Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Гендерные особенности межличностных отношений.

irina_k200 648 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
Цель исследования: выявить характерные особенности межличност-ного общения в подростковом возрасте в гендерном аспекте Объект исследования: межличностное общение Предмет исследования: особенности межличностного общения под-росткового возраста в гендерном аспекте Гипотеза исследования: в подростковом возрасте существуют разли-чия в особенностях общения между мальчиками и девочками Задачи исследования: 1. Дать характеристику межличностного общения и выделить его струк- туру; 2. Выделение изучение психологических особенностей общения подрост- ков; 3. Выделить психологическую характеристику категории «гендер»; 4. Эмпирически доказать, что мальчики и девочки в подростковом воз- расте отличаются по особенностям взаимодействиям Методы исследования: теоретический метод тестирование, анкетиро-вание, математическая обработка данных Использованные методики: 1. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири 2. Методика С. БЕМ Эмпирическая база исследования: в нашем эксперименте принимали участие 20 человек: 8 юношей и 12 девушек в возрасте от 17 до 19 лет. Все испытуемые получают образование в гимназии №77, обучаются в 11 классе. Необходимо учитывать психологические особенности этого возраста. В литературе он носит название подростковый возраст.
Введение

Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность и профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого. В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности по-ведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей. Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации . В процессе социализации устанавливаются гендерные нормы, модели поведения, в период ресоциализации нарушаются ранее усвоенные требования и образцы поведения, вырабатываются новые нормы и образцы. Гендерная психология – это область психологической науки. И, как и у других областей, у неё очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. ХХв.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1 Особенности межличностного общенияв подростковом возрасте: гендерный акспект………………………………………………………………5 1.1 Cтруктура общения………………………………………………………….5 1.2 Особенности общения в подростковом возрасте………………………….6 1.3 Психологическая характеристика гендера………………………………..19 Глава 2 Исследование особенностей межличностных отношений подростков разного пола в школьном классе………………………………………………23 2.1 Организация и методы исследования……………………………………..23 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования гендерных особенностей межличностных отношений подростков………………………………..25 Заключение ……………………………………………………………………..39 Список использованной литературы…………………………………………..40 Приложение А…………………………………………………………………...42 Приложение В…………………………………………………………………...47
Список литературы

1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост-ков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с. 2. Волков Б. С. Психология подростка [Текст] / Б. С. Волков. - М., Академический проект, 2005. – 256 с. 3. Воробьева Л. И., Психологическая роль и место подросткового возраста в онтоге- незе [Текст] / Л. И. Воробьева, Петровский В. А., Фельдштейн Д. И. // Психология современного подростка. - М., 1987. - С. 6-36. 4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология [ Текст] / О. Б. Дарвиш. - М.: Владос, 2003. – 264 с. 5. Еникеев М. И. Общая и социальная психология [ Текст ] / М. И. Еникеев. ? М.:- 2000. – 624 с. 6. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) [ Текст] / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 2008. – 175 с. 7. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения [Текст] / В. Лабунская , Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус - учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с. 8. Лакосина Н. Д. Медицинская психология [Текст] / Лакосина Н. Д., Г. К. Ушаков; М.: Академический Проект, 2000. - 210 с. 9. Мегрелидзе К. Социология мышления [Текст] / К. Мегрелидзе. Тбилиси, 2000. – 488 с. 10. Миллер С. Психология развития: методы исследования. [ Текст] / С. Миллер – СПб.: 2002. – 464 с. 11. Мухина В. С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях вре- менных объединений. Развитие личности [Текст] // В. С. Мухина.- 2001. - № 3- с. 4-23. 12. Образ жизни детей и подростков Российской Федерации [ Текст]: сборник статей научно-практической конференции – М.: изд-во МГУ, 2001. – 210 с. 13. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов [ Текст] / К. Н. Поливанова – М.: Асаdеmiа, 2006. – 65-72 с. 14. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Горянина [и др]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с. 15. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте [ Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – Е.: Деловая книга, 2000 – 128 с. 16. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологи-ческая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан - М.; Воронеж: МОД-ЭК, 2000 – 304 с. 17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [ Текст] / Ф. Райс – СПб.: , 2000 – 816 с. 18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е. И. Рогов.- М., Владос, 2001. – 384 с. 19. Рымарев Н. Ю. Гендерные различия в проявлении субъектности у подростков. Личность и её бытие: субъектный подход. Психология субъекта и ген-дерные аспекты бытия личности: Матер. III Всерос. науч.-практ. конф.[Текст] / Под ред. З.И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар, 2005. – 301 с. 20. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психоло-гии [Текст] / Е. В. Сидоренко - СПб, 2002. – 350 с. 21. Шапарь В. Б., Практическая психология. Инструментарий [ Текст] / В. Б. Шапарь, Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008 – 686 с. 22. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений [ Текст] / Л. Б. Шнейдер - М., 2000. – 512 с. 23. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка [Текст] /Д. В. Ярцев // Вопросы психологии - 2003.- № 6. – 54 - 58 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Особенности межличностного общения в подростковом возрасте: гендерный аспект 1.1 Структура общения Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозна-чить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом: • Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная,регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов, 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности при изучении психологии больших групп и массовых движений [18, с.23]. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попыткам влияния друг на друга. Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направлен-ное на значимое изменение в состоянии, поведения и личностно- смысловых образованиях партнёра [15, с.65-68]. 1.2 Особенности общения в подростковом возрасте Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему си-лой, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду. Лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов, причем без всякого учета того, насколько они реализуемы. Упорное нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придают всем замыслам и желаниям характер мечты. В этом периоде для подростка характерен большой вкус к асоциальности – к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, вообще к оторванности от всего и от всех [10, с.10]. Кроме того, подросток вступает в стадию частичного или (реже) пол-ного отрицания традиционной морали. Суть этого морального перелома вовсе не в отрицании чужой воли и в выставлении своей воли (этот момент является здесь вторичным). Главной причиной морального перелома является отрицание практического разума, непосредственное упоение набегающими влечениями. В этот период «цветения пола» подросток строит свое поведение в соответствии с тем, что обладает внутренней мистической силой и непререкаемостью, исходящих не от разума, не от традиции, а изнутри его самого. И если под влиянием ядовитой среды воображение подростка уже за-нято сексуальными сюжетами, то в его сознании с этим могут быть связаны только различные телесно сексуальные движения, чем намечается болезнен-ный, но почти неизбежный разрыв сексуальности (как чисто телесной стороны пола, включая те психические движения, которые связаны с этой телесной стороной пола) и эроса (т.е. искания любви, приводящего в движение всю психику, весь духовный мир, озаряющего душу поэтической мечтой о любимом существе). В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к независимости, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляются подростковая дружба и объединениев неформальные группы. Подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей [10, с. 89-90]. Возникают яркие, но обычносменяющие друг друга увлечения. Благо-даря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в вос-питательном отношении. Известный отечественный педагог А.П.Краковский (Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970.), сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте составляет всего один год, констатирует следующее. Подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков отмечается в 42 раза больше, чем у младших школьников. Наибольшее количество детей с так называемой школьной дезадапта-цией, т. е. не умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении и т. п.), приходится на средние классы. Так, по данным исследователей, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в 5—8% случаев, то у подростков—в 18— 20%. В старших классах ситуация вновь несколько стабилизируется, хотя бы уже потому, что многие «трудные» дети покидают школу [7, с.100]. В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3—4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. Возникают трудности во взаимоотношениях между мальчиками и де-вочками в школе в период полового созревания и зрелости. В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами девочка практически на 2 года старше мальчика того же возраста. Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у нее более «взрослые» интересы. Ей хочется принимать ухаживания, а он еще маленький дикарь, который считает подстыдным обращать внимание на девчонок. Для мальчиков сроки созревания особенно важны. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что мальчики с позд-ним созреванием менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценки и появляется чувство отверженности [7, с.45]. Подростковый возраст, его особенности [19,с.200]. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной. В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как “дитя на подросте” – 14-15 лет. В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это «мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет». На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Личко А. Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в вос-питательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приво-дит к конфликту между взрослыми и подростками. Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно ин-стинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, уме-ние подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по срав-нению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уро-вень самосознания, потребность осознать себя как личность[19, с.60-61]. Л. С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками [8, с.30]. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть при-нятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка. В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования орга-низаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра [8, с.33]. Особенности общения подростковом возрасте. Одним из важнейших факторов формирования личности является об-щение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей давнюю, насчитывающую более двадцати столетий истории. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Зимняя И. А. считает, что общение – совсем молодая проблема 20 столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии. Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специ-альные центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия “общения”, его форм, механизмов. Исследователи по разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, прелагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и д.р. С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А. Н., М. считают, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Утверждение единства общения и деятельности в то же время не предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид деятельности (Щедровинский Г. П., Леонтьев А. Н., Рыжов В. В., Гусев Г. И.). Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности. В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений. Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельно-сти в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом. Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ве-дущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зре-ния: 1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интим но-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание и является посторением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д. Б., Дра-гунова Т. В., Каган М. С. 2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общест- венно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д. И., новые формы общения «как приобщение подростков к обществу». Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подрост-ков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учи-телей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положе-нию. Мудрик А. В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с воз-растом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А. В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так: Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информа-ции, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. В-вторых, Это специфический вид механических отношений. Группо-вая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходи-мые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л. И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других - ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы. На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее. Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружествен-ным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое. Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых. Кон И. О. считает, что психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т.е. потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтан-ность, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков. Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма .С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориснтированную. Интимно - личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией . Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь. Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков.Такой вид общения приводит к появле-нию разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д. Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д Исследования, проведённые Д. И. Фельдштейном ,показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве. Материалы проведённой опытно-экспериментальной работы показы-вают, что общение подростков приобретает интимно-личную и стихийно-групповую форму при отсутствии развёрнутой общественно-полезной дея-тельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 42 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg