Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Взаимосвязь личностного адаптивного потенциала и множественного интеллекта у студентов на разных этапах профессионального обучения

irina_k200 2650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
Актуальность исследования. Индивидуально-психологические характеристики студентов на разных этапах обучения, отличающаяся целым рядом специфических особенностей, таких как интеллект (способность усваивать новые знания), креативность (способность самостоятельно вырабатывать новые знания), высокая самооценка и др., исследована в настоящее время недостаточно, и это сказывается на решении практических вопросов в области повышения эффективности и качества получаемого образования. Объект исследования: Взаимосвязь между личностным адаптационным потенциалом и множественным интеллектом. Предмет исследования: Механизмы взаимосвязи между личностным адаптационным потенциалом и множественным интеллектом у студентов на разных этапах профессионального обучения. Цель исследования: Изучение взаимосвязи личностного адаптационного потенциала и множественного интеллекта у студентов на разных этапах профессионального обучения. Задачи исследования: 1.Провести теоретический анализ особенностей личностного адаптационного потенциала, множественного интеллекта и методов их исследования; 2.Проанализировать возрастные особенности студентов на разных этапах обучения; 3.Изучить содержание данных детерминантов у студентов на разных этапах профессионального обучения; 4.Выявить взаимовлияние личностных качеств и особенностей интеллекта в исследуемой выборке. Гипотеза исследования: Содержательные характеристики взаимосвязи личностного адаптационного потенциала и множественного интеллекта у студентов, учащихся на первом курсе магистратуры, отличаются своим качественным и количественным наполнением от содержательных характеристик взаимосвязи личностного адаптационного потенциала и множественного интеллекта у студентов, учащихся на первом курсе бакалавриата. Методики исследования: - Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянинова (МЛО-АМ) (Приложение 1); - Методика определения типа множественного интеллекта Говарда Гарднера (Приложение 2). - Методика на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации К.Томаса и Р.Килманна (в адаптации Н.В. Гришиной) (Приложение 3). - Методика «Индикатор стратегий преодоления стресса» Д. Амирхан (Приложение 4). Методы математической статистики: 1) Т-критерий Стьюдента - направлен на оценку различий величин средних значений двух выборок. 2) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Выборку испытуемых составили 100 студентов Новосибирского государственного педагогического университета, из которых: 50 респондентов, учащихся на первом курсе магистратуры по направлению «Образование в области физической культуры и спорта», и 50 респондентов, учащихся на первом курсе бакалавриата по направлению «Физическая культура». Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа данного исследования выделены и теоретически обоснованы психологические закономерности поведения, интеллектуальные, адаптивные возможности личности на разных этапах профессионального обучения; выделены особенности личности, как системы отношений, влияющие на формирование профессионального потенциала и развитие процессов психической адаптации у студентов, что создает теоретические предпосылки для дальнейшего изучения. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования способствуют разрешению практических вопросов диагностики студентов, служат основанием для прогноза профессиональных возможностей студентов на разных этапах профессионального обучения. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые было проведено сравнительное исследование содержательных характеристик взаимосвязи личностного адаптационного потенциала и множественного интеллекта учащихся на первом курсе магистратуры и учащихся на первом курсе бакалавриата. Методологической основой настоящего исследования являются исследования, представленные в идеях личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков), психологических исследованиях процессов формирования знаний, учебно-познавательных умений, (Л.C.Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев), дидактических и методических работах, которые посвящены формированию знаний, навыков и умений (А.А. Бобров, А.Н. Звягин, Л.Я. Зорина, З.И. Калмыкова). Исследование проводилось в три этапа: 1) Первый этап состоял из подбора литературных источников, теоретического анализа выбранных литературных источников, исследования возрастных особенностей студентов, личностного потенциала, множественного интеллекта. 2) Второй этап включал в себя наблюдение и изучение поведения студентов на разных этапах обучения, а также разработку рабочей гипотезы исследования и организацию констатирующего эксперимента. 3) Третий этап проводился с целью тестирования студентов на разных этапах обучения, обработки и анализа полученных данных в экспериментальной работе. Данная магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (79 источников), таблиц, рисунков, приложений. Полученные данные обрабатывались при помощи программы Microsoft Office Exсel, графические изображения были составлены при помощи Microsoft Office Word, статистическая обработка данных проводилась при помощи интернет источника www.psychol-ok.ru.
Введение

В своей работе, исследуя взаимосвязь личностного адаптационного потенциала с преобладающим типом множественного интеллекта на разных этапах профессионального обучения, мы выделяем личностный аспект. Изучая в качестве детерминант, личностный адаптационный потенциал, нервно-психическую устойчивость, коммуникативные способности, моральную нормативность и уровень интеллектуального развития студентов мы исследуем их взаимосвязь и роль на разных этапах профессионального обучения. Студенту присущи общие возрастные особенности: биологическая (тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты, физическая сила и др.); психологическая (единство психологических процессов, состояний и свойств); социальная (общественные отношения, качества, принадлежность к определенной социальной группе и т.д.). Вместе с тем, изучая конкретного студента, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, особенности его психических процессов и состояний. Социальная адаптация в вузе делится на профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной работе; социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, строительству взаимоотношениям с ней, выработке собственного стиля поведения. Эффективность познавательной активности может быть обеспечена посредством определенных педагогических условий, под которыми мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе, обеспечивающую достижением студентами готовности к творческому взаимодействию с информацией. Ряд исследователей отмечает, что студентам вуза присуще развитие невербального интеллекта, в структуру которого включены способности к конструктивной деятельности, более развитые пространственные представления, формально-логическое мышление, сочетание синтетического и аналитического мышления (Л.А. Баранова, Л.Н. Борисова, В.Н. Дружинин, Л.Н. Собчик). Для студента вуза важным этапом профессионального становления становится развитие умственных способностей: существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях, характерными становятся - нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в проблемы более общие; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом.
Содержание

ВЕДЕНИЕ 9 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА И МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 14 1.1. Особенности исследования личностного адаптивного потенциала и множественного интеллекта в психологии 14 1.2. Возрастные особенности студентов на разных этапах обучения 24 1.3. Социально-психологические особенности студентов на разных этапах обучения 31 Выводы по главе 1 43 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И УРОВНЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 44 2.1. Описание методов и организации исследования 44 2.2. Результаты эмпирического исследования личностного адаптационного потенциала и уровня множественного интеллекта у студентов на разных этапах профессионального обучения 53 Выводы по главе 2 69 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 72 3.1. Результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи личностного адаптационного потенциала и множественного интеллекта у студентов на разных этапах профессионального обучения 72 Выводы по главе 3 78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87 ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. 2. Алёхин А.Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ имени А.И. Герцена). СПб., 2010. С. 27-32. 3. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., Флинт, 2000. с. 234. 4. Алимова М.А. Проблема становления профессионального образа мира будущих специалистов в процессе обучения //Молодежь Барнаулу: Тезисы докладов научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - С. 160- 162. 5. Андреева Г.М. Социальная психология, 2010. 6. Белова С.С. Интеллект и адаптация / С.С. Белова, Е.А. Валуева, Д.В. Ушаков. – Журнал прикладной психологии, № 6-3 – М: «Эко», 2006. – с. 49-53 7. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления / Т.Н. Берг. – Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2005. – 63 с. 8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л: Наука, 1988. – 270 с. 9. Бинсвангер Л. Случай Элен Вест. Психологическое консультирование и психотерапия. Т.2. Случаи из практики. Москва: 2001 10. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. C. 67-73. 11. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им В.В. Бехтерева.Т. 1, М. 1994. С. 16 21. 12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и других. М 1996 -С. 25-28. 13. Бохарт А.К. Эмпатия в клиенториентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией //Иностранная психология т. 1 №2. 1993. С.62-68. 14. Брушлинский А.В. Проблема субъекта психологической науки //Психол. журн. № 6, т. 13. 1992. С. 3-12. 15. Варфоломеева Т.П. Социально -психологические особенности учебнопрофессиональных установок студентов психологов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СамГПУ. 2004г.24с. 16. Вербина Г. Психология эмоций. Учебное пособие. Чебоксары, 2008 17. Выготский Л.С Мышление и речь//Проблемы общей психологии.Т.2.М. 1982. С. 26-33. 18. Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч. в 6 т.: Т. 1. М., 1982. С. 109-148. 19. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта.- М., 2007. 20. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. канд.психол.наук / И. А. Георгиева. – Л., 1985. 21. Глуханюк Н.С. Общая психология / Н.С. Глуханюк. - М.: Academia, 2016. 22. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность /Э.А. Голубева. – М.:Прометей, 1993. 23. Голубева Э.А. Способности и склонности /Э.А.Голубева. М.:Просвещение, 1989. 24. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва, Либроком, 2018. 25. Гуревич П.С. Психология личности: Учебное пособие / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ, 2013. 26. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. 27. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин – СПб.: Питер, 2008. 28. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Academia, 2018. 29. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Д. Н. Дубровин – М., 2005. 30. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2017. 31. Иванников В.А. Основы психологии. СПб.: Питер, 2010. 32. Занюк С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. Москва: Научное издание, 2001 33. Карпенко Л. Краткий психологический словарь. Москва: «Политиздат», 1985. 34. Кисляков П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. 35. Коноваленко М.Ю. Психология общения: Учебник / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. 36. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов. Саратов, 1991. 37. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации / П. С. Кузнецов. Саратов,2000. 38. Куницына В.Н. Межличностное общение/В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М. Погольша - СПб. : Питер, 2002. 39. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. Белгород, 2002. 200 с. 40. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа // Учен.зап. кафедры общей психологии МГУ имени М.В. Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56-65. 41. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. 42. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно всё. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. 43. Маралов В. Г. Психология саморазвития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. 44. Марстиросян Е.В. Межличностные отношения. М. 2001. С. 149 151. 45. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология: Учебное пособие / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2013. 46. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003. 584 с. 47. Минкин В.А., Николаенко Я.Н. Виброизображение и множественный интеллект / — СПб. : «Реноме», 2017 48. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988. 49. Никитина И. Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И. Н. Никитина // Вопросы теории и методов социологических исследований–Вып. 3. – М. : МГУ, 1980. 50. Нуркова В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. 51. Писарева Т.Н. Особенности моделирования личнноности специалиста сферы сервиса».// Состояние и перспективы развития сервиса:. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-22 сентября 2004 года. СФ МГУС.2004. С. 9-12. 52. Писаренко В.М., Рождественская Н.А. Методы совершенствования межличностного познания // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. №2. 1998. С.22-25. 53. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 393 с. 54. Райгородский Д. Практическая психология. Методики и тесты. Самара: «Бахрах-М», 2007. 55. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. 56. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика /А.А. Реан, Кудашев А. Р., А. А. Баранов. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. 57. Реан А.А. Психология человека. От рождения до смерти. Москва: «Олма-Пресс», 2003. 58. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 365 с. 59. Рубчевский К. В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация. / К. В. Рубчевский // Общественные науки и современность. 2003.– № 3. С. 147-151. 60. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих.наук. Иркутск, 1996. - 25 с. 61. Сидорова Л.В Формирование профессиональной культуры у студентов университета сервиса.// Состояние и перспективы развития сервиса: в поволжском регионе. Региональная научно-практическая конференция.СФ МГУ С 2002. С. 15-21. 62. Скворцова Т.В. Значение преподавания психологии в сервисной деятельности.// Состояние и перспективы развития сервиса: в поволжском регионе. Региональная научно-практическая конференция. 2002. СФ МГУС С.10-12. 63. Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А.Н. Леонтьев и современная психология. Сб. ст. памяти А.Н. Леонтьева. М., 1983. С. 149-165. 64. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. М., 2010 65. Столяренко A.M. Общая и профессиональная психология.: Учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений. -М., ЮНИТИ, 2003. С. 65 70. 66. Строгецкая Л.Д. Диагностика организационной культуры крупного предприятия: коммуникационный аспект // Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах. Ч. 2. Пятигорск. 2002. С.39 46. 67. Талызина Н.Ф . Педагогическая психология. М., 2011 68. Толочек В.А. Стили професиональной деятельности. М.: Смысл. 2000. 156. 69. Толстых Ю.И. Современные подходы к категории "адаптационный потенциал" // Известия ТулГУ. Гуманит. науки. 2011. № 1. С. 493-496. 70. Трифонова Е.А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности // Известия Рос.гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 71-83. 71. Ушаков И.Б. Адаптационный потенциал человека // Вестн. Рос.акад. мед. наук. 2004. № 3. С. 8-13. 72. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2013. 73. Шалаев В.П. Социально-культурный сервис и туризм в системе современного научного знания и практики как новый социальный институт. // Легкая промышленность. Сервис. Материалы Всероссийской научно-технической конференции.- СФ МГУС. 2004 - С. 106-112. 74. Шалютин Б.С. Субъективность. Свобода. Пространство. //Полигнозис. М.: № 1, 1998, С.87-99. 75. Шептенко О.Б. Профессиональные установки педагога на инновации // Психологический универсум образования человека ноэтического: Материалы Международного симпозиума / Под ред. проф. В.И. Кабрина. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. С. 178-179. 76. Шептенко О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического труда). Автореферат дисс: канд. психол. наук. Барнаул, 1998. 24 с. 77. Шнейдер Л Б Профессиональная идентичность// Монография, М. МОСУ. 2001. С.18-29. 78. Юревич А.В. Социальная психология научной деятельности / А.В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2013. 79. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / М. С. Яницкий. Кемерово, 1999.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1.1 Особенности исследования личностного адаптационного потенциала и множественного интеллекта в психологии Согласно научным источникам можно констатировать, что существует множество определений понятия «Адаптация». Социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Г.М. Андреева [5], И.А. Георгиева [20], С.А. Ларионова [39], А.А. Налчаджян [48], А.А. Реана [56] и других. Адаптация является одним из ключевых понятий в сфере знаний, изучающих человека с позиций естественнонаучного, гуманитарного и общественно-научного подходов. Именно поэтому в научной, в особенности русскоязычной, литературе встречается большое число взглядов и мнений на то, что считать адаптацией. В ситуации подобного междисциплинарного разночтения представляется важным уточнения сущности понятия адаптации и связанных с ним понятий, характеризующих личностные особенности. В традициях отечественной школы физиологии адаптация рассматривается в контексте системно-динамического подхода как единая, целостная, интегративная реакция организма, направленная на поддержание его жизнедеятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды [2]. Включение в содержание понятия адаптации деятельностного компонента значительно углубило его сущность и приблизило к задачам психологических исследований и практики. С позиций такого взгляда адаптация понимается не просто как процесс и результат взаимодействия человека со средой, а как системный ответ организма на длительное и многократное воздействие внешней среды, направленный на такое изменение структуры гомеостатического регулирования, которое обеспечивает его жизнь и деятельность путем формирования адекватного внешнему фактору первичного ответа и минимальной реакции платы [2]. Адаптация психологическая – приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества [29]. Адаптация социальная – явление, предполагающее «приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевую пластичность поведения, интеграцию личности в социальные группы» [29]. Автор А.А. Реан [56] рассматривает адаптацию как комплексный феномен и предлагает анализировать его в единстве трех измерений. Процессуальный аспект адаптации, по мнению автора, основывается, прежде всего, на выделении ее временных характеристик - протяженности и стадий самой адаптации. В рамках данного направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временную последовательность. Результативный аспект адаптации традиционно используется как ключевой элемент при оценке успешности адаптивных процессов в целом. Результативный критерий положен в основу большинства современных классификаций феномена адаптации, от простейшей дихотомии (адаптация – дезадаптация) до более дробных и многомерных теоретических построений [56]. Аспект адаптации, связанный с формированием различных новообразований интегрирует два выделенных ранее подхода – процессуальный и результативный. Здесь объектом рассмотрения является совокупность тех психических качеств, которые сформировались (развились) в процессе адаптации и привели к тому или иному результату. При этом в совокупность новообразований включаются не только множество знаний, умений, навыков, личностных качеств, интериоризированных субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением [79]. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды [39]. Особенность социальной адаптации заключается в том, что адаптивным изменениям с целью достижения указанного состояния подвергается в большей степени не физическое тело и его функции, а система общественного поведения человека. Отсюда социальную адаптацию можно определить как процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды. В этой ситуации С.А. Ларионова [39] выделяет следующие уровни адаптации: эффективная адаптация – высокая степень адаптированности; неполная адаптация, неустойчивая адаптация – снижение степени адаптированности в определенных социальных ситуациях; дезадаптация – нарушение адаптации. С учетом актуальных задач психологии и в свете того, что психология в качестве своего предмета заявляет психику человека, предметом психологического исследования адаптации человека становятся механизмы психики, являемые в психических процессах, состояниях и свойствах. В этом аспекте, по мнению А.Н. Алёхина [2], адаптация человека является процессом формирования таких способов реагирования, которые адекватны действительности и обеспечивают оптимальные условия его существования. В контексте теории отношений, понимаемой как сложная система смыслов и значений, формирующихся в процессе жизненного опыта, детерминирующая поведение и переживания человека в конкретных ситуациях психическая адаптация представляется процессом формирования, коррекции и трансформации опыта в процессе переживания. Процесс психической адаптации возможен лишь тогда, когда человеком рефлексирован (осознан) опыт, детерминирующий его переживания – только при этом условии возможно формирование нового опыта. Достоверным критерием психической адаптированности в психологическом аспекте является качество переживаний человека. Достаточно точной мерой здесь может служить степень удовлетворенности (самим собой, миром и людьми), которая отражает меру соответствия индивидуального опыта человека складывающимся ситуациям жизни [2]. Обобщая существующие теоретические и методологические представления об адаптации в различных областях науки, С.Т. Посохова [53], выделяет следующие смысловые наполнения понятия адаптации: адаптация как жизнедеятельность в изменяющихся условиях существования, адаптация как приспособление к измененным условиям среды, адаптация как достижение устойчивости в измененной среде. Опираясь на приведенные обобщения, она пишет, что адаптация являет собой механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой, необходимых для сохранения собственной целостности. Психологическое содержание адаптирующейся личности определяется: осознанием изменяющейся окружающей среды; рефлексией себя в новой картине среды; саморегуляцией адаптационного потенциала, необходимого для преобразования взаимодействия с окружающей средой и собой; трансформацией способов взаимодействия с окружающей средой; выраженной эгоориентацией как возможным следствием усиления потребности в самораскрытии; изменением образа Я как элемента Я-концепции [53]. Автор В.И. Розов исследовал особенности структурной организации адаптивности в экстремальных условиях. Им выявлено, что адаптивным психодинамическим свойством личности является активность, а неадаптивным – эмоциональность. Центральное место в группе адаптивных занимает показатель социальной энергичности. В группе неадаптивных данный показатель не связан ни с одним из психодинамических признаков. Структурно-образующими признаками адаптивности в экстремальных условиях являются показатели личностного самоконтроля, индивидной саморегуляции, сензитивности, самореализации, интеллектуальной активности, психодинамической выносливости и гибкости, способности к достижению. В свою очередь, С.Т. Посохова [53] вводит специальное понятие «личностного адаптационного синдрома», который характеризует общие для разных способов взаимодействия с изменяющимися социальными, предметно-технологическими и природно-климатическими условиями среды проявления адаптационного потенциала, которые связаны с активизацией личностной регуляции. Личностная регуляция обеспечивает создание внутренних условий для преобразования сложившихся взаимоотношений со средой и получения необходимой независимости от средовых воздействий. Активность личностной регуляции определяется сочетанием объективных признаков среды, их личностным смыслом и превалирующим способом взаимодействия с изменяющейся реальностью. Автор Д.А. Леонтьев [40] определяет личностный потенциал как стержень личности – базовую индивидуальную характеристику, качественно характеризующую уровень личностной зрелости – а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала считает самодетерминацию личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств и преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни. Автор А.М. Богомолов [10] определяет адаптационный потенциал как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость. Адаптационный потенциал является интегральным понятием, включающим специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектно-деятельностном). Важными составляющими адаптационного потенциала являются механизмы, способы использования и преобразования адаптационных ресурсов, их количественных и качественных составляющих (разворачивание, аккумуляция, восполнение и т. д.). Эти процессы служат связующими звеньями между возможностями и способностями личности и реальной их реализацией в целенаправленном адаптационном процессе. Адаптационный потенциал личности также описывается как интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к миру; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности; совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития;психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности; характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации; система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию; одна из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал [36]. Автор Л.С. Выготский [17] подчеркивал, что в человеке происходит соединение в одном лице пассивной и активной роли. Таким образом, сам процесс социальной адаптации предполагает не только воздействие среды на субъекта, но и субъекта на среду.В связи с этим, Т. Шибутани, трактуя адаптацию как форму защитного приспособления человека к социальным требованиям, как выход из стрессовой ситуации, как овладение новыми социальными ролями, как преодоление напряжения, высказывает мнение о том, что адаптация – есть совокупность приспособительных реакций, в основе которых лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности. Адаптация социально-психологическая - оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуальных норм и традиций группы, включение в ее ролевую структуру. Автор Г.М. Андреева [5] рассматривает социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которая приводит к адекватным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация, по ее мнению, происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию ее индивидуальности. В понимании обсуждаемого феномена центральное место принадлежит идее о постоянной реализации адаптационного процесса при наличии значимых изменений в системе «индивид-среда», что позволяет рассматривать адаптацию как цикличный процесс, обеспечивающий соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды [5]. Необходимо отметить, что в зависимости от индивидуально- психологических свойств личности адаптационный процесс может протекать либо в активно-целенаправленной, либо в пассивно-приспособительной форме. В российской и зарубежной социальной психологии адаптация рассматривается обычно как стадия социализации. Под термином «социализация» понимается «процесс и результат становления личности в деятельности и общении при включении ее в систему общественных отношений» [33]. Содержание и продуктивность социализации личности, ее интеграции и индивидуализации зависит от успешной адаптации. В свою очередь, от результатов адаптации, интеграции и индивидуализации, составляющих «наиболее важные социально-психологические процессы, во многом зависит субъективное благополучие личности. Безусловно, каждая из исследованных учеными, теорий интеллекта имеет свои преимущества, отражает свой взгляд на процесс самореализации человека. Развитие и взаимодействие эмоционального, социального и когнитивного компонентов интеллектуальной деятельности одинаково важно в прогнозировании успешной самореализации человека. А так как многие подходы к пониманию интеллекта приобретают характер противоречия, то можно сделать некий вывод, что только «множественный интеллект» (МИ) является понятием аккумулирующим. Данный термин был введен в 1983 году Говардом Гарднером [19]. Психолог Говард Гарднер создал свою теорию будучи соучредителем «проекта по Человеческому Потенциалу», которая в последствии была признана как классическая модель для понимания аспектов человеческого интеллекта, стилей обучения, личности и поведения в процессе обучения и работы. Согласно теории множественного интеллекта, Г.Гарднера, на сегодняшний день описаны девять типов (видов) интеллекта: 1) лингвистический (вербальный); 2) музыкальный; 3) логико-математический; 4) пространственный (образный); 5) телесно-кинестетический (телесный, кинестетический, моторно-двигательный); 6) межличностный (социальный); 7) внутриличностный; 8) натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя, природный интеллект); 9) экзистенциальный (философский). Для понимания приведем краткое описание каждого типа интеллекта[19]. Лингвистический (вербальный) интеллект подразумевает высокую оценку коммуникативных навыков, «врожденную» грамотность, способность к изучению иностранных языков и работу с текстовыми источниками информации. Те, кто обладают развитым вербальным интеллектом, способны убеждать других своими речами, написанными посланиями, понятно рассказывать истории и передавать смысл необходимой информации.Он наиболее развит у поэтов, но также необходим для любого писателя, оратора, диктора, юриста, или человека, для которого язык является важной базой для деятельности [19]. Музыкальный интеллект требует умения работать со звуковой информацией: ритмами, музыкальными произведениями. Те, кто обладают развитым музыкальным интеллектом, способны выделять и замечать, запоминать звуки, где бы ни находились: музыка ветра, водоема или мегаполиса. Высокий музыкальный интеллект позволяет чувствовать такт в мелодиях и создавать их, осваивать игру на музыкальных инструмента. Логико-математический интеллект «отражает способность человека анализировать проблемы, выполнять математические действия и подходить к вещам с научной точки зрения». Люди с данным типом интеллекта любят решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслить на более абстрактном уровне, разбираться в причинно-следственных связях [19]. Пространственный интеллект (образный) развивает способность четко различать многомерность окружающего мира, ориентироваться в пространстве и легко оперировать визуальными образами, создавать их. Пространственный интеллект может быть использован в искусстве и науке. Если вы обладаете пространственным интеллектом и ориентированы на творчество, у вас больше шансов стать художником или скульптором, архитектором, чем, скажем, музыкантом или писателем. Аналогичным образом, для некоторых наук, как анатомия и топология, пространственный интеллект имеет особое значение. Телесно-кинестетический (телесный, кинестетический, моторно-двигательный) интеллект отражает «способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки», а также поддерживать равновесное состояние при сложном движении, координировать части тела и умение выразить личности себя в движении. Для развития телесного интеллекта требуется постоянно заниматься физической активностью: спортом, танцами [19]. Межличностный (социальный) интеллект представляет способность понимать цели, мотивы и желания других людей, а также организовывать их деятельность, руководить ими. Социальный интеллект важен для построения взаимоотношений. Те, кто обладают высоким межличностным интеллектом, успешно работают в коллективе, ведут активную социальную жизнь и умеют располагать к себе других людей. Внутриличностный интеллект свидетельствует об умении индивида понимать самого себя, распознавать собственные чувства, регулировать эмоции, оценивать совершенные поступки, возможности и планировать дальнейшую жизнь [19]. Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя, природный интеллект)означает способность индивида ориентироваться в живой окружающей среде, его стремление быть в гармонии с природой, желание понимать естественнонаучные процессы, выращивать и заботиться о животных и растениях. Развитый природный интеллект был жизненно необходим предкам человека и первобытным людям, ранним этносам. Изучая современные открытия в области исследования мозга и разных отраслей биологии Говард Гарднер понял, что особенно выделяется их взаимосвязь с двумя вопросами. Первый вопрос касается гибкости человеческого развития. Основная проблема в этой сфере заключается в том, чтобы выяснить, на сколько внешнее воздействие может повлиять на интеллектуальный потенциал и способности отдельного человека или группы. И тут же он даёт такое пояснение – с одной стороны развитие можно рассматривать как относительно неизменный стабильный процесс, перемены в котором важны лишь частично, но существует и противоположное мнение, согласно которому развитию присуще намного больше гибкости или пластичности: если в критический период на человека оказывать влияние извне, организм в результате приобретает значительно больше устойчивых способностей [19]. Также Гарднер отмечает, что с вопросом о гибкости тесно связана проблема обнаружения тех видов внешнего воздействия , которые окажутся самыми эффективными, а также понимания современности своевременности использования этих средств и осознания роли критических периодов, во время которых могут произойти самые значительные изменения. Он утверждает, что только после того, как будут найдены ответы на эти вопросы, можно будет определить какие именно модели образования принесут лучшие плоды и помогут человеку в полной мере развить свой интеллектуальный потенциал[19]. 1.2. Возрастные особенности студентов на разных этапах обучения Студенческий возраст — явление, непосредственно связанное с развитием высшей школы. К.Д. Ушинский называл этот возраст «самым решительным», т.к. именно этот период, определяя будущее человека, является очень активным временем интенсивной работы над собой. Автор Л.Д. Столяренко [65] характеризует студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности. Современный студент вуза — это, в первую очередь, молодой человек, который имеет все возможности к дальнейшему развитию. Будучи важнейшим интеллектуальным потенциалом общества, студент первого курса — вчерашний школьник, который не имеет необходимого опыта и ощущает острую необходимость в его приобретении. В связи с этим очень важно, чтобы преподаватель направил деятельность студента-первокурсника на как можно более быструю адаптацию к самостоятельной работе. Это подразумевает развитие познавательной деятельности. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдать экзамены[15]. Для нас важно знать особенности перехода, развития от подросткового возраста к юношескому. В этом возрасте люди пытаются найти свое место в обществе, стремятся понять себя, более критично относиться не только к себе, но и к другим. Годы студенчества — своеобразный этап жизненного пути. Основа вполне объяснима — обучение в соответствии с целью, задачами, а главное – мотивацией, обусловленной получением специальности в данном вузе. Особенно сложно приходится студентам первого курса. Временной отрезок между окончанием школы и началом обучения в вузе очень короткий, и именно на нем необходимо существенно скорректировать ранее поставленные цели, глубоко переосмыслить свои привычки и поведение, в результате чего появляются новые качества, которые способствуют выполнению новых социальных ролей, проявлению таких личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, инициативность. Перед студентом возникают трудности, связанные с тем, что приходится привыкать ко всему новому — однокурсникам, преподавателям специализированных предметов, различным формам отчетности и значимости в глазах окружающих [75]. Между процессом обучения и развитием существует сложная динамическая взаимосвязь, изменяющаяся с возрастом. Л.С. Выготский [17] доказал, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, а идут за ними. Он выделил «зону» ближайшего развития, очерченную кругом задач, которые на определенном этапе развития студент способен решать под руководством преподавателя, а не самостоятельно. Но с течением времени, по мере развития познавательных способностей эти задачи будут выполняться им вполне самостоятельно. Исследователи выделяют наиболее благоприятные для развития способностей так называемыесензитивные периодыонтогенеза человека. В эти периоды может происходить особенно интенсивное развитие способностей, опережающее общее развитие личности. Это — важное условие становления способностей. Исследования Б.Г. Ананьева и группы ученых доказывают, что природа психофизического развития зрелости человека разнородна и противоречива, представляет собой сложную структуру различных процессов. Наиболее глубокие социальные и психофизиологические сдвиги происходят на гранях между прекращением созревания и стабилизацией зрелых, сформированных структур поведения и интеллекта человек [73]. Составляющими этой структуры являются: повышение функционального уровня различных механизмов деятельности, стабилизация этих уровней и их понижение. Б.Г. Ананьев в итоге эксперимента сопоставил моменты, образующие структуру развития психофизиологических функций человека, выделил годы жизни, на которые приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня. Для студенческого возраста характерны показатели: устойчивое внимание, развитое воображение, большая интегрированность памяти. В этот период интенсивно идет формирование личности, стиля поведения. Не секрет, что большинство студентов ставят перед собой «большие» задачи. В связи с этим на первое место выходит проблема самообразования и самовоспитания. Поэтому при организации любой деятельности студента необходимо учитывать его психологию, которая меняется с каждым новым курсом. В студенческом возрасте происходят важные преобразования межличностных отношений. Они, характеризующиеся тенденцией к более личным и значимым взаимодействиям, высокой рефлективностью, становятся источником эмоциональных переживаний. В данном возрасте усиливается потребность в понимании и сопереживании, сочувствии, установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития[58]. Психологи определяют, что эффективность образовательных процессов и восстановление нравственного и психического здоровья зависят от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям существования. В учебной деятельности адаптация связана с овладением методами познавательности, ориентацией в познавательных ценностях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 60 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg