Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Религиозные конфликты в современном мире: причины возникновения и пути преодоления

irina_k200 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.09.2020
При изучении религиозных конфликтов, не стоит руководствоваться только одной дисциплиной, будь то политология, религиоведение или социология. Только комплексный анализ на стыке всех этих дисциплин, даст максимальный результат в изучении религиозных конфликтов в современном мире. Задачи исследования: 1) изучить роль религиозных конфликтов в обществе; 2) установить характеры возникновения религиозных конфликтов; 3) описать религиозные конфликты в современном мире; 4) выявить деструктивные последствия религиозных конфликтов; 5) перечислить механизмы, которые способствуют переходу от конфликтности к стабильности; 6) рассмотреть понятия толерантности как основу межрелигиозных отношений. Целью данной работы является - изучение религиозных конфликтов в современном мире. Объектом исследования является феномен религиозного конфликта. Предмет исследования - причины возникновения, формы проявления, основные тенденции развития, а так же пути преодоления религиозного конфликта.
Введение

На сегодняшний день, одной из основных проблем человечества выступают религиозные конфликты, которые затрагивают многие страны, но также и при возникновении его внутри определенного государства может привести к дестабилизации общества. Конфликты, основанные на разногласии в вероучениях, являются самыми сложными в разрешении и нахождения консенсуса, так как каждый новый конфликт не похож на другие и требует тщательного анализа, чтобы его преодолеть. Под религиозным конфликтом мы понимаем противостояние всевозможных вероисповеданий или противоборство внутри одной конфессии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию. Религиозная нетерпимость проявляется в самых различных формах: обвинение представителей иной религии в социальных бедах, разжигание войн под религиозными знаменами. На протяжении всей истории человечества, ключевую роль в религиозных конфликтах играет религия. Она определяется как символическая система для восприятия мира и налаживания контакта индивида с миром как с единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенное конечное значение. Одним из таких примеров может служить раскол христианской церкви в 1054 году, что привело к разделению церкви на Римско-католическую на западе с центром в Риме, а на востоке с центром в Константинополе, в результате чего образовалась православная церковь. Сам конфликт зародился еще задолго до этого времени. Он заключался в том, что были разногласия между церквями по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного происхождения. Последней каплей стало закрытие католических церквей в 1053 году в Константинополе, а также выбрасывание Святых даров, приготовленных по-западному обычаю из пресного хлеба для причащения верующих. Этот религиозный конфликт имеет самые большие по протяженности временные рамки, около тысячи лет Запад и Восток не как не могут наладить контакт. Религия проникла во многие сферы социальной жизни, тем самым при возникновении религиозного конфликта, она влияет на характер отношений, в первую очередь - политических, экономических, межнациональных. Следует отметить, что религия имеет возможность, как разрешения конфликтных ситуаций, так и налаживания межнациональных отношений, а так же приведения к психологической интенсивности социума и к дестабилизации общественно-политической жизни страны.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4 ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5 1.1 Понятие и сущность религиозного конфликта 5 1.2 Развитие конфликтов, специфика возникновения религиозных конфликтов 19 ГЛАВА 2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ БЕЛАРУСИ, ПРИМЕРЫ ПОСЛЕДСТВИЙ ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 27 2.1 Исторические примеры конфликтов на Белорусской земле и землях соседних государств 27 2.2 Сочетание религиозных и политических конфликтов в истории, последствия религиозных конфликтов во всемирной истории 38 ГЛАВА 3 ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА 48 3.1 Пути преодоления религиозных конфликтов 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58-60
Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2001. с.9-21 2. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000. с.32 - 42 3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. с.8 - 63 4. Введение в политологию. М., 1998. с.10; 98 - 159. 5. Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990. с.61-65 6. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2000. с.17-19 7. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995. с. 87-120 8. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995. с.72 9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. М., 2000. с. 87 10. Здравомыслов Л.Г. Социология конфликта. М., 1996. с.127-139 11. Зеркин Д.П Основы конфликтологии (курс лекций). Ростов-н/Д - 1998. с.38-45 12. Зиммель Г. Избранное. Т.1: Философия культуры.- М., 1996. с.54-61 13. Ирхин Ю.В. Политология. М., 1996. с.76-79;164 14. История религии. В 2 т. (под общ. ред. И. Н. Яблокова). Т. 1 М., 2002. с.107 15. Классики мирового религиоведения. Антология. В 2 т. Т.1., 1996-1998. с. 71-79; 121 16. Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация // Ислам и политика. - М., 2001. с.63-65 17. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии: Сборник. - М., 1975. с.97-102 18. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 12. с. 94-117. 19. Ним Е.Г. Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества. Автореферат диссертации …кандидата социологических наук. Барнаул, 1999. с.9-16 20. Нуруллаев А.А. Ислам и политика; Ислам в России // Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.с.65-78 21. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. № 2. 2000. с.60-68 22. Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. 2001. № 3 с.28-35 23. Основы религиоведения (под ред. И. Н. Яблокова). М., 2006. с.62; 83-84 24. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. с.81 25. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997. с.41-54 26. Белов, Ю. С. (1999). Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям России в 1905–1907 гг.: дис. ... канд. ист. наук. СПб. 27. Бендин, А. Ю. (2013). Проблемы веротерпимости в Северо-Западном крае Россйиской империи. дис. … д-ра ист. наук. Т. 1–2. СПб. 28. Бывший ксендз (1913). «О воспитании и обучении семинаристов в р-католических духовных семинариях», Вестник Виленского Православного Свято-Духовского братства, № 12. 29. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905–1907 годы (1910). СПб. 30. Всеподданнейший отчет виленского губернатора Д.Н. Любимова за 1906 г. (1906). Литовский государственный исторический архив (ЛГИА), Ф. 378, оп. 1907, д. 31, л. 3. 31. Справки департамента духовных дел иностранных исповеданий и представления МВД в Совет Министров в связи с Манифестом 17 октября 1905 г. (1905). Российский государственный исторический архив (РГИА), Ф. 821, оп. 150, д. 7, л. 62–80. 32. Бондаренко В., Сленський В. Церкви Украiни: пошук гласного шляху // Людина i cвiт. 1993. № 1. 33. Еленский В. Киевский патриархат: задачи определены, но невыполнимы // Моск. новости. 1993. № 23. С. 8. 34. Заявление Межконфессионального Совета Крыма «Мир — дар Божий» // Голос Украины. 1993. 9 апр. 35. Новая Украина — куда идти? // Филос. и социолог, мысль. 1992. № 4. С. 27. 36. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. с.8 - 63 37. Введение в политологию. М., 1998. с.10; 98 - 159. 38. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2000. с.17-19 39. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995. с. 87-120 40. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995. с.72 41. Ирхин Ю.В. Политология. М., 1996. с.76-79;164 42. История религии. В 2 т. (под общ. ред. И. Н. Яблокова). Т. 1 М., 2002. с.107 43. Классики мирового религиоведения. Антология. В 2 т. Т.1., 1996-1998. с. 71-79; 121 44. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 12. с. 94-117. 45. Нуруллаев А.А. Ислам и политика; Ислам в России // Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.с.65-78 46. Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. 2001. № 3 с.28-35 47. Общество и религия. Хрестоматия. М., 1996. с.61-67 48. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // ПОЛИС:. № 1 1994. с.17-23 49. Основы политической науки. Учебное пособие. В 2-х ч.Ч.1. М., 1995. с.49; с.60
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1.1 Понятие и сущность религиозного конфликта Религиозный конфликт – это , прежде всего, конфликт человеческий, обусловленный противоречиями интересов различных социальных групп, объединенных в два или более враждебных лагеря, при условии что каждый лагерь руководствуется единой для всех его членов системой ценностей, взглядов на мир, нравственных и моральных убеждений. При этом, каждое отдельный лагерь пытается представить субъектом конфликта не себя, а оппонента. Субъектом такого конфликта является группа людей, но объектом выступают определенные моральные нормы и ценности, относительно иерархии, которых имеются разногласия между сторонами. В принципе, поскольку не бывает людей с абсолютно одинаковыми идеалами, такие разногласия можно признать естественными, можно также в большинстве случаев и найти пути их разрешения: либо путем взаимоприобщения к ценностям друг друга, либо путем терпимости и признания права на инаковерие. Однако эти пути не всегда возможны. Препятствием разуму и доброй воле здесь лежит фанатизм [22, с.28]. Специфика религиозных конфликтов заключается в том, что они затрагивают духовную жизнь людей, внутренний мир верующих, связанный с миром иным, божественным. Верующий человек все более был озабочен проблемой спасения, божественного акта, который станет наградой за праведную жизнь, достижения на Земле, за свои старания и страдания. Когда же люди, служители церкви, но все-таки – люди, начинают просто раздавать такое спасение без учета заслуг человека, а иногда - и вопреки его действиям, просто за богатые пожертвования, в результате это и вызвало критику католической церкви, которая не то чтобы находилась в упадке, но не могла полностью соответствовать все возраставшим требованиям паствы. Одним из своеобразных выходов из этого противоречия и явилось создание и развитие религиозных братств, которое свидетельствовало о повышении религиозной активности мирян, стремившихся самостоятельно позаботится о спасении души и уменьшить страх перед мучениям, поджидавшими их в Чистилище. Еще одним ответом на религиозный вызов эпохи явилась Реформация, точнее, различного рода реформационные учения [23, с.83]. Так, например, Варфоломеевская ночь трактуется как порождение конфликта разных политических концепций королевской власти. Екатерина Медичи и Карл IX разделяли ренессансные идеи неоплатонизма, предполагающие узы всеобщей любви и единения, связывающие подданных со своим государем, вооруженным тайным, герметическим знанием законов бытия. Гугеноты являлись носителями тираноборческой традиции, согласно которой королевская власть может быть оспорена в том случае, если король плохо выполняет свои функции. Католическое большинство видело короля во главе мистического тела королевства. В условиях ожидания неминуемого конца света от христианнейшего короля ждали, что он должен выполнить Божью волю и истребить злодеев. В противном случае Париж и всю страну постигнет судьба Содома и Гоморры [14, с.107]. Активнейшее участие дворян в Религиозных войнах свидетельствует не только и не столько об изменении их экономического или социального положения, сколько эволюцией идеологии и этических норм. В частности, формированием убежденности в том, что новая форма правления, которую историки назовут позже абсолютизмом, извращает юридические традиции Франции, основанные на гармонии и доверии между королем и дворянством, королем и другими сословиями. Дворяне отстаивали право управляемых выражать свою волю, требовали гарантий от произвола. Эти идеи содержались и в дворянских требованиях на Генеральных Штатах, и в тираноборческих трактатах и памфлетах [5, с.64]. Что же касается экономических трудностей, порожденных неблагоприятной конъюнктурой, тяготами войны и недородами, то они не являлись непосредственной причиной, побудивших жителей Нанта участвовать в Лиге. Но, понимаемые как проявление Божьего гнева, они способствовали политической активности горожан. Религия предоставляла базу для совместного выступления различных слоев населения Нанта, давала достаточно для понимания целей выступления спасение церкви через реформу государства, обеспечивала сплав сакральных и мирских целей. И все же задачи движения были в первую очередь политическими, религия лишь служила контекстом или основанием для выработки политического решения. Исследуя соотношение понятий "социальная деструкция" и "социальный конфликт", можно понять, что деструкция предшествует конфликту (в качестве его причины или предпосылки), присутствует в конфликте (будучи характеристикой самих конфликтных взаимодействий) и есть следствием конфликта (выражаясь в ущемлении интересов одной или обеих сторон). Религиозный конфликт рассматривается при этом как социальный конфликт, возникающий либо внутри религиозного "жизненного мира", либо на стыке его с "миром" секулярным (конфликт "священного" и "светского") [19, с.10]. В определенном смысле религия может быть понята как трансцендентальная конфликтология. Для верующих она является тем семантическим контекстом, в рамках которого происходит их восприятие, оценка и выбор стратегии решения конфликта. В этом находят свое отражение конфликтологические функции религии (интерпретации, инициации, устранения, маскировки и опосредования социальных конфликтов). Основные направления в их изучении автор раскрывает в аналитическом обзоре теоретических подходов, в рамках которых освещаются религиозность, деструкция и конфликт (марксистский, функциональный, формальный, понимающий, феноменологический, деривационный, антропологический, психоаналитический). С учетом вышеупомянутых концепций обрисовывается специфика религиозной конфликтности и деструкции [7, с.89]. Возникновение религиозных конфликтов объясняется действием четырех факторов: архетипического (наличием "структурных" и "антиструктурных" тенденций в развитии любой системы), культурно-исторического (мерой совпадения границ государства, этноса и вероисповедания), социетального (влиянием процессов, происходящих в социуме, на религиозную подсистему), конфессионального (спецификой самих религиозных отношений). Поскольку религиозные конфликты суть конфликты абсолютных ценностей, постольку они часто имеют хронический характер, легко провоцируемы и практически не поддаются урегулированию. Одним из путей их решения является преобразование возникших на религиозной почве "конфликтов ценностей" в "конфликты интересов",- т.е. отфильтровывание главных причин конфликта от мировоззренческого антагонизма конфликтеров. Но в случае "чистых" религиозных конфликтов требуется длительный процесс формирования новой ценности -религиозной терпимости и готовности к диалогу. [19, с.11]. Существует соотношение между жизненными силами человека и конфликтностью в религиозной сфере. Жизненные силы человека – это о его способность поддерживать, восстанавливать или создавать новое равновесие между внешними условиями и внутренними смыслами своего существования (или иначе - как способность трансцендировать дуальность социального бытия). Учитывая это, можно допустить, что: а) существуют различные модели религиозности, характеризуемые разными способами трансцендирования социальных противоречий; б) различные модели религиозности обладают разным конфликтным потенциалом. Под моделью религиозности автор понимает интегративную характеристику религиозного сознания и поведения; устойчивый "узор" религиозных ориентаций индивида или группы. Структура модели включает три компонента: 1) мировоззренческий (формулы "добра и зла", "судьбы" и "отношения к миру"); 2) организационный (специфические особенности форм религиозной организации: церквей, деноминаций, культов, сект, богоискательства); 3) индивидуально-личностный (социальные и собственно религиозные характеристики верующих) [19, с.12]. Относительно формулы "добра и зла" (религиозного способа разрешения фундаментального конфликта добра и зла), формулы "судьбы" (религиозного способа видения и формирования жизненного пути) и формулы "отношения к миру", т того, какова формула "добра и зла" ("разделение", "интеграция" или "индифферентность"), зависят степень религиозной толерантности и особенности проявления деструктивной формы религиозности; - с содержанием формулы "судьбы" ("волюнтаризм", "синергизм", "фатализм") кореллирует ориентация на избегание (или пассивное претерпевание) социальных конфликтов, либо на активное участие в их разрешении; - в зависимости от формулы "отношения к миру" ("изоляция", "адаптация", "преобразование"), можно говорить о разной частоте и остроте конфликтов верующих с неверующими и приверженцами других конфессии [11, с.38]. Относительно организационного фактора - приверженцы церквей и деноминаций характеризуются достаточно бесконфликтными отношениями с неверующими и, в то же время, высокой степенью религиозной нетерпимости; сектанты и культасты наиболее конфликтны во взаимодействиях и с "миром", и с последователями других конфессий; наконец, богоискателям свойственны наибольшая религиозная терпимость и малая вероятность конфликтов с неверующими. Очевидно, для целей данного исследования также имеет смысл фиксация социально-демографических и индивидуальных религиозных характеристик верующих: они, возможно, прямо или опосредованно влияют на уровень конфликтности своих "носителей". По моему мнению, религиозный конфликт следует понимать как: а) конфликт интерпретаций; б) конфликт организационных форм: в) конфликт субъектов с различными групповыми и индивидуально-личностными характеристиками. Причины возникновения и характер аномалий религиозности связываются с особенностями "типа экзистенции" человека - базового: "объектного", "субъектного", "трансцендированного" или переходного: "квазисубъектного" либо "квазитрансцендированного". Деструкция имеет место в ситуации неадекватности разделяемой человеком религиозной системы его типу экзистенции. Условно "объектному" типу соответствует нормативно-этическая, "субъектному" - мировоззренческая, "трансцендированному" – экзистенциальная религиозность [12, с.54]. Таким образом, можно сделать следующие выводы: а) о религиозной конфликтогенности: наиболее вероятны высокая степень религиозной нетерпимости верующих по отношению к приверженцам других конфессий и декларируемая нейтральность по отношению к неверующим; б) о религиозном конфликтировании: наиболее вероятны низкая частота религиозных конфликтов в целом, а также тенденция к большей частоте конфликтов с неверующими, чем с приверженцами иных вероучении; в) вследствие а) и б) можно ожидать "разрыва" между показателями религиозной конфликтогенности и конфликтирования; г) характеристики религиозного конфликтирования предположительно кореллируют между собой. Для каждой конфессии характерны 1-2 базовые модели религиозности, в которых можно выделить наиболее и наименее конфликтные конфессии в соответствии с их базовыми моделями религиозности. Наибольшим конфликтным потенциалом обладает модель религиозности со следующими параметрами: - мировоззренческий фактор представлен установками на "разделение" (формула "добра и зла"), "волюнтаризм" или "синергизм" (формула "судьбы"), "преобразование" мира или "изоляцию" от него (формула "отношения к миру”); - в организационном плане религиозная группа является сектой, культом или идеологической оппозицией внутри господствующей конфессии; - в религиозной группе велика доля людей в возрасте 40-60 лет (самый конфликтный возраст); большая часть верующих активно проповедует и осознает свое глубокое отличие от неверующих на уровне и сознания и поведения; Наименьшим конфликтным потенциалом обладает модель религиозности со следующими параметрами: - мировоззренческий фактор представлен установками на "интеграцию" (формула "добра и зла"), "фатализм" или "синергизм" (формула "судьбы"), "адаптацию" к миру (формула "отношения к миру"); - в организационном плане религиозная группа является церковью или деноминацией - т.е. "традиционной" для российской конфессиональной среды; - в религиозной группе велика доля людей в возрасте 20-30 и старше 60 лет (самый бесконфликтный возраст); большая часть верующих не занимается активной проповеднической деятельностью и указывает на отсутствие глубоких различий в сознании и поведении между собой и неверующими. Анализ конфликта включает рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению. В любом конфликте функции зависят от структуры, а последняя, в особенности ее субъекты, могут видоизменяться под влиянием доминирующей функции [25, с.41]. Всякий конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последняя включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации [1, с.12]. Одна из трудностей, с которыми сталкивается функционализм, интерпретируя религию как фактор интеграции общества, заключается в том неудобном для интегративных теорий и все же очевидном факте, что религия может вызывать конфликты и способствовать дезинтеграции общества, включая и макросоциологический уровень. Конфликтологические теории, восходящие к Марксу, в основу объяснения религии как социального явления кладут конфликт в качестве причины, порождающей религию или — того результата, к которому приводит религиозная мотивация поведения индивидов и групп [9, с.87]. Согласно Марксу в классовом обществе религию питает социальный антагонизм, порождаемый частной собственностью на средства производства. Классовая борьба пронизывает все области жизни таких обществ, борьба между господствующим меньшинством и эксплуатируемым бесправным большинством. Для поддержания системы, построенной на неравенстве и эксплуатации человека человеком, помимо принуждения необходима идеологическая опора, необходимо, чтобы идеи господствующего класса стали господствующими идеями и представили частный, эгоистический интерес господствующих классов в качестве всеобщего интереса. Религия в классовом обществе является идеологией, оправдывающей существующий строй, т.е. служит инструментом в руках господствующих классов, затушевывая классовые противоречия и примиряя обездоленных с их участью, мешая развитию классового сознания, проповедует идею классового примирения. В Советской России после 1917 г. вся антирелигиозная пропаганда строилась на том. что религия — классовый враг трудящихся. За послушание и смирение в «этом мире» религия обещает награду в посмертном существовании, является «опиумом народа» [17, с.97]. Конфликт порождается также под воздействием комплекса факторов, не имеющих причинного характера. Это пространственный и временной факторы, функциональная взаимосвязь, закономерности взаимодействия системы и ее элементов, взаимоотношение материального и духовного, целевая детерминация и т.п. В совокупности детерминирующих факторов переплетаются необходимость и случайность, динамические и статистические связи, рациональное и иррациональное, практическое и духовное, религиозное и научное - все зависит от того, какой конфликт возникает. Противоречие лежит в основе конфликта. Принимая противоречие за исходное, ошибочно считать его существующим вне и независимо от деятельности сознания людей [17, с.101-102]. Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Ключевым фактором формирования социальных отношений являются эгоистические интересы индивидов и групп. Религиозные группы — одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сил. В этой связи, прежде всего, необходимо иметь в виду межрелигиозные конфликты, религиозную рознь и нетерпимость. Боги древних греков постоянно враждовали и воевали между собой. Выбирая одну мировоззренческую позицию, вы отказываетесь от других, т.е., служа одному Богу, вы оскорбляете всех остальных богов [7, с.95]. Наглядным примером такого рода конфликтов может служить история многовековой вражды между иудаизмом и христианством или отношения между иудаизмом и исламом, т.е. религиями, тесно связанными между собой узами происхождения. Первым христианским мучеником считается Стефан, проповедовавший и Иерусалиме [3, с.63]. По приговору Синедриона он был забит камнями. Только что зародившаяся христианская церковь в Иерусалиме стала объектом гонений со стороны иудаизма, когда все ее приверженцы были иудеями и христианство еще не было передано людям других национальностей. Но именно потому, что ранняя христианская церковь была прежде всего иудейской и существовала в русле иудаизма, возникший конфликт был неустраним. Он возник на основе комплекса самоидентификации посредством размежевания с "чужим", но таким близким "чужим": иудеи и христиане жили в одном и том же городе, и жили все же разной жизнью, они читали одну и ту же Библию, и все-таки читали они ее по-разному "они" выглядели совсем так же как "мы" и все же были совсем другими. Особую остроту в такого рода размежевание привносит обвинение каждой стороной противников в "отступничестве", "измене" истине. Таковы по своей природе конфликты между католиками и протестантами, православием. Именно то, что отличает данную сторону от другой ("не-иудаизм или "некатолицизм"), составляет основу понимания в себе самого существенного и определяющего: чужой — это не такой, как ты [22, с.30]. В основе такого отношения лежит тот факт, что религиозная группа является нормативной, придерживающейся определенных ценностей. Каждая группа притязает на абсолютное и универсальное значение своего вероучения, она знает, что есть добро и что — зло, что человеку необходимо и чем он может, пренебречь. Притязание на общезначимость придает исповедуемой этой группой "истине" черты императивности и авторитарности. Коммуникация с другими группами оказывается чрезвычайно затрудненной. И чем тотальней, всеобъемлющей представляется группе система се убеждений, тем сильнее суживается ее коммуникативная возможность. Религиозная рознь не сводится, следовательно, к чисто волюнтаристским и эмоциональным моментам, она заложена на когнитивном уровне [18, с.97-99; 28, с.81]. Религиозная нетерпимость связана с неспособностью понять и признать: право другого на истину и обладание ею. Иными словами, конфликт, должен либо вылиться в насилие, либо принять латентную форму, либо, разрешиться на основе определенного компромисса, отступления от притязания на абсолютный и универсальный характер своей веры. Это очень важные вопросы для социальной жизни. По какому праву, например, может вообще та или иная группа, в том числе — церковь, считать свои взгляды обязательными (должными) для большей или меньшей части общества, которая эти взгляды не разделяет? По какому праву она оказывает, скажем, давление на законодательство, пытается повлиять на правовые установления и содержание системы общественного образования? Или же она должна ограничиваться исключительно определением того, что относится к ее членам, т.е.; людям, сознательно разделяющим установки и взгляды данной группы. Причина такого рода конфликтов называется партикуляризмом; т.е. притязание религиозной группы на исключительное обладание истиной и моралью приводит к методам насильственного насаждения своей веры. Партикуляризм всегда нуждается во врагах, с которыми можно сравнивать собственное поведение как эталон мудрости и добродетели. Враги нужны руководителям таких групп, чтобы поддерживать свое влияние, чтобы легче было манипулировать своими сторонниками, чтобы обосновывать свои действия. Если на самом деле врагов у такой группы не оказывается, их приходится создавать, в том числе — и внутри группы. Такого рода религиозный партикуляризм тесно связан с религиозными групповыми предубеждениями, нетерпимостью, фанатизмом. У религиозных групп, которым не присущ партикуляризм, не наблюдается враждебного отношения к другим группам и их верованиям. Таким образом, среди возможных и существующих религиозных ориентации есть и такая — религиозный или теологический партикуляризм, — которая вызывает конфликты в религиозной среде по причине религиозных расхождений [19, с.11]. Проявления партикуляризма встречаются в виде деления религий на "истинные" и "ложные", "хорошие" и "плохие", "полезные" и "вредные". Часто за такого рода позицией кроется еще один источник внутрирелигиозных конфликтов, более важный, чем теологические разногласия. Религиозная рознь часто является формой выражения классовых и этнических конфликтов. Враждебность в отношении других религиозных групп колеблется в зависимости от того, в какой мере религиозные различия связаны с экономическими, политическими или национальными интересами. Религиозные различия могут выступать в таких ситуациях в качестве символа скрывающихся за ними расхождений и интересов, выполняя чисто идеологическую функцию. Так, нередко можно услышать утверждение, что в бывшей Югославии суть событий сегодня определяется войной между православием и исламом. Конфликты существуют не только между религиозными группами, но и внутри них. Они сопутствуют жизни любой религиозной группы, происходящим в них внутренним процессам, являются составной частью происходящей и здесь борьбы за власть, престиж, привилегии. С точки зрения конфликтологического подхода социальное поведение членов религиозных групп также мотивируется стремлениями к удовлетворению эгоистических интересов отдельных индивидов или их группировок. Примером внутрицерковного конфликта может служить столкновение интересов высшего и низшего духовенства, весьма различающихся по своему социальному статусу. Наряду с этим — конфликт между клиром, стремящимся монополизировать управление церковными делами, и мирянами. Сравнительно недавно, с середины нынешнего столетия, католическая церковь вынуждена была, например, пойти на расширение прав и влияния мирян на церковную жизнь. К числу такого рода конфликтов можно отнести борьбу между сторонниками религиозного модернизма и консерваторами, соблюдающими традицию и отстаивающими ее неприкосновенность. В русской православной церкви сегодня есть сторонники и противники новшеств, например, это касается языка, на котором ведется богослужение, форм организации жизни прихода, степени участия мирян в решении церковных проблем. Конфликты внутри группы могут быть связаны с внешними для нее обстоятельствами, это может быть разная политическая ориентация верующих одного вероисповедания в церковном руководстве. Короче говоря, в религиозном поведении, так же, как и в человеческом поведении вообще, решающую роль играют эгоистические интересы, приводящие к конфликтам, последствия которых могут быть самыми разными — как функциональными, так и дисфункциональными. Еще один тип конфликтов связан с существованием религии в обществе, находящемся на той или иной стадии развития процесса секуляризации. Эти конфликты могут быть вызваны изменениями духовпой жизни общества, обусловленными формированием светской культуры, приходящей в противоречие с традиционными религиозными взглядами на мир и моральными ценностями. Религиозная приверженность может приводить к конфликту не только с научными взглядами на мир, но и с нормами светской морали, требованиями закона. Религиозные убеждения могут противоречить службе в армии, участию в политической жизни или гражданской деятельности [7, с.94-96]. В целом конфликт и интеграция — две стороны одной медали и должны рассматриваться в связи между собой. 1) Конфликт может быть функциональным с точки зрения внутригрупповой интеграции, источником сплочения религиозной группы; некоторые группы культивируют конфликт с внешним миром в целях достижения внутренней сплоченности, враждебность "чужому" обеспечивает ее. 2) Конфликт может быть функциональным, вызывая изменения не только в религиозной группе, но и в обществе. Социология религии, в особенности Вебер, уделяет в этой связи большое внимание роли харизматических лидеров. Вебер видел в харизме фундаментальный противовес социальной стабильности и важный источник перемен. Он ссылался, на пророческие религии. Пророки часто провозглашали, что бог установил равенство и справедливость, а люди самовольно нарушили божественные установления. Такого рода пророчество может вызывать социальный конфликт и крупные по своим масштабам изменения в обществе [20, с.69]. Конфликтологическая теория религии вносит, таким образом, существенно важное дополнение к интеграционной модели религии Конфликт, противоречие могут иметь не только негативно разрушительные последствия, но и позитивные. Все же теория конфликтов, односторонне подчеркивая противоречие и борьбу, испытывает затруднение в объяснении солидарности и кооперации в социальной жизни. Необходимо учитывать оба момента — гармонию и диссонанс, — хотя их соотношение может в конкретных процессах варьировать в широких пределах, позволяя ставить акцент то на одном, то на другом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Конфликтология, 37 страниц
490 руб.
Дипломная работа, Конфликтология, 77 страниц
1925 руб.
Дипломная работа, Конфликтология, 45 страниц
1125 руб.
Дипломная работа, Конфликтология, 82 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Конфликтология, 47 страниц
1175 руб.
Дипломная работа, Конфликтология, 51 страница
1275 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg