Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Особенности формирования финансовой системы в России.

irina_k200 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач: ? дать понятие финансовой системы страны и рассмотреть ее состав и структуру; ? проанализировать и охарактеризовать элементы финансовой системы РФ ? рассмотреть уровень влияния кризиса 2008 г. на финансовую систему Российской Федерации. Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области финансов. Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы, являются общеизвестные методы: обобщения, элементы моделирования, элементы исторического, сравнительно-правовой анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования. Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что проведенное комплексное исследование представляет интерес для участников, работников предприятий и специалистов в области финансов. Структура работы определяется ее объектом, целями и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально – экономических отношений, она складывается из централизованных и децентрализованных финансов и финансовых домохозяйств. Актуальность данной темы исследования подчеркивается тем, что финансовая система страны – это сложная организационно-экономическая структура, которая включает в себя, во-первых, денежные средства государства, предприятий и населения, во-вторых, специфические институты, выполняющие те или иные финансовые функции. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система России включает следующие финансовые институты: государственный бюджет, внебюджетные фонды, кредит и кредитные организации, фонды страхования, биржи и другие оптовые рынки, включая фондовый рынок, торговые дома, финансы предприятий различных форм собственности. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. В данной работе объектом исследования выступают финансовые отношения, по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий. Предметом исследования являются финансовая система. Таким образом, цель данной работы рассмотреть финансовую систему современной России.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ. ЕЕ СОСТАВ И СТРУКТУРА 5 1.1. Понятие финансовой системы 5 1.2. Состав финансовой системы Российской Федерации 8 2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 11 2.1. Общегосударственные финансы и их роль в финансовой системе 11 2.2. Характеристика кредитно-банковской системы и ее роль в финансовой системе 18 2.3. Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе 25 3. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА 2008 г. НА ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 3.1. Причины кризиса и его последствия для финансовой системы 31 3.2. Финансовая система России в программе антикризисных мер правительства 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Список литературы

1. О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации : Федеральный закон ?от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009)? //Собрание законодательства РФ", 20.10.2008, N 42, ст. 4698. 2. Богданова, С. Необходимы смена парадигмы и реформа финансовой системы / С. Богданова. // Банковское дело, 2009. - № 11. - С. 88-90. 3. Государственные и муниципальные финансы : учебное пособие / Г. Б. Поляк и др.; под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 375 с. 4. Горелик, М. Финансовая система как подпостранство денежной сферы / М. Горелик //Финансы и кредит. - 2009. - № 28. – С. 29-36. 5. Галанов, В. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для студентов / В. А. Галанов. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2008. - 413 с. 6. Галицкая, С.В. Деньги. Кредит. Финансы: учебное пособие / С. В. Галицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 730 с. 7. Деева, А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КноРус, 2009. - 534 с. 8. Доржиева, Д. Теоретические аспекты взаимосвязи элементов финансовой системы / Д. Доржиева. // ИГЭА. - 2007. - № 5. - С. 9- 12. 9. Котляров, М.А. Финансовая система России в программе антикризисных мер правительства / М. А. Котляров. // Финансы и кредит. - 2009. – № 18. - С. 2-4. 10. Нешитой, А. С. Финансы и кредит: учебник для студентов / А. С. Нешитой. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. - 543 с. 11. Нестеров, В.В. Финансовая система и экономика / В.В. Нестеров. // Вопросы экономики. - 2007. – №5 – С.15-20. 12. Финансы и кредит: учеб. пособие / Т. В. Коновалова и др.; под ред Т. В. Коноваловой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 173 с. 13. Финансы, налоги и кредит : учебник / Быстряков А. Я. и др.; под общ. ред. И. Д. Мацкуляка - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2007. - 655 с. 14. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В. К. Сенчагов и др.; отв. ред.: В. К. Сенчагов, А. И. Архипов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2008. - 719 с. 15. Финансы: учебник / А. Я. Барабаш и др.; под ред. М. В. Романовского и др.; - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2008. - 462 с. 16. Федяков, М. Прочный каркас финансовой системы / М. Федяков, А. Федяков // Консультант, 2008. - № 9. – С. 82 – 86. 17. Хорошев, С. Пути оздоровления финансовой системы / С. Хорошев // Банковское дело. - 2009. - № 5. – С. 74 – 76.
Отрывок из работы

1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ. ЕЕ СОСТАВ И СТРУКТУРА 1.1. Понятие финансовой системы В российской научной экономической литературе существуют различные опреде¬ления понятия «финансовая система», что приводит к необходимости уточнить его. В настоящее время в теории финансов содержание категории «финансовая система» имеет неоднозначное толкование: от совокупности отношений, на основе которых формируются и используются фонды денеж-ных средств, до совокупности финансовых органов и инструментов, организующих эти отношения. Иногда данное понятие употребляется в узком смысле — как совокупность фи¬нансовых учреждений государства, что не раскрывает его полного содержания. Так, Я.В. Сергиенко определяет финансовую систему как «совокупность хозяйствующих субъектов (финансовых учреждений), осу¬ществляющих финансовое посредничество и вспомогательные виды финансовой деятельности». Наиболее полным является следующее определение: «Финансовая система опре¬деляется как единый комплекс управления финансовыми отношениями, включающий механизм формирования фондов финансо¬вых ресурсов централизованного и децент¬рализованного назначения, государственные (муниципальные) финансовые органы и финансовые службы предприятий, а также взаимосвязей между ними». В зарубежной экономической литературе используется термин «государственная фи¬нансовая система», под которой понимается совокупность всех финансовых структурных элементов (бюджетов, внебюджетных фон¬дов, валютных ресурсов государства, финан¬совых фондов предприятий и организаций) или финансовых инструментов различных уровней16. В представленном определении выделены два основных субъекта финансовых отноше¬ний: государство и хозяйствующие субъекты в форме предприятий и корпораций. Так, государству в условиях современной рыноч¬ной экономики отводится активная роль в финансовом регулировании экономического и социального развития общества. Другой субъект финансовых отношений — пред¬приятия и корпорации — регулируют свои финансовые отношения опосредованно, че¬рез цену и рынок. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индика¬тором общественных потребностей. Ори¬ентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, хозяйствующие субъекты самостоятельно решают проблемы распределения всех видов ресурсов, в том числе и финансовых. В монографии профессора Гарвардского университета Н.Г. Мэнкью «Принципы эко¬номикс» финансовая система определяется как «совокупность экономических институ¬тов (рынков ценных бумаг, банков, взаим¬ных (паевых) фондов, пенсионных фондов, кредитных союзов, страховых компаний и т.д.), помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к тем, кто нуждается в заемных средствах, в форме инвестиций». В.В. Ковалев считает, что финансовую систему следует рассматривать «как форму организации денежных отно¬шений между всеми субъектами воспроиз¬водственного процесса по распределению и перераспределению совокупного обще¬ственного продукта». Особое внимание следует обратить на употребление терминов «система финансов» и «финансовая система». Некоторые авторы используют термин «система финансов» и понимают под ним совокупность различных сфер финансовых отношений, другие — термин «финансовая система», подразумевая совокупность финансовых институтов. Это свидетельствует о нетождественности рассматриваемых понятий, хотя, исходя из этимологии, они тождественны, т.е. должны применяться в одном значении (смысле). При этом термин «финансовая система» в употреблении более предпочтителен. Таким образом, как в зарубежной, так и в российской экономической литературе нет единства в определении понятия финансовой системы и ее элементов. Это объясняется историческими, национальными условиями развития общества, а следовательно, специ¬фикой подходов к выделению сфер и звень¬ев финансовой системы государства. В принципе финансовую систему, исходя из сущностной характеристики финансов и учи¬тывая их место в общественно-экономических процессах, можно представить в виде: ? совокупности денежных отношений; ? совокупности фондов денежных средств; ? совокупности субъектов финансового аппарата управления. Финансовая система характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни один из ее эле¬ментов, ни одна из ее подсистем на протя¬жении многих лет не может существовать самостоятельно. Финансовые системы в различных госу¬дарствах складывались в процессе эволюции общества на протяжении длительного про¬межутка времени. Финансовые системы практически одинаковы во всех государс-твах. Имеются различия только в бюджетной системе, бюджетном процессе, что опре¬деляет специфику формирования денежных фондов, звеньев финансовой системы. 1.2. Состав финансовой системы Российской Федерации Поскольку финансы являются носителями распредели¬тельных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэто¬му в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы: ? государственные финансы (федеральные финансы и фи¬нансы субъектов РФ) и муниципальные (местные) финансы; ? финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов); ? страхование — сфера особых финансовых отношений. Финансовая система в ее широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны) и систему государствен¬ных финансовых органов. Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев. Звенья первой сферы — государственные и муниципаль¬ные финансы — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макрорегиональном и муници¬пальном уровнях. Звенья второй сферы (финансы хозяйствующих субъектов) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных от¬ношений на микроуровне. Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кре¬дитных учреждений страны. К финансовой системе страны относятся страхование как сфера особых финансовых отношений, а также государствен¬ные финансовые институты (организации, учреждения), осуще¬ствляющие и регулирующие финансовую деятельность. Состав финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации в результате рыночных преобразований 90-х годов, и система государственных финансовых органов представлены на рисунке. Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функци¬онирования каждого подразделения (сферы) и звена, различи¬ями в методах распределения и использования фондов денеж¬ных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой сис¬теме. Итак, изложенные подходы к понятию и сущности финансовой системы позволяют сделать вывод, что она представляет собой совокупность элементов определенного со¬держания и определенной формы, которые связаны между собой и регулярно взаимо¬действуют друг с другом. 2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 2.1. Общегосударственные финансы и их роль в финансовой системе Как видно из схемы, приведенной на рисунке 1, государствен¬ные и муниципальные финансы включают государственный и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды, го¬сударственный кредит. Государственный и местные бюджеты Российской Феде¬рации — основные финансовые планы формирования и исполь¬зования централизованного денежного фонда государства и муниципальных образований. Они обеспечивают выполнение функций, заключающихся в проведении государственной поли¬тики, главным образом посредством перераспределения дохо¬дов, полученных в первую очередь через систему налогообло¬жения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет и территориальные бюджеты (бюджеты субъектов Фе¬дерации). Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты) — в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты — в форме правовых актов пред¬ставительных органов местного самоуправления либо в поряд¬ке, установленном уставом муниципальных образований (в большинстве случаев утверждаются в форме решения). До 1991 г. государственный бюджет РСФСР, как и всех дру¬гих союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации пре¬терпела существенные изменения. В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и рядом последу¬ющих законов и постановлений Правительства РФ, основным из которых является Бюджетный кодекс РФ, государственная бюджетная система России была перестроена. В настоящее время в соответствии со ст. 10 БК РФ бюджет¬ная система РФ включает бюджеты трех уровней: ? федеральный бюджет и бюджеты государственных вне-бюджетных фондов; ? бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территори¬альных государственных внебюджетных фондов; ? местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Следующим звеном государственных финансов являются государственные внебюджетные фонды. При переходе к ры¬ночным условиям хозяйствования были образованы следующие государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственнос¬тью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды име¬ют целевое назначение — финансирование социальных услуг, предоставляемых населению. Наряду с государственными внебюджетными фондами со¬циального назначения создаются фонды экономического назна¬чения, за счет которых обеспечиваются потребности государ¬ства в решении экономических задач. Организационно внебюд¬жетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных де¬нежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Это есть государственная деятельность по получению де¬нег в кредит, т. е. взаймы, от граждан, юридических лиц и дру¬гих государств. Государственный кредит привлекает через раз¬мещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг. Госкредит — это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных го¬сударств для покрытия дефицита бюджета. Следующей сферой финансовой системы являются финан¬сы хозяйствующих субъектов — предприятий и организаций различных форм собственности. Они являются самостоятель¬ными хозяйствующими субъектами, юридическими лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производ¬ства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. В организациях (предприятиях) финансовой системы фор¬мируется основная часть доходов, которые в последующем пересматриваются по различным каналам народно-хозяйственно¬го комплекса. В условиях рыночных отношений организации осуществ¬ляют деятельность на началах коммерческого расчета, при ко¬тором расходы должны покрываться за счет собственных дохо¬дов. Главным источником развития организации становится прибыль. Однако не все предприятия (организации) строят свою ра¬боту на принципах коммерческого расчета. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого раз¬граничения служит также порядок использования полученной прибыли. Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы: ? финансы организаций (предприятий), функционирующих на коммерческих началах; ? финансы организаций (предприятий), осуществляющих некоммерческую деятельность; ? финансы государственных и муниципальных предприя¬тий; ? финансы общественных организаций (объединений). Коммерческими организациями, согласно ст. 50 ГК РФ, являются те юридические лица, которые преследуют извлече¬ние прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими органи¬зациями, могут создаваться в форме производственных коопе¬ративов, хозяйственных товариществ и обществ, государствен¬ных предприятий, муниципальных унитарных предприятий. Производственный кооператив — это добровольное объеди¬нение граждан для совместной производственной или иной хозяй¬ственной деятельности (производство, переработка, сбыт продук¬ции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказа¬ние других услуг), основанной на их личном труде и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Хозяйственными товариществами и обществами призна¬ются коммерческие организации с разделенным на доли (вкла¬ды) учредителей (участников) уставным (складочным) капита¬лом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (учас¬тников), а также производственное и приобретенное хозяйствен¬ным товариществом или обществом в процессе его деятельнос¬ти, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ). Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества как коммерческие организации могут создаваться также в форме акционерного общества, об¬щества с ограниченной или дополнительной ответственностью. Государственные и муниципальные унитарные предпри¬ятия. Государственные предприятия основаны на государствен¬ной и муниципальной собственности, ведут свою деятельность на основе коммерческого расчета. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреп¬ленное за ней собственником имущество. Оно осуществляет свою деятельность на базе чужой собственности (государственной или муниципальной). Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием его по на¬значению и сохранностью. Он имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяй¬ственном ведении предприятия. Создаваемое на базе государственного и муниципального имущества унитарное предприятие на праве оперативного уп¬равления (казенное предприятие) в фирменном наименовании должно содержать указания на то, что такое предприятие яв¬ляется казенным. Права владения, пользования и распоряже¬ния закрепленным имуществом такие предприятия осуществ-ляют в пределах, установленных законом, в соответствии с це¬лями своей деятельности, заданиями собственника и назначе¬нием имущества. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Некоммерческими организациями признаются те органи¬зации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организа¬циями, могут осуществлять предпринимательскую деятель¬ность лишь постольку, поскольку это служит достижению це¬лей, ради которых они созданы, и соответствующую этим це¬лям (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов и в дру¬гих формах, предусмотренных законом. Потребительский кооператив представляет собой добро¬вольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потреб¬ностей участников, осуществляемое путем объединения его чле¬нами имущественных паевых взносов. Законом допускается создание объединений некоммерчес¬ких организаций в форме ассоциаций и союзов. Добровольное объединение потребительских обществ в со¬юзы и объединение союзов в Центральный союз образуют сис¬тему потребительской кооперации. Отношения, возникающие в Российской Федерации в сфе¬ре потребительской кооперации, являются объектом граждан¬ско-правового регулирования. Гражданский кодекс РФ определил статус кооперативов, в том числе потребительских, как юридических лиц и содержит ряд норм о потребительских коо¬перативах (потребительских обществах). В настоящее время наряду с Гражданским кодексом РФ регулирование деятельности потребительских обществ осуще¬ствляется Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потреби¬тельской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и подзаконными актами. Поскольку потребительское общество является некоммер¬ческой организацией, его деятельность финансируется не только за счет прибыли (хотя этот источник имеет большое значение), но и за счет паевых и вступительных взносов членов — пайщи¬ков потребительского общества. Закон гарантирует потребительским обществам и их со¬юзам, с учетом их социальной значимости, государственную поддержку. Общественными и религиозными организациями (объеди¬нениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Эти организации мо¬гут быть созданы только гражданами. Члены общественных и религиозных объединений не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе членские взносы. Важную роль в системе общественных организаций игра¬ют профессиональные союзы — массовые демократические организации, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Профессиональные союзы являют¬ся некоммерческими организациями. Финансы профсоюзов со¬храняют все черты финансов некоммерческих организаций, но имеют и свою специфику. Организации профсоюзов имеют финансовые сметы. Проф¬союзные организации регионов составляют сводные финансовые планы — бюджеты. Доходы профсоюзного бюджета состоят из членских профсоюзных взносов, отчислений предприятий проф¬союзным организациям денежных средств на культурно-массовую и физкультурную работу, поступлений от платных мероприятий, взносов добровольных спортивных обществ. Расходы профсоюз¬ного бюджета складываются из затрат на культурно-массовую работу, физическую культуру, дотаций кассам взаимопомощи, на содержание аппарата профсоюзов, организационные расходы (проведение съездов, совещаний, командировки и др.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Финансы, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Финансы, 23 страницы
276 руб.
Курсовая работа, Финансы, 37 страниц
444 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg