Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте в работе педагога дополнительного образования

shahov_2020 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2020
Школьная дезадаптация - это понятие недиагностическое, а оценочное; это внешнее проявление нарушений при которых ребёнок не может найти в школьной среде «свое место», не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющийся потенциал. В рамках исследования мы изучили сущностные характеристики дезадаптации как педагогического явления и выяснили, что причинами дезадаптации являются: низкий уровень познавательной сферы; неправильное семейное воспитание; дисгармоничные взаимоотношения с учителем; дисгармоничные взаимоотношения с детьми в классе; невнимание к личностным и индивидуальным особенностям учащегося.
Введение

Дезадаптация – это психическое состояние человека, при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособление. Особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. Школьная дезадаптация - это ситуация, при которой ребёнок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе. Практически ни у одного ребёнка переход от дошкольного детства к школьному обучению не совершает плавно . Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требуют от ребёнка новых форм поведения. Приспосабливаясь к новым условиям, детский организм мобилизует систему адаптационных реакций. В младшем школьном возрасте происходит заметное повышение распространенности невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств в сравнении с дошкольным возрастом. Школьная дезадаптация – распространенное явление среди первоклассников, однако иногда она проявляется и у детей постарше, например, в подростковом возрасте вследствие перестройки личности или же просто при переходе в новое учебное заведение. В таком случае дезадаптация из социальной перерастает в психосоциальную. Среди проявлений школьной дезадаптации выделяют следующие: • комплексная неуспеваемость по предметам; • прогуливание занятий по неуважительным причинам; • пренебрежение нормами и школьными правилами; • неуважение к одноклассникам и преподавателям, конфликты; • замкнутость, нежелание идти на контакт. Ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достигнуть определенного уровня умственного развития. Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Негативные последствия дезадаптации выражаются в затруднении в обучении, нарушениях поведения, достигающих уровня криминальной выраженности. Проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьёзных социальных проблем современности, требующих углубленного изучения, для последующего предотвращения. В последнее время обозначилась тенденция экспериментально исследовать особенность педагогического процесса в связи с началом школьной дезадаптации. Роль педагогического фактора с началом дезадаптации велика. Сюда относят особенности организации школьного обучения, характер школьных программ, темп их освоения, а также влияние самого педагога на процесс социально-психологической адаптации ребёнка к условиям школы. Позднякова Ольга Витальевна определяет адаптацию как социальный феномен, который проявляется на всех уровнях жизни. Эрик Эриксон описал содержание адаптационного процесса формулой, включающей в себя противоречие, тревогу, защитные реакции организма, и завершающим слагаемым процесса является точка бифуркации, в которой возможно достижение индивидом равновесия или формирование конфликта. По Эриксону, конфликт, в качестве одного из возможных результатов взаимодействия личности с окружающей средой, при неблагоприятном разрешении приводит к аномальному развитию личности, т.е. к дезадаптации. Петрова Елена Юрьевна определяет школьную дезадаптацию как сложное социально-психолого-педагогическое явление, которое рассматривается, с одной стороны, как результат неправильной работы адаптационных функций организма человека, а с другой- как нарушение или отклонение, связанное с учебной деятельностью. Автор выделяет такие составляющие школьной дезадаптации, как социально-психологическая дезадаптация, психологическая дезадаптация и учебная дезадаптация. Карабнович Оксана Вячеславовна рассматривает школьную дезадаптацию как собирательное понятие, включающее в себя такие факторы как медико-биологические, психолого-педагогические и социально-средовые факторы. Цель: рассмотреть особенности профилактики школьной дезадаптации младших школьников в работе педагога дополнительного образвания. Объект исследования: дезадаптация как педагогический процесс. Предмет исследования: особенности профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте. Задачи: 1. Изучить сущностные характеристики дезадаптации как педагогического явления. 2. Рассмотреть особенности профилактики явлений дезадаптации в младшем школьном возрасте. 3. Обобщить опыт работы педагогов дополнительного образования по профилактике дезадаптации младших школьников. Теоретическая база исследования: - изучением дезадаптации как педагогического явления занимались отечественные ученые, такие как Н. В. Вострокнутова, Т.В. Дорожевец, О.В. Карбанович, Т.Д. Молодцова, О.В. Позднякова, Л.Н. Савина и др. - особенности детей младшего школьного возраста изучали: Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, В.С. Мухина, и других. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, обобщение передового педагогического опыта. Теоретическая значимость: изучение и обоснование проблемы профилактики конфликтов в подростковом возрасте.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. 1.Сущностные характеристики дезадаптации как педагогического явления 6 2. 2. Профилактика явлений дезадаптации в младшем школьном возрасте 13 3. 3. Опыт работы педагогов дополнительного образования по профилактике дезадаптации младших школьников 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27 ГЛОССАРИЙ 29 ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Список литературы

1. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование/ Г. В. Бурменская. – М.: МГУ, 1990. -136с. 2. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. / Н.В. Вострокнутов// Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. -1995. – С. 8-11. 3. Гормин, А.С. Словарь практического психолога/ А.С. Гормин// Программа «коррекция школьной дезадаптации»и ее реализация в муниципальной системе образования. -2007. С. 14-25. 4. Дорожевец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации. / Т.В. Дорожевец. – В.: 1995. -182с. 5. Дубровина, И.В. Рабочая книга психолога/ И.В. Дубровина. –М.: Прсвещение, 1991. – 303с. 6. Карбанович, О.В. Психолого-педагогические условия преодоления школьной дезадаптации / О.В. Карбонович. – Б.: Вестник, 2012. – 80с. 7. Лангмейер, Й. Психологическая депривация в детском возрасте/ Й. Лангмейер. – П.: Медицинское, 1984. – 800с. 8. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. - М.: Академия, 1989. – 192с. 9. Молодцова, Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации/ Т.Д. Молодцова. – М.: Концепт, 2013. -202с. 10. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. – М.: ЭСКИМО, 2000. -352с. 11. Николаева, Е.В. Профилактика дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения(из опыта работы) / Е.В. Николаева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.tver.ru/school/27/teacher 12. Обухова, ер Л.Ф.ер Возрастнаяер психология/ Л.Ф. Оюухова. -ер ////М.: Юрайт,2013. -240с. 13. Овчарова, ер Р.В.ер Практическая ер психология ер в ер начальной ер школе/ Р.В. Овчарова. -ер /////////// М.: ТЦ «Сфера», 1996. -315с. 14. Петрова, Е. Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления/ Е.Ю. Петрова. –Т.: Вестник,2012. -240с. 15. Позднякова, О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности/ О.В. Позднякова. –М.: Академия,2011. -312с. 16. Савина, Л.Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников/ Л.Н. Савина. –П.:Известия, 2009. -215с. 17. Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире/ В.Н. Соколова. –М.: Просвещение,1991. -223с. 18. Трошина, С. Школьная дезадаптация: диагностика, профилактика, коррекция. Рекомендации по оказанию помощи младшим школьникам и подросткам (из опыта работы) / С. Трошина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ridero.ru/author/troshina_svetlana_vnuaz/ 19. Филонова, Е.В. Особенности профилактики и коррекции младших школьников (из опыта работы) / Е.В. Филонова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/filonova-evgeniya-veniaminovn 20. Харитонова, Е.А. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития/ Е.А. Харитонова// Перспективы науки и образования. -2014. –С. 126-128.
Отрывок из работы

1. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ В последнее время педагоги школы, учреждений дополнительного образования, да и сами родители все чаще и чаще сталкиваются с явлением дезадаптации. Главная проблема дезадаптации заключается в невозможности приспособления к новой ситуации, она не только ухудшает социальное и психическое развитие ребёнка, но и приводит к патологии. Это значит, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем. Н.В. Вострокнутов замечает, что дезадаптация, к счастью, происходит с ребёнком не молниеносно. Требуется время для развития неуверенности в себе, для того, чтобы в голове поселились значимые сомнения по поводу внешности и выполняемой деятельности [2, с. 3]. Ряд исследователей выделяют две основные стадии или виды дезадаптации: частичную и полную. Первый вид характеризуется началом процесса выпадения ребёнка из общественной жизни. Например, ребёнок в результате болезни перестает ходить в школу, не интересуется происходящими событиями. Однако он поддерживает связь с одноклассниками.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg