Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности подростков с отклоняющимся поведением

shahov_2020 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Подводя итоги исследования, необходимо подчеркнуть, что проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях научного знания. 1. Как в зарубежной, так и в отечественной литературе под девиантным поведением понимается - система поступков с отклонениями от норм морали, принятыми в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития.
Введение

Актуальность исследования. Современное российское общество в условиях структурной трансформации, изменения социальных институтов и общностей характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на личность, что ведет к радикальным изменениям прежнего уклада общественной жизни, смене отношений, размытости идеалов и образцов для подражания, неопределенности жизненных перспектив. В связи с этим в обществе возникает напряженность, отмечается «рост девиантного поведения, особенно среди несовершеннолетних» (Я.И.Гилинский) . Исследователи отмечают, что отклоняющееся поведение в той или иной форме присуще пятидесяти процентам учащихся начальной школы, наблюдается резкий рост бродяжничества, алкоголизации, наркомании, преступности среди подростков. Поскольку в настоящий момент личность подростка находится под воздействием провоцирующих и углубляющих её деформацию явлений (В.Д.Менделевич) , всё острее возникает проблема осознания природы девиаций. Для продуктивного влияния на подростка с девиантным поведением путём профилактики и преодоления социально-негативного поведения через оказания ему психологической помощи в современных условиях, а также для создания и внедрения специальных программ обучения актуально определить, какие же психологические предпосылки играют решающую роль в возникновении девиаций среди подростков. Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к отклонениям в поведении. Попытки практического решения данной проблемы побудили заняться поиском психологических предпосылок девиантного поведения. В современной психологической науке исследованиям проблем девиантного поведения детей посвящены работы А.А.Александрова, В.В.Королева, А.Е.Личко, В.Д.Менделевич, И.А.Невского, Ф.В.Сафина, В.Г.Степанова, Р.Фаррингтон, В.Вест. В этих работах рассматривались различные формы девиаций, но не было предпринято изучения системы психологических предпосылок девиаций у детей подросткового возраста. Кроме того, теоретическое исследование подходов показало, что в современной системе образования не существует мероприятий обучающего и воспитывающего характера, специально разработанных для девиантных подростков, поэтому подростки с нормативным и отклоняющимся поведением включены в единый образовательный процесс. Таким образом, актуальность исследования определена необходимостью решения основных проблем подростковой девиантности - наличием противоречий: 1) между «нормальностью» особенностей подросткового возраста и опасностью фиксации девиантных форм поведения и переноса их в последующие возраста, 2) между необходимостью учитывать в профилактической работе с девиантными подростками все детерминанты, включая психолого-педагогические особенности, и отсутствием достаточной исследованности этих особенностей. Объект исследования: отклоняющееся поведение подростков. Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности подростков с отклоняющимся поведением. Цель настоящей работы состоит в выявлении индивидуально-психологических особенностей отклоняющегося поведения детей подросткового возраста. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: 1. На основе теоретического анализа научной литературы уточнить сущность, критерии и показатели отклоняющегося поведения детей подросткового возраста, выявить индивидуально-психологические особенности его возникновения. 2. Эмпирическим путем изучить индивидуально-психологические особенности возникновения отклоняющегося поведения подростков. Гипотеза исследования. Если подростки демонстрируют отклоняющееся поведение, то существуют индивидуально-психологические характеристики, которые определяют возникновение такого поведения. В работе были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение психологических исследований по проблемам отклоняющегося поведения; 2. Экспертный опрос педагогического состава школы; 3. Проективная методика «Пиктограммы», выявляющая наиболее общие черты личности, изучающая субъективные представления испытуемых об окружающей действительности; 4. Тест Г.Айзенка (EPI), направленный на изучение экстраверсии-интроверсии, нейротизма; 5. Опросник К.Леонгарда-Г.Шмишека «Акцентуации характера»; 6. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла (12-факторный детский вариант SPQ; 7. Методы обработки данных. Анализ экспериментальных данных проводился при помощи Microsoft Excel. Для обработки данных применялись методы математической статистики: t-критерий Стьюдента. Выборка исследования. Исследование проводилось в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа № 4 имени П. И. Климука . В исследовании приняли участие учащиеся 5-6-тых классов: 42 подростка 11-13 лет (28мальчиков и 14 девочек). Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практической работе школьных психологов, социальных педагогов, учителей по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков, при проведении занятий со студентами по дисциплинам «Психология девиантного поведения», «Психология развития и возрастная психология». Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников информации и приложений.
Содержание

Введение ..3 Глава 1. Теоретические основы изучения психологических особенностей подростков с отклоняющимся поведением …………..……….………………6 1.1.Анализ подходов к пониманию сущности и предпосылок отклоняющегося поведения …………………………………………………………...…..……6 Возрастные психологические особенности, способствующие развитию отклоняющегося поведения в подростковом возрасте..………………………… 13 Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей подростков с отклоняющимся поведением ..25 2.1. Организация и методика эмпирического исследования психологических особенностей подростков с отклоняющимся поведением......................................25 2.2. Результаты эмпирического исследования психологических особенностей подростков с отклоняющимся поведением…….…………………………………31 Заключение ……………………………………………………………………......48 Глоссарий………………………………………………………………………….51 Список источников информации………………………...…………………..…..53 Приложение А……………………………………………………………………57 Приложение Б………………………………………………………………….. Приложение В……………………………………………………………………57 Приложение Г……………………………………………………………………57 Приложение Д……………………………………………………………………57
Список литературы

1. Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. – М.: Социальное здоровье, 2004. 2. Великова С.А. Девиантное поведение. Социально-психологическое формирование подростка. – М.: Мысль, 2017. 3. Выготский Л.С. Педология подростка, Собр.соч.: в 6т. - М., 1984. т.5 Трудное детство. 4. Гилинский Я.И. Девиантология, социология преступности. – М.: Политика и право, 2012. 5. Губина Н.В. Девиантология. – Казань: КГУ, 2003. 6. Додзина О.Б. Психологический анализ детской речи как средство исследования "образа мира" ребёнка//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № S23. С. 11-15. 7. Додзина О.Б., Воронова А.А. Психологический анализ детской "картины мира" // Человеческий капитал. 2018. № 7 (115). С. 120-129. 8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: «Флинта», 2016. 9. Ермохина Н.Г. Педагогические направления деятельности социального работника с лицами девиантного поведения. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. 10. Заруба Н.А Психолого-педагогическая поддержка детей и молодежи группы риска. – Красноярск: КРИПК и ПРО, 2013. 11. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М.: Академия, 2004. 12. Зырянова Н.М. Образ мира у детей старшего дошкольного возраста //Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4. С. 90. 13. Зырянова Н.М. Особенности образа мира у современных старших дошкольников / В сборнике: Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения образования в условиях реализации ФГОС нового поколения( статьи участников Всероссийской заочной научно-практической конференции). 2014. С. 14. 14. Иванова И.А. Социально-психологические условия формирования образа мира у детей дошкольного возраста в современном обществе/Наука и современность. 2011. № 9-1. С. 291-295. 15. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.-Р/н.-Д.: Феникс, 2014. 16. Казанская К.О. Возрастная психология.- М.: Юнити, 2017. 17. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск: Аверсэв, 2014. 18. Краткий словарь – справочник по психологии. - М.: Мысль, 2015. 19. Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2017. 20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: МПСИ, 1998. 21. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб.: Питер, 1999. 22. Личко А.Е., Н.Я Иванов Диагностика характера подростков ПДО. – СПб: Речь, 2001. 23. Личностный опросник Р.Кеттелла под ред. Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой для детей 8-12 лет. - СПб.: ГП Иматон, 2016. 24. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. - М.: Аспект-пресс, 2012. 25. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2015. 26. Мойстус И.А. Психологический аспект формирования образа мира современного дошкольника / В сборнике: XXV Страховские чтения (Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ). /Под редакцией М.С. Ткачевой. 2017. С. 187-190. 27. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Академия, 2016. 28. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ,1998. 29. Нравственность, агрессия, справедливость. Школьный психолог. – М.: Смысл, 2007. 30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Российское педагогическое общество, 2004. 31. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков/ Под ред. А.Б. Фоминой. - М.: Академия, 2013. 32. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Становление личности. - М.: Мир, 2010. 33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Владос – Пресс, 2006. 34. Рожков М.И. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2003. 35. Рудакова И.А. Девиантное поведение.- М.: МПСИ,2015. 36. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи.- Р/н.-Д.: Феникс, 2006. 37. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их коррекции. - Уфа, 2014. 38. Семенова В.В. Роль образа мира в адаптации ребенка-дошкольника в окружающей действительности/В сборнике: Адаптация личности в современном мире межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2013. С. 93-99. 39. Семенова Ф.О., Семенова М.Д. Психологические особенности влияния семьи на формирование образа мира ребенка//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 282-285. 40. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия коррекции.- М.: МПСС, 2015. 41. Сидоренко Е.В. Математические методы в психологии. – СПб.: Питер, 2010. 42. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Р/н.-Д.: Феникс, 2013. 43. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Юнита, 2013. 44. Ткаченко В.В. Деятельностная модель процесса формирования образа мира у детей 5–7 лет//Приволжский научный вестник. 2013. № 9 (25). С. 85-90. 45. Ткаченко В.В. Педагогические условия формирования образа мира у детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (101). С. 50-53. 46. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. - С-Пб.: Питер, 2016. 47. Фомина А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 2013. 48. Чернобай В.А. Социальная психология. – Р н/Д.: Феникс, 2014. 49. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект, 2015. 50. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2014.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения психологических особенностей подростков с девиантным поведением 1.1.Анализ подходов к пониманию сущности и предпосылок отклоняющегося поведения Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение». Девиантным можно назвать того подростка, который не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение, носящее социально - негативный характер. В отечественной литературе под девиантным поведением понимается: • поступок или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе, коллективе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали» (Гилинский Я.И., Кон И.С., Степанов В.Г., Фролов Ю. и др.); • социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в конкретный период времени в данном обществе нормам. В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предметом социологии и социальной психологии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 80 страниц
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg