Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка

shahov_2020 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.09.2020
Особое внимание к изучению коммуникативных универсальных учебных действий обусловлено новейшим содержанием стандарта второго поколения, где больше времени уделяется работе учащихся с информационными потоками, как одному из важнейших компонентов умения учиться, из этого следует, что одной из главных задач является развитие коммуникативных качеств личности.
Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения в образовательном пространстве, новейшего определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы людей. На данном этапе развития современного общества очевидно, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной адаптации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей страны. В настоящее время, объём человеческих знаний удваивается каждые 3 - 4 года, поэтому современному выпускнику образовательного учреждения важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые дают обучающемуся возможность самостоятельного, более успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия, как обобщённые действия, открывают обучающимся возможность широкой устремленности, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Однако следует отметить, что в данных работах не отражается формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка. Отсюда возникает объективное противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка, и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников – одна из важнейших проблем современного процесса обучения в начальной школе. Следовательно, проблема исследования заключается в определении педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования коммуникативных УУД в начальной школе. Объектом исследования выступают коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников на уроках русского языка. Предмет исследования: условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. Цель данного исследования: теоретически обосновать и методологически изучить условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка в начальной школе. Гипотеза: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка будет проходить эффективнее, при соблюдении следующих условий: - учитель начальной школы понимает необходимость освоения ребенком УУД, и знает, как правильно спроектировать уроки, направленные на формирование универсальных учебных действий и умеет организовать деятельность ученика в ходе которой осуществляется формирование УУД; - своевременно подобрана система упражнений для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников; - деятельность педагога по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников будет систематична. Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи: 1. изучить сущность коммуникативных универсальных учебных действий; 2. определить значимость коммуникативных универсальных учебных действий для обучающихся младших классов; 3. выявить критерии оценивания сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников; 4. разработать комплекс упражнений, способствующий более успешному их формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе. Методологической основой исследования являлись: • личностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и другие); • диалогический подход (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Е.Т. Соколова, Т.А. Флоренская, А.У. Хараш и другие); Методы и приемы исследования: 1. теоретические: анализ методической литературы, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, анализ и обобщение данных, полученных в ходе проведение экспериментальной работы; 2. эмпирические: проведение педагогического эксперимента, проведение педагогической диагностики. Практическая значимость заключается в том, что в исследовании представлен разработанный и апробированный комплекс заданий, направленный на формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка, который может быть успешно использован в учебном процессе начальной школы. Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения. База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3. Место нахождения — 618426, Пермский край, г. Березники, ул. Мира, 48. ?
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младшего школьного возраста средствами русского языка 7 1.1 Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» 7 1.2 Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 13 1.3. Условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 19 Вывод по первой главе 23 Глава 2. Методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка 25 2.1. Оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов на уроках русского языка 25 2.2.Работа по развитию коммуникативных УУД у учащихся 3 класса на уроках русского языка 32 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 36 Вывод по второй главе 41 Заключение 43 Список использованных источников 45 Приложение 49
Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 568 с. 2. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Начальная школа. – 2017. - №2. – С. 74 – 78. 3. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя начальной школы. - М.: Просвещение, 2014. 4. Баранов, М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка [Текст] . - М.: «Просвещение», 2015. 5. Беспалова Г.М. Диагностика компетентностей учащихся // Справочник классного руководителя, МЦФЭР, 2019. - № 1. – С.80-84. 6. Бондаренко, С.М. Изложение с продолжением [Текст] // Рус. яз. в школе. - 2014. - №6. - С. 31-34. 7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2015. – 332 с. 8. Бунеев, Р.Н. Диагностика результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы [Текст] / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. - М.: Баласс, 2012. - С. 48. 9. Воителева, Т.М. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся на уроках русского языка. - М.: Ред.- изд. центр МГОПУ, 2018. - С.122 - [Электронный ресурс] / Т.М. Воителева. - [Режим доступа]: 10. Гребенченко, Л.В. Виды заданий по формированию связной речи [Текст] // Начальная школа. – 2017. - № 9. - С. 100-102. 11. Гришанова, И.В. Дидактические условия формирования коммуникативной успешности у младших школьников [Текст] // Начальная школа. - 2016. №10. С. 23-29 12. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.И. Цукерман // Вопросы психологии. - 2017.- № 3-4. – С.23-27. 13. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / Под ред. А.И. Гришанова. – Ижевск, 2018. – 136 с. 14. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно – воспитательной деятельности // Начальная школа. 2017. - №4. – С. 78 – 83. 15. Ивкина Ю.М. Диагностика УУД младших школьников // Начальная школа. – 2015. - №3. – С.78-87. 16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : От действия к мысли : пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2014. 17. Канакина, В.П., Горецкий В.Г. Русский язык [Текст] : Учебник: 3 класс. - В 2 ч. - Ч. 1-2. - М.: Просвещение, 2017. - С. 200. 18. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 143 с. : ил. – (Школа России). 19. Канакина, В.П. Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразоват, учреждений /В.П. Канакина. - М.: Просвещение, 2017. - С. 271 - (Школа России). 20. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - №10. – С.23-26. 21. Корепанова О.В. Работа в группах как фактор эффективного обучения // Начальная школа плюс До и После. – 2016. - №1. – С.14-16. 22. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. - 3-е изд. [Текст] - М.: Смысл. - 2003, - С. 287. 23. Литвинко, Ф. М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования [Текст] : сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. - Мн.: 2015. - Вып. 9. - С. 102. 24. Литневская, Е. И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. Е. И. Литневской. - М.: Академический проект, 2014. - С. 588. 25. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. / Авдулова Т. П., Хузеева Г. Р.: Прометей; Москва; 2013. – 138 с. 26. Львов, М.Р. Методичка для уроков русского языка в начальных классах [Текст] : уч. пос. для студентов / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд. испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - С. 464. 27. Микерова, Г.Ж., Брусенцова, О.Л. Диагностические карты коммуникативных универсальных учебных действий школьников [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. С. .33-36. 28. Олешков, М. Ю. Основы лингвистики [Текст] : дискурсивный аспект. - Нижний Тагил, 2016. - С. 146. 29. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов // Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск : Пеленг, 2017. – 61 с. 30. Примерные программы основного общего образования по ФГОС. Русский язык [Текст] . - М.: Просвещение, 2019. 31. Проект основной образовательной программы образовательного учреждения [Текст] / Под ред. Р.Г. Чураковой. - М. : Академ-книга ; Учебник, 2018. 32. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта,Методическое пособие для учителей[Текст] / Е. К. Бунеева, А. А. Вахрушев, А. В. Горячев - М.: Баласс, 2016. 33. Самойлова, Е.А. Создание речевых ситуаций [Текст] // Начальная школа. - №10. - 2016. - С. 23 34. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к описанию в методических целях ( многоуровневые) [Текст] - М.: Евро школа, 2015. - С. 36. 35. Сборник рабочих программ «Школа России» для начальной школы: методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / С.А. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2018. - С. 528. 36. Свиридова, Е. М. Проектирование, малые учебные группы, индивидуальные траектории в условиях индивидуального обучения [Текст] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2018. № 5. - С. 44-51. 37. Сиденко, А. С. Типология и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе нового стандарта второго поколения [Текст] // Эксперимент и инновации в школе. - 2016. - № 5. - С. 10-14. 38. Синицин, В. А. Современные подходы к развитию речи младших школьников [Текст] //Начальная школа, 2006. - № 1. - С. 10 39. Ситникова, Т.Н., Яценко, И.Ф., Васильева, Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. [Текст] - М.: ВАКО, 2012. - С. 368 40. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС [Текст] : метод. пос. / Под ред. Н.Н. Деменевой. - М.: АРКТИ, 2019 41. Шегаев И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 550-552.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младшего школьного возраста средствами русского языка 1.1 Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» В настоящее время школа продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в дальнейшую жизнь человека обученного, квалифицированного, тогда как сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно обучаться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизнедеятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, ни запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, образовательное учреждение должно ребенка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать». [5, 15-18]. К сожалению, на сегодняшний день все эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне их сформированности у обучающихся наших школ. [15]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg