Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Формирование и реализация государственной молодежной политики в Московской области

irina_k200 2430 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Цель исследования – изучить содержание и механизмы реализации гос-ударственной молодежной политики и дать практические рекомендации по её совершенствованию. Достижение цели предполагает решение следующих задач: ? исследование основных направлений, форм и методов реализации государственной молодежной политики; ? анализ деятельности органов государственного управления по формированию и реализации молодежной политики в Московской области. ? изучение реализации молодежной политики на муниципальном уровне и предложить пути по дальнейшему совершенствованию государ-ственной молодежной политики. Объектом исследования является государственная молодежная политика в Московской области. Предмет исследования – проблемы реализации государственной моло-дежной политики в Московской области. Для реализации поставленной цели и задач использован комплекс методов сбора и обработки информации: статистический анализ, контент-анализ документов и прессы, политический анализ и прогнозирование по определенным направлениям развития молодежной политики. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Авторское определение термина «молодежная политика»: «Моло-дежная политика – это совокупность приоритетов, способствующих эффек-тивной самореализации и успешной социализации молодежи и, как следствие, устойчивому социально-экономическому развитию, конкурентоспособности и национальной безопасности нашего государства, обеспечиваемых системой финансово-экономических, нормативно-правовых, организационно – управленческих и иных мер, реализуемых совместно органами публичной власти, гражданами и институтами гражданского общества». 2. Совершенствованию формирования и реализации региональной ГМП в Московской области будут способствовать выполнение следующих мероприятий: 1) осуществление формирования ГМП в регионе на основе анализа актуальных проблем молодого поколения; 2) повысить уровень вовлеченности молодежи в процессы формиро-вания и реализации ГМП. Для этого необходимо на постоянной основе вы-полнять мероприятия, повышающие грамотность и политическую культуру молодого поколения, способствующие активному электоральному поведению молодежи: молодежные дебаты, политический дискуссионный клуб, школа молодого избирателя, совет политической молодежи, информационный политический портал и др.; 3) создать механизм дополнительных инвестиций в мероприятия, включаемые в ГМП. Для этого предлагается создать молодежный фонд, куда могут перечисляться благотворительные средства от любых желающих; 4) включение в качестве приоритетов региональной ГМП: ? формирование качественной системы политического образования молодого поколения; ? поддержка инициатив молодежи по участию в общественной жизни региона; ? содействие созданию новых общественных молодежных и детских объединений; ? поощрение волонтерского движения; ? укрепление социального партнерства между органами власти и молодежными организациями всех уровней; ? безусловное соблюдение положений законодательства относи-тельно статуса молодежных и детских общественных организаций, привлече-ние их к разработке и обсуждению проектов решений по вопросам государ-ственной политики относительно детей и молодежи; ? увеличение в бюджетах всех уровней средств на финансирование программ, направленных на обеспечение социального становления и развития творческих способностей молодых граждан; ? льготы молодым семьям; 5) осуществление обратной связи с молодыми гражданами в ходе реализации ГМП по следующим направлениям: ? привлечение молодежи к разработке программ молодежной поли-тики, а также решения всех вопросов молодежного развития; ? создание кадрового резерва на государственную службу из представителей молодежных общественных организаций; ? привлечение молодежи к государственному управлению в специа-лизированных учреждениях; ? поддержка развития молодежных парламентов, администраций при местных органах государственной власти; ? содействие привлечению молодежи в занятии депутатских мест в представительных органах власти через проведение семинаров, создании льготных условий в регистрации и др. Практическая значимость исследования заключается в том, что основ-ные выводы и обобщения исследования могут быть использованы при формировании и реализации молодежной политики органами государственной власти Коломенского г.о. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заклю-чения, списка использованной литературы и источников. Во введении определены актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы и практическая значимость исследования. Первая глава рассматривает государственную молодежную политику как объект государственного управления. Вторая глава описывает анализ деятельности органов государственного управления по формированию и реализации молодежной политики в Московской области. В заключении даются общие выводы по работе.
Введение

Актуальность исследования. Современное государство и общество пе-реживают сложный и противоречивый период трансформации социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений. Моло-дежь, как субъект и объект молодежной государственной политики в Московской области отражает в своей жизнедеятельности особенности эволюции общественно-политической жизни России. Молодежь является тем общественным слоем, который играет особую роль в развитии общества, она является носителем интеллектуального потен-циала, определяющим фактором социально-экономического прогресса. Именно она выступает проводником социально-экономического, политического и духовного возрождения, двигателем новых качественных изменений, вызванных назревшими потребностями общества. От способности молодежи быть активной творческой силой в значи-тельной степени зависит процесс развития государства, но лишь при условии эффективной государственной политики, главной целью которой является создание условий и гарантий для социализации молодежи в интересах государства, общества и ее собственных интересах. Государственная молодежная политика – это комплексное явление, ко-торое является результатом идеологической, научно-теоретической, практической и иной деятельности социальных институтов в отношении молодежи. Такая политика реализуется практически во всех сферах жизнедеятельности молодежи, как в ее интересах, так и в интересах всего общества. Молодежная политика включает вопросы, связанные с воспитанием молодежи, охватывает процессы социализации молодого поколения, содержит идеи относительно места и роли молодежи в обществе. Изучение проблемы формирования и реализации молодежной политики в целом и региональной политики, в частности, способствует осознанию важности роли и места современной молодежи в российском обществе, без этого невозможно анализировать и прогнозировать его развитие. Степень изученности проблемы. Проблемам реализации государствен-ной молодежной политики, ее социальному, правовому, управленческому ас-пектам, посвящено значительное количество научных трудов отечественных и зарубежных ученых. Проблема становления системы правовой защиты молодежи и молодежной политики вообще посвящены работы Э.П. Григониса, К.В. Фадеева, А. Беляева, Л.В. Сморгунова, В.В. Лобанова, А.Ю. Сунгурова, О. Харкордин и др. Обращение отечественных исследователей к проблеме молодежи как субъекта политики нашло отражение в работах: М.К. Горшкова, Ю.А. Зубка, М.М. Зеленковой, И.М. Ильинского, И.С. Кона, А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, В.И. Чупрова, С.Ю. Хлыстунова, В.В. Павловского, Ф.Э. Шереги и др. Эти исследования являются значительным вкладом в теорию, методологию и практику реализации государственной молодежной политики в России. Однако, несмотря на большое количество публикаций, есть ряд вопросов, которые требуют глубокого и комплексного исследования. Эффективная государственная молодежная политика является сегодня не только фактором социальной стабильности, но и гарантом безопасности государства в целом. Именно этим обусловлена постановка цели данного ис-следования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 8 1.1. Основные направления молодежной политики 8 1.2. Формы и методы реализации государственной молодежной политики 21 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 35 2.1. Основные подходы при реализации молодежной политики в Московской области 35 2.2. Реализация молодежной политики на муниципальном уровне 49 2.3. Проблемы и пути совершенствования молодежной политики 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
Список литературы

Источники 1. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // http://www.pravo.gov.ru – 29.12.2016. 2. Постановление Правительства РФ от 27.05.2006 № 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи" // Собрание законодательства РФ. – 05.06.2006. – № 23. – Ст. 2503. 3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 15.12.2014. – № 50. – Ст. 7185. 4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // http://www.pravo.gov.ru – 02.10.2018. 5. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». 6. Указ Президента РФ от 06.04.2006 № 325 (ред. от 25.07.2014) "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" // Собрание законодательства РФ. – 28.07.2014. – № 30 (часть II). – Ст. 4287. 7. Закон Московской области от 01.12.2003 № 155/2003-ОЗ (ред. от 28.10.2019) "О государственной молодежной политике в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 12.11.2003 № 1/75-П) // http://www.mosreg.ru, 30.10.2019. 8. Постановление Правительства МО от 25.10.2016 № 796/39 (ред. от 17.09.2019) "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики в Московской области" // http://www.mosreg.ru – 11.10.2019. 9. Постановление Правительства МО от 25.10.2016 № 783/39 (ред. от 03.09.2019) "Об утверждении государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2017-2024 годы" // Справочная Правовая Система КонсультантПлюс. 10. Постановление Правительства МО от 25.10.2016 № 784/39 (ред. от 03.09.2019) "Об утверждении государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2017-2025 годы" // Справочная Правовая Система КонсультантПлюс. 11. Постановление Правительства МО от 25.10.2016 № 786/39 (ред. от 17.09.2019) "Об утверждении государственной программы Московской области "Спорт Подмосковья" на 2017-2021 годы" // http://www.mosreg.ru – 11.10.2019. 12. Постановление Правительства МО от 25.10.2016 № 790/39 (ред. от 03.09.2019) "Об утверждении государственной программы Московской области "Жилище" на 2017-2027 годы" // Справочная Правовая Система КонсультантПлюс. 13. Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 № 454-ПП (ред. от 27.03.2018, с изм. от 26.03.2019) "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Жилище" // Электронное периодическое издание Справочная Правовая Система КонсультантПлюс. 14. Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 № 450-ПП (ред. от 04.06.2019) "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" // Справочная Правовая Система КонсультантПлюс. 15. Постановление Администрации Коломенского городского округа Московской области № 32 от 29.12.2017г. Об утверждении муниципальной программы Коломенского городского округа «Молодое поколение» на 2018 – 2022 гг. // https://kolomnagrad.ru/ 14.03.2019. 16. Официальный сайт городского округа Коломна // Режим доступа: http://www.kolomnagrad.ru. Литература 17. Абаджан М.А., Жабчик С.В., Каримова Л.П. Основные направле-ния государственной молодежной политики в РФ // Социально-гуманитарный вестник. Сборник статей. – 2019. – С.118-121 18. Авцинова Г.И., Назарова О.А. Информационный механизм реализации государственной молодежной политики в г. Москве // Youth World Politic. 2015. – № 2. – С. 18-24. 19. Агаркова Д.А., Комарова М.С., Матвеева Е.В. Государственная молодёжная политика в Российской Федерации и её закрепление в национальном законодательстве // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. – 2016. – № 5. – С. 54-65. 20. Александрова А.Г. Физическое воспитание молодежи как приори-тетное направление государственной молодежной политики // Образование и наука без границ. – 2017. – № 8. – С.268-270 21. Андрюшина Е.В. Государственная молодежная политика в россий-ском обществе: этапы, основные направления, показатели результативности // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. – № 67. – С.269-281 22. Андрюшина Е.В., Панова Е.А. Современная российская государ-ственная молодежная политика: эволюция, основные направления, практики // Власть. – 2017. – № 25. – С.60-65 23. Афанасьева Л.В. Реализация государственной молодежной политики на муниципальном уровне // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 15. – С. 2286-2290. 24. Бакалдина Е.С., Меркулов П.А. Сущность и структура механизма реализации государственной молодежной политики // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2015. – № 3 (44). – С. 96-98. 25. Берковский В.А., Брагина Е.А., Аверкина Ю.С. Нормативно-правовые основы реализации государственной молодежной политики в России // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2016. – № 3. – С. 98-105. 26. Бородина А.В. Стратегическое планирование и программирование региональной государственной молодежной политики: особенности, пробле-мы и потенциал // В книге: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА – ОБЩЕСТВУ XXI ВЕКА Центр научного знания "Логос"; Под редакцией И.Н. Титаренко. – Ставрополь, 2016. – С. 160-194. 27. Бражников С.А. Проблемы и перспективы формирования и реали-зации государственной молодежной политики в Российской Федерации // Ак-туальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2016. – № 14-2. – С. 290-292. 28. Бугаев А.В. Современные тенденции развития государственной молодежной политики в Российской Федерации // Актуальные вопросы современной науки. – 2016. – № 45. – С. 90-98. 29. Буинцев Д.Н., Галин Р.Р., Руденко И.А. Методические рекоменда-ции к оценке качества государственных услуг в сфере молодежной политики: Сьорик: Наука в современном информационном обществе. – 2015. – С. 74-78. 30. Власова Э.Д. Институциональные проблемы формирования и реа-лизации системы государственной молодежной политики на региональном уровне // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 19. – С. 17-20. 31. Власова Э.Д. Молодежная организация как основной элемент структуры молодежной политики в России // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 5. – С.20-22 32. Гатин И.Р., Князькова Е.А. Нормативно правовое обеспечение государственной молодежной политики: проблемы, возможности, механизмы // В сборнике: Молодежь и общество. – 2015. – С. 15-21. 33. Гучучалиев М.Г. Государственная политика России: проблемы и направления развития. Проблемы и направления развития государственной молодежной политики в России // Экономика и социум. – 2018. – № 5(48). – С.18-20 34. Дейч Б.А. Государственная молодежная политика и воспитание молодежи: динамика содержания и проблем // ЦИТИСЭ. – 2018. – № 1(14). – С.16 35. Евстратова Т.А. Роль государственной молодёжной политики в современном обществе // Материалы Афанасьевских чтений. – 2016. – № 2 (15). – С. 36-42. 36. Еремина О.А., Воронина А.А. Особенности современного понима-ния государственной молодежной политики // В сборнике: Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. – 2015. – С. 209-211. 37. Животенко Т.С. Основные задачи государственной молодежной политики в России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2014. – № 2. – С. 58-60. 38. Загребин В.В., Смирнова А.А. Формирование информационной культуры молодежи в рамках реализации государственной молодежной политики // Возможности и угрозы цифрового общества. Сборник статей. – 2019. – С.24-29. 39. Зайцева И.А. Формирование социального потенциала молодежи как стратегический приоритет государственной молодежной политики в условиях малого города // Вестник Поволжского института управления. – 2016. – № 3 (54). – С. 62-68. 40. Запалацкая В.С. Проектирование региональной системы поддержки молодых талантов (опыт Московской области) // Образовательная политика. – 2014. – № 3 (65). – С. 112-117. 41. Захлебова В.В., Алхатова Т.С. Организатор молодежной работы в системе государственной молодежной политике // Технологии социальной работы с молодежью. Сборник трудов конференции. – 2018. – С.39-46 42. Иващенко А.С., Чурсин Р.С. Государственная молодежная политика как средство эффективной самореализации молодежи // Молодежь России как объект социализации и самореализации. Сборник трудов конференции. – 2018. – С.304-307 43. Исрафилов Н.Т., Гарявин А.Н., Миловидов В.С., Нуттунен П.А., Панченко И.С., Талалай Г.С., Туфанов А.О. Государственная молодёжная политика: Учебно-методические рекомендации. – Пушкин, 2016. – 128 с. 44. Катышевская Т.А. Становление государственной молодежной по-литики в Российской Федерации // СКИФ. Вопросы студенческой жизни. – 2019. – № 8(36). – С.182-190 45. Квитко О.П. Проблемы формирования нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики в Российской Федерации // В сборнике: Состояние и перспективы развития государства и общества в условиях модернизации: диалог науки и практики. – 2015. – С. 91-96. 46. Комарова М.С. Молодежь как субъект государственной молодеж-ной политики // Власть. – 2016. – № 4. – С. 87-93. 47. Комарова М.С. Управленческие механизмы реализации государ-ственной молодежной политики в современной России // В сборнике: Совре-менные тенденции развития менеджмента и государственного управления. – Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС. 2016. – С. 89-91. 48. Комов В.Э. Пути реализации современной молодежной муници-пальной политики на примере муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области» // Муниципальная академия. – 2015. – № 4. – С. 35-42. 49. Корчагина Д.Ю., Петрова Е.В. Государственная молодёжная политика Российской Федерации // В сборнике: Менеджмент в социально-экономических системах. – Йошкар-Ола, 2016. – С. 34-38. 50. Корякин А.И. Реализация приоритетных направлений государ-ственной молодежной политики на муниципальном уровне // Социальная по-литика и социальное партнерство. – 2019. – № 2. – С.37-41 51. Крюков В.С. Некоторые аспекты развития государственной моло-дежной политики в России // В сборнике: Молодежный научный форум сборник. – 2016. – С. 93-95. 52. Кустов А.А., Фардзинова З.А. Место и роль молодежи в контексте государственной молодежной политики в Российской Федерации // Научный обозреватель. – 2016. – № 5. – С. 73-75. 53. Ланина С.Ю. Основные проблемы государственной молодежной политики и пути их решения // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 9-2. – С. 113-115. 54. Левочкин Р.А. Основные направления оптимизации государствен-ной молодежной политики в регионе // Вестник Поволжского института управления. – 2017. – Т.17. – № 6. – С.102-107. 55. Лескина О.Н. Приоритеты молодежной политики в современной России // NovaInfo.Ru. – 2015. – Т. 2. – № 30. – С. 49-52. 56. Макав Д.Х., Бориско О.А. Реализация государственной молодежной политики в РФ: особенности вовлечения молодежи // Общество: политика, экономика, право. – 2019. – № 8(73). – С.28-32. 57. Макеева Е.А., Литвинова М.А. Приоритеты государственной молодежной политики // Молодой ученый. – 2015. – № 22 (102). – С. 657-659. 58. Масагутова Э.М. Молодежное предпринимательство в системе приоритетов государственной молодежной политики // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народнохозяйственных комплексов. –Сборник трудов конференции. – С.180-184. 59. Медведева Л.М., Полозов М.И. Государственная молодёжная политика: приоритеты и инструменты реализации // Известия Восточного института. – 2014. – № 2 (24). – С. 36-44. 60. Медведева Н.В., Тополь В.В. Механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации // Материалы Ивановских чтений. – 2016. – № 1 (6). – С. 223-227. 61. Меркулов П.А. Становление и реализация государственной моло-дежной политики в России: история и современность // Youth World Politic. – 2015. – № 2. – С. 3-9. 62. Меркулов П.А., Бакалдина Е.С., Малик Е.Н., Елисеев А.Л. Реализация государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации // Власть. – 2015. – № 9. – С. 12-15. 63. Миралиён К.А. Некоторые теории государственной молодежной политики // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. – № 3. – С. 24-30. 64. Михеичев С.К. Приоритетные направления государственной моло-дежной политики РФ // В сборнике: Актуальные проблемы государственного и муниципального управления современной России. – 2016. – С. 142-145. 65. Мордвинова С.А. Роль государственной молодежной политики в формировании социальной активности молодежи // Молодые ученые в реше-нии актуальных проблем науки. Сборник трудов конференции. – 2018. – С.699-701. 66. Мурзаева Е.С. Проблемы реализации государственной молодежной политики в федеральных округах России // В сборнике: Теоретические и практические аспекты современной науки. – 2016. – С. 31-33. 67. Олейник В.Ю., Кудряков В.Г. Программно-целевой метод управления молодежной политикой // В сборнике: Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. – 2015. – С. 73-77. 68. Осянин Н.А., Трупяков Ю.А. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в Российской Федерации // В сборнике: Интеграционные процессы в праве, экономике, культуре и образовании в рамках евразийского пространства таможенного союза. – 2016. – С. 83-89. 69. Парамохина А.С. Особенности формирования государственной молодежной политики в России и за рубежом // Образование и наука в России и за рубежом. – 2015. – № 3 (20). – С. 61-64. 70. Петрова А.Д. Основные направления реализации и оптимизации государственной молодежной политики в регионах // Модернизационные процессы в современной России. Сборник трудов конференции. – 2019. – С.111-113. 71. Постникова Е.А. Современная государственная молодежная поли-тика в России: цели, задачи, направления, обеспечение прав // Научная палит-ра. – 2019. – № 1(23). – С.22. 72. Пяткин Д.А. Основные аспекты государственной молодежной по-литики России // В сборнике: Молодежь России: проблемы и тенденции социально-правовой социализации. – 2015. – С. 174-179. 73. Сайганова Е.В. Концепция развития государственной молодежной политики в России и на территории региона, состояние и перспективы // В сборнике: Проблемы развития современной науки. – 2015. – С. 141-143. 74. Самсонова Т.Н. Государственная молодежная политика как меха-низм социальной интеграции и политической социализации современной российской молодежи // Историко-педагогические чтения. – 2018. – № 22. – С.61-67. 75. Самохвалов Н.А. Вызовы государственной молодежной политики Российской Федерации и возможные пути их преодоления // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2016. – № 1 (10). – С. 20-24. 76. Самохвалов Н.А. Стратегические приоритеты государственной молодежной политики Российской Федерации на современном этапе // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2015. – № 12 (127). – С. 56-62. 77. Свищева Д.С. Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации // Вестник ТОГИРРО. – 2014. – № 3 (30). – С. 399-400. 78. Сулейманова С.Р. Проблема соотношения федерального и регио-нального законодательства Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики // Юрист. – 2016. – № 8. – С. 31-36. 79. Тимощенков В.С. Особенности реализации государственной моло-дежной политики в современной России // В сборнике: Реализация государ-ственной молодежной политики на региональном уровне. – 2015. – С. 29-31. 80. Цыганкова В.И., Толбузина Т.В., Черячукина Е.А. Развитие госу-дарственной молодежной политики и социальные проблемы молодежи // В сборнике: Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. – 2016. – С. 164-167. 81. Чуйков О.Е. Государственная молодёжная политика в сфере моло-дёжных общественных организаций: Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития современного общества». – Курск, 2014. – 300 с. 82. Шикунов Д.В., Баринов С.В. Молодежная политика как отрасль политики государства и ее основные задачи // Социально-гуманитарное обозрение. – 2017. – № 4. – С.75-78. 83. Шубина А.И. К вопросу о критериях эффективности реализации государственной молодежной политики // В сборнике: Наука, образование и инновации. – 2016. – С. 197-199. 84. Юсупов Ш.Р., Мюллер Д.Г. Ключевые проблемы модернизации государственной молодёжной политики в современной России // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2016. – № 4. – С. 51-54. 85. Ярычев М.У. Анализ эффективности государственной молодежной политики // Евразийский научный журнал. – 2016. – № 3. – С. 72-75. Ресурсы Internet 86. Росмолодежь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Феде-рального агентства по делам молодежи. Режим доступа: https://fadm.gov.ru/agency/about 87. Федеральная программа развития предпринимательства [Элек-тронный ресурс] / Режим доступа: https://molpred37.ru/ 88. Правительство Московской области [Электронный ресурс] // https://mosreg.ru/s
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 1.1. Основные направления молодежной политики Молодежь – особая социально-демографическая группа людей, которая наделена в силу возрастных характеристик специфическими свойствами и чертами, отличающими ее от других социальных групп: потребностями, ценностями, положением в обществе, интересами, и т.д. Традиционно к молодежи относятся граждане в возрасте от 14 до 30 лет. Доля молодежи в общем населении страны и возрастная структура молодежи по данным Росстата представлены на рис.1. Рис.1. Доля молодежи в общем населении страны и ее возрастная структура По справедливому мнению Д.В. Шикунова и С.В. Баринова, «необходимость особой политики в отношении молодёжи определяется спецификой её положения в обществе» . Среди особенностей положения молодежи в системе общества выделяют следующие: ? молодежь – большая и весьма неоднородная социально-демографическая группа, крайне стратифицированная и дифференцированная по разным основаниям. Это наиболее динамичная часть общества, которая находится в стадии самоопределения, интеграции в социум ; ? молодежь имеет свои собственные потребности и ожидания; ? молодежь характеризуется недостатком жизненного опыта; ? молодому поколению свойственна особая восприимчивость к ин-формационному влиянию (манипуляции), что влечёт за собой в дальнейшем значительные изменения общества в целом ; ? молодое поколение представляет собой такую социальную группу общества, инвестиции в которую служат источником возрождения России, ее духовного и экономического потенциала ; ? молодёжь как социальная общность, характеризующаяся проявлениями маргинальности и возрастной психологической неустойчивостью склонна к девиантному поведению; ? молодёжь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной и политической нестабильности . Детерминантами появления государственной молодежной политики также послужил ряд негативных трендов, связанных с молодежью. Одним из них, является сокращение численности молодого поколения. Так, за последние несколько лет его численность снизилась с 39,5 млн. чел. (в 2008 году) до 28,8 млн. чел. (в 2018 году). При этом, согласно прогнозу Росстата, к 2025 году ожидается сокращение численности молодежи до 25,6 млн. чел. Соответственно, в перспективе ожидается сокращение рабочей силы, в том числе высококвалифицированной, что приведен к смещению равновесия на рынке труда и если предприятия не смогут обеспечить себя высокотехнологичным оборудованием, способным поддержать производительность труда, то в экономическом смысле сокращение численности молодежи будет означать потенциальное сокращение объемов производства . Негативные тенденции в последние годы наблюдаются и в сфере безра-ботицы. Самый высокий уровень безработицы в России наблюдается среди недавних выпускников школ – городской молодежи в возрасте 15-19 лет (29,2%) и молодежи сельской (25,6%). Почти вдвое меньше – среди молодых людей в возрасте 20-24 лет (12,5% и 15% соответственно). Особо значимой для молодежи является проблема возможности самореализации молодых людей и если в мегаполисах значительная часть молодежи позитивно оценивает свои жизненные возможности, то в малых городах и в сельской местности доля таких людей гораздо меньше. В стране наблюдаются процессы межгенерационного воспроизводства бедного населения, другими словами, социальное неравенство приобретает наследственный характер. Неслучайно, по данным Левада-Центра, на первом месте среди проблем, осложняющих жизнь молодежи, стоят «материальные трудности, нехватка денег, высокие цены» (71%), и только на втором – про-блемы, связанные с трудоустройством и безработицей» (54%). Как следствие, «за последние десятилетия ориентированность молодых россиян на современные ценности индивидуализма, достижений, самостоя-тельности и конкурентоспособности усилилась» . Происходящие изменения не могут не оказываться на уровне политической и гражданской активности молодежи. Лишь часть молодых людей принимает активное участие в общественной и политической жизни страны. Большинство же молодежи мало интересуется политикой, проявляет низкий уровень электорального участия. И обусловлено это не только объективными социально-экономическими проблемами российского общества, но и тем, что на рубеже ХХ-XXI веков государство, общественно-политические организации занимали по отношению к молодежи изоляционную позицию . В условиях не стабильности экономии России проблемой также является нехватка денежных средств на все мероприятия по развитию потенциала и защиту молодого поколения . Государственная молодежная политика (далее – ГМП) это «направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене» . Объектами ГМП являются российские граждане и их соотечественники в возрасте от 14 до 30 лет (а в некоторых случаях, определенных федеральным или региональным законодательством до 35 и более лет), иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет – в той мере, в какой их пребывание на территории России влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов; молодые семьи – семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; молодежные объединения. Такой подход к определению состава объектов молодежной политики не противоречит международным стандартам, согласно которым возрастные границы категории лиц, относящихся к молодежи, могут формироваться исходя из традиций и менталитета конкретной нации или государства . Учитывая масштаб задач, стоящих перед нашим государством и объек-тивную ограниченность ресурсов развития, эффективная ГМП, как и вся социально-экономическая российская политика XXI века, представляется политикой приоритетов. Стратегическим приоритетом ГМП является создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для «формирования личности конкурентоспособной, гармоничной, неравнодушной, восприимчивой к новым созидательным идеям, эрудированной, постоянно совершенствующейся, обладающей прочным нравственным стержнем и способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям» . Основными задачами ГМП являются: ? комплексное решение проблем молодежи, предполагающее объ-единение усилий и тесное взаимодействие различных социальных институтов; ? обеспечение благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности молодого поколения; ? содействие повышению трудового потенциала молодежи; ? содействие трудоустройству молодых специалистов; ? содействие социальной адаптации, духовному, физическому и нравственному развитию молодежи; ? формирование «правильных» семейных ценностей и поддержка молодых семей; ? пропаганда здорового образа жизни и противодействие наркома-нии и иным асоциальным тенденциям в молодежной среде; ? воспитание национальной, межэтнической, религиозной толерантности и профилактика правонарушений; ? создание условий для наиболее эффективного вовлечения молодежи в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества; ? предоставление гарантий правового и социального характера, объем и качество которых должны быть достаточными для обеспечения наиболее полного развития личности, подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни; ? поддержка средств массовой информации, способствующих реа-лизации молодежной политики; ? обеспечение межмуниципального, межрегионального, общефеде-рального и международного сотрудничества в рамках реализации молодежной политики . Как подчеркивают Д.А. Агаркова, М.С. Комарова, Е.В. Матвеева, госу-дарственная молодежная политика должна реализовываться с учетом соци-ально-экономического развития страны на основе следующих принципов. 1. Общественно-политические принципы: ? Принцип законности – ключевой принцип деятельности органов публичной власти, в частности в сфере ГМП в России. Этот принцип предпо-лагает четкое соблюдение Конституции РФ, законодательных актов, создание режима, который бы обеспечивал права и свободы молодежи. Нормативно-правовые акты являются формой, в которой выражается политика государства, в т. ч. молодежная. Право призвано служить его осуществлению, но эту роль оно может выполнять при условии соблюдения всех его норм. ? Принцип демократизма устанавливает народовластия в государ-ственном управлении, так как демократический характер власти и государства обязывает сформировать и соответствующую ей демократическую систему управления. Демократизм означает привлечение представителей общественности к работе органов исполнительной власти, отчетность последних перед представительными институтами, контроль со стороны общественности за их деятельностью, наличие коллегиальных институтов в отдельных органах государственного управления. ? Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей каждого, недопустимости унижения чести и достоинства молодого человека, жестокого поведения. Гуманность реализуется в процессе общения и деятельности через содействие, помощь, соучастие, поддержку, уважение к человеческой личности. 2. Организационные принципы: ? Принцип профессиональной компетентности – это глубокая осве-домленность государственных служащих, которые занимаются реализацией государственной молодежной политикой, с условиями и технологией решения поставленных задач. Этот принцип на практике предполагает системное обучение и перепод-готовку кадров; аналитическую и прогностическую деятельность; глубокое и всестороннее знание объектов молодежной политики, их психологию, особенности; деловитость; организованность; предметность в отношениях с молодежью. Важным аспектом является знание положений действующего законодательства России относительно социально-правовой защиты молодежи и умение применять его на практике, наличие профессиональных знаний, в частности психологии, педагогики, социологии, права и тому подобное. ? Принцип публичности – это принцип демократического правового государства, который обеспечивает связь органов исполнительной власти с обществом, гражданами. Он напоминает принцип гласности и учета обще-ственного мнения, но он шире по охвату общественных явлений и включает: доступность для граждан; открытость функционирования органов исполни-тельной власти, в частности соответствующих структур по работе с молоде-жью; общественный и другие виды контроля относительно соблюдения кон-ституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан. ? Принцип единства полномочий и ответственности, прав и обязан-ностей специалистов органов исполнительной власти в сфере государственной молодежной политики предусматривает: 1) осознание каждым специалистом соответствующих структурных подразделений органов исполнительной власти в сфере молодежной политики своих задач, функций, а также соответствующих прав самостоятельно принимать необходимые решения; 2) четкое определение полномочий и ответственности каждого струк-турного подразделения органов исполнительной власти в сфере молодежной политики в отношениях «по вертикали»; 3) установление рациональных связей и информационных потоков между подразделениями и службами, которые обеспечивают реализацию молодежной политики в России . 3. Специальные принципы: ? Принцип комплексности в деятельности органов исполнительной власти по вопросам реализации молодежной политики обеспечивает ее це-лостность и одновременно препятствует ограниченности, узости в решении проблем несовершеннолетних. ? Этот принцип предполагает учет внутренних и внешних условий, факторов, состояний, их связей и взаимовлияний. Он выступает как необхо-димое условие научного анализа, социальной диагностики и организационно – практической деятельности. ? Принцип дифференцированного подхода к объектам молодежной политики обусловлен необходимостью формировать у представителей раз-личных социальных слоев, групп, возраста специфические взгляды и отношение к материальным и духовным ценностям, окружающей действительности без учета которых невозможно целенаправленно ? Принцип конфиденциальности – это принцип, который предусмат-ривает сохранение тайны и неразглашение данных о личности молодого человека и недопущения ситуации, которая может нанести вред ее здоровью, чести, достоинству и социальному становлению. Это, в частности, касается тех категорий молодежи, которые находятся на учете в службах по делам детей и центров социальных служб для семьи, детей и молодежи . Таким образом, к основным принципам деятельности органов исполнительной власти как субъектов государственного управления в сфере государственной молодежной политики в России относятся: 1) общественно-политические принципы (законность, демократизм, гу-манизм); 2) организационные принципы (профессиональная компетентность, публичность, единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей); 3) специальные принципы (комплексность, дифференцированный под-ход, конфиденциальность). Считаем, что такие принципы деятельности органов исполнительной власти как субъектов государственного управления в сфере молодежной политики являются основой для реализации государственной молодежной политики в России; совершенствование ее правовой базы, практической деятельности, что будет способствовать успешной социализации молодежи; более широкому ее вовлечению в процессы становления гражданского общества в России. В этом случае приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного разрешения молодежью возникающих проблем. Молодежная политика призвана объединить государственные и негосу-дарственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимо-действия и обеспечения адекватных программ и показателей их реализации как на уровне государства, так и на региональном уровне. Поэтому необходимо добиться системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит более полно реализовать свой потенциал, укрепит уверенность в своих способностях. Е.С. Бакалдина, П.А. Меркулов выделяют следующие приоритетные направления государственной молодежной политики (рис. 2) . Важным направлением развития остается выявление, продвижение, поддержка активности и достижений молодежи в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России. Главным результатом реализации стратегии государственной молодеж-ной политики должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Рис. 2. Приоритетные направления молодежной политики Приоритетными направлениями стратегии государственной молодежной политики во взаимосвязи с государственной демографической политикой России является проведение оценки физической подготовки и физического развития населения, в первую очередь детей дошкольного возраста и учащихся, а также внедрение эффективных форм информационно-пропагандистской работы по формированию у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, потребности в ведении здорового образа жизни. В части модернизации и развития здравоохранения предусматривается введение в образовательные программы основ профилактики заболеваний и безопасности жизнедеятельности, проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи в отношении факторов риска нарушения здоровья . Развитие культуры молодежи предполагает содействие изданию образовательной, научно-популярной и культурно-просветительской литературы; созданию тематических изданий для детей и молодежи, воспитывающих патриотизм и творческие способности, которые развивают идеологию успеха и созидания, способствуя повышению нравственного и интеллектуального уровня юных граждан, которые обеспечивают информацией о политической, экономической и культурной жизни России. Развитие рынка труда должен сопровождаться предоставлением более широких возможностей для трудоустройства молодежи, внедрение практики стажировок молодых специалистов. Одним из направлений стратегии ГМП должно быть решение проблемы повышения доступности жилья для молодежи. Обеспечения молодежи жильем относится к актуальным проблемам. Каждый молодой человек должен иметь равные условия для успешного жизненного старта: получить качественное и конкурентоспособное образование, первое рабочее место, иметь возможность обеспечить себя собственным жильем и тому подобное. Развитие социальных институтов и социальная политика в отношении молодежи предполагает создание условий и возможностей для успешной со-циализации и эффективной самореализации молодежи, что составляет основу государственной молодежной политики, а именно: ? вовлечение молодежи в социальную практику; ? стимулирование у молодых людей потребности в оказании помощи, проявлении действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке; ? развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и эко-номическую деятельность; ? внедрение эффективных программ развития социальной компе-тентности молодежи; ? пропаганда семейных ценностей среди молодежи, формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых воз-можностей для ее становления; ? развитие творческой активности молодежи; внедрение и распро-странение эффективных моделей и форм ее участия в управлении обществен-ной жизнью; ? обеспечение формирования целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, включая развитие механизмов дополнительного внешкольного, в том числе дистанционного образования, развитие системы интернатов для талантливой молодежи, летних научных лагерей и школ, расширение практики предоставления повышенных стипендий, образовательных кредитов и субсидий, предоставляют возможность для поступления в лучшие отечественные высшие учебные заведения . Таким образом, можно сформулировать следующее определение моло-дежное политики. Молодежная политика – это совокупность приоритетов, способствующих эффективной самореализации и успешной социализации молодежи и, как следствие, устойчивому социально-экономическому развитию, конкурентоспособности и национальной безопасности нашего государства, обеспечиваемых системой финансово-экономических, нормативно-правовых, организационно-управленческих и иных мер, реализуемых совместно органами публичной власти, гражданами и институтами гражданского общества. ГМП реализуется на федеральном и региональном уровнях, а молодежная политика в целом, также и на муниципальном уровне с помощью форм и методов, которые будут рассмотрены далее. 1.2. Формы и методы реализации государственной молодежной политики В современных условиях формирование и осуществление молодежной политики возможно только на базе системного подхода, предусматривающего ее анализ как целостности, имеющей свои составные части, подсистемы, связанные с другими компонентами общества, и одновременно как самостоятельной активной части процесса производства и воспроизводства общественной жизни, социализации молодых поколений. Как отмечает Д.С. Свищева, реализация мoлoдежнoй пoлитики включает в себя рукoвoдствo прoцессoм осуществления мoлoдежнoй пoлитики в целом. Она связана с принятием государственных решений, с созданием материальных, социальных, правовых и духовных oснoв осуществления мoлoдежнoй пoлитики. Это требует выработки и реализации научной, сoциальнo-экoнoмическoй, финансoвoй, демoграфическoй, oбразoвательнo – вoспитательнoй и кадрoвoй политики . Ключевым госорганом, непосредственно призванным инициировать и реализовывать государственную молодежную политику, является Федераль-ное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Основные направления деятельности Росмолодежи представлены на рис.3. Конкретные мероприятия в рамках реализации молодежной политики устанавливаются Росмолодежью в годовых планах своей деятельности. Так, к примеру, в 2020 году планируется: ? организация и проведение Федеральной встречи координаторов молодежных проектов в сфере культуры и искусства «максимально культурно»; ? содействие в реализации Всероссийских молодежных трудовых проектов; ? организация и проведение Всероссийского конкурса талантов «Народный театр»; ? содействие в организации всероссийского молодежного конкурса активных граждан «Городские»; ? и др. Рис. 3. Основные направления деятельности Росмолодежи Росмолодежь осуществляет свою деятельность непосредственно и с по-мощью подведомственных учреждений, представленных на рис.4. Рис.4. Учреждения, подведомственные Росмолодежи На региональном уровне данная система дополняется региональными комитетами Росмолодежи, а также соответствующими структурными подраз-делениями региональных правительств. В субъектах РФ законодательные/представительные органы региональ-ной власти, а также местные органы власти и управления достраивают систе-му властных институтов, осуществляющих молодежную политику на основе развития идеологической базы, предложенной центром . Ключевым методом реализации ГМП является программно-целевой метод. В.Ю. Олейник, В.Г. Кудряков указывают, что «программно-целевой метод – это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обосновании основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами» . Исследуемая политика является комплексной структурой, включающей в себя множество элементов, таких как социальная защита и обеспечение мо-лодежи и молодых семей, здравоохранение, образование, патриотическое воспитание, а также культурно-развлекательные мероприятия. И для каждого элемента разрабатываются специальные программы фе-дерального, регионального и муниципального уровней, которые наиболее точно отображают существующую в данной сфере проблему и ее качественное решение. Перспективы развития ГМП показывают, что комплексные целевые программы в сфере молодежной политики позволяют определить конкретные меры с оптимальным и рациональным расходованием средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в соответствие с целями и задачами для достижения социально значимых результатов в том или ином направлении молодежной политики. Программно-целевой метод управления ГМП – это метод управления, при котором разрабатываются цель управления молодежной сферой, механизм реализации направлений молодежной политики, сроки, состояния промежуточных значений процесса, а также предполагаемые конечные результаты предлагаемых мероприятий. Целевая комплексная программа – ключевое понятие программноцеле-вых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направлен-ных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных экономических, научно-технических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязыва-ющий действия разных организаций и лиц-соисполнителей независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам. Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизи-ровать действия разных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты работы с молодежью на всей тер-ритории страны, а с другой, сделать услуги для молодежи комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти. Кроме того, программно-целевой метод управления позволяет опера-тивно и с максимальной степенью управляемости применять новые инстру-менты и технологии реализации приоритетов молодежной политики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 90 страниц
2700 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 66 страниц
650 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 101 страница
990 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 67 страниц
1675 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 97 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg