Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, СОЦИОЛОГИЯ

Техника как средство социокультурной коммуникации

irina_k200 220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.09.2020
Смысл техники. Власть над природой обретает смысл лишь при наличии целей. Поставленных человеком, таких, как облегчение жизни, сокращение каждодневных усилий, затрачиваемых на условия физического существования, увеличение досуга и удобств. Смысл техники состоит в освобождении от власти природы. Ее назначение – освободить человека как живое существо от подчинения природе с ее бедствиями, угрозами и оковами. Поэтому принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека. Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость работы. Итак, техника — это совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющие взаимоотношения человека с окружающей средой.
Введение

Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, еще не называется техникой. Для техники характерно следующее: Рассудок. Техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении в сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в количества и отношения. Она является частью общей рационализации как таковой. Власть. Техника - это умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Это умение – способность делать и обладать, а не созидать и предоставлять расти. Применяя силу природы против силы природы, техника господствует над природой посредством самой природы. Это господство основано на знании. В этом смысле и говорят: знание – это власть.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 2. СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ 5 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ ТЕХНИКИ 8 4. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ 10 6. МОДЕЛИ ДИНАМИКИ ТЕХНИКИ 16 7. ПРОЯВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА» 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 БИБЛИОГРАФИЯ 23
Список литературы

1. Сохань Л., Сохань И. Сбывающееся не предсказанное: Человек и техника в XXI веке // Свободная мысль. – 1996. – №9. 2. Хайдеггер М. Вопрос о технике // М. Хайдеггер. Время и бытие. – М., 1993. 3. Марченко Ю.Г., Мамай И.И. Основы культурологии: учебное пособие. – Новосибирск: СГГА, 2005. 4. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура: введение в историю и теорию: учеб. пос. // Л.В. Петров. – СПб: СПбГУКИ, 1999. 5. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М, 1998. 6. Кестлер А. Дух в машине. // Вопросы философии, 1993, - №10.\ 7. Введение в культурологию // Под ред. Е.В. Попова. М, 1995. 8. Кармин Н.М. Культурология., М, 2002
Отрывок из работы

1. Что такое техника Пожалуй, окружающих ничто из на явлений, окружающих хх человека на не рубеже ХХ такого века, не к вызывает такого отношения противоречивого к техника себе отношения, противоречивость как техника. заметили Эту противоречивость недавно люди заметили второй сравнительно недавно. войны До второй техники мировой войны больше судьбы техники и волновали больше чем художников и и поэтов, чем непрерывный философов и прогресс социологов. Непрерывный времен технический прогресс революции со времен казалось промышленной революции, подтверждал как казалось рационалистов всем, подтверждал господстве идею рационалистов о господстве и человека над века природой и укреплялись оптимизм века на Просвещения. Укреплялись экономический надежды на прогресс культурный, экономический, помощью моральный прогресс с помощью сегодня науки и убежденности техники. Сегодня вызов этой убежденности беспокойства брошен вызов. нападки Растут беспокойства и нападки спасительницы на технику. для Из спасительницы стала она для всех многих стала нашего виновницей всех бед нашего времени. С осознание чем же во связано осознание возросла опасности? Во-последствий первых, возросла природы непредсказуемость последствий для природы и человека, собой которые несет с собой необходимость все усложняющая не техника. Необходимость «требует предвидеть не техники предвиденное» требует тогда надежность техники, ее особенно тогда, превосходит когда ее возможности сложность превосходит и контролирующие возможности масштабы человека. И техники наконец, масштабы к развития техники особого привели к мира возникновению особого этого технического мира. мира Законы этого как техно мира мстить могут как за бы «мстить» незнание людям за пренебрежение их незнание и пренебрежение к ним. количество Сегодня существует техники огромное количество естествознание определений техники: «средство прикладное естествознание», «природы способ (средство) упорядоченности подчинения природы», «и способ упорядоченности открытия природы и самосохранения ее открытия, средство освоения, самосохранения излишков человека», «средство освобождений производства излишков», «природы средство освобождений искусственной ограничений природы», «опредмечивание создание искусственной деятельности среды», «опредмечивание др человеческой деятельности» и др. определения Вдумавшись в обнаружить эти определения, некоторые нетрудно обнаружить, них что некоторые за из них сугубо выходят за технологических пределы сугубо на технико-технологических которых характеристик, на утверждать основе которых термин можно утверждать, употребляется что термин «узком техника» употребляется в узком и широком смысле слова. В узком смысле слово «средства техника» – это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, это некоторые «объекты» (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу и логику действия (работы), которая изучается техническими науками, а их создание и использование связано со специфическим видом человеческой деятельности – инженерией. В широком смысле термин «техника» имеет как бы и вне технологического смысла – социальный, ценностный, историко-цивилизационный, ее понимают, как продукт человеческой цивилизации. В широком смысле она есть инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики. При этом нередко «вне технический», точнее «вне технологический», смысл техники рассматривают как дополнение к инструментальности, как смысл, находящийся за пределами самой техники. 2. Специфика культурологического изучения техники Из многочисленных определений видно, что техника предстает как многогранное, многоаспектное явление. Можно выделить пять важнейших аспектов техники, изучаемых различными науками. 1. Инструментально-технологическое измерение, составляющие, предмет изучения технических наук, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта. Его внутренняя технологическая «логика». 2. Естественное ( природное) измерение, на которое акцентирует техника внимание на которое взаимоотношении «техника-прежде природа», которое предметом является прежде естествознания всего предметом инженерной изучения естествознания и инженерной экологии. 3. Индивидуальное человеческое измерение, предметной которое сосредотачивается техника на предметной индивид области «техника-и человек» (индивид, таким личность) и как изучается таким физиология науками, как эргономика антропология, физиология, др эстетика, эргономика и др. 4. Социальное измерение в рамках отношения «техника – социальное бытие», есть предметная область техники которого есть общества взаимоотношение техники и общества, процесса техники мирового аспект цивилизационного процесса. социологией Этот аспект науками изучается социологией, наукой экономическими науками, конечно политологической наукой и, конечно, культурологией. 5. Наконец, культурное измерение в рамках отношения «техника - социокультурный мир», изучаемая культурологией. аспекте Если в изучена первом аспекте второй техника изучена вызывает основательно, второй в аспект вызывает с озабоченность в кризисом связи с человечеством экологическим кризисом, поэтому переживаемым человечеством, и поэтому настоящее интенсивно разрабатывается в настоящее третьего время; в сделаны исследовании третьего шаги аспекта сделаны в первые шаги. с Особенно в проблемы связи с машинных актуализацией проблемы искусственного человеко-машинных роботизации систем, искусственного других интеллекта, роботизации и других. измерение Последняя проблема – только социокультурное измерение разрабатываться техники – только далеко начинает разрабатываться и далеко осознается не всеми проблема еще осознается как проблема. Как особая область философского знания исследование германии техники оформляется в Германии в последней трети ХIХ столетия в работе каппа немецкого исследователя Э. Каппа «приблизительно Основы философии лет техники» (1877) Приблизительно общая через 20 лет техники формируется общая которой теория техники, положено начало которой исследованиях было положено в исследованиях Эспинаса. Капп на сосредоточил свое антропологических внимание на возникновения поиске антропологических существования оснований возникновения и существования техники. Затем Ф. Диссауэр существования поставил проблему науки возникновения, существования специфической особенностей науки знания как специфической системе области знания в системе к наук. М. х Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и- Гассет развили о экзистенциалистскую интерпретацию роли техники о динамике ее роли в динамике культурного пространства. А. Гелен, Г. Плесснер с осуществили анализ техники с позиций филосовско-социологической социальной антропологии. С социологической технику точки зрения рассматривает технику Ж. Эллюль, историческую видя в современной ней историческую судьбу современной цивилизации. Отметим осмысление вклад в к социологическое осмысление показавшего техники К. воздействие Маркса, показавшего производства разрушительное воздействие рабочего машинного производства х на рабочего. В 70-80-х особое годах ХХ было столетия особое этическим внимание было техники уделено этическим американским проблемам техники (л например, американским философом Л. Мэмфордом). В хх России в одним начале ХХ первых века одним вопрос из первых теоретическом поставили вопрос о теоретическом механик осмыслении техники к инженер-механик П.К. Энгельмейр и бердяев философ Н.А. Бердяев, философия но после 1917 была года философия идеалистической техники была исследования объявлена идеалистической возобновилось областью исследования, в изучение возобновилось х лишь в работы начале 60-х г годов (работы В.Г. белозерцева Горохова, В.И. Белозерцева, В. Чешева, Г. Шеменева и т.д.). В 80–90-х годах внимание ХХ века экологических акцентировалось внимание научно на экологических прогресса последствиях научно-приоритетным технического прогресса. культурологический Сегодня приоритетным техники становится культурологический сложного анализ техники явления как сложного, традиция многомерного явления культуры. Традиция культурологического подхода к технике сша была заложена в США и Германии, связи во-первых, в связи с проблемой постиндустриальным управления в обществе индустриальном, постиндустриальным, как информационном обществе, встал так как о остро встал и вопрос о ценностях технике и существующих ценностях. оценка Другая культурологическая ее проблема – оценка ее техники, ее измерение критерии, ее наконец человеческое измерение. И наконец, вопрос огромное значение роли имеет вопрос о роли в бытии ее человека и на человечества, ее динамику воздействие на анализ социокультурную динамику. сопряжен Социокультурный анализ и техники сопряжен выяснением еще и с выяснением человека того типа миру отношения человека к миру (под природе), которое и формируется под основе воздействием и на основе техники. 3. Социокультурный смысл техники Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека. Эта черты нашла отражение еще в мифотворчестве. Вспомним миф о Прометее, научившем людей техническим навыкам; миф о Дедале и его сыне Икаре, решавших задачу полета с помощью крыльев; миф о строительстве Вавилонской башни и его неудачи и др. Именно как средство преобразования среды техника была осмысленна и заложена в основу инженерной практики. Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними. Такова, например. Христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия. Абсолютизация отношения к природе, в основе которого лежит стремление и способность человека господствовать над ней, подчинять себе, постепенно формировала агрессивный тип взаимодействия человека с природой, что и вызвало глобальную проблему экологии. Еще одна важнейшая социокультурная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники. Осмысление этой характеристики породило множество вопросов: о месте техники в сообществе людей; о мире влияния ее на характер социума; о включении техники в систему социальных, политических, в том числе международных, отношений; о воздействии на психическую, в том числе интеллектуальную, духовную жизнь; об устранении негативных последствий техники: о необходимости особого этноса (системы нравственных норм) жизни в техническом мире и т.п. Чтобы ответить на вопрос – каковы же социокультурные смыслы техники? – обратимся к принятому в данном курсе пониманию культуры, которая предстает перед нами в трех ликах: 1) культура как результаты деятельности человека, выступающие как ценности; 2) культура как степень совершенствования способов деятельности; 3) культура как степень развитости духовной составляющей личности. Безусловно, техника как явление культуры имеет все эти измерения. Рассмотрим подробнее, в чем это проявляется. Как определенного социокультурного рода ценность техника может рассматриваться, по крайней мере, в трех аспектах: 1) Как объект – это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сберегающего его ресурсы; 2) Как знание (техническое) – умение, правила, теории; 3) Как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличения предметного, вещного мира. По сути. Техника как процесс составляет основу искусственной среды, создаваемой человеком, основу ноосферы. Социально-культурный смысл техники как степени совершенства способа деятельности состоит в том, что она представляет собой «искусность», «мастерство» (и этот смысл заложен в слове «techne» изначально), и при этом мастерство не только собственно инженерной деятельности, но и любой другой (техника чтения, техника приготовления пищи, техника осуществления власти и т.д.). В этом плане техника представляет собой технологию (способ) деятельности, а ее социокультурный смысл заключен в технологическом совершенстве. Социокультурный смысл техники как степени развития человека (личности) состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, а во-вторых, служит средством реализации природных задатков. Подчеркнем, что эти социокультурные смыслы техники не лежат на поверхности, они есть рефлексия вписанной техники в культурное пространство, но без осознания этих смыслов дальнейшая техническая деятельность человечества может оказаться губительной. 4. Антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники В объяснении происхождения техники сложилось несколько подходов. Натуралистический подход в его различных вариантах выделяет естественно-природные основания возникновения техники. Согласно этой точки зрения человек, как существо слабое перед лицом природы, вынужден производить технические артефакты, чтобы защищаться от враждебных природных сил. Инженерия представляет собой, с этой точки зрения, один из инстинктов человека. Поэтому инженерный импульс обнаруживается в самых ранних культурах. При этом подходе внимание сосредотачивается на нерациональных детерминантных технических действий, однако не объясняет появление современной техники, основанной на науке. С точки зрения волевого подхода, техника только частично определяется природой. Другим фактором, обусловившим ее происхождение. Является воля. Эта воля мирового вселенского порядка, являющаяся источником всех фундаментальных ценностей западной цивилизации. Существует также так называемое инфернальное объяснение технической власти, которая якобы является дьявольской силой, требующей безграничного поклонения. Третий подход к проблеме происхождения техники условно называют рациональным. Техника и техническая деятельность понимаются как сознательное проектируемое действие. Отсюда вытекают два варианта объяснения. Один из них связан с сущностью технического знания и объясняется технико-научной рациональностью. В другом варианте рациональность выводится из божественного веления. Однако в отличие от натуралистического подхода источником технического развития является не природа, а интеллект. И натуралистический подход (первый), и рациональный (третий) являются, как правило, основой оптимистического взгляда на будущее человечества в «технизированной» среде. Оптимизм этих подходов покоится на представлении о том, что историческая эволюция природы и ratio, а также интеллект как божественное веление содержит в себе гарантии положительного конечного результата технического развития и «технизированной» цивилизации. Объяснение техники через волевой подход – основа пессимистического взгляда. В современных представлениях об истоках возникновения техники, обобщающих названные подходы, можно выделить предпосылки двух видов. Один из них связан с антропологическими источниками техники и основываются на том, сто человек – существо не только разумное, мыслящее – homo sapiens, но и преобразующее – homo faber. Свой мысленный проект (идею) человек материализует в труде, в действии над природным материалом, придавая последнему другие, ненужные ему свойства. Постоянно формирующаяся способность сравнивать изготовленные им предметы, оценивать свое действие, наблюдать его эффективность лежит в основе изменения идей и замыслов, а, следовательно, и развития, совершенствования самой техники. К антропологическим предпосылкам относится, и информационно-коммуникативная способность человека вырабатывать информационно-языковые средства. Каждое изделие есть система знаков, несущая всем членам общества информацию как об идее. Так и об ее материализованной форме, которая лежит в основе навыков технической деятельности. Технику можно рассматривать как знаковое средство хранения и передачи технической культуры. Особенность ее в том, что техника «наглядная», «очевидна» для всех. При этом долгое время казалось, что доступно все содержание технической деятельности. Вот почему в течение долгого времени царило представление об однозначной «полезности» техники. И лишь со временем стали все больше обнаруживать, что техника и техническая деятельность остаются в значительной степени тайной для человечества. Оказывается, что техника как форма культурно-языкового общения не только совершенствует процесс передачи информации, но и видоизменяет технический процесс, формирует некоторую тайну techne.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Социология, 25 страниц
200 руб.
Реферат, Социология, 13 страниц
200 руб.
Реферат, Социология, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Социология, 18 страниц
200 руб.
Реферат, Социология, 12 страниц
200 руб.
Реферат, Социология, 24 страницы
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg