Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие памяти в младшем школьном возрасте.

irina_k200 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Цель – подбор методов и игровых упражнений, направленных на развитие слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста. Объект исследования – процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – методы развития памяти у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1) изучить понятие памяти в отечественной и зарубежной литературе; 2) рассмотреть особенности развития памяти в младшем школьном возрасте; 3) проанализировать методы и средства развития памяти; 4) подобрать диагностический инструментарий для исследования процессов памяти младших школьников; 5) провести опытно-экспериментальное исследование развития памяти у младших школьников и проанализировать полученные результаты; 6) сформулировать коррекционную программу на основе комплекса игровых упражнений, методов, направленных на развитие памяти. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексное диагностическое исследования развития памяти у испытуемых младших школьников позволит сформулировать коррекционную программу, направленную на всестороннее развитие памяти. Методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, беседа, наблюдение, тестирование, качественная и количественная обработка данных. Теоретическая и практическая значимость. Теоретические разработки и результаты эмпирического исследования могут быть использованы в рамках деятельности специальных психологов, практических психологов образования, педагогов и других специалистов.
Введение

Актуальность исследования. Проблеме изучения памяти посвящено множество теоретических и практических разработок. Существуют теории, концепции, подходы, практические исследования, ежедневно выпускаются монографии, докторские, пишутся рефераты и все для того, чтобы, наконец, раскрыть секреты механизмов памяти. В данной работе мы постараемся рассмотреть основное содержание психического познавательного процесса – памяти. Под данным феноменом мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Ведь, как нам всем известно, память позволяет нам существовать, запечатлевая каждое движение, переживание, впечатление, а затем воспроизводя это в определенных условиях. Человек, не теряя элементарных навыков, знаний и умений способен продолжать жить в привычном для него русле, благодаря памяти. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов и не только сложностью в понимании, а тем, что характеризуется как процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все их в единое целое. Младший школьный возраст является решающим в развитии памяти ребёнка. В этом возрасте память выполняет двоякую функцию: с одной стороны, развитие памяти зависит от учебной деятельности, память постепенно совершенствуется в процессе обучения. С другой стороны, память непосредственно влияет на успешность обучения в школе. Поэтому развитие памяти в младшем школьном возрасте является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Известно, что без достаточного уровня сформированности процессов памяти невозможно полноценное и эффективное обучение ребёнка, т.к. весь учебный процесс основан на произвольной памяти школьника. В связи с этим возникает потребность в теоретико-методологическом изучении особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения развития памяти в младшем школьном возрасте 5 1.1. Понятие памяти в отечественной и зарубежной литературе 5 1.2. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 10 1.3. Методы и средства развития памяти 13 Глава 2. Экспериментальные исследования развития памяти у младших школьников 21 2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 21 2.2. Методика исследования 21 2.3. Результаты исследования 24 2.4. Обсуждение результатов исследования 26 Заключение 34 Список используемой литературы 36 Приложение 39
Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. - N 12. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 672 с. 3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, В. В. Т. В. Драгунова, Т. В. Л. Б. Ительсон Л. Б. и др.; под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2019. – 287 с. 4. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. - М.: Владос, 2019. - 234 с. 5. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психологии. - М., 2014. - 184 с. 6. Леонтьев А.Н. [Текст]: Эксперимент. исследование высш. психологич. функций / С пред. Л. С. Выготского. - Москва, 2017. – 277 с. 7. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти : [16+] / А. Р. Лурия ; [предисловие А. Ш. Тхостова, М. С. Ковязиной]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2018. – 284 с. 8. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии : [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] / А. Р. Лурия ; [предисл. Е. Д. Хомской]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. - 319 с. 9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии : учебное пособие / А. Р. Лурия. - 9-е изд., стер. - Москва : Академия, 2015. – 380 с. 10. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М., 2017 - 161 с. 11. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2013. – 592 с. 12. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 176 с. 13. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 687 с. 14. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 632 с. 15. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с. Виртуальная академия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.virtualacademy.ru/news/view/787/ (дата обращения: 25.02.2020). 16. Роговин М. С. Проблемы теории памяти. - М., 2017. - 182 с. 17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2018. – 713 с. 18. Сергеева И.С., Гайнуллова, Ф.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации. - М.: КНОРУС, 2016. – 112 с. 19. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 2019. - 221 с. 20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Учпедгиз, 1954. – 558 с. 21. Игры на развитие логической памяти у младших школьников. – Сайт ульяновских мам [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.playroom.ru/content/view/15 8/ (дата обращения: 25.02.2020). 22. Игры на развитие памяти. Тесты для младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.psiholognew.com/mlad09.html (дата обращения: 25.02.2020). 23. Упражнения для развития памяти младших школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/nachalnaia-shkola/uprazhneniia-dlia-razvitiia-pamiati-mladshih- shkolnikov.html (дата обращения: 25.02.2020).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения развития памяти в младшем школьном возрасте 1.1. Понятие памяти в отечественной и зарубежной литературе Понятие «память» в психолого-педагогических исследованиях изучали: Л.К. Аверченко, П.П Блонский, Г.А. Вартинян, П.И. Зинченко, А.Г. Комм, А.Н. Леонтьев, Ф. Лёзер, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.А. Пирогов, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Рыбников, А.А. Смирнов, С.С. Степанов, М.К. Тутушкина, Л.М. Фридман, И.Ф. Харламов, М.Н. Шардаков и др. Память - психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память - это следовое психическое отражение прошлого . Немецкий учёный Герман Эббингауз был одним из психологов первопроходцев, исследовавших процессы запоминания и воспроизведения материала. Герман Эббингауз исследовал процессы памяти при помощи запоминания словосочетаний, которые не имеют смысла, что помогло ему открыть ряд законов запоминания, применимые, к сожалению, лишь к нелогично организованному материалу. В дальнейшем требующиеся поправки в правила, которые были выявлены Г. Эббингаузом, были внесены представителями гештальт-психологии, обратившими свое внимание на организацию запоминаемого материала. Отечественные психологи, обращаясь к теориям деятельности, сформировали устоявшееся представление о развитии памяти. Существуют такие виды памяти как образная, моторная, словесно-логическая, эмоциональная, – которые время от времени рассматривались как этапы такого развития. Имеется множество способов разбиения памяти на виды. Выделяют индивидуальную, свойственную каждому человеку, которая формирующуюся всю жизнь и наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида). Память – при всей кажущейся ясности того, что под ней всеми подразумевается, - понятие многозначное. Замечено, что человек запоминает от силы треть из того, что он слышит, примерно половину - из того, что видит, и все сто процентов того, что он делает . Разнообразие видов нашей памяти можно классифицировать, что, конечно, упрощает, но в тоже время и упорядочивает это явление. Рассмотрим типологию памяти, как познавательного процесса подробнее. В основу классификации типов памяти положены три признака, в связи с которым ее различают: 1) по преобладанию форм психической активности – моторной, эмоциональной, образной или интеллектуальной; 2) по способу запоминания – произвольному или непроизвольному; 3) по продолжительности, сроку хранения информации. Объекты деятельности – движение, чувство, образ или слово – дали название таким видам памяти, как двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Двигательная, или моторная, память – запоминание, сохранение и воспроизведение движения. Она выражается в образовании привычек, лежит в основе всех практических и трудовых действии, часто не замечаемых, не фиксируемых человеком. Двигательную память укрепляют и совершенствуют природный дар и постоянные тренировки . Этот вид памяти важен для многих специальностей, требующих быстрого и точного воспроизведения сложных и тонких движений, для акробатов, жонглёров, музыкантов, артистов балета, хирургов. Моторный, или двигательный, вид памяти характерен тем лицам, которые хорошо запоминают двигательные акты. Двигательная память необходима для обучения и владения такими трудовыми и профессиональными навыками, как работа на станке, управление машиной, а также для владения спортивным мастерством. Владельцы хорошей моторной памятью абсолютно легко овладевают спортивные сложные упражнения, легко осиливают танцы, ловко пользуются разными инструментами, благополучно владеют любым мастерством. Некоторые люди гораздо легче и лучше воспроизводят страницу, когда прочитали ее вслух или переписали на бумагу. Кто-то воспроизводит эти образы плохо, а кто-то, с двигательным типом, — очень хорошо. Такие люди обычно воспроизводят двигательные образы слов, т.е. мысленно их произносят . Балле, профессор медицины, говорил, что он не видит мысль и не слышит, а произносит ее. Вероятно, у большей части людей двигательного типа, внутреннее слово бывает настолько оживлённым, что ему случается потихоньку произносить слова. Двигательные образы могут быть связаны с процессом рисования или писания. Имеются лица, запоминающие рисунок более благополучно в том случае, когда они пальцами проследили его контуры. Данным способом можно пользоваться при преподавании для того, чтобы приучить учеников воспроизводить по памяти. В Северной Америке приходилось наблюдать молодых индейцев, с большим интересом рассматривавших гравюры, которые им показывали. Один из них тщательно обводил своим ножом контур рисунка, говоря, что таким образом он сумеет успешнее вырезать его по возвращении домой. Моторный образ, в данном случае, должен был усилить зрительный образ. Этот молодой индеец принадлежал, видимо, к двигательному типу, т.к. преобладает двигательная память. Внутренняя речь у глухонемых составляется из моторных и зрительных образов жестов, образующих их обычную речь. Первоначально, с величайшими усилиями, вырабатываются движения, которые впоследствии представляются нам самыми натуральными и простыми. Целый ряд нестройных движений вызывает солнечный луч, который впервые ударил в глаза новорождённого. Некоторая координация, глаза могут фиксировать светящийся предмет и следить за его движениями, устанавливается спустя несколько недель. Эмоциональная память адаптирует нас к происходящему, отвлекая от плохого и устремляя к хорошему – для обретения настроя, сопутствующего работе, созиданию, творчеству. Сила эмоциональной памяти у людей не одинакова. Эмоционально обеднённые не могут воспроизвести пережитые чувства, большинство людей воспроизводят их в определённой степени, артистические же натуры не только воспринимают остро свои чувства, но и ярко запоминают раз пережитое. Для того чтобы развивать свою эмоциональную память, рекомендуется начать вести дневник. В него необходимо записывать, в первую очередь, те события, которые для вас более эмоциональны. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, будто вы их снова переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется примерно один раз в месяц. Еще один вид памяти – образная, или наглядная. Она оперирует представлениями – образами предметов, сформированными в нашем опыте. В соответствии с модальностью – приобретением представлении из разных сенсорных сфер – образная память делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Наиболее распространённой у большинства людей является зрительная и слуховая память. Осязательная, обонятельная и вкусовая память интенсивно развивается в связи с особыми условиями деятельности – у дегустаторов или при компенсации недостающей зрительной, слуховой памяти у слепых или слепоглухих . Двигательная, эмоциональная и образная память в своих особых формах свойственны и животным. Специфически человеческая память – словесно-логическая, содержанием которой становиться наши мысли и речь. Словесно-логическая память – это не простое запечатление, а переработка словесной информации, выделение из неё наиболее существенного, отвлечение от побочного, несущественного и удержание в памяти не непосредственного воспринимаемых слов, а тех мыслей, которые выражены ими. В основе словесно-логической памяти всегда лежит сложный процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный с отвлечением от несущественных деталей и обобщением центральных моментов информации. Память классифицируют и как процесс, протекающий во времени и имеющий две стадии – кратковременную и долговременную. Объясняется это тем, что механизм нашей памяти состоит из двух частей: оперативной и долговременной. Долговременная память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения); оперативная память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающие элементы кратковременной и долговременной памяти) . Виды памяти можно разграничить также исходя из того, как происходит запоминание. Различают произвольное и непроизвольное запоминание исходя из характера деятельности. В зависимости от способа запоминания различают смысловую и механическую память. По длительности хранения информации выделят память долговременную, кратковременную и мгновенную (сенсорную) . При этом процесс забывания, протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. Так, заученный нейтральный материал за первый день забывается больше чем наполовину, а в последующие дни процесс забывания идет очень медленно. Произвольная память может приобрести очень сложные формы и стать совершенной мнемической деятельностью. Непроизвольное запоминание - есть запоминание информации в силу особенностей её представления или особенностей предъявляемого материала. Человек не ставит своей целью запомнить что-то. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующее повторяющееся событие. Так, находясь в определённой языковой среде, ребёнок с года запоминает слова родного языка. Таким образом, при всем сложном разнообразии показателей, сочетание которых доходит до уникальности и неповторимости памяти каждого, единого и определяющее состоит в том, что у неё есть доминирующие характеристики. Доминирующая характеристика памяти обусловлена особенностями деятельности, осуществляемой нами и направленной на достижение поставленной цели . 1.2. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте Возрастной этап младшего школьного возраста длится от 6 до 11 лет, с точки зрения психологической периодизации и от 6 до 10 лет - с педагогической. Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации, с одной стороны, составляют стадии физического и психического развития, а с другой – условия, в которых протекает воспитание. По признанию отечественных ученых Л.С. Выготского, Н.Ф. Талызиной, Н.А. Менчинской, М.И. Махмутова, Д.Б. Эльконина и др. в период младшего школьного возраста наиболее важная задача - научить ребёнка учиться самостоятельно, от этого будет зависеть не только эффективность учебного процесса, но и развитие всех психических качеств ребёнка . К началу младшего школьного возраста в психологическом развитии ребёнка намечаются три линии: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Наибольшие изменения происходят в познавательной сфере ребёнка. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Ситуация поступления ребёнка в школу означает значительный перелом в социальном и личностном развитии ребёнка. В младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в функционировании, развитии психических познавательных процессов. В целом они претерпевают существенные изменения в своей структуре. Основная суть их заключается в том, что память и старших дошкольников, а затем и младших школьников становятся произвольными. Таким образом, если мы говорим о памяти и внимании младших школьников, то мы имеем в виду, что они приобретают черты произвольности и становятся в целом сознательно регулируемыми и опосредованными . Преобразование памяти младшего школьника может быть обусловлено и значительными требованиями к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Так, младший школьник уже может многое запоминать, он способен заучивать необходимый материал буквально, способен также пересказать его своими словами, и через продолжительное время может воспроизвести его близко к изначальному тексту. Так, неспособность ребёнка к запоминанию, воспроизведению заученного материала в итоге сказывается на его учебной жизни в школе. Имеющиеся в младшем школьном возрасте изменения и преобразования в психической познавательной деятельности, огромное значение имеют для дальнейшего полноценного развития психики в целом. Следует отметить, что у многих детей к младшему школьному возрасту диагностируется недостаточная сформированность некоторых познавательных процессов психики. К таким познавательным процессам можно отнести произвольное внимание и память, регуляцию умственных действий, которая происходит осознанно. В связи с таким положением вещей, психологу, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо ставить перед собой задачи, касающиеся целенаправленного развития психических познавательных процессов. В младшем школьном возрасте происходят качественные изменения памяти ребёнка, приобретая черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Несмотря на эти изменения, большую роль в этом возрасте, как и в дошкольном, играет зрительная память. Такие качественные изменения памяти у детей младшего школьного возраста связаны, прежде всего, с приобретением в результате учения разнообразных способов и стратегий запоминания учебного материала. В то же время, следует отметить, что для формирования таких способов и стратегий работы необходима специальная работа, направленной на формирование таких способов запоминания, которые складываются у детей стихийно и могут различаться в возрасте, например, семи и десяти лет. Так, можно отметить, что для детей семи лет свойственны ситуации, когда ребёнку проще запоминать необходимый материал без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg