Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Отсрочка отбывания наказания и порядок ее предоставления.

irina_k200 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
Актуальность проблемы принципов уголовно-исполнительного права обусловлена также прошедшими существенными изменениями в уголовно-исполнительной системе. Несмотря на это, значительный пласт проблем так и остался не разработанным в научной литературе, в связи с чем возникает необходимость комплексного исследования данной темы. Одной из основных целей настоящей дипломной работы является выявление и исследование спорных теоретических вопросов, касающихся содержания центрального принципа уголовно-исполнительного права - «соединение наказания с иными мерами исправительного воздействия», а также анализ иных принципов уголовно-исполнительного права. Достижение поставленной цели осуществляется последовательным решением следующих задач: 1. Определение понятия «принцип уголовно-исполнительного права». 2. Краткая характеристика признаков принципа уголовно-исполнительного права. 3. Определение системы принципов уголовно-исполнительного права. 4. Характеристика отраслевых принципов, с изложением спорных моментов и научных мнений. 5. Детальное рассмотрение закрепления и реализации принципа «соединение наказания с иными мерами исправительного воздействия». Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе мы раскрываем понятие принципов уголовно-исполнительного права, выделяем характерные признаки и раскрываем систему. Вторая глава посвящена отраслевым принципам уголовно-исполнительного права. Третья глава посвящена рассмотрению закрепления и реализации основного принципа уголовно-исполнительного права - «соединение наказания с иными мерами исправительного воздействия».
Введение

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Считаем, что выбранная тема – принципы уголовно-исполнительного права не теряет своей актуальности, поскольку в настоящее время еще идет процесс реформирования и становления уголовно-исполнительной системы, который начался еще с начала 90-х годов. В этот период были предприняты попытки реформы системы исполнения наказаний сначала со стороны МВД СССР, а затем МВД России. В силу объективных и субъективных причин осуществить намеченные преобразования в полной мере не удалось. Одной из таких причин следует считать отсутствие должного правового обеспечения реформирования как на стадии разработки концептуальных и законодательных подходов, так и их осуществления. Современный этап реформирования уголовно-исполнительной системы связан с приведением деятельности системы в соответствие с предписаниями новых УК РФ и УИК РФ, ее функционированием в рамках Министерства юстиции России. Без определения понятия и сущности принципов уголовно-исполнительного права, принципов уголовно-исполнительного законодательства эффективное реформирования уголовно-исполнительной системы невозможно, поскольку принципы как основные идеи определяют направления развития законодательства, позволяют глубже уяснить цели и задачи, поставленные перед уголовно-исполнительной системой, существо средств их достижения. Так, А.Л. Ременсон, создавший томскую школу пенитенциарной науки, в своих трудах уделял большое внимание принципам, осознавая их значимость. В нашей работе использовались труды ученых занимавшихся исследованием принципов еще в советские времена - Наташева А.Е., Стручкова Н.А., Мельникова Ю.Б., Филимонова В.Д.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 6 1.1 Понятие и признаки принципов уголовно-исполнительного права 6 1.2. Система принципов уголовно-исполнительного права. 10 ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 20 2.1. Общеправовые принципы 20 2.2. Межотраслевые принципы 32 2.3. Отраслевые принципы 35 ГЛАВА 3. ПРИНЦИП СОЕДИНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ С ИНЫМИ МЕРАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 44 3.1. Понятие, признаки и цели наказания 44 3.2. Содержание принципа «соединение наказания с иными мерами исправительного воздействия» 51 Заключение 62 Библиографический список 64
Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. – М.: Юрид. лит., 1998. 2. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» № 5473-1 от 21 июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – №33. – Ст. 1316, с изм. и доп. 1998 г. 3. Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе//Сб. документов. – М.: Юрид. лит., 1998. 4. Конвенция МОТ №29 о принудительном или обязательном труде // Сб. документов. – М.: Юрид. лит., 1998. 5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // Сб. документов. – М.: Юрид. лит., 1998. 6. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1994. 7. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. – М.: Юрид. лит., 1998. 8. Международный пакт о гражданских и политических правах // Сб. документов. – М.: Юрид. лит., 1998. 9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Сб. документов. – М.: Юрид. лит., 1998. 10. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Сб. документов. – М.: Юрид. лит., 1998. 11. Уголовно-исполнительное право: Сб. норм. актов / Под ред. П.Г. Пономарева. – М.: Новый юрист, 1997. – Т.1. 12. Уголовно-исполнительное право: Сб. норм. актов / Под ред. П.Г. Пономарева) – М.: Новый юрист, 1998. – Т.2. 13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М., 2000. 14. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 2000. 15. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. 16. Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 // Ведомости.№33. ст. 1316 17. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 16.10.1924 / / СУ РСФСР 1924, №86, ст. 870 18. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 01.08.1933 / / СУ РСФСР 1933, №48, ст. 208 19. Постановление НКЮ от 24.01.1918 г. «О тюремных рабочих командах» // СУ. 1918.№19, ст. 284; Положение об общих местах заключения РСФСР // СУ, 1921. №23-24, ст. 141; временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» // СУ 1918, №53, ст. 598. 20. Положение об исправительно-трудовых колониях // Социалистическая законность.1964. №4. с. 55 21. Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. – М. Юридическая литература, 2016. – 118 с 22. Багрий-Шахматов Л.В. Система уголовных наказаний и исправительно-трудовое право. М, 2014. 75 с. 23. Бажанов М.И. Назначение наказания по советскому уголовному праву. Киев, 2011. С.11. 24. Безнасюк А.С., Толкаченко А.А. Уголовные наказания военнослужащих: теория, законодательство, практика. – М., 2015. 25. Белогриц-Котляревский Л.С. Основные черты истории уголовного права. – Киев, 2012. 25 с 26. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. - ЛГУ, 2014. 166 с 27. Бриллиантов А.В. Дифференциация наказания и степень исправления осужденных к лишению свободы. – М.: ВНИИ МВД России, 2017. 28. Бурлаков В.Н. Личность преступника и назначение наказания: Учебное пособие. Л., 2016. С.29. 29. Васильев Н.В. Принципы советского уголовного права: Учебное пособие. М., 2013; 30. Жижиленко А.А. Очерки по общему учению о наказании. Пг., 2013. С.69-70. 31. Зубков А.И., Зубкова В.И. Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики на современном этапе // Журнал российского права. 2012. N 5 32. Еленонский В.А. Воздействие наказание на осужденных // Журнал российского права. 2013. №3 33. Карпец И.И. Индивидуализация наказания в советском уголовном праве. М. 2014, с 149 34. Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. М., 2012; и др. 35. Ковалев М.И. Понятие и признаки преступления и их значение для квалификации. Свердловск, 2016. С.71. 36. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.В.Степашина. – М.: Юристъ, 1999. 37. Комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». – М.: Спарк, 2013. 38. Кузнецова Н.Ф., Куринов Б.А. Отягчающие и смягчающие обстоятельства, учитываемые при определении меры наказания // Применение наказания по советскому уголовному праву. М., 2016. С.92; 39. Левицкий Г.А. К вопросу о принципах применения наказания // Советское государство и право. 1958. N 4; Кругликов Л.Л. О принципах назначения наказания // Проблемы совершенствования уголовного законодательства на современном этапе: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Свердловского юридического института, 2015; 40. Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности. Теория и законодательная практика. М., 2015. 41. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. – М. Московский психолого-социальный институт. 2014. 400 с 42. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2016. С. 434 - 436 43. Макаренко А.С. Избранные труды. Т 5, 1951 г. С 650 44. Макаренко А.С. О «взрыве». Цель воспитания. Методы воспитания // соч. в 7 т. - М, 2015 45. Мельникова Ю.Б. Дифференциация ответственности и индивидуализации наказания. Красноярск: Изд-во КГУ, 2013. – 115 с 46. Михлин А.С. Смертная казнь: вчера, сегодня, завтра. – М., 2016. 47. Михлин А.С., Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительное право в вопросах и ответах. – М.: Юриспруденция, 2014. 48. Наташев А.Е. Н.А. Стручков. «Основы теории исправительно-трудового права». М, 2012, с 77 49. Наташев А.Е. Основы теории уголовно-исполнительного права. 1967 50. Нечепуренко А.А. Неотвратимость наказания как принцип уголовного права: Учебное пособие. Омск, 2016. 51. Непомнящая Т.В. Назначение уголовного наказания: общие начала и принципы. – Омск: Изд-во ОМГУ, 2013. – 211 с 52. Осипов П.П. Теоретические вопросы построения и применения уголовно-правовых санкций. – Л. 1976. – 98 с 53. Пищелко А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных. Уч. пособие. – М. Рос. Право. 2012. – 190 с 54. Полянский Н.Н. Вопросы советского уголовного процесса. – М, 2016. – 83 с 55. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными и национальные варианты их реализации. – Рязань, 2014. 56. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "России надо быть сильной и конкурентоспособной" // Российская газета. 19.04.2002. N 71 57. Ременсон А.Л. Избранные труды. Томск: Изд-во ТГУ, 2013. – 100 с 58. Ременсон А.Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных. Автореф. Томск, 2015. 59. Салихов З.М. Индивидуализация наказания при его назначении судом по российскому уголовному праву. – Казань, 2012. – 22 с 60. Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. – М., 2012. 61. Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации: продолжение реформ // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2016. – №1. 62. Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России: Схемы и комментарии. – М.: Юриспруденция, 2011. 63. Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни // Российская юстиция. – 2017. – №5. 64. Симоненоко А.В. Воспитание как средство достижения целей уголовно-исполнительного законодательства // Вестник МВД России. – 2005, №1 с 131-135 65. Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. Казань, 2014. 66. Соловьев А.Д. Применение наказания по советскому уголовному праву. М., 2016. 67. Сперанский И. А. Советское исправительно-трудовое право. М. Юрид. лит. 2014, 351 с. 68. Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. СПб., 2011. С. 112 69. Столяренко А.П. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2013 70. Стручков Н. А, Курс исправительно-трудового права. – М., 2015 г. – 256 с 71. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. – М., Юридическая литература, 2013 г. – 352 с 72. Стурова М.П. О социально-педагогическом назначении уголовного наказания как методе воздействия на личность осужденного // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания: Сб. науч. тр. – Рязань: РВШ МВД РФ, 2017 г. 73. Татарников В.Г. Понятие общих начал назначения наказания и их содержание // Проблемы совершенствования борьбы с преступностью. – Иркутск, 2015. – 40 с 74. Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Научно-практическая конференция. Сб. материалов. 27-28.11.2003. – Новокузнецк, 2013. – 155 с 75. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Юристъ, 2016. 76. Уголовно-исполнительное право: Учеб. / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Юриспруденция, 2013. 77. Уткин В.А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. – Томск: Изд. ТГУ. 2014. – 187 с 78. Уткин В.А. Международные стандарты обращения с осужденными. – Томск: Изд. ТГУ. 2014. – 88 с 79. Уткин В.А. Уголовно-исполнительное права: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика. – М. Норма Инфа - М, 2015. – 501 с 80. Уткин В.А., Детков А.П. Пожизненное лишение свободы. – Томск, 2016. 81. Уткин В.А. Проблема теории наказания и уголовно-исполнительное право. – Томск: Изд-во ТГУ, 2013. – 132 с 82. Фефелов В.А Правовое регулирование политико-воспитательной работы с осужденными. – Рязань, 2015. – 60 с 83. Фефелов В.А. Понятие и система принципов советского уголовного права. Свердловск, 2018. 84. Филимонов В.Д. Принципы уголовно права. – М.: Центр ЮрИнформ, 2012 г. – 138 с 85. Чугаев А.П. Индивидуализация ответственности и ее особенности по делам несовершеннолетним. - Краснодар, 2014. – 94 с 86. Шляпникова О.В. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного законодательства РФ на современном этапе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2014, №2
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 1.1 Понятие и признаки принципов уголовно-исполнительного права В словаре русского языка, принцип – это «основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы» . В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. Отражаясь прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему страны. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права . Принципы права не всегда лежат на поверхности. Однако они присущи праву любой страны. Как правило, они или закрепляются прямо в законодательных актах (статьях, преамбулах конституционных и обычных законов), или вытекают из содержания конкретных правовых норм. Особую значимость они приобретают в ходе проведения правовой реформы, становятся обязательными при формировании отрасли права, и имеют определяющее значение для построения системы права и ее институтов. Принципы определяют направления развития уголовно-исполнительного законодательства. В советской литературе принципы уголовно-исполнительного права (в советское время исправительно-трудового права), начали рассматривать лишь с середины 20 века. До указанного времени этот вопрос оставался в тени. В своих работах Б.С. Утевский и Е.Г. Ширвиндт рассматривали лишь принципы исправительно-трудовой политики . Н.А. Стручков полагал, что более правильно говорить не о принципах права, а о принципах деятельности исправительно-трудовых учреждений и иных органов в системе исполнения наказания . Итак, в литературе говорится о принципах исправительно-трудовой политики; о принципах деятельности исправительно-трудовых учреждений и иных органов в системе исполнения наказания и принципах уголовно-исполнительного права. По мнению В.А. Уткина, право – одна из форм выражения политики. Нормы реализуются в практической деятельности. В этой связи правовые принципы одновременно являются и принципами деятельности уголовно-исполнительной системы . Действующий ранее ИТК РСФСР , не содержал специальной статьи, закрепляющей принципы. Ст.1 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 гласит, что «деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека». Указанные принципы являются общеправовыми принципами и относятся ко всем отраслям права. Принципы права, его отдельных отраслей объективны по своему характеру, хотя одновременно являются и субъективной категорией. Объективность принципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них, подлежат обязательному воплощению как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной деятельности. Их забвение неизбежно влечет за собой причинение обществу существенного нравственного вреда, нарушение прав и свобод человека независимо от сферы общественных отношений. Субъективность принципов права определяется тем, что они формируются людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как нравственные постулаты и входят в качестве составной части в правовую идеологию. Принцип уголовно-исполнительного права – это правовая категория, выражающая социально-практическую сущность уголовно-исполнительного права и его качественные особенности. Не предписывая определенных правил поведения участникам общественных отношений (как это делают нормы), они определяют основное направление и сам характер этого регулирования. По своему содержанию принципы представляют собой руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении наказания. Эти правовые идеи, прежде чем стать принципами, находят свое выражение в уголовно-исполнительной политике, которая является основным источником формирования принципов уголовно-исполнительного права. Отличительной особенностью принципов уголовно-исполнительного права является недопустимость каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное положение предполагает исключение из него, то оно перестает быть принципом и сводится на роль простого правила, из которого можно и должно делать исключение. Признаками, характеризующими способ реализации принципа уголовно-исполнительного права, является следующее: 1. Принцип уголовно-исполнительного права - это положение уголовно-исполнительного права, с учетом которого формируется содержание его норм. Это такое положение, которое должно пронизывать большинство норм отрасли. 2. Принцип уголовно-исполнительного права – это требование, обязательное для законодателя, правоприменительных органов и граждан. Это признак выделил Полянский Н.Н. Реализация принципа происходит, через отражение в уголовно-исполнительном законодательстве, а поскольку оно является обязательным для всех, они становятся обязательными и для всех правоохранительных органов, органов юстиции и для граждан. 3. Принцип уголовно-исполнительного права – это такое положение, которое может находить свое выражение в различных формах. Одни сформулированы в определенной норме и одновременно пронизывают содержание других норм (ст. 9 УИК РФ , исправление осужденных и его основные средства). Другие – выражаются в содержании целых групп норм в форме основной идеи (ст.ст. 78 и 87, рациональное применение мер принуждения и стимулирования их правопослушного поведения). 4. Принцип уголовно-исполнительного права – это такое требование, которое носит устойчивый характер. Это означает, что политические и иные изменения, временного имеющие временный характер не способны влиять на них. Эти принципы отвечают тем ценностям, которые сложились в обществе. 5. Принцип уголовно-исполнительного права – это положение, которое получило юридическое выражение в уголовно-правовых нормах. Так, А.Е. Наташев отмечает, что принципы уголовно-исполнительного права в зависимости от их содержания могут получить прямое воплощение в той или иной норме, или отражаться в группе норм, но в любом случае они должны быть в виде определенных нормативных положений, иначе они утрачивают свойство правового принципа . Конкретное содержание принципов и их перечень и в общей теории права, и в уголовно-исполнительном праве понимаются неоднозначно. Как и в других отраслях права, принципы уголовно-исполнительного права составляют структуру уголовно-исполнительного права. Именно в принципах находят выражение закономерные связи его элементов . Они выполняют интегрирующую роль и являются ведущей основой его системы. Принципы уголовно-исполнительного права определяют содержание и систему составляющих его норм, а также указывают направление, в котором должно развиваться и совершенствоваться уголовно-исполнительное законодательство. 1.2 Система принципов уголовно-исполнительного права. Система принципов уголовно-исполнительного права представляет собой целостную совокупность всех присущих ему принципов, расположенных в определенном порядке и выражающих его сущность и характерные особенности. В нее входят не только специфические отраслевые, но и ряд общеправовых и межотраслевых принципов. Это определяется диалектикой их взаимосвязи. Общеправовые принципы как категория «всеобщего», характеризуя особенности права в целом, находят свое выражение в отраслевых принципах (категории «единичного») и в то же время определяют содержание каждого из них. Вместе с тем некоторые общеправовые принципы, проявляясь в конкретных отраслях права, приобретают присущие им специфические особенности и в силу этого не только выражаются в соответствующем отраслевом принципе, но и выступают в качестве такового как «единичное». Межотраслевые принципы выражают качественные особенности двух или нескольких смежных отраслей права, но и содержание их в разных отраслях неодинаково и раскрывается лишь применительно к конкретной отрасли права. Специфические отраслевые принципы как категория «единичного» присущи только данной отрасли права, выражают только ее качественные особенности . Система принципов предполагает их взаимосвязь и взаимообусловленность, а их изучение помогает правильно применить нормы уголовно-исполнительного права, понять его сущность и назначение . Учеными, на различных этапах становления и развития уголовно-исполнительного права выделялась различная система, и приводились различные перечни принципов уголовно-исполнительного права. Однако, все ученые признавали, что существует три группы принципов: 1. Общеправовые принципы - это принципы, которые присущи всем отраслям права; 2. Межотраслевые принципы - это принципы, которые присущи смежным отраслям права: уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному; 3. Отраслевые принципы присущи только данной отрасли права, отражают ее характерные особенности, ее сущность. В.Н. Кудрявцев полагает, что «общеправовые принципы действуют через отраслевые, а специфические отраслевые принципы являются не чем иным, как своеобразным преломлением общеправовых принципов». Так, Н.А. Стручков, к общеправовым принципам, относил такие принципы как принцип «социалистического гуманизма», принцип «социалистического демократизма», отнесен также принцип сочетания убеждения и принуждения . Принцип «социалистического демократизма», по его мнению, «выражается: в подлинно народной сущности норм и институтов исправительно-трудового права; в демократической сущности процессов исправительно-трудового воздействия и общественного воздействия воспитания; в признании осужденного субъектом уголовно-исполнительных правоотношений . Принцип «социалистического гуманизма» состоит в заботе об интересах всего общества в целом, в защите его и членов общества от преступных посягательств. Проявление подлинного гуманизма является многосторонняя деятельность по исправлению и перевоспитанию осужденных, по их ресоциализации и возвращению в среду членов общества . Принцип «сочетания убеждения и принуждения», по мнению Н.А. Стручкова лежащий в основе норм, содержащихся в Основах исправительно-трудового законодательства, выражается в требовании правильного и умелого сочетания убеждения и принуждения в процессе исполнения наказания и осуществления, соединенного с ним исправительно-трудового воздействия и общественного воздействия, и воспитания. Так, А.Е. Наташев, считает, что к общеправовым можно отнести только принцип законности и принцип гуманизма. Гуманизм уголовно-исполнительного права, по его мнению, состоит, прежде всего в том, что «обеспечивая реализацию уголовного наказания, нормы исправительного права наряду с задачей предупреждения преступлений имеют целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов. Однако, при этом гуманность и должна проявляется в том, что при реализации кары, назначенной приговором суда, режим отбывания наказания, в виде лишения свободы, исправительных работ исключают возможность применения к осужденному таких средств и методов их осуществления, которые бы имели целью причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства» . Принцип законности, по мнению А.Е. Наташева, означает неукоснительное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов, как органами, исполняющими наказание, соединенное с исправительном трудовым воздействием, так и осужденными, отбывающими наказания и другими органами, и учреждениями . К числу межотраслевых принципов Н.А. Стручков относил: - принцип дифференциации исполнения наказания и осуществления исправительно-трудового воздействия (отражает объективную необходимость распределения всей массы осужденных к лишению свободы на однородные категории в целях их раздельного содержания, исключения вредоносного влияния рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, на других осужденных и обеспечения соответствующего воспитательного воздействия в отношении каждой категории); - индивидуализации исполнения наказания и осуществления исправительно-трудового воздействия (выражается в требовании строго индивидуального подхода к каждому осужденному при исполнении наказания и применения мер исправительного воздействия) . На наш взгляд, указанные принципы следует отнести к группе отраслевых принципов, поскольку они действуют именно в рамках одной отрасли, и не распространяются на уголовное, уголовно-процессуальное право. К группе, отраслевых принципов, также как и к предыдущим группам, относят различные принципы. Так, А.Е. Наташев выделяет такой принцип как - «труд, как основа исправления и перевоспитания осужденных» - выделение этого принципа было связано с тем, что среди средств исправительного воздействия труд занимал основное место. Его даже включили в состав наименования отрасли, устанавливающей порядок и условия отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы, ссылки и исправительных работ – исправительно-трудовое право. В положениях об исправительных колониях и тюрьмах было установлено, что исправление и перевоспитание заключенных основывается на привлечении их к общественно полезному труду. На создание условий для наиболее успешного трудового перевоспитания осужденных были направлены многие нормы, определяющие режим содержания осужденных в исправительных учреждениях. Организация трудового процесса занимала центральное место в распорядке дня всех исправительных учреждений. Однако, Н.А. Беляев, считал, что признание труда в качестве основы исправления и перевоспитания осужденных противоречит взгляду на труд как на средство кары осужденных . В числе специфических принципов А.Е. Наташев, также выделял принцип «участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных» – содержание названного принципа выражается в том, что вся общественность осуществляет контроль за деятельностью исправительного учреждения и органов, исполняющих приговоры судов, оказывает помощь этим учреждениям, содействует лицам, освобожденным от наказания. Данный принцип нашел свое отражение еще в ИТК РСФСР 1924 года . Он выразился в законодательном закреплении участия представителей общественности в работе распределительных и наблюдательных комиссий. В 1964 г. было принято положение, в соответствии с которым при каждом исполнительном комитете районов и городов должны были быть созданы наблюдательные комиссии, участвующие в воспитании осужденных лиц . На протяжении всего этапа существования советской власти существовал и развивался принцип – «развития полезной инициативы осужденных» . Это принцип впервые был установлен ИТК РСФСР 1924 года . В ст. 8 ИТК РСФСР, в частности говорилось о развитии самодеятельности заключенных, направленной к приобретению свойств и профессиональных навыков. Ст. ст. 90,91,94 и 95 ИТК РСФСР устанавливались формы развития полезной инициативы (создание советов коллектива, советов отряда, секций внутреннего порядка, культурно-массовые и физкультурно-спортивные секции и др.). ИТК РСФСР 1933 года также отражал этот принцип (раздел 2, гл. 4) . В своих трудах А.С. Макаренко, вопросы развития полезной инициативы правонарушителей и создания коллектива как фактора воспитания, занимают одно из центральных мест . Также выделялся принцип «оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным от наказания, и закрепления результатов их перевоспитания» . ИТК РСФСР от 1924 года содержал целый раздел (ст. 227-231), в котором значительное внимание уделялось вопросам оказания лицам, освобожденным от наказания, различных видов материальной помощи. Освобожденные из мест лишения свободы, в случае необходимости обеспечивались бесплатным проездом к месту жительства, бесплатной одеждой и обувью и др. Обеспечение работой, с учетом имеющейся у них специальности, предоставление жилой площади. Возможность восстановления по прежнему месту работы. Н.А. Стручков к числу специфических принципов относил: - принцип обязательной психолого-педагогической обоснованности норм исправительно-трудового права (выражает связь между развитием норм права, психологии и педагогики, а также специфическую особенность общественных отношений, регулируемых этой отраслью); - принцип возможности исправления каждого лица, совершившего преступление (исходное положение для всех норм исправительного права, отражает научно обоснованную идею исправить каждого правонарушителя). На наш взгляд, не стоит отождествлять цели и принципы уголовно-исполнительной деятельности и принципы уголовно-исполнительного права, каждая из этих категорий имеет самостоятельное значение. В тоже время считаем, обоснованным выделение «принципа соединения исполнения наказания, с мерами исправительного воздействия». Н.А. Стручков полагает, что это принцип выражается в требовании обязательного объединения карательного и воспитательного воздействия, результатом которого является единый карательно-воспитательный процесс, создающий необходимые условия для достижения целей наказания, именно поэтому на наш взгляд, это принцип является основным принципом уголовно-исполнительного права. Рассмотрев некоторые исторические аспекты нашей темы необходимо обратить внимание на закрепленную в действующем законодательстве систему принципов уголовно-исполнительного права. Так в ст. 8 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ закреплена система принципов уголовно-исполнительного законодательства, в которую входят: - принцип законности, - принцип гуманизма, - принцип демократизма, - принцип равенства осужденных перед законом, - принцип дифференциации, - индивидуализации исполнения наказаний, - принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, - принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Анализ перечисленных принципов показывает, что в них находят выражение общие принципы права, принципы смежных отраслей права, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему принципов уголовно-исполнительного законодательства. Закрепление системы принципов той или иной отрасли права законодателем в соответствующих статьях закона устраняет разнобой в определении круга руководящих правовых идей, которые можно было бы рассматривать в качестве принципов той или иной отрасли права, и приводят к единому пониманию системы принципов, а значит, и единому применению норм данного законодательного акта. Ст. 8 УИК РФ содержит принципы уголовно-исполнительного законодательства, которые, на наш взгляд, по своей сути отличны от системы принципов уголовно-исполнительного права. Принципы уголовно-исполнительного законодательства в большей степени определяют развитие нормотворчества, принятие правовых норм. Но в тоже время нельзя отрицать их влияния на принципы уголовно-исполнительного права. Так, в ст. 8 УИК РФ, не указан общеправовой принцип - принцип справедливости, а он имеет отражение в нормах уголовно-исполнительного права. Система принципов уголовно-исполнительного права, на наш взгляд, должна отражать принципы обращения с осужденными, которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего, это относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1956 году , Своду принципов защиты всех лиц от пыток и других, жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 году . Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны, безусловно, закрепляться в национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности. Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для применения, а тем более для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст.3 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания ). Также считаем, что система принципов уголовно-исполнительного права должна базироваться на Конституции Российской Федерации , поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь — определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие. На наш взгляд, к числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести: - законность; - гуманизм; -справедливости. К межотраслевым принципам следует отнести: - принцип равенства осужденных перед законом; - принцип неотвратимость и индивидуализация уголовной ответственности. К отраслевым принципам, на наш взгляд, необходимо отнести: - принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения; - дифференциации наказания; - индивидуализации исполнения наказания; - принцип соединения наказания с иными мерами исправительного воздействия. ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 2.1. Общеправовые принципы Рассмотрим выделенные выше общеправовые принципы уголовно-исполнительного права. Ст. 8 УИК РФ принцип демократизма, был отнесен к числу принципов уголовно-исполнительного законодательства. На наш взгляд, принцип демократизма хоть и является конституционным принципом, однако отнести его к принципам уголовно-исполнительного права нельзя. Получив нормативное закрепление (ст.8 УИК РФ), он не пронизывает большинство норм уголовно-исполнительной отрасли. Принцип демократизма определяет содержание лишь некоторых институтов и норм уголовно-исполнительного права. Некоторые авторы полагают, что принцип демократизма, реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» . Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма, по мнению А.И. Зубкова и В.А. Уткина должен проявляется в таких направлениях как: - наличие определенного порядка подачи и разрешения жалоб и заявлений осужденных; - язык обращения и переписка; - наличие контроля государственных органов власти и местного самоуправления (Так, законодатель предусматривает, что перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие в пределах одной исправительной колонии производится по решению комиссии и исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления (ст. 87 УИК РФ); - прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; - контроль общественных объединений. Кроме того, органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления оказывают большую финансовую помощь учреждениям и органам исполняющим наказания (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружения, освобождаются от налогов, предоставлению различного рода кредитов и др.) . Конституционным основанием закрепления принципа законности является указания, содержащиеся в ч.2 ст.15 Конституции РФ «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» . Принцип законности - закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, а также в ряде международных документов. Законность, есть неукоснительное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных нормативных актов, как органами, исполняющими наказания, соединенные с исправительно-трудовым воздействием, так и осужденными, отбывающими наказание, и всеми остальными учреждениями и органами .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 128 страниц
3200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 48 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
1000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
4500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg