Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТЕАТРОВЕДЕНИЕ

Мотивы и факторы выбора профессии артистов балета.

irina_k200 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
Объект исследования: мотивационные факторы выбора профессии. Предмет исследования: мотивы и факторы выбора профессии обучающихся в балетной школе. Цель выпускной квалификационной работы: изучить мотивы и факторы выбора профессии артистов балета в ГБПОУ РС (Я) «Якутская балетная школа (колледж) имени Аксении и Натальи Посельских». Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме выбора профессии. 2. Вывести и систематизированно описать факторы, влияющие на выбор профессии. 3. Рассмротреть поступление в балетную школу. 4. Проанализировать мотивы и факторы обучающихся в ГБПОУ РС (Я) «Якутская балетная школа (колледж) имени Аксении и Натальи Посельских». Методологическую основу исследования составили Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме работы; наблюдение и обобщение; анкетный опрос учащихся, эмпирическое исследование профессиональной направленности учащихся и обработка результатов исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были рассмотрены мотивы и факторы выбора профессии артистов балета. Практическая значимость работы связана с тем, что материалы исследования могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями старшеклассников с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся. Базой исследования является ГБПОУ РС (Я) «Якутская балетная школа (колледж) имени Аксении и Натальи Посельских. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность исследования. Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего. Выбор профессии это первый этап профессионального цикла, который должен пройти каждый человек. Следующий этап - получение образования и профессиональной подготовки. Затем начало самостоятельной работы и накопление опыта. После, продвижение по карьерной лестнице и дальнейшая профессионализация. Последний этап может и не быть, т.к. он в большей степени зависит от многих личностных качеств человека (мобильности, трудолюбия, коммуникабельности и т.д.). Общеизвестно, что выбор профессии является сложным мотивационным процессом. Именно от сделанного выбора во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы могут обусловливать склонность человека к определенному виду деятельности. Осознание этой склонности и ее причины приводит к формированию мотива, который в свою очередь побуждает человека заниматься определенным видом деятельности. Соответствующее сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес. В настоящее время перед педагогами встала задача оказания помощи выпускникам, выбирающим специальность. Для организации такой помощи требуются научная база, знание особенностей профессионального самоопределения, факторов и условий, влияющих на него. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными (Л.И. Божович, Р.С. Вайсман, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Н.В. Нестерова, А.Н. Печников, Г.А. Мухина, В. Апельт, В.Я. Кикоть, В.А. Якунин, И.П. Ильин, П.М. Якобсон и др.). В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Наиболее изученной на данный момент является учебная мотивация школьников, а вопрос мотивации в изучении выбора профессии артистов балета оказалась малоизученной. Это и определяет актуальность выбранной нами темы, значимостью проблемы, ее недостаточной разработанностью в литературе и несомненной важностью для теории и практики хореографического образования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ……………………………………………………………………..6 1.1. Факторы, влияющие на выбор профессии………………………………....6 1.2. Мотивация выбора профессии…………………………………………….15 ГЛАВА 2. МОТИВЫ И ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ АРТИСТОВ БАЛЕТА………………………………………………………………………….26 2.1. Поступление в балетную школу……….......................................................26 2.2. Мотивы и факторы обучающихся в ГБПОУ РС (Я) «Якутская балетная школа (колледж) имени Аксении и Натальи Посельских».…………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. Приложение 1…………………………………………………………………….
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.01.2015 г. № 35 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 52.02.01 Искусство балета». 3. Устав ГБПОУ РС (Я) «Якутская балетная школа (колледж) имени Аксении и Натальи Посельских», утвержден Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), согласован Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 17.11.2014 г. 4. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 5. Александрова Н.А. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / Н.А. Александрова. - СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. - 416 с. 6. Базарова Н.П., Мей В.П., Азбука классического танца. Первые три года обучения: учебное пособие. 5-е изд., стер. – СПб: «Издательство Планета музыки» Издательство «Лань», 2010. – 240 с. 7. Блазис К. Искусство танца [Текст] / Карло Блазис // Классики хореографии. - М.: Искусство, 1997. – С. 4-8. 8. Братусь Б.С. Психология в моей жизни: Интервью // Мир психологии и психология в мире. 1994. №10 9. Буланкина М.К. Современные технологии совершенствования профессионального мастерства педагога в системе хореографического образования: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 [Текст] / М.К. Буланкина; [Место защиты: «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»], 2016. - 14 с. 10. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. – С. 92-102. 11. Валукин Е.П. Задачи высшей школы в воспитании педагогов-хореографов и балетмейстеров [Текст] / Е.П. Валукин // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов театральных ВУЗов. Выпуск 3. - М.: «Им-принт», 1996. 12. Ванслов В.В. В мире балета [Текст] / В.В. Ванслов. - М., 2010. - 22 с. 13. Вартова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник Моск. ун-та. - Серия 14. Психология. -1998. - №2. -С.80-87. 14. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету [Текст] / Т.И. Васильева. – М.: ГИТИС, 1994. – 49 с. 15. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. - М.: Трикста, 2006. - 256с. 16. Волынский А.Л. Книги ликований. Азбука классического танца [Текст] / А. Л. Волынский. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. – 52 с. 17. Высоцкая Н.Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артиста балета [Электронный ресурс]: Автреф. дис. …канд. психол. наук. - Режим доступа: http://psihologia.biz/psihologiya 693/emotsionalnyie-osobennosti-artistov (17.02.2020). 18. Грибанова М.А. О методологии педагогики балета [Текст] / М.А. Грибанова, И.В. Васильев // Вестник Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой. – СПб: Изд-во АРБ. – 2018. - №1 (54). - С.79-84. 19. Демиденко В.К. « Мотивы выбора профессии» Москва. 2001. 20. Захаров Р.В. Артист балета - художник, творящий образ [Текст] / Р.В. Захаров // Балет. – 2006. - № 6. – 8 с. 21. Измайлова И.К. Историко-педагогический анализ проблемы обучения учащихся хореографических образовательных заведений [Текст] / И.К. Измайлова // Право и образование. - 2005. - № 5. - С. 66-90. 22. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». Питер- 2002 23. Кабурнеева Е.О. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 [Текст] / Е.О. Кабурнеева; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2011.- 183 с. 24. Колесникова В.А. Методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов Ростовской области «Принципы построения и ведения урока классического танца в самодеятельном хореографическом коллективе» [Электронный ресурс] / В.А. Колесникова. - Ростов-на-Дону, 2015. – С. 36-42. - Режим доступа:http://folkro.ru/userfiles/application_pdf/5887508aef37d.pdf(02.03.2020). 25. Классический танец. Практикум для студентов специальности 020600 «Культурология», специальности 020611 «Менеджмент культуры (руководитель танцевального коллектива)» [Электронный ресурс] / И.Н. Толстых, И.Е. Тищенко. – С. 49-53. - Режим доступа: https://abc.vvsu.ru/books/klassich_tanets_praktikum/default.asp (10.03.2020). 26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. – 304 с. 27. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца [Текст] / В.С. Костровицкая. - Л., «Искусство», 1981. 28. Кузнецова И.А. Профессионально значимые компетенции в образовательном процессе подготовки артистов балета [Электронный ресурс] / И.А. Кузнецова // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 2. – 5 с. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64310 (12.02.2020). 29. Кузнецова Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа и его формирование: автореф. дис. ...канд. пед. наук [Электронный ресурс] / Т.М. Кузнецова. - Режим доступа: http://anybook.ru/book/show/id/33259 (07.03.2020). 30. Кульбекова А.К. Педагогические основы воспитательного процесса профессиональной подготовки артистов балета [Текст] / А.К. Кульбекова // Наука и мир. – 2014. - № 5. – С. 6-8. 31. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 2001 32. Макарова, В.Г. Некоторые аспекты педагогики балета / В.Г. Макарова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2009. - №2. - С. 105-114. 33. Мессерер А.М. Уроки классического танца [Текст] / А.М. Мессерер. - СПб.: Лань, 2004. – 19 с. 34. Нарская Т.Б. Классический танец: учеб. метод. пособие [Текст] / Т. Б. Нарская. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – С. 85-92. 35. Никифорова А.В. Советы педагога классического танца [Текст] / А.В. Никифорова. – СПБ., 2005. – 14 с. 36. Основы подготовки специалистов -хореографов. Хореографическая педагогика [Текст]: учеб. пособие. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006. – 30 с. 37. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – Киев 2000. 38. Писарев А.А. 20 уроков классического танца: учебное пособие [Текст] / Автор-составитель И.Л. Кузнецов. –Санкт-Петербург: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Российский институт театрального искусства. - ГИТИС, 2016. 39. Плахов Н. Н., Зайцев А. Г., Буйнов Л. Г. Деформация в мотивационно-смысловой сфере как один из основных факторов, обуславливающих предрасположенность к асоциальному поведению. Сборник материалов 12-ой Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 167–168. 40. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 41. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие [Текст] / Л.Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – С. 18-24. 42. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Владос-пресс, 2003. -336с. 43. Руденко Н.Б. Воспитание артистизма на уроках классического танца (педагогический опыт XX века) [Текст] / Н.Б. Руденко. - Акад. журнал Зап.-Сиб. - № 1, 2008. - С. 19-22. 44. Русинова С.А. Теоретические основания педагогической диагностики подготовки артистов балета [Текст] / С.А. Русинова // Вестник АРБ имени А.Я. Вагановой. - 2010. - № 23. - С. 21-29. 45. Сафронова Л.Н. Уроки классического танца [Текст] / Л.Н. Сафронова. - СПБ.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2003. - 192 с. 46. Силкин П.А. Педагогические приемы развития профессиональных (функциональных) данных обучающихся искусству танца: методическое пособие [Текст] / П.А. Силкин. – СПб: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2011. – 45 с. 47. Соковикова Н.В. Психология балета: учеб. пособие для студентов хореографических отделений в учреждениях высшего образования [Текст] / Н.В. Соковикова. - Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2012. – С. 13-24. 48. Тарасов Н.И. Основные принципы преподавания классического танца [Текст] / Н.И. Тарасов - СПб.: Кафедра хореографии ГИТИСа: вчера, сегодня, завтра. - М. 1996. – С. 17-20. 49. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства [Текст] / Н.И. Тарасов. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2005. – 49. ил.+ вклейка (16 с.). - (Учебники для вузов. Специальная литература).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 1.1. Факторы, влияющие на выбор профессии Осознанный выбор профессии - одно из важнейших условий развития личности человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей. Правильно выбранная молодым человеком профессия позволяет ему занять свое место в обществе, с наибольшей эффективностью применять свои знания, умения и навыки. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала. Но к этому ведет долговременный процесс формирования профессионального самоопределения. Как и на всякий процесс, явление, на процесс профессионального самоопределения оказывают влияние различные факторы. Фактор – это момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе. Самые разнообразные факторы влияют на выбор профессии. По мнению Э. Роу, к их числу можно отнести социоэкономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, профессии родителей, а также семья, подкрепляющая те или иные образцы профессиональной карьеры и выступающая как модель определенного образа жизни, источник формирования жизненных ценностей и побуждений[18;85]. Вывод о том, что семья оказывает решающее воздействие на профессиональное самоопределение можно сделать исходя из результатов социологических исследований. Кроме того семья влияет на формирование личности в целом. Понятие профессионального самоопределения и факторы, его обуславливающие даны в работах А.М. Кухарчука и А.Б. Ценципера. Они утверждают, что «…самостоятельный выбор профессии, осуществлённый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесения их с требованиями профессии, следует называть профессиональным самоопределением».[9;7] Д.А. Леонтьевым была предложена классификация актов выбора на основании двух признаков: а) даны ли субъекту все возможные альтернативы и б) даны ли субъекту критерии для их сравнения. [10;57] Простой выбор – это выбор при наличии альтернатив и критериев для их сравнения; выбор при наличии альтернатив, но отсутствии готовых критериев, которые субъекту еще предстоит выработать, — как смысловой; выбор при отсутствии или неполноте альтернатив, требующий конструирования самих альтернатив, — как личностный, или экзистенциальный[11;97]. В современных условиях большую часть времени люди проводят на работе, считая ее главным делом жизни, поэтому можно говорить, что личное самоопределение во многом связано с профессиональным. В будущем возможно у человека появится больше свободного времени для личного развития, времени, когда человек будет свободен от работы. К. Маркс именно в этом видел сущность культурно-исторического прогресса, все больше и больше высвобождающего (благодаря развитию производственных сил и производственных отношений) свободного времени для развития творческих способностей индивидуумов. [12;158]. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками многих рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения. На профессиональное самоопределение влияют: социальное и материальное положение семьи; уровень образования родителей; случайные факторы увлечений. Раннее профессиональное самоопределение по обыкновению связано с неблагополучными семейными условиями; с низкой успеваемостью в школе; с недостаточно осознанный выбор специальности. Последнее происходит тогда когда молодой человек обращает внимание только на содержание и внешний престиж профессии без рассмотрения других факторов. Так, например, при выборе профессии геолога, ее романтичности, не учитываются другие аспекты: трудности экспедиций их частота и отрыв от дома и близких. Чем младший возраст человека, который выбирает профессию, тем более достовернее, что это выбор не самостоятельный, а сделан с подсказкой. Недостаточно осознанный выбор есть и тогда, когда профессии разделяются только на “добре” (где все доброе) и “плохие” где все плохо), то есть содержательный анализ профессии не проводится. Затягивание, откладывание самой определенности связано: с отсутствием постоянных интересов или незрелости личности. Как уже отмечалось, на выбор профессии оптантом влияет семья. Семья, как правило, заинтересованная в профессиональном определении своих детей. Это оказывается в разговорах о проблемах работы, посещении рабочего места родителей обсуждаются внешние атрибуты той или другой профессии [19,c.67]. На профессиональное обращение человека влияет сам характер детско-родительских отношений. Авторитарные родители могут не обращать внимания на интересы ребенка. Они сами определяют, что ребенку, на их взгляд нужно, с яками умениями ему будет легче жить. Иногда родители выбирают для ребенка ту специальность, которую они сами хотели бы получить, но в силу каких-то обстоятельств не получили. Авторитарные родители могут и занижать способности подростка, устанавливая границу его стремлением [19, с.86.]. В таких ситуациях одни дети могут активно выразить свой протест, другие молчаливо принимают установку родителей. Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор. Социальную зрелость связывают с усвоением человеком системы ценностей норм, установок. Ценности - это идеи, идеалы, целые, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и др.; внутренне групповые ценности - политические, религиозные и тому подобное; индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни [15, с.155]. Функции ценностей разнообразны. Они есть: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля. Система ценностей отражает существенные ценности, идеи и идеалы эпохи. Исследователями (Е.Б. Ширяев, 1987р) установлено, что в 30-50 гг. На первом месте находились - романтика и трудолюбие. В 70-80-ые гг.. первые место заняли практичность и настойчивость. Е.В. Васина в 2000 году установила, что в 1988-1990 годы произошли изменения в ценностных ориентациях молодежи в сторону индивидуально человеческого существования, за счет ориентаций направленных на широкую человеческую общность [18,c.344]. Итак, каждый человек индивидуален – при выборе подходящей профессии он руководствуется своими личными факторами, окружающей средой, советами близких, интересами друзей. Конечно, на практике оптимально учитывать свои личные способности и жизненные интересы – но, к сожалению, они часто оцениваются в последнюю очередь. Мы рассмотрим основные факторы, которые формируют предпочтения человека при выборе своей профессии. Теория Е.А. Климова выделяет 8 универсальных факторов в жизни, которые влияют на выбор профессии: 1. Позиция старших членов семи . Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. 2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. 3. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя. 4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии. 5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. 6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. 7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. 8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями. Итак, проанализировав некоторое количество литературных источников, можно отметить, что определение этих факторов и исследование их влияния на выбор профессии – задача сложная. У разных исследователей, авторов научных трудов, статей круг факторов различен. Так в статье В.К. Демиденко «Мотивы выбора профессии» автор приводит следующие факторы, определяющие выбор учащимися профессии: интерес к процессу (сущности) самой деятельности, интерес к объекту деятельности, романтика, общественная полезность, интерес к определенному учебному предмету, профессиональный пример родителей, советы родителей, советы друзей, кино, телевидение, экскурсии на производство, художественная литература, сама жизнь. В то же время в других источниках многие из этих факторов приводятся как мотивы выбора профессии. В книге «Из школы в жизнь» В.И. Журавлев пишет: «Школьник после окончания школы выбирает род будущего труда и путь получения профессии. Это можно сделать без подсказки, по собственному желанию. И все-таки никому не удастся «выскочить» из сферы действия общих закономерностей, которые регулируют, определяют, казалось бы, вполне свободный ваш выбор. Человек обязательно зависит от объективных факторов, определяющих его переход из школы к профессиональной деятельности. К этим факторам относятся и общие законы регулирования трудовых ресурсов. Существуют три фактора, от которых зависит решение каждого, кем быть. К ним относятся современные и перспективные потребности общества в кадрах, профессиональная пригодность выпускника и, наконец, личное желание молодых людей». В работе Н.П. Семыкина «Профориентация школьников в процессе трудовой подготовки» тоже можно встретить перечисление факторов, которые, по его мнению, играют то преобладающую, то подчиненную роль в профессиональном самоопределении подростков. К ним он относит: мировоззрение, идеалы, ценности ориентации, общественно-значимые мотивы; опыт личной социально-обусловленной деятельности; интересы и склонности; влияние родителей, в частности их профессии. Не очень отличается от данного и круг факторов, выделенных Д.А. Тхоржевским. Он считает, что «большое влияние на выбор учащимися профессии оказывает также: характер производственного окружения школы и возможность получить подготовку по избранной профессии в данном районе, городе или селе, а затем работать по этой профессии; состояние здоровья и уровень физического развития учащегося; традиционное разделение труда между мужчинами и женщинами; задатки и способности учащегося». Авторы же книги для учителя «Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации» выделяют как главный фактор информацию необходимую и достаточную для правильного выбора профессии. Это информация о потребностях общества в кадрах; о личностных качествах человека, существенных для его самоопределения; о путях получения профессии; о мире профессий и требованиях, которые они предъявляют к человеку. Эта же информированность – один из факторов, определяющих выбор профессии, по Е.А. Климову. Он назвал их «восемь углов ситуации выбора профессии». На перечне факторов, выделенных Е.А. Климову, следует остановиться подробнее, так как он наиболее точен и научно обоснован. Отмеченные факторы являются основными в формировании ситуации выбора профессии. Их знание необходимо при организации профориентациой работы. В каждом конкретном случае степень их выраженности может быть различной в зависимости от тех условий, в которых осуществляется профориентация. Однако в любом случае они так или иначе оказывают определяющее влияние на выбор профессии. В этом смысле они должны быть рассмотрены как главные детерминанты процесса принятия решения о выборе профессии. Все эти факторы между собой тесно переплетены. «Вся ситуация выбора является сложным образованием. Её компоненты, выступающие в качестве факторов – движущих сил профессионального самоопределения – находятся в тесной связи и взаимовлиянии друг на друга». Необходимо отметить, что выбор профессии может усложняться субъективными факторами, а именно, особенностями молодой личности (повышенная впечатлительность, романтическая настроенность, часто неумение трезво сообразовать мечты со своими возможностями). Часто под влиянием различных, в том числе случайных обстоятельств у молодых людей формируется ложное призвание, т.е. такая профессиональная направленность, которая не соответствует личностным особенностям и способностям человека. Результатом же бывает разочарование в себе, переживание собственной неполноценности, жизненной неудачи. Рассмотрим типичные ошибки старшеклассников при выборе профессии, которые подразделяются на три категории. К первой категории относится искаженное представление учащихся об особенностях профессий. Это может быть отождествление школьного учебного предмета с профессией, когда, например, старшеклассник увлекается математикой и поступает на физико-математический факультет педагогического института, не имея склонностей к работе с детьми. Зачастую учащиеся отождествляют личность учителя-предметника с профессией, а желание быть похожим на учителя является основополагающим при выборе профиля дальнейшего обучения. Например, школьник решает учиться на филологическом факультете, потому что хочет быть похож на любимого учителя литературы. Ошибкой при выборе профессии является увлечение внешними или частными сторонами профессии. Ребенок решает стать юристом, потому что «престижно», программистом, т.к. это «современно», дизайнером, т.к. это «модно» и т.д., не понимая, что за красотой и престижностью стоит многолетний кропотливый труд. Ко второй категории ошибок профессионального выбора мы относим отсутствие объективной оценки своих личностных качеств и особенностей. Прежде всего, здесь необходимо выделить неадекватную самооценку старшеклассника. Как завышенная, так и заниженная самооценка являются следствием незнания своих склонностей и способностей, неразвитостью самоанализа. Это влечет за собой другую ошибку, когда выбор профессии происходит под прямым или косвенным влиянием товарищей или родителей. Ошибка такого же типа происходит, когда старшеклассник не знаком с медицинскими противопоказаниями, которые существуют для каждой профессии. К третьей категории ошибочного выбора профессии следует отнести инфантильное отношение старшеклассника к сложной проблеме профессионального рождения. Это может быть либо несформированность профессионального мотива, либо отсутствие активной позиции в построении жизненных планов, нежелание самостоятельно делать сложный выбор, перекладывание своих проблем на плечи родителей. Таким образом, построение сколько-нибудь определенного проекта профессионального жизненного пути – дело сложное, зависящее от ряда объективных и субъективных обстоятельств. 1.2. Мотивация выбора профессии Мотивация является основой любой деятельности. Так как мотивация побуждает человека к определенному действию. Изучив сущность процесса мотивации можно понять и свои действия, и поведение людей, с которыми общаемся, в самых различных ситуациях. Термин «мотивация» вошел в психологическое употребление после публикации статьи «Четыре принципа достаточной причины» А. Шопенгауэра (1900-1910). Этот термин прочно использовался для истолкования причин поведения человека и животных. В ходе рассмотрения мотивации индивида как психологического феномена проявляется неясность в разграничении "мотивации" и "мотива". В настоящее время существует множество определений понятия «мотивация» как психического явления. В книге «Мотивация и мотивы» Ильина Е.П. представлены разные трактовки этого понятия : 1) как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992); 2) как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986); 3) как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность; 4) как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998); 5) как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976); 6) как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990). [6;54] Проведенный автором анализ этих работ показывает как сложна проблема мотивации. Учитывая многообразия различных мнений можно сделать вывод о том, что мотивацию нужно рассматривать как основание поступка. Немов С.Р. считает что термин «мотив» является более узким понятием, чем термин «мотивация». Он определяет мотивацию как совокупность оснований психологического характера, поясняющих поведение индивида, его начало, направленность и активность. А мотив в различие от мотивации — относится к самому субъекту поведения, выступает его стабильным личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных поступков. [13;134] При рассмотрении определений понятия «мотив», так же как и при рассмотрении определений понятия «мотивация», можно пронаблюдать множество различных терминологий. Мотив (от лат movere - приводить в движение, толкать): 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно направленная активность определенной силы, 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется, 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В регуляции поведения субъекта большое значение имеет побудительная и направляющая функции. Развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. [17; 598] Взгляды авторов на составляющие психологические феномены входящие в понятие «мотив» различны: - потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); - желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); -намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); - морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); -психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); -предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); -установки (А. Маслоу); -условия существования (К. Вилюнас); -побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); -соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа). [1;47] Не смотря на разнообразие взглядов, большая часть психологов, пришла к мнению, что мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние. Различают познавательные и социальные мотивы. Они могут иметь разные степени: широкие познавательные мотивы (направленность на постижение новых знаний, фактов, закономерностей), учебнопознавательные мотивы (направленность на овладение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (направленность на получение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). У социальных мотивов выделяют следующие степени: широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости учения), узкие социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение) .[5;264] К. Замфир (1983) выделяет три компонента мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) В качестве внутренних мотивов автор рассматривает то, что возникает в сознании человека в связи с трудовой деятельностью: понимание ее социальной значимости, удовлетворение приносимое работой, т. е. результат и процесс труда. Внутренняя мотивация порождается, как полагает автор, из потребностей самого индивида, поэтому он трудится с наслаждением, без какого-либо внешнего давления. Внешняя мотивация включает те мотивы, которые расположены за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т. д. К внешней положительной мотивации причисляют: материальное стимулирование, одобрение со стороны коллег и коллектива, продвижение по работе, престиж, т. е. те стимулы, ради которых человек полагает нужным применить свои старания. К внешней отрицательной мотивации автор относит наказания, критику, осуждение, штрафы и т. п. Внутренняя мотивация - самая эффективная мотивация. Так как она обеспечивает удовлетворенность трудом и приводит к его производительностью. После, по степени позитивного воздействия, идет внешняя положительная мотивация. Внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивации по соотнесению с внутренней мотивацией имеют меньшую устойчивость, быстро теряют свою стимулирующую силу. [6;78] Молодые люди при выборе будущей профессии, руководствуется разнообразными мотивами: доступностью образования, легкостью поступления в ВУЗ, его престижностью, высокой заработной платой, ориентируется на благоприятные условия труда или следует указаниям родителей и т. д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Театроведение, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Театроведение, 47 страниц
564 руб.
Курсовая работа, Театроведение, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Театроведение, 47 страниц
564 руб.
Курсовая работа, Театроведение, 36 страниц
432 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg