Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Методы исследования в психологии обучения и воспитания

irina_k200 220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Цель науки – постижение истины, а метод – исследование. Применение только научных методов – норма деятельности любой науки. Методы — это пути и способы познания предмета науки. Применительно к психологии под методом понимают способы получения интерпретации фактов о психике. Психология использует целую систему методов. Основными эмпирическими методами получения фактов в психологии являются наблюдение и эксперимент, вспомогательными методами — тесты, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, социометрия, близнецовый метод и пр. Методы научного исследования призваны облегчить психологу-исследователю разработку методики, максимально соответствующей его задачам [2]. Цель работы: изучение методов исследования в психологии обучения и воспитания. Задачи: 1. рассмотреть методы исследования в психологии обучения и воспитания, 2. провести исследование самооценки личности у детей подросткового возраста и представить результаты. Метод теоретического уровня (теоретический анализ научной литературы; сопоставление и обобщение). Методы эмпирического уровня – диагностический метод. Согласно поставленной задаче исследования нами использовались следующие: Опросник "Изучение самооценки личности" Казанцевой Г.Н.
Введение

Педагогическая психология, как и любая другая отрасль научного знания, также является системой знаний. Ее главные характеристики как системы знаний – полнота, достоверность, систематичность. Одновременно педагогическая психология это еще и сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о законах объективного мира и путях его преобразования. Ни для кого не секрет, что знания можно получать разными путями: через обыденный опыт, умозрение, веру, интуицию, откровение и др., но такое знание не может считаться научным. В науке единственно допустимым является научный метод, а потому научным признается лишь то знание, которое получено по определенным правилам. Как известно роль инструмента, метода в психологии, как и в других науках, чрезвычайно велика. Наука становится наукой тогда, когда берет на себя определенные обязательства, которые И. Кант назвал когда-то "дисциплиной метода". Рассматривая проблему методического инструментария, используемого в науке, итальянский физик Антонио Дзикини, посвятивший одну из своих книг психологии научного творчества, делает следующее замечание: "Если вы используете инструменты, находящиеся в обращении, даже очень эффективные, у вас будут нулевые шансы открыть, что-то новое"[5]. Правда далее он пишет о том, что даже в самых оригинальных экспериментах часто с успехом используются стандартные компоненты. Это вполне естественно, новизна самого инструмента исследования – условие необходимое, но эта новизна может быть достигнута разными способами.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 1.1. Классификация методов 5 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 2.2. Выявления уровня самооценки личности у детей подросткового возраста 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 22
Список литературы

1. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста / Т. П. Авдулова. Москва: Академия, 2012. 240 с. 2. Ананьев Б. Г. Проблемы современного человекознания. М., 1996. 296-298с. 3. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования; Академический Проект - , 2010. - 384 c. 4. Волконский С. М. Выразительное слово. Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене; Либроком - Москва, 2012. - 216 c. 5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2010. – 671 с. 6. Дарвиш О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2013. 264 с. 7. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования; КДУ - Москва, 2010. - 296 c. 8. Дзикини А. Творчество в науке. М., 2001. С. 39. 9. Кравцова Е. Е. Педагогика и психология / Е. Е Кравцова. – М. : Форум, 2011. – 383 с. 10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.— Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. 11. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии; Речь - Москва, 2002. - 675 c. 12. Никандров В. В. Неэмпирические методы психологии; Речь - Москва, 2003. - 142 c. 13. Носс И. Н., Васина Н. В. Введение в практику психологического исследования; Издательство Института психотерапии - Москва, 2004. - 352 c. 14. Оганесян Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения; Ось-89 - Москва, 2002. - 176 c. 15. Перепечко И. И. Акустические методы исследования полимеров; Химия - Москва, 1986. - 296 c. 16. Полонников А. А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия; Европейский гуманитарный университет - Москва, 2001. - 128 c. 17. Рыбаков Ф. Е. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности; КАРО - , 2008. - 128 c. 18. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / А. И. Савенков. — 2-е изд., перераб. и доп. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 400 с. 19. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии; Социально-Психологический Центр - Москва, 1996. - 352 c. 20. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2012. - 304 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 1.1. Классификация методов Методы, применяемые в научных психологических исследованиях, как и многие явления объективного мира можно классифицировать по разным основаниям. Классификация методов научного исследования призвана облегчить психологу-исследователю разработку методики, максимально соответствующей его задачам. Наиболее продуктивна, а потому наиболее распространена в психологии в целом и в педагогической психологии, в частности, классификация, предложенная известным советским психологом Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907–1972). Он выделил четыре группы методов: 1. Организационные методы. В эту группу входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. 2. Эмпирические методы. В психологии в эту группу входят, кроме традиционных для большинства наук, наблюдения и эксперимента, многочисленные психодиагностические методы (беседы, анкетирование, тестирование и др.); метод экспертных оценок, метод анализа процесса и оценки продуктов деятельности (праксиметрические методы), биографический метод. 3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы. 4. Интерпретационные методы. Эта группа включает генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы[1]. Организационные методы исследования Сравнительным методом именуется метод исследования, предполагающий сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. С помощью сравнительного метода, например, выявляются различия в уровнях развития учащихся или ученических групп, особенности мышления и поведения. Лонгитюд. Лонгитюд предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить не только индивидуальные личностные особенности учащихся, но и проследить динамику развития изучаемых личностных свойств. Результаты лонгитюдных исследований вызывают обычно большой интерес и пользуются значительно бо?льшим доверием, чем кратковременные исследования. Однако проведение лонгитюдных исследований – дело далеко не простое. Комплексный метод. Содержание понятия комплексный метод можно трактовать очень широко – и как комплекс, предполагающий сочетание различных стратегий организации исследования, и как изучение, ориентированное на рассмотрение объекта с позиций различных наук или различных точек зрения. Использование комплексного метода позволяет снизить недостатки применения отдельных методов. Комплексные исследования сложных объектов, проводимые специалистами разных наук, дают возможность устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическими, психологическими и социальными параметрами развития личности[18]. Эмпирические методы исследования Прежде всего, к эмпирическим методам относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Наблюдение можно без преувеличения квалифицировать как самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений о мире. В психологической науке, следовательно, и в педагогической психологии наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, систематичностью, планомерностью, аналитичностью, регистрацией результатов, оперированием системой однозначных понятий. Эти свойства научного наблюдения отличают его от простого житейского созерцания. В научной практике наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него человеком могут использоваться различные инструменты и приспособления – телескопы, микроскопы, измерительные приборы и др. В психологических исследованиях с целью повышения эффективности наблюдений часто используются видео- и аудиозаписи [3]. Принципов, па которых базируется метод наблюдения, в науке два: 1) пассивность (невмешательство) исследователя; 2) непосредственность восприятия (наблюдается только то, что происходит "здесь и сейчас"). В отличие от этого видов наблюдения существует множество. Они классифицируются по разным основаниям. В зависимости от степени вовлеченности исследователя наблюдение делят на включенное и стороннее. По характеру взаимодействия с объектом наблюдение может быть скрытым и открытым. Поделить наблюдение на виды можно и в зависимости от объекта наблюдения – па внешнее и внутреннее (интроспекция). Время и продолжительность деятельности исследователя позволяют выделить такие виды наблюдения, как однократное, периодическое и лонгитюдное. По характеру восприятия наблюдение может быть сплошным и выборочным, а по характеру регистрации данных – констатирующим и оценивающим. Степень стандартизированности процедуры наблюдения различна, по этому основанию наблюдение делится на поисковое, или свободное, и стандартизированное, иначе – структурированное. Эксперимент. Слово "эксперимент" происходит от латинского experimentum и переводится на русский как проба, опыт. Так именует метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. Эксперимент в педагогической психологии – научная проверка искусственно вызванного явления в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и воссоздавать каждый раз при повторении условий. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Однако эксперименты бывают и математические, и мысленные, т.е. такие, которые можно делать только в уме[6]. Психодиагностические методы. В психологии применяется широкий спектр психодиагностических методов и бесконечное количество психодиагностических методик. 1. Методы оценки психофизиологических индикаторов психических явлений. 2. Субъективно-оценочные, основанные на анализе ответов испытуемых на вопросы в ходе метода беседы (интервью) и суждения опросников, анализе выборов альтернативных суждений, выборов градаций шкал и т.п. 3. Объективно-оценочные – стандартизированные тесты, анкеты с вопросами закрытого типа. 4. Обсервационные методы – методы наблюдения и интроспекции (самонаблюдения). 5. Праксиметрические методы, основанные на анализе продуктов деятельности. 6. Проективные методы – методы, связанные с анализом особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, который становится объектом проекции. 7. Ассоциативные методы, основанные на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых. Естественно, что каждая из выделенных групп имеет свои достоинства и недостатки. Кроме того, в педагогической психологии, как и в других отраслях психологического знания, существуют свои предпочтения в отношении использования различных психодиагностических методов. Они обусловлены, в первую очередь, предметом педагогической психологии и традициями. Психологические тесты можно классифицировать по разным основаниям. Чаще всего в качестве оснований выступают предметы измерения, характер тестовых заданий, форма предъявления, количество испытуемых, время выполнения. Одна из самых популярных – классификация по предметам измерения, согласно ей все тесты могут быть поделены на группы: – тесты интеллекта; – тесты способностей; – тесты достижений; – личностные тесты; – межличностные тесты. Другая классификация имеет в основании характер тестовых заданий. В итоге, тесты делятся на группы: – вербальные; – образные; – практические; – комбинированные. Деление тестов по форме предъявления заданий предлагает подразделять их на бланковые, аппаратурные, рисуночные и устные. В зависимости от количества испытуемых тесты делят на индивидуальные и групповые, а в зависимости от времени выполнения они могут быть тестами скорости или тестами результативности[18]. Методы обработки данных и интерпретационные методы Эти группы методов связаны с обработкой полученной информации, ее интерпретацией. Понятие "информация" является общенаучным, многоплановым. Под ним подразумевается содержание сообщения о фактах, событиях, явлениях. Различают много видов и форм информации: • – ложная и истинная; • – документальная и подтверждаемая документально; • – письменная и устная, графическая и вербальная; • – научная, политическая, техническая. Обработка и интерпретация полученной информации это далеко не техническая работа – это напряженный творческий труд исследователя. Однако поскольку данные группы методов подробно описываются в специальных работах, посвященных вопросам психологических исследований, описывать их кратко нет возможности, а рассматривать подробно нет смысла[7]. Теоретические методы исследования Не только в обыденном сознании и разговорном языке, но нередко и в научной литературе понятие "исследование" сводится к эмпирической стороне исследовательской практики и часто ассоциируется с наблюдениями и экспериментами. Несмотря на очевидную несостоятельность такого ограничения, нельзя не заметить, что это представление весьма распространено. В педагогической психологии, как и в других науках, значительно продуктивнее понятие "исследование" трактовать максимально широко, не ограничивая его лишь эмпирическим познанием. В науке существует понятие "теоретическое исследование". Исследовательский поиск можно вести не только эмпирическим путем, но и путем изучения литературных источников (текстов), последние могут быть как художественными, так и научными, повествующими о других исследованиях. Изучая содержащуюся в них информацию, исследователь может не только расширить свой кругозор и сформулировать новые гипотезы для дальнейшей эмпирической проверки, но также выйти на новый уровень обобщений и даже породить принципиально новое знание. Кроме того, полноценные исследования, относящиеся к разряду теоретических, можно проводить с помощью "мысленных экспериментов", путем виртуального экспериментирования с математическими или компьютерными моделями. В качестве методов теоретического исследования могут выступать: • – обобщение; • – объяснение; • – анализ и синтез; • – классификация; • – абстрагирование; • – индукция и дедукция и др. Обобщение. Обобщением именуют такой синтез знаний, когда исключают из понятия изучаемого объекта менее общие признаки и заменяют их более общими. Понятия, формулируемые в максимально широком обобщенном плане, называются категориями. Категория (от греческого – высказывание) – предельно общее философское понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения действительности и познания. Категории – это общие и важные понятия, отражающие основные законы развития объективного мира и характерные свойства предметов и явлений реальной действительности. Такие понятия позволяют углубить наше понимание сущности вещей. Будучи взаимосвязаны между собой, они образуют единую научную картину мира. К числу категорий относят: движение, необходимость, случайность, пространство, время, качество, количество, причина, следствие, форма, содержание и др. Объяснение. Объяснение – форма логического умозаключения при анализе и обобщении фактов. Функция научного объяснения – освещение связей между предметами, явлениями, фактами реального мира. Раскрытие таких связей позволяет находить объяснения законам, которым они подчинены или определять причинные отношения изучаемых объектов. Количественная характеристика фактов помогает усиливать доказательность аргументов объяснения. В логике различается несколько видов научных объяснений: • 1) причинное, когда логическое выведение, или дедукция строится на установлении причин, породивших объясняемые явления; • 2) единичных фактов с помощью тех законов, которым они подчиняются; • 3) законов, когда закономерности, подлежащие изменению, стремятся подвести под более общий закон (группу законов), чтобы показать, что он служит частным случаем общих законов. Только на основе научного объяснения возможно научное прогнозирование событий, явлений или процессов. Анализ и синтез. Анализ и синтез относятся к числу наиболее распространенных инструментов исследователя, занимающегося любой отраслью научного знания. Анализ – происходит от греческого – расчленение. В теории познания под анализом понимается процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Анализ существует только вместе с синтезом – интеграцией информации. Анализ и синтез являются важнейшими методами теоретического исследования в современной науке. Они позволяют дифференцировать и интегрировать изучаемые предметы и отдельные свойства, ставить их в определенном порядке, логической взаимосвязи, т.е. систематизировать и классифицировать. Основной формой взаимосвязи анализа и синтеза является классификация.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Психология, 30 страниц
200 руб.
Контрольная работа, Психология, 19 страниц
120 руб.
Контрольная работа, Психология, 16 страниц
90 руб.
Контрольная работа, Психология, 10 страниц
100 руб.
Контрольная работа, Психология, 20 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg