Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИСТОРИЯ

Достижения отечественных ученых в области науки о голосе.

irina_k200 180 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 18 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Актуальность работы обусловлена недостаточной освещенностью вопросов о научных открытиях ученых о голосовом аппарате. Целью работы является изучение научных достижений отечественных ученых и их реализация в вокальной методике у профессионалов-певцов. Объект исследования – процесс изучения научных открытий и методов о голосообразовании в трудах И.П. Павлова, Е.Н. Малютина, Ф.Ф. Заседателева, Л.Д. Работного, И.И. Левидова и В.П. Морозова, С.П. Юдина и В.И. Юшманова. Предметом исследования является работа певческого голосового аппарата в разные периоды формирования человеческого организма. В процессе разработки выбранной темы были поставлены следующие задачи: -охарактеризовать физиологические основы и строение голосового певческого аппарата; -подробно изучить сведения о научных открытиях отечественных ученых по вопросу о голосе как о науке; -выявить процесс фонации в разные мутационные периоды и осветить вопрос о гигиене голоса. Методической основой работы послужили публикации отечественных исследователей и их научные достижения по вопросам формирования певческого голоса со стороны физиологии. Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
Введение

Что такое голос? Какова его роль и функция? Процесс становления науки, посвященной изучению человеческого голоса, прослеживается со времен античности до сегодняшних дней. Это зависело от традиций, культуры и стандартов той или иной эпохи. Человеческий голос – уникальное явление, которое в науке до сих пор не изучено полностью. Идеи звуков, исходящих из гортани человека: от обычного крика ребенка до профессионального голоса певца или диктора называется «человеческим голосом». Многие науки занимаются изучением голоса с разных векторов, но ни одна из них не дает целостного представления его функциональной работы. Каждая наука ограничивается рядом вопросов, касающихся конкретной области знаний. Например, в лингвистике изучают иностранный язык, его культуру, звучание и произношение, в зависимости от индивидуальных особенностей. К разделам лингвистики относят фонетику (изучение звуков речи) и фонологию (структура звука и его функционирование в языковой системе). В логопедии вопросы науки направлены на устранение тех или иных дефектов речи человека путем различных тренингов и упражнений. Психолингвистикой называют дисциплину, находящуюся на стыке психологии и лингвистики, исследуется взаимосвязь между языком, мышление и сознанием. Также существуют науки, изучающие голосовой аппарат с точки зрения физиологии: фониатрия – раздел оториноларингологии, вопросы которого направлены на причины нарушений голоса и разработку его лечения; к ее разделу о профилактике заболеваний голосового аппарата и продлении профессионального долголетия лиц вокальных и речевых профессий относят гигиену голоса. И, конечно же, существует вокальная методика как наука, направленная на устранение возникающих проблем в технике пения, на развитие художественно-эстетической составляющей вокального исполнения, а также формирование личности как профессионального исполнителя. Однако стоит выделить, что все вышеперечисленные науки базируются на трех основных составляющих: на анатомии органов голосообразования, их физиологии и гигиены, но об этом подробнее будет освещено в основном текстовом содержании.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ §1 Физиологические основы фонации…………………………………… 1.1. Краткие сведения о строении голосового аппарата………………………………………… §2 Достижения отечественных ученых в области науки о голосе……….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
Список литературы

Отрывок из работы

§1 Физиологические основы фонации Физиология фонации – это чрезвычайно сложный и до конца не изученный раздел. Однако стоит попытаться разобраться в ее основных моментах, многие из которых предопределяют те или иные принципы гигиены голоса, а также осветить вопрос о строении голосового аппарата. 1.1 Строение голосового аппарата Голосовой аппарат – это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему относятся: органы дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы. Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа. Все мы дышим бронхами и легкими, расположенными в грудной полости. Легкие, с находящимися между ними бронхами, сердцем и другими органами, заполняют всю грудную полость, так называемую грудную клетку, которая образуется сзади - позвоночным столбом, спереди грудной костью и с боков - ребрами. Ребра, при помощи особых мускулов, могут подниматься и опускаться, а нижние ребра могут еще и расширяться; соответственно этому и вся грудная клетка расширяется и сжимается. Открытая снизу сторона грудной клетки отделяется от брюшной полости грудобрюшной перегородкой, диафрагмой. Диафрагма имеет усеченную сводообразную форму, и обладает способностью опускаться и подниматься. При опускании она сжимается, принимая более плоскую форму, и этим, с одной стороны увеличивает объем грудной клетки, а с другой надавливает на брюшную полость. При сжатии она принимает исходное положение. В грудной клетке помещаются два легких, состоящих из альвеол, способных расширяться и сжиматься, наполняясь воздухом. Легкие сообщаются с наружным воздухом через бронхи, трахею и гортань. Из курса анатомии человека известно, что гортань – это сложное образование, которое состоит из хрящей, мышц, лент и нервных окончаний. Расположена она на пути воздушного потока и является частью дыхательных путей. У взрослых гортань занимает шейный отдел IV-VII шейных позвонков: у мужчин она ниже, чем у женщин, в среднем на один позвонок. У дошкольников гортань выше на один-два позвонка, чем у женщин. Если надгортанник обычно располагается на уровне неба у новорожденных, то после 7-8 лет жизни гортань постепенно начинает снижаться до уровня VII шейного позвонка, как и у взрослых. Гибко фиксируемая гортань прикрепляется с одной стороны к нижней челюсти, а с другой – к мышцам верхней части груди и лопатки. Гортань окружена мышцами шеи и туловища. Главная функция, которую выполняет гортань – дыхательная. Наиболее важными с функциональной точки зрения являются черпаловидные хрящи, из основания которых голосовой процесс (отросток), образованный эластичным хрящом, движется вперед; назад и наружу – мышечный отросток. Последние прикреплены к мышцам, которые двигают черпаловидный хрящ в перстнечерпаловидном суставе. Это изменяет положение голосового отростка, к которому прикреплены голосовые складки. Хрящи, связки и суставы гортани: А (вид сбоку); Б (вид сзади); В (вид сбоку в разрезе). 1 – щитовидный хрящ; 2 – верхний рог щитовидного хряща; 3 – подъязычная кость; 4 – щитоподъязычная связка; 5 – выступ гортани («адамово яблоко»); 6 – нижний рог щитовидного хряща; 7 – надгортанник и надгортанный хрящ; 8 – перстнещитовидный сустав; 9 – вырезка щитовидного хряща; 10 – щитонадгортанная связка ; 11 – перстневидный хрящ; 12 – перстнетрахеальная связка; 13 – первый хрящ трахеи; 14 – черпаловидный хрящ; 15 – голосовой отросток; 16 – перстнечерпаловидный сустав Верхняя часть гортани покрыта надгортанником, состоящим из упругих хрящей. Надгортанник расположен перед входом в гортань и соединен со щитовидным хрящом путем соединения щитонадгортанной связки. В основании гортани находится перстневидный хрящ, дуга которого обращена вперед, а пластинка – назад. Перстнетрахеальная связка соединяет нижний край хряща с первым хрящом трахеи. Хрящи связаны с помощью связок и суставов. Наиболее важным является перстнечерпаловидный сустав, расположенный между основанием черпаловидного хряща и соответствующей поверхностью перстневидного. В этом суставе черпаловидный хрящ вращается вокруг вертикальной оси, также, немного по сторонам. Перстнещитовидный сустав образован суставными поверхностями нижних рогов щитовидного хряща и соответствующими площадками перстневидного. Правый и левый сустав объединяются в единую комбинацию, при которой щитовидный хрящ наклоняется вперед, удаляясь своей вырезкой от пластинки перстневидного и черпаловидных хрящей, или выпрямляется, приближаясь к последним. Вся полость гортани, за исключением голосовых складок, выстлана слизистой оболочкой, которая формируется с реснитчатым эпителием с большим количеством бокаловидных клеток, а голосовые складки покрыты многослойным неороговевающим эпителием. Передняя и задняя части задней поверхности надгортанника тоже покрыты многослойным плоским эпителием, большей частью задним реснитчатым эпителием. Полость гортани имеет три отдела: верхний – преддверие гортани, средний суженный – собственно голосовой аппарат, нижний – подголосовая полость. Полость гортани: А (вход в гортань); Б (вид сбоку в разрезе). 1 – голосовая щель; 2 – голосовая складка; 3 – подголосовая полость; 4 – желудочек гортани; 5 – четырехугольная мембрана; 6 – голосовая связка Наиболее сложно устроен средний отдел, где на боковых стенках образуются две пары складок, между которыми образуются углубления – желудочки гортани. Верхние складки именуются как преддверные, а нижние – голосовые. В толще последних находятся голосовые складки, состоящие из эластичных волокон и мышц. Такие складки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами. Рост гортани происходит с возрастом, т.е. гетерохронно, ее увеличение наблюдается в возрасте 5-7 лет, наиболее интенсивный рост происходит во время полового созревания. У мальчиков гортань увеличивается на две трети, у девочек – на треть. Голосовые связки (складки) могут, как смыкаться и размыкаться, так и натягиваться. Формирование звука происходит при смыкании голосовых складок. Их строение позволяет им колебаться в целом, а также отдельными участками, что позволяет определить характер звучания голоса. Небольшой просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью. При изменении положения хрящей под действием мышц гортани могут измениться ширина голосовой щели и натяжение голосовых складок. Расширяет голосовую щель одна мышца - задняя перстнечерпаловидная, а сужают ее несколько мышц: боковая перстнечерпаловидная, щиточерпаловидная и др. При молчании, голосовая щель широко открыта, при разговоре или пении она сужается. В зависимости от типа голоса определяется длина голосовых связок. Люди с низкими голосами имеют более длинные, более толстые складки, в то время как люди с высокими голосами имеют более короткие, тонкие складки. Голосовые складки у детей, в виду их возраста и биологического роста отличаются от взрослых меньшим размером гортани, поэтому у них голос выше. Однако стоит сказать, что это правило распространяется не на всех, встречаются и исключения из правил, например, Энрико Карузо пел баритоновыми связками; не всегда меццо-сопрано можно встретить с тонкой и длинной шеей и т.д., у каждого организм индивидуален. До полового созревания строение и размеры гортани, диапазон голоса, что у мальчиков, что у девочек, почти не отличаются. Однако, с наступлением данного периода у мальчиков вследствие быстрого роста гортани и при значительном изменении ее конфигурации – происходит окончательное соединение щитовидных хрящевых пластин под углом 90 градусов, появляется кадык, увеличивается длина голосовых складок и резко меняется тембр голоса. Такой период в подростковом возрасте называют мутационным. В результате чего меняются сила и высота и тембр голоса. Когда ребенок говорит, поет, его голос неустойчив, показывает неожиданные переходы от низких тонов к высоким, словно расстроенный музыкальный инструмент. Часто хрипит голос, приобретает неприятный, резкий тембр. У девочек мутационный период проходит примерно на год раньше, чем у мальчиков, более плавно, что способствует постепенному росту гортани, а не резкому, без серьезных последствий, однако, и у девочек данный период созревания может проходить идентично. В результате стоит сказать, что у мужчин развитие гортани заканчивается в 25 лет, у женщин – к 22-23 годам. В пожилом и старческом возрасте в голосовом аппарате начинаются атрофические изменения, что может привести к изменению силы и тембра голоса. §2 Достижения отечественных ученых в области науки о голосе Изучение физиологии голоса и практика вокальной педагогики за последние 20 лет показали, что высшая нервная деятельность играет важную роль в механизме формирования голосообразования. Данное заключение является вполне не закономерным, поскольку вклад Ивана Петровича Павлова сыграл огромную роль в развитии физиологии человеческого организма, в том числе и физиологии голоса. В его учении представлен более краткий анализ физиологического строения и функций голосового аппарата, а также сущность процесса вокала с позиций данной разработки. Здесь рассказывается о высшей нервной деятельности, об анализаторах и их функциях, рефлексах безусловных и условных и двух сигнальных системах – всё это играет значительную роль в процессе голосообразования. Помимо И.П. Павлова были и другие ученые, которые также изучали сущность и специфику человеческого голоса только уже со стороны певческого, а не разговорного. Начало XX века является периодом большой активности в научном развитии логопедии и фониатрии как науки. В России такие отечественные ученые как Е.Н. Малютин, И.И. Левидов, Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, В.П. Морозов, Л.Б. Дмитриев, С.П. Юдин, Л.Д. Юшманов и другие, которые обращались к вопросам формирования певческого аппарата и методики его постановки. Иосиф Ионович Левидов – доктор медицинских наук, врач фониатрии (1933), имел помимо медицинского и вокальное образование, сторонник миоэластической теории фонации, занимался изучением постановки голоса и функциональными расстройствами голосового аппарата, разработал научный труд «Певческий голос в здоровом и больном состоянии». Ученый исследовал ряд опытов, учитывая индивидуальные ощущения певца, сделал вывод, что звучание голоса «в маске» – результат резонирования носовой и придаточных полостей. Функциональными расстройствами голосового аппарата Левидов считал следствия форсирования певческого звука, неправильных самостоятельных занятий и неподходящей методики вокальной школы. Особенно уделил внимание вопросам физиологических патологических проблем детских голосов, а также указал на необходимость гигиены певческого аппарата. В вокально-педагогической практике считал важным изучать как физиологию, так и индивидуальные особенности ученика и его природные способности, этого требовал Левидов от педагогов по вокалу. И.И. Левидов – создатель отечественного стробофона и автор ряда монографий: «Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата», 1933; «Детское пение и охрана голоса детей», 1935; «Охрана и культура детского голоса», 1939 и др. Помимо исследования вопросов о физиологическом строении голосового аппарата и методик его постановки, немалое внимание было уделено определению типа певческого голоса и устранению его возможных дефектов. Для того чтобы определить истинную природу голоса у начинающих певцов, Левидов с успехом стал применять метод заглушения, который заключается в заглушении больного каким-либо прибором, издающего треск («трещотка Барани»), и громкого произношения слов или чисел. Данная методика показала, что даже самые серьезные дефекты голоса (полная афония, дисфония, осиплость, хрипота и т.д.) устранялись, после заглушения человек начинал разговаривать чистым и ясным голосом. Такое открытие Левидов использовал совместно с педагогами-вокалистами на уроках пения. Он прослушивал их учеников с тем или иным дефектом, имеющимся в голосе, а затем прибегал к методике заглушения с целью устранения проблем звукообразования. Следующий выдающийся ученый, доктор медицинских наук, профессор клиники болезней уха, горла и носа им. Ю.И.Базановой медицинского факультета Федор Федорович Заседателев также устанавливал причины профессиональных заболеваний при неправильной постановке голоса, значительно осветил вопросы типов дыхания и его постановки, а также изучил способы голосоведения. Проведя ряд экспериментальных наблюдений, полученные результаты он обобщил в своем труде «Научные основы постановки голоса» (1935), в котором подробно исследовал типы дыхания, изучил различные положения гортани при пении и выявил роль и функции резонаторов. Один из основоположников отечественной теории фонации является Евгений Николаевич Малютин, приват-доцент Московского университета, автор ряда трудов, посвященных методам развития голоса с помощью камертонов и применение его в устранении дефектов и лечении порезов голосовых складок; также им отмечена значительная роль твердого неба как составной части резонатора в пении. В своих исследованиях Малютин использовал метод стробоскопии, как в фониатрии, так и в вокальной педагогике. Им установлен факт возможности колебательных движений голосовых связок (складок) без участия аэродинамических сил. Такое открытие имело большое значение для появления в последующей нейрохронаксической теории голосообразования французского ученого Рауля Юссона. Малютин разработал «Экспериментальную фонетику и научные основы постановки голоса» (1924). Следует отметить, что Ученый в 1928 году организована специальная лаборатория экспериментальной фонетики в Московской консерватории, а благодаря его усилиям был открыт кабинет фониатрии, где работали доцент В.И. Петров и В.И. Анцышкина – фониатры. Совместно с такими врачами специального назначения и Малютиным было исследовано влияние игры на музыкальных инструментах на голосовой аппарат учащихся, их профессиональной работы, а также изучено состояние певческого аппарата певиц во время менструального цикла (1935, 1936). Не менее ярким представителем Московской школы фониатров был Леонид Дмитриевич Работнов, который вместе с Ф.Ф. Заседателевым внес значительный вклад в развитие отечественной фониатрии. Л.Д. Работнов (1879-1934) – доктор медицинских наук, ученик профессора С.Ф. Штейна, врач-ларинголог, работал приват-доцентом в клинике ЛОР-болезней первого Московского медицинского института и в ГИМНе. Научные исследования ученого посвящены вопросам физиологического строения голосового аппарата и его патологий с разных векторов наблюдения. Данная тема раскрыта в таких многочисленных журнальных статьях: «К вопросу об образовании голоса у певцов" (1922); "О функции мягкого неба при пении" (1924); "Новые данные по физиологии голоса певцов" (1924). Результаты многолетней исследовательской деятельности ученого обобщены в его книге «Основы физиологии и патологии голоса певцов» (1932). Здесь представлен ценный научно-исследовательский труд, который с успехом используется в качестве учебно-педагогического пособия в области вокальной методологии. В своей работе Работнов освещает вопросы голосообразования с точки зрения физиологии. Он изучил роль гладких мышц бронхов в акте фонации, сущность "парадоксальных" движений диафрагмы при пении и раскрыл вопрос об образовании тембра голоса и гласных. Другой, не менее важный ученый, а также певец (барион), Леонид Борисович Дмитриев (1917-1986), вошедший в историю отечественной музыкальной культуры как колоссальнейший исследователь в области искусства пения. Его фундаментальные труды по истории, теории и методике вокала являются основополагающими до сих пор. Им созданы монументальные по значению работы: «Основы вокальной методики» и «Фонетика, фониатрия и гигиена голоса певца», «История вокальной педагогики». Научный труд «Основы вокальной методики»(1968) основывается на освещении вопросов физиологии голосового аппарата, его развития и воспитания самого вокалиста путем практической деятельности педагога с учеником и ученика в работе по педагогической практике. Также стоит отметить, что Дмитриев вел исследование по определению типов голосов по физиологическим признакам, а именно, длина голосовых складок зависит от длины надставной трубки, находящейся над голосовыми складками. Данная книга не является научно-популярной литературой, а становится источником для более узкого круга читателей: педагогов по вокалу и самих вокалистов. В ней обобщаются все научные знания о голосовом аппарате, влиянии психологических аспектов на него, а также даются рекомендации педагогам по вокалу в работе с голосами певцов, признанные в то время, когда был создан данный труд. Здесь рассказывается об эталонном звучании голоса, однако, несмотря на то, в каком году была написана книга, она остается актуальной и в наше время, поскольку в физиологическом строении организма ничего не изменилось. Впрочем, все-таки методы воспитания голоса найдены другие и они индивидуальные (ибо мы все разные), задача которых основывается на развитии вокального голоса, приблизившегося к собственному эталонному звучанию.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, История, 16 страниц
200 руб.
Реферат, История, 17 страниц
200 руб.
Реферат, История, 10 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg