Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие у обучающихся среднего звена с ЗПР словесно- логического мышления на уроках географии

shahov_2020 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
В данной работе дана характеристика словесно-логического мышления как психического процесса. Произведен анализ литературы, которая посвящается изучению словесно-логического мышления у обучающихся среднего вена с ЗПР.
Введение

Развитие мышления в процессе учебной деятельности представляет важнейшую задачу школьного обучения. Современный уровень развития общества и информационных процессов требует формирование устойчивых интеллектуальных способностей и навыков интенсивной учебной деятельности, быстрой ориентации и самоопределения в динамичном информационном мире. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня¬тиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена¬блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий (Л.С.Выготский, И.В.Кабелка, О.И.Кукушкина, К.С.Лебединская, Т.М.Лифанова, И.А.Никольская, М.С.Певзнер, Е.А. Полат, Т.И.Пороцко, У.В.Ульенкова). Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Г.Я. Трошин выдвинул положение о том, что психическое развитие аномального ребёнка протекает по тем же закономерностям, что и здорового. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский выявили среди неуспевающих учащихся –детей с задержкой психического развития. Сегодня в теории и практике образования Российской Федерации происходят существенные изменения — смена содержания образования, ориентированного на индивидуализацию образования детей в соответствии с их потребностями и возможностями. Особую актуальность данное положение приобретает по отношению к процессу образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ЗПР входят в категорию детей, которые могут обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Проблематика данного исследования заключается в нед¬остатке упражнений географического содер¬жания, направленных на развитие словесно¬-логического мышления обучающихся с ЗПР. Актуальность темы заключается в том, что мышление среднего звена школьного возраста развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не может овладеть приемами мыслительной деятельности в среднем звене школьного возраста, то в средних классах он обычно переходит в разряд неуспевающих. Целью данной работы является изучение особенностей развития словесно-логического мышления у детей с ЗПР и создание методических рекомендаций для учителей На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос об особенностях развития словесно-логического мышления деятельности детей с ЗПР, а также необходимость организации целенаправленной коррекционной работы по формированию элементов словесно - логического мышления у детей среднего звена школьного возраста. Вместе с тем мы можем наблюдать следующее противоречие. Своевременное формирование и развитие логических операций, стимулирование интеллектуальной активности и оптимизация мыслительной деятельности у детей с ЗПР качественно изменяют развитие познавательной сферы детей с ЗПР и составляют существенную предпосылку успешного усвоения знаний в процессе школьного обучения и социализации. Объект ¬исследования: процесс развития у обучающ¬ихся среднего звена с задержкой психичес¬кого развития словесно-логического мышления.¬ Предмет¬ исследования: упражнения географическог¬о содержания, направленные на развитие у¬ обучающихся среднего звена с задержкой п-сихического развития словесно-логического мышления.¬ Цель исследования:¬ ¬на основе изучения научной литературы и -эмпирического исследования установить ос¬обенности словесно-логического мышления ¬и подготовить программно-методические ма¬териалы для его развития у обучающихся среднего звен¬а с задержкой психического развития с ис¬пользованием упражнений географического ¬содержания.¬ В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи: - выявить закономерности развития словесно-логического мышления в онтогенезе; - установить уровень развития у обучающихся среднего вена с ЗПР словесно-логического мышления; - рассмотреть программно-методические материалы для реализации коррекционной работы по развитию у обучающихся в среднем звене с ЗПР словесно-логического мышления. Теоретической базой исследования : концепция Л.С.Выготского, У.В.Ульенковой, К.С.Лебединской, М.С.Певзнер о ведущей роли обучения в развитии ребенка. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования, в том числе подготовленных программно-методических материалов олигофренопедагогами, воспитателями и родителями в целях развития у детей среднего звена школьного возраста словесно-логического мышления. Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе КГУ «Краснонивская основная школа» в 2019-2020 учебном году. Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа детей с ЗПР. Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, реферирование, контент анализ научных публикаций авторы которых работали над трудами по данной теме. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе КГУ «Краснонивская основная школа» , базой данного исследования является констатирующий эксперимент по методике Э.Ф. Замбацявичене. Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы .
Содержание

Введение 3 Глава 1. Научно-теоретические основы развития у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления 7 1.1. Закономерности развития словесно - логического мышления в онтогенезе 7 1.2. Особенности развития у обучающихся среднего звена с ЗПР словесно-логического мышления 12 1.3. Роль географии в развитии у обучающихся в среднем звене с ЗПР словесно - логического мышления 18 Выводы по 1 главе 27 Глава 2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования 29 2.1. Общая организация исследования 29 2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у обучающихся в среднем звене с ЗПР словестно – логического мышления 31 2.3. Программно-методические аспекты коррекционной работы по развитию у обучающихся в среднем звене с ЗПР словесно – логического мышления 35 Выводы по 2 главе 43 Заключение 45 Аннотация 47 Список использованных источников и литературы 49 Приложения 55
Список литературы

1. Абакумова Д.А. Изучение логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] /Д. А. Абакумова// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26-27 апреля 2018 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018. – 1 электрон опт. диск (CD-ROM). - С.51-54. 2. Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6-7 летнего возраста [Текст] / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Практ. психологія та соц. робота. - 2011. - № 6. - С. 43-50. 3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб.пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с. 4. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с. 5. Бондарчук, Е. И. Основы психологии и педагогики [Текст]: курс лекций / Е. И. Бондарчук, Л. И. Бондарчук. – 3-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2002. – 168 с. 6. Брушлинский, А.В. Культурно-историческая теория мышления [Текст] / А. В. Брушлинский. – М.: Наука, 1966. –168 с. 7. Венгер, Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе [Текст] / Л. А. Венгер// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. – М., 1985. – С. 27-39 8. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства [Текст] / Л. С. Выготский. – М.:Эксперем.дефект.инстит.им.М.С.Эпштейна, 1936. – 78с. 9. Выготский, Л. С. Исследование образования понятий: Методика двойной стимуляции [Текст] / Л. С. Выготский, Л. С. Сахаров // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. 10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – изд. 5, испр. – М. : Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с. 11. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. – М., 1956. 12. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2010. – 1008 с. 13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. Т. 4 : Проблемы возраста. – 1984. – 268 с. 14. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т. В. Егорова. – М.: Педагогика, 1973. – 152 с. 102 15. Егорова, Т. В. Своеобразие мыслительной деятельности [Текст] / Т. В. Егорова // Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И.Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – С. 70-106. 16. Замбацявичене, Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей [Текст] / Э. Ф. Замбацявичене// Дефектология. – 1984. –№ 1. –С. 28-34 17. Мухлынина Д.А. Роль логического мышления в обучении школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Д.А. Мухлынина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26-27 апреля 2017 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. 103 Под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. — 1 электрон. опт. диск (CD- ROM). 18. Лебединская, К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / К. С. Лебединская. – Москва : Педагогика, 1982. – 128 с. 19. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – 391 с. 20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1975. — 304 с. 21. Леонтьев, Л. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Л. А. Леонтьев. – 2-е исправл. издание. – М.: Смысл, 2013. – 488 с. 22. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М., 1992. – 500 с. 104 23. Лубовский, В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития [Текст] / В. И. Лубовский // Дефектология. – 1972. – №4. – С. 10-23. 24. Лубовский, В.И. Задержка психического развития [Текст] / В. И. Лубовский – М., 1989.– 119с. 25. Лубовский, В. И. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития [Текст] / В. И. Лубовский, Г. Р. Новикова, В. Ф. Шалимов // Дефектология. – 2011. – № 5. – С. 17-26. 26. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский. – М., 1989. – 104с. 27. Подгорецкая, Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых [Текст] / Н. А. Подгорецкая. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 149 с 28. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / Под ред. С. JI. Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1960. -168 с. 29. Психодиагностика детей / Сост. А. С. Галанов. М.: Сфера, 2002. -128 с. 30. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и ред. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. - 256 с. 31. Психодиагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников / Авт.-сост.: JI. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, JI. Ф. Чупров. Абакан, 1990. - 28 с. 32. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989. - 102 с. 33. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981. - 232 с. 34. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с. 35. Психологическая диагностика / К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Г. А. Берулава и др. Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 324 с. 36. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М Гуревича и Е. М. Борисовой. — М., Межд. пед. академия, 1995.-359 с. 37. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, 38. Хотченкова, Е.А. Педагогический аспект развития логического мышления учащихся-подростков[Электронный ресурс] / Е. А. Хотченкова. – URL :https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2082 (дата обращения: 23.11.2019). 39. Шардаков М. Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963. -255 с. 40. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1999. - 512 с. 41. Шиф Ж. И. Разноаспектный анализ и обобщение предметов // Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф и др. М.: Педагогика, 1971. - с. 187-188. 42. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухихдетей. -М.: Просвещение, 1968, 318 с. 43. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Вместо предисловия // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1981. - с. 3-12. 44. Эльконин Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980. -с. 60-68. 45. Якиманская И. С. Знания и мышление школьника. — М.: Знание, 1985. 78 с. 46. Якиманская И. С. О некоторых путях диагностики развития пространственного мышления у школьников // Вопросы психологии, 1971. № 6. с. 84-96. 47. . Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. - 240 с. 48. Якиманская И. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. — М.: Высш. школа, 1979. 88 с. 49. Яшкова Н. В. К вопросу о наглядно-действенном мышлении глухих детей // Спец. школа. 1968. - № 1. - с. 105-112. 50. Яшкова Н. В. Наглядно-действенное мышление // Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др.- М.: Педагогика. 1971.-е. 143-150. 51. Яшкова Н. В. Наглядное мышление глухих детей. — М.: Педагогика, 1988. 142 с. 52. Яшкова Н. В. Некоторые особенности речи глухих школьников при решении наглядно-практических задач // Познавательная деятельность глухих младших школьников. — М.: АПН СССР, НИИ деф., 1977. с. 3-25. 53. Яшкова Н. В. Формирование интеллектуальной операции обратимости у глухих и слышащих детей // Симпозиум 32. XVIII международный психологический конгресс. -М., 1966.
Отрывок из работы

Глава 1. Научно-теоретические основы развития у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления 1.1. Закономерности развития словесно-логического мышления в онтогенезе Словесно логическое мышление – форма мыслительной деятельности, которая начинает развиваться в дошкольном возрасте и предваряет переход к теоретическому мышлению, характерному для взрослого человека. Это важная стадия в умственном развитии, когда ребенок научается с помощью речи выражать логические умозаключения и развивает способность аргументировать свои мысли. В.Н. Брюшинкин определяет словесно-логическое мышление как вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. В данной работе мы рассмотрим словесно-логическое мышление (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) [11с.32]. Тихомиров О.К. дает такое понятие: « Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций» [15с.46].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg