. Ниже приведены результаты SWOT-анализа, на основе которого определяются сильные и слабые стороны Московской области (внутренние факторы), а также угрозы и возможности, определяемые внешними факторами. Сильные стороны: • выгодное географическое положение; • высокоразвитое промышленное производство; • близость к ключевым железнодорожному и автомобильному узлам, соединяющим магистральные направления Запад-Восток и Север-Юг, наличие на территории области крупных международных аэропортов; • умеренные риски; • наличие квалифицированной рабочей силы; • развитый научно-производственный комплекс; • наличие культурно-исторического наследия Слабые стороны: • относительная зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения бюджетного, налогового законодательства); • высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население; • сложная демографическая ситуация (старение населения); • преобладание импортных товаров на внутреннем рынке Московской области; • высокая степень износа основных производственных фондов; • несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры; • отсутствие сырьевых источников; • высокая степень дифференциации муниципальных образований по уровню экономического и социального развития. Возможности развития: • высокая инвестиционная привлекательность; • наличие инновационного потенциала развития; • наличие возможностей для развития туристского бизнеса; • наличие свободных рыночных ниш для организации и ведения бизнеса (строительство, торговля, транспорт финансовый рынок, логистика, рынок услуг, рекреация и др.); • наличие возможностей для реализации частно-государственного партнерства. Возможные угрозы: • неблагоприятные структурные сдвиги в возрастном составе населения Московской области, ведущие к снижению числа рождений; • возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения налогового законодательства, приводящие к уменьшению доходов бюджета); • снижение мотивации к труду жителей региона (отставание средней заработной платы в Московской области от средней заработной платы в Москве: средняя заработная плата в Москве превышает в 1,5 раза среднюю заработную плату в Московской области, рост социальной нагрузки на бюджет и, как следствие, снижение инвестиционных возможностей бюджета; • недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий. Таким образом, экономическая политика Московской области учитывает интересы всех важнейших субъектов экономического развития - государства, бизнеса и различных поддерживающих структур, а также объединяет элементы макроэкономической, финансовой политики и политики регионального развития. При формировании условий инновационного развития также необходимо учитывать особенности самого региона, которые во многом определяют перспективы инновационного развития конкретной территории. Рассмотрим значение показателя сводного инновационного индекса Московской области, а также субиндексы данного показателя (Рис.1.1.), основанные на анализе и статданных НИУ «Высшая школа экономики» [8]. Сводный инновационный индекс улучшился в 2018 году на 3 пункта, входит в коэффициенты первой группы индексов, что говорит о наиболее развитом инновационном положении, чем большинство регионов РФ (Приложение №1) Рис. 1.1. Сводный инновационный индекс Московской области[8] Если рассматривать социально-экономические условия инновационной деятельности Московской области (Рис.1.2.), то здесь также наблюдается положительная динамика, улучшение на 3 позиции по сравнению с предыдущим годом. Рис.1.2. Социально-экономические условия инновационной деятельности Московской области[8] Научно-технический потенциал (Рис.1.3.), который также влияет на сводный инновационный индекс, за 2018 год потерял в динамике 3 пункта рейтинга, на что повлиял недостаток квалифицированных кадров в Московской области, «текучка» за границу кадров, низкая оплата труда работников. Рис.1.3. Научно-технический потенциал Московской области[8] Инновационная деятельность в Московской области, исходя по индексу, обошла 4 региона, и теперь на 2018 год занимает 48 место (Рис.1.4.) в рейтинге регионов, что все-равно скажется отрицательно на общем индексе инноваций, так как значение данного параметра ниже средних групп по регионам. Рис.1.4. Инновационная деятельность Московской области[8] Также негативная динамика наблюдается и в качестве инновационной политики Московской области, так как за 2018 год регион потерял 7 позиций в рейтинге регионов РФ и находится теперь на 28 месте (Рис.1.5.) Рис.1.5. Качество инновационной политики Московской области[8] В связи с анализом индексов можно сделать вывод, что для экономики Московской области необходимо решение следующих основных задач: - во-первых, развитие экономического потенциала Московской области на основе внедрения результатов научно-технической деятельности и инновационных процессов, т.е. необходимо в полной мере использовать имеющийся научный потенциал региона. В данном случае необходимо на государственном уровне осуществлять целевое финансирование; - во-вторых, развитие предпринимательства с целью формирования конкурентной среды, насыщения рынка товарами и услугами; - в-третьих, обеспечение равномерности пространственного экономического развития области, на территории Московской области необходимо ускорить создание и развитие промышленных округов, что будет способствовать развитию реального сектора экономики области. Актуальными остаются вопросы расширения возможностей использования кредитных ресурсов для финансирования инновационных преобразований в стране. В последнее время усиливается внимание к развитию гибкой сети частных кредитных институтов, ориентированных на обслуживание потребностей малого и среднего бизнеса. Это перспективное направление развития кредитования, которое можно рассматривать как альтернативу системе государственных банков, осуществляющих поддержку в основном крупных компаний[5]. Среди возможностей инновационного развития региона на первое место выходит выбор направления формирования инновационной среды. В экономически развитых регионах направлением формирования инновационной среды выступает приоритет государства в определении направлений инновационного развития. Так, при данной конструкции государство на первом этапе определяет направления, инфраструктуру, экономический и правовой механизм инновационного развития экономики, в последующем уступает главенство в управлении инновациями бизнесу, преимущественно крупному. При этом данная схема помогает решать сразу несколько проблем инновационного развития на уровне регионов – преодолеть инерцию бизнеса в финансировании высокозатратных, фундаментальных научных разработок [8], забота о которых ложится на плечи государства, и формирование спроса на высокотехнологичный продукт, который в последующем становится основным двигателем инновационной активности регионов. ? 2 Глава. Проведение анализа результатов исследования с использованием современных математических методов 2.1. Алгоритм проведения анализа инновационного развития региона (на примере Московской области) Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации (далее — Рейтинг) с 2012 года формирует Институт статистических исследовании? и экономики знании? НИУ ВШЭ в рамках деятельности Российской кластерной обсерватории. Исследование базируется на оригинальной системе из 53 количественных и качественных показателей, характеризующих социально-экономические условия инновационной деятельности регионов, их научно-технический потенциал, уровень инновационной и экспортной активности, а также качество инновационной политики. Особой ценностью Рейтинга являются индивидуальные профили 85 субъектов РФ, детализирующие результаты по всем направлениям инновационного развития, позволяющие выявить особенности инновационной системы каждого региона. Используемые показатели отвечают российским и международным статистическим стандартам, применяемые методологические подходы соответствуют практике построения региональных инновационных индексов и формирования соответствующих рейтингов под эгидой Европейской комиссии и других международных организаций[7]. В общем случае под рейтингом подразумевается система упорядочивания каких-либо объектов исходя из значений количественных показателей (рейтинговых оценок). Рейтинг применяется в качестве инструмента сравнительной оценки одного объекта относительно другого. Модель построения рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации базируется на упорядочивании субъектов Российской Федерации на основе значений индексов – относительных индикаторов, которые обладают спецификой построения, позволяющей складывать несоизмеримые элементы при обобщающем сравнении сложных социально-экономических показателей. Многоуровневая иерархическая структура системы показателей российского регионального инновационного индекса (табл. 1.1) позволяет не только формировать сводный индекс, используя все отобранные показатели, но и выполнять его декомпозицию на субиндексы, опираясь на тематические блоки и рубрики (Приложение №2). Основное свойство данного подхода состоит в том, что низкая оценка по одному показателю или набору показателей (Рис.2.1.) может быть уравновешена высокой – по другому показателю. Это обеспечивает учет максимума возможностей региона по всей совокупности показателей. Расчет суб-индексов дает возможность компенсировать большое число показателей и увеличить аналитическую ценность рейтинга.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 45 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
320 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 33 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg