Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиционное поведение студенческой молодёжи Москвы как индикатор её финансовой грамотности

irina_k200 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Объект исследования – финансовая грамотность студенческой молодёжи. Предмет исследования – инвестиционное поведение студенческой молодёжи города Москвы. Цель исследования – проанализировать инвестиционное поведение студенческой молодёжи города Москвы в качестве индикатора финансовой грамотности и предложить практические рекомендации по повышению финансовой грамотности в области инвестиционного поведения. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: 1. Проанализировать особенности студенческой молодежи как социально-экономической группы. 2. Определить ценностные ориентации студенческой молодежи, влияющие на финансовую грамотность и инвестиционное поведение. 3. Проанализировать методологические подходы к исследованию финансовой грамотности и инвестиционного поведения молодёжи. 4. Определить роль инвестиционных инструментов в структуре финансовой грамотности студенческой молодежи г. Москвы. 5. Раскрыть основные типы и характеристики инвестиционного поведения молодежи г. Москвы. 6. Разработать практические рекомендации по повышению финансовой грамотности студенческой молодежи в области инвестиционного поведения. Теоретико-методологические основы исследования. Методология социологического исследования инвестиционного поведения населения базируется на: 1. Теории социального действия М. Вебера. Социальные действия — это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связаны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели — изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. 2. Рациональное и иррациональное начала при принятии решений Дж Кейнса. Принятии решений участники рынка имеют дело с неустранимой неопределённостью. Не зная точно, что ждёт их в будущем, экономические агенты вынуждены принимать решения на основе своих ожиданий и предположений. 3. Ограниченная рациональность Г. Саймона. Концепция ограниченной рациональности - в действительности совершенно рациональные решения мало осуществимы на практике из-за ограниченности вычислительных ресурсов, необходимых для их принятия. 4. Диссертация Д. Моисеевой «Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ» 2017 год. Концептуальные подходы изучения финансовой грамотности и представленные в рамках них теории и концепции: структурно-функциональный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон) и социокультурный (М. Вебер, П. А. Сорокин, А. С. Ахиезер, Н. И. Лапин). 5. Исследование НАФИ «Рейтинг финансовой грамотности регионов России – 2018». Измерение уровня финансовой грамотности в каждом из 85 субъектов Российской Федерации. Повышение финансовой грамотности российских граждан. Содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом 6. Исследование НАФИ «Россияне стали выше оценивать свой уровень финансовой грамотности» 2018г. Исследование будет проводиться с использованием метода фокус группы и анкетирования со студенческой молодёжью города Москвы. Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Введение

В настоящее время следует говорить о финансовой интеграции общественных отношений, то есть глубокого проникновения финансовых отношений во все сферы общественной жизни. Это обусловлено особенностями современной финансовой жизни. Так в течение жизни граждане обязаны принимать все больше самостоятельных финансовых решений, осознавая при этом ответственность за их последствия. Стремительно растет количество розничных финансовых продуктов и финансовых услуг, появляются новые и более сложные финансовые продукты для населения. Повышается значимость самостоятельного формирования накоплений для финансирования жизненных потребностей в старости. При этом отмечается рост просроченной задолженности по потребительским кредитам, возрастают риски финансового мошенничества. В этой связи финансовое образование становится сегодня общественным благом и важнейшим институтом современного общества. Работа по развитию финансового образования и повышению финансовой грамотности населения во многих странах курируется Всемирным банком и ОЭСР. С целью удовлетворения потребности населения в финансовой грамотности разрабатываются национальные стратегии финансового образования. По данным ОЭСР в 20 странах с различным уровнем экономического развития такие стратегии уже реализуются (Австралия, Бразилия, Чехия, Эстония, Ирландия, Япония, Малайзия, Нидерланды, Новая Зеландия, ЮАР, Великобритания, США и другие). В большинстве странах приоритетной целевой группой повышения финансовой грамотности является молодежь. Международный опыт показывает, что как можно более раннее вовлечение граждан в систему финансового образования повышает его эффективность и результативность. Финансовая грамотность школьников и учащейся молодежи – важный фактор долгосрочного устойчивого развития финансовой системы, эффективная мера повышения качества жизни и обеспечения финансовой безопасности настоящего и будущих поколений граждан. Молодежь – это тот фундамент, без которого невозможно построить новую экономическую систему России. Систему, в которой финансовый потенциал населения станет финансовой основой развития реальной экономики. Реализация финансового потенциала возможна посредством трансформации сбережений населения в инвестиции. С одной стороны, в России развивается возможности финансовых инструментов, направленных на повышение финансового положения, а с другой стороны молодёжь мало интересуется инвестиционными инструментами, о чём свидетельствует низкий уровень финансовой грамотности у молодёжи. Поэтому, для данного социологического исследования была выбрана следующую тема: «Инвестиционное поведение студенческой молодёжи Москвы как индикатор её финансовой грамотности».
Содержание

Введение 3 1.Теоретико-методологические основы исследования инвестиционного поведения студенческой молодёжи Москвы 7 1.1. Молодёжь как социально-экономическая группа 7 1.2. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики 9 1.3. Инвестиционное поведение молодёжи 22 2. Анализ инвестиционного поведения студенческой молодёжи Москвы на основе результатов социологического исследования 27
Список литературы

Отрывок из работы

1.Теоретико-методологические основы исследования инвестиционного поведения студенческой молодёжи Москвы 1.1. Молодёжь как социально-экономическая группа Неопределенность будущего, своевременная адаптация к каждодневным изменениям ориентируют молодое поколение на совершенно иное отношение к экономике, чем у предыдущих поколений. Молодежь – это тот фундамент, без которого невозможно построить новую экономическую систему России. Систему, в которой финансовый потенциал населения станет финансовой основой развития реальной экономики. Реализация финансового потенциала возможна посредством трансформации сбережений населения в инвестиции. Внутренние инвестиции являются по своей природе более устойчивыми, чем иностранный капитал, часто носящий спекулятивный характер. Одним из факторов роста внутренних инвестиций выступает переход населения от потребительской культуры к инвестиционной. А этого невозможно добиться без повышения уровня финансовой грамотности молодого поколения. В наше время в связи со стремительным развитием рынка товаров и услуг, а также острым влиянием СМИ мы можем наблюдать становление так называемого общества потребления. Моральные ценности такого общества отрицают необходимость всестороннего развития человека, что ведет к деградации их как личностей, а также упадку культуры в целом. Наиболее подвержена этому влиянию именно молодежь. Долгое время тема потребительского поведения рассматривалась с точки зрения всего населения, а молодежное потребление практически не изучалось. Между тем нередко молодежь выступает в качестве проводника информации и лидера мнений на рынке товаров и услуг, оказывая стимулирующее воздействие на потребительское поведение представителей других групп. В Российской Федерации молодежным официально считается возраст от 14 до 30 лет, в Европе – от 15 до 29 лет, однако зачастую исследователи дифференцированно подходят к определению возрастных границ молодежи. В данном исследовании мы придерживаемся тех теоретико-методологических подходов, которые представляют молодежь как особую социально-демографическую группу в возрасте от 14 до 30 лет, обладающую таким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других социальных групп и позволяет быстрее приспосабливаться к новым условия жизни ввиду своих социально-психологических, творческих и физических особенностей, играющих значительную роль в развитии инновационного потенциала территории. Учитывая, что согласно Конституции РФ в полном объеме дееспособность в отношении использования финансовых продуктов у лица возникает по достижении 18 лет, в исследовании приняты возрастные границы молодежи от 18 до 30 лет. Экономическое поведение российской молодежи, как и представителей других социальных групп, можно разделить на ряд разновидностей: распределительное, производственное, обменное и потребительское, причём последнее играет в социализации подрастающего поколения ключевую роль. Последнее обстоятельство обусловлено тем, что молодые люди в меньшей степени интегрированы в высокотехнологичное производство, ещё только учатся заниматься коммерцией или финансовыми операциями, но при этом являются активными потребителями товаров и услуг (в том числе образовательных). Вместе с тем в современном обществе именно потребление интенсифицируется в качестве главной социализирующей и глобальной ценности, порой даже вступая в резонанс с ценностями труда. По итогам исследования Кузнецовой А.С. «Потребительское поведение молодёжи города Москвы» , можно составить приблизительный социальный портрет молодых потребителей из Москвы. Их финансы ограничены, а потому удовлетворить все свои желания невозможно, однако они все равно являются активными потребителями. Это последователи модных трендов. Они покупают стильные и дорогие вещи, подражая людям с высоким достатком, из-за чего приходится экономить на других товарах. Социальные или экологические проблемы не беспокоят их так сильно, чтобы доплачивать за товары, произведенные по всем нормам. Поход в магазин для них не рутина, а способ порадовать себя. Будучи активными пользователями Интернета, они научились покупать, не выходя из сети. Деньги тратятся, кроме необходимых вещей, в основном на развлечения и поддержание собственного имиджа, причем зачастую тратятся спонтанно. Они следят за новинками в определенных отраслях, ведь все так быстро выходит из моды. Понимая, что такое общество потребления, они не хотят признаваться, что уже давно являются его частью. Вывод. Молодёжь является очень важной социальной группой, поскольку она является следующим толчком к экономическому развитию страны. На данный момент экономическое поведение молодёжи в основном потребительское. В истории, в которой было немало крутых виражей. И на каждом из них словом и делом молодежь проявляла себя как активная движущая сила назревшего обновления и решения актуальных задач времени. Нынешний период в истории нашего Отечества – не исключение. Больше того, он сродни «часу истины». Или Россия решит сверхсложные задачи построения экономики будущего и осуществит прорыв к новому качеству жизни, или она останется в положении вечно догоняющей лучшие образцы других стран. Надо признать, что в этом отношении на новое поколение россиян ложится особая историческая миссия. 1.2. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики В настоящее время финансовая грамотность становится необходимым навыком для личного и общественного благополучия. В условиях активного развития финансовых институтов повышение финансовой грамотности населения предоставляет гражданам возможность не только эффективно применять различные финансовые продукты, пользоваться финансовыми услугами, принимать выгодные финансовые решения, но и быть полноправными участниками всей социально-экономической системы государства. Зная законы существования денег, можно не только правильно их распределять, но и приумножать. Для принятия взвешенных финансовых решений и совершения эффективных действий на финансовом рынке необходимы соответствующие знания. Их достаточный объем позволит защититься от финансовых рисков и повысить уровень жизни. Вместе с тем в настоящее время наблюдается низкий уровень финансовой грамотности населения, что приводит к денежным махинациям, неэффективному распределению личных сбережений. Необходимо отметить, что повышение финансовой грамотности способствует не только получению знаний основных финансовых аспектов, но и умению применять эти знания в конкретных финансовых ситуациях. Для принятия правильных финансовых решений информация, которую человек может получить из самых разных источников, должна быть правильно им понята. В современном мире вопросы финансового образования продолжают оставаться актуальными. Особо значима эта проблема для молодого поколения. В этой связи вопросы повышения финансовой грамотности молодежи приобретают жизненно важное значение. Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы. Исследования финансовой грамотности (ФГ) ведутся с начала XX века, поэтому в научной литературе имеется богатый опыт интерпретации данной категории (табл. 1). По мнению большинства исследователей, финансовая грамотность не ограничивается простым знанием и пониманием некоторых финансовых понятий и концепций, общей осведомленностью о тех или иных финансовых продуктах и ситуации в экономической сфере. Она также предполагает наличие реального опыта и прикладных навыков работы на рынке финансов, оформленного отношения к деньгам и прочим активам и осознанного представления о своих финансовых целях и задачах. Таблица 1. Трактовка категории «финансовая грамотность» Подход Автор Определение ФГ как знание О.Е. Кузина, 2012 ФГ – это знания и навыки в области финансов, которые должны применяться в повседневной жизни и приносить положительные финансовые результаты ФГ как набор действий (компетенций) Jelley, 1958; Noctor et al., 1992 ФГ – это компетенция человека в области управления деньгами; способность принимать эффективные и обоснованные решения в отношении использования и управления деньгами Graham, 1980; Danes and Haberman, 2007 ФГ – это способность интерпретировать, обобщать, вычислять и развивать независимые суждения относительно денежных ресурсов и принимать на основе этого меры, чтобы процветать в сложном финансовом мире Johnson and Sherraden, 2007 ФГ = финансовые возможности, финансовая компетентность (fi nancial capability) – это компетенции, способность действовать исходя из имеющихся знаний и возможность действовать в экономической системе в целях простого выживания или обеспечения полноценной жизни Комплексный подход Remund, 2010 ФГ объединяет в себе 5 компонентов: 1) знание финансовых концепций; 2) способность к обсуждению финансовых вопросов; 3) склонность к управлению персональными финансами; 4) умение принимать финансовые решения и 5) уверенное эффективное планирование для достижения финансовых целей В. Кардашов; Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) ФГ – это понимание ключевых финансовых понятий, знания о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, умение их использовать и принимать разумные решения для реализации жизненных целей и обеспечения собственного благополучия, а также понимание последствий своих действий Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) ФГ – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия Л.Ю. Рыжановская, 2010 ФГ – это неотделимая от человека способность сознательно участвовать в общественном воспроизводстве в качестве инвестора, которая при разумном и ответственном подходе к выбору финансовых инструментов должна генерировать доход или, по крайней мере, обеспечивать финансовую стабильность носителю знаний В нашем исследовании под финансовой грамотностью понимается обобщенная характеристика финансовых компетенций и действий человека, предполагающая органичное сочетание знаний, практических умений, информированности и понимания личной ответственности. Финансовая грамотность, таким образом, характеризует деятельную сторону финансового поведения Понятие «финансовая грамотность» выходит за пределы политических, географических и социально – экономических границ, а потребность в финансовом просвещении населения возрастает в геометрической прогрессии. Финансовая грамотность помогает молодежи изменить свое отношение к деньгам, управлению ими, заставляет думать о будущем, планировать потребности своего жизненного цикла. Она должна рассматриваться как постоянно изменяющееся состояние установок, знаний и навыков, на которые оказывают влияние возраст, семья, культура и даже место проживания. Именно такой подход к этому понятию можно найти в национальных стандартах по финансовой грамотности для школьников и студентов в США. Финансовые цели людей индивидуальны, они мотивируются жизненной ситуацией и социально – экономическим статусом человека. Цель финансового просвещения молодежи - доставка понятной качественной информации «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя. Финансовая грамотность - это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни. В целом ряде стран программы и проекты по повышению финансовой грамотности населения призваны способствовать формированию национальной философии «опоры на собственные силы», чтобы каждый гражданин достиг финансовой независимости и сохранил ее в пожилом возрасте. Под финансовыми знаниями понимаются знания в области поступления, расходования, распределения денежных средств, их накопления и использования. Следующий элемент – финансовые навыки. В англоязычных работах (большинство источников по финансовой грамотности написано на английском языке) употребляется словосочетание «financial skills», которое было переведено на русский язык как «финансовые навыки» и закрепилось в научном обороте. Но если обратиться к словарям, то становится понятно, что данный перевод редуцировал понимание термина «financial skills». «Skills» можно перевести не только как навыки, но и как умения, в русском языке навыки и умения не одно и то же. Под умениями в широком смысле принято понимать освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков , под навыком – доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задач . В рамках данной работы финансовые навыки определены как утвердившиеся в ходе неоднократного использования финансовых знаний и умений способности автоматически выполнять стандартные финансовые операции, а финансовые умения – способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели финансового поведения для достижения финансовой цели. И финансовые навыки, и финансовые умения представляют собой устойчивые модели финансового поведения, различающиеся уровнем автоматизма. Финансовые установки – предрасположение индивида и группы определенным образом реагировать на те или иные явления в финансовой сфере. По мнению О. Е. Кузиной, с одной стороны, «установки – это базис финансовой грамотности…речь идет о формировании культуры финансового поведения», с другой, «включение таких установок в определение финансовой грамотности делает данное определение, скорее, нормативным – то есть принимает как не требующее доказательств то, что очевидно только в системе либеральных экономических взглядов» . Финансовая культура, сочетает в себе финансовые знания и установки. Понятие «финансовые знания» можно представить, как совокупность полученных знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли, и более или менее свободно ориентироваться в области финансов, финансовых законов и концепций, принимаемых как должное. Представляется необходимым и возможным выделить обыденное и специальное финансовое знание. Представляется необходимым и возможным выделить обыденное и специальное финансовое знание. Под обыденным финансовым знанием понимается знание, воспринимаемое человеком в ходе социализации, т.е. это необходимый для выживания минимум. Например, понимание, что такое деньги, как они приобретаются и как расходуются в повседневной жизни. Специальное знание требует определенного уровня образования (необязательно профессионального) и приобретается в ходе специальной подготовки. В исследовании PISA-2012 было установлено наличие зависимостей между уровнем финансовой грамотности и уровнем владения математикой и чтением . Чтобы успешно освоить и начать применять специальное финансовое знание человек должен уметь читать, писать, считать, анализировать. Эти умения закладываются в школе. Без этих элементарных навыков освоение специального финансового знания невозможно. Можно предположить, что чем выше уровень образования, тем выше будет уровень финансовой грамотности, и точно будет выше способность к освоению специального финансового знания. Финансовые установки как элемент финансовой культуры, включают в себя: а) нормы и ценности, которыми руководствуется человек в процессе своей финансовой деятельности; б) ожидания в отношении позиций и ролей занимаемых в финансовой жизни; в) социально определенную цель деятельности человека. Финансовая культура как составляющая финансовой грамотности очень сильно влияет на финансовое поведение, но определить, а тем более предсказать направленность этого воздействия крайне сложно. Большинство людей стремится к финансовому благосостоянию, т.е. обеспечению уровня материального достатка, удовлетворяющего их. Не менее важной целью может быть обеспечение финансовой безопасности, т.е. возможности обеспечить себе, своей семье достойный (достаточный) уровень материального достатка в периоды кризисов. У россиян есть свое понимание финансового благосостояния. Согласно исследованиям Института социологии РАН, «россияне, в первую очередь, мечтают о том, чтобы жить в достатке, когда можно позволить себе «не считать копейки» (40%). Несмотря на агрессивную рекламу атрибутов «дорогого» образа жизни, ни богатство с такими его элементами как шикарные иностранные автомобили или яхты, ни карьера, ни широкая слава, ни человеческая красота в предмет индивидуальных мечтаний подавляющего большинства россиян не входят . Финансовые установки базируются на нормах и ценностях, установленных обществом. Финансовая грамотность неразрывно связана с государством, так как именно оно внедряет финансовые правовые нормы и правила, которые носят императивный характер. Участники финансовых отношений не вправе изменять их предписания и вынуждены им следовать, в этом заключается национальная идентичность финансовой грамотности. Ключевыми моментами национальных стратегий являются: актуализированное определение финансовой грамотности, определение новых сфер компетенций населения, уточнение целевых групп населения, обследование и оценка текущего состояния действующих учебных программ, методик и просветительских мероприятий и, главное, выработка дальнейших планов для государственных, общественных и частных организаций. Учитывая менталитет и психологию населения России необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов». Повышение финансовой грамотности – это сфера ответственности государства, бизнеса и семьи. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Во многих странах мира активно предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg