Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

irina_k200 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в связи с признанием юридического лица несостоятельным по российскому законодательству. Предмет исследования – нормы российского законодательства, регулирующие основания и порядок признания юридического лица банкротом, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики. Методологическая основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. В работе использованы труды известных цивилистов Г.Ф. Шершеневича, С.А.Карелиной, С.Э.Жилинского, М.В.Телюкиной и многих других. Структура работы: введения, три главы и восемь параграфов, заключение, список используемой литературы. Введение - обуславливается актуальность выбранной темы исследования Первая глава имеет теоретический характер. Во второй главе раскрываются особенности банкротства отдельных юридических лиц. Третья глава посвящается проблемам и рекомендациям регулирования банкротства юридических лиц. В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Введение

Несостоятельность или банкротство организаций является в настоящее время одним из актуальных вопросов. В средствах массовой информации достаточно часто публикуются сведения об организациях, терпящих банкротство. Количество организаций, признанных банкротами, ежегодно увеличивается, что свидетельствуют данные Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующим. Одним из наиболее важных механизмов регулирования современной экономической деятельности является институт несостоятельности (банкротства). Ни один хозяйствующий субъект не застрахован от изменения экономической конъюнктуры, ошибок при принятии решений и, соответственно, невозможности исполнить обязательства перед третьими лицами. На минимизацию негативных последствий направлено законодательство о несостоятельности (банкротстве). Отметим, что в настоящее время российское законодательство все еще подвержено масштабным преобразованиям, выступающим следствием изменений социально-экономического характера. Развитие гражданского оборота и все большее распространение кредитования частного сектора экономики приводят к усилению вовлеченности в долговые обязательства юридических лиц, которые являются основными участниками хозяйственных отношений. Должник в процедурах банкротства не способен удовлетворить требования кредиторов ввиду недостаточности имущества. Число дел о банкротстве будет только увеличиваться. Реальным подтверждением тому может служить и тот факт, что в сфере юридических услуг все больше специалистов переквалифицируются именно по специализации банкротство. В некоторых компаниях специально создаются самостоятельные «банкротные» отделы. Деятельность в этой сфере сегодня сопряжена со многими правовыми проблемами и рисками, лежащими на стыке законодательства о несостоятельности (банкротстве), арбитражного процесса, гражданского, корпоративного, трудового, административного и уголовного права. Принципиальное отличие ситуации последних лет от первой половины 90-х годов заключается в том, что основные участники этих процессов гораздо реже прибегают к обману и силовым акциям, как это было раньше. Поэтому основные события происходят на формирующемся правовом поле действующего законодательства. Появились новые, современные проблемы банкротства, такие как защита прав кредиторов, должников. Также требует совершенствования и конкурсное производство. Для обозначения его неблагополучного финансового состояния используются понятия «несостоятельность», «неплатежеспособность», «недостаточность имущества». Одновременно в Федеральном законе №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) использовано в ст.2 понятие «банкротство», как тождественное понятию «несостоятельность» и даны его признаки как для юридических лиц, так и для физических лиц. Таким образом, актуальность выбранной темы обуславливается высокой социальной и экономической значимостью института банкротства как способа ликвидации корпорации в условиях экономического кризиса, когда признание юридического лица несостоятельным зачастую выступает наиболее распространенным основанием его ликвидации, а признание гражданина банкротом – способом разрешения финансовых проблем. Цель исследования – проанализировать особенности и отдельные проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) по законодательству Российской Федерации. Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть нормативно-законодательную базу регулирования банкротства в Российской Федерации; 2. Определить понятие и сущность процедур банкротства юридических лиц; 3. Изучить процедуры банкротства юридических лиц; 4. Выявить особенности процедуры банкротства кредитных организаций; 5. Рассмотреть особенности банкротства градообразующих предприятий; 6. Исследовать проблемы возмещения расходов в деле о банкротстве; 7. Проанализировать проблемы регулирования банкротства юридических лиц; 8. Сделать рекомендации по совершенствованию регулирования и контроля банкротства юридических лиц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………………………………...6 1.1. Нормативно-законодательная база регулирования банкротства в Российской Федерации……………………………………………………………...6 1.2. Понятие и сущность банкротства юридических лиц………………………..12 1.3. Процедуры банкротства юридических лиц…………………………………..18 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………………….............29 2.1. Особенности процедуры банкротства кредитных организаций……………29 2.2. Особенности банкротства градообразующих предприятий………………...36 2.3. Проблемы возмещения расходов в деле о банкротстве…………………….40 ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………...45 3.1. Проблемы регулирования банкротства юридических лиц………………….45 3.2. Рекомендации по совершенствованию регулирования и контроля банкротства юридических лиц…………………………………………………….48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...72
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. 2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. 5. Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4169. 6. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190. Судебная практика 7. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2019 № 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2019. № 3. 8. Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 14.03.2014) // Хозяйство и право. 2005. № 2. 9. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2012. № 8. 10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 4. 11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 3. 12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (ред. от 01.07.2014) // Вестник ВАС РФ. 2004. № 10. 13. Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2017 № 306-ЭС16-20056(6) по делу № А12-45751/2015 // Документ опубликован не был. СПС Гарант. 14. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 № 01АП-4767/2018 по делу № А43-36755/2017 // Документ опубликован не был. СПС Гарант. 15. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 № 07АП-11405/2014 по делу № А45-16913/2014 // Документ опубликован не был. СПС Гарант. 16. Постановление ФАС Московского округа от 19.04.2013 по делу № А41-14377/10 // Документ опубликован не был. СПС Гарант. Научная и учебная литература 17. Агеев А.Б. Банкротство в гражданском праве, проблемы теории: автореф. дисс….канд. юрид. наук. – М., 2001. С. 12. 18. Алейникова Е.Г. Эволюция законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в России // Modern Science. 2019. № 8-2. С. 113-116. 19. Алексеев Д.В. Роль государства в процессе несостоятельности (банкротства) // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики Казань, 2019. С. 37-41. 20. Апевалова Е.А. Российская модель института несостоятельности (банкротства): эволюция Закона о несостоятельности 2002 г. // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. № 3. С. 16 - 20. 21. Ахмедов Т.Э. Понятие и экономическая сущность несостоятельности (банкротства) // В сборнике: European Scientific Conference сборник статей XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. С. 115-117. 22. Баренбойм П. Правовые основы банкротства. – М., 1995. С. 5. 23. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Моногр. М., 2010. С. 167-168. 24. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2014. 25. Вакутин А.А. Уголовно-правовая оценка неправомерных действий при банкротстве: автореф. дисс…. канд. юрид. наук. – Омск, 2013. 26. Гутников О.В. Субсидиарная ответственность в законодательстве о юридических лицах: вопросы правового регулирования и юридическая природа // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. С. 45-77. 27. Егоров А.В. Конкурсное производство: комментарий ключевых моментов // Вестник гражданского права. 2019. Т. 19. № 1. С. 114-139. 28. Енькова Е.Е. Конкурсное производство как процедура банкротства // Закон. 2003. № 8. С. 81. 29. Енькова Е.Е. Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 44. 30. Ермилов В.Б. Гражданско-правовая ответственность «номинального руководителя» организации в деле о банкротстве // Евразийская адвокатура. 2018. № 3 (34). С. 55-59. 31. Ершова И.В. Банкротство градообразующих организаций: законодательство, доктрина, судебная практика // Пробелы в российском законодательстве 2014 № 5 С. 74. 32. Ефремов В.В., Малькова А.А. Финансирование расходов по делу о банкротстве: три сценария действий кредитора // Арбитражная практика для юристов. 2019. № 10 (50). С. 70-75. 33. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учебник. - М., 1999. С. 589. 34. Журавлев Г.А. Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц: субъекты, критерии определения и привлечения их к ответственности // Вестник исполнительного производства. 2018. № 1. С. 63-68. 35. Зуй И.В. Особенности государственного участия в делах о банкротстве в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2019. №. 1. С. 92-94. 36. Карелина С.А. К вопросу о роли судебной практики в системе источников правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) // Право и экономика. 2017. № 11. С. 19-25. 37. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. С. 160. 38. Карпухина Е.Е. Проблемы защиты прав кредиторов при банкротстве юридических лиц // Молодой ученый. 2019. № 8 (246). С. 122-125. 39. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 763-764. 40. Кононова К.С. Особенности реализации имущества должника в ходе конкурсного производства // Юридический факт. 2019. № 52. С. 48-50. 41. Кравченко А.А. К вопросу о системе принципов правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 1. С. 37-43. 42. Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): монография. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 43. Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. – М.: Статут, 2004. С. 29. 44. Кулик Т.Ю. Конкурсное производство как завершающая стадия банкротства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 3 (106). С. 64-67. 45. Малышев К.И. Исторический очерк конкурсного процесса // Избранные труды по конкурсному процессу и иным институтам торгового права. М.: Статут, 2007. С. 574-575. 46. Мамалаева У.М. Правовые особенности продажи предприятия при банкротстве на стадии внешнего управления // Евразийский юридический журнал. 2017. № 12 (115). С. 191-192. 47. Мхитарян Е.А. Особенности мирового соглашения в процессе несостоятельности (банкротства) // Право и экономика. 2019. № 6 (376). С. 50-59. 48. Налбандян Е.Л. Субсидиарная ответственность контролирующих лиц при банкротстве // Образование и право. 2018. № 6. С. 88-92. 49. Нахова Е.А. Отдельные аспекты доказывания и доказательств по делам о несостоятельности (банкротстве) // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. № 3. С. 19-22. 50. Никитина О.А. Конкурсное производство // Арбитражная практика. 2003. № 6. С. 15. 51. Никуличев Е.В. Правовые аспекты процедуры банкротства градообразующих предприятий // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XII Международной научно-практической конференции в 2 частях. 2018. С. 46-48. 52. Олейник М.А., Колесниченко А.Б. Сущность, основные аспекты и признаки банкротства в Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 23 (1). С. 36-38. 53. Осипенко О.В. Актуальные проблемы системного применения инструментов корпоративного управления и акционерного права. М.: Статут, 2018. С. 139. 54. Останина Е.А. Банкротство наследственной массы: пробелы гражданского законодательства и возможности их восполнения // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2014. № 12. С. 74-81. 55. Плиско Э.С. Юридическая сущность мирового соглашения в делах о банкротстве юридических лиц // Студенческий вестник. 2019. № 16-1 (66). С. 76-79. 56. Подшивалов Т.П. Охрана интересов должника в договорном обязательстве при банкротстве и злоупотребление корпоративным контролем // Право и экономика. 2017. № 12. С. 41-45. 57. Попов С.С. Градообразующие предприятия и особенности реализации их имущества в процессе банкротства // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 391-393. 58. Самохвалова Н.В. Понятия «несостоятельность» и «банкротство» в цивилистической теории и законодательстве // Российский судья. 2009. № 10. С. 15-19. 59. Свириденко О.М. Концепция несостоятельности (банкротства) в России: Монография. М.: Юстицинформ, 2008. С. 72. 60. Седова Н.П., Давлетова Л.Л. Правовое положение неплатежеспособного должника при проведении внешнего управления // Вестник магистратуры. 2017. № 9 (72). С. 100-101. 61. Семикова Л.Е. Институт substantive consolidation в США как модель материальной консолидации в банкротстве // Вестник гражданского права. 2011. Т. 11. № 1. С. 160-198. 62. Сенкилева А.В. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитной организации // Студенческий. 2019. № 28 (72). С. 98-101. 63. Сильченко Е.С. Наблюдение и финансовое оздоровление как процедуры банкротства юридического лица // Наука. Общество. Государство. 2018. Т. 6. № 1 (21). С. 110-114. 64. Смирнова А.И. Субсидиарная ответственность органов юридического лица при банкротстве коммерческих организаций // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 5 (21). С. 870-874. 65. Степанов В.В. Правовое регулирование несостоятельности в Германии, США, Англии, Франции и России // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского; Исследовательский центр частного права. Российская школа частного права. М.: Статут, 1999. С. 171-173. 66. Стешенцев П.С. Соотношение понятий несостоятельности и банкротства // News of Science and Education. 2018. Т. 2. № 2. С. 055-060. 67. Суворов А.В. Банкротство кредитных организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 49. 68. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014. С. 11-12. 69. Сычева Е.И. Субсидиарная ответственность руководителя в случае банкротства хозяйственного общества // Вестник науки. 2018. Т. 4. № 9 (9). С. 123-125. 70. Толмачев И.А. Признаки банкротства кредитных организаций // Российский юридический журнал. 2019. № 2 (125). С. 164-172. 71. Трайнин А.Н. Несостоятельность и банкротство. - СПб, 1913. С. 27. 72. Третьяков И.А. Особенности банкротства градообразующих и сельскохозяйственных организаций // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2018 материалы VIII Международной молодежной научной конференции. Юго-Западный государственный университет. 2018. С. 297-301. 73. Труфанов И.В. Расходы на специалистов в процедуре банкротства. когда суд признает их необоснованными // Арбитражная практика для юристов. 2018. № 8 (36). С. 62-73. 74. Федотов Д.А., Стародубова Н.Н. Проблемы функционирования института банкротства кредитных организаций в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 6-2. С. 142-145. 75. Фурсова Е.С. Соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» // Вестник магистратуры. 2019. № 1-1 (88). С. 135-136. 76. Хурцидзе Г.М. Защита прав и законных интересов должника в рамках процедур внешнего управления и конкурсного производства // В сборнике: Инновационное развитие российской экономики: материалы X Международной научно-практической конференции. 2017. С. 487-490. 77. Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. - СПб, 1898. С. 473. 78. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М.: Статут, 2000. С. 401. 79. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права: В 4 т. М., 2018. Т. 4: Торговый процесс. Конкурсный процесс. С. 127. 80. Шпилькина Т.А. Оценка банкротства и новые возможности развития предприятий малого и среднего бизнеса в России // Путеводитель предпринимателя. 2019. № 41. С. 227-235. 81. Юридические лица в российском гражданском праве: монография: в 3 т. / А.В. Габов, К.Д. Гасников, В.П. Емельянцев и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. Т. 3. 82. Яковлева Е.А. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций // Молодой ученый. 2019. № 7 (245). С. 214-217. 83. Яровой Д.О. Субсидиарная ответственность как инструмент совершенствования корпоративного управления // Управленческие науки в современном мире. 2018. Т. 1. № 1. С. 513-517.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 1.1. Нормативно-законодательная база регулирования банкротства в Российской Федерации В настоящее время единого подхода к определению термина «банкротство» не существует, а само понятие имеет множество определений. В самом общем смысле банкротство хозяйствующего субъекта представляет собой финансовый кризис, заключающийся в неспособности предприятия исполнять свои текущие обязательства. В дословном переводе с немецкого языка (der Pleitegeier – банкрот, несостоятельный должник; der Zahlungsunfahige - банкрот, неплатежеспособный, несостоятельный) «банкрот» означает «неплатежеспособный». Институт банкротства является неизбежным и объективно обусловленным результатом развития рыночных отношений. Более того, он выступает в качестве мощного стимула к обеспечению эффективности работы предприятия и одновременно с этим служит определенной гарантией обеспечения экономических интересов кредиторов, включая государство как общий рыночный регулятор . Согласно подходу, отраженному в российском законодательстве (ст.2 Закона о банкротстве), несостоятельность (банкротство) - это неспособность должника, признанная арбитражным судом, к удовлетворению требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнению обязательств, связанных с уплатой обязательных платежей в полном объеме. На сегодняшний день основными признаками банкротства предприятия являются: - неспособность покрыть долги; - неспособность выплатить обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные; - констатация наличия признаков неплатежеспособности должника арбитражным судом . Таким образом, должником признается юридическое лицо, не способное удовлетворить претензии кредитора по выплате денежных обязательств и (или) не исполняющее обязательство по обязательным выплатам на протяжении сроков, установленных Законом о банкротстве. Понятие несостоятельности в этом смысле характеризует имущественный статус должника, отражает его неспособность оплатить долг из-за денежных средств или иного имущества. Официальное определение понятия «банкротство» предложено в ст. 2 федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Часто понятие банкротства отождествляют с понятием несостоятельности . Подобное утверждение следует и из закона о несостоятельности (банкротстве), в котором данные понятия используются как равнозначные. Однако такую позицию нельзя признать верной ввиду того, что банкротом гражданин или организация признается, исходя из определения, предложенного в законе, только по решению арбитражного суда, тогда как его несостоятельность фактически появляется гораздо раньше и охватывает все те процессы и нарушения, о которых пойдет речь далее. В этом отношении справедливо утверждение М.И. Кулагина о том, что «в строгом юридическом значении банкротство есть лишь одно из возможных последствий, проявлений несостоятельности» . Также считаем верной позицию А.А. Вакутина, отмечающего, что «сегодня на бытовом уровне под термином банкротство и понимается несостоятельность в ее гражданско-правовом смысле» . Однако, если мы ведем речь о разграничении понятий «банкротство» и «несостоятельность», представляется необходимым дать определение несостоятельности. Несостоятельности в ГК РФ посвящены статьи 25 и 65. В ст. 25 ГК РФ речь идет о несостоятельности (банкротстве) гражданина, под которой понимается неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Согласно этой же статье гражданин признается несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда. Как можно заметить указанное определение полностью совпадает с законодательным определением банкротства, приведенным выше. Статья 65 ГК РФ вовсе не раскрывает понятия несостоятельности и банкротства, указывая лишь, что решение о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) принимается судом и влечет за собой ликвидацию юридического лица. Наряду с определением, предложенным на законодательном уровне существует определение, выработанное учеными-цивилистами. К пониманию терминов «несостоятельность» и «банкротство» существует несколько подходов. Первый заключается в том, что несостоятельность является категорией гражданского права, а банкротство – уголовного. Если обратиться к дореволюционному законодательству, то можно увидеть, что под банкротством понимали неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества . Таким образом, банкротство по сути лишь часть процесса несостоятельности. Банкротство в традиционном понимании (в уголовно-правовом аспекте) не является обязательным последствием несостоятельности, а возникает лишь тогда, когда возникает риск причинения ущерба иным лицам (кредиторам). Г.Ф. Шершеневич под несостоятельностью понимал «состояние имущества, официально засвидетельствованное, которое дает основание предполагать недостаточность его для покрытия всех долгов собственника» . А.Н. Трайнин утверждал: «Банкротство слагается из двух элементов, из которых один (несостоятельность) – понятие гражданского права, другой (банкротское деяние) – понятие уголовно-правовое» . Сравнительный анализ положений о несостоятельности и банкротстве, закрепленных в источниках права зарубежных государств, позволяет прийти к выводу, что банкротство в указанных источниках относится к категории уголовно-правовой и отождествляется с умышленными действиями, направленными на причинение имущественного ущерба кредиторам. Второй подход, обосновывающийся с позиций экономики, заключается в разноплановости но взаимосвязи рассматриваемых понятий. Несостоятельность в данном подходе выступает в качестве основной категории, частью которой является банкротство. Несостоятельность еще не является банкротством и не всегда может приводить к таковому. Она не влечет юридических последствий. Это фактическое состояние неплатежеспособности, которое не требует решения суда. Сторонником данного подхода выступает С.Э. Жилинский, выделяющий три стадии экономического падения субъекта экономики: 1) неплатежеспособность (данная стадия характеризуется возможностью субъекта самостоятельно решить финансовые затруднения за счет, например, перекредитования, продажи имущества, дополнительного заработка и т.п.); 2) несостоятельность (характеризуется отсутствием у субъекта какой-либо возможности для оплаты долгов); 3) банкротство (субъект признается банкротом решением арбитражного суда, что влечет за собой определенные юридические последствия) . Третий подход к пониманию несостоятельности и банкротства выражен в законодательном определении, и, на сегодняшний день является общепризнанным. Указанное определение, несмотря на его кажущуюся неполноту и отождествление понятий, в современных реалиях представляется основанным. Как справедливо отмечает Н.В. Самохвалова, несостоятельность хотя и возникает из неплатежеспособности как исключительно экономическое состояние, все же влечет правовые последствия в результате решения арбитражного суда, а потому разграничение исследуемых понятий и наделение их самостоятельным смыслом представляется некорректным. В подобном случае исключается юридическая составляющая несостоятельности и экономическая составляющая банкротства . Вместе с тем, как было указано выше, поскольку принципиально разграничение понятий банкротства и несостоятельности не оказывает влияния на итоговую оценку нарушений, используем широкий подход к пониманию банкротства, что позволит нам определить его процедуру. Под процедурой банкротства А.Б. Агеев предлагает понимать осуществляемую под контролем арбитражного суда стадию развития правоотношения банкротства, отличающуюся специфическими целями, правовым содержанием, порядком и последствиями применения . Интересен тот факт, что не любое юридическое лицо, согласно ст. 65 ГК РФ, может быть признано несостоятельным (банкротом). Так, не может быть признана банкротом публично-правовая компания. Согласно определению, предложенному в федеральном законе от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества. Согласно закону существует несколько способов создания публично-правовой компании: - на основании федерального закона или указа Президента РФ; - путем реорганизации государственной корпорации, государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация, некоммерческой организации, уполномоченной Правительством РФ на осуществление функций по формированию компенсационного фонда долевого строительства на основании соответствующего закона (в данном случае федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков»). Исключение составляют государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», которые не могут быть реорганизованы в форме преобразования в публично-правовую компанию . Целями публично-правовой компании являются: - проведение государственной политики; - предоставление государственных услуг; - управление государственным имуществом; - обеспечение модернизации и инновационного развития экономики; - осуществление контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики; - реализация особо важных проектов и государственных программ, в т.ч. по социально-экономическому развитию регионов; - выполнение иных функций и полномочий публично-правового характера. В качестве примера публично-правовых компаний на сегодняшний день можно привести такую как «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства». Не может быть признано несостоятельным (банкротом) казенное предприятие или учреждение, поскольку осуществляет свою деятельность за счет государства. Не признаются несостоятельными (банкротами) также политические партии и религиозные организации, поскольку являются некоммерческими организациями. Также еще одно условное исключение составляют фонды, если такое ограничение установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Таким образом, понятие банкротства конкретизируется за счет перечисления тех организаций и учреждений, которые банкротами признаны быть не могут. 1.2. Понятие и сущность банкротства юридических лиц Часть признаков банкротства, касающаяся юридического лица, закреплена в ст. 3 федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. К ним относится: - неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть удовлетворены; - неспособность удовлетворить требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору в течение того же срока; - неспособность исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение того же срока. Следует отметить, что для признания банкротом юридическому лицу достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных признаков. В состоянии несостоятельности должник не производит платежи из-за отсутствия средств. Основной признак банкротства - неспособность обеспечения юридическим лицом исполнения требований кредиторов на протяжении трех месяцев с момента наступления срока платежа. Как только истекает этот срок, у кредиторов появляется возможность обращения в арбитражный суд для признания должника несостоятельным. Моментом подачи данного заявления в арбитражный суд определяются размер и состав финансовых обязательств должника перед кредитором . Дело о банкротстве юридического лица разбирается в арбитражном суде, располагаемом по месту нахождения должника, которое указано в учредительных документах. Дело возбуждается в соответствии с заявлением прокурора или уполномоченного органа (ФНС), предприятия-должника или конкурсного кредитора . Арбитражный суд должен установить состояние несостоятельности должника на судебном заседании, назначенном после подачи в суд заявления о признании должника неплатежеспособным. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, который подал заявление на признание должника в качестве несостоятельного, принимает только такое состояние должника, которое не выполняет свои денежные обязательства. Факт несостоятельности может быть надежно установлен в суде на основании признаков, закрепленных в законе . Банкротство представляет собой сложную процедуру и состоит из нескольких этапов: 1. Расследование ситуации, при которой некоторое юридическое лицо (предприятие, организация) объявляется несостоятельным. На этом этапе происходит проверка, проводимая арбитражным управляющим, на факт существования признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. В результате данной проверки составляют заключение о факте наличия (отсутствия) признаков фиктивного (преднамеренного) банкротства. 2. Проведение юридических процедур, временно приостанавливающих деятельность предприятия-должника. 3. Определяются ответственные лица для исполнения (неисполнения) требующихся процедур экономического, финансового, юридического, социального и политического плана . Одной из базовых категорий института банкротства является «процедура банкротства» - обязательная составляющая конкурсного процесса. Первой процедурой банкротства является наблюдение. В отличие от других процедур неплатежеспособности наблюдение является обязательной процедурой, ее введение предусмотрено Законом о банкротстве и не зависит от воли лиц, участвующих в деле о банкротстве и арбитражном суде. Однако в случае банкротства определенных категорий должников (например, в отношении гражданина, включая индивидуального предпринимателя, кредитных организаций, финансовых организаций, - если дело о банкротстве было инициировано временной администрацией в связи с невозможностью восстановления платежеспособности - ликвидированные и отсутствующие должники) Закон о банкротстве не предусматривает введение наблюдения . Наблюдение в соответствии с общим правилом вводится на основании результатов рассмотрения арбитражным судом действительности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о банкротстве. Судебное заседание по проверке действительности настоящей заявки должно проводиться не позднее, чем через 15 дней и не позднее, чем через 30 дней после принятия решения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 6 ст. 42 Закона о банкротстве). В течение периода мониторинга в процедуре наблюдения правосубъектность должника ограничена. Введение наблюдения, в отличие от процедур внешнего управления и конкурсного производства, не является основанием для отстранения руководителя и других органов управления должника. В то же время для осуществления процедуры наблюдения определением арбитражного суда в порядке ст. 45 Закона о банкротстве, утверждается временный управляющий. Руководитель должника в случае нарушения требований Закона о банкротстве может быть отстранен от управления должником арбитражным судом по ходатайству временного управляющего. Порядок процедуры конкурсного производства с 1 октября 2015 года применяется только к юридическим лицам. Правовое определение процедуры конкурсного производства дается в п. 16 ст. 2 Закона о банкротстве: это процедура, применяемая в деле о банкротстве в отношении должника, объявленного банкротом, для пропорционального удовлетворения требований кредиторов. Процедура конкурсного производства является наиболее распространенной процедурой банкротства, поскольку в большинстве случаев идентификация в организации признаков ее несостоятельности влечет за собой ликвидацию юридического лица в результате применения данной процедуры. Законодатель установил, что ликвидация юридических лиц возможна только в процессе конкурсного производства, если юридическое лицо является банкротом (п. 6 ст. 61, абз. 2 п. 1 ст. 65 ГК РФ). Доказательством этого являются положения Закона о банкротстве, нормы которого применяются также в том случае, если один кредитор требует должника в процедурах банкротства (п. 2 ч. 2 ст. 12). На самом деле понятие «конкурсное производство» происходит от неспособности полностью соответствовать требованиям нескольких кредиторов. Конкурсное производство открывается с момента признания банкротом должника по решению арбитражного суда. Дебитору и лицам, участвующим в деле о банкротстве, предоставляется право обжаловать решение в порядке, установленном законом. Закон о банкротстве определил период процедуры конкурсного производства - до 6 месяцев. Период, в который вводится данная процедура, указывается в решении арбитражного суда о признании юридического лица банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения, а в случае отдельного объявления резолютивной части решения - со дня такого объявления. Вопрос о максимальном периоде процедуры конкурсного производства является спорным в доктрине, поскольку положения Закона о банкротстве в отношении регулирования периода процедуры банкротства интерпретируются неоднозначно. Так, Е.Е. Енькова и О.А. Никитина допускают продление срока конкурсного производства в исключительных случаях, вполне оправданно предполагая, что в некоторых случаях этого срока окажется явно недостаточно для такой сложной процедуры . Пленум ВАС РФ в абз. 7 п. 50 Постановления от 22 июня 2012 г. № 35 разъяснил, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства в целях реализации имущества должника, завершения расчетов с его кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Исходя из предложенных определений и рассмотренных признаков, предложим определение банкротства и несостоятельности. Несостоятельность представляет собой экономическое состояние субъекта экономической деятельности, при котором он не способен удовлетворить требования по исполнению обязательств перед кредиторами, а также по уплате обязательных платежей, что влечет инициацию законодательно определенной процедуры по признанию его банкротом и соответствующие юридические последствия. Банкротство представляет собой признанную арбитражным судом неспособность должника (за исключением организаций, перечисленных в законе) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, определенную с учетом размера задолженности и соблюдения установленных сроков для возможного погашения задолженности. Как можно увидеть, предложенные нами определения банкротства и несостоятельности практически совпадают по своей сути, однако, нами подчеркивается экономическая природа несостоятельности, влекущей в перспективе юридические последствия, и экономико-юридическая природа банкротства. 1.3. Процедуры банкротства юридических лиц Одной из базовых категорий института банкротства является «процедура банкротства» - обязательная составляющая конкурсного процесса. Между тем законодательство понятия процедуры банкротства не предусматривает. В ст. 2 Закона о банкротстве даны определения только каждой из предусмотренных данным законом процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. В ст. 27 названного закона также приведен лишь перечень процедур банкротства, которые применяются при рассмотрении дел о банкротстве . Все процедуры банкротства начинаются с определения, которое должен вынести арбитражный суд в отношении предприятия (должника), которое, в свою очередь, должно подать заявление о признании себя банкротом. Заявление также имеет право подать не только предприятие – должник, но и кредитор или уполномоченный орган (ФНС России). На сегодняшний день существует 5 стадий процедуры банкротства компании. Рассмотрим их подробнее. 1. Наблюдение. Стадия «наблюдение» длится не более 7 месяцев. За это время должен быть проведен финансовый анализ предприятия – должника, составлен реестр требований кредиторов, а также проведено первое собрание кредиторов. Выявленные сведения в ходе анализа за эти 7 месяцев должны быть опубликованы в газете «Коммерсантъ» и на сайте Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве. В ходе проведенного собрания кредиторов, суд должен принять решение о: - прекращении производства по делу; - переходе на стадию финансового оздоровления; - переходе на стадию внешнего управления; - переходе на стадию конкурсного производства; - утверждении мирового соглашения. 2. Вторая стадия банкротства «финансовое оздоровление» начинается на основании решения суда по итогам первого собрания кредиторов. В рамках этой стадии предприятие – должник по установленному графику начинает выплаты долгов, параллельно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятия – должника. Также данная процедура накладывает ряд ограничений. Так, если предприятие – должник не должен, не согласовав с административным управляющем, совершать сделки, которые способны увеличить задолженность более чем на 5%. Процедура финансового оздоровления длиться не более 2-х лет . На второй стадии «финансовое оздоровление» арбитражный суд принимает одно из следующих решений: - о прекращении производства по делу; - о переходе на стадию «внешнего управления»; - о переходе на стадию «конкурсного производства». 3. Внешнее управление. Внешнее управление является одним из этапов по решению проблемы банкротства. Такая процедура назначается судом для восстановления и нормализации финансового положения потенциального банкрота с целью возвращения возможности погашения своих задолженностей. Под внешним управлением понимается процесс, который направлен на стабилизацию финансовой обстановки у должника, после которого он имеет возможность снова выплачивать свою задолженность в соответствии с принятым графиком. Внешний управляющий назначается на место руководителя организации и принимает решения по организации процессов финансового оздоровления компании. Вводится внешнее управление при подаче заявления в судебные органы для признания юридического или физического лица несостоятельным финансово. Управление имуществом банкрота извне может быть введено только при реальных перспективах у должника к восстановлению платежеспособности. Инициатором внешнего управления могут выступать только кредиторы. Суд вправе отказать собранию кредиторов, введя при этом восстановление финансовой ситуации под обеспечение. Невозможно игнорирование решения кредиторов, которое направлено на устранение должника для внешнего управления . Такой этап процедуры банкротства нацелен на улучшение финансовой ситуации организации. Одной из особенностей данного процесса является его необязательность. Его конечной целью является не только погашение задолженности, но и оздоровление компании, а также сохранение статуса организации как субъекта хозяйствования. Введение процедуры управления имуществом банкрота сопровождается серьезными последствиями для должника: - Руководство складывает свои полномочия, а также органы управления должника и собственник его имущества; - Свою работу начинает внешний управляющий, который имеет значительные полномочия по распоряжению имуществом должника; - Аннулируются принятые ранее меры по выполнению требований со стороны кредиторов; - Ограничения на распоряжение имуществом могут накладываться на должника при процессе банкротства; - Устанавливается мораторий на выполнение условий кредиторов . Проводит все мероприятия по внешнему управлению внешний управляющий, утверждаемый арбитражным судом. К правам внешнего управляющего относятся осуществление хозяйственной деятельности должника, распоряжение его имуществом по плану внешнего управления, заключение мирового соглашения от имени должника, заявление об отказе от исполнения заключенных ранее договоров должника, требование признания арбитражным судом недействительности сделок и решений, которые были заключены или исполнены должником до момента введения управления имуществом. Все сделки, которые предусмотрены планом внешнего управления, могут совершаться свободно, остальные же совершаются после одобрения собранием кредиторов. Продолжительность процедуры управления имуществом банкрота может достигать полутора лет. После этого срока данный процесс может быть продлен на полгода, при условии, что соответствующая инициатива поступила от совета кредиторов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 94 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 61 страница
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg