Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Деятельность социального педагога по предупреждению социальной дезадаптации подростков

shahov_2020 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
В последнее время все чаще говорится о проблеме социальной дезадаптации подростков. Проблемы, касающиеся подростков как раньше так и по сей день приковывают внимание разных специалистов-педагогов. Не разрешенность этих проблем приводит к проявлении социальной дезадаптации, которая может послужить основой разных девиаций (бродяжничество, алкоголизм, побеги из дома и пр.).
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время одной из самых актуальных и социально-значимых задач нашего современного общества, является поиск путей снижения роста социально дезадаптированных подростков и профилактика с подростками с социальной дезадаптацией. Помощь в решении проблем у подростков, связанных с социальной дезадаптацией, требует осведомленности и знаний об особенностях процесса социальной дезадаптации. Принадлежность к социальной дезадаптации во-первых, не удовлетворяет подростковые потребности в общении и принятии социальных норм, во-вторых, способствует разрыву социальных связей с ближайшим окружением. В следствии чего, могут возникнуть проблемы не принятия подростка социумом. Социальная дезадаптация сопровождается различными отклонениями у подростков, разрушением социальных связей и отчуждением от основных институтов социализации, таких как семья и школа. Для предотвращения дезадаптированного поведения подростков необходимо эффективно строить работу с такими детьми по всем ее направлениям, которые осуществляют становление личности и социализации подростков. Проблемой социальной дезадаптации занимались такие педагоги как: Л. Л. Шпак, С. А. Беличева, Е. С. Рапацевич, М. В. Шакурова и др. Проблема социальной дезадаптации подростков сегодня как никогда актуальна и значима для общества и системы образования. Рост подростковой преступности, бродяжничества, общей безнадзорности, раннее табакокурение, алкоголизм и наркомания, снижение учебной и социальной мотивации в молодежной среде – реалии современности. Социальная дезадаптация подростков проявляется у ребенка весьма разнообразно, однако, главные ее критерии следующие: увеличение личностной и ситуативной тревожности; нарушение коммуникативных умений; повторяющиеся нарушения поведения. Также учитывая изменения в системе образования, которые происходят в настоящее время и введение ФГОС, стоит большее внимание уделить профилактике социальной дезадаптации подростков. Здесь нельзя не согласиться с тем, что существенным значением в этом процессе играют и педагоги, которые, к сожалению, пока не в полной мере готовы выполнять новые для себя требования, которые предусмотрены ФГОС. Таким образом проблемой данного исследования выступает то, что, во-первых, проблема социальной дезадаптации подростков достаточно изучена, однако, во-вторых, ей уделяется гораздо меньше внимания, чем она этого заслуживает. Объект исследования – социально-педагогическая деятельность с подростками. Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность по предупреждению социальной дезадаптации подростков в условиях школы-интерната. Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробация программы по предупреждению социальной дезадаптации детей подростков в условиях школы-интерната. Согласно поставленной цели исследования, необходимо решить ряд задач. Задачи исследования: - охарактеризовать понятие «социальная дезадаптация», раскрыть особенности проявления социальной дезадаптации в подростковом возрасте; - выявить основные факторы формирования и развития социальной дезадаптации у подростков; - проанализировать основные этапы становления и развития системы профилактики социальной дезадаптации подростков в России; - определить сущность и содержание социально-педагогической деятельности с дезадаптированными подростками; - раскрыть специфику организации социально-педагогической деятельности по профилактике социальной дезадаптации подростков в условиях школы-интерната; - подобрать и апробировать диагностический инструментарий, позволяющий выявить социальную дезадаптацию, проследить ее динамику; - разработать и проверить эффективность социально-педагогической программы по профилактике социальной дезадаптации подростков в МКОУ «Семеновская школа-интернат». Гипотезы исследования социально-педагогическая деятельность по предупреждению социальной дезадаптации подростков в условиях школы-интерната будет эффективна, если: ? обеспечен учёт особенностей развития личности ребёнка при определении технологий социально-профилактической деятельности; ? соблюдена ориентированность социально-педагогической деятельности как на личность ребенка-носителя дезадаптации, так и на социальную и природную среду (педагогизация социума); ? подобран и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий выявить социальную дезадаптацию, проследить ее динамику; ? разработана и внедрена программа по профилактике социальной дезадаптации подростков в МКОУ «Семеновская школа-интернат», — применен системный подход в деятельности социального педагога. Методы и методики исследования: 1) «Методика исследования личностного и ситуативного уровня тревожности подростков» (опросник Спилбергера); 2) «Методика выявления коммуникативных умений подростков» (Р.В.Овчарова). Практическая значимость исследования: разработанная социально-педагогическая программа по профилактике социальной дезадаптации у учащихся пятых классов может быть использована в общеобразовательных школах. Выборка: в исследовании принимали участие дети пятого класса в количестве 20 человек. База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ «Семеновская школа-интернат». Структура работы:выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Социальная дезадаптация подростков как объект исследования в научной литературе………………...……………………………………………..8 1.2 Факторы формирования и развития социальной дезадаптации у подростков………………………………………………………………………..12 1.3 Историко-педагогический анализ становления и развития системы профилактики социальной дезадаптации подростков в России……………...14 ВЫВОДЫ ПО 1-Й ГЛАВЕ……………………………………………………...19 ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 2.1 Сущность и содержание профессиональной деятельности социального педагога с дезадаптированными подростками………………………………...21 2.2 Профилактика социальной дезадаптации подростков как социально- педагогическая проблема………………………………………………………..25 2.3 Основные формы и методы социально-педагогической деятельности по предупреждению социальной дезадаптации у подростков…………………...29 ВЫВОДЫ ПО 2-Й ГЛАВЕ……………………………………………………...32 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МКОУ «СЕМЕНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 3.1 Диагностика уровня социальной дезадаптации воспитанников МКОУ «Семеновская школа-интернат»……………………………………………......34 3.2 Социально-педагогическая программа профилактики социальной дезадаптации подростков в МКОУ «Семеновская школа-интернат»………..39 3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..42 ВЫВОДЫ ПО 3-Й ГЛАВЕ……………………………………………………...45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….49 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………53 ?
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос.силу Федерации. – силу 2019. – № 199. ст. 661 2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собр. законодательства Рос.силу Федерации. – силу 2019. – № 201. ст. 661 3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос.силу Федерации. – силу 2019. – № 111. ст. 661 4. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос.силу Федерации. – силу 2019. – № 45 ст. 154 5. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Собр. законодательства Рос.силу Федерации. – силу 2019. – № 113 ст. 134 6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Собр. законодательства Рос.силу Федерации. – силу 2019. – № 12 ст. 661 7. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Собр. законодательства Рос.силу Федерации. – силу 2019. – № 21. ст. 661 Научная и учебная литература 8. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. — М.: Аспект Пресс,2016. – 376 с. 9. Астапов, В. М. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»: учеб. пособие для пед. классов кор.-развив. Обучения. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 224 с. 10. Брутман В.И. Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности//Вопросы психологии. – 2017. – №7. – с.38-47 11. Березин, А. Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация у человека. – Л.: Издательство «Наука», 2018. – 213 с. 12. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. Главная. Педагогика, воспитание детей. М. – 2018. – С.71 13. Василькова Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — 6-е изд., стер. — Москва: Академия, 2017. — 439 с. 14. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник. – М.: Издательство «Харвест», 2017. – 576 с. 15. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровья человека. - М, 2016. – с.77 16. Жмыриков, А.Н. Диагностика социально психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. – Л.: ЛГУ, 2019. – 200 с. 17. Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер Пресс, 2017. — 608 с. 18. Каган В. Е. Психогенные формы дезадаптации// Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 89-95. 19. Коррекционная педагогика в образовании: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2018. – 320 с. 20. Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 176 с. 21. Кузнецов, П. С. Дездаптация как функция развития личности. – С.: Издательство Сарат. Университета, 2015. – С. 22–25. 22. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико-психологическая характеристика трудных подростков. М.: Педагогика, 2018. – с.99 23. Молодцова, Т. Д. Практика выявления дезадаптации подростков в учебных группах // Теория и практика проведения социально-педагогического исследования: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2014. – C. 154–171. 24. Молодцова, Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Научно-методический журнал «Концепт». – 2017. – № 5. – С. 10 – 15. 25. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Академия», 2015. — 200 с. 26. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности. – Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 2018 – 263 с. 27. Особенности психического развития детей 11 - 12-летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 2018. – с.66 28. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 352 с. 29. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике. — Минск: Современное слово, 2016. — 928 с. 30. Реан, А. А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. – 479 с. 31. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 460 с. 32. Северный, А. А. Проблемы междисциплинарного взаимодействия при коррекции дезадаптации //Социальная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: мат. науч.- практич. конференции. – М., 2015. – С. 11—17. 33. Сергеев, С. А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. – 2018. – №11. – С. 95-102. 34. Социальная педагогика / под.ред. В.А. Никитина. – М.: МГСУ «Союз», 1998. – 326 с. 35. Социальная педагогика: Учебник для вузов /Под общ.ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит.изд.центр «Владос», 2018. – 416 с. 36. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2016. – с.90 37. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2015. — С. 969. — 1200 с. 38. Филонов, Л. В. Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 112 - 127. 39. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М.:Академия, 2016. – 268 с 40. Шпак, Л. Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни //Социологические исследования. – 2016. – № 3. – С. 50-55. Интернет-ресурсы 41. Официальный сайт МКОУ «Семёновская школа-интернат». Режим доступа: http://seminternat-nn.edusite.ru/
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Социальная дезадаптация подростков как объект исследования в научной литературе Рассматривая социальную дезадаптацию подростков в качестве объекта исследования в научной литературе изначально рассмотрим сущность понятия социальной дезадаптации. Это затруднение, отклонение от нормы, нарушение функции, недостаточность или срыв адаптации [14, c.453]. Проблема дезадаптации подростков сегодня выступает как одна из наиболее серьезных социальных проблем, которая нуждается в незамедлительном продуктивном решении, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. В настоящее время, имеет место быть весьма большое число разного рода точек зрений относительно вопроса социальной дезадаптации. Рассмотрим их подробнее. Так, например, В.Е. Каган [18, c.89] определяет социальную дезадаптацию как расстройство объективного статуса в семье и школе, что формирует своего рода трудности в учебно-воспитательном процессе. Такие ученые, как: Г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров [20, c.176] трактуют социальную дезадаптацию как психическое состояние, которое формируется исходя из несоответствия социо-психологического либо психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. У К. Роджерса [17, c.88-89] полагает, что социальная дезадаптация представляет собой состояние внутреннего диссонанса, при этом, основной его источник обусловлен потенциальным конфликтом между установками «Я» и непосредственным опытом человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Психология, 56 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg