Глава 1. Теоретико-методологические аспекты саморазвития педагога
1.1 Понятие личностного и профессионального саморазвития
Гуманизация образования направлена на развитие творческих возможностей человека, формированием предпосылок и условий для интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного развития личности, стимулированием ее на развитие себя. [6]
Развитие может быть рассмотрено как обобщающее понятие, элементом которого является и саморазвитие.
Развитие может быть раскрыто в следующих значениях:
- базовая категория психологии, которая широко используется в разных ее сферах и признается представителями практических школ и направлений;
- объективно существующий факт;
- естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т. п.;
- физическое, нравственное, личностное, интеллектуальное (применительно к человеку);
- некоторый объяснительный принцип многих явлений объективной реальности (применительно к науке: биологии, психологии, философии, педагогике и др.);
- ценность, особенно это касается наук о человеке.
Личность педагога, его мастерство, раскрывается в профессиональной деятельности.
Самосовершенствование часто обуславливается желанием человека расти, стать лучше, получить более высокие. Также причинами развития могут желание увеличить свое мастерство и получить желаемые качества и черты характера. В основе самосовершенствования находится регулярная работа над собой, направленная на положительные изменения личности, стремление к определенному идеалу своего Я, направленность на личное развитие. Самосовершенствования педагога состоит из нескольких стадий:
- самоанализ, анализ своей деятельности и общения. Процессе самоанализа выявляются представление о себе, о своих сторонах личности, происходит самопринятие. Исходи из того, есть ли принятие или нет личностью себя, будет происходить выбор самосовершенствования;
- создание образа идеального Я, этот процесс происходит благодаря включению механизмов самопрогнозирования;
-определение действий, направленные на саморазвитие, при этом устанавливается алгоритм действий педагога по самосовершенствованию, сроки, условия, ожидаемые итоги, способы и приемы самовоспитания и самообразования;
- реализация программы;
- контроль и оценка. [8]