Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

shahov_2020 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Теоретические и экспериментальные итоги проведенной работы пред-ставлены следующими результатами: Сформулирован основополагающий тезис теоретического и экспериментально-педагогического исследования: формирование коммуникативной компетенции школьников должно рассматриваться с общегуманитарных позиций в образовательном процессе как обеспечение эффективных коммуникативных действий обучающегося в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Обосновано, что коммуникативная компетентность указывает на готовность человека к ведению определенной деятельности. Она представляет собой единый, устойчивый механизм, выраженный в уникальных личностных качествах, поведении и общении каждого человека
Введение

Во все времена существование социума было немыслимо без коммуникации. Коммуникация представляет собой понятие первостепенной важности в жизни людей. Без общения нельзя представить не только становление отдельно взятых психических качеств, функций и особенностей человека, но и личности в общем. Кроме того, коммуникативная компетенция позволяет человеку реализовывать свои потребности, как бытовые, так и потребности в уважении, признании и межличностных отношениях. Коммуникативная компетенция развивается на протяжении всего жизненного пути человека, именно по этой причине ее изучение – одна из ключевых задач в современном образовании. Однако стоит отметить, что в учебных заведениях нет целенаправленного обучения коммуникации. Благополучие сформированности коммуникативных навыков учащегося зависит только от осознания важности этих навыков им самим, а также от того, в какой степени он участвует в процессе их формирования и развития. Эта проблема отражена в психолого-педагогических работах таких исследователей как: А.А. Бодалев, Н.Ш. Галлямова, В.А. Кан-Калик, А.Б. Добрович, Л.А. Петровская и многих других. Формирование и развитие навыков коммуникации является одной из ключевых задач при подготовке учащихся любых образовательных учреждений, что делает актуальной тему данной магистерской диссертации. Цель исследования – проанализировать теоретический аспект коммуникативной компетенции школьников, изучить особенности её формирования, обосновать и экспериментально проверить результативность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции школьников. Объектом исследования является коммуникативная компетенция школьников. Предметом исследования выступают педагогические условия формирования коммуникативной компетенции школьников. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что формирование коммуникативной компетенции школьников будет достижимым, если: - формирование коммуникативной компетенции школьников рассматривается с общегуманитарных позиций в образовательном процессе как обеспечение эффективных коммуникативных действий обучающегося в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия; - при формировании коммуникативной компетенции школьников будут разработаны и использованы средств обучения, учитывающие дискретный принцип процесса обучения, а также учебные тактики личностно-ориентированного подхода, обеспечивающие развитие речи как основного показателя сформированности коммуникативной компетенции школьников; - будет организована самостоятельная работа обучающихся на основе самооценки учебных достижений. Основные задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы понятия «коммуникативная компетенция». 2. Выявить и использовать в процессе работы наиболее результативные средства формирования коммуникативной компетенции школьников. 3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной компетенции школьников. Исследование предполагает некоторые рамки ограничения: формирование коммуникативной компетенции школьников рассматривается на примерах обучения иностранному языку. Научная новизна исследования определяется обоснованием методического ресурса формирования коммуникативной компетенции школьников, реализация которого обеспечивается соблюдением совокупности (как необходимого минимума) следующих педагогических условий: • включение в педагогическую практику алгоритма дискретного принципа при разработке методических материалов для формирования коммуникативной компетенции школьников; • использование комплекса учебных тактик дифференцированного подхода к процессу формирования коммуникативной компетенции школьников; • организация самостоятельной работы обучающихся на основе самооценки учебных достижений. Под методическими ресурсом формирования коммуникативной компетенции школьников мы понимаем конкретные разработки учебных занятий и материалов к ним, учебно-познавательные задания для школьников, грамматические схемы, опорные карточки и пр. Несмотря на объемную теоретическую и практическую работу исследователей, методистов и учителей в области формирования коммуникативных навыков обучающихся, не снимается вопрос и проблема необходимости дальнейшего развития коммуникативной компетенции школьников, в формировании их умений самостоятельно участвовать в учебно-познавательном процессе, что поможет им включится в дальнейшее обучение и будущую трудовую деятельность. На этапе экспериментального исследования формирования коммуникативной компетенции в группе школьников использовались следующие методы исследования: анкетирование, опрос, самооценка, метод личного включения. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - проанализирован теоретический аспект коммуникативной компетенции, уточняя, что формирование коммуникативной компетенции школьников должно рассматриваться с общегуманитарных позиций в образовательном процессе, обеспечивая развитие умений школьников самостоятельно участвовать в учебно-познавательном процессе, что поможет им включится в дальнейшее обучение и будущую трудовую деятельность; - обоснованы педагогические условия формировании коммуникативной компетенции школьников и соответствующий их реализации комплекс средств обучения, опирающийся на дискретный принцип процесса обучения, предложены учебные тактики личностно-ориентированного подхода, обеспечивающие развитие речи как основного показателя сформированности коммуникативной компетенции школьников; - на уровне уточнения методический ресурс формирования коммуникативной компетенции школьников обоснован как комплекс конкретных разработок учебных занятий и материалов к ним, учебно-познавательных заданий для школьников, грамматических схем, опорных карт и других средств в соответствии с реализацией выявленных педагогических условий. Практическая значимость исследования определяется: возможностью применения в педагогической практике школ при формировании коммуникативной компетенции школьников предложенного комплекса средств и подходов, являющихся основой дальнейшего практического развития методического ресурса в данном направлении педагогической работы. Опытно-экспериментальная база исследования. Основная работа по те¬ме исследования проводилась в АНО Автономная некоммерческая организация дополнительного образования (АНО ДО) Лингва-Терра и МАОУ СОШ № 93. На разных этапах исследования в опросах, анкетировании, апробациях методических работ принимали участие обучающиеся (школьники). Всего в опытно-экспери¬ментальной работе приняли участие 28 школьников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции школьников ………………….. 7 1.1. Сущность формирования коммуникативной компетенции школьников в психолого-педагогической литературе………… 7 1.2. Методы и формы формирования коммуникативной компетенции школьников ………………….……….………….... 13 1.3. Речь как ключевой показатель уровня коммуникативной компетенции школьников …………….….………………..…….. 25 Выводы по главе 1…………………….………….……………………. 35 ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции школьников……………………. 37 2.1. Обоснование педагогических условий формирования коммуникативной компетенции школьников ………..………... 37 2.2. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования коммуникативной компетенции школьников ………………………………………….…………… 44 2.3. Анализ, оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы по исследуемому процессу…...….. 54 Выводы по главе 2…………………………………………………. 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 66 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… 69 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………….…………… 73
Список литературы

1. Аболина Н. С. Формирование аутокомпетентности студентов в процессе интенсивной групповой подготовки: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 172 с. 2. Акимова О. Б., Соломина Г. М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя: коммуникативный тренинг: учеб. пособие для преподавателей проф. шк. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. 3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Смысл. 2001. 375 с. 4. Анохина Н.В. Введение Федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах / Н.В Анохина // Вестник образования. – 2011. – № 11. – С. 51–58. 5. Баркер Л., Ватсон К. Искусство слушать. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 288 с. 6. Бодалев А.А. Личность и общение - М, 1995 Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с. 7. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю. Большаков. – СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. – 380 с. 8. Быстрова Е. А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с. 9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. –– М: Ось-89, 1999. – 176 с. 10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 204 с. 11. Вотинов, В. А. Принцип дискретности в обучении иностранным языкам [Текст] /В. А. Вотинов // Язык. Человечество. Общество / Международный сборник научных трудов. – СПб. – Владимир. – 2005 12. Галлямова Н. Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции / Н. Ш. Галлямова // Русский язык в школе. — 2008. — № 7. — С. 22–25. 13. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. 4-е изд. М.: Высш. шк.: Кн. дом «Университет», 2002. 310 с. 14. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 336 с. 15. Добрович А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987. — 205с. 16. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 168 с. 17. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. – М.: Просвещение, 1995. – 183 с. 18. Жинкин, Н. И. Разработать общую теорию усвоения языков [Текст] / 19. Захарова Т.В. Компетентностный подход как этап обновления содержания образования // Вестник КрасГУ. Гуманитарные науки. – 2006. – № 6/1. – С. 263–268 20. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006. — № 8. – С. 20–26. 21. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации подростков в условиях информатизации общества // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХІ века». – Кисловодск, 2006. – 109 с. 22. Кан-Калик В. А. Основы профессионального общения / В. А. Кан-Калик. — Грозный, 1979. — 124с. 23. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с. 24. Литневская, Е. И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 588 с. 25. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 256 с. 26. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 416 с. 27. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 1999. – 272 с. 28. Н. И. Жинкин // Советская педагогика, № 3 – 1958 29. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: Тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. – М.: Ось-89, 2002. – 176 с. 30. Педагогические игры: учеб. пособие / под. ред. Б. М. Чарного. Пермь: ПГПИ, 1991. 104 с. 31. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально - психологический тренинг. - М.: Издательство МГУ, 1989. - 216 с. 32. Петрушин, С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе [Текст]/С.В. Петрушин. – М.. 2000 – 256 с. 33. Пинегина Н. М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: автореф. дис. канд. психол. наук. Калуга, 1999. 22 с. 34. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера / Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997г. - 180 с. 35. Салистра, И. Д. Очерки методов обучения иностранным языкам [Текст] / И. Д Салистра; М. – 1966 36. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопр. психологии. 1985. № 3. С. 31–40. 37. Трофимова Г.С. Дидактические основы формирования дидактической компетенции обучаемых: дис. д-ра пед. наук. – СПб.: СПбГУ, 2000. – 410 с. 38. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 17.12.2010 № 1897 [электронный ресурс] — http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp (Дата обращения 10.09.2019). 39. Шишов C.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / C.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании.– 2002. – март-апрель. – С. 58–62. 40. Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 12–28. 41. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин. – М.: Высш. шк., 2003. – 332 с. Иностранные источники: 42. Aspinall, P. PET Practice Tests 1 / P. Aspinall, L. Hashemi. – Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 60 p. 43. Brown, H. D. Teaching by principles: An interactive approach to language pedagogy / H. D. Brown. – United Kingdom: Longman, 1994. – 491 p. 44. Carling, M., Jervis, S., New Grammar Time 3 / M. Carling, S. Jervis. – Edinburg Gate, England, Pearson Education Limited, 2008. 137 p. 45. Stiles, E., Zervas, S., Today! 2 Students’ book / E. Stiles, S. Zervas. – United Kingdom: Pearson, 2015. – 115 p. 46. Vassilatou, T., Today! 2 Activity book / T. Vassilatou. – United Kingdom: Pearson, 2015. – 96 p. 47. Watcyn-Jones, P. Test Your Vocabulary 1 / P. Watcyn-Jones. – Edinburg Gate, England, Penguin books, 2000. 82 p.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность формирования коммуникативной компетенции школьников в психолого-педагогической литературе Каждый человек, вне зависимости от таких факторов как возраст, гендер, национальность, социальное положение, возраст и многих других характеристик, запрашивает, передает, и хранит информацию, то есть, активно занимается коммуникативной деятельностью. Коммуникация, без сомнений, является важнейшим аспектом человеческой жизнедеятельности и общества в целом. То, что подразумевается под взаимодействием людей, их отношения и связи – и есть общество. Не вызывает сомнений, что именно это, на протяжении многих веков, актуализировало интерес исследователей различных научных сфер: философов, лингвистов, психологов, педагогов, социологов, политологов, культурологов и многих других. Но по причине того, что коммуникация представляет собой сложнейший механизм, исследователи, предпринимавшие попытки описать ее, получали все больше и больше вопросов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 49 страниц
1225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg