Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях учебного сотрудничества

irina_k200 2225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Проблема исследования: как организовать процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях учебного сотрудничества. Цель исследования: определить психолого-педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях учебного сотрудничества. Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях учебного сотрудничества. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным, если: – при организации учебного сотрудничества детей друг с другом (модель «ученик – ученик») использовать работу в парах, в тройках, микрогруппах; – создать благоприятный психологический климат и оказывать учащимся эмоциональную поддержку; – дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в выполнении общего задания. Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста; 2. Определить сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия», «учебное сотрудничество»; 3. Выделить психолого-педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста; 4. Определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников; 5. Провести эксперимент по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях учебного сотрудничества; 6. Определить эффективность экспериментальной работы. Теоретико-методологические основы исследования: - Подходы к формированию универсальных учебных действий младших школьников: Л.П. Перфиловой, Е.Ю. Никитиной, О.Г. Мишановой, О.А. Карабановой, А. Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И. А. Володарской и дрю - Культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б Эльконин, П.Я. Гальперин), раскрывающий основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей. Программа, формирующая универсальные учебные действия у учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, В.В. Репкиным, ГА. Цукерманом др. В исследовании реализовывался ряд методов: 1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, 2) эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, тестирование, 3) методы количественной обработки данных, 4) методы знаково-символического представления результатов (диаграммы, таблицы). В эмпирической части исследования использовались: методика «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман и др.), задание «Совместная сортировка» (Бурменская), задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»). Практическая значимость: в исследовании разработана и апробирована программа, направленная на формирование универсальных учебных действий у младших школьников в условиях учебного сотрудничества, которая может быть успешно использована в учебном процессе учителями начальной школы. Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гусиноозёрская гимназия» г. Гусиноозёрск. Всего на различных этапах участвовало 48 учащихся (3 «А», «Б» класс). Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников рассматривают такие исследователи, как А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, О.М. Ковальчук. Учёные в своих работах подчеркивают, что для формирования коммуникативных умений можно применять коммуникативные игры, коммуникативные игровые задания, упражнения. Также исследование занимались и другие отечественные исследователи (Касаткина Ю.В., 1997, Антонова А.Г., Архипова Е.А., 2005, Веселкова О.А., 2000, Овчарова Р.В., 2015 и др.) В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеет характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения то факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в образовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе. В широком значении термин универсальные учебные действия означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Вышесказанное позволило выявить противоречие между потребностью социума и современной начальной школы в членах общества, владеющих коммуникативными универсальными учебными действиями, что обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ростом числа младших школьников, испытывающих трудности в общении и недостаточном использованием возможностей дидактического процесса в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 7 1.1Психолого-педагогические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7 1.2 Подходы к организации учебного сотрудничества в младшем школьном возрасте 17 Выводы к 1 главе 29 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 31 2.1 Уровень сформированности коммуникативных универсальных действий у младших школьников 31 2.2 Эксперимент по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, анализ его эффективности 38 Выводы ко 2 главе 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56 ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков : учёб. пособие. / В.А. Аверин. – 2-е изд., перераб. – Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В.А., 2018. – 379 с. 2. Аксютичева А.Е. Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе /А.Е. Аксютичева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. ? 2016. ? С. 125? 128. 3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. ? 2014. ? №14. ? С. 243? 244. 4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]. ? Москва : Просвещение, 2018. ? 151 с. 5. Ахтырская Е.Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО / Е.Н. Ахтырская // Инновации в науке. ? 2016. ? № 9 (58). ? С. 67? 71. 6. Баранова А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе / А.С. Баранова // Символ науки. ? 2015. ? № 9? 2. ? С. 146? 148. 7. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 416 с. 8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. / Битянова М.Р. - 3-е изд., исправленное и дополненное (монография) — Москва : «Генезис», 2015. – 132 с. 9. Бориснёв С.В. Социальная коммуникация : Учеб. пособие для ВУЗов / С.В. Бориснёв. ? Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. ? 14 с. 10. Бурмистрова М.В. Формирование коммуникативных УУД в начальной школе с помощью ТРИЗ (теории развития изобретательских задач) / М.В. Бурмистрова // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XII международной научно-практической конференции. ? 2015. ? С. 38? 40. 11. Буслаев, Ф. И.Преподавание отечественного языка. / Буслаев, Ф. И. - Москва : Прогресс, 2012 — 512 с. 12. Вазякова И.М. Игра как средство формирования коммуникативных УУД / И.М. Вазякова // Вестник научных конференций. ? 2015. ? № 3? 6 (3). ? С. 28? 29. 13. Васильев В.П. Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы / В.П. Васильев // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). ? Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. ? С. 106? 109. 14. Вахрушева А.В. Констатирующий этап эксперимента как способ диагностики уровня коммуникативных УУД / А.В.Вахрушева // Обучение и воспитание: методики и практика. 2018. ? № 17. ? С. 22? 26. 15. Ветрова В.В. Ребенок и его психологическое здоровье / В.В. Ветрова. ? Москва : Педагогическое общество России, 2018. ? 192 с. 16. Волков Н.И. Организация учебной деятельности в малых группах. / Педагогическая психология: хрестоматия / сотавит.: Н. И. Волков, В.Н.Карандышев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина. - Санкт – Петербург, 2013. – 412 с. 17. Гайзулина К.А. Формирование коммуникативных УУД посредством использования дидактических игр на уроках математики / К.А. Гайзулина // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). ? 2015. ? С. 400? 402. 18. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — Москва : Педагогическое общество России, 2017. – 512 с. 19. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. ? Москва : Академия, 2016. ? 224 с. 20. Доровских И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? / И.С. Доровских // Начальная школа. ? 2016. ? № 3. ? С. 29 ? 32. 21. Джонсон Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э.; пер. с англ. З. С. Замчук. Экономическая школа. - Санкт – Петербург : Экономическая школа, 2011. – 255 с. 22. Дроздова О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения / Дроздова О.А., Смирнова Т.А. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Москва : 2016. – №5-1 (59). – С. 182-184. 23. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. / В.К.Дьяченко. — Москва : Просвещение, 2013 — 192 с. 24. Жуковина Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю.В. Жуковина // Молодой ученый. ? 2016. ? №7.6. ? С. 78? 80. 25. Земленская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Земленская Е.Н. – Москва // Начальная школа. 2010. №3. – С.48-51. 26. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник / И.А. Зимняя. ? Москва : Логос, 2018. ? 384с. 27. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности / Иванова И.В. – Москва : Начальная школа, 2012. №2. – С.90 – 94. 28. Ивашова О.А. Коллективное творческое дело на математическом содержании как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / О.А. Ивашова, Н.С. Гринева. // Герценовские чтения. – Москва : Начальное образование, 2017. 5. ? № 1. ? С. 235? 243. 29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — Москва : ТЦ «Сфера», 2015. – 464 с. 30. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. / М.И. Лисина. – Санкт – Петербург : Питер, 2011. – 318 с. 31. Лядиус В. Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. / Лядиус В. Я. Нигуре И. П. – Москва : международная педагогическая академия, 2013. – 132 с. 32. Марченко Л.С. Методы формирования коммуникативных УУД /Л.С. Марченко О.И. Шмидская, Я.В. Щагольчина – Москва // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. ? 2015. ? С. 130? 131. 33. Миронова О. А. Учебное сотрудничество как средство формирования коммуникативных УУД / Миронова О.А. // Молодой ученый. — Москва : 2017. — №46. — С. 304 – 306. 34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина. – 4-е изд., стереотип – Москва : Издательский центр «Академия», 2019. – 656 с. 35. Немов Р. С. Психология учебник / Немов Р. С. // Т. 1-3. – Москва : ВЛАДОС, 2014 – 640 с. 36. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. ? Москва : Сфера, 2015. ? 240 с. 37. Омарова М.А. Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников / Омарова М.А. // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). ? Челябинск : Два комсомольца, 2017. ? С. 80? 82. 38. Палачева О.М. Учет индивидуальных особенностей младших школьников в процессе формирования коммуникативных УУД / О.М. Палачева, А.В. Невзорова // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы сборник научных статей пятой всероссийской интернет-конференции. Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». ? 2015. ? С. 161? 164. 39. Прокудин Ю.П. Учебное сотрудничество в формировании универсальных учебных действий младших школьников / Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. // Дошкольное и начальное школьное образование: современные проблемы и перспективы развития / ред. А.Ю. Курин, А.Ю. Первова. - Тамбов, 2017. – С. 66 – 69 с. 40. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения / Рубцов В. В. // Вопросы психологии. – Москва : № 5, 2018. - С. 65 – 74 с. 41. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. / С.Л.Рубинштейн // В кн. "Проблемы общей психологии", - Москва : Педагогика, 2015, - 416 c. 42. Сафиуллина Э.В. Использование групповых методов обучения на уроках / Сафиуллина Э. В. // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). ? Казань : Бук, 2014. ? С. 8? 11. 43. Устимова М.М. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников / М.М. Устимова // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. ? Москва : 2015. ? С. 397? 401. 44. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7 – 10 лет. / Филиппова Ю.В. – Ярославль : Академия Холдинг, 2002. – 144 с. 45. Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже / Джон Х. Флейвелл. ? Москва : Просвещение, 2017. ? 623 с. 46. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Фопель К. - Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – Москва : Генезис, 2017. – 34 с. 47. Цукерман Г.А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе / Цукерман Г.А. , Фокина Н.Э. // Вопросы психологии. - Москва : Владос, 2012. №4. – 160 с. 48. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. ? Москва : ОИРО, 2019. ? 432 с. 49. Шегаев И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) / И.С. Шегаев, А.В. Шегаева – Москва // Молодой ученый. ? 2018. ? №10. ? С. 550? 552. 50. Шипицына Л. М. Основы коммуникации / Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.. Санкт – Петербург : Образование, 2015. – 195 с. 51. Шиманаева К.А. Формирование коммуникативных УУД в процессе изучения информатики / К.А. Шиманаева // Современное образование: методы и технологии внедрения ФГОС Сборник материалов IV Регионального научно-методического фестиваля "Единый методический день". Благовещенский государственный педагогический университет. ? 2016. ? С. 110? 112. 52. Шмидт Е.В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе / Е.В. Шмидт ? Москва : Молодой ученый, 2016. ? №13.3. ? С. 129? 131.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 1.1Психолого-педагогические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста В системе общего образования начальная школа играет очень важную роль. Это та составляющая, которая должна обеспечить целостное развитие личности ребёнка, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирования интеллекта, его социализацию. Определить современные требования к качеству начального образования – основная задача федерального государственного образовательного стандарта. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их направленность на достижение не только предметных образовательных результатов, но, в первую очередь, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными методами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех ступенях дальнейшего образования. Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения – игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребёнка весь период взросления. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, применяя на себя различные роли, формирует своё мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать обширное поле коммуникативных средств лучше также через игру. Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие детей, поэтому ребёнку должно быть представлено достаточное количество разнообразных игр (развивающие, обучающие, синтезированные с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома. В младшем школьном возрасте в жизни ребёнка всё большее место начинают занимать окружающие люди. Если в конце дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребёнок точно знает, что для общения ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. Р.С. Немов утверждает, что коммуникативный процесс младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от коммуникации с взрослыми, а именно большое разнообразие коммуникативных действий в чрезвычайно широком их диапазоне; коммуникативный процесс сверстников насыщен яркой эмоциональностью (Немов, 2014). Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить ряды Р.В. Овчаровой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной и др. в качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеучебной деятельности (Овчарова и др., 2015). Учёными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений. В отечественной науке ряд исследований посвящен таким аспектам проблемы общения, как проблема коммуникативного взаимодействия, формирование коммуникативных умений обучающихся в образовательном процессе с позиции психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.) и с педагогических позиций (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, Т.Н. Волкова, М.Е. Дашин, Ю.Н. Емельянов, Е.Г. Кашина, А.В. Коренева, Л.Н. Морковец, А.А Стукалова и др.). Вопрос о формировании коммуникативных умений школьников в методике преподавании русского языка ставился ещё в самом начале развития методических идей в России (Ф. И. Буслаев, И.И. Срезневский, В.И. Чернышев, К.Д. Ушинский и др.). Так, Ф.И. Буслаев писал, что «…первое и важнейшее дело – развивать практическую способность, состоящую в том, чтобы понимать выраженную формами речи и пользоваться ими правильным образом, то есть как говорят люди образованные…., устными и письменными упражнениями образуем в ученике способность с надлежащей легкостью правильно понимать формы речи в разговоре и на письме». (Буслаев, 2012) Некоторые авторы отождествляют понятие «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приёма информации, осознанную и неосознанную связь». Однако большинство учёных, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация». Общение – взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (Лисина, 2011). Изучением общения занимались такие отечественные учёные, как Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Л.А. Карпенко и др. А.А. Брудный отмечает, что с позиции деятельностного подхода общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Зимняя, 2018). Применяя концепцию А.Н. Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности М.И. Лисина обозначила её термином «коммуникативная деятельность». Структурные компоненты коммуникативной деятельности, по мнению М.И. Лисиной, выглядят следующим образом: - предмет общения – другой человек, партнёр по общению как субъект; - потребность в общении – стремление человека к познанию и оценки других людей, к самопознанию; - коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение; - действия общения – единицы коммуникативной деятельности целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия); - задачи общения – цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; - средства общения – операции, с помощью которых осуществляется действия общения; - продукты общения – образование материального и духовного характера (Лисина, 2011). С понятием общения тесно связано понятие коммуникации. В научной психолого - педагогической литературе под коммуникацией (от латинского «communication» - сообщение, передача и «communicare» - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, предавать) понимается обмен информацией между членами общества. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно – оценочного характера. Следовательно, это предполагает сообщение партнёрам друг другу какого-то определённого объёма новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта. В лингвистике под коммуникацией понимают общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и другое. Это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно – трудовой деятельности. Человеческая форма коммуникации характеризуется главным образом, функционированием языка. С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Рубинштейн, 2015). Р.С. Немов рассматривает это понятие в русле социального взаимодействия людей. Коммуникация, по его определению, это «контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом» (Немов, 2014). Таким образом, термин «коммуникация», с точки зрения психологии, выражает смысловой аспект социального взаимодействия, направленного, прежде всего, на достижение социальной общности, выражает управленческие, информативные (передача сообщений), эмотивные (возбуждение и передача эмоций) и фактические (связанные с установлением и поддержанием контактов) функции. В этом значении термин «коммуникация» очень близок по содержанию к термину «общение», по которым понимается сложный многоплановый процесс установления и развитие контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. При поступлении в школу у ребёнка есть конкретный уровень развития общения. В составе базовых (то есть абсолютно необходимых ля начала обучения ребёнка в школе) предпосылок входят следующие компоненты: - потребность ребёнка в общении с взрослыми и сверстниками; - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - приемлемое (то есть не негативное, а желательно эмоциональное, позитивное) отношение к процессу сотрудничества; - ориентация на партнёра по общению; - умение слушать собеседника. Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, на первое место выходит развитие личности обучающегося. Система образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают конкретные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, которые обеспечивают умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Формирование УУД в образовательном процессе происходит в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД отражаются в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся открывает определённые возможности для формирования УУД (Асмолов, 2018). Способность обучающегося самостоятельно успешно овладевать новыми знаниями, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщенные действия раскрывают для учащихся возможность широкой ориентации как в разных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, которая содержит осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Значит, достижение умения учиться подразумевает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности овладения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора (по ФГОС НОО). Функции универсальных учебных действий: ? обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно выполнять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать нужные средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; ? создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе подготовленности к непрерывному образованию; ? обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. В составе основных видов УУД, которые соответствуют главным целям общего образования, можно выдвинуть на первый план четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Рассмотрим подробнее коммуникативные УУД. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироватьсявгруппу сверстников истроитьэффективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: ? планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ? определение целей, функций участников, способов взаимодействия; ? постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ? разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; ? управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; ? умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Тесно связан с понятием «коммуникативные универсальные учебные действия» такой термин, как коммуникативная компетентность. По определению Куницыной В. Н., коммуникативная компетентность – это умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций (Бориснёв, 2017). Цукерман Г.А. говорит, что «компетентность, в современной психологии понимается как сочетание знаний, опыта и способностей человека». Коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков (те качества, которым можно научить, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей), предполагает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения (Цукерман, 2019). Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, которые определяют развитие психологических способностей личности, происходит в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения устанавливает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и этим раскрывает зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, который соответствует «высокой норме») и их свойства. УУДпредставляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ "Я" как систему представлений о себе, отношений к себе. Собственно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий предоставляется становлению коммуникативных УУД. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже владеет различными коммуникативными и речевыми компетенциями. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе обычно уделяется большое внимание. Конечно, уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников очень разный, но в целом он далек от желаемого. Это и стимулирует разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из главных. Потому как коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т.е. тех действий, имеющих наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, которые обозначены в новом проекте стандартов. Основой для решения этой задачи является главное значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: ? содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Анализ научно-методической литературы по проблеме речевой культуры младших школьников позволяет сделать вывод о том, что речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент коммуникации, поскольку посредством речи человек способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и устанавливает взаимосвязь с окружающим его природным, предметным и социальным миром. Успешность этих взаимосвязей в социуме зависит от уровня культуры общения участников коммуникации. Так же очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. К примеру, в ходе взаимной проверки группы осуществляют такие формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения такого действия одна группа может отмечать ошибки и недочеты в работе другой, но дальше школьники переходят исключительно к содержательному контролю, т. е. выявляют причины ошибок, объясняют их характер. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Сначала, когда учащиеся работают совместно, они распределяют роли, устанавливают функции каждого члена группы, планируют деятельность. Потом каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. К тому же, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие совсем не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Вывод к 1.1: Невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией – функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения. Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, - прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т.е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Правомерно считать их важнейшими показателями нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента УУД на ступени начального обучения. 1.2 Подходы к организации учебного сотрудничества в младшем школьном возрасте На сегодняшний день вся система обучения в том числе, находится под воздействием идей, которые были сформулированы в трудах психологов-теоретиков общей и педагогической психологии (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили и др.) и выдающихся практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.). Они утверждают, что сотрудничество, является одним из определяющих основ современного обучения. Проблема развития отношений сотрудничества в процессе какой-либо деятельности субъектов становится приоритетной для целого ряда отраслей психолого-педагогического направления. Особенно значимой эта проблема становится сегодня, в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В новых стандартах начального общего образования при изложении требований к результатам обучения выделяется: - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, учиться просить о помощи); - умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - умение ставить и решать разнообразные коммуникативные задачи; - действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия; - умение полно и ясно выражать свои мысли, задавать вопросы, владение монологической и диалогической формами речи». «Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности... В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся» (Земленская, 2010). В общеметодологическом плане сотрудничать – действовать вместе, принимать участие в общем деле (С.И. Ожегов). В философии сотрудничество (синергия) означает, что целое больше суммы его частей (Стивен Р. Кови). Сотрудничество определяется в психологии следующим образом: «успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей остальных» (М.И.Дьяченко) (Джонсон, 2011). В современной гуманистически ориентированной педагогике слово «сотрудничество» обозначает одно из основных понятий. Приставка «со», которая по утверждению отечественного философа К.К.Платонова «выделяет наличие обобщения при взаимодействии того, к чему она «приставлена». Значит сотрудничество – это взаимодействие людей в трудовой деятельности, то есть их совместная деятельность. Значимость сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности, содействуют друг другу. Анализ трудов А.Л. Журавлева, И.М. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, А.В. Мудрика, Л.И.Уманского, Г.А. Цукермана, Н.И. Шевандрина и др. психологов позволил выявить следующие признаки сотрудничества: - пространственное и временное присутствие; - единство целей и общей мотивации; - целенаправленная организация деятельности и управление ей; - разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций для получения конечного продукта; - получение единого конечного результата совместной деятельности; - наличие позитивных межличностных отношений в процессе деятельности. Проблема учебного сотрудничества (кооперативных, коллективных, групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается и исследуетсяпсихологами (Л.И. Айдарова, А.И. Донцов, В. Дойз, Й. Ломпшер, В.Я. Ляудис, Х.Й. Лийметс, Г.Г. Кравцов, Т.А. Матис, А.К. Маркова, В.П. Панюшкин, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, С.Г. Якобсон, и др.). Исследователи используют такие наименования, как «совместная учебная деятельность», «групповая работа», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. для обозначения учебной работы учащихся, основанной на непосредственном сотрудничестве школьников. В наше время в отечественной педагогической психологии часто употребляется термин «учебное сотрудничество», как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий, в том числе многостороннее взаимодействие внутри группы школьников и взаимодействие учителя с группой. Педагогическая суть сотрудничества может быть интерпретирована на основе одного из психологических законов, описанных С.Л. Рубинштейном. Этот закон выделяет связь деятельности и развития личности. Взаимодействие является одним из главных методик активизации саморазвития и само актуализации детей. В совместной деятельности способности и возможности партнеров по взаимодействию реализуются наиболее ёмко и активнее. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития (Волков, 2013). Сотрудничество, однозначно, трактуется как одно из высших типов взаимоотношений между людьми. Ш.А. Амонашвили в своих первых работах уже исследовал сотрудничество и способность детей сотрудничать. Он отмечал, необходимость учета само ценности ребенка, его личностных качеств, внедрение сотрудничества и творчества в механизм продуктивно-творческой объединения социально-личностного обучения. Он взял за основу определение сотрудничества как «гармонического взаимодействия». Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим линиям: 1) преподаватель — учащийся (учащиеся); 2) учащийся — учащийся в парах (диадах) и в тройках (триадах); 3) обще групповое сотрудничество учащихся во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целой группе; 4) преподаватель — педагогический коллектив. 5) преподаватель – родители школьников (в соответствии со стандартами нового поколения). Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от всех других выше перечисленных видов сотрудничества — сотрудничество учащегося «с самим собой». Построение учебного сотрудничества со взрослым требует построения определенных ситуаций, которые заставляют действовать продуктивно и мотивируют на поиск новых методов действия и сотрудничества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg