Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые и организационные основы участия прокуроров в производстве по делам об административных правонарушениях

irina_k200 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
В настоящее время отсутствует единый подход к определению категорий дел, в отношении которых прокурора следует наделить исключительной компетенцией по возбуждению производства по делам об административных правонарушениях в контексте разграничения полномочий прокурора и органов административной юрисдикции, что является очевидным недостатком действующего правового регулирования, нуждающимся в детальном анализе и совершенствовании. Целью исследования является анализ такого правового института как участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях.
Введение

В современном государстве гарантии беспрепятственной реализации субъективных прав граждан и юридических лиц, их возможность полноценной защиты неразрывно связаны с социальной, экономической и политической стабильностью в обществе, а также с установлением обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка на определенном уровне. В настоящее время в Российской Федерации органы прокуратуры являются основным органом власти, призванным осуществлять надзор за исполнением законов, в том числе и при производстве по делам об административных правонарушениях. Актуальность исследования роли прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях обусловлена необходимостью формирования серьезного смыслового подхода к регулированию нетождественных по своей правовой природе процессуальных действий, совершаемых прокурором на различных стадиях производства по делам об административных правонарушениях.
Содержание

Введение 3 Административно-правовой статус прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях 4 Правовое положение прокурора в реализации им функции административного преследования 9 Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и проведению административного расследования 13 Заключение 19
Список литературы

Список нормативно-правовых актов и иных документов: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014, № 31. ст. 4398. 2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс» 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2020) // СПС «КонсультантПлюс» 4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // СПС «КонсультантПлюс» 5. Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. № 12, 2005. 6. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 февраля 2004 г. № 36-12-2004 «О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях» // СПС "КонсультантПлюс" 7. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 5. 8. Приказ Генерального Прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" // СПС «Гарант» Список научной литературы: 1. Гальченко А.И. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях // Законность. 2014. № 2. С.20-24. 2. Микулин А.И. Принцип состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2010. № 10. С. 64 - 72. 3. Панкова О.В. Правонарушения в области дорожного движения: судебная практика применения КоАП РФ // СПС КонсультантПлюс. 2014. 4. Разоренов К.И. О понятии функции административного преследования в административно-юрисдикционном процессе // Административное право и процесс. 2010. N 1. С. 45 - 47. 5. Субанова Н.В. К вопросу об осуществлении прокуратурой функции административного преследования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4. С. 67 - 73. 6. Субанова Н.В. Определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении // Законность. 2011. №1. С. 19-21. 7. Тихомиров Ю.Л. О характере компетенции органов исполнительной власти // Административное право и процесс: полный курс. М., 2001. 698 с.
Отрывок из работы

Административно-правовой статус прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях При характеристике прокурора, как участника административного процесса, неизбежно возникает вопрос об его административно-правовом статусе. Прокуратура осуществляет свои полномочия на основании Конституции Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» . Прокурор в пределах своих полномочий вправе: 1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора. Прокурор вправе участвовать в деле об административном правонарушении, присоединившись к кругу участников производства на любой стадии разбирательства дела о правонарушении. Сразу стоит отметить, что в рамках арбитражного судопроизводства рассматриваются дела об административных правонарушениях, связанных с экономической деятельностью . Известно, что в арбитражных судах участвуют прокуроры субъектов РФ и вышестоящие прокуроры. Но в п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что полномочием по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суд обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры; - участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, пользуясь при этом соответствующими правами . В системе органов государственной власти особое место отведено органам прокуратуры с их специфическим полномочием осуществлять прокурорский надзор. Предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами (ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 03.02.2014)). Вместе с тем при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Таким образом, основой прокурорской деятельности в рамках рассматриваемой темы является прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов органами административной юрисдикции. Среди административных составов имеются составы, возбуждение административного дела, по которым было бы отнесено к исключительной компетенции прокурора. Однако в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ. По своей сути постановление прокурора приравнивается к протоколу об административном правонарушении. Непосредственное участие прокурора в административном процессе характеризуется следующими полномочиями: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные (ст. 25.11 КоАП РФ). Прокурору, получившему информацию о нарушении административного законодательства, необходимо выяснить, известно ли органам государственного контроля о совершенном правонарушении и предпринимаются ли ими в связи с этим какие-либо действия и намерены ли они их предпринять. Если эти органы приняли соответствующие меры либо проводят проверку, прокурор должен потребовать предоставления ему информации о результатах предпринятых действий, а проведение проверки взять под свой контроль Надзор за законностью деятельности осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством. Можно сделать вывод, что основной целью прокурорского надзора является проверка законности действий на стадиях дел об административных правонарушениях и в процессе административного расследования. При осуществлении надзора за законностью возбуждения дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования прокурор руководствуется требованиями ст. 21 - 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Данными статьями устанавливают предмет прокурорского надзора: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов должностными лицами, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами. Для реализации надзорной функции прокурорские работники наделены правом направления актов реагирования, которыми в соответствии со статьями 23 - 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» являются. В Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях, в частности, указывается на то, что основанием для внесения представления об устранении нарушений законов «служат проверенные прокурором сведения о неправильном применении норм материального права и (или) несоблюдении должностными лицами органа административной юрисдикции процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях; прокурор обязан отреагировать и в случае выявления фактов бездействия со стороны должностных лиц органов административной юрисдикции, когда последними необоснованно не принимаются предусмотренные процессуальным законодательством меры административного преследования к совершившим административные правонарушения лицам». Следует отметить, что ст. 24.6 КоАП РФ сформулирована таким образом, что в буквальном прочтении весьма ограничивает круг прокуроров, уполномоченных осуществлять надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, поскольку к назначаемым Генеральным прокурором РФ на должность прокурорам относятся все прокурорские работники Генеральной прокуратуры РФ (кроме заместителей Генерального прокурора РФ, которых назначает на должность Совет Федерации ФС РФ), прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры (военные, транспортные и др.) и их заместители, а также прокуроры районов (городов) и приравненные к ним прокуроры. Таким образом, основная группа прокуроров, которые традиционно осуществляют надзор в рассматриваемой сфере - старшие прокуроры и прокуроры отделов прокуратур регионального уровня, а также старшие помощники и помощники прокуроров районного звена, законодателем фактически не уполномочены на такую деятельность, что может вызывать, на наш взгляд, вполне обоснованные возражения у должностных лиц органов административной юрисдикции. При этом ссылка перечисленных прокуроров на наличие у них «общенадзорных полномочий» на проведение проверки в силу ст. 22 Закона о прокуратуре едва ли может приниматься во внимание, поскольку законодатель в кодифицированном акте, регулирующем специальную сферу правоотношений, а потому в силу одного из важнейших постулатов теории права, имеющем приоритет, исключил их из правового поля. В связи с этим правомерна постановка вопроса об изменении редакции ст. 24.6 Кодекса, которую можно было бы изложить следующим образом: «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда, и исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях». Прокуратура занимает особое место в юридическом механизме обеспечения прав и свобод граждан в сфере административного процесса. В течении десятилетий эта важная государственная организация была и остается действенным рычагом соблюдения законности в деятельности органов исполнительной власти. Практика свидетельствует, что сегодня нарушение прав и свобод граждан в сфере административного процесса является явлением достаточно распространенным. При этом одним из эффективных средств борьбы с такого рода нарушениями является деятельность органов прокуратуры. В значительной степени это обстоятельство и обуславливает действующее законодательство России организационных и процессуальных основ функционирования органов прокуратуры, реализации ее полномочий в сфере административного процесса. Правовое положение прокурора в реализации им функции административного преследования Административное преследование, наряду с защитой, рассматривается в теории административного права как функция административно-юрисдикционного процесса. Исследования показывают, что административные правонарушения по распространенности на территории Российской Федерации существенно превышают остальные виды противоправного поведения . Поэтому эффективная реализация мер административной ответственности за правонарушения, является действенной мерой профилактики противозаконного поведения. Термин «административное преследование» присутствует в текстах ст. 29.1.6 и 29.1.7. Однако административно-деликтное законодательство не раскрывает его содержания. Поэтому стоит согласиться с определением, данным К.И. Разореновым: «под функцией административного преследования в административно-юрисдикционном процессе понимается одно из направлений процессуальной деятельности лиц, уполномоченных законом на ведение производства по делам об административных правонарушениях, субъектов административной юрисдикции, прокуроров, ориентированной на привлечение виновных в совершении административного правонарушения лиц к административной ответственности, назначения им справедливого наказания, обеспечение его исполнения при неукоснительном соблюдении законных прав участников административно-юрисдикционного процесса» . Роль прокурора по административному преследованию виновных в совершении правонарушений лиц велика. Более того, прокуратура при реализации возложенных на нее задач в целях восстановления прав и свобод человека и гражданина, защиты интересов общества и государства, укрепления законности одновременно способствует реализации принципа неотвратимости ответственности за совершение административных правонарушений. В этом случае статус прокурора, по справедливому мнению Н.В. Субановой, фактически приравнен к положению контролирующего органа, уполномоченного на осуществление административного преследования (в части выявления деликтов), чья компетенция носит выраженный функциональный характер, определена применительно к конкретной сфере управления и подчиненным объектам .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 18 страниц
180 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 21 страница
210 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 12 страниц
230 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 19 страниц
90 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg