Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Ментальная карта как активный метод обучения русскому языку в полиэтнической школе

irina_k200 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Цель курсовой работы: проанализировать эффективность использования ментальных карт обучения при формировании лексических и грамматических навыков, разработать комплекс упражнений, включающий активные методы обучения. Актуальность исследования значимостью и функциональностью активных методов, которые помогают воссоздать языковую среду, повысить эффективность образовательного процесса. В данной работе предпринята попытка рассмотреть активные методы обучения, которые смогут увеличить интерес учащихся к изучению русского языка и сделать уроки более интересными и увлекательными для учащихся. Объектом исследования в данной работе является процесс обучения русскому языку учащихся в полиэтнической школе. Предмет исследования является использование ментальных карт в образовательной деятельности. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть цели и задачи использования ментальных карт в обучении русскому языку современном этапе развития общества. 2. Проанализировать теоретические концепции образования как коммуникативного процесса, а также методологические подходы исследования ментальности как смыслового пространства личности. 3. провести диагностику уровня владения обучающимися лексическими и грамматическими навыками до и после применения активных методов обучения; 4. Разработать комплекс упражнений, который будет способствовать эффективности овладения лексическими и грамматическими навыками; 5. Изучить особенности позиционирования роли учителя и ученика в индивидуальных ментальных картах школьников образовательного процесса во взаимосвязи с уровнем коммуникации. 6. Проанализировать влияние и эффективность активных методов в ходе процесса обучения. Гипотеза исследования состоит в том, что при использовании активных методов, процесс обучения русскому языку в полиэтнической школе будет более успешным, так как это позволит более эффективно формировать у учащихся коммуникативную компетенцию на занятиях по русскому языку. Методы исследования: наблюдение, теоретический анализ и обобщение научной литературы. Для изучения о теоретических и практических аспектах составления ментальных карт (майндмэппинга) использовались материалы Тони Бьюзера и Барри Бьюзена,в частности их книга «Супермышление», которая является одной из самых популярных в мире, Сергея Шипунова, чьи конспекты и статьи относительно составления ментальных карт показались мне наиболее подробные и доступными. Важным источником является Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. Приоритетные направления работы: • активизации интереса к обучению русскому языку; • активизация познавательной деятельности обучающихся; • повышение результативности обучения; • создание банка ментальных карт , используемых на уроках русского языка и литературы Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности применения активных методов для совершенствования коммуникативных навыков у учащихся в полиэтнической школе. Практическая значимость исследования методических рекомендаций по организации учебного процесса обучения русскому языку с применением ментальных карт преподавания, которые могут быть применены на уроках в школе. Последовательность решения поставленной проблемы обусловила структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В последние годы большое внимание уделяется применения активных методов в обучении русскому языку в полиэтнической школе. Вопросы применения ментальных карт в обучении относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики, актуальность данной проблемы подвела меня к выбору темы нашей курсовой работы. Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты четко определили приоритеты общего образования, назвав главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий. Выведение обучающегося на позицию активного, самообучающегося субъекта требует применения технологий, создающих эмоционально комфортную, мотивирующую и творческую обстановку. Реализация применения ментальных карт , как один из активных методов в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников [24]. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников и уровня владения языком. Активные методы обучения отвечают этим требованиям, так как суть их заключается в том, чтобы заинтересовать обучающегося, сделать его активным участником образовательного процесса.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Понятие и сущность ментальных карт. Основные виды ментальных карт применяемых при обучении русскому языку 1.2 Специфика построения ментальных карт: средства создания и методические рекомендации………………………………. Выводы по 1 главе ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……………………………….……………...13 2.1 Использование ментальных карт в образовательной деятельности……………………………………..……………………………...19 2.2 Технологическая карта урока русского языка с применением ментальной карты……………………………………………………………………………20 Выводы по 2 главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………24
Список литературы

1. Адриненко, М. А. Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы [Электронный ресурс] / -.- URL: #"justify">. 2. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А.Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3 - С.189-195 3. О технологии разработки ментальных учебников [Текст] / Е. Г. Дорошенко, Н. И. Пак, Н. В. Рукосуева, Л. Б. Хегай // Вестник Томского государственного педагогическогоуниверситета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin), 2013 – Вып. 12 (140). — С. 145-151. 4. Бруннер Е. Ю. Применение технологии mind map в учебном процессе [Текст] / Е. Ю. Бруннер // Развитие международного сотрудничества в области образования в контексте Болонского процесса: материалы международной науч.-практ. конф. г. Ялта (5-6 марта 2008 г.). Ялта: РИО КГУ, 2008 –Вып. 19 Ч. 1 – С. 50-53. 5. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся / Е. А. Бершадская //Пед. технологии: проф. журн. для технологов образования. — 2009. — № 3. — С. 17–21. 6. Воробьева В. М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках [Текст] : методическое пособие / В. М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова. – Москва: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013 – 44 с. 7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения ИЯ / Н. Д. Гальскова. — М. : Аркти-Гласа, 2000. — 328 с. 8. Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей [Текст] / Х. Мюллер. – Москва: Омега-Л, 2007 –126 с. 9. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М – во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва : Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9. 10. Википедия Тони Бьюзен http://ru.wikipedia.org/wiki/Бьюзен,_Тони 11. Интеллект – карты. Практическое руководство. Тони Бьюзен и Барри Бьюзен. Минск: «Попурри», 2010 год. 12. Карты – ума. В.И. Копыл. Минск: Харвест, 2007 год. 13. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде образования [Электронный ресурс]:автореф. дисс... доктора пед. наук : 13.00.01 / 14. Т.В. Поштарева. - Владикавказ, 2009. - 40с. 15. Сультеев, Д. Единство разных: к Международному дню толерантности Д. Сультеев// Воспитание школьников. - 2008. - №9. - С. 3-7. 16. Супрунова, Л.Л. Этнопедагогика как источник поликультурного образования / Л. Л. Супрунова //Этнопедагогика педагогика жизни. - М.: Элиста, 2001. - 95 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Понятие и сущность ментальных карт. Основные виды ментальных карт применяемых при обучении русскому языку. Ментальные карты, а в оригинале Mind maps (интеллект карты), это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века, как раз, благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является — «Научите себя думать» — она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия. Подход очень простой, необычный и позволяет ощутить радость от самого процесса создания таких диаграмм, называемых ментальными картами или интеллект-картами. Метод ментальных карт представляет собой особую технику визуализации мышления, построенную на создании эффективных альтернативных записей. Существуют и другие названия данного метода: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти». Ментальные карты были разработаны психологом Тони Бьюзеном. Он исследовал мыслительные системы, которые были присущи людям в эпоху античности и Ренессанса. Поскольку в эти времена было создано множество культурных объектов, литературных произведений. Т. Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они использовали фантазию и следовали ассоциативным связям. Возможно, именно поэтому их записи были способны донести информацию не только их создателю, но и любому человеку, даже по истечении нескольких столетий. Также психолог оценил значимость рисунка оформления собственных мыслей. Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя. Данная методика базируется на принципе «радиантного мышления», которое связано с ассоциативными мыслительными процессами. Отправная точка - это центральный объект (мысль, идея, задача). Радиант - это точка небесной сферы, от которой как будто отходят видимые пути тел, движущихся с одинаково направленными скоростями. Отсюда можно сделать вывод, что «радиантное мышление» отражает бесконечное множество всех возможных ассоциаций, а ментальные карты позволяют зафиксировать их на различных носителях. Полученные результаты для наглядности обычно фиксируются на бумаге. Чтобы лучше воспринимать информацию с ментальной карты, рекомендуется оформлять все записи разными способами, например, используя различные цвета, формы, картинки. Такое наглядное оформление позволяет структурировать и группировать информацию, делая ее наглядной и более понятной. Методика «ментальных карт» - это метод целостного мышления. Известно, что за логическое мышление человека отвечает левое полушарие мозга. Значит, при решении какой либо стандартной проблемы будет активизировано именно оно. В то время как правое, отвечающее за творчество и образное мышление, не будет вовлечено в рабочий процесс. Метод ментальных карт позволяет одновременно задействовать оба, что и означает целостность мышления.Особенности построения метальных карт. Ментальная карта представляет собой диаграмму, представленную в виде древовидной схемы. На ней зафиксированы слова, задачи и конкретные понятия, которые связаны между собой ветвями, отходящими от главной ветки. Главная (центральная) ветвь представляет собой основную идею. Для создания ментальной карты, эффективнее всего использовать лист бумаги размера А4 или больше. В центре листа размещают основную идею, мысль. Нагляднее это будет выглядеть в виде какого-либо изображения: рисунка, картинки. Их подписывают ключевыми словами, которые позволят вспомнить определенные мысли или образы. Это будут основные ветви рисунка.Затем, разделяя ветви на более мелкие, будут отображаться все более мелкие детали. Важно помнить, что построение ментальной карты базируется на ассоциировании, а не структурировании. Стоит помнить о том, что у каждого человека индивидуальный способ мышления и ментальная карта должна отображать такую особенность. Нужно максимально эффективно использовать пространство ментальной карты, не оставляя пустого пространства, но и не перегружая рисунок. Наиболее оптимальным расположением является горизонтальное расположение карты. Карта считается законченной, если она выглядит цельной. Это значит, что ее создатель произвел комплексный анализ проблемы и разобрался в ней. Если же какая-либо ветвь ментальной карты выглядит незаконченной, стоит продолжить анализ и ассоциативный ряд. Если нашему мозгу позволить думать на естественном для него языке, то именно ментальные карты будут наиболее подходящим и точным инструментом, отражающим то, что происходит в нашей голове. 1.2 Специфика построения ментальных карт: средства создания и методические рекомендации В основе ментальных карт лежит предположение, что для человеческого мозга естественно ассоциативное и иерархическое мышление. А также, предположение, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации лучше всего подходит визуальное мышление. Технике составления ментальных карт (от англ. mindmapping) легко обучиться, и, надо сказать, с ее помощью всегда что-нибудь да получается, поэтому неудивительна ее популярность. Построение умной карты подчинено ряду простых правил: a. Карта должна быть нарисована; b. Ментальная карта всегда строится вокруг центрального объекта, то есть центральной идеи; Каждое слово и каждый рисунок в умной карте, в свою очередь, сам становится центром для очередной ассоциации; c. Все основные темы и идеи, нарисованные и записанные, должны быть связанны с объектом внимания,центральной идеей и они должны расходиться от центрального образа в виде ветвей; d. В умной карте ветви, в виде плавных линий, обозначаются и поясняются с помощью ключевых слов или образов; e. Вторичные идеи будут в карте изображены в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; и третичные и более высокого порядка строятся по тем же принципам; f. Все ветви формируют связанную одним целым (центральной идеей) узловую систему. В ментальных картах очень чётко видны четкие ассоциации ключевых слов друг с другом и, запоминание поэтому не становиться проблемой, особенно, если карта выполнена в цвете и многомерно. Ведь эта структура, по мнению изобретателя ментальных карт, соответствует естественным формам функционирования мозга. Составляя ментальную карту, Вы будете делать основной акцент на ключевых понятиях и центральной идее, а это не только отвечает естественным стремлениям мозга, но и стимулирует способность создавать и задавать наводящие вопросы. А также стимулирует способность творить новое содержание основной идеи, а также создавать, плодить, новые идеи. Автор теории ассоциативного и иерархичного мышления дает ряд практических рекомендаций по составлению ментальных карт, на которых я тоже хотела бы остановиться. Тони Бьюзен называет это законами Mind map: 1.Обязательно должна быть концентрация внимания на центральном образе. 2. Обязательно нужно использовать графические изображения и образы. 3. Работу над картами необходимо вести как минимум с тремя и более цветами. 4.Должно присутствовать объемное изображение за счет выпуклых букв и псевдо-многомерной графики - кубики, объёмные трапеции и параллелепипеды. 5.Обязательно рисовать что-то, что вызывает чувственно-эмоциональные переживания. Это можно воплотить в виде рисования сердечек, пронзенных стрелами, а также с помощью восклицаний и вопросиков. 6.Если варьировать шрифты или размеры, толщину линий и масштаб графики, то тоже можно добиться эффекта объёмности. 7.Необходимо использовать стрелки для подчеркивания связей между элементами умной карты. 8.Можно использовать кодирование информации и изобретать аббревиатуру, понятную только Вам и опять же вызывающий какой-то образ или отклик. 9. Соблюдать строгий принцип "Одно ключевое слово на каждую линию". 10.Ключевые слова использовать над ассоциативными линиями, причём, длина линии должна равняться длине относящейся к ней ключевой фразе. 11. Стараться ограничивать количество блоков важной информации с помощью линий, так как, как известно, мозг запоминает всего семь плюс\минус две единицы информации. 12.Используйте номерную последовательность в изложении мыслей, для получения иерархии. Все это - отличные советы, особенно в ситуациях, критических по времени и авральных по духу, когда требуется коллективная либо индивидуальная выработка стратегии, либо выход на уникальное и новое решение. Без ментальных карт тяжело добиться адекватной организации собственных мыслей и конспектирование чужих идей. Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае, если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что этот вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.Идея Тони Бьюзена помогает восстановить живые мысли, развивает память и креативность, обращается к нашему подсознанию, в котором находятся ответы на все вопросы. В результате человек быстро находит верное решение любого вопроса или проблемы. Выводы по 1 главе Как видим, научиться майндмэппингу несложно. Ваш мозг сам подскажет вам, какое звено следует за каким, поможет отобразить ассоциативный ряд на бумаге. Понятия, ключевые слова, запечатленные на ментальной карте, окажутся «живыми», близкими и понятными вашему мозгу. Ключевое звено, несущая конструкция, составленная из живых мыслей, не будет поглощена скучным и бессмысленным текстом, как иногда может показаться при чтении объемного материала. Именно поэтому мозг сможет запомнить и воссоздать их снова при первой необходимости. ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 2.1 Использование ментальных карт в образовательной деятельности Высокие темпы развития совремменого общества обусловливают необходимость постоянного,поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реалность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы,реализуя их на качественно новом уровне. Изучая метод проектной деятельности, ястолкнулась с методом планирования “ментальная карта” . Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы с школьниками. В начальных классах составление ментальных карт легко войдет в систему планирования работы с педагогами,детьми и родителями. Увлекательные, интересные уроки проходят перед младшими школьниками, формируя новые учебные умения. Но зачастую, маленький ученик не видит взаимосвязи между уроками, воспринимая их, как череду ярких картинок калейдоскопа, которые не связаны между собой. Помочь структуировать учебный материал, представив его в виде стройной системы, и призваны ментальные карты. Составление ментальных карт является вместе с тем и способом формирования универсального учебного умения- моделирования. Обучать составлению ментальных карт, думаю, нужно именно с начальной школы. Mid Map- это одна из техник визуализации мышления. Имея радиальную и иллюстрированную структуру, ментальные карты позволяют представлять информацию быстрее и нагляднее, чем обычные тексты, списки или таблицы, способствуют лучшему усвоению информации. Яркие рисунки, графические изображения и слова, вызывающие определенный ассоциативный ряд гораздо легче запоминаются и впоследствии быстрее воспроизводятся, нежели информация, зафиксированная линейным способом. Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Цель создания карты мыслей- навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Преимущества использования ментальных карт в образовательном процессе. Таким образом, суть методики майндмэпинга заключается в том,что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи,идеи,отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или идеи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 40 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg