Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Акты применения права: понятие, виды, классификация

irina_k200 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.09.2020
Цель данной работы исследование актов применения права их понятия, виды, классификация, структура, эффективность и различие правовой природы актов применения права, нормативных правовых актов и актов толкования права. Задачи: - Проанализировать понятия актов применения права -Исследовать признаки актов применения права - Выявить различия актов применения права, нормативных правовых актов и актов толкования права -Исследовать основные подходы к классификации и видам актов применения права -Исследовать структуру актов применения права - Проанализировать эффективность актов применения права Метод: анализ научной литературы
Введение

Акты применения права является фундаментом в юридической науке. Знание и понимание актов применения права является прочным инструментом в работе квалифицированного профессионала, помогает грамотно систематизировать акты по силе действия и кругу лиц, на которых они распространяется, в том числе по издавшим их субъектам. Работа с этой темой актуальна, в связи с тем, что акты применения права недостаточно исследованы российской юридической наукой. В поле зрения ученых, как правило, находятся нормативно - правовые акты. Акты применения права являются важнейшей частью реализации права и являются её завершающей частью. Тема «Акты применения права» является актуальной по причине фактора качественной характеристики уровня развития народа, состояния его законодательства и его реальности.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА ?. Понятие, признаки, и правовая природа актов применения права 5 1.1 Понятия, признаки актов применения права 5 1.2. Различие природы актов применения права, нормативных актов и актов толкования права 10 Глава 2. Виды и структура актов применения права 15 2.1 Основные подходы к классификации и виды актов применения права 15 2.2 Структура и эффективность актов применения права 21 Заключение. 27 Список литературы. 28
Список литературы

1. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А.. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005. 2. Изместьева Е. М КАЧЕСТВО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право». Стр. 19-23 https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-pravoprimenitelnyh-aktov-kak-uslovie-i-rezultat-pravoprimeneniya 3. Коваленко А.И. Теория государства и права. М.: «Юридическая литература», 2002. 391 с. 4. ЛАЗАРЕВА В.А. К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ АКТА ОФИЦИАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО ТОЛКОВАНИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА Текст научной статьи по специальности «Право» Стр. 95-97 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootnoshenii-akta-ofitsialnogo-normativnogo-tolkovaniya-i-normativno-pravovogo-akta (Дата обращения 26.03.2020) 5. Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Ма-ТЗЗ тузова и. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ2001. Стр. 254-256 6. Морозова Л. А. Теория государства и права 2002 г. Стр. 229 7. Пьянов, Н. А. Теория государства и права : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н. А. Пьянов. – Иркутск: Изд-во ИрЮИ (ф) РПА Минюста РФ, 2014. Стр.292-293 8. Тищенко С. В. Сосенков Ф. С. Курс лекций по правоведению Стр. 80-82 2011 г. 9. Чердянцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002 Стр. 257-259 10. Чиннова М. В. ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА Текст научной статьи по специальности «Право» Стр. 36-37 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/priznaki-normativnogo-pravovogo-akta (Дата обращения 26.03.2020)
Отрывок из работы

ГЛАВА ?. Понятие, признаки, и правовая природа актов применения права 1.1 Понятия, признаки актов применения права Акт применения права - это документ, в котором содержится властное решение по конкретному делу. Этот акт имеет индивидуальный, персонифицированный характер. Он относится к конкретным субъектам (персонам), которые названы в акте по имени. Правоприменительный акт конкретизирует норму права применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям. Права и обязанности адресатов в правоприменительном акте определяются точно и определенно. Он является обязательным не только для его адресатов, но и для других субъектов, теория государства и права которые призваны исполнять его или так или иначе учитывать его юридическое значение (например, на основе судебного решения бюро технической инвентаризации обязано зарегистрировать гражданина в качестве собственника домостроения, бухгалтерия организации — удерживать алименты, исправительно-трудовые учреждения — исполнять приговор и т. д.). Акт применения — официальный документ. Чтобы обладать юридической силой, он должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона, в частности иметь соответствующие реквизиты, придающие ему официальность: название вида акта (постановление, приказ, решение, приговор и т. д.), название органа, издавшего акт, место и время его принятия, подписи соответствующих должностных лиц. По своей структуре акты применения могут быть весьма простыми (например, указ Президента РФ о назначении на какую-либо должность) или достаточно сложными (акты судов), состоящими из структурных частей: вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной. Необходимо знать, что многие юридические акты могут быть как правоприменительными, так и нормативными (указы, постановления, решения, приказы). Поэтому по названию акта нельзя определить, является ли акт нормативным или правоприменительным, необходимо обратиться к их содержанию. Нормативный акт носит общий характер, содержит в себе нормы права, правоприменительный же акт носит индивидуальный характер. Виды и функции правоприменительных актов. В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты представительных органов, органов управления, судебные акты, акты контрольно-надзорных органов. По содержанию эти акты можно подразделить на: акты-регламентаторы, определяющие, конкретизирующие права и обязанности (например, решение о назначении пенсии); правовосстановительные акты (решение о восстановлении незаконно уволенного на работе); акты-санкции, определяющие меры ответственности за правонарушение. В правовом регулировании акты применения права осуществляют разные функции. Во-первых, акты применения выступают как юридические факты. Они являются элементом юридического (фактического) состава, причем элементом 258 (фактом), завершающим указанный состав. С вынесением этого акта возникает, изменяется или прекращается правоотношение. При назначении пенсии к фактам, установленным документально (стаж работы, возраст, размер зарплаты, наличие иждивенцев), добавляется акт применения. С его вынесением юридический состав как совокупность фактов окончательно сформировался, в результате чего возникает правоотношение с точно определенными правами и обязанностями сторон. Во-вторых, акт применения — это средство конкретизации норм права. Права и обязанности в точном, конкретном объеме «привязываются» к персонально определенным субъектам. В-третьих, в актах применения реально проявляются властность и принудительность права. В нормах права принуждение выступает в качестве потенциального, возможного, в актах применения оно получает характер реального и конкретного принуждения, обращенного к конкретным субъектам. В-четвертых, с помощью властных актов применения обеспечивается реализация субъективных прав в случае возникновения каких-либо препятствий. Обязанное лицо принуждается к конкретным действиям в целях обеспечения права, например восстановить незаконно уволенного на работе, возместить причиненный вреди т. д. Понятие актов применения права. В современной отечественной теории государства и права под актами применения права обычно понимают официальные документы, которые выносятся в процессе применения права. Исходя из этого, акт применения права можно определить как вынесенный в процессе применения права официальный документ, содержащий индивидуально-конкретное правовое предписание. Чтобы охарактеризовать акты применения права полнее, необходимо рассмотреть, прежде всего, их признаки. Во-первых, акты применения права – это определенные официальные документы, которые имеют установленную законом форму. Акты применения права могут приниматься в форме указов, постановлений, распоряжений, приказов, решений, приговоров и т. д. Вместе с тем, как принято считать, акты применения права иногда могут быть выражены в устной (устный приказ) или конклюдентной (жесты регулировщика дорожного движения) форме. Кроме того, под актами применения права иногда понимают не только документы, но также сами действия правоприменительного органа. Во-вторых, это документы, которые выносятся (принимаются) уполномоченными на то субъектами, именуемыми компетентными органами. Как уже было отмечено, такими субъектами являются преимущественно государственные органы и должностные лица, но не исключаются и другие субъекты (государственные и негосударственные учреждения и предприятия, органы местного самоуправления, общественные организации). В-третьих, это документы, которые выносятся в процессе применения права в установленном законом порядке и при соблюдении всех процессуальных требований. В-четвертых, это документы, содержащие индивидуально-конкретные правовые предписания, т. е. предписания, адресованные конкретным лицам и определяющие их субъективные права и обязанности. В-пятых, это документы, носящие государственно-властный характер. Они обязательны к исполнению, и обеспечиваются принудительной силой государства. В-шестых, это документы, обладающие юридической силой. Они выступают в качестве юридических фактов и порождают определенные правовые последствия: вызывают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения. Акты применения права наряду с нормативными правовыми актами относятся к правовым актам. Как правовые акты, акты применения права обладают определенными общими чертами с нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести следующие: 1) акты применения права являются официальными документами, имеющими установленную законом форму; 2) акты применения права принимаются, как правило, уполномоченными на то субъектами, компетентными органами. Исключение составляют, которые могут приниматься также народом; 3) акты применения права содержат государственно-властные предписания (правда, одни – индивидуально-конкретные, другие – нормативные); 4) акты применения права принимаются в установленном законом порядке; 5) акты применения права обеспечиваются государством, его принудительной силой; 6) акты применения права обладают юридической силой. 1.2. Различие природы актов применения права, нормативных актов и актов толкования права В теории права, как и в перечисленных выше документах, выделяется следующий набор признаков нормативного правового акта: официальный характер; вхождение в единую систему; нормативность; письменный документ; принимается по специальной процедуре; принимается компетентными органами; регулирует общественные отношения; гарантируется принудительной силой государства. При характеристике понятия «нормативный правовой акт» имеют значение все три составляющие. «Акт» в данном случае означает материальный источник, документ. При этом важно, что это «правовой» документ и документ «нормативный». Следовательно, можно выделить три группы признаков, характеризующих нормативный правовой акт: -признаки, характеризующие правовой документ как нормативный (нормативность, способность регулировать типичные общественные отношения); -признаки, характеризующие «акт» (волевое содержание и письменное выражение); -признаки, характеризующие нормативный акт как правовой (официальный характер, гарантия принудительной силой государства). -И только все они в совокупности позволяют назвать тот или иной документ нормативным правовым актом. -Ведущий компонент, который позволяет отграничивать нормативные правовые акты от индивидуальных (правоприменительных) -нормативность. Нормативный характер акта выражается в том, что он касается заранее неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. -Когда речь идет о заранее неопределенном круге лиц, не важно, на большой или маленькой территории реализуется этот акт. Неопределенность круга лиц означает отсутствие их индивидуализации в самом нормативном правовом акте, будь это акт федерального уровня, или документ, принятый в организации. -Неоднократность применения акта предполагает возможность его реализации заранее неопределенное количество раз, когда различные субъекты общественных отношений оказываются в однотипных ситуациях. -Такие же черты нормативного правового акта, как вхождение в единую систему, принятие по специальной процедуре, принятие компетентными органами, - скорее не признаки, а принципы или требования к их созданию, так как они характеризуют не сущность нормативного правового акта, его законность. правоприменительный акт регулирует единичное конкретное правоотношение, правоприменительный акт, по общему правилу, таковым не считается; он не создает новых норм права, а сам принимается на основе действующих норм права и служит средством перевода общеобязательных установлений государства в сферу конкретных жизненных случаев; правоприменительный акт действует лишь в отношении точно установленных лиц, фактов, действий; правоприменительный акт характеризуется однократным действием, правоприменительный акт помимо письменной формы может приниматься и устно, например устное распоряжение руководителя администрации предприятия, учреждения, или в форме жестов, так называемое конклюдентное действие, например жест регулировщика дорожного движения; решение, содержащееся в правоприменительном акте, не может выходить за пределы нормативного акта, за пределы общей нормы права. По своей природе и характеру правоприменительные акты разнообразны и классифицируются по различным основаниям. Как представляется, толкование - это не изменение содержания норм права, в том числе неясного или неточного характера, а всего лишь разъяснение смысла нормы без какого-либо изменения ее содержания. Оно призвано лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в норме, раскрывать юридическую волю законодателя. Естественно, нормативное толкование не может осуществляться в отрыве от окружающей обстановки, но это вовсе не должно означать, что в процессе толкования под предлогом учета изменившихся условий можно вкладывать в норму то содержание, которое расходится со смыслом, вложенным в нее законодателем. В условиях становления правового государства, укрепления законности нормативные акты изменяются и приспосабливаются к новым условиям не в процессе их толкования и применения, а в установленном порядке самим правотворческим органом. Исходя из того, что правотолковательное положение не может являться нормой права, представляется неверным используемый некоторыми авторами подход к проведению соотношения между официальным разъяснением и нормой права путем определения, чем является такое разъяснение относительно нормы права - самостоятельной правовой нормой или составной частью разъясняемой нормы, некорректной представляется сама постановка данного вопроса. Так, М.С. Ходунов рассматривал акты толкования в качестве неотъемлемой составной части разъясняемого нормативного акта [9, с. 32]. А.С. Пиголкин высказывался несколько иначе, применяя дифференцированный подход при разрешении данного вопроса. Так, он писал: «Можно считать интерпретационный акт в определенной степени составной частью, неотъемлемым элементом нормативного акта, но сугубо условно. Такой вывод можно отнести в первую очередь к аутентическому толкованию... Что же касается так называемого легального толкования, то на них этот вывод явно не может быть распространен. Иначе можно констатировать, что у нормативного акта имеется два автора – сам правотворческий орган и орган, осуществляющий легальное толкование» [7, с. 71]. Другие же авторы находят утверждение о том, что разъяснение - неотъемлемая часть толкуемой нормы, весьма спорным и недостаточно аргументированным. Такое утверждение неприемлемо, по их мнению, потому, что ставит фактически знак равенства между правотворческой деятельностью и деятельностью отдельных органов, дающих обязательное толкование норм, но не имеющих законодательных функций, а равно между актами их деятельности [10, с. 155; 4, с. 355; 11, с. 44]. Очевидно, что данная позиция является верной. По существу вопрос о том, что представляет собой официальное разъяснение - часть разъясняемой нормы или самостоятельную правовую норму, уже предполагает, независимо от ответа, признание того, что такое разъяснение является нормой права. Однако вопрос здесь заключается в том, является ли такая правовая норма самостоятельной. Кроме того, сама возможность рассмотрения правотолковательного положения в качестве части толкуемой правовой нормы является внутренне противоречивой: неизбежно возникают вопросы о соотношении этих частей «правовой нормы» (по-видимому, «правовую норму» в таком понимании составляют как непосредственно норма, содержащаяся в нормативно-правовом акте, так и толкующее ее разъяснение, которое является как бы «продолжением» нормы права). Как представляется, правильнее говорить о вспомогательном характере правотолковательных положений по отношению к нормам права. Как акт официального нормативного толкования представляет собой относительно самостоятельный вид правовых актов, так и содержащиеся в нем положения являются относительно самостоятельными по отношению к нормам права. В нормах права закрепляются правовые предписания, в том числе правила возможного, должного, запрещенного, рекомендованного поведения. В свою очередь, правотолковательное положение, сформулированное в результате официального нормативного толкования нормы права, представляет собой «официальную директиву, как правильно понимать конкретную норму» [13, с. 490], таким образом, такое положение можно назвать правилом, предписанием, но это правило (предписание) надлежащего понимания толкуемой нормы права. Положение, определяющее понимание разъясняемой нормы права - правотолковательное положение - по характеру содержащихся в нем установлений не подпадает ни под одну категорию правовых предписаний, содержащихся в нормах права. Правоположение - поднормативное средство юридического воздействия на общественные отношения. В качестве основного средства воздействия на поведение людей в сфере правового регулирования государство использует правовую норму. Ее свойства оказываются наиболее подходящими для того, чтобы распространить государственное веление на неопределенный круг общественных отношений и относительно определенный круг лиц. По вопросу об основаниях и характере обязательности правотолковательных положений, содержащихся в актах официального нормативного толкования, среди ученых-правоведов нет единой точки зрения. Как отмечает А.С. Пиголкин, официальное нормативное разъяснение обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование. В свою очередь обязательная сила аутентичного толкования распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование. А разъяснения легального толкования обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех других лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности Глава 2. Виды и структура актов применения права 2.1 Основные подходы к классификации и виды актов применения права Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям. 1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные. 2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты ад- министративно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права. 3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
490 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg