Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

irina_k200 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – формы и методы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: уровень воспитания патриотизма у младших школьников будет повышаться, если в процессе организации внеурочной деятельности используются следующие приёмы: - приёмы, способствующие формированию гражданско-патриотических представлений у детей; - приёмы, способствующие формированию патриотического поведения. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - рассмотреть проблему патриотического воспитания младших школьников в педагогической теории; - выявить роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников; - провести диагностику сформированности патриотической воспитанности младших школьников; - разработать программу, направленную на патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. Теоретической основой исследования послужили труды таких отечественных авторов как А.Г. Дмитров, А.С. Макаренко, В.Е. Мусина, И.А. Зимняя, Ф.Н. Талызина, Л.С. Выготский, И.Ф. Харламов, Д.Б. Эльконин и других. Методы исследования: - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез и обобщение полученной информации; - эксперимент; - наблюдение; - беседа; - анкетирование родителей как экспертов. Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ «Еткульская СОШ». В организации педагогического эксперимента приняли участие 20 учеников 2 класса. Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.?
Введение

Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по патриотическому воспитанию. В этом возрасте для школьника большое значение имеет авторитет взрослого (родителя, педагога), он отличается исключительной доверчивостью, внушаемостью, склонен к подражанию. В раннем школьном возрастном периоде формируются базовые детские убеждения, нравственная структура личности и основание ее духовности. Кроме этого, у обучающегося младшего школьного возраста развивается способность сравнивать и анализировать информацию, устанавливать причины и следствия, обобщать и выстраивать собственное отношение к происходящему, что в итоге является психологической основой реализации патриотического воспитания обучающихся на начальной ступени образования. На актуальность исследования оказывают влияние сопутствующие объективные факторы социальной среды: в современной ситуации неохватный информационный поток нередко стремится к изменению базовых патриотических ценностей (обнаружение новых исторических фактов, которые подрывают статус значимости тех или иных событий в истории России). Все это ведет к тому, что современное поколение учеников не видит ценности в том, чтобы относиться к истории государства с уважением, принимать активное участие в дальнейшем развитии государства, стремиться к тому, чтобы сделать жизнь в России лучше. Именно поэтому важно создавать условия, которые позволяли бы воспитать патриотизм у младших школьников как одну из значимых личностных черт ребенка. Проблеме патриотического воспитания уделено довольно много исследований в педагогике и психологии. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идее взаимопонимания, вопросам переживания ребенка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах философы Н.Я. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. В педагогических системах Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского уделено большое внимание развитию нравственной сферы личности ребенка. В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Н.А. Баринова, Л.С. Bыcoтина, А.А. Гусейнов, Л.А. Матвеева, А.М. Прихожан) нравственно-патриотическое развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. Однако, в работах этих ученных недостаточно разработаны вопросы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 6 1.1 Проблема патриотического воспитания младших школьников в педагогической теории 6 1.2 Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников 17 Выводы по 1 главе 23 ГЛАВА 2. Программа внеурочной деятельности младших школьников по патриотическому воспитанию 25 2.1 Диагностика сформированности патриотической воспитанности младших школьников 25 2.2 Программа внеурочной деятельности учащихся 33 Выводы по 2 главе 55 Заключение 57 Список использованных источников 60 Приложение 65
Список литературы

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12. 2. Ауешева, А. Б. Проблема определения феномена патриотизма в психологии [Текст] / А. Б. Ауешева, Ж. Ж. Ромашева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.–практ. конф. – 2016. – № 5(42). – С. 327–332. 3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст] / Н. К. Беспятова. – Москва : Познание, 2016. – 412 с. 4. Борисова, Н. В. Становление личности в философско–психологическом наследии Ивана Александровича Ильина [Текст] / Н. В. Борисова, А. А. Гостев // Вестник ПСТГУ IV : Педагогика. Психология. – 2010. – №. 3 (18). – С. 142–159. 5. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь [Текст] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – Москва : Полрадис, 2017. – 672 с. 6. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А. К. Быков // Педагогика. – 2016. – № 2. – С. 37–42. 7. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст] / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. – Волгоград : Грамота, 2016. – 412 с. 8. Вяземский, Е. Е. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений : программа курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов [Текст] / Е. Е. Вяземский, И. В. 9. Следзевский, Е. Б. Евладова // Основы государства и права. – 2017. – № 2. – С. 42–46. 10. Гостев, А. А. Патриотизм как духовно–нравственное качество личности [Текст] / А.А. Гостев // Современная личность : психологические исследования / Отв. ред. М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. – Москва : ИП РАН, 2012. – 411 с. 11. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – Москва : Познание, 1986. – 442 с. 12. Егоров, А. Ю. Развитие патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А. Ю. Егоров // Начальная школа. – 2016. – № 7. – С. 35–42. 13. Еремина, М. А. Патриотизм как психологический феномен [Текст] / М. А. Еремина // Формирование традиций патриотизма материалы научно-практической конференции. – Барнаул : Изд-во БГТУ, 2015. – С. 30-34. 14. Звездина, Г. П. Особенности осмысления патриотизма современной молодежью [Текст] / Г. П. Звездина, Е. Ю. Звездина // Таврический научный обозреватель. – 2015. – №1. – С. 91–95. 15. Землянская, Е. Н. Теория и методика нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Е. Н. Землянская. – Москва : Юрайт, 2015. – 315 с. 16. Иванова, С. Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России [Текст] / С. Ю. Иванова. – Ставрополь : СГУ, 2013. – 300 с. 17. Иванова, С. Ю. Патриотизм, национализм, глобализм: социокультурные, исторические и антропологические аспекты [Текст] / С. Ю. Иванова. – Ставрополь : СГУ, 2014. – 198 с. 18. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях [Текст] / Н.В. Ипполитова. – Челябинск: Челяб. Гос. пед. ун–т, 2017. – 217 с. 19. Капустин, Н. П. Психологическая характеристика младших школьников [Текст] / Н. П. Капустин // Начальная школа. – 2015. – № 3. – С. 7-12. 20. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 442 с. 21. Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения в начальной школе [Текст] / Г. А. Китайгородская. – Москва : Знание, 1986. – 331 с. 22. Кольцова, В. А. Социально–психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российской обществе [Текст] / В. А. Кольцова, В. А. Соснин // Психологический журнал. – 2011. – Т. 26. – № 4. – С. 89–97. 23. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. – Москва : Учпедгиз, 1955. – 656 с. 24. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание [Текст] / И. С. Кон. – Москва : Просвещение, 2014. – 110 с. 25. Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации [Текст] / под ред. А. В. Федорова. – Москва : Академия, 2017. – 211 с. 26. Краснова, О. В. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся [Текст] / О. В. Краснова // Дополнительное образование и воспитание. – 2016. – № 7. – С. 49-50. 27. Крылова, Н. Б. Гражданское образование как новое и хорошо забытое старое [Текст] / Н. Б. Крылова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С.48-55. 28. Кузнецова, А. В. О смысле патриотизма [Текст] / А. В. Кузнецова // Безопасность Евразии. – 2016. – № 2. – С.23-25. 29. Лесняк, В. И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения [Текст] / В. И. Лесняк // Педагогика. – 2016. – № 5. – С. 110–114. 30. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст] / В. И. Лутовинов // Педагогика. – 2016. – № 5. – С.52-59. 31. Лутовинов, В. И. Развитие патриотизма в России XXI века [Текст] / В. И. Лутовинов, И. И. Мельниченко. – Москва : Светотон, 2014. – 256 с. 32. Любимов, Л. Л. Российская школа: воспитание гражданственности [Текст] / Л. Л. Любимов // Вопросы образования. – 2013. – № 1. – С.278-301. 33. Матушкин, С. Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема [Текст] / С. Е. Матушкин // Вестник ОГУ. – 2011. – № 11. – С. 196–200. 34. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / В. Е. Мусина. – Белгород : Грамота, 2013. – 422 с. 35. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. – Москва : Просвещение, 2014. – 576 с. 36. Никандров, Н. Д. Воспитание и социализация в современной России [Текст] / Н.Д. Никандров // Народное образование. – 2016. – № 9. – С. 21–26. 37. Никандров, Н. Д. Воспитание ценностей: российский вариант [Текст] / Н. Д. Никандров. – Москва : Магистр, 2016. – 76 с. 38. Одесский, М. П. Идеологема «патриот» в русской, советской и постсоветской культуре [Текст] / М. П. Одесский, Д. М. Фельдман // Общественные науки и современность. – 2018. – № 1. – С.109-123. 39. Педагогика и психология в инновационных процессах современного образования [Текст] : монография / Н. В. Абрамовских, Е. А.Аль-Момани, З. Л. Резуненко [и др.] ; под общей ред. А. В. Беляева. – Ставрополь : Изд–во СГУ, 2018. – 496 с. 40. Попов, А. И. Развитие самостоятельности младших школьников в условиях коллективных занятий [Текст] / А. И. Попов, И. Г. Литвинская. – Москва : Просвещение, 1990. – 347 с. 41. Пятышев В. В. Особенности патриотического воспитания детей и подростков [Текст] / В. В. Пятышев. – Москва : Проспект, 2017. – 250 с. 42. Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии [Текст] / Л.С. Рубинштейн. – Санкт–Петербург : Питер, 2017. – 225 с. 43. Социологический словарь [Текст] / сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга ; науч. ред. Г. Н. Соколова, И. Я. Писаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 528 с. 44. Суколенов, И. В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях [Текст] / И. В. Суколенов. – Курган : КУ, 2016. – 177 с. 45. Сухарев, А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии [Текст] / А. В. Сухарев. – Москва : Институт психологии РАН, 2018. – 436 с. 46. Талызина, Ф. Н. Педагогическая психология [Текст] / Ф. Н. Талызина. – Москва : Познание, 1998. – 446 с. 47. Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – Москва : Политиздат, 2017. – 590 с. 48. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, Г. В. Панов. – Москва : Сов. Энцикл., 1983. – 840 с. 49. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – 2–е изд. – Москва : Высш. школа, 1990. – 576 с. 50. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 1974. – 552 с. 51. Буева, И. И. Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Патриотическое воспитание гражданина России; И. И. Буева. – Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Проблема патриотического воспитания младших школьников в педагогической теории Вопросы, связанные с патриотическим воспитанием, приобретают всю большую актуальность в современном обществе, поскольку это естественный процесс переосмысления воспитательного процесса после довольно застойного времени, связанного с внутренними социально-политическими изменениями в России в конце ХХ- начале XXI в. Повышение интереса в отношении особенностей патриотического воспитания среди детей и подростков, между тем, обнаруживает некоторое противоречие: с одной стороны, существует довольно большое количество трудов, связанных с советской системой патриотического воспитания, с другой стороны – довольно немного исследователей продвигает современный взгляд в отношении работы в данном направлении, опираясь на психолого-педагогический подход. Вместе с тем история рассмотрения явления патриотизма в психологической науке является недостаточно обширной. Довольно сложно определить наличие общепринятой дефиниции данного явления, которое продвигалось бы с позиций психологического знания. Энциклопедический словарь позволяет определить патриотизм как «благодарную любовь к Родине», «особое эмоциональное переживание, которое выражается в чувстве принадлежности к стране, своему гражданству, языку, традициям», это также «готовность подчинять свои интересы интересам Родины», «своеобразный нравственный и политический принцип, социальное чувство» [5]. Проблемы патриотического воспитания находят свое раскрытие в структуре социальной психологии, личностной психологии, философии, политики и пр. В частности, представители социально-психологического знания В.А. Кольцова и В.А. Сосин определяют патриотизм в качестве основной составляющей национального самосознания народа, которое находит свое выражение в выраженном чувстве любви, гордости, чувстве преданности собственному Отечеству, истории, культуре, традициям быту. Также патриотизм с позиций социально-психологического знания патриотизм понимается в качестве чувства нравственного долга, необходимости его защиты и признании, в чувстве уважения других человеческих сообществ, правах на самобытность, стремлении жить, не вступая в конфронтацию с другими представителями культуры [22]. Основной замысел, а также функции патриотизма состоят в стремлении к объединению государства, в сохранении нации, которая представляет собой суверенный, культурный, территориальный, государственно-политический и экономический субъект исторического процесса. Другой психолог А.А. Гостев отмечает, что история русской философско-психологической мысли демонстрирует довольно значительный аспект осмысления ключевых проблем духовно-нравственной сферы, где проблемы патриотизма также являются довольно часто обсуждаемыми [10]. В частности, И.А. Ильин отмечает, что патриотизм довольно сильно связан с духовностью. Патриотизм с позиций данного автора выступает в качестве значимого ресурса для развития личности, поскольку предоставляет ей ресурсы для собственного духовного развития и самовыражения. И.А. Ильин отмечает, что именно любовь к Родине позволяет структурировать ценностно-смысловые приоритеты, которые формируют целостное пространство жизнедеятельности личности [10]. И.А. Ильин отмечает, что формирование чувства патриотизма возможно исключительно за счет развития духовной сферы человека, поскольку данные две категории находятся в непосредственной связи между собой. Данный автор является представителем этнопсихологического знания, поэтому его трактовка патриотизма выражается в явлении коллективного бессознательного, которое заключается в чувстве ценности, а также необходимости для каждого человека быть включенным в культуру и сознание своего народа, при этом одновременно сохраняя народную индивидуальность и самобытность [10]. С позиции С.Л. Рубинштейна, патриотическое сознание представлено следующими компонентами [42]: - идеологическим компонентом, в рамках которого происходит формирование патриотического сознания, ключевых взглядов, идей, а также убеждений; - психологическим компонентом, в рамках которого происходит формирование положительного восприятия собственного народа, Родины, поскольку субъект патриотизма – человек в виде общественного существа, а объект патриотизма – непосредственно народ и Родина. В структуру патриотизма, по мнению данного автора, входят следующие характерные компоненты: - осознание собственное принадлежности к государству и народу; - чувства уважения к истории, культуре, ключевым традициям и верованиям; - заинтересованность в героических подвигах прошлого, в современных патриотических достижениях; - чувство гордости за успехи, которые государство достигает, чувство боли за неудачи, которые государство терпит; - чувство любви к собственной родине; - чувство любви и привязанности к родной природе, родному языку, традициям, обычаям, обрядам, характерным для родной страны; - чувство ностальгии в случае, когда человек находится за пределами родного государства; - чувство национального достоинства [42]. С позиций И.Ф. Харламова патриотизм можно представить в качестве взаимосвязанной совокупности нравственных чувств, а также нравственного поведения, которое выражается в любви к Родине, готовности выполнять активный труд для ее процветания, увеличение количества трудовых традиций народа при бережном отношении к имеющимся историческим памятникам, традициям и обычаям родной страны, выражение привязанности и любви к родным местам, желание укреплять честь и достоинство Родины, способность защищать родину, демонстрировать воинскую храбрость, мужество, самоотверженность, быть включенным в братство, дружбу между народами, демонстрировать нетерпимость к актам расовой, а также национальной неприязни и пр. [49]. Для данного автора патриотизм выступает в качестве личностного качества, которое включает в себя следующие характерные компоненты: потребностно-мотивационный компонент, интеллектуально-чувственный компонент (соответствующие взгляды, убеждения и знания), поведенческий, а также волевой компоненты. Учитывая, что патриотизм отличается деятельным характером, И.Ф. Харламов считает, что воспитание патриотизма также должно происходить в соответствии с той или иной познавательной и практической деятельности, носящей просоциальный характер. Также существует подход, в соответствии с которым патриотизм представляется в качестве социально-нравственной ценности. В частности, А.Б. Ауешева отмечает, что ценности в структуре патриотизма следует понимать как «специфически социальное определение тех или иных существующих объектов в структуре окружающей действительности, которые наделены положительным, либо отрицательным значением для той или иной личности, либо общества в целом» [2]. Говоря о личностных ценностях, следует отметить, что именно они находятся на пересечении между духовной культурой общества, человека и непосредственным индивидуальным существованием. Каждый человек имеет ту или иную иерархию личностных ценностей, которая формируется на основании общественных ценностях, так или иначе транслирующихся в структуре материальной или духовной культуры социума. В соответствии с компонентами, предлагаемыми С.Л. Рубинштейном, можно выделить также критерии воспитанности патриотизма, среди которых находятся [42]: - мотивационно-потребностный критерий (в соответствии с которым следует выделить присутствие интереса у личности к изучению истории собственного народа и государства, особенностей родного края, традиций, природы и пр.); - когнитивный критерий (который включает в себя наличие определенного объема знаний личности об истории собственного государства и родного края, знание традиций, природы, при этом знания отличаются полнотой, прочностью, осознанностью, наличием оценочного отношения); - поведенческий критерий (который включает в себя наличие практических умений и навыков, умение проявлять заботу об окружающих, оказывать им помощь, принятие участия в организации и проведении народных праздников, выполнение работы по охране природы, облагораживанию территорий своего района, города). В соответствии с перечисленными выше критериями можно выделить соответствующие уровни воспитанности патриотизма, которые обнаруживаются в следующих позициях: 1. Наличие высокого уровня патриотической воспитанности. Данный уровень представлен такими критериями как устойчивый интерес к истории, бережное отношение потребность в активном и сознательном развитии собственного города, района. Кроме этого, здесь также следует выделить прочное знание истории Родины, традиций, обычаев, персоналий, с которыми связано развитие государства, уважительное отношение к представителям других народов, а также знание понятия «Родина» и «патриот». На данном уровне также следует выделить наличие коммуникативных умений, способность соблюдать нормы этикета в условиях семьи, в общественных местах, наличие самостоятельного поведения, стремления к активной трудовой деятельности, как добавляет А.В. Сухарев [45]. 2. Средний уровень воспитанности. На среднем уровне следует выделить наличие неустойчивого интереса к истории родины и родного края, наличие желания исследовать историю Родины, знакомство с основными традициями и обычаями родного народа, знание некоторых явлений народной культуры, знание содержания категорий «Родина», а также «патриот». Также следует выделить наличие способности к ориентации в этических ситуациях, знание и умение применять общепринятые нормы и правила поведения в обществе. 3. Низкий уровень воспитанности патриотизма. На данном уровне присутствуют следующие характерны признаки: инертный уровень познавательности, недостаток мотивированности на наличие поверхностных знаний об истории государства, а также родного края, наличие коммуникативных барьеров чувство напряженности в общении, отсутствие стремления принимать участие в массовых мероприятиях и пр. [42]. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), к одному из личностных результатов освоения программы на этапе начального общего образования следует отнести следующие явления [1]: - «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций». Из представленного выше перечня видно, что необходимость патриотического воспитания входит в структуру обязательных результатов освоения основной общеобразовательной программы на этапе начальной школы. Следовательно, можно определить, что учебная деятельность на этапе начальной школы непосредственно связана с воспитанием патриотизма. Учебная деятельность – организованный процесс развития познавательной и личностной сферы, который происходит средствами образовательной деятельности и в условиях образовательной среды, как пишет об этом В.В. Давыдов [11]. Ключевыми понятиями учебной деятельности являются: мотивация, действия (ориентировочные, исполнительские, контрольно-корректировочные). Представим характеристику и данных компонентов: 1. Мотивация. Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности. Мотивы побуждают учащегося к выявлению цели, требующей выполнения действия для ее достижения. 2. Действия. Вторым элементом учебной ситуации являются учебные действия, с помощью которых учащиеся решают учебную задачу, чтобы достичь поставленной цели. Действие состоит из элементов - совокупности операций, подчиненных цели. Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности [21]. Инструментальной основой учебной деятельности, являются универсальные учебные действия, носящие надпредметный характер. Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1]. Универсальные учебные действия выявляют внутренние существенные связи объектов и явлений. Выделяют четыре группы универсальных учебных действий: - личностные, - познавательные, - коммуникативные, - регулятивные. Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения образовательных результатов. Патриотизм как нравственное качество входит в структуру личностных компонентов универсальных учебных действий, следовательно, закладывает основу для нормативного личностного развития ученика. Учащиеся совершают действия с учебным материалом, усваивают знания, развивают умения. В основе любых учебных действий лежат регулятивные универсальные учебные действия – способность к постановке цели, планирование в форме определения последовательности промежуточных целей, прогнозирование результата, формирующее оценивание в форме сличения способа действия и его результата с критериями или заданным эталоном, коррекция плана и способов действия, как отмечает Ф.Н. Талызина [46]. Классифицируя учебные действия на основе цели учебной деятельности можно выделить три группы: ориентировочные, исполнительские, контрольно-корректировочные. Принятие учащимися цели, способа действия для ее реализации – это ориентировочные действия. Учащиеся отвечают на вопросы: Что делать? Как делать? Какие условия необходимы? Какие средства потребуются? В результате определяется цель, учебные действия и результат деятельности, выбираются условия и средства. Ориентировочные действия основываются на прогностическом виде самооценки, при котором происходит сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения и на основании этого, корректируется деятельность на несколько операций вперед. Исполнительные действия - это универсальные и предметные учебные действия, направленные на получение запланированного результата. Осуществляются для самооценки процесса деятельности, его соответствия общей цели и планируемому результату на основании критериев [51]. Оценке принадлежит главная роль в коррекции и управлении учебной деятельностью, т. к. она определяется учебными целями и влияет на их постановку, выполняя функцию регулятора. Исполнительные действия основываются на корригирующем виде самооценки, когда учащийся контролирует ход выполнения деятельности или действия и корректирует качество. Контрольно-корректировочные действия обеспечивают анализ и оценку каждого учебного действия и деятельности в целом, результатов на основе критериев или эталона: объекта деятельности - самооценка результатов; субъекта деятельности, т.е. самого себя - рефлексия. Контролирующая функция заключается в принятии информации о совершаемом действии и исправлении отклонений от плана. В результате самоконтроля промежуточного или конечного результата учащиеся вносят поправки, уточнения и изменения в ориентировочные и исполнительские действия. Контрольно-корректировочные действия основываются на ретроспективном виде самооценки, при котором осуществляется оценка деятельности в целом, на основе соотнесения целей и результатов деятельности. Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО, представлены в следующих показателях [1]: 1. Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация). 2. Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные). 3. Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира). Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы. Стандарт ориентирован на метапредметные (межпредметные) знания и личностный результат. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. Программа универсальных учебных действий (УУД) и призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться [8]. Перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической). Развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий. Усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний. Учитель, создавая учебные ситуации для формирования когнитивных универсальных учебных действий учащихся, должен оценивать оригинальность, информативность, гибкость мышления, а также новизну решения. Задача учителя – не только сообщать знания, но и повышать познавательную активность и трудолюбие учащихся. Задача ученика – учиться, развивая у себя ценные черты характера и личности. В таких условиях обучения дети сами учатся рассуждать, доказывать, самостоятельно и творчески мыслить, применять изученное в практической деятельности и делать умозаключения. В рамках когнитивного компонента у выпускника школы будут сформированы [1]: – историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; – образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; – знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; – знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; – освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; – ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; – основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; – экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, можно сделать вывод, что под патриотизмом следует понимать социально-психологическое явление, выражающееся в наличии чувства заинтересованности в стремления изучать историю своего края и Родины, наличие деятельного компонента, которое связано с преумножением народных ценностей, традиций, знание исторических персоналий, занимающих важное место в истории развития Родины. Патриотизм с позиций психологического знания выражается во включенности личного сознательного отношения человека к общественному и народному бессознательному, умение соотносить себя с представителями своего народа, испытывать гордость за данную включенность, а также желание отстаивать народную самобытность. Из представленного выше перечня основных образовательных характеристик портрета младшего школьника к периоду завершения обучения в начальной школе видно, что среди основных критериев патриотической воспитанности должны быть представлены знания о социально-общественной, политической структуре родного государства, знания ключевых государственных признаков (Конституция, гимн, флаг, герб), историко-культурные представления о развитии Родины, бережное отношение к культуре, обрядам, традициям, природе Родины, а также наличие способны осмысливать собственную деятельность, применять непосредственные практические действия по дальнейшему развитию культурного наследия. Все это и является содержанием патриотизма как нравственного феномена. 1.2 Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников Реализация работы по воспитанию патриотизма обучающихся, создание условий для их комплексного развития наиболее оптимально реализуется в рамках внеурочной деятельности. Традиционная парадигма педагогического воздействия на обучающихся в рамках образовательной организации подразумевает наличие инвариантной части работы (проведение серии уроков), а также вариативной части работы (организация и проведение внеурочных занятий, на которых осуществляется воспитание личности с учетом индивидуальных, социально-значимых интересов, потребностей), как отмечает И.В. Суколенов [44]. Однако для того, чтобы охарактеризовать потенциал внеурочной работы для целей воспитания патриотизма младших школьников, необходимо рассмотреть данное явление в системе урочной и внеурочной форм работы. Урок выступает в качестве ключевой единицы в рамках урочной деятельности. Под уроком Д.Б. Эльконин понимает «динамичную, вариативную форму организации учебного процесса, в условиях которого осуществляется целенаправленное взаимодействие с участием учителей и обучающихся», при этом данный процесс включает в себя систему форм, методов, средств обучения, которые систематически применяются для достижения целей и задач обучения, развития, а также воспитания [50]. Под внеурочной деятельностью Н.В. Абрамовских предлагает понимать «один из видов организованной со стороны педагогов деятельности, который опирается на такие принципы как выбор, самообразование, саморазвитие, добровольность, а также ориентирован на дальнейшую социализацию обучающихся и совершенствование уровня их творческой самореализации в образовательном процессе» [39]. Характер внеурочной деятельности непосредственно связан с организационной активностью как учителя, так и обучающихся в условиях, побочных к урочному времени, при этом используется прямая и личная заинтересованность учеников в преподаваемом предмете, который используется для целей их образовательного, духовно-нравственного, социально-адаптивного уровня. Внеурочная деятельность по своей специфике не подразумевает наличие жестко регламентированного содержания деятельности, а также управленческого подхода, которым учитель руководствуется при разработке программ, алгоритмов и планов. Основной целью внеурочной деятельности выступает ориентация на развитие индивидуального характера воспитания ученика, когда его собственная увлеченность предметом и спецификой познавательной деятельности постепенно развивается и совершенствуется за счет применяемых организационных форм работы. Работа по патриотическому воспитанию учащихся во внеурочной деятельности подчинена цели гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России. Для достижения этой цели поставлены основные задачи [33]: – утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений; – уважение к историческому и культурному прошлому, к нашим славным традициям; – повышение престижа государственной и военный службы; – создание новой эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей. Воспитание в школе реализуется через три взаимосвязанных блока: 1) воспитание в процессе обучения; 2) воспитание во внеурочной деятельности; 3) воспитание во взаимодействии с социумом. Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию обучающихся в начальной школе проводится по трем системообразующим направлениям: 1-е направление включает в себя патриотическое воспитание на опыте и традициях прошлых поколений и Вооруженных сил. Данное направление включает в себя следующее: - мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти; митинги посвященных торжественным датам и другие патриотические мероприятия); - проведение уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, празднование памятных дат, организация викторин, конкурсов, - проведение смотр-конкурсов строя и военно-патриотической песни, а также праздничных концертов, посвященных знаменательным датам; 2-е направление включает в себя военно-спортивные игры, например, проведение игр «Коммунарские сборы», и «А ну-ка, парни!», «Костер», военизированные эстафеты. Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на укрепление школьного коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины, как считает Н.Д. Никандров [36]. 3-е направление направлено на формирование здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности, расширения кругозора личности, формирование здравых ценностей и мировоззрения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg