Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.
Актуальность. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. [20, 6]
Отрицательный прирост населения, «экологические» заболевания – самая острая и самая больная проблема сегодня для страны.
Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научится жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности ? проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.[15,19] А спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.
Началом формирования феномена культуры является уникальность феномена личности как универсального единства возможностей мыслить, желать и мочь. Экологическая культура определяет способы и формы взаимоотношений людей с окружающей средой. За своей сущностью экологическая культура является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе экологической деятельности. Экологическую культуру составляют экологические знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным.
А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.
Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.[20,8]
Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.
Компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое направление, воспитание разносторонней гармонической личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями[14,42].
Учитывая всё выше сказанное, считаем, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры средствами дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить психолого – педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования.
2) Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры.
Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы:
воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если создать такие педагогические условия:
1) Давать детям систематические экологические знания, при организации игровой деятельности научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
2) Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
3) Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.