Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативной активности у детей 6-7 лет с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования

shahov_2020 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Формирование коммуникативной активности ребенка предполагает развитие навыков общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, коммуникативная активность включает в себя комплекс взаимосвязанных качеств, обуславливающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Самыми главными личностными проявлениями, выражающими коммуникативную активность, являются: уровень мотивации в общении, наличии потребности в коммуникации, установка на общение с другими людьми, эмоциональная реакция на партнера, самочувствие человека в процессе общения, коммуникативные умения и навыки.
Введение

Актуальность исследования. В специальной педагогике и психологии интерес к проблеме развития коммуникации лиц с особыми возможностями здоровья обусловлен тем, что в условиях аномального развития данный процесс приобретает качественное своеобразие в зависимости от структуры нарушения. Наибольшее количество исследований в этом направлении связано с проблемами общения лиц с нарушениями функций анализаторов. В последнее время у детей очень распространены заболевания органов зрения, что связано с возрастанием частоты врожденных заболеваний и аномалий развития, различных воспалительных заболеваний глаз, а также близорукости, составляющей, в зависимости от возраста, от 25% до 80% всех случаев патологии органа зрения. Также отмечается в значительной степени связь болезней зрительного анализатора с соматическими и психосоматическими заболеваниями. Исследования таких ученых, как Э.С. Аветисов, Л.П. Григорьева, А.Г. Литвак, И.С. Моргулис, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, показывают, что организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения, направленной на формирование определенного запаса знаний и умений, имеет большое значение. Проблема развития коммуникативной активности детей с нарушениями зрения в различных ее аспектах была изучена Л.С. Волковой, Г.В. Никулиной, В.А. Феоктистовой, Л. М. Шипициной и другими исследователями. Нарушение зрения негативно сказывается на развитии коммуникативной активности детей, усугубляет возможности общения с окружающим миром, нарушает их социальную позицию. Такие нарушения или ограничение коммуникации ведут к целому ряду осложнений в становлении личности ребенка. У детей с нарушением зрения наблюдается сдерживание активной позиции, снижение самостоятельности, появляется замкнутость, необщительность, появляются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, нерешительность, упрямство, снижение внимания к окружающим. Поэтому проблема формирования коммуникативной активности детей с нарушениями зрения является актуальной и практически значимой. Объект исследования – коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения. Предмет исследования – формирование коммуникативной активности у старших дошкольников с нарушением зрения. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные методы формирования коммуникативной активности у детей 6-7 лет с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования. Задачи исследования: 1) изучить психолого-педагогическую, логопедическую, методическую литературу по проблеме исследования; 2) рассмотреть понятие, источники, формы проявления, условия осуществления коммуникативной активности; 3) рассмотреть особенности формирования коммуникативной активности при нарушенном развитии; 4) раскрыть психолого-педагогические условия формирования коммуникативной активности у детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования; 5) провести экспериментальное исследование коммуникативной активности детей 6-7 лет с нарушенным зрением в условиях инклюзивного образования 6) разработать и апробировать содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения по формированию коммуникативной активности. Гипотеза исследования: для формирования коммуникативной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения необходимы преднамеренно созданные специальные условия: взаимодействие с нормально видящими сверстниками и взрослыми в процессе общения, развитие знаний и представлений детей о коммуникативном поведении в обществе, формирование активной позиции в процессе коммуникативного акта. Методы исследования: теоретический анализ специальной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проективные и диагностические методики, педагогический эксперимент, методы первичной обработки данных. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретических материалов по проблеме формирования коммуникативной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования. Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования по формированию коммуникативной активности, основана на использовании различных стимулирующих игр, заданий, логоритмических упражнений, направленных на мотивацию ребенка к речи, может представлять интерес для специалистов, работающих с детьми с нарушениями зрения, родителей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8 1.1 Коммуникативная активность: понятие, источники, формы проявления, условия осуществления 8 1.2 Особенности формирования коммуникативной активности при нарушенном развитии 14 1.3 Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной активности у детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования 26 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35 2.1 Организация экспериментального исследования коммуникативной активности детей 6-7 лет с нарушенным зрением в условиях инклюзивного образования 35 2.2 Организация и проведение работы по формированию коммуникативной активности у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования 45 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования коммуникативной активности детей 6-7 лет с нарушенным зрением в условиях инклюзивного образования 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63 ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
Список литературы

1. Аветисов, Э. С. Руководство по детской офтальмологии / Э. С. Аветисов, Ковалевский Е. И., Хватова А. В. – М: Медицина, 2011.- 496 с. 2. Амосова, В. В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В. В. Амосова, // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 03. - С. 1-5. 3. Бакарченко, Е. Н. Коррекционный курс для слепых и слабовидящих детей. - / Е. Н. Бакарченко, //Здоровье детей» .- №1.- 2011.- С.21-24 4. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. / О.А Белобрыкина,. // - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. - 240 с 5. Бехтерев, В. Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания в современных условиях : учебное пособие / В. Ф. Бехтерев. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1996. С. 22. 6. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. М.; Воронеж, 1996. 256 с. 7. Бондаренко, А.К. Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр. / Бондаренко, А.К // Дошкольное воспитание. 1987. - № 3. - С.23-26. 8. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. / С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2011. – 96 с. 9. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. – М. : Смысл, 1999. – 658 с. 10. Волкова, Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения / Л. С. Волкова. - М.: Вече, 1983 - 254с 11. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. ? 2004. ? № 1. ? 114 с. 12. Волошина, Т. А. Психологические механизмы повышения уровня активности общения : дис.... канд. психол. наук / Т. А. Волошина. Новосибирск, 1996. С. 30. 13. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский; под ред. Т. М. Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с. 14. Гаврилушкина, О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / Гаврилушкина, О.П. // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 2. – С. 2–3. 15. Григорьева, Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения / Г. В. Григорьева. - М.: Дефектология, 1998. - 62с. 16. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание – 2010. – №2 – С. 67 – 71. 17. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. М., 2000. С. 77. 18. Ерофеева, Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. / Ерофеева, Т.И - М., 1986.- 169 с. 19. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М.И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с. 20. Иванникова, О.А. - Взаимодействие детей с нарушением зрения со здоровыми сверсниками в процессе их интеграции в условиях ДОУ / О.А. Иванникова. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 22-25 21. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард.– СПб.: Питер, 2000. – 305 с. 22. исина, М.И.Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А.Г. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с. 23. Карабанова, О. А. - Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 191 с. 24. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с. 25. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд.- М.: Издательство «ЛИНКА- ПРЕСС», 2012.- 208с. 26. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах.- М.: Линка-Пресс, 2017.- 52 с. 27. Кравченко, А.И. - Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c. 28. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. – М. : Институт Практической Психологии, 1997. – 384 с. 29. Литвак, А.Г. - Психология слепых и слабовидящих. / Литвак, А.Г - СПб., 2010.- 336 с. 30. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития / В. И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 226 с. 31. Лубовский, В. И. Специальная психология / В. И. Лубовский. – М. : Академия, 2003. – 464 с. 32. Луппьянова, Л. А. Барьеры общения, конфликты, стрессы / Л. А. Луппьянова. – М. : Высшая школа, 2002. – 223 с. 33. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова. – СПб. : Речь, 2001. – 190 с. 34. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c. 35. Микляева Н.В. Педагогическое взаимодействие в детском саду/ под ред. Микляевой Н.В. М.: ТЦ Сфера, 2013.- 128 с. 36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. В 4 томах. Т.1. М. : Русский язык, 1991. – с. 335. 37. Осипова, А. А. Основы психокоррекции / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2000. – 512 с. 38. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c. 39. Педагогический энциклопедический словарь : слов / под ред. Б. М. Бим - Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - с. 108. 40. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида : учебно-методическое пособие. ? М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. – 112 с. 41. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. – М. : Когито-Центр, 2011. – 600 с 42. Ремезова Л.А., Дьякова Т.М., Ярикова А.В., Никитина Е.А. Педагогическое взаимодействие в группах для детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС дошкольного образования: учеб.-метод. пособие/ под ред. Л.А. Ремезовой.- Самара: СГСПУ, 2016.-143с. 43. Ремезова, Л. Дошкольники с нарушением зрения: реализация модели коррекционной направленности конструктивной деятельности в условиях специально созданного кабинета конструирования / Л. Ремезова. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11 - С. 99-10 44. Саенко, Ю. В. Специальная психология / Ю. В. Саенко. – М. : Академический проект, 2006. – 182 с. 45. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 c. 46. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативной активности / О. А. Санькова // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 10. - С. 21-22. 47. Сафонова, О. - Активизация речевого общения старших дошкольников / О. Сафонова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С. 50-56. 48. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. -С. 6-7. 49. Скоробогатова, Н. В. Особенности развития коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения./ Скоробогатова, Н. В. - Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- № 5-1.- 2011.-С. 111-115 50. Сорокин, В. М. Специальная психология: учеб. Пособие / В. М. Сорокин ; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2009.-216с. 51. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : Методическое пособие. ? М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. ? 167 с. 52. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения : Учебно-методическое пособие. ? СПб.: КАРО, 2007. – 256 с. 53. Хайкин, В. Л. Активность (характеристики и развитие) / В. Л. Хайкин. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 448 с. 54. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 256 с 55. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c. 56. Шипицына, Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Г. А. Нилова. СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 384 с. 57. Янченко, И. В. Развитие речевого общения ребенка в онтогенезе / Янченко И. В. // Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С.17-19.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Коммуникативная активность: понятие, источники, формы проявления, условия осуществления Конец ХХ века в отечественной психологии характеризовался растущим интересом к проблеме человеческой деятельности. Исследуются различные виды деятельности - социальная, познавательная, творческая, коммуникативная - количество публикаций на эту тему растет. В педагогическом словаре представлено следующее определение: «Активность - это деятельное отношение человека к миру, способность трансформировать социально-материальную и духовную среду в социально значимые преобразования, основанные на эволюции исторического опыта человека, проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Возникает под влиянием окружающей среды и образования» [39, с. 5]. В словаре С.И. Ожегова термин «активность» не интерпретируется, но даются определения близкие по значению, такие как «активирующая» - деятельность к побуждению активности, усиливая деятельность, оживление; «активный» - означает деятельный, энергичный, развивающийся [36, с. 4]. Активность личности, можно рассматривать, как возможность человека вносить в мир социальные преобразования, основанные на приобретении богатства материальной и духовной культуры, выражающейся в творческом процессе, волевых действиях, коммуникации [34, с. 403]. М.И. Лисина в работе «Общение, личность и психика ребенка» характеризует различные виды активности: умственную активность, психическую активность, интеллектуальную активность [28, с. 27]. По мнению автора, понятие активности связано с деятельностью: познавательной, исследовательской, коммуникативной. Активность - это состояние готовности к деятельности; это состояние, которое предшествует и создает деятельность. Активность описывается как вариант инициативы и как проявление ее высокого уровня. Активность проявляется в разных видах деятельности: работа, образование. И у каждого вида деятельности есть свои особенности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 76 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg