Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности продуктивной деятельности дошкольников с нарушениями речи ?

irina_k200 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
Целью исследования является особенности продуктивной деятельности дошкольников с нарушениями речи. Объектом данного исследования является процесс развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Предмет исследования особенности развития деятельности дошкольников с нарушениями речи. Гипотеза исследования: дети дошкольного возраст с нарушением речи направленного на развитие познавательных способностей, вероятность достижения уровня нормы данными детьми невысока. Цель данной работы: описать особенности детей с нарушениями речи. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1.Описать возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 2.Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 4.Составить рекомендации для родителей дошкольного возраста с нарушениями речи. Методы исследования: 1. Теоретический - анализ психолого-педагогической литературы. 2. Эмпирический–психолого-педагогическое исследование. 3. Интерпретационный количественный и качественный анализ полученных результатов. Методологическую (теоретическую) базу исследования составили работы таких отечественных и зарубежных педагогов и психологов как В.И. Балаева, О.С. Глухоедова, Б.М. Гриншпун, О.Е. Громова, Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Е.А. Чаладзе, Г.В. Чиркина и др. Практическая значимостьработы. Данная работа адресована студентам дефектологам, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям. База исследования: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 54». Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

С каждым последующим годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: растет объем знаний. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их трудными задачами, необходимо позаботиться о полноценном и своевременном формировании у них речи. Ведь благодаря речи совершается развитие ребенка, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что нужно сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно? Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных сфер знаний – логопеды, дефектологи, лингвисты, физиологи, психологи и т. д. Этими специалистами найдено большое количество важных фактов, предложены разные гипотезы для объяснения механизмов формирования речи. Решение этих задач тесно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в нервно-психическом, физическом и речевом развитии детей. По данным статистики, в мире растет число речевых расстройств, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер. Работа с детьми раннего возраста включает в себя несколько направлений. Это предупреждение возможных вторичных нарушений речи, профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, преодоление уже имеющихся нарушений речи у детей, совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, параллельная коррекция и развитие других высших психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Довольно часто, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия,прямо направленные на устранение неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии часто не рассматриваются другие направления работы логопеда. А ведь одним из важнейших направлений в логопедии является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста. Таким образом, выбор темы курсовой работы обусловлен её актуальностью.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1.1. Закономерности становления и развития языка 1.2 Характеристика этапов речевого развития ребенка 1.3 Понятие о профилактике речевых нарушений ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПРОДУКТИВНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 2.1 Характеристика базы исследования 2.2 Описать особенности продуктивной работы дошкольников с нарушениями речи на примере МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 54» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. Учеб. Пособие. М. , Астрель, 2016. 2. Бельтюков, В. И. О закономерностях формирования речевой функции в онтогенезе//Вопросыпсихологии,№5.–М.,2015. 3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи. / В. И. Бельтюков. – М., 2015. 4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Логопедия М., 2016. 5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. М., 2016. 6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 2015. 7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. / Л. С. Выготский. – СПб., 19 2016. 8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2015. 9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев – М.,2017.– 472 с. 10. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Екатеринбург, 2017. 11. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128 с - (логопед вДОУ) 12. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., ТЦ Сфера,2015. 13. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. М.,2004. 14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2016 15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 2018. 16. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. – М., 2018. 17. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М., 2016. 18. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. М., 2015. 19. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 2016.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1.1 Закономерности становления и развития языка Процесс усвоения языка происходит на основе ряда закономерностей, которые проявляются у всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это обусловлено спецификой психологической природы связи мышления, языка и речи, раскрытой еще Николаем Ивановичем Жинкиным [16,17]. 1. Усвоение языка и развитие речи происходят на основе достаточных анатомо-физиологических условий. Для овладения языком и речью на определенном этапе своего развития ребенок должен обладать соответствующим уровнем сформированности и созревания центральной и периферической нервной системы. Ее функционирование определяет готовность ребенка к овладению новыми качественными состояниями речи. Так, проявление первых слов у ребенка в возрасте от 9 мес. до 1 г. 3 мес. обусловлено созреванием премоторных отделов коры левого полушария головного мозга (центра Брока), отвечающих за программирование речевого сообщения и линейностьречи. Помимо этого, для овладения речью у ребенка должен быть сформирован периферический отдел речевого аппарата, включающий в себя дыхательный, голосовой и артикуляторный отделы. Их нормальное строение и функционирование позволяют полноценно усваивать фонетико- фонематические компоненты языка, произносительную сторону речи. Важную роль в процессе языкового и речевого развития играет полноценное анатомо-физиологическое состояние слухового и зрительного анализаторов, поскольку их функционирование определяет качество сенсорного восприятия речи. 2. Языковое и речевое развитие ребенка подготавливается развитием функций психологической базы речи. К ним относятся восприятие, внимание, память и мышление. Для овладения уровнем символизации, необходимым для усвоения знаковой системы языка, у ребенка должен быть накоплен определенный багаж элементарных представлений,которыеформируются на основе восприятия явлений окружающего мира при помощи чувств: слуха, зрения, осязания, вкуса, обоняния. Накопление сенсомоторногоопыта приводит к активизации внимания ребенка к отдельным элементам и целостным явлениям действительности. Психологические условия внимательного восприятия, в свою очередь, создают основу для запоминания образов сенсорных впечатлений ребенка, которые сохраняются в его памяти. Дальнейшее накопление сенсомоторногоопыта приводит к формированию представлений и понятий, которыми ребенок может оперировать в своем мышлении. Таким образом, развитие высших психических функций создает основу для усвоения языковых явлений, практически используемых в разных формахречи. 3. Языковое развитие ребенка опережает развитие его речи. Речь является формой общения, осуществляемой при помощи языка. И поскольку человеческая речь всегда опосредована каким-либо языком – невозможно говорить, не используя при этомязык. В онтогенезе овладение разными формами речи (устной, внутренней, письменной) происходит только при условии наличия достаточного уровня сформированности языковой системы и усвоения правил функционирования (использования) ее единиц. Так, показателем усвоения языка ребенком младенческого возраста (до 1 года) является понимание им обращенной речи. Малыш этого возраста активно реагирует на речь окружающих, однако его собственная речь еще несформировалась. 4. Усвоение языка происходит на основе овладения разными формами неречевой деятельности. Язык непосредственно используется в процессе речевой деятельности, ноона является составной частью других видов деятельности, таких как познавательная, игровая, учебная, художественная, трудовая и т. д. Таким образом, ребенок может усваивать язык только в процессе доступной его возрасту деятельности со взрослым, получать от него знания о единицах языка и правилах их использования в речи, практически реализовывать их в речевомобщении. 5. Усвоение языка и развитие речи происходит в условиях благоприятной социальной среды. Речь как высшая психическая функция формируется у ребенка только в условиях жизни в обществе, воспитания и обучения. Важным социальным фактором языкового и речевого развития является доброжелательное отношение к ребенку, эмоционально- положительное общение с ним (в том числе и речевое). Это способствует формированию потребности в коммуникации, активизирует мотивацию к речевому общению. Только жизнь в обществе, соответствующее воспитание и обучение создают ситуации, стимулирующие речевую активность ребенка, побуждающие его совершенствовать свою языковуюсистему. 6. Усвоение языка происходит в условиях полноценной речевой среды. Для того чтобы овладеть языком, ребенок должен не только иметь возможность воспринимать правильные образцы речи от окружающих, но и быть включенным в речевое общение, непосредственно использовать усвоенные языковые явления в процессе речевой коммуникации. Освоение языковых явлений происходит непосредственно в процессе развития речи. Кроме того, в условиях полноценной речевой среды ребенок овладевает и правильными образцами речевого поведения: внимательное отношение к высказываниям собеседника, вежливая форма обращения, достаточность содержания сообщения, очередность высказываний и т.д. 7. Усвоение языка происходит в процессе активной и самостоятельной речевой деятельности. Воспринимая языковые единицы из окружающей речевой среды, из общения со взрослыми, ребенок не просто воспроизводит их, повторяя в том виде, в котором они были услышаны, а перерабатывает их и создает свои, часто своеобразные речевые сообщения. Такое своеобразие характерно не только для грамматической структуры детских высказываний, но касается и значения слов, их слоговой структуры, фонетического состава, эта специфичность детского языка отражается в характеристике речи детей разных возрастных групп – так, речь ребенка двух лет существенноотличается от таковой и три года и т.д. Совершенствование детского языка и его приближение к речи взрослыхпроисходитнаосновепротиворечиямежду«взрослой»и «детской» языковой нормой. Усложняющаяся в процессе развития деятельность ребенка (предметная, речевая, игровая и т. д.) определяет необходимость развития его языка и речи, так как удовлетворение возрастающих потребностей становится возможным только при условии активизации общения со взрослыми. Биологической основой этого развития являются анатомо-физиологические возможности ребенка. 8. Усвоение языка происходит при одновременном усвоение всех его компонентов. Язык является целостной знаковой системой, включающей в себя семантические, синтаксические, морфологические, лексические, фонематические и фонетические средства. Между ними существует тесная взаимосвязь, ведь не один из данных компонентов не существует отдельно, их использование в процессе речевогообщения взаимообусловлено функциональными связями. Так, слово, включенное в состав грамматически оформленной фразы, имеет свое значение, морфологическую структуру и звуко-слоговой состав. Поэтому, усваивая язык, ребенок осваивает целостную систему языковых средств, в которой даже отдельная языковая единица может являться как звуком, так и словом, и даже целым предложением. 9. Усвоение языка происходит при первостепенном освоение его семантических (содержательных) компонентов поотношению к форме. Побудительной силой совершенствования языка и развития речи ребенка является необходимость удовлетворять свои жизненные потребности, уровень которых постоянно возрастает. В связи с этим чрезвычайно важным становится выражение содержания своего сообщения и понимание смысла ответного высказывания, поэтому в онтогенезе развитие значения, семантики высказывания всегда опережает форму, в которой она выражается. 1.2 Характеристика этапов речевого развития ребенка Изучением особенностей формирования речи в онтогенезе занимались многие исследователи. Среди трудов отечественных ученых, посвященных изучению онтогенеза речевой деятельности, находятся исследования Льва Семеновича Выготского, Гиты Львовны Розенгарт-Пупко, Стеллы Наумовны Цейтлин, Александра Николаевича Гвоздева, Владимира Ильича Бельтюкова, Алексея Алексеевича Леонтьева, Даниила Борисовича Эльконина, Феликса Алексеевича Сохина, Александра Марковича Шахнаровича идр. В результате индивидуально-психологического исследования процесса развития детской речи Александр Николаевич Гвоздев [10] предложил периодизацию речевого развития, основанную на выделении качественных закономерностей усвоения грамматических категорий языка. В соответствии с данной теорией процесс усвоения родного языка включает в себя ряд последовательных этапов. Подготовительный – доречевой период (довербальный) – характеризует раннее речевое развитие ребенка с рождения до 1 года. Он включает в себя несколько подпериодов, имеющих свои качественные особенности: период крика (0–2 мес.), гуления (2–4 мес.), лепета (5–8 мес.), появления первых слов (9– 5мес.). Первый собственно речевой период – период освоения предложений из аморфных слов-корней (1 год 3 мес. – 1 год 10 мес.). Его начало совпадает С появлением в речи ребенка однословных предложений, состоящих из одного неизменяемого по грамматическим категориям слова-корня, которое выступает в речевом общении в роли целого высказывания. Количественный состав активного словаря ребенка этого возраста в среднем включает в себя от 22 до 27 слов. Из них 20–22 существительных (названия близких людей, обиходных предметов), 2–5 глаголов (названия бытовых действий). Ритмико-слоговая организация речи позволяет ребенку воспроизводить двухсложные безударные или односложные ударные лексические структуры. Второй этап данного периода характеризуется активным освоением предложений из двух слов-корней (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.). В этом возрасте ребенок объединяет в высказывании два аморфных слова-корня, грамматическая структура которых также остается неизменяемой. Активный словарь малыша увеличивается в три раза (87 слов), среди них большую часть составляют несклоняемые существительные и неспрягаемые формы глаголов. Второй период речевого развития – период усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 мес. – 3 года) – включает в себя три последовательных этапа. Первый этап (1 год 10 мес. – 2 года) связан с появлением в речи ребенка первых грамматических форм слов в виде употребления единственного и множественного числа существительных и их согласования с глаголами и прилагательными. Структура фразы в этом возрасте во многом аграмматична и включает в себя 2 – 4 слова. В активном словаре ребенка появляются прилагательные и наречия. Ритмико – слоговая организация речи усложняется – ребенок использует в речи трех- четырехложные слова, у которых звуковой состав не соответствует нормам взрослой речи, но ритмический контур сохраняется. Второй этап характеризуется усвоением флексий языковой системы (2 года – 2 года 6 мес.). В этом возрасте ребенок осваивает первые способы словообразования на основе суффиксального способа, активно используя суффиксы -ок, -чик и др. Грамматическая структура предложений расширяется – появляются простые распространенные и сложносочиненные предложения. Изменяется качественный состав активного словаря – увеличивается объем прилагательных и наречий, что связано с развитием мышления и его переходом от наглядно-действенного к наглядно-образной форме. Ребенок данного возраста усваивает личные местоимения, предлоги и союзы. Это свидетельствует о формировании самосознания(используя местоимение «я», ребенок выделяет себя из окружающего мира), пространственного восприятия (словесное обозначение взаиморасположения предметов с помощью предлогов). Новообразованием третьего этапа данного периода речевогоонтогенеза является усвоение служебных частей речи (2 года 6 мес. – 3 года), позволяющих грамматически структурировать предложения любой степени сложности. Так, к 3 годам в речи ребенка появляются сложноподчиненные высказывания, и окончательно формируется функция грамматического структурирования. Исключением являются причастные и деепричастные обороты, выражающие сложную логико-грамматическую систему отношений, понимание которой в данном возрастезатруднено. Третий период речевогоонтогенеза – период усвоения морфологической системы языка – завершает процесс языкового развития (3– 6 лет). В этом возрасте у ребенка активно формируются навыки словоизменения и словообразования на основе практического усвоения и использования правил функционирования морфем. Усложняется синтаксическая структура сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Усваиваются сравнительные степени наречий, сложные предлоги, союзы, частицы, причастия и деепричастия. Окончательно формируются ритмико-слоговая организация и фонетическое оформление речи. Таким образом, выделенные Александром Николаевичем Гвоздевым периоды развития речи характеризуют процесс поэтапного усвоения языковых категорий – семантических, синтаксических, лексических и морфологических. 1.3 Понятие о профилактике речевых нарушений Предупреждение речевых нарушений. Первичная профилактика. Предупреждение нарушений речи основывается на мерах педагогического, социального и психологического предупреждения расстройств психических функций. Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается до рождения ребенка путем создания для будущей мамы во время беременности максимально благоприятных условий. В XXI веке здоровье подрастающего поколения зависит от ряда условий, связанных главным образом с экологией, ее влиянием на здоровье человека. Растет роль стрессовых психологических воздействий, которые ухудшают нервно-психологическое здоровье и иммунитет у детей. Также качество всех сторон здоровья родителей продолжает снижаться, а при отягощенной наследственности дети в 2—3 раза чаще страдают тем же недугом, что и их родители. В системе психопрофилактических мер большое значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития отклонений в нервно-психическом и речевом развитии ребенка. Показаниями к генетической консультации считаются врожденные аномалии у членов семьи или родственников, аномальное психическое или физическое развитие ребенка, беременность у женщин старше 35 лет, принадлежность к этнической группе, в которой высока частота какого-либо наследственного заболевания, длительное употребление лекарств или воздействие химических веществ, три или более самопроизвольноговыкидыша или случаи ранней детской смертности, бесплодие. В тех случаях, когда обнаруживается семейная отягощенность какой-либо патологией, родители должны быть проинформированы о возможномпроявлениизаболевания у ребенка, а также о том, какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить симптоматику данногозаболевания. С рождением ребенка ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью, что делает актуальным психолого- педагогическое просвещение молодых родителей. Формирование характера и личностных особенностей ребенка начинается с раннего возраста. Ранний период постнатального развития имеет большое значение для последующих этапов формирования психики ребенка. Сон, крик, движения и другие физиологические реакции организма новорожденногоотражают сохранность и уровень зрелости центральной нервной системы. Поэтому родители совместно с врачами должны внимательно следить за развитием ребенка, принимать необходимые профилактические меры в случае отклонений отнормы. В 60-е годы в научной литературе возникает понятие «фактор риска», под которым подразумеваются различные условия внешней сферы (биологические и социальные) и индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей степени, способствующие развитию тех или иных патологических состояний. Между социальными и биологическими факторами риска прослеживается тесное взаимодействие. Биологические факторы риска развития нарушений речи представляют собой патогенные факторы, воздействующие на организм в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями. В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха и зрения, опорно – двигательного аппарата, как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов. Работа с детьми, имеющими фактор риска нарушений речи, строится исходя из сущности патологии центральной нервной системы. Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка, так как нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогическойзапущенности. Ранняя диагностика нарушений сенсорных и двигательных систем мозга имеет большое значение в организации лечебно-профилактической и медико-педагогической коррекции проявлений дизонтогенеза и последствий органической недостаточности мозга. На основе ряда исследований установлено, что характер и интенсивность межнейронных связей в значительной мере зависят от характера интенсивности раздражений, адресованных той или иной функциональной области мозга. В тех случаях, когда функция мозговых структур «не востребована», то в них возникают патолого-анатомические изменения, часто, необратимого характера. При адекватных коррекционных воздействиях наблюдается компенсирование органических повреждений головного мозга за счет образования новых, не предусмотренных генетической программой дополнительных межнейронных связей. Коррекционно-педагогические мероприятия включают в себя: развитие ориентировочно-познавательных реакций, фиксирование взора, его прослеживание, слуховое сосредоточение, стимуляцию двигательной активности, развитие рефлексов орального автоматизма, вызывание голосовых реакций и т. д. Основное внимание обращается на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. В процессе целенаправленной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных сенсорных функций ребенка, что способствует в дальнейшем нормализации его речевого развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg