Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Анализ государственной политики и системы управления в сфере здравоохранения (на примере субъекта РФ)

irina_k200 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы регионального управления в сфере здравоохранения, структурное наполнение элементов которого обеспечивало бы устойчивое развитие медицинских организаций для достижения ими социально значимых результатов. Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе поставлены и последовательно решаются следующие задачи: ? характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления; ? рассмотрение теоретических основ формирования системы здравоохранения в регионе; ? анализ социально-экономических особенностей территорий СКФО; ? анализ основных показателей современного состояния здравоохранения регионов СКФО; ? выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе; ? обоснование стратегических направлений по содействию развития системы здравоохранения в регионе; ? разработка предложений по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения. Объектом исследования выступает система здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования системы здравоохранения СКФО. Теоретико-методологической базой исследования послужили теоретические исследования и практические разработки в области государственного регулирования, муниципального менеджмента, а также в частных областях научного знания, касающиеся области здравоохранения. При решении поставленных задач были использованы ключевые методологические принципы познания такие, как диалектический, конкретно-исторический, междисциплинарный, системный подходы, а также табличные и графические приемы визуализации данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в работе результаты исследований могут быть использованы при разработке отраслевых программ развития здравоохранения, а также в практике управления организациями и учреждениями здравоохранения СКФО. Структура обусловлена целью и задачами исследования, включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Главным фактором, определяющим актуальность исследования, выступает необходимость продолжения и развития процессов модернизации в системе здравоохранения, предусмотренных в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных и региональных программ развития здравоохранения, поскольку их реализация до сих пор не смогла существенно изменить ситуацию в отрасли. Серьезные преобразования, происходящие в отечественной системе здравоохранения в последние годы, направлены на повышение качества медицинских услуг при реализации программы государственных гарантий, на переход к одноканальной модели финансирования медицинской помощи, на внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в деятельность социально ориентированных организаций, оказывающих общественно значимые услуги, и др. Практическая реализация вышеперечисленных нововведений требует пересмотра концепции развития государственного регулирования в сфере здравоохранения, приоритетные направления, которого соответствуют лучшей мировой практике. Сохранение здоровья нации является стратегическим ориентиром государственного регулирования в сфере здравоохранения, определяющим целевые установки государственной политики. В современной экономической литературе проблемам совершенствования механизма управления здравоохранением уделено достаточно внимания как отечественными, так и зарубежными учеными. Значительный вклад в разработку проблемы внесли труды Галкина Р.Ф., Герасименко Н.Ф., Гришина В.В., Зельковича P.M., Исаковой Л.Е., Комарова Ю.М., Корчагина В.П., Кравченко Н.А., Кручининой С.С., Кучеренко В.З., Макаровой Т.Н., Лебедевой Н.Н., Семенова В.В., Стародубова В.И., Невского В.И., Репина О.П., и ряда других авторов. Научным основам формирования экономики здравоохранения, необходимым для разработки процедур оценки качества медицинской помощи, а также эффективности деятельности медицинских организаций, посвящены работы А.Г. Аганбегяна, Л.А. Габуевой, Ф.Н. Кадырова, А.Л. Пиддэ, Б.А. Райцберга, Л.П. Храпылиной, Н.Г. Шамшуриной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 1.1Понятие и сущность системы здравоохранения в РФ 6 1.2Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления 10 2.АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 15 2.1 Основные показатели современного состояния здравоохранения регионов СКФО 15 2.2 Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе 21 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 25 3.1Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе 25 3.2 Предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2014). 2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487–1 (в ред. Федерального закона от 30.12.2013). 3. Гражданский Кодекс РФ от 21.10. 1994 (в ред. Федерального закона от 21.07.2014). 4. Постановление Правительства РФ «О программе по реализации национального проекта «Здоровье» РФ 695 от 27.09.2010 г. 5. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». 6. Федеральный закон от 27.10.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. 7. Указ Президента Российской Федерации от 20.04.1993 № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации». 8. Указ Президента РФ от 07.05. 2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». 9. Антипенко Э.С. Аспекты понятий и закономерностей формирования и развития системы здравоохранения (размышления) // А.Э. Антипенко; Моск. гос. медико-стоматол. ун-т им. А.И. Евдокимова МЗ РФ. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва: Спутник+, 2015. – 450с. 10. Дерябин А.В. Совершенствование организационно-экономических механизмов развития рынка медицинских услуг в условиях модернизации здравоохранения: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. – Сочи, 2016. – 196 с. 11. Дуганов, М.Д. Оценка эффективности расходов на здравоохранение на региональном и муниципальном уровнях. – М.: ИЭПП, 2016. – 192 с. 12. Дьяченко В.Г. Управление качеством медицинской помощи : учеб. / В.Г. Дьяченко, Л.В. Солохина, С.В. Дьяченко. – Хабаровск : Изд-во ДВГМУ, 2017. – 150с. 13. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации. - М., Изд-во 2016. - 460с. 14. Калашникова, И.В. Государственное регулирование и управление на рынке медицинских услуг / И.В. Калашникова, В.А. Портной ; Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск: ТОГУ, 2017. – 251с. 15. Иванов В.В., Богаченко П.В. Медицинский менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 256 с. 16. Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика / В.В. Лобанов. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с. 17. Миняев В.А., Вишняков Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: МЕДпресс-информ, 2016. – 656 с. 18. Никульникова О.В. Государственное управление здравоохранением в России. Энгельс: Регион, 2015. – 245с. 19. Пирогов М.В. Клинико-экономический баланс регионального здраво- охранения: (моногр.) / М.В. Пирогов, И.В. Успенская, Е.В. Манухина. – М.: Медиздат, 2016. – 110с. 20. Храпылина Л.П. Социальные отрасли: экономика и управление. — М.: Изд-во РАГС, 2017. — 228 с. 21. Шишкин, С. В. Экономика социальной сферы / С.В. Шишкин. – М.: ГУ ВШЭ, 2015. – 365 с.
Отрывок из работы

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1Понятие и сущность системы здравоохранения в РФ Под «здравоохранением» сегодня понимают общественно-социальную функцию общества (государства) по охране и укреплению здоровья населения. Особенность текущего момента - организационная перестройка здравоохранения, характеризующаяся многоукладностью видов медицинской помощи. Наряду с основной бюджетно-страховой системой здравоохранения формируются новые модели медицинской помощи населению, прежде всего частная медицина.[9] Бюджетно-страховая система здравоохранения обеспечивается средствами государственного бюджета (федерального и регионального) и внебюджетными средствами медицинского страхования - обязательного государственного социального медицинского страхования (ОМС) и добровольного, частного медицинского страхования (ДМС). «Вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения включает министерский (федеральный), региональный (крупные центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.[2] Особая роль в нашем государстве отводится структурам президентской власти. По Конституции РФ именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан. В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:[2] - федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения (государственная, бюджетная система здравоохранения); - органы и учреждения государственной системы ОМС; - частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования); - общественные, религиозные медицинские организации, фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности. Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения: 1. Лечебно-профилактические. 2. Охраны материнства и детства. 3. Санитарно-эпидемиологической службы. 4. Санаторно-курортные. 5.Патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы. 6. Аптечные. 7. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики. 8. Образовательные и научно-исследовательские. Конституция Российской Федерации определяет, что в ведении Российской Федерации находится: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 72). В более развернутом виде компетенция федерального центра определена в статье 5 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ФЗ № 5487-1 от 22.07.1993 г.)3. К ведению Российской Федерации в области здравоохранения отнесены следующие вопросы: - защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; - установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан; - разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; - управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан; - разработка единых критериев и федеральных программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении; - установление стандартов качества медицинской помощи и контроль над их соблюдением; - разработка и утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации; - установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении. Компетенция субъектов Российской Федерации определена в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» по такой же схеме, как и компетенция федерального центра. Только объектом правомочий являются соответственно формирование и распределение бюджета субъекта РФ, материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; координация деятельности органов государственной власти и субъектов государственной муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на территории субъекта РФ. Так же, как и в случае федерального центра, законодательство недостаточно четко определяет ответственность и права регионального уровня власти по отношению к муниципальному уровню.[2] Таким образом, существующее законодательство устанавливает ограниченный круг вопросов, по которым вышестоящие органы власти могут принимать решения, обязательные для нижестоящих (установление стандартов и контроль над их соблюдением, лицензирование, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, налогообложение, установление льгот), а за пределами этого круга предлагает осуществлять управление путем координации действий разных органов. Основным органом, ответственным за разработку и проведение государственной политики по вопросам охраны здоровья граждан, является Министерство здравоохранения РФ. За счет бюджетных средств, выделяемых Минздраву РФ, осуществляется финансирование собственных научно-исследовательских институтов и НИИ Российской Академии медицинских наук (в части финансирования клинической деятельности), научных центров и клиник медицинских образовательных вузов.[4] Это более 500 медицинских учреждений, мощность которых составляет 4% коечного фонда страны. Реализация государственной политики в области здравоохранения в существенной мере зависит от Министерства финансов РФ. Оно выделяет средства на финансирование федеральных медицинских учреждений и учитывает потребности регионов в бюджетном финансировании здравоохранения при определении размеров трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. В России сложилась система бюджетно-страхового финансирования здравоохранения. 35% государственных расходов на здравоохранение осуществляется через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), во главе которой стоит Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — государственное финансово-кредитное учреждение. Наряду с медицинскими учреждениями, подведомственными Минздраву РФ, в стране около 15% всех амбулаторных учреждений и 6% стационарных учреждений принадлежит различным федеральным министерствам и ведомствам и финансируется из их бюджетов. На долю ведомственного здравоохранения приходится около 10% численности медицинского персонала и 6% всего коечного фонда. Важную роль в управлении системой здравоохранения играет комитет Государственной Думы по охране здоровья, который принимает активное участие в разработке законодательной базы, инициируя появление многих законопроектов. 1.2Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления Государственная функция охраны и защиты здоровья населения имеет в своем составе здравоохранение в широком смысле как деятельность государства, целью которой является обеспечение высокого уровня здоровья граждан, которая характеризуется многими социально-экономическими, политическими, медико-демографическими показателями состояния здоровья населения которые, в свою очередь, отслеживаются и оцениваются в процессе и результате государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека, то есть социально-гигиенический мониторинг. [10] В узком (отраслевом) смысле здравоохранение включает в свой состав систему медико-санитарных мероприятий, которые осуществляются организациями и учреждениями здравоохранения с целью понижения уровня заболеваемости и смертности населения и сохранения хорошего здоровья и гармонического развития человека.[17] Государственный сектор здравоохранения объединяет в себе следующие компоненты: ? государственные учреждения здравоохранения: лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения; образовательные медицинские учреждения; фармацевтические предприятия; учреждения судебно-медицинской экспертизы; санитарно-профилактические учреждения; аптечные учреждения; предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники; службы материально-технического обеспечения; иные учреждения и предприятия; Рис. 1.2.1 Структура системы здравоохранения ? региональные учреждения здравоохранения: республиканские, краевые, областные - медицинские, аптечные и фармацевтические учреждения; ? муниципальные учреждения здравоохранения: медицинские учреждения аптечные учреждения; фармацевтические предприятия. Негосударственный сектор системы здравоохранения представляет собой совокупность таких элементов, как: частные медицинские организации; частнопрактикующие врачи, которые осуществляют свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей; организации по производству и реализации медицинского оборудования; аптечные организации; фармацевтические организации, а также торговые объекты, предоставляющие протезно-ортопедическую продукцию. Отношения между субъектами системы здравоохранения в условиях институциональных преобразований и перехода на принципы управления по результатам выступает в роли объекта управления.[15] Субъектами управления, в свою очередь, представлены медицинскими учреждениями или организациями государственного или негосударственного секторов системы здравоохранения. Функциями и методами публичного, а также корпоративного управления в сфере здравоохранения представлены в виде: ? прогнозирование и планирование; ? субсидирование на основе софинансирования; ? государственное и муниципальное финансирование, в том числе программ ОМС и ДМС; ? распределение бюджетных трансфертов; ? бюджетирование, ориентированное на результат; ? тарифная политика в системе ОМС; ? налогообложение; ? кредитование; ? амортизационная политика; ? финансовый мониторинг и контроль и др. В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации подразделяется на государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения. В состав государственной системы здравоохранения входят: Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения субъектов РФ, государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора, Российская академия медицинских наук, - планирующие и осуществляющие меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки в пределах своей компетенции. К частной же системе здравоохранения следует отнести лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, осуществляющие частную медицинскую практику и занимающиеся частной фармацевтической деятельностью. Помимо вышеперечисленного в частную систему здравоохранения входят и лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, которые, в свою очередь, создаются и финансируются частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами. [14] Первичная медико-санитарная помощь представляет собой основной, доступный и бесплатный для каждого гражданина вид медицинского обслуживания, включающий в себя лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний [16] Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, которые требуют специальных методов диагностики, лечения и использования сложны медицинских технологий, ее оказание осуществляется врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности Производство и закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения обеспечиваются в соответствии с потребностями населения Правительством РФ. Контроль за качеством лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ или иными уполномоченными на то министерствами и ведомствами. При этом категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются Правительством РФ и правительствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, следует сделать вывод, что сфера здравоохранения представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, государственное регулирование и управление которой является неотъемлемой частью этой целостного процесса, поскольку организация системы охраны здоровья осуществляется путем государственного управления, включающего в себя: нормативно-правовое регулирование, разработку и реализацию мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, формирование здорового образа жизни населения и основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. ? 2.АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 2.1 Основные показатели современного состояния здравоохранения регионов СКФО В соответствии со ст. 72 Конституции РФ здравоохранение является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, поэтому отраслью здравоохранения управляют федеральные и субъектов Федерации государственные органы исполнительной власти, а также и муниципальные органы местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности. Президент РФ определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства и других федеральных органов исполнительной власти в этой области. Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения, принимает необходимые меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; определяет порядок и условия предоставления населению платных медицинских услуг; организует, направляет, координирует и контролирует деятельность всех центральных федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к здравоохранению, и определяет их правовой статус; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные и региональные программы развития здравоохранения.[5] Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных законодательством, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, министерство уполномочено осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств РФ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 35 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg