Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Профессиональный стресс в деятельности государственных служащих: методы преодоления и профилактики (на примере ГУ МЧС Свердловской области)

irina_k200 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Объект исследования: профессиональная деятельность государственных служащих. Предмет исследования: причины возникновения и методы профилактики профессионального стресса у государственных служащих и сотрудников МЧС. Цель исследования: анализ особенностей проявления профессионального стресса у государственных служащих и сотрудников МЧС для разработки рекомендаций для его преодоления и профилактики. Основные задачи исследования: 1.Проанализировать научные представления и основные исследовательские подходы по проблеме профессионального стресса. 2.Рассмотреть психологические особенности деятельности государственных служащих и сотрудников МЧС и факторы, вызывающие стресс в данной профессии. 3.Подобрать психодиагностические методики, направленные на изучение выраженности профессионального стресса. Гипотеза исследования: В частности, высокий уровень профессионального стресса государственных служащих и сотрудников МЧС возникает в связи с особенностями их профессиональной деятельности, обладают значительным потенциалом стрессогенности. Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования; 2. Эмпирические методы – Методика «Прогноз» - для определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе (разработка Санкт Петербургской военно-медицинской академии).; Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (личностная тревожность); Тест на стресс и депрессию. 8 -факторный личностный опросник Ч.Д. Спилбергера, в адаптации О. Радюка. Структура курсовой работы: в первой главе Теоретические основы исследования профессионального стресса государственных и муниципальных служащих содержится 3 параграфа, занимающие 17 страниц. Во второй главе Исследование факторов стресса в деятельности служащих Министерства по чрезвычайным ситуациям Свердловской области содержится 3 параграфа, так же занимающие 17 страниц. В курсовой работе присутствуют 3 приложения.
Введение

Актуальность исследования. Современная жизнь с каждым днем все ощутимее изменяет сложившуюся за многие столетия систему взаимоотношений человека с окружающим миром. Интенсификация труда, напряженность повседневной жизни, загрязнение среды обитания, множество разнообразных неблагоприятных факторов и незаметно, и явно, к тому же, как правило, интенсивно и длительно воздействуют на человека («стрессируют» его). В большинстве случаев этим воздействиям сопутствует перенапряжение физических и психических процессов, ухудшение функционального состояния, изменение личностного статуса, нарушение профессиональной эффективности и безопасности труда, а также развитие психосоматических заболеваний. По данным многих исследователей, [14] мы живем во времена увеличения стрессовых нагрузок, и большинство показателей стрессов и напряжений постоянно возрастает. Практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает состояние стресса в многообразии его проявлений. Психологический стресс в трудовой и социальной жизни человека сегодня представляет собой одну из существенных проблем современного общества. В настоящее время все большую значимость в жизнедеятельности человека и общества приобретает способность личности к наилучшему использованию своих возможностей в соответствии с предъявляемыми обстановкой требованиями, и это одна из важных психолого-акмеологических тенденций современной жизни. Требования к управленческому персоналу и, в частности, к государственным служащим повышаются и усложняются, так как успешность их деятельности во многом определяет социально-экономическое положение страны. Исследователи отмечают высокий уровень стрессогенности управленческой деятельности. При этом у лиц, занимающихся управленческой деятельностью, влияние социальных факторов на развитие различных форм профессионального стресса весьма значительно (стрессы «белых воротничков»). [15] Многократное возникновение уникальных по сложности и многообразию стрессовых ситуаций, в которых государственные служащие должны действовать успешно, является специфической особенностью деятельности госслужащих. [16] Склонность госслужащих к профессиональным стрессам (низкая стрессоустойчивость) еще довольно редко учитывается при оценке кадрового, ресурсного потенциала управленческого аппарата, но профессиональные стрессы реально существуют, связаны с повседневной деятельностью госслужащих и отрицательно влияют на их физическое и психическое здоровье, эффективность их деятельности (качество работы, прогулы, текучесть кадров и др.). Значимость влияния профессиональных стрессов на психосоматическое состояние государственных служащих и эффективность их деятельности порождает необходимость разработки конкретных методов и приемов защиты госслужащих от повреждающих перегрузок, а также выявления возможных источников (в том числе социально-психологических) профессионального стресса, что будет способствовать выработке путей минимизации его отрицательных последствий. К сожалению, проблема стресса госслужащих пока не нашла целостного отражения как в фундаментальных отечественных исследованиях, так и в практике социально-психологической подготовки руководителей и специалистов государственной службы. В связи с вышеизложенным, а также принимая во внимание специфику деятельности госслужащих, весьма значимым видится изучение социально-психологических и психолого-акмеологических факторов стресса госслужащих. Служба в Главном управлении МЧС России по Свердловской области предъявляет к сотрудникам высокие требования, связанные с социальной ответственностью и необходимостью действовать в непредсказуемых ситуациях. Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды в сочетании с сильными психогенными раздражителями, дефицитом информации и времени на обдумывание и принятие адекватного решения, постоянно сопровождают их труд. Это снижает эффективность деятельности, является причиной ошибок в работе при чрезвычайных происшествиях, вызывает переутомление сотрудников, нервно-психические расстройства, сильный эмоциональный стресс. Такие негативные факторы снижают готовность личного состава, его профессиональное долголетие, порождают неудовлетворенность профессией, текучесть кадров, нервно-психическую напряженность, поэтому тема профессионального стресса у сотрудников МЧС и сегодня не теряет своей актуальности. Степень изученности проблемы. Проблемой стресса занимались такие ученые, как Г. Селье, Р. Лазарус, Ч.Д. Спилбергер, В.В. Бойко, Л.А. Китаев-Смык, В.Д. Небылицын, В.А. Петровский, Н.В. Самоукина и многие другие.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3 Глава 1 Теоретические основы исследования профессионального стресса государственных и муниципальных служащих 1.1 Содержание профессионального стресса……………………………. 7 1.2 Методы исследования стресса, диагностика......................................16 1.3 Специфика деятельности государственных служащих…………… 18 Глава 2. Исследование факторов стресса в деятельности служащих Министерства по чрезвычайным ситуациям Свердловской области 2.1. Специфика деятельности МЧС……………………………………...24 2.2 Источники профессионального стресса в МЧС…………………… 29 2.3 Осуществление профилактики стресса, методы……………………32 Заключение ……………………………………………………………………. 41 Список литературы………………………….……………………................... 44 Приложение 1 ..................................................................................................... 47 Приложение 2 ..................................................................................................... 52 Приложение 3 ..................................................................................................... 53
Список литературы

Раздел 1. Нормативно-правовые акты • Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" N 58-ФЗ от 27.05.2003 (Источник: Консультант Плюс); • Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27.07.2004 (Источник: Консультант Плюс); • Федеральный закон "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 141-ФЗ от 23.05.2016 (ред. от 03.08.2018) (Источник: Гарант); • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (Источник: Консультант Плюс); • Гражданский кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019) (Источник Гарант). Раздел 2. Дополнительные источники 1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М.: МЕДГИЗ, 1960. — 254с. 2. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. - 123 с. 3. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов / Ю.В. Щербатых. // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С.111-115. 4. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2000,— 352 с. 5. Суворова В. В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. — М.: Педагогика, 1975. — 208с 6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. — М.: Академический Проект, 2009. — 943 с. 7. Самоукина Н.В. Экстремальная психология / Н.В. Самоукина. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. — 288 с. 8. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е.П. Ильин, под ред. Б.Ф. Ломова // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М., 1978. — С.325-346. 9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. — М.: Наука, 1996. — 154 с. 10. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. — 351 с. 11. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социс. 2005, №2. 12. Оболонский А.В. Государственная служба. Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Издательство «Дело». Москва 2000 13. Комментарии к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ... С. 14. 14. Ларин Л.А., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск, 1981; 15. Купер К.Л., Маршалл Д. Источники стресса «белых воротничков» //Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология. М., 1995. С. 179-204; 16. Кузнецов В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Дис. ... канд.психол. наук. М., 1995. 17. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с. 18. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с. 19. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001. – 480 с 20. Диагностика, профилактика и корреляция стрессовых расстройств среди сотрудников противопожарной службы МЧС России: метод. рекомендации. — Изд. 2-е. — М.: ВНИИПО, 2001. — 256 с. 21. Толочек В. А. Современная психология труда / В.А. Толочек. — СПб.: Питер, 2005.– 479 с. 22. Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности / Л.Г.Дикая // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С.103-114
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 1.1 Содержание профессионального стресса Понятие «стресс» давно перешло из разряда научных терминов в понятие общего обихода. Стресс является неотъемлемой частью жизни людей, более того — необходимой, так как жизнь без стрессовых ситуаций кажется скучной и однообразной. Незначительные стрессы в профессиональной сфере также необходимы, потому как они мобилизуют организм сотрудника для быстрого принятия решений и позволяют добиваться поставленных задач, несмотря на трудности. Тем не менее, в нынешнее быстротечное время профессиональный стресс всё чаще признается проблемой. ВОЗ считает стресс на рабочем месте «чумой XXI века», а, согласно статистике, треть работников хотя бы раз думали об увольнении исключительно по причине стрессов на работе. Профессиональный стресс можно определить как напряженное состояние работника, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в реакциях психического и физического плана на критические ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ10). В течение последних лет всё более растёт внимание к исследованиям, каким-либо образом, связанным с профессиональным стрессом. Формирование стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и общее состояние здоровья. Само по себе понятие стресса впервые появилось в физиологии для определения неспецифической генерализованной реакции организма — общего адаптационного синдрома в ответ на любое негативное влияние извне. Классическое определение, данное автором теории Гансом Селье: стресс — это комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов– стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза [1]. Неспецифические реакции — приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любое неожиданное проявление, изменяющее привычную жизнедеятельность индивида, может оказаться стрессовым фактором. Г. Селье было выделено две формы стресса: полезный — эустресс ("тонизирует" работу организма и способствует мобилизации защитных сил, включая иммунную систему) и вредоносный — дистресс. Дистресс оказывает отрицательное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать стимул к развитию серьезных заболеваний. На принятие стрессом той или иной формы влияют определенные условия. Эустресс проявляется при наличии следующих условий: • положительный эмоциональный фон; • в прошлом у человека уже имеется опыт решения подобных ситуаций, исходя из которого, он строит позитивный прогноз на будущее; • человек предполагает одобрение своих действий со стороны социальной среды; • у человека имеются достаточные ресурсы, которые позволяют преодолеть стресс [2]. Если же такие условия отсутствуют или отрицательное воздействие на организм имеет значительную силу, то первичный стресс переходит в его поврежденную форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера: • недостаток необходимой информации; • прогноз развития ситуации в худшую сторону; -·возникшее чувство беспомощности; • сила стресса значительно превышает адаптационные возможности организма; • длительное воздействие фактора стресса, приводящее к истощению адаптационного ресурса. Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов [1]. 1. Эмоциональная реакция тревоги. Здесь на организм впервые оказывается воздействие некоего возмущающего фактора среды и возникает первая ответная реакция организма. Уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям снижается, поведение изменяется на полностью противоположное (например, спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Появляется психологическая напряжённость в деловом и межличностном общении, отчуждение в отношениях. Несмотря на то, что на первом этапе стресс еще не достиг разрушительного воздействия, а профессиональная деятельность ещё может оставаться успешной, все же постепенно человек теряет самообладание. У сотрудника ослабевает способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей напряжение нарастает за пару минут, у других накопление тревоги может происходить в течение нескольких недель. 2. Сопротивление и адаптация. На данном этапе организм максимально активизируется, сопротивление раздражителю усиливается. Так как стрессовый фактор имеет длительное воздействие, то организм постепенно приспосабливается к нему. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии человек способен проанализировать сложившуюся ситуацию и найти эффективное решение как справиться со стрессором. Продолжительность второго этапа, так же как и первого, строго индивидуальна: от нескольких минут и часов, до нескольких дней и недель. 3. Истощение. При продолжительном воздействии стрессора имеющиеся энергетические ресурсы исчерпываются, человек чувствует вялость, упадок сил, моральное опустошение. Системы адаптации индивида прекращают работу, вследствие чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью индивида. Эта стадия отражает нарушение деятельности механизмов регуляции и борьбы организма с чрезмерно длительным воздействием стрессора. Исходя из вида стрессора и характера его влияния определяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации — физиологический стресс и психологический стресс. Физиологический стресс — это физиологическая реакция организма на действие стрессоров (факторов). В отличие от физиологического, психологический стресс имеет ряд характерных особенностей, в числе которых обычно выделяется несколько важных. В частности, для запуска психологического стресса необязательны только реально действующие события. Это могут быть и события вероятностного характера, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится [3]. Другая особенность — оценка степени своего участия в активном воздействии на стрессовую ситуацию с целью ее нейтрализации имеет большое значение [4]. Это связано с тем, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации, преимущественно, симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обуславливает преобладание парасимпатических реакций [5]. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Первый возникает в условиях ограничения времени, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за принятые решения. Второй появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д. Психологические стрессы оказывают наиболее разрушительное воздействие на организм. Причины, по которым возникает психологический стресс, делятся на объективные (условия жизнедеятельности, политические и экономические факторы, межличностные отношения, непредвиденные события) и субъективные (неправильная коммуникация, невозможность реализации актуальной потребности, неадекватные установки и убеждения личности, несоответствие генетических программ современным условиям). В.А. Бодров разделяет причины развития профессионального стресса на непосредственные и главные [4]. Непосредственной причиной является событие, вследствие которого развивается психическая напряженность и стресс. Например, это может быть рабочее задание, отличающееся сложностью или опасностью, проблемная ситуация, связанная с угрозой для здоровья и жизни, деятельность в условиях дефицита времени, конфликт с руководством и др. Непосредственные причины стресса чаще всего бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. Главной причиной возникновения стресса выступают индивидуальные особенности субъекта труда, то есть, психологические, физиологические, профессиональные. Исследователи также выделяют группу дополнительных факторов, предрасполагающих к возникновению профессионального стресса и усугубляющих его проявления [6]. Дополнительные факторы, вызывающие стресс и воздействующие на сотрудников, включают: 1. Факторы стресса вне организации. Стресс на работе не может ограничиваться только теми событиями и условиями, которые имеют место конкретно на рабочем месте. Любая организация — это открытая социальная система, а работники — ее элементы, поэтому естественно, что на них оказывают влияние внешние факторы, такие как изменения в обществе, состояние экономики и финансов, изменения в их личной жизни (проблемы в семье, болезни, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.). Так, например, слабая материальная обеспеченность может побуждать людей к работе по совместительству, что приводит к уменьшению времени отдыха и усиливает стресс. Серьезное влияние на выполнение работы оказывают семейные кризисы. 2. Групповые факторы стресса. К ним относятся следующие: - отсутствие групповой сплоченности — если работник не чувствует себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, указаний руководителя или действий группы, то это может явиться для него серьезным источником стресса; - отсутствие взаимной поддержки — работники чувствуют себя гораздо лучше и комфортнее, если они могут поделиться своими радостями и горестями с другими; при лишении подобной социальной поддержки положение работника может привести также к серьезному стрессу; - наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов — конфликт обычно обусловлен наличием серьезных противоречий или несовместимостью отдельных свойств личности, ее целей, нужд и ценностей, отношениями людей внутри группы и между ними, что также оказывает стрессовое воздействие на работников. 3. Факторы стресса, связанные с организацией. Кроме физических факторов в эту группу входят психосоциальные факторы, такие как: — несоответствие рабочей нагрузки в определённый период времени. Н.В. Самоукина определяет такие виды профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный [7]. Информационный стресс появляется в результате информационных перегрузок, когда сотрудник не в состоянии справиться с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени. Также причинами его возникновения может быть и дефицит информации, приводящий к неопределенности в ситуации, слишком частое или неожиданное изменение информационных параметров профессиональной деятельности. Если при этом принимаемое решение имеет высокую степень ответственности, то вероятно усиление напряженности. В развитии информационного стресса играет большую роль состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обуславливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т.д. Эмоциональный стресс в профессиональной деятельности возникает при действительной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством. Переживание эмоционального стресса особенно сильно воздействует на человека, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности, связанные с его профессией. С точки зрения теории функциональных систем формирование эмоционального стресса происходит в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты трудовой деятельности лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности, т.е. достигать полезных для них приспособительных результатов [8]. В конфликтных ситуациях происходит нарастание и суммирование негативных эмоций и резкое сокращение антистрессорных позитивных эмоций. На основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. В результате формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, психозы, артериальная гипертензия, стенокардия, иммунодефициты, гормональные нарушения, диабет, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта и т.д. Одним из проявлений эмоционального стресса может являться синдром эмоционального выгорания. В этом состоянии человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически. Становится труднее просыпаться по утрам и начинать трудовую деятельность, сложнее сосредоточиться на своих обязанностях и выполнять их своевременно. Рушится привычный уклад жизни, портятся отношения с окружающими. Многие психологи рассматривают феномен эмоционального выгорания как механизм психологической защиты, при котором в ответ на воздействие определенных психотравмирующих факторов полностью или частично исключаются эмоции [9]. Синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, возникающий поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения). Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения в ходе профессиональной деятельности и может проявляться в раздражительности, разговоре на повышенных тонах, что, в свою очередь, может оказаться следствием неуверенности в себе, пониженной самооценки. Повышенная раздражительность легко может перейти в коммуникативную агрессию. Она проявляется в стремлении унизить и подавить другого человека, разрушить статус и авторитет какого-либо сотрудника, желании исключить определенного человека из коммуникативных контактов. Коммуникативная агрессия может быть как способом защиты, так и средством нападения в ситуации конфликта, либо же способом снять психологическое напряжение. Коммуникативный стресс часто является причиной неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе, его низкой сплоченности [10]. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. 1.2 Методы исследования стресса, диагностика Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса. С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией. Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» – особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения. Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие глубоким негативным эмоциональным состояниям. В данной работе психосоматическое состояние рассматривается в качестве одного из основных показателей стресса, что обусловливает необходимость рассмотрения существующих подходов к исследованию состояний. Любое состояние, в том числе стрессовое, включает переживания человека, соматовегетативные сдвиги, изменения в протекании отдельных психических процессов и всей деятельности в целом. В широкомасштабных научных исследованиях реализуется арсенал всех возможных методов диагностики, но в прикладных исследованиях это далеко не всегда оправдано. Нейрофизиологические методы, связанные с непосредственной регистрацией активности структур головного мозга, требуют громоздкой дорогостоящей аппаратуры, специально подготовленного персонала для проведения и обработки полученных данных, что делает их широкое применение затруднительным. К тому же, показатели данной группы трудно использовать для однозначной оценки интенсивности и особенно качественного своеобразия состояний. Использование этих показателей (ЭКГ, КГР, ЧСС и др.) возможно только при условии четкого определения детерминант, породивших их изменения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg